Оценка трансграничных рек, озер и подземных вод в восточной и северной европе, впадающих в черное море - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Оценка трансграничных рек, озер и подземных вод в восточной и северной... 23 2700.79kb.
Ресурсы подземных вод красноярского края 1 49.32kb.
Охрана природы. Гидросфера. Классификация подземных вод по целям... 1 117.99kb.
Санитарные правила по устройству и эксплуатации водозаборов с системой... 1 180.8kb.
Образование и классификация подземных вод 1 122.42kb.
Печать 19 мая 2003 года Правила плавания маломерных судов на акватории... 1 50.19kb.
Русский IV олимпиада 1 183.13kb.
Урок географии в 8 классе Учитель: Казберова Евгения Федоровна Виды... 1 41.68kb.
«Экологическое состояние реки Аргудат» 1 101.88kb.
Контрольная работа по теме "Русь изначальная" 1 76.08kb.
Контрольная работа по теме "Русь изначальная" 1 83.91kb.
Невско-ладожское бассейновое водное управление 15 1303.76kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Оценка трансграничных рек, озер и подземных вод в восточной и северной европе, впадающих - страница №1/18

Конвенция об охране и использовании трансграничных водотоков и международных озер

Рабочая группа мониторингу и оценке

Внеплановая встреча, 15-16 декабря 2010 г.

Тема 2 (b)




ОЦЕНКА ТРАНСГРАНИЧНЫХ РЕК, ОЗЕР И ПОДЗЕМНЫХ ВОД В ВОСТОЧНОЙ И СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЕ, ВПАДАЮЩИХ В ЧЕРНОЕ МОРЕ

Подготовлено секретариатом

В данном документе представлена оценка разных трансграничных рек, озер и подземных вод в Восточной и Северной Европе, входящих в водосборную площадь Черного моря. Этот документ был подготовлен секретариатом на основе информации, полученных от стран Восточной и Северной Европы: Республики Беларусь, Эстонии, Финляндии, Венгрии, Латвии, Литвы, Норвегии, Польши, Молдовы, Румынии, Российской Федерации, Словацкой Республики и Украины. Описания трансграничных типов водоносных горизонтов и соответствующие иллюстрации помещены в Приложение V документа ECE/MP.WAT/2009/8. Инвентаризация трансграничных вод представлена в документе «Основные результаты оценки трансграничных рек, озер и подземных вод в Восточной и Северной Европе» (WGMA/Extra2010/Inf.1)


Была проведена оценка избранных рамзарских угодий в сотрудничестве с Секретариатом Конвенции о водно-болотных угодьях международного значения (Рамзарской Конвенцией) и Сторонами этой Конвенции. Из них, в данном отчете в описании и соответствующих речных бассейнов представлены дельта Дуная, долина Верхней Тисы и речная сеть Стоход-Припять-Простырь.
В этом документе не хватает некоторых данных. Некоторые цифры и графики следует проверить (выделены наклоном). Секретариат напрямую обратился к некоторым странам с просьбой предоставить некоторую информацию.
Просим Рабочую группу, особенно страны Восточной и Северной Европы:
(a) Просмотреть информацию и предоставить секретариату изменения и дополнения до 31 января 2011 г. В частности, просим завершить оценку тех бассейнов, по которым отсутствует информация от некоторых стран;
(b) обсудить карты и графики, которые следует включить для иллюстрации оценки;
(c) Обсудить и согласовать процесс завершения подготовки официальных документов по оценке в Восточной и Северной Европе до 12ой встречи Рабочей группы.
СОДЕРЖАНИЕ



Бассейн реки Дунай 3

Водохранилища Железные ворота I и Железные ворота II 14

Трансграничные водоносные горизонты в бассейне Дуная 22

Lower Danube Green Corridor and Delta Wetlands (Bulgaria, Moldova, Romania, Ukraine) 32

