Организация Объединенных Наций E/C. 12/Blr/4−6 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Организация Объединенных Наций cerd/C/blr/Q/18-19 1 26.32kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/blr/2011 4 554.9kb.
Организация Объединенных Наций dp/fpa/2001/11 13 1469.5kb.
Организация объединенных наций hsp 3 485.97kb.
Организация Объединенных Наций E/2007/inf/2/Ad 18 2960.35kb.
Организация Объединенных Наций 1 284.14kb.
Учебно-методический комплекс организация объединенных наций для студентов... 1 309.39kb.
Организация Объединенных Наций 2005 Международная конвенция о борьбе... 1 262.56kb.
Организация Объединенных Наций A/AC. 265/2006/7 1 26.94kb.
Организация объединенных наций конвенция о правах инвалидов 3 502.45kb.
Фонд Организации Объединенных Наций в области народонаселения Среднесрочный... 6 884.36kb.
Анализ рынка услуг рекламирования в средствах массовой информации... 1 145.19kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Организация Объединенных Наций E/C. 12/Blr/4−6 - страница №1/8




Организация Объединенных Наций




E/C.12/BLR/4−6



Экономический
и Социальный Совет


Distr.: 

29 October 2012

Russian

Original: 



Комитет по экономическим, социальным
и культурным правам


Осуществление Международного пакта
об экономических, социальных и культурных правах


Объединенные четвертый, пятый и шестой периодические доклады, представленные государствами-участниками в соответствии
со статьями 16 и 17 Пакта


Беларусь*

[19 ноября 2010 года]



Содержание

Пункты Стр.

I. Введение 1−6 3

II. Основная информация общего характера 7−24 3

III. Выполнение общих положений Пакта 25−562 6

Статья 2 25−37 6

Статья 3 38 7

Статьи 4 и 5 39−45 8

Статья 6 46−92 9

Статья 7 93−149 15

Статья 8 150−167 21

Статья 9 168−237 23

Статья 10 238−308 32

Статья 11 309−370 41

Статья 12 371−465 49

Статья 13 466−516 60

Статья 15 517−562 65



I. Введение

1. В соответствии со статьями 16 и 17 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах Республика Беларусь представляет объединенный четвертый, пятый и шестой периодический доклад об осуществлении положений Пакта за период 1996–2009 годов.

2. Так как объединенный периодический доклад охватывает большой временной промежуток, в данном документе прежде всего отражена современная ситуация по выполнению Беларусью Пакта.

3. Настоящий доклад подготовлен Министерством иностранных дел на основе материалов, представленных министерствами труда и социальной защиты, юстиции, здравоохранения, образования, культуры, внутренних дел, информации, жилищно-коммунального хозяйства, сельского хозяйства и продовольствия, государственными комитетами по науке и технологиям, по стандартизации.

4. Доклад содержит основную информацию о достижениях в обеспечении государством экономических, социальных, культурных и других гарантий белорусским гражданам.

5. Республика Беларусь, выполняя обязательства перед договорными органами ООН, представила периодические доклады в Комитет по правам ребенка (2008 год) и в Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (2009 год). В этой связи информация, касающаяся соблюдения прав ребенка и обеспечения гендерного равенства, в докладе Комитету по экономическим, социальным и культурным правам не дублируется.

6. Усилия Беларуси по защите и поощрению экономических, социальных и культурных прав белорусских граждан были отмечены в ходе состоявшегося в мае 2010 года Универсального периодического обзора Беларуси в Совете по правам человека (A/HRC/WG.6/8/BLR/2, A/HRC/WG.6/8/BLR/3).

II. Основная информация общего характера

7. Исторически территория Беларуси неоднократно подвергалась насилию извне и разрушительным войнам, входила в состав различных государств. В ходе Второй мировой войны были унесены жизни не менее 30% населения страны, практически полностью уничтожена инфраструктура страны.

8. В результате аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году радионуклидами была загрязнена почти четверть территории Беларуси, что оказывает долгосрочное негативное влияние на экономику страны, здоровье населения.

9. В связи с распадом Советского Союза и переходом страны к рыночным отношениям экономическое и социальное положение белорусских граждан ухудшилось. Правительству до сих пор приходится принимать во внимание вышеуказанные факторы при выработке государственной политики в сфере защиты и поощрения экономических, социальных и культурных прав граждан.

10. Несмотря на долгосрочные сдерживающие факторы, постоянным главным ориентиром социально-экономического развития Беларуси выступает решение социальных задач, связанных с последовательным повышением уровня и качества жизни, сокращением масштабов малообеспеченности и созданием предпосылок для последующего роста благосостояния населения.

