Ораторское искусство. История и современность Риторика как наука - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебной дисциплины «Ораторское искусство» 1 322.81kb.
Вопрос 1 История как наука История -гуманитарная наука 11 1663.59kb.
Риторика Книги Александров, Д. Н 1 94.32kb.
Бюллетень студенческого научного кружка (снк) Фотогалерея студенческой... 1 20.43kb.
Отчет ООО «Инэк-Аудит» по конкурсу «Ораторское мастерство и искусство... 1 307.81kb.
1. История – как наука. Методы и формы ее изучения 6 1059.13kb.
История как наука: объект, предмет, источники, методы и функции История 4 663.63kb.
З. А. Каменский история философии как наука в россии XIX-XX вв. 30 5095.29kb.
Контрольные работы для заочного отделения по риторике 1 144.5kb.
1. Политология как наука и научная дисциплина История политической... 7 1554.04kb.
«Ораторское искусство древнего Рима» 1 106.34kb.
Экзаменационные вопросы кандидатского минимума по истории и философии... 1 44.7kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Ораторское искусство. История и современность Риторика как наука - страница №1/1

Ораторское искусство. История и современность
1. Риторика как наука.

2. Типы ораторского искусства.

3. История развития ораторского искусства.

4. Риторические традиции в России.


1. Риторика как наука
Слово риторика пришло к нам из греческого языка, его синонимами являются выражение ораторское искусство и слово красноречие.

Возникновению ораторского искусства способствовала насущная необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имевших общественную значимость. История свидетельствует, что важнейшим условием появления риторики является не просто развитое общество, но активное участие граждан в политической жизни страны. То есть ораторское искусство могло развиться только в государстве с демократической формой правления. Это обнаружилось ещё в Древней Греции. В одном из величайших древнегреческих городов-государств Спарте, где аристократия имела право бесконтрольно решать любые общественные вопросы, не было создано никаких значительных произведений речевого мастерства. В то же время в Афинах, где верховной властью обладало народное собрание, в короткий срок появилось немало выдающихся ораторов.

Как отмечают исследователи, наиболее активно ораторское искусство развивается в переломные исторические эпохи. Расцвет красноречия приходится на периоды социальных революций. Ораторское искусство помогает сплочению людей вокруг того или иного дела, воодушевляет, направляет их.

Ещё в глубокой древности обозначились два подхода к восприятию ораторского искусства. Одни считали, что главное в красноречии – это идея (логос), то есть содержание, а главная задача риторики – убеждение. Риторика понималась как искусство убеждать. Аристотель, например, определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». Другие рассматривали риторику как искусство украшения речи, основным достоинством ораторского произведения считали форму и стиль. Большой популярностью пользовалось определение известного римского оратора М. Ф. Квинтиллиана: «Искусство говорить хорошо». Он считал, что речь оратора должна характеризоваться чистотой, уместностью, ясностью, красотой, богатством и разнообразием слов. В русской риторической науке подчёркивалось, что красота и выразительность речи служат её убедительности, то есть идея первична, а форма вторична. М. В. Ломоносов давал такое определение в своей книге «Краткое руководство к красноречию»: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению».

Разные взгляды на ораторское искусство становились причиной ожесточённых споров вокруг риторики, которые сопровождали её в течение ряда веков и тысячелетий. Некоторое время риторика подвергалась осуждению. В частности, В. Г. Белинский резко выступал против восприятия риторики как науки. Он утверждал, что искусство публичной речи развивается исключительно практикой, реальными выступлениями, что никакого теоретического обоснования этого искусства не может существовать. Благодаря такой точке зрения слово риторика получило переносное значение – «внешняя красивость, напыщенность речи». Словом этим давали негативную оценку бессодержательным, но многословным и витиеватым выступлениям.

Предмет риторики как науки, её задачи, её внутреннее содержание и соотношение с другим науками в ходе истории, таким образом, многократно пересматривались. Сегодня риторика, ораторское мастерство снова входит в моду. Почему это происходит? Казалось бы, в современных условиях дефицита общения красноречию нет места. Однако именно в силу общего недостатка времени на полноценное общение на первый план выходят те приёмы, которые помогают сделать коммуникацию максимально плодотворной. Немногие в наше время владеют искусством говорить красиво, ясно и убедительно, а необходимость такого искусства очевидна: при высоком уровне развития средств массовой информации любому мало-мальски известному человеку приходится выступать перед обширной аудиторией. Кроме того, высоко развито в современной деловой среде искусство ведения переговоров, и владение этим искусством зачастую оказывается залогом успешного бизнеса. Это ещё одна причина востребованности риторических умений.