Vah sub-basin 32

Суб-бассейн реки Ипель/Иполи 32

Суб-бассейн реки Тиса 37

Суб-бассейн реки Сомеш/Самош 58

Mures/Maros sub-basin 66

Суб-бассейн реки Сирет 66

Суб-бассейн реки Прут 71

Stanca-Costesti Reservoir 78

Бассейн реки Кагул 78

Бассейн реки Ялпух 79

Cogilnik Basin 81

Бассейн реки Днестр 81

Суб-бассейн реки Кучурган 87

Бассейн Днепра 89

Бассейн реки Припять 93

Еланчик 100

Бассейн реки Миус 103

Бассейн реки Северский Донец 106





Бассейн реки Дунай1




  1. Бассейн реки Дунай (БРД) является "самым международным" речным бассейном в мире, так как находится под совместной юрисдикцией 19 стран. Площадь бассейна реки Дунай составляет 807827 км², население – около 80,5 миллионов человек, протяженность самой реки – 2587 км, расход – приблизительно 6500 м3/сек в устье реки, благодаря чему бассейн Дуная является вторым крупнейшим речным бассейном в Европе. Таблица 1 содержит общие данные по водным объектам бассейна Дуная.

Таблица 1

Доля БРД в каждой отдельной стране; процентная доля страны от территории БРД; население БРД; разграничение водных объектов всех рек БРД с водосборной площадью >4000 км2 и реки Дунай.


Страна

Площадь, кв.км.

Доля в БРД (%)

Территория страны в процентах от общей территории БРД (%)

Население БРД

(в миллионах)

Плотность населения (чел./кв.км)

Протяжен-ность национа-льной речной сети БРД

Количество водных объектов (ВО)

Доля всех водных объектов БРД (%)






















Всего

Дунай




DE

56,500

7,0

16,0

9,7

172

1503

532

15

7,1

AT

80,800

10,0

96,1

7,9

98

2392

190

13

25,6

CZ

21,800

2,7

27,3

2,8

128

598

32

0

4,3

SK

46,900

5,8

96,0

5,2

111

1811

45

4

6,1

HU

92,900

11,5

100,0

10,2

110

3189

57

4

7,7

SI

16,200

2,0

81,1

1,8

111

834

25

0

3,4

HR

34,700

4,3

61,9

3,1

89

1470

33

2

4,4

BA

38,000

4,7

74,9

2,9

76

1602

35

0

4,7

ME

7,300

0,9

55,0

0,2

27

Информация отсутствует




RS

81,600

10,1

92,8

7,53

92

3277

634

10

8,5




RO

239,100

29,6

100,0

21,6

90

9474

1825

7

24,5




BG

46,900

5,8

42,6

3,4

72

1291

15

1

2,0




MD

12,100

1,5

36,2

1,1

91

837

Информация отсутствует




UA

36,400

4,5

6,0

2,6

71

1056

13

1

1.7




Всего




1006




80,57




25,1178

68115

4514

100







Река Дунай

Количество ВО

Общая длина




45

2,8579

Для названий стран используются следующие аббревиатуры: Албания (AL); Австрия (AT); Босния и Герцеговина (BA); Болгария (BG); Хорватия (HR); Чешская Республика (CZ); Германия (DE); Венгрия (HU); Италия (IT); Бывшая Югославская Республика Македония (MK); Молдова (MD); Черногория (ME); Сербия (RS); Словакия (SK); Словения (SI); Швейцария (CH); Украина (UA).

Таблица 2



Приблизительное распределение стока бассейна реки Дунай по странам/группам стран

Страна/группа стран

Ежегодный объем стока (куб.км./год)

Доля водных ресурсов Дуная (%)

Соотношение оттока минус приток + отток (%)

Австрия

48,44

22,34

63,77

Болгария

7,32

3,99

7,35

Чешская Республика

3,43

1,93

Не доступно

Германия

25,26

11,65

90,71

Венгрия

5,58

2,57

4,97

Румыния

37,16

17,00

17,35

Словакия

12,91

7,21

23,0

Босния и Герцеговина, Хорватия и Словения

40,16

16,84

Не доступно

Mолдова и Украина

10,41

4,78

9,52

Черногория и Сербия

23,5

10,70

13,19

Швейцария

1,40

0,64

86,67

Италия

0,54

0,25

100,00

Польша

0,10

0,04

100,00

Албания

0,13

0,06

100,00

Всего

216,34

100,00




Источник: Программа снижения уровня загрязнения Дуная – Отчет о трансграничном исследовании. Международная комиссия по охране реки Дунай, июнь 1999 года.

