Организация Объединенных Наций hri/core/alb/2012 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Организация Объединенных Наций hri/core/jpn/2012 10 1193.83kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/mne/2012 17 1592.06kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/tuv/2012 6 907.48kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/sle/2012 7 1177.44kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/bel/2012 4 792.01kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/mar/2012 3 445.06kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/gtm/2012 7 1657.58kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/tha/2012 4 628.76kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/nzl/2010 19 1724.31kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/pol/2012 5 740.27kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/lux/2012 3 838.14kb.
«молдова –cefta –ЕС: диалог, торговля, инвестиции” 29-30 мая 2012... 1 111.55kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Организация Объединенных Наций hri/core/alb/2012 - страница №1/4




Организация Объединенных Наций

HRI/CORE/ALB/2012



Международные договоры
по правам человека


Distr.: 

3 September 2012

Russian

Original: 



Общий базовый документ, являющийся частью докладов государств-участников

Албания* **

[28 марта 2012 года]

Содержание

Глава Пункты Стр.

I. Введение 1−5 4

II. Общая информация об Албании 6−73 5

A. Демографические, социальные и культурные особенности


государства 6−37 5

B. Конституционная, политическая и правовая структура


государства 38−73 10

III. Общие рамки защиты и поощрения прав человека 74−118 17

A. Принятие международных норм в области прав человека 74−77 17

B. Правовые рамки защиты прав человека на национальном уровне 78−104 18

C. Правовые рамки поощрения прав человека на национальном
уровне 105−112 23

D. Процесс представления докладов на национальном уровне 113−118 25

IV. Информация о недискриминации, равенстве и эффективных
средствах правовой защиты 119−180 26

A. Национальные правовые рамки, обеспечивающие равенство


и защиту от дискриминации 119−150 26

B. Подзаконные акты и конкретные меры, обеспечивающие


защиту от дискриминации 151−178 32

C. Эффективные средства правовой защиты, обеспечивающие


защиту прав человека и свободу от дискриминации 179−180 36

Приложения

I. Список международных конвенций о правах человека, подписанных
Республикой Албания

II. Показатели для оценки осуществления прав человека

III. Перечень докладов, представленных Албанией

Сокращения


ГАУ

Государственное административное управление

ИСА

Институт статистики Албании

ЦИК

Центральная избирательная комиссия

ПА

Парламент Албании

МОН

Министерство образования и науки

МВД

Министерство внутренних дел

МЮ

Министерство юстиции

МЭТЭ

Министерство экономики, торговли и энергетики

МФ

Министерство финансов

МТСДРВ

Министерство труда, социальных дел и равных возможностей

МОРТ

Министерство общественных работ и транспорта

МЗ

Министерство здравоохранения

МТКДМС

Министерство туризма, культуры, по делам молодежи и спорта

АРТ

Албанское радио и телевидение

I. Введение

1. Настоящий базовый (пересмотренный) документ является частью докладов, представляемых правительством Албании в соответствии с конвенциями Организации Объединенных Наций по правам человека, и составлен в соответствии с Согласованными руководящими принципами представления докладов согласно международным договорам о правах человека1.

2. Основанный на упомянутых Принципах базовый документ, как и представленные Албанией документы касательно конкретных международных договоров о правах человека, является частью докладов, направляемых в рамках международных конвенций о правах человека.

3. Базовый документ, являясь частью докладов государства-участника по конвенциям Организации Объединенных Наций о правах человека, содержит общую информацию об осуществлении конкретных международных договоров о правах человека, участником которых является Республика Албания, относящуюся к механизмам конкретных международных договоров о правах человека.

4. Первый базовый документ2 Республика Албания представила в 2003 году3; доклад был подготовлен на основе Пересмотренных согласованных руководящих принципов (HRI/GEN/2 Rev.6). В соответствии с упомянутыми выше Руководящими принципами Республика Албания представляет новый пересмотренный вариант базового документа, который содержит общую информацию об экономике, социальной сфере и культуре Албании, ее конституционном, политическом и правовом устройстве, общей основе защиты и поощрения прав человека, нормативно-правовой базе защиты прав человека на национальном уровне и т.д. за период, охватывающий соответственно 2002−2011 годы.