Сегодня вновь стали говорить о риторике как об одной из филологических наук, объектом которой является ораторское искусство, способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности. Современная риторика, естественно, отличается от риторики античной. Предметом её является не только публичная речь, но и самые разные виды речевой коммуникации: беседы, переговоры, совещания, интервью и т.п. Но, продолжая аристотелевскую традицию, многие учёные подчёркивают, что по-прежнему главной задачей риторики остаётся убеждающее воздействие на слушателей.

Таким образом, современная риторика – это наука об убедительной и действенной речи в различных ситуациях общения.

Риторика – историческое явление. Каждая историческая эпоха предъявляет оратору определённые требования. В. Г. Белинский писал, что если бы Демосфен воскрес и заговорил в каком-нибудь современном парламенте, он, скорее всего, не имел бы успеха. Имеет ораторское искусство и территориальную специфику: успешный оратор одной страны может быть неверно понят в другой. Это связано с культурными различиями, особенностями так называемой языковой картины мира, которая у каждого народа имеет свои нюансы.

Риторика как наука взаимосвязана не только с лингвистикой. Ораторское искусство опирается на философию, психологию, логику, герменевтику (науку о восприятии), семиотику (науку о знаковой информации). Разные из смежных наук по-разному взаимодействуют с риторикой: лингвистика, например, формирует культурно-речевую базу ораторского искусства; психология помогает выбрать оптимальные средства воздействия на аудиторию, поддержания внимания, углубления восприятия речи. Логика учит оратора последовательно излагать свои мысли, правильно строить выступление, подбирать и выстраивать аргументы.


2. Типы ораторского искусства
Ораторское искусство никогда не было однородным. В зависимости от конкретной сферы применения оно исторически подразделялось на различные виды. Современная научная литература классифицирует красноречие по различным основаниям. Устные выступления могут делиться на монологические (те, в которых слушатели не принимают непосредственного участия) и диалогические (в которых слушатели занимают активную позицию, могут, например, задавать вопросы или отвечать на них). Монологическое красноречие представлено целым рядом жанров (лекция, доклад, сообщение, торжественная речь, агитационная речь и др.). Жанры диалогического красноречия – спор, дискуссия, беседа, интервью, деловая игра, «круглый стол» и др.

В основе ораторского искусства лежит убеждающее воздействие, поэтому в публичном выступлении огромную роль играет аргументация. По преобладанию тех или иных доказательств в речи выступления могут быть рациональными (в своей доказательной базе опирающиеся на фактические и логические аргументы) и эмоциональными (основанными на эмоциональной аргументации).

По социально-функциональному признаку выделяются следующие виды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, богословско-церковное, социально-бытовое, военное, дипломатическое, торговое.

К социально-политическому красноречию относятся доклады на социально-политические и социально-экономические темы, митинговые речи, политические речи разнообразной формы и тематики (борьба за власть, международные, межнациональные вопросы, правовые, экономические, нравственные проблемы и др.).

Риторические традиции в политической речи имеют давнюю историю. Начиная с времён Древнегреческого государства ораторство и политика были неразрывны. Все знаменитые ораторы Древней Греции и Древнего Рима были одновременно и крупными политическими деятелями. Например, Перикл, правивший Афинами в течение 15 лет, обладал, по утверждению современников, выдающимися ораторскими способностями («на его устах почивала богиня красноречия»). Демосфен, замечательный греческий оратор, тоже больших успехов достиг на политическом поприще. Марк Туллий Цицерон был виднейшим римским оратором и политиком.

Одарёнными ораторами новейшей истории были революционные деятели Джузеппе Гарибальди, Че Гевара.