Факторы воздействия10

  1. Основным источником органического загрязнения являются сбросы неочищенных или частично очищенных сточных вод населенными пунктами11, промышленными предприятиями и сельскохозяйственными объектами. Множество населенных пунктов на территории БРД имеют недостаточно эффективные водоочистные сооружения, либо вообще их лишены, вследствие чего являются основными источниками органического загрязнения. Зачастую промышленные сточные воды либо вообще не подвергаются очистке, либо очищаются недостаточно перед сбросом в поверхностные воды (прямые сбросы) или общественные канализационные системы (непрямые сбросы).

На территории БРД расположено 6224 агломерации (населенных пунктов) численностью ≥2000 ЭН (эквивалент населения). Из этих населенных пунктов 4969 агломерации (21 миллион ЭН) входят в категорию 2000 - 10000 ЭН, и 1255 агломераций имеют ЭН >10000 (73,6 миллиона ЭН). Рисунок 1 содержит информацию о существующих водоочистных сооружениях, уровнях очистки и степени соединения с водоочистными сооружениями на всей территории БРД по каждой отдельной стране.

Рисунок 1



Существующие водоочистные сооружения; существующие уровни очистки и степень соединения с водоочистными сооружениями в каждой отдельной стране на территории всего БРД.12

Примечание: IAS — индивидуальные и экологически чистые системы, например, выгребные ямы, септические резервуары, домашние водоочистные сооружения.

Согласно данным обновленной оценки Плана управления бассейном реки Дунай, сбросы ХПК и БПК5 крупными агломерациями (>10000 ЭН) в БРД составляют соответственно 922 кт/год и 412 кт/год. Последующие расчеты были уточнены благодаря определению объемов сбросов, генерируемых населенными пунктами с численностью ≥2000 ЭН. Общий объем сбросов из данных источников составляет 1511 кт/год по ХПК и 737 кт/год по БПК5.

Загрязнение питательными веществами: В 1988-2005 гг. Дунай, будучи одной из крупнейших рек, впадающих в Черное море, ежегодно приносил вместе со своими водами около 35000 тонн фосфора (P) и 400000 тонн неорганического азота (N). Согласно результатам моделирования, произведенного daNUbs и MONERIS, текущий объем общей нагрузки по фосфору, попадающей в Черное море (включая фосфор, накапливающийся в настоящее время в водоемах Железных Ворот), должен быть приблизительно на 20% выше, чем в начале 1960-х гг. Шлюзы Железных Ворот (возведенные между 1970 и 1986 гг.) играют важную роль в снижении объемов фосфора, транспортируемого дунайскими водами из стран выше по течению в Черное море. Причина заключается в том, что большие объемы наносов – содержащих фосфор, соединенный с частицами отложений – оседают в водохранилищах за шлюзами.

Таблица 2 демонстрирует нагрузку по общему азоту (Ntot) и общему фосфору (Ptot), генерируемую агломерациями численностью ≥2000 ЭН каждой придунайской страны, и нагрузки по всему БРД (включая точечное и диффузное загрязнение) за период 2005/2006 гг.



Таблица 2

Нагрузки по общему азоту (Ntot) и фосфору (Ptot), генерируемые агломерациями с численностью ≥2000 ЭН каждой придунайской страны, и общая нагрузка по всей территории БРД, источником которой служат все виды сбросов (период наблюдений - 2005/2006 гг).




DE

AT

CZ

SK

HU

SI

HR

BA

RS

RO

BG

MD

UA

Всего

Сбросы Ntot (кт/г)

12,3

9,5

2,8

11,4

14,7

3,2

10,9

7,3

16,0

69,3

6,5

1,9

2,1

168,0

Сбросы Рtot (кт/г)

1,0

0,8

0,4

1,7

2,8

0,7

2,8

1,6

2,9

11,5

1,3

0,4

0,7

28,6

Рисунки 2 и 3 показывают прямые сбросы Ntot и Ptot различными секторами промышленности стран-членов ЕС в 2004 г. В настоящее время нет данных по объемам Ntot и Ptot (т/год), сбрасываемым государствами, не входящими в состав ЕС.
Рисунок 2

Прямые сбросы азота промышленными предприятиями по соответствующим секторами промышленности и странам-членам ЕС (2004 г; RO: 2005 г).