11. Высокие темпы роста доходов граждан в 2000-е годы позволили минимизировать численность малообеспеченного населения в стране с 46,7% в 1999 до 5,4% в 2009 году.

12. Социальные гарантии в рамках белорусской модели развития выражаются в:


  • гарантиях равенства мужчин и женщин в образовании и трудовой деятельности;

  • гарантиях права молодежи на духовное, нравственное и физическое развитие;

  • гарантиях права на труд как наиболее достойный способ самоутверждения экономического, морального и социального содержания жизнедеятельности человека;

  • гарантиях справедливой доли вознаграждения в экономических результатах труда, но не ниже уровня, обеспечивающего гражданам и их семьям свободное и достаточное существование;

  • гарантиях права на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения;

  • гарантиях права на социальное обеспечение в старости, по болезни и другим причинам.

13. Одним из ключевых аспектов обеспечения эффективного социального развития страны является расширение занятости. Уровень безработицы в Беларуси является одним из самых низких в Европе, он составляет в настоящее время менее 1%. Государство предоставляет дополнительные гарантии в области занятости особо нуждающимся и особо уязвимым категориям граждан, в том числе родителям многодетных и неполных семей; лицам до 21 года, которые впервые находятся в поисках работы; инвалидам; гражданам, освобожденным из мест лишения свободы. Дополнительные гарантии включают в себя такие меры, как бронирование рабочих мест для определенных категорий граждан, осуществление программ профессионального обучения.

14. В Беларуси на протяжении последнего десятилетия наблюдается тенденция снижения женской и молодежной безработицы. Государственная социальная поддержка населения является важнейшей составляющей социально экономической политики Беларуси. С 2007 года в стране активно задействуется принцип адресности при осуществлении государственной поддержки. Эта мера, закрепленная на законодательном уровне, позволяет применять четкий и прозрачный механизм предоставления государственной адресной социальной помощи тем, кто в ней действительно нуждается.

15. Смысл эффективной адресной социальной защиты состоит в том, чтобы сконцентрировать ограниченные ресурсы на удовлетворении потребностей социально незащищенных слоев населения. Предполагается переход от общих социальных программ к программам адресным, учитывающим потребности конкретных слоев и групп населения, а также определенных регионов. При этом разрабатываются дифференцированные программы, в частности, по инвалидам, одиноким пенсионерам – предоставление различных социальных услуг, обслуживание на дому; многодетным и неполным семьям с низкими доходами – оказание всех видов адресной материальной помощи.

16. Приоритетной задачей государства в области социальной защиты является забота о семье, детях, в частности, обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурно-психологической функций; обеспечение прав детей на их полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие.

17. В системе материальной помощи семьям с детьми государство использует льготы по налогообложению.

18. Особое внимание уделяется в стране жителям сельской местности, которые острее других ощущают жизненные трудности: неразвитость социальной инфраструктуры, транспортных услуг, бытового обслуживания. Стоит задача осуществлять работу по введению государственных социальных стандартов по всей стране с обязательным учетом региональных особенностей. Введение социальных стандартов направлено на то, чтобы уровень социальной защиты гарантированно улучшался.

19. Одним из приоритетов социальной политики государства является пенсионное обеспечение. С учетом неблагоприятных тенденций демографического развития (в первую очередь, старения населения) получателями пенсий являются 27% населения. Расходы на выплату пенсий составляют 8% от ВВП страны. В 2009 году по сравнению с 2008 годом рост размера пенсий составил более 9%. За период с 2003 по 2008 год доля пенсионеров с пенсией ниже бюджета прожиточного минимума снизилась с 29,9% до 6% от общей численности пенсионеров.

20. Республика Беларусь активно развивает международно-правовую договорную базу в области пенсионного (социального) обеспечения: соответствующие соглашения (договоры) заключены в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ), а также с Литвой и Латвией.

21. Основополагающее значение в социальной политике Республики Беларусь отводится совершенствованию системы здравоохранения и формированию у населения навыков здорового образа жизни. Система здравоохранения Республики Беларусь сохранила государственный характер, негосударственный сектор в объеме оказываемых медицинских услуг составляет около 5%.

22. Отмечается постоянное увеличение государственных расходов на здравоохранение: в 2001−2006 годах расходы в данной сфере (в долл. США) увеличились в 2,9 раза (с 537,5 до 1 579,5 млн. долл.); в расчете на одного жителя расходы возросли в 2,76 раза. По информации Европейского банка реконструкции и развития (Доклад о процессе перехода за 2005 год), в Беларуси по сравнению с другими странами СНГ отмечался один из самых высоких уровней расходов на здравоохранение – 4,9% от ВВП.