К политическому красноречию примыкает дипломатическое, ведь дипломатия – это тоже политика, но внешняя. Дипломат представляет свою страну на международной арене, поэтому требования к дипломатической речи очень высоки. Во-первых, это речь, исполненная большого достоинства, выражающая амбиции государства. С другой стороны, дипломаты обязаны с почтением относиться к своим собеседникам, также представляющим свою страну с её традициями и авторитетом. Как следствие – важная роль церемониала и этикета. Во-вторых, речь дипломата должна отражать высокий уровень образования говорящего, его глубокие познания в различных областях. Без соблюдения этих условий речь дипломата едва ли достигнет желаемого результата, договорённости не будут достигнуты, взаимные интересы не будут соблюдены. Кроме того, важнейшими чертами речевого поведения дипломата являются быстрота реакции на слова собеседника, проницательность, умение понимать намёки, ценить чужое чувство юмора. Некоторые писатели были профессиональными дипломатами (А. С. Грибоедов, Ф. И. Тютчев, С. Моэм).

Академическое красноречие проявляется в высоком мастерстве общения с учениками. О важности этого вида красноречия размышляли Платон, Сократ, Аристотель, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачёв и др. Основные принципы академического красноречия – научная глубина излагаемого материала, точность, строгая логика, умение находить контакт с аудиторией, поддерживать интерес. В России традиции академического ораторского искусства сложились в первой половине XIX века. Сохранились воспоминания современников о прекрасных учёных- лекторах, какими были С. М. Соловьёв, Д. И. Менделеев, И. М. Сеченов, К. А. Тимирязев.

Судебное красноречие издавна привлекало внимание исследователей – с тех самых пор, когда возникла процедура судопроизводства, то есть со времени существования древнегреческого государства. Ещё в Афинах сложился процесс суда как дискуссия обвиняющей и защищающей сторон под председательством независимого судьи. Судебное красноречие представлено не только обвинительной речью прокурора и защитительной речью адвоката, но и самозащитительной речью обвиняемого, речью свидетелей и самого судьи. Однако первые два жанра судебного красноречия получили наибольшее развитие, поскольку именно убедительность доводов обвинения или защиты способны решить судьбу обвиняемого.

Богословско-церковное красноречие представлено, главным образом, жанрами проповеди и исповеди. Проповедь – это речь священнослужителя, посвященная той или иной нравственной или богословской проблеме. В духовных учебных заведениях большое внимание уделяется технике речи: постановке голоса, тембру, интонациям, поскольку эти средства имеют большую воздействующую силу. Богословско-церковное красноречие отличается интенсивным цитированием священных текстов (Библии, Евангелия, житийной литературы). В связи с этим в речи духовенства отмечается обилие церковнославянизмов.

Социально-бытовое красноречие имеет место при произнесении торжественных речей, посвящённых каким-либо личным или семейным событиям (юбилеям, годовщинам и т.п.). Во времена Платона и Аристотеля в качестве предмета риторики выступала и дружеская беседа. Сегодня «светская болтовня» не считается серьёзным занятием, поэтому к ней не предъявляют требований высокого речевого мастерства. Однако ещё не так давно, когда беседа была одним из развлечений состоятельных людей, умение красиво рассуждать на различные темы в неофициальной обстановке ценилось весьма высоко. Интересных собеседников старались чаще приглашать в гости, их уважали, искали с ними дружбы. Талантом вести светскую беседу обладал герой пушкинского романа в стихах Евгений Онегин:

Имел он счастливый талант

Без принужденья в разговоре

Коснуться до всего слегка

С учёным видом знатока,

Хранить молчанье в важном споре

И возбуждать улыбку дам

Огнём нежданных эпиграмм.

Бытовое красноречие обладает такими чертами, как литературная разговорность (то есть преимущественное использование средств разговорной речи, но с соблюдением литературной нормы), эмоциональность, высокая степень вовлечённости невербальных средств, допустимость умолчаний, аллюзий, намёков на события, известные только узкому кругу близких людей.

Военное красноречие реализуется в следующих жанрах: речь-приказ, инструктивная речь, воодушевляющая речь, речь-призыв. Этот вид красноречия близок к политическому, поскольку политика всегда является основой военной мощи. Специфика профессии военного – это строгая дисциплина, высокая организованность, чёткость действий, быстрота реакций, требовательность к себе и подчинённым. Это накладывает отпечаток и на военное красноречие, требующее ясности, лаконичности, эмоциональной силы, чёткости и недвусмысленности в построении высказываний. Идеал полководца – яркая и сильная личность, способная увлечь, повести за собой, а это подразумевает владение приёмами ораторского воздействия. Выдающимися ораторами были такие гениальные полководцы, как Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон Бонапарт, Горацио Нельсон, М. И. Кутузов; всем знакомы меткие афористичные изречения А. В. Суворова, который был любимцем солдат.