5. В ходе подготовки настоящего документа Министерство иностранных дел, отвечающее за подготовку докладов страны по правам человека, представило соответствующую информацию компетентному государственному органу, и в целях составления настоящего документа была учреждена межведомственная рабочая группа. Настоящий доклад подготовлен Министерством иностранных дел совместно с Министерством юстиции, Министерством внутренних дел, Министерством труда, социальных дел и равных возможностей, Министерством образования и науки, Министерством здравоохранения, Министерством туризма, культуры, по делам молодежи и спорта, Центральной избирательной комиссией, Институтом статистики, а также с другими перечисленными ниже центральными государственными и независимыми учреждениями.



II. Общая информация об Албании

A. Демографические, социальные и культурные особенности государства

1. Национальные особенности государства

6. Республика Албания является европейским государством, расположенным в юго-восточной части Балканского полуострова. Албания граничит с Черногорией, Косово, Македонией и Грецией и омывается Адриатическим и Ионическим морями. Протяженность ее границ составляет 1 094 км, из которых 657 км проходят по суше, 316 км − по побережью, 48 км − по рекам и 73 км − по озерам.

7. Республика Албания имеет общую площадь 28 748 км2. Это преимущественно горная страна со средней высотой в 708 метров. Высочайшая точка Албании − гора Кораби (около 2 751 м над уровнем моря). Хотя низменные области расположены главным образом в западной части вдоль побережья Адриатического моря, низменности имеются и в других районах страны. В географии Албании выделяется четыре основных природных зоны: a) Албанские Альпы; b) центральный горный район; c) южный горный район и d) прибрежная равнина.

8. Столица Албании − Тирана, провозглашенная столицей в 1920 году. Национальный праздник Республики Албания (День флага) − 28 ноября. Официальным языком является албанский, который входит в особую группу семьи индоевропейских языков. Официальной религии в Республике Албания не имеется. Среди населения есть религиозные общины православных, католиков, мусульман и бекташей. Национальными и языковыми меньшинствами, официально признанными в стране, являются греки, македонцы, сербы, черногорцы, влахи/восточнороманское меньшинство и рома.



2. Демографические и этнические особенности

9. 1 октября 2011 года в Албании была проведена перепись населения и жилищного фонда 2011 года. Согласно опубликованным предварительным результатам, Республика Албания имеет население 2 831 741 человек, в то время как, согласно данным предыдущей переписи 2001 года, оно составляло 3 069 275 человек. Эти опубликованные цифровые данные указывают на снижение этого показателя за 10 лет на 7,7%, что, как считается, обусловлено многими причинами, которые будут проанализированы после подведения окончательных результатов переписи 2011 года. Однако некоторые из главных причин такого сокращения численности населения можно назвать: снижение рождаемости, миграция и т.д. Как следствие снизилась также плотность населения: со 106 до 98,5 человек на км2 (таблица 1 приложения 3).

10. В настоящее время точных данных о численности меньшинств, проживающих на территории Албании нет, как и нет точных сведений о религиозной принадлежности и родных языках жителей страны. Конкретные цифры будут опубликованы после подведения официальных результатов переписи 2011 года.

11. Впервые в истории проведения переписей в Албании последняя перепись населения выявила, что большинство албанцев (около 53,7%) живут в городах и 46,3% − в сельских районах (таблица 1 приложения 3).

12. Что касается миграционных потоков выезжающих из страны, то "албанцы" составляют одну из наиболее многочисленных групп мигрантов в странах ЕС (приблизительно 0,8 млн. человек). Согласно оценкам, 20% жителей Албании покинули страну и остались жить за границей4. По статистическим данным МТСДРВ, большинство албанцев выезжают в страны Западной Европы, а меньшинство − Американского континента.

13. Экономически активное население (лица в возрасте 15−64 лет) составляет 65% от общей численности населения. Этот показатель несколько выше в городах (67%) и ниже в сельских районах (63%). Другую часть населения (моложе 15 лет и в возрасте 65 лет и старше) составляют экономически зависимые лица. 23% населения − дети младше 15 лет, и лишь 12% − престарелые в возрасте 65 лет и старше.

14. В среднем среди албанцев в возрасте до 14 лет и от 15 до 65 лет мужчин больше (соответственно 52% и 51%). В возрастной группе 65 лет и старше больше женщин − 61%5 (таблица 2 приложения 3).

