Организация Объединенных Наций hri/core/gtm/2012 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Организация Объединенных Наций hri/core/alb/2012 4 676.32kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/jpn/2012 10 1193.83kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/tuv/2012 6 907.48kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/mne/2012 17 1592.06kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/sle/2012 7 1177.44kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/bel/2012 4 792.01kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/mar/2012 3 445.06kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/tha/2012 4 628.76kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/nzl/2010 19 1724.31kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/pol/2012 5 740.27kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/lux/2012 3 838.14kb.
Единственное усмотренное богом место поклонения у28. 11. 1965 шривпорт... 4 616.8kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Организация Объединенных Наций hri/core/gtm/2012 - страница №1/7




Организация Объединенных Наций

HRI/CORE/GTM/2012



Международные договоры
по правам человека


Distr.: 

9 October 2012

Russian

Original: 



Базовый документ, являющийся составной частью докладов государств-участников

Гватемала* **

[2 февраля 2012 года]

Содержание

Пункты Стр.

Аббревиатуры и акронимы 3

I. Введение 1–3 5

II. Общие сведения о Гватемале 4–144 5

A. Демографические, экономические, социальные и культурные
показатели 11–132 6

B. Конституционная, правовая и политическая структура


государства 133–144 48

III. Общие рамки защиты и поощрения прав человека 145–182 51

A. Принятие международных норм в области прав человека 145 51

B. Правовые рамки защиты прав человека на национальном уровне 146–163 78

C. Рамки поощрения прав человека на национальном уровне 164–170 83

D. Процесс подготовки национальных докладов 171–176 85



E. Последующая деятельность в связи с заключительными
замечаниями договорных органов по правам человека 177–182 87
Аббревиатуры и акронимы

БАНГУАТ

Банк Гватемалы

КС

Конституционный суд

СЕНАДОХ

Национальный центр анализа и учета судебной документации

ЭКЛАК

Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна

ГР

Генеральный ревизор

МКББГ

Международная комиссия по борьбе с безнаказанностью
в Гватемале

КОДИСРА

Президентская комиссия по борьбе с дискриминацией и расизмом в отношении коренных народов

КОГУАДИХ

Национальная комиссия по международному гуманитарному
праву

КОНАЛФА

Национальный комитет по борьбе с неграмотностью

КОНАПРЕВИ

Национальный координационный совет по предупреждению
насилия в семье и насилия в отношении женщин

КОПРЕДЕХ

Президентская комиссия по координации политики исполнительной власти в области прав человека

ДЕМИ

Управление по защите прав женщин коренного населения

ЭНКОВИ

Национальное обследование условий жизни

ЭНЕИ

Национальное обследование занятости и доходов

ФАО

Продовольственная и сельскохозяйственная организация
Объединенных Наций

ФОДИГУА

Фонд развития коренных народов

ФОНАПАС

Национальный фонд мира

ВНА

Великий национальный альянс (политическая партия)

ИДПП

Институт государственной защиты по уголовным делам

НИС

Национальный институт статистики

ЛИДЕР

Обновленная демократическая свобода (политическая партия)

МИНЭДУК

Министерство образования



Судебная прокуратура

МСПАС

Министерство здравоохранения и социального обеспечения

ОАГ

Организация американских государств

ОИГ

Организация ибероамериканских государств по вопросам
образования, науки и культуры

СС

Судебная система

НПО

Неправительственная организация

ПАОЗ

Панамериканская организация здравоохранения

ПНП

Партия национального прогресса

ППЧ

Прокурор по правам человека

ЭАН

Экономически активное население

НТВ

Население трудоспособного возраста

ВВП

Валовой внутренний продукт

НГП

Национальная гражданская полиция

ПРООН

Программа развития Организации Объединенных Наций

ППГ

Патриотическая партия Гватемалы

РЕНАП

Национальный реестр физических лиц

СЕПАС

Секретариат по вопросам мира

СЕПРЕМ

Секретариат по делам женщин при Президенте Республики

СЕСАН

Секретариат по вопросам продовольственной безопасности

СИКОИН

Комплексная система государственного учета

СПИД

Синдром приобретенного иммунодефицита

НРГ

Национальное радио Гватемалы

ВИС

Высший избирательный суд

НСН

Национальный союз надежды (политическая партия)

ЮНИСЕФ

Детский фонд Организации Объединенных Наций

ГНРЕ

Гватемальское национальное революционное единство (блок политических партий)


I. Введение

1. Согласно Компиляции руководящих принципов в отношении формы и содержания докладов, представляемых государствами − участниками международных договоров по правам человека (HRI/GEN/2/Rev.6), государствам следует сохранять актуальность их общих базовых документов, и им "следует стараться обновлять общий базовый документ в тех случаях, когда они представляют документ по конкретному договору". Свой первый базовый документ Гватемала представила в октябре 1994 года, и с тех пор этот документ не обновлялся.

