Опыт Республики Казахстан в решении проблем международной безопасности и миротворчества (политологический анализ) 23. 00. 02 политич - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Республика Казахстан и Республика Корея в политическом процессе:... 4 806.79kb.
Семантический анализ информационной войны 1 275.33kb.
Эволюция современной демократии: политический опыт России 6 836.02kb.
Политическая социализация: социально-политические основы исследования 5 730.36kb.
Технологии межкультурного взаимодействия в российском гражданском... 3 623.44kb.
Институционализация меньшинств в поле публичной политики 3 387.98kb.
Образы прошлого в структуре политической культуры россии 3 678.03kb.
Формирование и функционирование общественного мнения в демократическом... 1 269.11kb.
Взаимодействие социальных сетей и государства в итальянской политике... 1 317.01kb.
Дискурс глобализма и альтерглобализма в современном политическом... 3 447.02kb.
Программа кандидатского минимума по общему курсу политологии 1 233.52kb.
«основы национальной безопасности современного государства» 5 1062.05kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Опыт Республики Казахстан в решении проблем международной безопасности и миротворчества - страница №1/3

УДК 327.5 (100 + 574) На правах рукописи

МУСИН АМИР БУЛАТОВИЧ

Опыт Республики Казахстан в решении проблем международной безопасности и миротворчества

(политологический анализ)

23.00.02 - политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии

Автореферат
диссертации на соискание ученой степени доктора политических наук
Республика Казахстан

Алматы, 2010

Работа выполнена на кафедре теоретико-прикладной политологии и социологии Казахского национального педагогического университета имени Абая.

Научные консультанты: доктор исторических наук,

академик НАН РК Садыков Т.С.,

доктор политических наук



Симтиков Ж.К.

Официальные оппоненты: доктор политических наук,

профессор Борбасов С.М.
доктор политических наук,

профессор Иватова Л.М.


доктор политических наук

Алияров Е.К.
Ведущая организация: Институт философии и политологии КН МОН РК
Защита состоится 14 октября 2010 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 14.21.03 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора философских наук и доктора политических наук по специальностям 09.00.08 – Философия науки и техники, 09.00.13 – Религиоведение, философская антропология, философия культуры, 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии в Казахском национальном педагогическом университете имени Абая по адресу: 050010, г. Алматы, ул.Казыбек би,30, диссертационный зал(ауд.215).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Казахского национального педагогического университета имени Абая по адресу: 050010, г. Алматы, ул. Казыбек би, 30.
Автореферат разослан «14» сентября 2010 года
Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор политических наук Ж.Р. Жабина


Введение

Общая характеристика работы. В диссертации проведен политологический, исторический и теоретико-методологический анализ проблемы современного миротворчества, выявлены сущность и условия формирования миротворчества ООН в условиях послевоенного мира, в сегодняшних реалиях, участие Республики Казахстан в процессах миротворчества и миростроительства в СНГ и мире. Предложены рекомендации по сохранению политической стабильности и безопасности в Казахстане и регионе на основе утверждения принципов равной безопасности.

Актуальность темы исследования. За последние десять лет Европа и весь мир были потрясены целой серией международных событий: террористические атаки 11 сентября, война в Афганистане, свержение Саддама Хусейна в Ираке, глобальный экономический кризис, не прекращаются локальные конфликты в Азии и Африке, отмечается обострение этнической напряженности в некоторых странах Европы. В то же время недавняя история в отношениях между крупнейшими международными акторами создает предпосылки для лучшего понимания и более продуктивного диалога. Современная система миротворчества зарождалась в середине ХХ века в особых условиях создания после второй мировой войны двух противоборствующих военно-политических блоков и биполярного мира. В этот период мировой порядок базировался на логике «баланса сил» между сверхдержавами и их союзниками, а ООН являлась дополнительным полем их глобального военно-политического и идеологического противостояния. Миротворческие операции не были заложены Уставом ООН. Функции, выполняемые миротворцами в период «холодной войны», были ограничены контекстом взаимоотношений противостоящих друг другу мировых систем и сводились главным образом к недопущению развития региональных столкновений, способных нанести ущерб интересам сверхдержав, и перерасти в прямые конфликты между ними. Миротворчество реализовывалось тогда по классическим канонам этой посреднической деятельности, предполагавшей обязательный консенсус противоборствующих сторон на внешнее участие ООН в процессе разрешения конфликта, разделение боевых частей противников, наблюдение миротворцев за выполнением сторонами конфликта условий соглашения о прекращении огня, применение силы миротворцами ограничивалось лишь необходимостью самообороны.

Сегодня, спустя два десятилетия, после завершения «холодной войны» и распада биполярной системы международных отношений теория и практика миротворческой деятельности претерпевают значительную трансформацию, что и обусловливает, повышенный интерес в изучении данной проблематики. Она определена стремлением международного сообщества найти выход из сложившейся ситуации, в которой оказался данный институт разрешения конфликтов в новой системе международных отношений, когда, с одной стороны, существенно возросла необходимость в проведении миротворческих операций, а, с другой, - потенциал ООН в данной сфере оказался весьма и весьма ограниченным.

Главный орган ООН - Совет Безопасности все чаще предстает в виде переговорной площадки, на которой, в силу разбалансированности международных отношений, чрезвычайно затруднен поиск конструктивных решений. Все более прохладным становится отношение членов международного сообщества к миротворческим операциям ООН, особенно там, где они не сулят немедленных стратегических плодов и связаны с неопределенностью перспектив урегулирования, большими затратами и безвозвратными людскими потерями. Так, в Судане (Дарфур) мандат ООН предусматривал формирование 26-тысячного миротворческого контингента. Привлечь же в 2008 г. удалось лишь 9 тыс. миротворцев.

В контексте обширной и емкой проблемы создания эффективной системы миротворчества, необходимо рассматривать и проблему создания эффективной системы международной безопасности, как на глобальном, так и на региональном уровне.

От этого многообразного узла проблем не оказался в стороне и Казахстан. «Практически два десятилетия изо дня в день мы создаем с вами новую страну. Страну открытую и процветающую. Страну, в которой из года в год улучшается благосостояние казахстанцев. Страну политически стабильную и обеспечившую безопасность своим гражданам. Страну, которая никогда и ни для кого не будет источником внешней угрозы. Стратегия развития Казахстана, которую приняли на десятилетия вперед, опыт ее воплощения в реальные успехи страны дали нам уверенность в собственных силах, мы убедились в правильности выбранного нами пути», - отметил Н.А.Назарбаев[1].

После обретения государственной независимости, признания за РК всех полномочий, перед новым независимым государством встала проблема обеспечения национальной безопасности, в том числе и поддержанием стабильной ситуации в Центрально-Азиатском регионе. Решение этой проблемы было признано главным стратегическим приоритетом, и Республике в этой связи необходимо было определиться со своими национальными интересами в современных международно-правовых отношениях.

Казахстану, в такой ситуации, предстояло выбрать по какому же пути стоит идти: опираться на систему безопасности, созданную бывшим СССР, которая все меньше отвечала политическим и правовым требованиям времени; использовать существующий международный опыт, или же выработать совершенно новые подходы, которые диктовались спецификой его геополитического положения.

Сегодня, очевидно, можно сказать, что был выбран третий путь с использованием элементов двух остальных. Это свидетельствует о том, что Казахстан видит себя не только неотъемлемой частью всеобъемлющей системы международной безопасности, но и призван в рамках этой системы, как суверенное государство, реализовать совокупность политических, экономических, социальных и других потребностей не в ущерб другим государствам.