15. Статистические данные о рождаемости и смертности также свидетельствуют об изменении соответствующих показателей в течение 2002−2008 годов. В этот период уровень живорождений снизился приблизительно на 20%. Приблизительно 52% зарегистрированных живых новорожденных − мальчики (таблица 3 приложения 3).

16. Как показывает сопоставление результатов исследования о репродуктивном здоровье в Албании и Демографического медицинского обследования Албании (ДМОА) коэффициент фертильности в стране снизился (таблица 4 приложения 3). В 1999−2002 годах он составлял 2,6 ребенка на одну женщину, а в 2006−2008 годах упал до уровня 1,6 ребенка на одну женщину. В настоящее время этот коэффициент выше в сельских районах, чем в городах (1,8 против 1,3). При том что пик рождаемости приходится на возрастную группу 25−29 лет, максимальное различие в коэффициенте фертильности между городами и сельскими районами приходится на возрастную группу 20−24 года (64 против 120)6. Средний размер семей в Албании составляет 3,8 человека. На семьи с одним родителем, чаще всего женщиной, приходится 16% албанских семей. Лишь в 3% таких семей живут сироты или взятые под опеку дети.

3. Социальная сфера, экономика и культура

а) Социальная сфера

17 Система социальной помощи в Республике Албания включает: социальное страхование, медицинское страхование, выплаты по безработице, экономическую помощь, выплаты инвалидам и социальные услуги. В соответствии с Законом № 9355 от 10 марта 2005 года "О помощи и социальных услугах" (с поправками) нуждающимся семьям оказывается всесторонняя или частичная финансовая помощь. В соответствии с этим законом материальную помощь получают также отдельные лица − сироты, жертвы торговли детьми и подвергшиеся насилию женщины. Выплаты в связи с инвалидностью получают страдающие параличом нижних конечностей и четырех конечностей, слепые, лица с психическими, физическими и сенсорными расстройствами, а также лица, получившие производственную травму.

18. Законодательство обеспечивает защиту работающих, предусматривая выплату им пенсий по старости, пенсий по инвалидности, семейных пособий, пенсий по болезни, пенсий в связи с несчастными случаями на производстве, пенсий в связи с утратой кормильца, пособий по безработице и пособий в связи с рождением ребенка и уходом за ним. В соответствии с Законом № 10197 от 10 февраля 2009 года "О фондах добровольных пенсий" помимо обязательной системы существует третий компонент добровольных пенсионных взносов для тех, кто желает получать в будущем больше.

19. В Республике Албания можно получить и государственное, и частное образование. Государственное образование является светским. Система образования Республики Албания состоит из описываемых ниже уровней. Дошкольное образование охватывает ясли, находящиеся в ведении местных органов власти, и детские сады, находящиеся в ведении МОН. Процесс обучения в рамках дошкольного образования осуществляется на основе учебных программ, утвержденных МОН. Дошкольное образование не является обязательным.

20. Базовое образование обязательно для всех в возрасте от 6 до 16 лет. Оно включает обучение в начальных школах и средних школах первого уровня. С 2006 года продолжительность этого образования составляет девять лет (ранее было восемь). Учащиеся-инвалиды получают такое образование в обычных школах или специальных учебных классах.

21. Среднее образование состоит из (очного или заочного) обучения в средних школах, которое длится три года и заканчивается получением государственного аттестата зрелости.

22. Профессиональное образование, а также полное среднее образование получают после девяти лет обучения в рамках основной образовательной системы. Цель этого образования заключается в подготовке специалистов, способных работать в соответствии с положениями Международной стандартной классификации образования (МСКО), Албанской базы классификаций (АБК) и Европейской базы классификаций (ЕБК). Продолжительность обучения на этом уровне составляет два−четыре года.

23. Социально-культурное образование включает изучение в средних школах иностранных языков и гуманитарных наук и физическое воспитание. В зависимости от образовательной ориентации продолжительность обучения на этом уровне составляет три−четыре года.

24. В соответствии с Национальной стратегией действий в области высшего образования на 2008−2013 годы и Национальной стратегией действий в области науки и техники на 2009−2015 годы высшее образование в Республике Албания соответствует с 2003 года критериям, изложенным в Болонской декларации. Исходя из принципов, установленных в Европейском сообществе, высшие учебные заведения страны пользуются автономией и академической свободой. В систему высшего образования входят университеты, академии, профессиональные колледжи, высшие школы и межуниверситетские центры, которые работают по официально утвержденным учебным программам.