Рисунок 3

Прямые сбросы фосфора промышленными предприятиями по соответствующим секторами промышленности и странам-членам ЕС (2004 г; RO: 2005 г).13

Загрязнение опасными веществами способно нанести серьезный ущерб приречной экологии, и, в дальнейшем, привести к ухудшению статуса водных ресурсов и здоровья населения.

Информация, включенная странами-членами ЕС в Европейский реестр сбросов загрязняющих веществ (ЕРСЗВ), указывает на рост зарегистрированных объемов нагрузки по мышьяку, кадмию, хрому, меди, ртути, никелю, свинцу и цинку в 2004 году (по сравнению с показателями 2001 года). В 2004 году объем прямых сбросов свинца составил 138 т/год, цинка - 171 т/год.

Другим ключевым источником загрязнения опасными веществами являются используемые в сельском хозяйстве пестициды. Согласно данным проекта «DBA»14, пестициды, использующиеся придунайскими странами, содержат 29 релевантных активных ингредиентов. Из них только три вида пестицидов допущены к использованию во всех странах дунайского бассейна, 7 – не допущены к использованию ни в одной из стран, несмотря на то, что они были обнаружены в тестируемых образцах воды и наносов. По сравнению с Западной Европой и государствами, расположенными в верховьях Дуная, уровень использования пестицидов странами, находящимися в центральной части и низовьях Дуная, сравнительно невысок.

Специалисты определили три ключевых фактора гидроморфологического воздействия, имеющих значение для всей территории бассейна: a) Нарушение целостности реки и ареалов обитания; б) Нарушение связей между соседними водно-болотными угодьями/поймами; и в) Гидрологические изменения.

Второе Объединенное инспектирование Дуная в 2007 году15 выявило наличие гидроморфологических изменений по всей длине Дуная. Основу общего гидроморфологического анализа составила оценочная система, включающая пять классов и три категории (русло; берега; поймы). Результаты Второго Объединенного инспектирования Дуная продемонстрировали, что более одной трети (39%) Дуная – от Кельхайма до Черного моря – можно отнести ко второму классу16. Тем не менее, 30% общей длины Дуная отнесено к классу 3, 28% - к классу 4, и 3% к пятому классу (рисунок 4).

Рисунок 4

Общая гидроморфологическая оценка Дуная по пяти классам в виде продольной разноцветной схемы.

Анализ факторов воздействия, осуществленный в рамках Плана управления бассейном реки Дунай, показал, что ключевыми причинами, способствующими постепенному нарушению целостности реки и ареалов обитания в БРД, являются противопаводковые меры (45%), производство гидроэлектроэнергии (45%) и системы водоснабжения (10%). Из 1688 объектов, нарушающих целостность реки и ареалов обитания, 600 являются плотинами/запрудами, 729 – противоэрозионными насыпями/дамбами, и 359 отнесены к другим видам нарушающих целостность объектов. 756 объектов снабжены специальными приспособлениями, облегчающими миграцию рыбы. Это означает, что, по состоянию на 2009 год, 932 нарушающих целостность объекта (55%) продолжают создавать препятствия для миграции рыб, и в настоящее время отнесены к категории серьезных факторов воздействия.

Соединенные между собой болотные угодья/поймы также играют важную роль в качестве зон аккумулирования паводков во время наводнений, и могут оказывать положительное влияние на сокращение количества загрязняющих питательных веществ. В настоящее время выявлено 95 болотных угодий/пойм (площадью 612745 га), обладающих потенциалом воссоединения с Дунаем и его притоками. Общая протяженность водных объектов, обладающих потенциалом с точки зрения восстановления нарушенных связей с болотными угодьями/поймами, составляет 2171 км (9% общей длины речной системы).

В численном выражении основные виды воздействия, вызывающие гидрологические изменения на территории БРД, включают: 449 запруд, 140 объектов водозабора и 89 случаев «пиковой гидронагрузки» (быстрых изменений потока). Анализ факторов воздействия показывает, что 697 гидрологических изменений находятся на территории БРД, 62 из них – на реке Дунай.