По общему мнению, наиболее подходящей площадкой для диалога по безопасности является ОБСЕ, где представлены как евро-атлантические, гак и евразийские участники, которые вовлечены в деятельность Организации во всех трех измерениях. Инициатива о присоединении Казахстана к ОБСЕ исходила от западных стран, чьи представители в ходе рабочих контактов в первые годы независимости нашего государства настойчиво продвигали эту идею. Главным побудительным мотивом для Казахстана стало стремление решить наиболее актуальные проблемы безопасности и сотрудничества, с которыми страны СНГ столкнулись после развала СССР.

Вступление в Организацию было также продиктовано желанием активно участвовать в общеевропейских процессах, позволяющих вырабатывать и применять на практике принципы, заложенные в Хельсинкском заключительном акте 1975 г. и других документах ОБСЕ. Эти цели обусловили и стратегическую задачу по достижению председательства в ОБСЕ, впервые озвученную на заседании Постоянного Совета Организации в начале февраля 2003 года. На базе ОБСЕ можно проводить сами переговоры, а также использовать ее для информационного обмена с другими структурами. При этом Астана считает необходимым активное вовлечение в предлагаемое обсуждение новой архитектуры безопасности других структур безопасности (НАТО, ОДКБ, СНГ, ЕС, ПА ОБСЕ).

Одним из важных вопросов проблемы обеспечения национальной безопасности Казахстана и поддержание мира в регионе является создание соответствующей правовой основы. В этом смысле разработка и принятие специальной законодательной базы, и участие Республики в международных договорах должны регулировать и в отдельности, и в комплексе надлежащее обеспечение как внутренних, так и внешних аспектов ее национальной безопасности. При этом можно наблюдать определенный дисбаланс в решении правовых проблем национальной безопасности на двух вышеназванных уровнях. Если первые устраняются в национальном законодательстве достаточно успешно, то вторые с точки зрения международного права требуют концептуального пересмотра.

В процессе устранения внешних источников угрозы национальной безопасности Республики, главная задача заключается в решении следующей совокупности проблем военно-политического характера:

-укрепление систем коллективной безопасности, действующих в рамках ООН и СНГ;

-определение, исходя из принципа целесообразности, основных направлений сотрудничества Казахстана с ОБСЕ и НАТО;

-развитие внешнеполитической инициативы о создании общеазиатской системы безопасности (СВМДА);

-закрепление в твердой юридической форме гарантий безопасности Республики со стороны ядерных держав и в контексте перспектив функционирующих международных контрольных механизмов в области разоружения;

-обеспечение безопасности на участках государственной границы Республики путем их делимитации и демаркации в договорно-правовых отношениях с сопредельными государствами СНГ;

-международно-правовая регламентация статуса Казахстана как нейтралистского государства.

Таким образом, решение всех вышеназванных проблем, связанных с внешней национальной безопасностью станет главным условием сохранения государственности и устойчивого развития Казахстана

В целях укрепления безопасности в Центрально-Азиатском регионе Казахстан расширяет также конструктивное взаимодействие с Россией, Китаем, Соединенными Штатами Америки, Европейским союзом и с Североатлантическим альянсом и др.



Степень разработанности проблемы. Нестабильность новой системы международных отношений определяет не завуалированный академический интерес к вопросам миротворчества, к разработке практических рекомендаций политикам и международным организациям по разрешению конфликтов и установлению мира в зонах нестабильности. В условиях однополярного мира и начавшегося мирового кризиса международное сообщество столкнулось с неадекватностью системы глобального управления и неопределенностью перспектив ее эволюции в условиях глобализации. Старые механизмы и технологии поддержания мира и безопасности оказались не вполне адекватными в условиях тектонических перемен, затрагивающих важнейшие сферы обеспечения жизнедеятельности человечества. С увеличением числа конфликтов и жертв среди мирного населения параллельно возрастает и интерес ученых к проблемам миротворчества и безопасности.

Среди публикаций по проблемам современного миротворчества работы зарубежных ученых преобладают, по сравнению с исследованиями отечественных специалистов. Зарубежная литература содержит обширный ряд публикаций, анализирующих документы Совета Безопасности ООН и Департамента операций по поддержанию мира ООН, труды, издаваемые Институтом ООН по исследованию проблем разоружения, содержат мемуарные источники участников миротворческих операций, многочисленные работы, подготовленные не только академическими специалистами, но и миротворцами-практиками.

Следует упомянуть, что теория и практика системы миротворчества были основательно исследованы еще для периода «долгого мира» биполярной системы международных отношений второй половины ХХ в. Этой теме посвятили свои труды американские и английские ученые, в частности Л. Фабиан, Дж.Гэлтанг, Дж. Стоун, А. Симонс, А.Джеймс, И.Клод, Р.Нельсон, К.Боулдинг. Внимание этих исследователей в тот период было в первую очередь направлено на изучение традиционных методов предотвращения и разрешения конфликтов, на использование превентивной дипломатии для урегулирования кризисов, а также на гуманитарную деятельность миротворчества.

На современном этапе можно выделить три основные направленности научных исследований в сфере миротворчества. Первое – включает труды по теоретическому анализу накопленного практического опыта организации наиболее сложной стадии миротворческого процесса – стадии восстановления мира. Здесь хотелось бы отметить таких ученых как Т. Китинг и У.Найт, Е.Коусенс и К.Кумар, Дж.Гудхэнд и Д.Хьюм, Д.Бранд, Д.Эдкэйни, Дж.Чопра, Д. Ласт.

Большинство исследователей (Дж. Чопра Т. Китинг, У. Найт и др.) признают, что «восстановление мира» - это многоуровневая деятельность, охватывающая широкий круг обязанностей, начиная от вопросов разоружения конфликтующих сторон, уничтожения запасов оружия, разминирования территории, возвращение беженцев в покинутые ими во время конфликта жилья, обеспечения легитимности и правопорядка в регионе, подвергшихся боевым действиям, формирования или восстановление судебной системы, обучения полицейских сил и налоговых подразделений, предоставления технической поддержки, и защитой прав человека, усовершенствования гражданских институтов, а также реформирования органов управления. Кроме этого в функции миротворцев на стадии окончания конфликта входит оказание поддержки в проведении избирательных кампаний и выборов. Однако, как считают Тони Китинг и Уильям Найт, «все это действительно необходимо делать, но все это возможно осуществить лишь при одном условии, а именно, когда речь идет о заинтересованности всех сторон конфликта или внешней силы в восстановлении подлинного мира и стабильности. В противном случае все старания миротворцев могут оказаться напрасными».

Формируя концепции «восстановления мира» в условиях сложившихся после окончания холодной войны, ученые исходят из того, что миротворцы должны владеть не только знаниями по соблюдению мирных условий в регионе конфликта, но также не менее важными для них являются навыки по урегулированию конфликтов, которые не позволят повторять ошибок, способствующих возникновению напряженности. Именно этими соображениями, можно охарактеризовать тот факт, что в научных работах по формированию новой концепции миротворчества после «холодной войны» преобладают исследования, главной темой которых стала разработка комплексных программ восстановления мира, анализ накопленного опыта по разрешению предшествующих конфликтов.