25. Республика Албания располагает эффективной системой здравоохранения с обширной инфраструктурой учреждений, которые оказывают, в частности, медицинские услуги матерям. Все беременные женщины получают надлежащую дородовую медицинскую помощь квалифицированных специалистов, по крайней мере один раз в течение беременности. Смертность среди детей в возрасте до пяти лет7 составляет 22 на 1 000 живорождений, т.е. приблизительно 1 из 45 новорожденных умирает до достижения пятилетнего возраста. В то же время младенческая смертность составляет 18 на 1 000 живорождений, что свидетельствует о том, что чаще всего дети младшего возраста умирают в течение первого года жизни. Согласно результатам ДМОА за 2008−2009 годы, смертность новорожденных и постнатальная смертность составляет соответственно 11 и 7 на 1 000 живорождений.

26. По данным ИСА, материнская смертность среди женщин в возрасте 15−49 лет снизилась (с 1,0 в 2002 году до 0,6 на 100 000 женщин в 2007 году). Та же тенденция отмечается в отношении коэффициента смертности на каждые 100 000 живорождений, который за тот же период сократился с 21,2 до 14,7. Коэффициент смертности во время абортов находится на нулевом уровне.

27. Согласно статистическим данным, 99% женщин и 100% мужчин в возрасте 15−49 лет знают по крайней мере об одном способе семейного планирования. Использование методов семейного планирования объективно отражает уровень полученного образования. Нынешний низкий уровень инфицирования ВИЧ в Албании позволяет принимать оперативные меры и предотвращать последующее распространение болезни. Большинство лиц, которым в Албании был поставлен диагноз ВИЧ, составляют мужчины и женщины из возрастной группы 25−44 лет. Вместе с тем с 2000 года доля женщин, инфицированных ВИЧ/СПИДом, растет.

28. Десятью главными причинами смертности в стране, согласно данным текущей статистики, являются: а) несчастные случаи; b) убийства/самоубийства; с) отравления; d) травматизм; е) курение; f) алкоголизм, g) рак; h) высокое артериальное давление; i) СПИД/ВИЧ; j) проблемы, связанные с получением медицинской помощи.

b) Экономика

29. Общенациональный уровень бедности в Республике Албания постоянно снижается. Согласно полученным данным, в 2002 году этот показатель составлял 25,4% от общей численности населения, а в период 2005−2010 годов он существенно снизился до 12,4%.

30. Согласно информации, опубликованной ИСА, уровень занятости в стране8 повысился, хотя этот рост и отмечается в основном в частном секторе (12%). В то же время в государственном секторе отмечается небольшое снижение занятости на аналогичную величину (12%) в период 2002−2009 годов. Согласно тому же источнику, это обусловлено тем, что уровень безработицы в период 2003−2009 годов снизился на 2,1%. Соотношение между безработными-мужчинами и безработными-женщинами остается в течение ряда лет практически неизменным. С точки зрения образовательного уровня наиболее многочисленную группу безработных составляют лица с минимальным начальным образованием и восьмилетним школьным образованием (54%). Доля лиц, стремящихся найти работу и получивших среднее образование, − 2%. Лица с минимальным образованием или вообще без образования работают главным образом в неформальном секторе.

31. На рынке труда Албании по-прежнему негативно сказывается высокая доля неформального рынка. Тем более что перемещения между неформальным и формальным секторами минимальны. Уровни занятости в государственном секторе (18,1%) и частном секторе (81,9%) указывают на преобладающее положение последнего9. Структура занятости отражает тот факт, что в экономике доминирует сельскохозяйственный сектор (сельское хозяйство − 44,5%; торговля − 11,7%; обрабатывающая промышленность − 7,1%; строительство − 8,4%).

32. Число трудящихся, состоящих в профессиональных союзах, составляет приблизительно 170 000 человек.