Торговое красноречие сегодня переживает в России своё второе рождение. Наиболее яркий жанр этого типа речевого мастерства – реклама. Она представляет собой не только краткие слоганы, знакомые нам по телевизионным эфирам и плакатам. Это может быть цельное речевое произведение, звучащее, например, на презентации или маркетинговой конференции. Торговое красноречие требует хорошего знания психологии потребителя, умения отбирать наиболее эффективные способы убеждения и доказательства, так как рекламная речь обычно ограничена во времени. Кроме того, для этого вида красноречия важно знание этикетных правил, принятых не только в родной стране, но и за границей – ведь часто приходится общаться и с зарубежными партнёрами.

Любой вид красноречия формируется с помощью речевой практики. Редкие люди наделены врождённой способностью красиво и убедительно говорить. Естественно, существуют те, кому публичное выступление даётся легче, и те, кому трудно побороть страх перед аудиторией. Но риторика как наука знает немало методов преодоления и этого иррационального страха, и многих других проблем, стоящих на пути к ораторскому мастерству.


3. История развития ораторского искусства
Прежде всего, в истории ораторского искусства выделяется античный период. Античная риторика возникла в Греции в V – IV вв. до н.э., сложилась в систему в III – II в. до н.э. и распространилась в Риме в I веке до н.э.

Родоначальниками риторики были софисты (от слова «софия» – мудрость). Так называли в Древней Греции одарённых людей, которые обучали других философии. Софисты учили правилам логического мышления и изложения своих мыслей, приёмам доказательства и опровержения. Одним из первых философов-софистов, разработавших теорию риторики, был Протагор. Софисты первыми заговорили о диалектике ораторского искусства – то есть о его внутренней противоречивости, диалогичности, сложном единстве противоборствующих в споре сторон. Они же заметили, что убедительность речи зачастую не зависит от истинности утверждаемого тезиса. Скоро они стали заниматься поиском различного рода словесных уловок, позволяющих запутать противника и таким образом добиться победы в споре. Поэтому слово «софист» впоследствии приобрело иное, отрицательное значение – лжемудрец.

С софистами яростно боролся Сократ. Он утверждал, что главное в споре – не победа, а выяснение истины.

Спор, дискуссия, полемика были и важным общественным делом, и любимым развлечением афинян. Гражданам часто приходилось выступать в суде. В те времена не было прокуроров и адвокатов; каждый мог выступить на стороне обвинения, а защищаться нужно было самому обвиняемому. Решение выносил суд, состоящий из шести тысяч выбранных по жребию присяжных (такое количество исключало возможность подкупа судей). Многие участвовали в публичном обсуждении государственных дел, которое устраивалось на площади каждые 10 дней. И свободное время иные коротали в жарких спорах друг с другом. Неудивительно, что в 391 году до н.э. в Афинах была открыта первая риторическая школа с регулярным обучением. Основателем школы был Исократ. Там готовили всесторонне образованных людей: политиков, историков, философов, юристов, знатоков литературы. Главным в учебной программе было обучение искусству слова, умению вести дискуссию. Воспитанники школы Исократа учились составлять судебные речи, защищать самые безнадёжные дела, отстаивать самые разные, даже противоположные, точки зрения.

В первой риторической школе предъявлялись высочайшие требования к тексту речи. Необходимо было, чтобы речь была не только доступна всем слушающим, образцово выстроена, но и приятна на слух. Текст тщательно редактировался, устранялись неблагозвучные сочетания согласных, предложения выстраивались с учётом мелодики речи. Все фразы должны были находиться в гармонии между собой.

Лучшим учеником школы Исократа был знаменитый оратор Демосфен.

Крупнейшим теоретиком античной риторики был философ и учёный Аристотель. Его сочинение «Риторика» - единственный древнегреческий труд по красноречию, дошедший до нас в целостном виде. «Риторика» состоит из трёх книг, в которых рассматриваются язык, стиль и структура публичной речи.