Второе направление научного поиска в сфере современного миротворчества состоит в изучении проблем по предотвращению конфликтов и миростроительства. В этой области после «холодной войны» были изданы публикации английских специалистов - Д. Коккеля и Л. Оксворфи, М.Бердаля и Д.Мидлмисс, Б. Хейеса и Д. Сандса, М. Пуга, К. Колла и М. Барнета, Тони Вейса, канадского ученого К. Буша, американских ученых Р. Периса и Р. Липшаца.

Исследования, посвященные проблемам «предотвращения конфликтов», интересны разнообразием оценок и подходов к решению задач. Большинство исследователей отмечают соотношение роли военных и гражданских миротворцев на начальной стадии миротворческого процесса. При этом одни ученые считают немаловажным равное участие военных и гражданских миротворцев в целях недопущения эскалации конфликта до масштабов гражданской войны (Мидлмисс, Пуг). Другие – наоборот, отдают выбор активной деятельности гражданских миротворцев и ООН для решения вопросов по предотвращению намечающегося конфликта при одностороннем участии в процессе военных (Бердаль, Хэйес, Сандс). Однако соотношение участия военных и гражданских миротворцев на этом этапе миротворческого процесса должно определяться в каждом определенном случае отдельно и находить решение учитывая сложности задач по скорейшему предотвращению возникающего очага напряженности.

Третье направление публикаций современных проблем миротворчества охватывает исследования, где анализируются особенности процесса на стадии «удержания мира», когда усилия миротворцев направлены на приближение завершения активной фазы боевых действий и формирования условий для подписания мирного соглашения. Процесс «удержания мира» предусматривает, что миротворцы берут на себя ответственность применять силу для форсирования процессов выполнения мирного соглашения. В этом случае миротворцы используют силу и свой авторитет для скорейшего достижения пусть не стабильного, но мира, где они могут активно вмешиваться в отношения между противоборствующими сторонами.

Проблемы данного этапа миротворчества достаточно подробно изучены канадским ученым Р. Миллером, английскими исследователями К. Кумаром и М. Оттавэй, а также немцeм К. Шеттером, ученой из Австралии Сьюзэн Доуни, американцами Биллом Рэйли, Эндрю Рейнолдсом, Шарлем Колла, Стивеном Каливаса, Кристофером Дааса, Микаэлем Пух, и известных специалистов по проблемам «гуманитарных интервенций» Адельманом, Тэсоном, Ветлезеном и Мартоном, Жаном Лидерах.

Особое внимание ученые уделяют исследованию потенциальных трудностей создания новых демократических институтов менеджмента в странах, мало знакомых с европейской политической культурой и системой власти. Ученые (Шнайдер, Пэрис) уверены в том, что власти государств, в которых внутренний кризис удается остановить, должны немедленно проводить справедливые и «прозрачные» выборы под контролем международных миротворцев. Приверженцы иной точки зрения, например, Кеннет Кумар, наоборот, полагают, что поспешные всеобщие выборы способны лишь возобновить завуалированные противоречия в обществе, активизировать усугубление ситуации, разбередить новое противостояние.

Исследования российских ученых по проблемам миротворчества и безопасности можно условно разделить на две группы - первая, включает в себя труды, относящиеся к периоду «холодной войны», тогда как вторая, работы, рассматривающие миротворческую деятельность на современном этапе. Работы российских специалистов эпохи «холодной войны» были посвящены миротворческой деятельности ООН с позиции политических инициатив Советского Союза в борьбе за мир, за эскалацию международного влияния в системе международных отношений Восток-Запад. Основные вопросы, касательно истории и практики миротворчества ООН в этот период рассмотрены в монографиях Э.С. Кривчиковой и В.С. Семенова. Труд Э.С. Кривчиковой, например, был посвящен обоснованию советской позиции в полемике о финансовых аспектах и организации операций по поддержанию мира в первой половине 1960-х гг.. Исследования В.С. Семенова вышедшие в свет в середине 1970-х гг. после возобновления миротворческого процесса на Ближнем Востоке и начала участия в операциях ООН советских наблюдателей. Проблемы миротворчества анализировались также в коллективной монографии «Советский Союз и Организация Объединенных Наций», а также в исследованиях Г.И. Морозова, В.К. Собакина, В.Н. Федорова.

В постсоветский период повышенное внимание к проблеме миротворческих операций было связано, прежде всего, с изучением разрешения конфликта в Югославии и миротворческими инициативами России в странах СНГ. Основная часть современных исследований представлена в виде статей и монографий, посвященных осознанию различных аспектов миротворческих операций ООН после «холодной войны», вопросам локализации государственного суверенитета при проведении операций, миротворческой практике России в странах СНГ. Общие международно-правовые, политологические и философские вопросы миротворчества ООН на современном этапе четко прослеживаются в трудах О.О. Хохлышевой.

Особый интерес российские авторы уделяют анализу миротворческих операций ООН на Балканах. В последнее время были опубликованы исследования, анализирующие подходы России к проведению ОМП на территории бывшей Югославии.

В казахстанской юридической и политологической науке правовые проблемы обеспечения национальной безопасности Республики практически не разработаны. Одним из немногих крупных исследований в данной области является совместная монография «Международно-правовые проблемы азиатской безопасности», выполненная коллективом авторов кафедры международного права Казахского Государственного Университета имени аль-Фараби.

В этом издании проанализировано содержание внешнеполитических инициатив Казахстана по укреплению мер доверия между государствами в контексте обеспечения всеобщей международной безопасности. Раскрыта международно-правовая природа СВМДА как будущей региональной системы коллективной безопасности в Азии и показаны состояние и перспективы международно-правового регулирования территориальных и приграничных отношений государств Центральной Азии. Однако, несмотря на то, что вышеназванная монография является первой попыткой комплексного анализа проблем безопасности государств азиатского региона, в ней не затрагиваются отдельные и важные концептуальные аспекты обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан. К примеру, в ней не раскрыты правовые аспекты участия Казахстана в международном процессе по частичным мерам разоружения и ограничения вооружений и не подвергаются достаточно подробному изучению правовые формы сотрудничества Республики с международными региональными организациями безопасности.

Если обратиться к советской международно-правовой науке, в рамках которой во второй половине 80-х и начале 90-х годов разрабатывались новые подходы и новые концепции всеобъемлющей международной безопасности, и которая соответственно исходила из нового измерения безопасности, и рассматривала национальную безопасность каждого отдельно взятого государства составной частью единой системы такой безопасности, то в ней преимущественно исследовались вопросы о роли межправительственных организаций в современной системе обеспечения всеобщей и региональной безопасности, отдельные аспекты международно-правового механизма разоружения, сокращения вооружений и контроля над вооружениями, а также создания безъядерных зон.

Значительный вклад в разработку проблемы обеспечения национальной безопасности и участия Республики в миротворческих процессах и операциях внесли труды Н.А. Назарбаева [2] и К.К.Токаева [3].

В работе Н.А. Назарбаева «Критическое десятилетие», глава государства констатирует: «С самых первых дней своей независимости и становления государственности Республика Казахстан является не просто участником интеграционных процессов, но и выступает как один из главных инициаторов объединения стран в целях обеспечения безопасности и стабильности»[4,c.60].

Наряду с такими проблемами как международный терроризм, наркоторговля большое внимание уделено системе миротворчества. Автор подчеркивает: «Миротворчество - это не просто подавление конфликта, уничтожение агрессора или принуждение к пацифизму. Миротворчество - это целая система превентивных мер, благодаря которым конфликт становится или невозможным, или маловероятным. Поэтому конфессиональную безопасность я понимаю в самом широком смысле - как систему государственных гарантий и поддержки духовного потенциала народов и наций и одновременно противодействий угрозам свободе вероисповедания и межрелигиозному согласию» [4,c.96].