33. Другим показателем, который значительно вырос за период 2005−2009 годов, является валовой внутренний продукт на душу населения. В 2009 году ВВП на душу населения увеличился на 98 700 лек, или на 38%, по сравнению с 2005 годом. Согласно принятым ИСА определениям категорий, потребительские расходы в албанской семье входят в группу "средний ценовой индекс потребления". Расходы семьи на продукты питания, жилье, медицинские услуги и образование составляют 58,76% бюджета средней семьи с двумя детьми и 63,65% бюджета семьи с одним родителем (таблица 9 приложения 3).

34. В соответствии с постановлением Совета министров № 566 от 14 июля 2010 года минимальный месячный размер оплаты труда на национальном уровне, который является обязательным для всех физических и юридических лиц, будь то государственный или частный сектор, был повышен до 19 000 лек (таблица 10 приложения 3). По сравнению с 2005 годом в 2009 году доходы государственного бюджета возросли на 46%. Около 90,4% общего объема этих доходов в 2009 году составили поступления в виде подоходных налогов. Расходная часть государственного бюджета за тот же период выросла на 63%.

35. Основными ресурсами для производства энергии в стране являются уголь, природный газ, сырая нефть и нефтепродукты, топливная древесина, электроэнергия и т.д. Первое место среди используемых ресурсов занимают сырая нефть и нефтепродукты, затем следуют электроэнергия, топливная древесина, природный газ и уголь. Конечное потребление энергоресурсов в стране обеспечивает собственное производство, самые высокие показатели которого были зарегистрированы в 2003−2005 годах (таблица 13 приложения 3).



с) Культура

36. Благодаря отличительным особенностям природного рельефа Албании и соответствующей ориентации политики, проводимой Министерством туризма, культуры, по делам молодежи и спорта, в последнее время Албания привлекает внимание многочисленных иностранных туристов. Согласно статистическим данным министерства, в период с января по декабрь 2009 года количество туристов, посетивших Албанию, возросло по сравнению с 2005 годом приблизительно в 2,4 раза.

37. Наиболее посещаемыми иностранцами местами являются: Албанская Ривьера и Албанские Альпы, парки и археологические центры, исторические музеи, национальные природные парки и т.д. Археологический центр Бутринт и города Берат и Гирокастра были объявлены ЮНЕСКО объектами всемирного культурного наследия. Албанские памятники античной культуры составляют особый фонд албанского культурного наследия. Это иллирийские курганы, фортификационные сооружения античных и средневековых городов Лежа и Берат, монументальные гробницы Селка, Месопотамская и Поянская церкви, городской музей Берата и Гирокастры, мечеть Этхем-бея и храм секты дервишей в Берате, фрески Онуфри и Давида Селеника, а также восемь исторических и этнографических музеев в городах Тирана, Круя, Корча и Берат.

B. Конституционное, политическое и правовое устройство государства

1. Государственное устройство

38. В соответствии со статьей 1 Конституции10, 11 конституционное устройство Республики Албания определяется как "парламентская республика". В той же статье Албания определяется как "унитарное и неделимое государство, где управление основывается на системе свободных, равных, всеобщих и периодических выборов". Система управления страной основана на разделении и балансе законодательной, исполнительной и судебной властей (статья 7 Конституции). В своей деятельности государство руководствуется принципом уважения прав. Албанский закон признал Конституцию сводом гарантий уважения свобод и прав человека и установил, что за исключением случаев, предусмотренных в Конституции, она обладает верховенством в иерархии правовых норм страны12.



2. Законодательная власть

39. Законодательную власть осуществляет албанский парламент. Он состоит из 140 депутатов, которые избираются по спискам политических партий и партийных коалиций, а также непосредственно населением в одномандатных избирательных округах. Выборы в албанский парламент проводятся раз в четыре года (статьи 65 и 68). Правом законодательной инициативы обладают Совет министров, все депутаты и группы в количестве 20 000 избирателей. Парламент утверждает законы большинством голосов присутствующих депутатов числом более половины их списочного состава, за исключением случаев, когда Конституция предусматривает квалифицированное большинство (статьи 78/1 и 81). Закон считается принятым, если после утверждения парламентом его подписал Президент Республики. Президент Республики вправе вернуть закон на пересмотр только один раз. Декрет Президента о пересмотре утрачивает свою силу, если большинство членов парламента голосуют против него.



следующая страница >>



Россия должна кормить своих крестьян. Александр Заверюха, министр
ещё >>