23. Образование и грамотность – важнейшая основа прогрессивного общества. В Республике Беларусь ежегодные расходы на нужды образования за период 2006–2010 годы в среднем составили 6% от уровня ВВП. В Беларуси гарантировано бесплатное общее среднее и профессионально-техническое образование, а на конкурсной основе – среднее специальное и высшее образование, которое доступно каждому человеку. При этом особое внимание уделяется обеспечению равенства образовательных возможностей городской и сельской молодежи.

24. В Беларуси созданы необходимые условия для всестороннего беспрепятственного культурного и творческого развития личности, доступа к культурным ценностям, созданию эстетических ценностей, развитию народных талантов, сохранению историко-культурного наследия.



III. Выполнение общих положений Пакта

Статья 2

Международная техническая помощь в целях оказания содействия реализации закрепленных в Пакте прав

25. Республика Беларусь активно взаимодействует с международными организациями в рамках выполнения страновых программ для Беларуси и осуществления проектов международной помощи по обеспечению экономических, социальных и других прав белорусских граждан.

26. По инициативе Правительства в настоящее время в страновые программы всех аккредитованных в Беларуси международных организаций включен компонент защиты и поощрения прав человека, который, помимо прочего, предусматривает взаимодействие с международными организациями по вопросам экономических, социальных и культурных прав.

27. Так, совместно с ПРООН выполнен ряд совместных проектов, содействующих обеспечению поступательной реализации мер государственной политики в области снижения малообеспеченности белорусских граждан: "Развитие диалога и партнерства на региональном уровне по предотвращению роста безработицы и бедности при реструктуризации градообразующих предприятий" (2002−2003 гг.); "Содействие в подготовке основных направлений национальной стратегии предотвращения бедности в Республике Беларусь" (2003−2006 гг.).

28. В июне 2009 г. началась реализация проекта ПРООН "Разработка модели комплексной региональной социальной политики для предотвращения бедности в Республике Беларусь" (2009−2011 гг.). Данный проект направлен на повышение уровня и качества жизни населения регионов Беларуси в контексте выполнения государственных социальных программ. В рамках осуществления проекта предполагается провести комплексную оценку уровня социального развития регионов и разработать концепцию модели комплексной региональной социальной политики, направленной на сокращение неравенства в уровне и качестве жизни населения.

Обеспечение экономических прав лиц, не являющихся гражданами Республики Беларусь

29. В 2001 году Республика Беларусь присоединилась к Конвенции о статусе беженцев 1951 года, Протоколу, касающемуся статуса беженцев, 1967 года и осуществляет защиту лиц, ищущих убежище, и беженцев в соответствии с данной Конвенцией и национальным законодательством.

30. Основы правового положения иностранцев в Республике Беларусь определяются Законом Республики Беларусь от 3 июля 2009 г. "О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь", согласно которому иностранцам могут быть предоставлены статус беженца, дополнительная или временная защита, а также гарантирована невысылка в государство гражданской принадлежности или прежнего обычного места жительства в соответствии с международными обязательствами Республики Беларусь.

31. Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь", гарантирует иностранцам и лицам без гражданства на территории Республики Беларусь права, свободы и обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, данным Законом, иными законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.

32. Иностранцы, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, имеют все социально-экономические права, включая право на образование, охрану здоровья и труд, которыми пользуются иностранцы, постоянно проживающие в Республике Беларусь. На них распространяется законодательство Республики Беларусь в области занятости, в частности, им оказывается содействие в профессиональном обучении и трудоустройстве. Кроме того, им предоставлено право на воссоединение семьи, получение денежной помощи, проживание в специально оборудованных местах, льготы при регистрации по месту жительства, а также право на судебную защиту наравне с гражданами Республики Беларусь.

33. Иностранцы, не подлежащие высылке в соответствии с международными обязательствами Республики Беларусь, имеют право на получение разрешения на временное проживание в Республике Беларусь и пользуются всеми правами, которые предоставляются указанной категории иностранцев.

34. Несовершеннолетние иностранцы, ходатайствующие о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты, а также которым предоставлены статус беженца или дополнительная защита, имеют право на обучение в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного и общего среднего образования, и право на медицинское обслуживание наравне с несовершеннолетними гражданами Республики Беларусь.

35. По оценкам УВКБ законодательство Республики Беларусь является наиболее прогрессивным на территории стран СНГ.

36. С 1997 по 2010 годы в компетентные органы государственного управления Беларуси с ходатайствами о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты обратилось более 3,5 тыс. иностранцев из 48 государств мира. В первом полугодии 2010 года с ходатайствами о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь обратилось 90 иностранцев.