В качестве вывода Н.А.Назарбаев предлагает, - «Неизменное стремление к сотрудничеству служит главным двигателем эволюции контуров взаимной или коллективной безопасности - от пока еще робких шагов по нащупыванию оптимальных вариантов до создания совершенной и эффективной системы коллективной безопасности, обеспечивающей надежную защиту от внутренних и внешних угроз всех прямых участников этого долгого и сложного процесса» [4,c.173].

Отдельно хотелось бы выделить работу Т. Шаймергенова «Современные подходы НАТО к борьбе с международным терроризмом». Здесь автор говорит о роли международных организаций, которые привлекались для разрешения межгосударственных споров, и тем самым повышали роль национальной и международной безопасности. Автор анализирует изменения, произошедшие в уставе НАТО после террористического акта, совершенного 11 сентября 2001 года. Были выработаны структурные элементы подхода Североатлантического союза к проблеме терроризма. Как пример миротворческой деятельности НАТО, в исследовании отмечается послевоенное урегулирование в Афганистане, куда были направлены военные подразделения Альянса.

В работе Федосеева С.Г. «Современная военная конфликтология о военной безопасности: проблемы и перспективы» исследователь проводит глубокий анализ происхождения конфликта, в частности рассматриваются биологические особенности человека, проведена параллель между войной и вооруженным конфликтом: «не всякий вооруженный конфликт может быть соотнесен с войной». Дается характеристика причин возникновения конфликтов до начала XX века и после, если ранее основными мотивами выступали неравномерность экономического развития, фрагментация мироустройства по распространяемым мировым религиям, процессы колонизации и ассимиляции народов, возникновение этнических конгломератов, то с развитием капитализма основным конфликтогенным фактором выступает обеспечение экономического развития. Автор разделяет противоречия, приводящие к конфликтам на три типа: конфликты интересов, конфликты ценностей и конфликты идентификации.

Довольно четко проведено разделение системы безопасности в исследовании Г.А. Тусупбаевой и Т.Т. Шаймергенова «Роль международных структур в обеспечении региональной безопасности и Центральной Азии: перспективы для ШОС и НАТО».

В исследование Арыстанбековой А.Х. «О новых реформах ООН в сфере миротворчества и разоружения» [5], автор говорит об изменениях, которые произошли в структуре ООН относительно проведения миротворческих операций с вступлением в должность нового Генерального Секретаря Пан Ги Муна, по его инициативе был реформирован сектор безопасности в ходе миротворческой деятельности. Арыстанбекова А.Х. проводит анализ трансформации системы миротворчества после окончания «холодной войны», дает оценку результатам, достигнутым в системе миротворчества последними тремя Генеральными секретарями – Бутросом Бутросом Гали, Кофи Аннаном и Пан Ги Муном.

В заключении раздела, можно отметить, что публикаций по проблемам миротворчества в мире относительно много. Исследователи тщательно изучают этот процесс на разных его стадиях, начиная от анализа причин конфликта и управления им на начальной стадии миротворчества, и завершая проблемами поддержания и восстановления мира. Многие исследователи считают, что главная задача изучения опыта миротворческой деятельности не только научиться «тушить пожар» после разгоревшегося в обществе конфликта, сколько в осознании причин его возникновения и предотвращения. Задачей ученых является также разработка рекомендаций политикам по эффективному управлению конфликтами в целях урегулирования напряженной обстановки. Здесь этом многие ученые схожи во мнении, что первоначально миротворцы ООН должны обеспечивать условия для обеспечения безопасности мирного населения, результативно использовать потенциал мирового сообщества для ограничения конфликтов несиловыми методами.

Исследователи, изучающие проблемы миротворчества на современном этапе, считают, что эта деятельность не должна ограничиваться заключением мирных соглашений. Миротворческий процесс имеет продолжение в виде обеспечения эффективного руководства страной и обществом, он является важной составной частью общего подхода ослабления внутренних конфликтов и стабилизации положения. Последнее подразумевает объединение всех противоборствующих политических сил и лидеров этнических групп в процесс нормализации жизни каждой семьи, каждого человека.

Рабочая гипотеза. Исследование процесса разработки миротворческой концепции ООН, а также конкретного механизма ее практического использования имеет большое значение, так как позволяет определить причину кризисных явлений современного миротворчества и пути повышения его эффективности. Анализ опыта урегулирования конфликтов международным сообществом является особенно важным в связи с необходимостью развития многосторонних механизмов поддержания мира в современных условиях глобализации.

Объектом исследования являются многосторонняя и многоплановая деятельность Республики Казахстан по решению проблем безопасности и миротворчества, которая включает в себя обширный пласт политической, дипломатической и военной деятельности направленной на разрешение конкретных проблем международной безопасности. Миротворческая деятельность Республики Казахстан, несмотря на небольшой по продолжительности период, так же является объектом исследования и анализа, поскольку имеет непосредственное отношение к решению проблем безопасности и служит одной из главных ее составляющих.

Предметом исследования являются международный опыт и деятельность Республики Казахстан в решении проблем безопасности и миротворчества в период независимого развития

Цель исследования. Целью данного исследования является определение предпосылок и этапов становления системы миротворчества, в общем, и опыта Республики Казахстан в частности, в решении проблем международной безопасности и миротворчества, что в свою очередь характеризуется решением следующих задач:

Рассмотрение исторических и политических предпосылок создания международной системы миротворчества как одного из главных факторов сохранения мира и стабильности.

Обзор основных направлений в развитии концепции миротворчества в ракурсе мировой и отечественной литературы.

Определение основополагающих целей и принципов миротворчества ООН в контексте основных угроз безопасности на различных уровнях и этапах развития миротворческой деятельности.

Детальный обзор первых многокомпонентных операций под эгидой ООН, в контексте определение перспектив миротворчества ООН и других международных организаций в период становления нового мирового порядка.

Анализ проблем формирования системы безопасности и миротворчества на примере региональных конфликтов в контексте определения приоритетов миротворческой деятельности в центрально-азиатском регионе.

Рассмотрение вопросов и проблем политико-правового определения национальной безопасности Республики Казахстан в контексте отдельных угроз регионального и глобального уровня.

Определение правовых форм сотрудничества Казахстана с международными организациями системы коллективной безопасности, а также рассмотрение международно-правовой природы СВМДА как будущей общеазиатской региональной организации коллективной безопасности.

Осуществление комплексного теоретического анализа основных аспектов международно-правовой проблемы разоружения применительно к Республике Казахстан.

Анализ международных договоров с участием Казахстана, в которых содержатся положения по мерам укрепления доверия в районе государственных границ и выявление в этой связи возможных путей урегулирования отношений по территориальным и пограничным вопросам с сопредельными государствами СНГ.

Обоснование ряда предложений по вопросам правового и, международно-правового оформления статуса Казахстана как государства, придерживающегося политики позитивного нейтралитета.