2. Совершенно естественно, что за прошедшие почти 16 лет ситуация в стране существенно изменилась, и эти изменения необходимо отразить в новом документе, который позволит органам Организации Объединенных Наций иметь уточненное и более соответствующее реалиям представление о текущей ситуации в Гватемале и о состоянии ее общества. Это тем более необходимо, поскольку за указанный период был прекращен внутренний вооруженный конфликт, были подписаны мирные соглашения и начался процесс их реализации и эти события вызвали серьезные изменения в общественной и политической жизни страны и в отношении государственных органов к вопросам соблюдения прав человека.

3. Данный документ подготовлен в порядке выполнения международных обязательств страны в области прав человека и в целях повышения качества и приведения в соответствие с текущими реалиями информации, предоставляемой Гватемалой различным органам по правам человека системы Организации Объединенных Наций.



II. Общие сведения о Гватемале

4. Республика Гватемала расположена на Центральноамериканском перешейке. На севере и на западе она граничит с Мексикой, на востоке – с Белизом (по этой границе имеются неурегулированные спорные вопросы), омывается Атлантическим океаном и граничит с Гондурасом и Сальвадором, а на юге омывается Тихим океаном. Географические координаты центральной площади столицы − примерно 14°37' северной широты и 90°32' западной долготы; часовой пояс Гватемалы по универсальному времени (UT): UT-6:00.

5 По оценкам Национального института статистики (НИС) Гватемалы, в 2010 году на территории страны проживали 14 361 666 человек, т.е. по численности населения Гватемала является самым крупным государством на Центральноамериканском перешейке. Площадь территории страны составляет в общей сложности 108 889,2 кв. километра. В политико-административном отношении территория страны разделена на 22 департамента, которые в свою очередь состоят из 333 муниципий (см. приложения, таблица 1: Общая численность населения в разбивке по департаментам, по данным последних национальных переписей населения и по оценкам на 2010 год).

6. Протяженность сухопутных границ Гватемалы составляет 1 687 км, а длина береговой линии − 402 километра. Через эти внешние границы страны ежедневно совершаются многочисленные контакты и операции экономического, социального, политического и культурного характера, в том числе через них проходят потоки как законной, так и незаконной торговли, которые оказывают влияние не только на жизнь людей, живущих и работающих в соответствующих районах, но и на население всей страны и всего региона.

7. В силу своего географического положения на Центральноамериканском перешейке Гватемала играет особенно важную роль в этом регионе. Этот перешеек разделяет воды Атлантического и Тихого океанов и служит природным мостом между огромными континентальными массивами Северной и Южной Америки. На этом природном перекрестке огромного экологического значения своеобразные процессы исторического, политического, экономического и демографического характера сформировали мозаику народов и культур с настолько значительными различиями и асимметриями, что на этой почве возникали острые конфликтные ситуации.

8. Современное общество Гватемалы вобрало в себя все типы глубоких разногласий и двойственности, сложившихся в стране со времен прихода испанских завоевателей в ХVI веке, а впоследствии − проявления диктатуры, которая доминировала на политической сцене страны в течение большей части ХХ века, и внутреннего вооруженного конфликта 1960−1996 годов. На протяжении этого времени общество испытывало колониальный гнет, эксплуатацию и расовую дискриминацию, а в XIX веке было создано исключительно авторитарное и кастовое "национальное" государство. Эти особенности развития весьма негативно сказываются на состоянии современного гватемальского общества.

9. В последние десятилетия в результате подписания в 1996 году мирных соглашений были созданы предпосылки для строительства многоязычного и мультикультурного государства и тем самым был заложен фундамент для построения более справедливого и равноправного общества. Однако возможности этого нового проекта государственного строительства решающим образом зависят от структуры власти, которую не смогли изменить ни внутренний вооруженный конфликт, ни подписанные мирные соглашения.

10. В настоящее время Гватемала борется с тяжелым бременем явлений, унаследованных от колониальной эпохи, таких как расизм и дискриминация в отношении коренного населения, исторически сложившаяся зависимость от сельскохозяйственного производства и огромная пропасть неравенства, существующая между правящей элитой и подавляющим большинством населения. Наряду с этим предпринимаются усилия по модернизации политической и экономической жизни страны; в условиях демократии, которая фактически сводилась к демократическим выборам, в стране построены слабые институты, в которые проникли представители организованной преступности и параллельных органов власти, и построена экономика, наиболее продвинутые секторы которой пытаются соответствовать самым современным достижениям международного капитализма и условиям глобализации, но развитие которых по-прежнему способствует накоплению богатств в руках немногих, что ограничивает возможности экономического развития страны, усиливает асимметрию власти и подрывает перспективы развития политической демократии и верховенства закона.



