«Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Контрольная работа к § 23 Определение пола и наследование признаков... 1 16.21kb.
Урок изучения нового материала Тема урока «Определение пола. 1 41.3kb.
Настройка на тему урока. (Вступительное слово учителя.) Тема урока... 1 258.52kb.
Сцепленное с полом наследование 1 137.92kb.
Сцепленное наследование генов 1 74.7kb.
Наследование в ооп 1 41.83kb.
Алгоритм grad для выбора информативного подпространства признаков Н. 1 115.7kb.
Основы сердечно – лёгочной реанимации. Понятие о реанимации. 1 170.82kb.
Закономерности наследования признаков по законам Менделя. Генетика... 1 77.77kb.
Психология и соционика межличностных отношений Рубрика 9 1038.8kb.
Анализ паттернов синхронизации систем сцепленных отображений помощью... 1 21.29kb.
Урок изучения нового материала Тема урока «Определение пола. 1 41.3kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом» - страница №1/1

Тема: «Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом».

Задачи урока.

• Сформировать знания о хромосомном механизме определения пола, аутосомах и половых хромосомах, о соотношении полов у животных и человека, о сцепленном с полом наследовании признаков.

• Продолжить формирование навыков решения генетических задач.

Оборудование.

• изображение хромосомного набора мужчины и женщин

• карточки с заданиями

• презентация

Ход урока

I этап. Повторение и проверка знаний основных понятий генетики, закономерностей.

Совсем недавно мы начали знакомиться с удивительной наукой-генетикой.

Генетика – это молодая наука. Генетика сегодня основа современной биологической науки и фундамент сельскохозяйственных и медицинских областей знаний. Это наука, прочно вошедшая в человеческое общество, разгадавшая геном человека, поднявшая на новый уровень современную медицину. Сегодня нет ни одной области деятельности человека, где необходимы знания этой науки. Давайте вспомним ранее изученный материал.

Задания для повторения:

1. Дайте определения понятиям (слайд 2)

Генетика

генотип


Фенотип

Гетерозиготность

Гомозиготность

Доминантный прзнак

Рецессивный признак

2. На доске приведены схемы закономерностей, которые были выведены Менделем (слайд 3)

Задания к схемам:

1. Из приведенных схем, выберите запись, отображающую первый закон Менделя, и дайте его формулировку.

2. Из приведенных схем выберите запись, отображающую второй закон Менделя, также дайте его формулировку.

3. В какой записи отражено анализирующее скрещивание? Для чего его проводят и в каких случаях?

4. Какая из схем отражает дигибридное скрещивание? Какой закон Менделя отражает эта запись? Дайте его формулировку.

5. У человека длинные ресницы преобладают над короткими. Женщина с длинными ресницами вышла замуж за мужчину с короткими ресницами. У них родилось двое детей: один ребенок с длинными, а другой с короткими ресницами. Что вы можете сказать о генотипе родителей? Найти запись решения данной задачи на доске.

II этап. Изучение нового материала.

1. Определение пола.

В решенной задаче, мы определили, как будет наследоваться признак. А сумеем ли ответить на вопрос:

- Сколько в потомстве появилось особей мужского или женского пола?

-Почему мы не можем определить пол?

-Как вы думаете можно определить пол организма?

-А где находится информация о поле будущего организма?

-Давайте поставим цель: что мы должны сегодня узнать?

Задачи:

(слайд 4)



1.Познакомиться механизмом хромосомного определения пола.

2.Познакомиться сцепленным с полом наследованием признаков, за которыми отвечают гены, локализованные в половых хромосомах.

Тема урока: Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Ни один признак не привлекает к себе внимания и не содержит так много загадок, как пол.

Мужской и женский пол есть и у животных и у растений.

- В чем сходство между женским и мужским полом? А в чем различия? ( Сходны внешним и внутренним строением неполовых органов. Отличаются половыми признаками и поведением)

Почему мы такие разные?

Давайте рассмотрим это с точки зрения генетики. На партах разложены изображения хромосомного набора человека. Это кариотип человека.(слайд 6)

Кариотип – это общее число, размер и форма хромосом, характерных для того и ли иного вида организмов.