Под влиянием греческого ораторского искусства высокого уровня развития достигает риторика в Древнем Риме, особенно во времена расцвета римской республики. Карьера оратора была и почётной, и доходной. В риторических школах, открытых греческими риторами, могли учиться только дети знати, которые в перспективе должны были стать государственными деятелями.

Самым крупным теоретиком и практиком ораторского искусства того периода был знаменитый Марк Туллий Цицерон, имя которого стало символом красноречия. Его труды («Оратор», «О знаменитых ораторах»), речи и письма сохранились и опубликованы. Цицерон возводил искусство слова на высшую ступень почёта, сравнивал его с искусством полководца. Он сформулировал три задачи, которые должен ставить перед собой оратор:

- доказать и продемонстрировать истинность приводимых фактов;

- доставить слушателям эстетическое удовольствие от самой речи;

- воздействовать на их волю, побуждая к активным действиям.

Он утверждал, что хороший оратор должен обладать мыслью философа, языком поэта, памятью юрисконсульта, голосом трагика и грацией великих актёров. В трудах Цицерона заложены основы стилистики.

Теорию риторики разрабатывал и Марк Фабий Квинтиллиан. Он занимался обучением ораторскому искусству, руководил государственной риторической школой. Признавая речевую практику необходимейшим условием достижения ораторского мастерства, он создал практическое руководство по красноречию, которым пользовались и в последующие эпохи. Согласно методике Квинтиллиана будущему оратору необходимо, прежде всего, ознакомиться с теорией риторики, затем проанализировать и осмыслить образцы ораторского искусства. Для развития собственного мастерства оратор должен начинать с подражания, так как всякий оратор рождается от оратора. Очень важна ораторская практика с последующим анализом каждого собственного выступления. Квинтиллиан даёт также советы по подготовке речи, даёт методический алгоритм действий оратора:

1) выбрать тему, назвать её и рассмотреть с разных сторон;

2) собрать материал к речи, проанализировать его;

3) расположить материал в соответствии с замыслом речи и с учётом характера аудитории;

4) произнести речь, оценить её с точки зрения благозвучности.

Античные теоретики заложили фундамент науки об ораторском искусстве, начали разработку риторики как научной дисциплины. Некоторые их идеи не потеряли актуальности вплоть до наших дней.

В Средние века в Европе риторика, как и большинство других наук, существовала в подчинении у богословия. Церковь занимала в то время лидирующие позиции в государственном управлении, а, следовательно, чрезвычайно сильно влияла на все достижения того времени. Литература и искусство средних веков формировались под воздействием религиозного мировоззрения. В науке господствовала схоластика – религиозная философия, не признающая никаких иных доказательств, кроме веры. Все научные аргументы черпались исключительно из священного писания. Показателем образованности было знание возможно большего числа цитат из богословских книг, написанных на латыни. Как утверждал знаменитый католический богослов XIII века Фома Аквинский, всякое познание – грех, если это не познание Бога.

В области ораторского искусства основным видом стало духовное красноречие. Служители церкви должны были толковать библейские легенды, внушать необходимость следования религиозным постулатам. Ораторское искусство ориентировалось не на убеждение, а на эмоциональное и психологическое воздействие, в связи с этим большое значение придавалось внешней форме речи. Начала даже формироваться особая наука о церковном проповедничестве – гомилетика.

К числу знаменитых религиозных проповедников относятся епископ Константинополя Иоанн Златоуст, епископ Августин Блаженный (IV век). Одним из выдающихся средневековых ораторов более позднего времени был настоятель монастыря доминиканцев во Флоренции Савонарола (1452 – 1498). Современники говорили о нём как о величайшем мастере слова.

Зарождение капиталистических отношений вызвало новый этап в развитии мировой культуры – Возрождение. Главным направлением всех общественных процессов становится гуманизм – ориентация на личность человека. В противовес средневековому представлению о греховности человеческого существа начинает утверждаться красота и достоинство личности. В поисках путей познания человеческой сущности гуманисты эпохи Возрождения обратились к наследию античности. Были переведены произведения греческих и римских философов, поэтов, ораторов; отвергнутые и забытые некогда идеалы снова вошли в моду.