Научная новизна. В данном исследовании впервые предпринята попытка целенаправленного и комплексного исследования вопросов изменения в содержании, направлениях и методах реализации миротворческой деятельности ООН по разблокированию региональных конфликтов в новых исторических условиях. В исследовании показано, что нестабильность формирующейся новой системы международных отношений выступает сегодня решающим фактором активизации миротворческой деятельности ООН. А также впервые сделана попытка систематизировать основные причины неэффективности современных операций ООН по поддержанию мира, проанализировать проблемные стороны миротворческой деятельности при урегулировании конфликтов в Камбодже и на Восточном Тиморе, исследовать новые подходы миротворцев к соблюдению нейтралитета и использованию силы.

А также выявлены объективные и субъективные трудности и проблемы обеспечения безопасности в Центральноазиатском регионе.

Осуществлен политологический анализ конкретных политических инициатив и правовых актов казахстанского правительства, направленных на поддержание мира и стабилизацию социально-политической и межэтнической обстановки в регионе.

Методологическая и теоретическая основа диссертации. В диссертации используются общенаучные (анализ, синтез, наблюдение, моделирование и прогнозирование и др.) методы познания и вытекающие из них междисциплинарные и частно-научные методы исследования: историко-философский, системно-структурный, компаративистский, конкретно-социологический; собственно политологические принципы и методы познания общественных явлений.

Одним из основных методов является междисциплинарный подход к изучению проблем конфликтов и миротворчества, который помимо методов исторической науки, исследующей эволюцию международных отношений, включает в себя методы, применяемые юридической наукой в международном праве, методы стратегических исследований и исследований по безопасности. Теоретическим ориентиром послужили фундаментальные труды и концептуальные разработки зарубежных, российских и отечественных ученых в рамках существующих основных направлений - научного реализма, либерализма и конструктивизма, рассматривающих теоретические модели решения проблем миротворчества и безопасности.

Применение перечисленных методов позволило диссертанту исследовать как наиболее общие процессы, так и более частные проблемы развития современного миротворчества, сделать конкретные выводы и предложить практические рекомендации.

Эмпирическая база диссертации. Базу исследования (источники) составили:

1. Официальные документы ООН, НАТО, ОБСЕ позволяющие определить концептуальную основу системы миротворчества.

2.Выступления, заявления, интервью высокопоставленных лиц международных организаций, в лице экс Генерального секретаря ООН Б.Бутрос Гали, К. Аннана, экс зам. Генерального секретаря ООН Б. Уркварта, действующего Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна и др.

3.Дипломатические документы, непосредственно отражающие процессы вхождения Казахстана в международную систему безопасности, его интеграционные инициативы.

4. Справочная литература, официальные и неофициальные статистические данные, а также информация глобальной сети Интернет.

Организация Объединенных Наций, основанная на завершающем этапе второй мировой войны, является универсальной международной организацией, обладающей эффективным механизмом поддержания мира. Устав ООН стал главной правовой основой современных международных отношений. В Уставе предусмотрены как мирные средства разрешения конфликтов (гл. VI), так и меры, допускающие применение вооруженных сил ООН (гл. VII).

В миротворческих операциях ООН выступает в качестве третьей, нейтральной стороны. В процессе разрешения кризисов и конфликтов ООН разработала миротворческую концепцию – систему принципов и методов, в основу которой заложено международное право, направленное на предотвращение, сдерживание и прекращение вооруженных действий дипломатическими, не силовыми методами. Одно из самых значительных событий в истории миротворческой деятельности ООН связано с проведением наблюдательных миссий и операций по поддержанию мира. Миротворческие операции – одно из наиболее распространенных методов разрешения международных конфликтов, за свою историю ООН организовала более 63 подобных операций. При их осуществлении в кризисные регионы вводятся многонациональные миротворческие силы, включая полицейский и гражданский компонент, главной целью которых является разъединение противоборствующих сторон, предотвращение столкновений между ними и контроль над их действиями. Теория и практика миротворчества разрабатывалась в период «холодной войны» как средство, по предотвращению вмешательства сверхдержав в региональные конфликты. Несмотря на локализацию влияния организации на процессы всеобъемлющего урегулирования конфликтов, провалы и периоды затухания активности, большинство миротворческих операций ООН имели историческое значение.

В 1990-е гг. Организация Объединенных Наций, и концепция миротворческих операций прошли серьезное испытание в условиях трансформации системы международных отношений. К началу нового века ООН имела не только «положительный багаж» в проведении миротворческих операций, но и негативный опыт. Однако большинство государств признает, что даже в XXI веке ключом к решению многих проблем мирового сообщества является эффективное использование многосторонних механизмов, разработанных ООН, в том числе и в области поддержания мира. Несмотря на конфликтные ситуации, которые с особой остротой проявились, в частности, в односторонней акции НАТО в Косово и действиях США в Ираке в обход институтов ООН, большинство государств признает необходимость сохранить за ООН статус организации, ответственной за поддержание мира.



Теоретическая и практическая значимость. Результаты диссертационного исследования восполняют существенный пробел, касающийся вопросов современного миротворчества. Исследование миротворческого процесса на примере операций СНГ, на Ближнем и Среднем Востоке, успехов и просчетов миротворцев в ходе своих миссий могут быть востребованы не только академическими учеными, специализирующимися на изучении теории миротворческой деятельности ООН в новых исторических условиях, но также найти применение у отечественных специалистов – практиков, непосредственно готовящих миротворцев для участия в операциях ООН по поддержанию мира в горячих точках за рубежом. После распада СССР казахстанские миротворцы были направлены в Ирак и Таджикистан для участия в операциях по поддержанию мира. Сегодня существует не только возможность, но и настоятельная необходимость в проведении миротворческих операций на территории ряда стран СНГ.

Также полученные результаты исследования могут быть использованы в дальнейшей научной разработке отдельных проблем, касающихся правового и международно-правового обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан, в нормотворческой деятельности при совершенствовании законодательной и договорно-правовой базы Республики в сфере национальной безопасности.


Положения, выносимые на защиту:

- В новых исторических условиях значительно изменился характер традиционного миротворчества, когда ООН стала активно вмешиваться не столько в конфликты между независимыми государствами, сколько в их внутренние этнополитические конфликты, принимать участие в гражданских войнах. Интервенция миротворцев во внутренние дела суверенных государств в ряде случаев сопровождается применением силы, нарушением нейтралитета и территориальной целостности.

- Изменения коснулись и задач миротворческой деятельности: если в прошлом они характеризовались преимущественно решением наблюдательных задач, т.е. контролем за выполнением сторонами конфликта условий прекращения огня, то, например, анализ операций в Ираке, Ливии, Либерии, Сомали показывает, что эти базовые функции миротворчества сегодня существенно расширились: они включают такие далекие от миротворчества области, как реформирование политической и экономической системы в стране, а также проведение всеобщих выборов. Цель основных миротворческих усилий на современном этапе направлена на стабилизацию внутриполитического положения, на устранение причин, которые привели к противоборству.

- Эволюция миротворческой деятельности ООН после «холодной войны» выявила определенные ее недостатки и ограниченные возможности, это связано главным образом с возрастающими требованиями, предъявляемыми мировым сообществом к этому институту ООН в условиях изменившейся международной обстановки и появления большого числа конфликтов. Последнее обстоятельство предполагает необходимость существенного реформирования миротворческой деятельности, скорейшую ее адаптацию к новой исторической обстановке.