A. Демографические, экономические, социальные и культурные показатели

1. Демографические показатели

11. По данным последней переписи населения, проведенной НИС в 2002 году, в указанном году численность населения страны составляла 11 237 196 человек, а плотность населения – 103 человека на кв. километр. В соответствии с расчетами НИС темпы роста численности населения в период между 1970 и 2008 годами составили в среднем 2,4% и, соответственно, плотность населения в 2010 году должна была увеличиться до 132 человек на квадратный километр (см. приложение, таблица 2: Среднегодовые темпы роста численности населения, 1970−2008 годы; и таблица 3: Динамика плотности населения, 1880−2010 годы).

12. В 2002 году в департаменте Гватемала, в котором находится столица страны (город Гватемала), проживало 22% всего населения страны, и плотность населения в этом департаменте составляла 1 196 человек на кв. км (INE, censo 2002, págs. 15 y 16). Территория страны заселена крайне неравномерно; в значительной мере это объясняется тем, что в столице1 сконцентрирована основная часть экономической и политической деятельности и находятся органы административного управления, здесь лучше организован доступ к основным услугам и имеются более широкие возможности трудоустройства. В результате в столице проживает 38,8% всего городского населения страны (чуть более 2 млн. человек). Остальные департаменты страны по численности населения значительно уступают департаменту Гватемала; численность населения самых крупных из них едва достигает одной трети этого показателя по департаменту Гватемала; соответственно, в этих департаментах значительно ниже и плотность населения. После департамента Гватемала наиболее населенными являются следующие департаменты:

a) Уэуэтенанго − 7,5% общей численности населения страны;

b) Сан-Маркос − 7,1%;

c) Альта-Верапас − 6,9%;

d) Киче − 5,8%;

e) Кесальтенанго − 5,6%.

За исключением департамента Кесальтенанго, ни в одном из четырех других перечисленных департаментов в городах не проживает более 25% общей численности населения, и за исключением департамента Сан-Маркос основную часть населения остальных департаментов составляют представители коренных народов (INE, censo 2002, pág. 18).

13. Согласно данным переписи 2002 года, в указанном году доля женщин составляла 51,1% общей численности населения (5 740 357 человек), 53,9% населения проживало в сельской местности (6 052 361 человек) и доля представителей коренных народов составляла 41% (4 610 440 человек) общей численности населения страны (см. приложения, таблица 4: Структура населения в разбивке по департаментам, полу, родному языку и районам проживания (городские районы и сельская местность), по данным переписи 2002 года).

14. Представители народности майя составляют 95,7% общей численности коренного населения страны, а остальные 4,3% составляют представители народностей шинка и гарифуна. Большинство коренного населения (65,7% от его общей численности) проживает в сельской местности; это − наиболее бедные и наименее обеспеченные основными услугами слои населения, и условия их жизни способствуют воспроизведению характерной для них ситуации отчуждения и маргинализации. Доля коренного населения, проживающего в городах, составляет всего 12,5%, а доля городских жителей, не являющихся представителями коренных народов, составляет 33,5% общей численности населения страны.

15. В качестве исключения следует отметить, что 87% граждан этнической группы гарифуна проживают в городах; с другой стороны, доля проживающих в городах представителей народности шинка составляет менее 20%.

16. Население народности майя состоит из 21 этнической группы, а в целом доля населения народности майя составляет 39% от общей численности населения страны. Наиболее многочисленными из них являются следующие четыре группы: киче, кекчи, какчикель и мам; по данным переписи 2002 года, общая численность представителей этих этнических групп составляла 3 573 104 человека (см. приложение, таблица 5: Численность населения народности майя в разбивке по полу и этническим группам, по данным переписи 2002 года).

17. Возрастную структуру нынешнего населения Гватемалы описывает классическая диаграмма, представляющая собой возрастную пирамиду, имеющую широкое основание молодого населения, численность которого сначала постепенно, а начиная с тридцати лет − быстро уменьшается, и ширина пирамиды становится очень узкой, а на уровне возраста старше 75 лет практически исчезает. Однако, по данным демографических расчетов, страна переживает процесс медленной демографической трансформации, вызываемый рядом факторов (см. приложение, таблица 6: Темпы роста численности населения (в процентах), ожидаемая продолжительность жизни (число лет), суммарный коэффициент рождаемости (число детей в расчете на одну женщину) и общий коэффициент рождаемости (в расчете на тысячу человек населения), 1960−2020 годы):