Значительное количество будущих инфраструктурных проектов находятся на различных этапах планирования и подготовки по всей территории БРД. Анализ факторов воздействия показал, что всего в различных придунайских странах находятся в разработке 112 подобных проектов. 70 из них касаются самой реки Дунай. 64 (57%) проекта связаны с судоходством; 31 (28%) – с противопаводковыми мерами, четыре (4%) – с водоснабжением; три (3%) – с выработкой гидроэлектроэнергии и десять (9%) проектов касаются других областей применения. 22 из 112 будущих инфраструктурных проекта находятся на этапе реализации, 33 официально запланированы, и по 57 проектам идет подготовка к планированию.

Статус

В рамках Плана управления бассейном реки Дунай была осуществлена оценка 681 речного водного объекта на территории БРД. Из них 193 объекта имеют хороший экологический статус или потенциал (28%), и 437 объекта имеют хороший химический статус (64%). На рисунке 5 представлен общий анализ состояния водных ресурсов БРД.

Рисунок 5

Экологический статус и потенциал (a) и химический статус (б) речных водных объектов БРД (в цифровом выражении и в процентах от общего количества речных водных объектов).







Рисунок 6 содержит классификацию водных ресурсов Дуная с точки зрения экологического статуса, химического статуса и экологического потенциала (для тех отрезков реки, которые были отнесены к классу значительно измененных водных объектов). Всего было оценено 45 речных водных объектов, входящих в состав Дуная. Из этих 45 объектов три речных водных объекта получили хороший экологический статус (4%), 30 – хороший химический статус (67%). Из 21 значительно измененного водного объекта, находящегося на территории стран-членов ЕС, один объект получил хороший или улучшенный экологический потенциал.

Рисунок 6



Классификация статуса вод Дуная в виде непрерывной ленты



Ответные действия

Объединенная программа мероприятий (ОПМ) базируется на концепции «Серьезных проблем в области управления водными ресурсами» (загрязнение органическими, питательными и опасными веществами наряду с гидроморфологическими изменениями), учитывает подземные водные объекты, имеющие значение для всего бассейна, и основана на национальных программах мер, которые вступят в силу к декабрю 2012 года.



Органическое загрязнение: В планы Международной комиссии по защите реки Дунай входит ликвидация сбросов неочищенных сточных вод в водные ресурсы бассейна реки Дунай. Ключевыми мерами по снижению органического загрязнения бассейна реки Дунай являются внедрение Директивы Совета ЕС 91/271/EEC по городским сточным водам на территории стран-членов ЕС, а также создание инфраструктуры сточных вод в государствах, не входящих в состав ЕС, к 2015 году и позднее. В настоящее время на всей территории бассейна проводится масштабная модернизация систем очистки городских сточных вод. Для полноценного внедрения Директивы Совета ЕС 91/271/EEC по городским сточным водам в бассейне реки Дунай на территории стран-членов ЕС необходимо обеспечить более эффективную очистку сточных вод для населенных пунктов численностью >10000 ЭН ввиду того, что БРД впадает в экологически уязвимый район.

Ожидается, что к 2015 году не удастся ликвидировать все сбросы неочищенных сточных вод агломерациями численностью >10000 ЭН. 228 населенных пунктов, имеющих канализационные системы, лишены водоочистных сооружений (для части собираемых сточных вод), которые необходимо построить до 2015 г. 41 агломерация численностью >10000 ЭН не имеет канализационной системы, и весь объем генерируемых сточных вод не подвергается никакой обработке.

Точечное загрязнение органическими веществами, источниками которого служат промышленные предприятия, частично подпадает под действие Директивы по комплексному предупреждению и контролю загрязнений (КПКЗ), частично – под действие ряда специализированных директив ЕС, касающихся конкретных секторов и включающих требования в области Наилучших существующих технологий. Сценарии, разработанные в рамках Плана управления бассейном реки Дунай группой экспертов Международной комиссии по защите реки Дунай (см. ниже), указывают на следующий факт: реализация Базового сценария очистки городских сточных вод-2015 позволит сократить объем органического загрязнения, однако не обеспечит достижение к 2015 году целей, поставленных Рамочной директивой по водным ресурсам в области органического загрязнения на уровне всего бассейна. Степень сокращения данного вида загрязнений зависит от политических решений и экономической поддержки инвестиций в системы очистки сточных вод.