- Современные механизмы миротворчества требуют соответствующего международно-правового обеспечения, что в свою очередь, актуализирует проблему реформирования ООН, как глобальной организации безопасности. Тенденции развития мирового сообщества со всей очевидностью определяют необходимость сознательного совершенствования всех механизмов и институтов миротворчества, сформировавшихся во второй половине XX века, так как, несмотря на значительные процессы международной интеграции и экономического сотрудничества, конфликтный потенциал современного мира далеко не исчерпан.

- После завершения «холодной войны» миротворчество усилиями ведущих мировых держав из средств мирного урегулирования конфликтов нередко превращается в инструмент достижения ими своих конкретных внешнеполитических целей. США, страны НАТО и Китай стали использовать «голубые каски» для эскалации сфер своего влияния в мире, рассматривая миротворческую деятельность как новое средство реализации национальных интересов под флагом и с санкции ООН.

- Внешняя политика Республики Казахстан, успешно направляемая Н.А.Назарбаевым, прошла стадию становления и прочно утвердилась в качестве неотъемлемого элемента политики Казахстана в новых исторических условиях.

- Миротворчество, как один из главных приоритетов внешнеполитического курса Казахстана, способствует развитию позитивных изменений как в регионе, так и во внутренней политике республики, формируя благоприятный климат для привлечения финансовых, технологических и инновационных ресурсов, дальнейшей демократизации общества.

- Важное значение отводится решению вопросов, связанных с региональным сотрудничеством в Центральноазиатском регионе. Региональные конфликты, замешанные на различных проблемах развития современного мира содержат в себе угрозу мировому сообществу, способную взорвать всю систему международной безопасности и требуют совершенствования всего комплекса миротворчества.

- Республика Казахстан, как активный член мирового сообщества, инициировав и практически осуществив работу по развитию СВМДА, разработав программу деятельности председательства в ОБСЕ, обозначив миротворческие приоритеты своей внешней политики, нуждается на сегодня в расширении и углублении деятельности по сохранению мира, безопасности и стабильности.

- Опыт Республики Казахстан в решении проблем безопасности и миротворчества характеризуется многоуровневым анализом, неординарными подходами и имеет важное значение для всего мирового сообщества.

- Инициативы и особая активность главы нашего государства Н.А.Назарбаева в сфере миротворчества, требует от политической и интеллектуальной элиты республики выработки конкретных методов и механизмов их реализации.

- Деятельность первого президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева по решению проблем региональной и глобальной безопасности, его инициативы по созданию и развитию региональных организаций безопасности имеют определяющее значение в современной архитектуре региональной и континентальной безопасности.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры теоретической и прикладной политологии Казахского национального педагогического университета имени Абая. Основные положения, идеи, выводы и рекомендации изложены автором в …. научных статьях, указанных в заключительной части автореферата, а также в докладах и сообщениях на международных, республиканских научных конференциях и на заседаниях «круглых столов».

Структура и объем диссертации определяется логикой рассмотрения поставленных научных задач, комплексностью подходов к изучению проблем миротворчества в новых исторических условиях. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Её общий объем составляет 280 страниц компьютерного набора.
Основное содержание работы
Выбор направления исследования обусловлен необходимостью объективного изучения современного миротворчества как фактора социально-политической стабильности и безопасности Республики Казахстан.

Во введении дается общая характеристика работы, определены предмет исследования, цель и задачи, обоснованы актуальность и научная новизна диссертации, ее практическая значимость, обозначены методологическая и теоретическая основы исследования, состояние научной разработанности проблем, составляющих общую концепцию исследования, охарактеризована источниковедческая база диссертации, научная новизна, формулируются положения, выносимые на защиту.

Первый раздел «Теоретико-методологические подходы к становлению системы современного международного миротворчества» включает три подраздела, содержит комплексный анализ проблемы миротворчества, целью которого является определение основных черт современного миротворчества, ее принципов и подходов.

В подразделе 1.1 «Концепции миротворчества в мировой и отечественной историографии» исследуются теоретико-методологические подходы к анализу проблемы миротворчества отечественных и зарубежных исследователей.

Автор отмечает, что в связи с трансформацией характера, объема и количества вызовов, возникавших после окончания Второй мировой войны, колониального распада, в повестке дня ООН практически постоянно поднимались вопросы развития миротворческой практики. Хотя у ООН, естественно, нет монополии на миротворчество, и за последнее время накоплен существенный опыт сотрудничества с другими сторонами, принимающими участие в решении задач поддержания международного мира и стабильности, Организации в силу объективных причин принадлежит ведущая роль в этой области.

Анализ генезиса рассматриваемой проблемы позволяет соискателю сделать вывод, что для определения основных принципов, целей и механизмов современного миротворчества необходим:

анализ миротворческой деятельности ООН и задач соответствующих поколений ОПМ - «традиционных» и многокомпонентных;

обзор мер по улучшению ооновского миротворчества, анализ эффективности ОПМ ООН и попытки реформирования существующей системы;

изучение форм деятельности СБ ООН и нового механизма сотрудничества Совета со странами-поставщиками контингентов в ОПМ ООН;

анализ современных ОПМ с участием или под эгидой ООН (Восточный Тимор, Косово, Афганистан);

оценки перспектив решения вопроса о повышении качества военной экспертизы Совета Безопасности, а также теоретические разработки, содержащиеся в трудах российских и иностранных исследователей.



В подразделе 1.2 «Исторические и политические предпосылки международного миротворчества» по мнению диссертанта, с появлением ракетно – ядерного оружия человечеству пока удается предотвратить крупномасштабные военные противостояния. Сейчас на их месте возникают различные мелкие локальные конфликты или малые войны. При этом, утверждает автор, отдельные государства, а также их социально – политические, этноконфессиональные и религиозные объединения не раз использовали оружие для разрешения политических, экономических, территориальных и иных разногласий.

Одним из значимых результатов изменившейся природы конфликтов, в которых участвуют сегодняшние миротворцы ООН, является то, что им приходится поддерживать мир между негосударственными игроками в виде вооружённых образований и политических движений или комбинациями правительств и таких игроков. Это – дополнительный мотив не только из-за крайней сложности многосторонних противостояний и конфликтов, но и потому, что очень тяжело принудить неправительственные стороны уважать роль, которую выполняет ООН. Такие игроки не только не чувствуют обязательства поощрять принципы Устава и букву резолюций Совета Безопасности, но и, как правило, менее поддаются контролю, чем правительственные силы.

Под эгидой ООН, отмечает соискатель, с 1989 года наряду с традиционными ОПМ начали проводиться комплексные ОПМ, преимущество которых заключается в многофункциональности и многоаспектности решаемых задач. Первой подобной операцией стала операция, проведенная в Намибии (Группа ООН по оказанию помощи в переходный период, инициированная в апреле 1989 года). За ней последовали операции в Западной Сахаре (1991), Камбодже (1991, 1992), операция Сил ООН по охране на территории бывшей Югославии (1992), которая с 1995 года разделилась на три самостоятельные операции, в Сомали (1992, 1993), Руанде (1993), на Гаити (1993, 1996), в Мозамбике (1992), Центрально-Африканской Республике (1998), Восточном Тиморе (1999, 2002), Косово (1999, с привлечением других международных и региональных структур) и др.