37. Беларусь вносит свой вклад в деятельность по сокращению лиц без гражданства. Так, за последние 10 лет количество лиц без гражданства в Беларуси снизилось с 21,6 тыс. до 7,6 тыс. человек.



Статья 3

Обеспечение гендерного равенства применительно к выполнению признаваемых в Пакте прав

38. В настоящее время Республика Беларусь уже достигла Цели тысячелетия в области развития по обеспечению равенства мужчин и женщин. Полная информация об обеспечении гендерного равенства применительно к выполнению признаваемых в Пакте прав содержится в седьмом периодическом докладе Республики Беларусь о выполнении положений Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW/C/BLR/7) (2009 год).



Статьи 4 и 5

Информированность общественности и подготовка сотрудников правоохранительных органов по вопросам бытового насилия

39. В Республике Беларусь в настоящее время сложилась проверенная практика применения правовых норм по фактам совершения правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений. В стране совершается менее 2% "бытовых" преступлений от общего числа уголовно наказуемых деяний, однако все они совершаются против жизни и здоровья личности, поэтому бытовая преступность представляет собой особую социальную опасность, вызывает необходимость постоянного совершенствования работы по ее профилактике.

40. На государственном уровне принимаются необходимые меры по совершенствованию деятельности, направленной на предупреждение насилия, в том числе в отношении женщин и детей. Республика Беларусь, первая на постсоветском пространстве, приняла Закон "Об основах деятельности по профилактике правонарушений", который вступил в силу в феврале 2009 года. В концепцию Закона заложены основы профилактики конкретных видов правонарушений, в том числе пьянства, насилия в семье. Реализация данного Закона позволит разрешить в определенной степени стоящие перед обществом задачи по укреплению правопорядка, защите прав и интересов граждан страны, повысить уровень профилактического влияния на криминогенные процессы в стране.

41. Основной приоритет в работе по реализации вышеназванного Закона отводится следующему механизму действий: специалист в области здравоохранения отвечает за совершенствование взаимодействия заинтересованных в вопросах предупреждения и преодоления пьянства и алкоголизма; специалист в области труда и социальной защиты – за разрешение проблем незанятости трудоспособных граждан, улучшение работы, направленной на повышение уровня социальной защищенности малообеспеченных граждан и, в первую очередь, детей в неблагополучных семьях и престарелых граждан; специалист в области культуры – за творческое развитие личности; специалист в области спорта и туризма – за развитие и вовлечение населения в спортивно-массовые, физкультурно-оздоровительные мероприятия.

42. С 1 июля 2008 г. в Министерстве внутренних дел организована телефонная "прямая линия", на которую можно сообщить (в том числе анонимно) сведения о неблагополучных семьях, лицах злоупотребляющих спиртными напитками и ведущих антиобщественный образ жизни, несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, для принятия своевременных мер реагирования. Аналогичные телефонные "прямые линии" были созданы в управлениях внутренних дел областей и г. Минска.

43. Органами внутренних дел совместно с органами образования, культуры, спорта и туризма и другими заинтересованными на постоянной основе проводятся информационные дни, творческие конкурсы, массовые спортивные мероприятия по пропаганде и освещению здорового образа жизни, профилактике правонарушений.

44. Повышается роль общественных объединений, в том числе женских, в процессах профилактики и борьбы с насилием. Наиболее активными женскими общественными объединениями являются Белорусский союз женщин, Белорусская ассоциация молодых христианских женщин, Женское независимое демократическое объединение, Белорусская ассоциация трудящихся женщин, "Дети – не для насилия". Каждое из объединений реализует ряд конкретных проектов, направленных на решение проблемы насилия в отношении женщин и детей, в том числе домашнего насилия, во взаимодействии с государственными органами и международными организациями.

45. С 2002 года действует многопрофильный Кризисный центр для женщин и детей, пострадавших от насилия, общественного объединения "Радислава". При содействии указанной общественной организации в 2007 году в Территориальном центре социального обслуживания населения Первомайского района г. Минска начала работать "Служба помощи гражданам, пострадавшим от насилия".



Статья 6

Меры по обеспечению занятости женщин, молодежи, инвалидов

46. В соответствии с Законом Республики Беларусь "О занятости населения Республики Беларусь" государство обеспечивает дополнительные гарантии в области содействия занятости гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда (статья 11).

47. В ежегодно разрабатываемых Государственной и региональных программах содействия занятости населения отдельным разделом предусматриваются меры по обеспечению занятости социально уязвимых категорий граждан.