Задание: внимательно рассмотреть кариотип мужчины и женщины. В кариотипе человека одинаковые хромосомы расположены парами, а пары хромосом расположены в порядке уменьшения размера. Найти сходства и различия. Самостоятельная работа учащихся 1 мин.

Сравнение. Наводящие вопросы:

-Сколько пар хромосом у обеих полов? Сколько пар хромосом одинаковых у мужского и женского пола?

-Чем отличаются кариотипы?

Учащиеся рассматривают, делают выводы, что число хромосом одинаково, по форме 22 хромосомы одинаковы, а отличие наблюдается только по форме одной пары хромосом.

В наборе хромосом человека содержатся парные гомологичные хромосомы, одинаковые по форме, размерам и содержащие одинаковые гены. В женском кариотипе все хромосомы парные. В мужском кариотипе в 23 паре хромосом всегда есть одна крупная и одна маленькая палочковидная хромосома. Таким образом, кариотип человека содержит 22 пары, одинаковые и у мужчин и у женщин, и одну пару, по которой различаются оба пола.

Хромосомы, одинаковые у обоих полов, называют аутосомами. Хромосомы, по которым мужской и женский пол отличаются друг от друга, называют половыми хромосомами.

Те из них , которые одинаковые у особей мужского и женского пола и являются парными у одного из полов, получили название Х- хромосомы.

А непарная половая хромосома, имеющаяся у организмов одного пола и отсутствовавшаяся у другого, была названа У-хромосома. Следовательно, у женщины половые хромосомы одинаковые и их называют Х- хромосомами, а у мужчин имеется одна Х-хромосома и одна У-хромосома.

(Слайд 7 .По слайду разбираем определение пола у человека.)

Определение пола у человека.

Пол организма определяется обычно в момент оплодотворения и зависит от хромосомного набора зиготы.

У женщины образуется один тип гамет, несущая Х-хромосому, а у мужчин образуется гаметы несущие Х-хромосому и гаметы несущие У-хромосому.

Если яйцеклетка, несущая Х-хромосому, будет оплодотворена сперматозоидом, несущим. У - хромосому, то из зиготы родится мужская особь. Если яйцеклетка, несущая Х-хромосому, будет оплодотворена сперматозоидом, несущим Х-хромосому, то из зиготы родится женская особь.

Вопросы учителя по схеме:

1. Какова вероятность появления в семье мальчиков и девочек? (ответ учащихся -50%)

2. Какова вероятность появления каждого из вас в ваших семьях? (ответ учащихся-50%)

3. От кого зависит пол будущего ребенка? (ответ учащихся - от мужчины)

4. Что вы можете сказать о генотипе родителей? (ответ учащихся - гомозиготный женский и гетерозиготный мужской)

Слайд 8 .

Вводятся понятия: гетерогаметный и гомогаметный пол.

Пол, образующий одинаковые гаметы по половой хромосоме называют гомогаметным.

Пол, образующий разные гаметы по половой хромосоме называют гетерогаметным.

Женский пол у человека гомогаметный, а мужской гетерогаметный.

Но такое соотношение полов бывает не у всех. Об этом узнаете в 11 классе.

Итак, какой сделаем вывод: (слайд 9)

1.Пол определяется в момент оплодотворения.

2. Вероятность появления в семье мальчиков и девочек- 50%

3. Женский пол человека гомогаметный.

4. Мужской пол у человека гетерогаметный.

2.Наследование признаков, сцепленных с полом.

-От чего зависит пол у человека? (от половых хромосом)

Рассказ учителя:

Половые хромосомы отвечают не только за формирование пола, но и существуют признаки, которые определяются генами, лежащими в половых хромосомах. Наследование таких признаков называется наследованием сцепленных с полом. Особенно много таких генов в Х-хромосоме - около 200 различных генов.. Большинство генов Х- хромосомы не представлены в У-хромосоме. Женщина при этом получает по 2 гена за один признак, мужчина имеет одну Х-хромосому и все гены получает в одном экземпляре, которые сразу проявляются в фенотипе. С Х-хромосомой связаны такие признаки, как свертываемость крови, способность различать цвета, отсутствие или наличие потовых желез и др. У человека лишь некоторые гены, не являющие жизненно важными, локализованы в У-хромосоме, например, гипертрихоз - повышенная волосатость ушной раковины. Гены, локализованные в У - хромосоме, наследуются особым образом - только от отца к сыну.