В заключение, диссертант приходит к выводу, что современное миротворчество во всех его видах и формах от превентивной дипломатии до разумного использования силы, несмотря на все сопутствующие издержки и недостатки, является эффективным способом предотвращения, контроля и урегулирования вооруженных конфликтов. Важно, чтобы в миротворческих операциях выполнялись основополагающие международно-правовые нормы и не нарушались права человека и суверенных государств как бы сложно это ни было осуществить. Особенно актуально это сочетание или хотя бы его попытка в свете новых операций последних лет, получивших название «гуманитарное вмешательство», или «гуманитарная интервенция», которые осуществляются в интересах отдельных групп населения. Но, защищая права человека, они нарушают суверенитет государства, его право на невмешательство извне — международно-правовые устои, формировавшиеся веками и считавшиеся до недавнего времени незыблемыми. При этом, нельзя допустить, чтобы вмешательство в конфликт извне под лозунгом борьбы за мир и безопасность или защиты прав человека оборачивалось в неприкрытую вооруженную интервенцию и агрессию.



В подразделе 1.3 «Этапы становления системы миротворчества ООН»

Автор, отмечает, что эволюция теорий миротворчества (универсальной общепризнанной теории на сегодняшний день не существует) происходила в результате взаимодействия следующих основных факторов:

1. Практических - накопление и обобщение опыта миротворческих операций, разработка в системе ООН концептуальных политико-правовых и организационных принципов их осуществлений.

2.Исторических (системных и структурных) - эволюция международной системы и ее институтов, увеличение численности транснациональных корпораций и международных организаций, а также их роли в 60–70-е гг. ХХ в., окончание «холодной войны», процессы глобализации, трансформация роли государств и резкое расширение числа международных акторов, появление новых транснациональных вызовов и угроз национальной и международной безопасности, новых типов конфликтов и войн.

3. Теоретических- формирование и взаимное обогащение социальных наук, в частности теории международных отношений и конфликтологии, попытки построения общей теории конфликтов.

Как уже отмечалось, ОМП ООН связаны с тремя главными видами деятельности: предупреждение конфликтов и установление мира; поддержание мира и миростроительством. Долгосрочное предотвращение конфликтов позволяет обнаружить структурные источники конфликтов для создания прочной основы мира. При необходимости, ее пытаются укрепить путем предотвращения конфликтов и обычно через дипломатические мероприятия. Такие превентивные действия в силу самого своего устройства являются малозаметной деятельностью, и когда они проводятся успешно, то могут вообще остаться незамеченными.

В связи с этим необходимо эффективно использовать потенциал мирового сообщества в области поддержания мира и безопасности. Казахстан полагает, что актуальным остается вопрос о создании Центра ООН по превентивной дипломатии и предотвращению конфликтов, деятельность которого была бы направлена на помощь странам с учетом их национальных интересов и принципов безопасности. Опыт показывает, что неэффективность системы ООН и отсутствие взаимопонимания между странами негативно сказывается на глобальной стабильности и безопасности.

Востребованный спрос на миротворчество стал предметом пристального внимания, в результате чего, по мнению автора, постепенно устоялось представление о том, что конкретно следует считать критериями успеха миротворческих операций. Их четыре:

1) реализация совокупности мандата;

2) степень поддержки урегулированию конфликта;

3)степень подавления эскалации конфликта;

4) мера успеха в ограничении числа жертв конфликта.

При всей обоснованности этих принципиальных индикаторов следует иметь ввиду, что они, не могут считаться каким – то незыблемым критерием. Ведь, с одной стороны, например, известно, что в миротворческой истории нередко имели место случаи, когда операциям предписывались невыполнимые мандаты, а с другой стороны, успех – величина переменчивая, и если операция длится достаточно долго, то на ее пути могут быть и взлеты и падения.

На основе вышеупомянутых критериев, соискатель приходит к заключению, что миротворческие операции более всего были удачны в предотвращении эскалации конфликтов, в то время как решение задач по осуществлению совокупности мандата и ограничению числа жертв следует признать лишь отчасти успешным. В любом случае неоспорима истина, что миротворчество это не панацея, а всего лишь сумма усилий по содействию в урегулировании кризисов, ведь их окончательное решение лежит на конфликтующих сторонах.

Анализу миротворческой деятельности ОБСЕ и РК посвящен второй раздел диссертации - «Миротворчество на современном этапе».

В подразделе 2.1 «ОБСЕ как фактор современной системы миротворчества» исследуется роль Организации в современном миротворчестве. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) было задумано в качестве многостороннего форума для обеспечения диалога между Востоком и Западом в условиях «холодной войны». В 70 – 80-е годы СБСЕ функционировала как серия конференций и совещаний, где велись переговоры о принятии новых обязательств, рассматривалось выполнение тех, которые были приняты ранее. Особое значение имела увязка прав человека с общими проблемами безопасности и сотрудничества.

В 2010 г. ОБСЕ исполнится 35 лет, и Казахстан, отмечает диссертант, первым из постсоветских государств стал председателем этой организации. Для нашей страны взаимодействие с ОБСЕ является одним из приоритетов внешней политики. Особое значение придается Казахстану сотрудничеству с ОБСЕ в вопросах формирования архитектуры азиатской безопасности, стержнем которой является Совещание по выработке мер доверия в Азии. И, конечно же, в рамках своего председательства Казахстану предстоит внести собственный вклад в укрепление ОБСЕ, сохранение ее как важнейшего форума и действующей структуры многостороннего партнерства.

В целом, считает соискатель, кажется реальным и необходимым, чтобы ОБСЕ активно выражала себя на следующих направлениях:

в формировании норм поведения в сфере безопасности, предоставляя посредством этого потенциал всем государствам чувствовать себя уверенней; в развитии возможности раннего предотвращения и урегулирования конфликтов, в совокупности давая возможность тем самым определенный уровень безопасности тем государствам, которые не являются членами региональных или иных оборонительных союзов.

Главные вопросы, стоящие перед ОБСЕ, сводятся к следующим:

1. Зоне действия ОБСЕ недостает условий для создания эффективного сообщества безопасности. Она включает демократические и авторитарные государства и распространяется от современных, богатых западноевропейских и североамериканских обществ до бедных, традиционных обществ ЦА. В этом регионе отсутствуют гомогенность, общие ценности, взаимная эмпатия и многосторонние, интенсивные контакты, чего требуют сообщество безопасности. В ближайшем будущем здесь никаких изменений не предвидится.

2. ОБСЕ в качестве системы коллективной безопасности неэффективна. Хотя она может с помощью своих механизмов разрешения конфликтов и вопреки воле какой-нибудь страны расследовать ее действия, ставящие под угрозу мир, или нарушение устава ОБСЕ на ее территории (принцип «консенсус минус один»), но как только речь заходит о принятии необходимых мер, все 56 членов, включая заинтересованное государство, должны дать на это свое согласие (напрашивается сравнение с ООН, где необходимо лишь согласие пяти постоянных и большинства остальных членов Совета Безопасности).

3. НАТО и ЕС опережают ОБСЕ в военной и экономической поддержке по проблемам безопасности. Однако ОБСЕ располагает наиболее передовым в международном масштабе инструментом для того, чтобы обнаружить основы нестабильности в Европе. Долгосрочные миссии ОБСЕ на местах и институт Верховного комиссара по делам национальных меньшинств могут влиять на реализацию защиты прав меньшинств, заблаговременному обнаружению этнонационалистических кризисов и посредничеству между сторонами для того, чтобы вообще не допустить возникновения насилия, а также учредить взаимопонимание между бывшими противоборствующими сторонами после приостановки этой эскалации. Пока, этот инструмент показал свою неспособность.