Загрязнение питательными веществами: Международная комиссия по защите реки Дунай своей основной задачей в области снижения уровня загрязнения питательными веществами считает сбалансированное управление точечными и диффузными сбросами питательных веществ на всей территории бассейна реки Дунай, которое позволит избежать эвтрофикации водных ресурсов как самого Дуная, так и Черного моря.

Во избежание эвтрофикации поверхностных водных объектов бассейна реки Дунай и северо-западного шельфа Черного моря требуется удаление питательных веществ, обусловленное, в частности, характером принимающих прибрежных вод, которые отнесены Директивой по очистке городских сточных вод к разряду экологически уязвимых районов. Придунайские государства приняли на себя обязательства по соблюдению Меморандума о взаимопонимании, подписанного в 2001 году Международной комиссией по охране Черного моря и Международной комиссией по охране реки Дунай, и согласились с тем, что "долгосрочная задача заключается в принятии соответствующих мер, нацеленных на снижение нагрузки по питательным веществам до такого уровня, который обеспечит восстановление экосистем Черного моря до состояния, аналогичного зарегистрированному в 1960-х годах". В 2004 году придунайские государства в рамках встречи МКОРД на уровне министерств приняли Дунайскую декларацию, и завили, что в последующие годы они будут стремиться "к сокращению общего объема питательных веществ, сбрасываемых в воды Дуная и его притоков, до уровня, необходимого для достижения хорошего экологического статуса Дуная, а также вносить свой вклад в восстановление экологически устойчивого баланса питательных веществ в Черном море". Так как Румыния является членом ЕС, экологические задачи, обрисованные Рамочной директивой ЕС по водным ресурсам, также применимы и к переходным и прибрежным водам Черного моря.

Для оценки результатов предпринятых мер по снижению загрязнения питательными веществами к 2015 году была применена модель MONERIS. Данная модель учитывает как точечное, так и диффузное загрязнение питательными веществами. MONERIS сравнивает расчетный объем поступающих питательных веществ (сценарий 2015) с зарегистрированными нагрузками по питательным веществам (средние данные за период 2001-2005 гг.) в реках бассейна Дуная, и предлагает соответствующие выводы в области рекомендуемых мер.

Для сокращения объемов загрязнения питательными веществами на уровне всего бассейна необходимо, чтобы страны-члены ЕС приняли требуемые ключевые меры (соответствующие положениям Директивы по очистке городских сточных вод и Директивы ООН по нитратам), а страны, не являющиеся членами ЕС, учли разработанные МКОРД Рекомендации по наилучшим сельскохозяйственным практикам.

Общий Базовый сценарий по питательным веществам (BS-Nut-2015), сочетающий согласованные и наиболее вероятные тенденции развития в различных областях (городские сточные воды, сельское хозяйство и атмосферное осаждение), был сопоставлен с прогнозируемыми сбросами питательных веществ на основании реализации задач управления на уровне всего бассейна. Сравнение, проведенное между питательными веществами, включенными в Базовый сценарий по питательным веществам 2015, и контрольными питательными веществами, демонстрирует снижение уровня загрязнения азотом и фосфором в бассейне Дуная. Тем не менее, можно сделать вывод о том, что мер, которые планируется предпринять на уровне всего бассейна к 2015 году в целях сокращения загрязнения азотом и фосфором, будет недостаточно для того, чтобы достичь задач, поставленных в рамках управления водными ресурсами Дуная и Рамочной директивы по водными ресурсам на 2015 год.

Запрет на использование содержащих фосфор стиральных порошков (срок выполнения – до 2012 г.), и средств для мытья посуды (срок выполнения – 2015 год) (питательные вещества, указанные в Сценарии запрета фосфатов) считается недорогой и обязательной мерой, направленной на повышение эффективности внедрения систем очистки городских сточных вод. Данный запрет сократит объем сбрасываемого фосфора приблизительно на 2 кт/год до уровня, всего на 5% превышающего показатели 1960-х гг. Принятие запрета расценивается как обязательное для достижения задач, поставленных в рамках управления водными ресурсами Дуная, а также экологических задач Рамочной директивы по водными ресурсам для бассейна реки Дунай.

В заключение следует отметить, что поставленная цель, состоящая в сокращении к 2015 году нагрузки по питательным веществам – азоту и фосфору – до уровня 1960-х гг., будет частично выполнена в бассейне Дуная.