Освобождение от схоластического давления благотворно повлияло на ораторское искусство. Духовное красноречие продолжило своё развитие в русле реформаторских учений. Мартин Лютер в Германии и Жан Кальвин во Франции оказали значительное влияние на искусство слова. Одновременно начало развиваться и светское красноречие (торговое, парламентское, военное, судебное). Расширился круг проблем, которые стали предметом публичного обсуждения. Ораторские речи снова могли касаться вопросов политики, права, экономики, нравственности. Огромным авторитетом вновь стали пользоваться труды Цицерона; сам же он стал для многих ораторов идеалом, к которому надо стремиться.

С эпохи Возрождения появились новые ориентиры в развитии риторики – приближение текста публичного выступления к литературному произведению. Ораторское искусство обретает черты художественности, образности, выразительности. В то же время критерии правильности публичной речи остаются очень жёсткими. Риторика, таким образом, начинает тяготеть одновременно к грамматике и к поэтике.

Ораторское искусство с тех пор становится неотъемлемой частью культуры. Претерпевая незначительные изменения, переживая периоды востребованности и забвения, риторика продолжает существовать и привлекать к себе внимание учёных и тех, кто хочет с помощью слова воздействовать на других людей.


4. Риторические традиции в России
Первый шаг к развитию русской риторики представляет собой риторика Древней Руси. Культурные обычаи славян способствовали большому разнообразию ораторской практики. Все важнейшие вопросы общественной жизни (мира и войны, торговли, гражданских отношений) решались общим собранием на площадях. После принятия христианства на Руси стали открываться храмы и школы – так стало развиваться духовное и академическое красноречие. В XII веке появились не только первые выдающиеся произведения русской литературы (как, например, «Слово о полку Игореве»), но и шедевры ораторского мастерства. Крупным древнерусским оратором был Кирилл Туровский, выступавший с проповедями и поучениями.

Первым древнерусским сочинением, рассказывающим о риторике, было появившееся в XVII веке «Сказание о семи свободных мудростях». В каждой из семи глав этого произведения одна из «мудростей» (наук) рассказывала о себе. В числе этих наук были грамматика, риторика, диалектика, музыка, арифметика, геометрия, астрономия. В XVII веке (1620 г.) появился и первый учебник риторики, состоящий из двух книг: «Об изобретении дел» и «Об украшении слова». Этот учебник был чрезвычайно популярен: до нас дошли 36 его списков. В первой книге рассматривается риторика как наука, описываются правила поведения ритора, рассматриваются приёмы создания доказательной речи в разных видах красноречия. Вторая книга содержит учение о тропах, рассматривает фигуры речи, говорит об использовании стилей речи.

В конце XVII – начале XVIII столетия появилось значительное количество риторик – как переведённых с латыни, так и собственно российских (Михаила Усачёва, Андрея Белобоцкого, Козмы Афоноиверского и др.).

Огромную роль в развитии традиций русского красноречия сыграли труды Феофана Прокоповича – церковного деятеля, писателя, сподвижника Петра I.

Большой вклад в отечественную риторику внёс М. В. Ломоносов, написавший фундаментальный научный труд, посвященный теории и практике красноречия. Это сочинение, напечатанное в 1748 году, принесло учёному громкую славу. «Риторику» Ломоносова считали своим долгом изучить все образованные люди того времени. В этой книге Ломоносов уделяет внимание истории риторики, анализирует выступления лучших античных ораторов, излагает систему правил и требований, которые должны соблюдаться выступающим. «Риторика» содержит разделы, традиционные для риторических трудов того времени: об изобретении, о расположении, об украшении. Однако в рамках этих разделов Ломоносов высказывает немало новаторских идей – о классификации стилей, об особенностях национального языка, о взаимодействии русского языка с церковно-славянским и др.

«Риторика» Ломоносова выдержала девять изданий, причём издавалась не только в XVIII, но и в XIX веке. Мысли основателя отечественной риторики продолжали развиваться в трудах других учёных и педагогов.

В конце XVIII – начале XIX века сложилась риторическая школа Российской Академии, а затем университетская школа красноречия. Появился целый ряд трудов по риторике. Заслуживают упоминания работы известного государственного деятеля М. М. Сперанского, опубликованные после смерти автора под названием «Правила высшего красноречия» (1844 г.). В основу книг лёг курс лекций по словесности, который Сперанский читал в Петербургской духовной академии. Книга представляет собой системное изложение правил ораторского искусства. Особое значение Сперанский придавал эмоциональности речи; значительное место в его работе отведено описанию экспрессивности в слове. Большой вклад внёс Сперанский в развитие делового стиля русского языка.