a) наблюдается тенденция к снижению суммарного и общего коэффициентов рождаемости. Если в период между 2000 и 2005 годами величина суммарного коэффициента рождаемости составляла 4,6 ребенка на одну женщину, то в период между 2005 и 2010 годами она снизилась до 4,15 и, по расчетам, в период между 2010 и 2015 годами уменьшится до 3,71 ребенка на одну женщину. Эта динамика нашла отражение в изменении величины общего коэффициента рождаемости: в упомянутые выше периоды этот показатель снизился с 35,8 до 33,28 и, по расчетам, в период между 2010 и 2015 годами составит 30,5 живорожденных детей на тысячу жителей;

b) продолжительность жизни увеличивается. По расчетам, за период с 2000 по 2020 год продолжительность жизни увеличится на 3,6 года. Соответственно, если в 2000 году средняя ожидаемая продолжительность жизни мужчин и женщин составляла 68,91 года, то к 2020 году она должна вырасти до 72,5 года. По-прежнему средняя продолжительность жизни женщин будет выше, чем мужчин; по расчетам, продолжительность жизни женщин в 2020 году составит 76,1 года, тогда как в 2000 году она составляла 72,5 года, а продолжительность жизни мужчин за два десятилетия – с 2000 по 2020 год − увеличится с 65,5 лет до 69,1 года;

c) коэффициент детской смертности снижается. Если в начале второй половины ХХ века показатели детской смертности в Гватемале были одни из самых тревожных на континенте и достигали 202 случаев смерти детей в возрасте до 5 лет на тысячу жителей (в 1960 году), то 40 лет спустя (в 2000 году) этот показатель уменьшился почти в четыре раза (до 53 случаев смерти на тысячу жителей); эта тенденция к снижению детской смертности продолжается, и в 2007 году коэффициент детской смертности составил 39 случаев смерти на тысячу жителей. Этот показатель соответствует уровню стран со средним коэффициентом детской смертности: его наименьшее значение – между 2,9 и 4,9 на тысячу человек населения (наблюдается в основном в европейских странах), а наиболее высокое – от 92,7 до 160,3 (в основном, в странах Африки южнее Сахары) (см. приложение, таблица 7: Коэффициент ранней детской смертности (детей в возрасте до 1 года), коэффициент детской смертности (детей в возрасте до 5 лет) и коэффициент материнской смертности, 1960–2007 годы).

18. Постепенное изменение возрастной структуры населения хорошо видно на рисунках 1, 2 и 3, приведенных в приложениях к данному докладу. На этих рисунках видно, как с течением времени традиционная возрастная пирамида населения приобретает бочкообразную форму, характерную для стран, которые прошли аналогичный демографический переход.

19. В целом, более детальный анализ возрастной структуры населения Гватемалы показывает, что это страна с молодым населением: в 2010 году 69,7% населения было в возрасте до 30 лет, 41,6% − в возрасте до 15 лет и 15% − моложе 5 лет. На другом конце возрастной пирамиды находится небольшая группа населения старше 60 лет, доля которой составляет всего 6,4% общей численности населения, причем в соответствии с показателями ожидаемой продолжительности жизни основная часть этой группы относится к населению в возрасте от 60 до 64 лет (2% общей численности населения) (см. приложение, таблица 8: Общая численность населения в разбивке по пятилетним возрастным группам, 2005−2050 годы).

20. Вследствие вышеприведенных характеристик населения Гватемалы в 2010 году доля неработающих категорий населения (относительный показатель числа иждивенцев − коэффициент зависимости) составила 46%: это означает, что на каждые 100 гватемальцев трудоспособного возраста приходилось 46 лиц, потенциально зависимых от них в экономическом отношении (поскольку по своему возрасту они относились к экономически неактивному населению − моложе 15 и старше 65 лет). Из этих 46 иждивенцев 42 человека – дети в возрасте до 15 лет и четверо – взрослые лица старше 65 лет. В то же время, по прогнозам, в результате ожидаемых в предстоящие годы демографических изменений в 2050 году коэффициент зависимости снизится до 32%, и в составе иждивенцев будет 9 детей и 23 взрослых пожилых человека2.

21. Описанная демографическая ситуация в основном является следствием отмеченной в последние годы тенденции изменения статистических показателей рождаемости и смертности населения страны. Число рождений заметно уменьшилось (в 2008 году родилось почти на 40 000 детей меньше, чем в 1999 году), а число умерших в течение того же периода оставалось почти стабильным или увеличивалось сравнительно медленными темпами; в 2008 году было зарегистрировано на 5 094 больше случаев смерти, чем десять лет тому назад (см. приложение, рисунок 4: Динамика численности родившихся и умерших, 1999−2008 годы; таблица 9: Число рождений в разбивке по годам и по департаментам проживания матерей, 1999−2008 годы; и таблица 10: Число случаев смерти в разбивке по годам и по департаментам проживания умерших, 1999−2008 годы).


следующая страница >>



Составление бюджета — самый солидный и добросовестный способ залезть в долги.
ещё >>