Загрязнение опасными веществами: Своей задачей в масштабах всего бассейна Дуная с точки зрения загрязнения опасными веществами МКОРД считает исключение рисков и угроз здоровью людей, а также водным экосистемам бассейна Дуная и Черного моря, затронутым сбрасываемыми в Дунай сточными водами.

Снижение уровня сбрасываемых опасных веществ является сложной задачей, требующей индивидуального подхода и специализированных стратегий, так как применение того или иного метода в значительной мере зависит от конкретного вещества, и в целом существенно варьируется с точки зрения времени и пространства.

Несмотря на то, что в настоящее время на уровне всего бассейна ощущается недостаток в информации о масштабе и последствиях проблем, связанных со сбросами опасных веществ, специалисты уверены в том, что для снижения и ликвидации сбросов данных веществ необходимы непрерывные усилия.

Благодаря сочетанию мер, направленных на сокращение загрязнения органическими, питательными и опасными веществами, дальнейшее внедрение Директивы по очистке городских сточных вод странами-членами ЕС способствует снижению уровня загрязнения опасными веществами, генерируемыми городскими сточными водами, а также непрямыми промышленными сбросами сточных вод.

В число прочих мероприятий, направленных на предотвращение загрязнения окружающей среды различными веществами, входят также и меры по химической обработке.

Директива по опасным веществам, Директива по комплексному предупреждению и контролю загрязнений и Директива по очистке городских сточных вод, подлежащие внедрению государствами-членами ЕС, а также масштабное применение Наилучших доступных технологий/Наилучших экологических практик на всей территории бассейна реки Дунай улучшат ситуацию в области загрязнения опасными веществами, однако полностью ликвидировать данную проблему не способны. Приоритетной задачей МКОРД в будущем является улучшение качества доступной информации по использованию и сбросам в водные ресурсы опасных веществ.



Гидроморфологические изменения: Анализ факторов воздействия и оценка статуса водных ресурсов показали, что поверхностные водные ресурсы БРД в значительной степени подверглись гидроморфологическим изменениям. В сущности, большинство поверхностных водных объектов не способны достичь поставленных Рамочной директивой по водным ресурсам целей именно из-за этих изменений; создавшаяся ситуация указывает на необходимость принятия мер, направленных на выполнение задач по управлению бассейном Дуная, а также перечисленных в Рамочной директиве задач в области охраны окружающей среды. Нарушения целостности реки и ареалов обитания, нарушение связей между соседними водно-болотными угодьями/поймами, гидрологические изменения и будущая инфраструктура способны повлиять на статус водных ресурсов, и поэтому упоминаются в рамках Объединенной программы управления.

Были проведены оценки мер, предложенных придунайскими странами для устранения последствий гидроморфологических изменений – при условии отсутствия хорошего экологического статуса/хорошего экологического потенциала, или необходимости принятия мер для достижения хорошего экологического статуса/хорошего экологического потенциала – на предмет их гипотетического воздействия на весь бассейн.



Нарушение целостности реки и ареалов обитания: Международная комиссия по защите реки Дунай своей основной задачей в области устранения последствия гидроморфологических изменений считает сбалансированное управление существующими, находящимися на этапе реализации и будущими структурными изменениями приречной среды с тем, чтобы водная экосистема всего БРД функционировала как единое целое, и была представлена всеми местными видами флоры и фауны.

Это, в частности, означает, что антропогенные препятствия и нарушения структуры ареалов не должны мешать миграции и нересту ихтиофауны – то есть, осетр и ряд других видов мигрирующих рыб должны иметь беспрепятственный доступ в Дунай и соответствующие притоки. Кроме того, осетр и ряд других видов мигрирующих рыб должны быть представлены в БРД самоподдерживающимися популяциями в соответствии с их историческим распределением. Одним из приоритетных направлений на территории БРД является обеспечение беспрепятственной миграции тем видам рыб, которые мигрируют на большие и средние расстояния по реке Дунай и соединенным с ней низменным рекам.