У животных тоже некоторые признаки сцеплены с половой хромосомой. Рассмотрим на примере кошек. Черепаховая, т.е. трехцветная окраска, встречается только у кошек, а у котов такой окраски шерсти нет. Этот факт не могли объяснить пока стало известно, что ген черной окраски шерсти ( В) и ген рыжей окраски шерсти ( в) расположены в Х-хромосоме. Для развития черепаховой окраски необходимо присутствие обеих генов.

Рассмотрим возможные комбинации генов у кошек (слайд10).

ХВХВ - черная кошка

ХВХв - черепаховая кошка

ХвХв - рыжая кошка

ХВУ - черный кот

ХвУ - рыжий кот

Решим задачу (слайд 11). Какими будут котята от скрещивания черепаховой кошки с черным котом? С рыжим котом? (объяснение по слайду)

III этап. Закрепление знаний.

1. Решение второй части задачи самостоятельно. Проверка по слайду 12 .

А) На партах найдите карточки с заданием» Вставьте пропущенные термины»

IV. Итог урока.

-Что вы узнали на уроке?

Домашнее задание. Сдаем карточки. Переписать эти понятия дома в тетради и выучить. Решите задачу 1 и 2.

Задача 1. Дальтонизм - одна из форм слепоты, заболевание, сцепленное с полом наследуемое по рецессивному гену(в). Проявление этого признака характерно для мужчин, хотя ген сцеплен с Х-хромосомой. (Хв)

Дочь дальтоника (ХВХв) вышла замуж за дальтоника (ХвУ). Какой прогноз можно сделать о будущем потомстве супружеской пары?

В-ген нормального зрения.

в- ген Дальтонизма.

Задача 2. У попугаев сцепленный с полом ген « В» определяет зеленую окраску оперения, « в» - коричневую. Зеленого самца скрещивают с коричневой самкой. Каковы будут F1, F2 ?



Домашнее задание.

Решите задачу 1 и 2.

Задача 1.

Дальтонизм - одна из форм слепоты, заболевание, сцепленное с полом наследуемое по рецессивному гену(в). Проявление этого признака характерно для мужчин, хотя ген сцеплен с Х-хромосомой. (Хв)

Дочь дальтоника (ХВХв) вышла замуж за дальтоника (ХвУ). Какой прогноз можно сделать о будущем потомстве супружеской пары?

В-ген нормального зрения.

в- ген Дальтонизма.

Задача 2.



У попугаев сцепленный с полом ген « В» определяет зеленую окраску оперения, « в» - коричневую. Зеленого самца скрещивают с коричневой самкой. Каковы будут F1, F2 ?

Карточка к уроку

Вставьте попущенные слова в описание кариотипа человека.

  1. Кариотип человека содержит … хромосом, одинаковых у мужского и женского организмов, и … хромосом, по которым различаются оба пола.



  1. Хромосомы, одинаковые у обоих полов, называют …



  1. Хромосомы, по которым мужской и женский пол отличается друг от друга ,называют …



  1. Половые хромосомы у женщины одинаковы, их называют …



  1. Пол, который образует гаметы одинаковые по половой хромосоме, называют …. и обозначается …



  1. У мужчин имеется … и …



  1. Пол, который формирует гаметы, неодинаковые по половой хромосоме, называется …. и обозначается …

Пропущенные слова:

  1. Х- хромосома



  1. У-хромосома



  1. Аутосомами



  1. Одну пару



  1. ХХ



  1. ХУ



  1. Гетерогаметным



  1. Гомогаметным



  1. 22 пары



  1. Половыми



  1. Х-хромосомами





Часто бывает, что человек, который ни разу в жизни не соврал, берется судить о том, что правда, а что ложь. Марк Твен
ещё >>