48. Принятые в последние годы меры, в том числе ежегодная реализация мероприятий Программ содействия занятости населения, позволили существенно изменить тенденции на рынке труда. Одновременно с сокращением числа безработных снизился уровень безработицы, который на 1 января 2010 г. составлял 0,9% к численности экономически активного населения. В то же время растет численность занятых в экономике. В 2009 году по сравнению с 2002 годом количество нуждающихся в трудоустройстве женщин снизилось в 1,7 раза, молодежи – в 1,5 раза.

49. Более 20% безработных из общего числа обратившихся граждан относится к категории особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, которым государство предоставляет дополнительные гарантии в области занятости населения.

50. Государственной программой содействия занятости населения Республики Беларусь на 2009 год предусматривался комплекс мер по обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда: молодежи до 21 года, инвалидов, женщин, граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнитель-ной системы, длительно неработающих граждан.

51. За 2009 год на постоянную работу трудоустроено 20,9 тыс. безработных, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, из них 12,4 тыс. – в счет установленной брони, в том числе 0,8 тыс. молодежи в возрасте до 18 лет и 2,4 тыс. инвалидов. В результате реализации мероприятий Государственной программы в составе безработных удельный вес женщин уменьшился с 60,7% на 1 января 2009 г. до 57% на 1 января 2010 г.

52. Особое внимание уделяется содействию занятости населения, проживающего в сельской местности и малых городах.

53. В 2009 году обеспечено выполнение основных показателей Государственной программы в части обеспечения занятости сельского населения – за счет всех источников финансирования на селе создано 19,6 тыс. рабочих мест.

54. Особое внимание уделялось стабилизации ситуации на рынке рабочей силы в малых городах – в 2009 году создано 30,5 тыс. рабочих мест.



  • В целом в малых городах Беларуси количество безработных снизилось на 0,5 тыс. человек (5,6%), количество вакансий также снизилось с 8,2 тыс. до 6,1 тыс. рабочих мест, или на 25,1%, в тоже время напряженность на рынке труда малых городов повысилась с 1,0 безработного на 1 вакансию на 1 января 2009 г. (по стране – 0,7) до 1,2 на 1 января 2010 г. (по стране – 1,2).

Содействие в трудоустройстве безработным гражданам

55. Одним из приоритетов Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь является обеспечение занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите – женщин, длительно неработающих граждан, других категорий.

56. За счет бюджетных ссуд из средств Фонда социальной защиты населения Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь в 2009 году создано 3,1 тыс. рабочих мест. При этом бюджетные ссуды для создания рабочих мест выдаются нанимателям при условии трудоустройства на них, в приоритетном порядке, молодежи, женщин, длительно неработающих граждан.

57. В 2009 году органами по труду, занятости и социальной защите в соответствии с Положением "Об организации временной занятости молодежи "Молодежная практика" было трудоустроено 1,5 тыс. человек, из них более 50% – женщин (в том числе 61 женщина-мать, длительное время не работающая в связи с уходом за ребенком), что позволило им приобрести профессиональные знания, умения и навыки практической работы на производстве, повысить конкурентоспособность на рынке труда.

58. Обеспечивается первоочередное направление на профессиональное обучение:


  • безработных из числа женщин-матерей, длительное время не работавших в связи с уходом за ребенком, по специальностям, пользующимся повышенным спросом на рынке труда, дающим возможность занятия индивидуальной предпринимательской деятельностью, а также надомным трудом;

  • молодежи в возрасте до 21 года по профессиям, востребованным на рынке труда (до 50% от числа зарегистрированных).

59. В целях повышения конкурентоспособности на рынке труда длительно неработающие граждане направляются на профессиональную подготовку и переподготовку преимущественно по конкретным заказам нанимателей с гарантией последующего трудоустройства.

60. За 2009 год направлено на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 25 тыс. безработных, из них 11,4 тыс. – женщины, 16,8 тыс. – молодежь в возрасте 16−29 лет.

61. Анализ структуры граждан, трудоустроенных органами по труду, занятости и социальной защите в 2009 году, показал, что из 130 тыс. безработных 17,8 тыс. человек – длительно неработающие граждане, 3,1 тыс. – граждане, уволенные со срочной военной службы, 1,8 тыс. – граждане, освободившиеся из учреждений уголовно-исполнительной системы МВД, 3,3 тыс. – выпускники учреждений, обеспечивающих получение высшего, среднего специального и профессионально-технического образования.


следующая страница >>



Чем больше случаев нравиться вы доставляете людям, тем скорее и вы им понравитесь. Пьер Буаст
ещё >>