Влиятельным филологом своего времени был А. С. Никольский. Им были написаны две очень популярные в конце XVIII – начале XIX века книги: «Логика и риторика» и «Основания российской словесности». Это учебные пособия, написанные простым, доступным языком.

Первая половина XIX века считается временем расцвета русской риторики. Появилось несколько новых учебников риторики, в частности, многократно переиздаваемые впоследствии курсы риторики А. Ф. Мерзлякова, Н. Ф. Кошанского, А. И. Галича и др. В это время характерной особенностью русской риторики стало деление её на общую и частную. Общая риторика рассматривала общие законы речи, правила расположения и выражения мыслей, а частная описывала конкретные типы ораторского искусства.

В середине XIX века опубликованы труды К. П. Зеленецкого, в которых разрабатывались вопросы логичности речи. Риторика в это время приобретала всё более практический характер, сближаясь с современной культурой речи.

Вторая половина XIX века – время бурного расцвета судебного красноречия. Речи выдающихся русских юристов А. Ф. Кони, Ф. И. Плевако, К. К. Арсеньева и др. производили огромное впечатление на общественность. Было опубликовано большое количество работ по теории и практике судебного красноречия, например: «Русское судебное красноречие» К. К. Арсеньева, «Речи сторон в уголовном процессе» А. Г. Тимофеева, «Нравственные начала в уголовном процессе» А. Ф. Кони, «Искусство речи на суде» П. С. Пороховщикова (под псевдонимом П. Сергеич).

Кроме того, в этот период много внимания уделяется художественной прозе и поэзии. В системе образования появляется новый предмет – теория словесности, которая вскоре вытеснила риторику из школьных программ. Теория словесности позаимствовала у риторики ряд понятий (таких, как стиль, композиция, фигуры речи), но она была ориентирована исключительно на изучение художественной литературы.

В XX веке теория словесности продолжала развиваться, а термин риторика был на время забыт. Основной задачей в это время стало не обучение искусству речи, а формирование навыка восприятия речи, то есть подготовка массового читателя художественной литературы. Наследником теории словесности становится стилистика.

Сразу после Октябрьской революции были попытки возрождения риторики, в первые годы советской власти ораторское искусство начали преподавать в вузах, появилась новая литература по вопросам красноречия – особенно агитационно-пропагандистского. Однако позднее ораторское искусство стало невостребованным в силу определённых причин, поэтому учёные переключили своё внимание на вопросы культуры речи.

Риторика вновь начала развиваться во второй половине XX века. В США, Японии, странах Западной Европы снова пробуждается интерес к ораторскому искусству, к проблеме речевого воздействия, пропагандистского убеждения. Появляется неориторика, изучающая выразительность художественного слова.

В нашей стране внимание к проблемам ораторского мастерства начинает проявляться в 70 – 80-е годы. Огромная заслуга в этом принадлежит Всесоюзной организации общества «Знание». Эта организация стала инициатором проведения научно-практических конференций по вопросам ораторского искусства. Были открыты школы молодого лектора, проводились регулярные семинары для лекторов и агитаторов. В вузах тоже возобновились курсы красноречия. Появилась отечественная научная и учебная литература по риторике (книги Л. Г. Граудиной, Н. Н. Кохтева, В. П. Вомперского).



Развитие современной риторики происходит с учётом достижений таких наук, как теория речевой деятельности, теория массовой коммуникации, логика, психология, социология. В настоящее время складывается так называемое «информационное общество», в котором роль информации чрезвычайно велика. Подъём переживает книгоиздательская деятельность, СМИ, развивается производство электронных носителей информации и воспроизводящих устройств, глобальные информационные сети сделали процесс обмена информацией гораздо более доступным. Востребованы все профессии, связанные с информационным полем – журналист, политтехнолог, специалист по связям с общественностью.

Кроме того, сегодня повышается гражданская активность населения, что требует практического владения речевым мастерством от самых разных слоёв населения. Современная риторика, таким образом, стала наукой о речевых технологиях убеждения и воздействия.




Не доверяй тому, кто сам никому не доверяет. Артуро Граф
ещё >>