4. Необходимо подумать об активизации деятельности ОБСЕ в области экологической безопасности, относительно общности этого вопроса для всех стран. В природоохранной сфере важно начать усилия по дальнейшему формированию экологической программы действия для Центральной и Восточной Европы, одобренной в 1993г. на конференции в Люцерне, и по повышению уровня безопасности АЭС и других ядерных объектов. Страны – участницы ОБСЕ должны также активно участвовать в осуществление Программы ООН по охране окружающей среды – ЮНЕП, а также следовать международным соглашениям по защите окружающей среды, по воссозданию и поддержанию устойчивого экологического баланса. Учитывая первостепенную значимость и срочность решения экологических проблем, следует предложить разработать и принять Программу неотложных действий или Хартию по защите окружающей среды, а также создать Бюро по сотрудничеству, надзору и оценке выполнения существующих обязательств в сфере экологии. Должны быть приняты меры, относящиеся к осуждению и наказанию тех, кто разрушает окружающую среду, вплоть до уголовных.

5. Было предложено развернуть такие направления деятельности ОБСЕ как криминогенное, нравственное и другие измерения. В рамках криминогенного измерения можно было бы осуществлять Совет министров внутренних дел, безопасности, прокуратуры и других правоохранительных органов совместно с «Интерполом» и «Европолом», поставить вопрос о учреждении по аналогии Агентства по борьбе с преступность в рамках ОБСЕ.

По меткому выражению Н. Назарбаева, «бренд хельсинкского процесса» изрядно потускнел и утратил часть своей притягательной силы. Поэтому первостепенной задачей, как считает Глава Казахстана, является не только возрождение утраченного «хельсинкского бренда», но и придание ему нового блеска и энергии за счет реального и эффективного взаимодействия с евразийскими региональными структурами, многие из которых были созданы по инициативе Казахстана.

В подразделе 2.2 «Участие Казахстана в миротворческих операциях на территории СНГ» анализируется роль Республики Казахстан в миротворческих акциях. Принятый в январе 1993 года Устав СНГ и Концепция предотвращения и урегулирования конфликтов на территории государств-участников от 1996 года вводит механизм взаимных консультаций между государствами в случае возникновения конфликтов и порядок выработки мер по урегулированию. Одно из главных положений Концепции констатирует, что «поддержание мира и стабильности, является неотъемлемым условием существования Содружества, обеспечивающим экономическое, социально-политическое развитие как каждого из государств-частников, так и Содружества в целом». В соответствии с Концепцией деятельность СНГ в миротворческом плане определяет предотвращение конфликтов, их урегулирование, постконфликтное построение мира. Каждое их этих направлений предполагает использование в качестве инструмента миротворчества воинских контингентов.

Всего на постсоветском пространстве были развернуты четыре операции по поддержанию мира с использованием воинских контингентов государств Содружества. В их числе - в Республике Таджикистан, участие в миротворческой акции здесь принимал, как известно, и Казахстан. В целом действия воинских контингентов были успешными по результату урегулирования конфликта. На взгляд автора, стратегия безопасности Казахстана и стран региона может быть построена по схеме: национальная безопасность отдельного государства, затем - безопасность в региональных рамках Центральной Азии и СНГ, плюс включении в евроцентральноазиатскую и глобальную системы безопасности. Это в перспективе может наиболее надежно гарантировать государственную и территориальную целостность, как Казахстана, так и стран всего региона и определить участие нашей страны в миротворческой политике ООН, НАТО, ОБСЕ.



В подразделе 2.3 «Казахстан в программе ПРМ и антитеррористической операции в Афганистане и Ираке» исследуются вопросы сотрудничества Казахстана и НАТО, участие РК в миротворческих операциях за пределами СНГ.

Процессы мировой глобализации имели следствием значительное снижение способности независимых суверенных государств самостоятельно определять темпы и направления политических изменений как внутри стран, так и в мире в целом. Все больше национальных государств признают необходимость создания сильных международных институтов на региональном и глобальном уровне. Более ясно проявляется тенденция слияния национально-государственных и общемировых проблем, что в свою очередь актуализирует вопрос формирования субрегиональных, региональных и глобальных систем безопасности.

В данном случае ключевым и неотъемлемым аспектом существования и функционирования всего международного сообщества рассматривается система международной безопасности. Тем не менее, сегодня не существует единой системы международной безопасности, то есть такой, которая бы функционировала на основе принципов, норм и правил, выработанных в рамках одной международной организации или наднациональной структуры такой как НАТО.

В самом начале независимого существования Казахстана, определяя стратегию государства во внешней и внутренней политике Президент страны Н.А. Назарбаев заявил, что «...у Североатлантического договора есть приемлемая для нашего сближения задача - помогать демократическому развитию стран Центральной, Восточной Европы и СНГ, в меру своих возможностей предотвращать региональные конфликты.... Страны -участницы НАТО в целях сотрудничества с этими государствами обязались предоставить накопленный ими опыт и значительный экспертный потенциал по оборонной политике.... С учетом этого мы пойдем на расширение контактов с НАТО, четко определив их сферы и пределы, и не в ущерб военному сотрудничеству в рамках СНГ или двусторонним военным связям»[6,c.82].

В сотрудничестве с государствами-членами НАТО Казахстан продолжает разработку концептуальных рамок для реформы сектора безопасности и обороны, организовывает на своей территории учения НАТО, а также принимая участие в подобных мероприятиях на территории других стран. По согласованию с государствами-членами НАТО Казахстан ведет работу по создании регионального учебного центра ПРМ. В 2006 и 2007 годах Казахстан провел на своей территории большие контртеррористические учения «Степной орел». Эти учения способствовали повышению оперативной совместимости подразделов ВС Казахстана и сил Североатлантического альянса.

В результате усилий, осуществленных правительством Казахстана по достижению более высокой оперативной совместимости с войсками НАТО, и при поддержке Альянса был сформирован казахский батальон (КАЗБАТ), а затем казахская бригада (КАЗБРИГ). В составе польского контингента в Ираке КАЗБАТ успешно выполнял задачи по разминированию.

Очевидно, считает автор, антитеррористическая операция в Афганистане не только укрепила механизмы борьбы с терроризмом внутри НАТО, но и параллельно расширила влияние Альянса в Центральной Азии, которое подкрепляется постоянным военным присутствием сил НАТО в отдельных государствах региона. В среднесрочной перспективе НАТО планирует сделать страны Центральной Азии и Кавказа опорной точкой «Партнерства во имя мира» – наиболее результативной инициативы Альянса по распространению своих взглядов и идей – с учетом их важной роли в войне с террором. Подтверждением этому может служить назначение в 2004 году специального представителя генсека НАТО по Центральной Азии и Кавказу.

На наш взгляд соискателя, План действий представляет собой содержательный документ, отражающий солидарность между НАТО и партнерами перед лицом террористической угрозы. В него включены как проверенные временем механизмы, так и инновации, содействующие расширению консультаций и обмену информацией. Данный документ способствует:

повышению готовности к борьбе с терроризмом;

пресечению поддержки террористическим группам;

созданию средств ликвидации последствий террористических нападений;

созданию средств содействия партнерам в борьбе с терроризмом.



Третий раздел диссертации - «Политико-правовой опыт Республики Казахстан в области безопасности и борьбы с международным терроризмом» посвящен вопросам терроризма, преступлений против мира и безопасности человечества.

следующая страница >>



Привилегированные очень ценят мелкие неприятности: они устраняют последние упреки совести. Жильбер Сесброн
ещё >>