Нарушение связей между соседними водно-болотными угодьями/поймами: Международная комиссия по защите реки Дунай своей основной задачей в области водно-болотных угодий и пойм в масштабах всего БРД считает восстановление как самих угодий и пойм, так и некогда существовавших между ними связей. Интегрированное функционирование этих приречных систем обеспечивает развитие самоподдерживающихся водных популяций, смягчает последствия наводнений и снижает уровень загрязнения БРД. В Плане управления бассейном реки Дунай содержатся данные по площади водно-болотных угодий/пойм, связи между которыми подлежат восстановлению к 2015 году на территории как самого Дуная, так и его притоков. Согласование с национальными Планами управления речным бассейном имеет особое значение для восстановления связей с водно-болотными угодьями, так как ожидается, что обширные площади будут вновь соединены с реками, водосборный бассейн которых составляет <4000 км2, а площадь поверхности - <500 га, что, предположительно, окажет позитивное влияние на статус водных ресурсов крупных рек. Методика подлежит дальнейшему совершенствованию в рамках второго этапа управления речным бассейном, так как будут накоплены дополнительные данные, позволяющие составить более подробную общую картину.

Международная комиссия по защите реки Дунай своей основной задачей в области гидрологических изменений считает такое управление данными изменениями, которое позволило бы избежать негативных последствий для водных экосистем с точки зрения их естественного развития и распределения. Запруды, водозабор и быстрые изменения потока являются ключевыми факторами воздействия, требующими эффективного решения на уровне всего бассейна. Для достижения этой масштабной цели потребуется разработка и применение соответствующих контрольных механизмов на национальном уровне, способных обеспечить реализацию принятых мер.

Международная комиссия по защите реки Дунай своей основной задачей в области будущих инфраструктурных проектов считает обеспечение прозрачности их реализации при использовании наилучших экологических практик и наилучших доступных технологий на всей территории БРД; в результате станет возможным полное или частичное предотвращение или компенсация изменений статуса водных ресурсов, а также исключение негативных трансграничных последствий. При подготовке новых инфраструктурных проектов особую важность имеет заблаговременная интеграция элементов экологической безопасности в план и процесс реализации проекта.

Международная комиссия по защите реки Дунай в сотрудничестве с Навигационной Дунайской комиссией и Международной комиссией по охране бассейна реки Сава разработала "Совместную декларацию по ключевым принципам развития внутреннего судоходства и охраны окружающей среды в бассейне реки Дунай".



Подземные воды: Международная комиссия по защите реки Дунай своей основной задачей в области качества подземных вод считает обеспечение того, чтобы сбрасываемые загрязняющие вещества не оказывали негативного воздействия на подземные водные ресурсы бассейна Дуная. В тех областях, где подземные воды уже загрязнены, будут проводиться меры по возвращению им хорошего качества. Предотвращение ухудшения качества подземных вод и увеличения содержания в них нитратов должно, в первую очередь, достигаться посредством внедрения Директивы по нитратам ЕС и Директивы ЕС по очистке городских сточных вод.

В целях предотвращения загрязнения подземных водных объектов опасными веществами, генерируемыми точечными источниками, необходимо принятие следующих мер: эффективная законодательная база, гарантирующая запрет прямых сбросов загрязняющих веществ в подземные воды; обеспечение всех необходимых мер для предотвращения серьезных утечек загрязняющих веществ с территории технических объектов; предотвращение и/или снижение воздействия аварийного загрязнения.

Международная комиссия по защите реки Дунай своей основной задачей в данной области считает обеспечение сбалансированного водопотребления и непревышения доступных ресурсов подземных вод бассейна реки Дунай с учетом будущих последствий климатических изменений.

Необходимо внедрение соответствующих структур, способных контролировать забор пресной поверхностной и подземной воды и сооружение запруд на пресных поверхностных водных объектах (включая реестр или реестры водозабора); также необходимо введение специальных требований, согласно которым для осуществления водозабора или сооружения запруды потребуется заблаговременное получение разрешения. Кроме того, в соответствии с Рамочной директивой по водным ресурсам, необходимо позаботиться о том, чтобы долгосрочные среднегодовые показатели водозабора не превышали доступные ресурсы подземных вод. Концепция реестров забора подземных вод хорошо развита на всей территории БРД.



следующая страница >>



Большую жизнь прожил: побывал и сверху, и снизу, и снизу, и сверху! Борис Ельцин о Викторе Черно
ещё >>