Оценка адаптации учащихся первых классов к школе Г. З - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Психолого педагогическое сопровождение учащихся пятых классов в период... 1 342.47kb.
Использование игровых технологий на уроках русского языка и литературы... 1 184.25kb.
Занятие по самоорганизации для учащихся 7-го класса гимназии // Газета... 1 78.99kb.
Учитель начальных классов: Усова Елена Викторовна 6 621.08kb.
В торжественной обстановке 1 27.23kb.
Система дополнительного образования в школе 1 15.48kb.
Сценарий праздника Посвящение в первоклассники 1 57.02kb.
Элективный курс по иностранным языкам для учащихся 10 11 классов... 1 231.16kb.
Программа элективного курса по немецкому языку «Guten Tag, Deutschland! 1 65.71kb.
«Олимпиада начинается в школе» для учащихся 5-11 классов Олимпийские... 1 57.59kb.
Заседание совета ученического самоуправления. 29. 11. 2010 в 55 5-8... 1 70.67kb.
Закон республики беларусь 22 декабря 1991 г. N 1330-xii о налогах... 7 1383.17kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Оценка адаптации учащихся первых классов к школе Г. З - страница №1/1

Оценка адаптации учащихся первых классов к школе
Г. З. Переверзева - педагог-психолог, С. А. Кравченко - инструктор лечебной физкультуры школы-гимназии №10 города Ржева Тверской области.

В первый раз дети, как правило, идут в школу с удовольствием. Однако поддерживать положительное отношение к ней бывает очень непросто даже на протяжении обучения в первом классе. Интенсивная учебная программа, жесткие требования учителей и родителей, хроническое утомление от перегрузок - все это способно вызвать у первоклассников страх перед школой, педагогом, ответом у доски, домашней работой.

К основным внешним признакам школьной дезадаптации относятся не только затруднения ребенка в учебе, но и проявление агрессии по отношению к людям и вещам, чрезмерная подвижность, упрямство, неспособность сосредоточиться для работы, повышенная возбудимость. В результате школьной дезадаптации усиливается вероятность возникновения у детей болезней психосоматического характера. Поэтому ее профилактика становится одной из важнейших задач учителей начальной школы и школьного психолога.

С целью выявления адаптированности первоклассников к школе в октябре - ноябре мы проводим комплекс мероприятий, который включает в себя:

• анкетирование родителей;

• оценку интеллектуального развития детей с признаками нарушения школьной адаптации;

• изучение мотивационной сферы первоклассников;

• социометрические исследования;

• выявление детей с проблемами в физическом развитии.

Родителям первоклассников предлагается ответить на вопросы приведенной ниже анкеты. Процедура анкетирования проводится на родительском собрании, которое посвящено таким вопросам, как особенности адаптации детей к школе в первом классе, причины возникновения трудностей в обучении и способы их преодоления, почему ребенок не хочет учиться.


Анкета для родителей первоклассников

Инструкция для родителей
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Просим вас ответить на перечисленные вопросы. Среди данных вариантов ответов подчеркните тот, который более всего характеризует вашего ребенка.

ФАМИЛИЯ И ИМЯ РЕБЕНКА ________________________

1. Охотно ли ваш ребенок идет в школу?

Как правило, неохотно; как правило, охотно, с радостью; когда как, затрудняюсь ответить.

2. Приспособился ли он к школьному режиму?

Пока нет; в целом да; абсолютно приспособился; затрудняюсь ответить.

3. Переживает ли он по поводу своих учебных успехов или неудач?

Нет; скорее нет, чем да; скорее да, чем нет; да.

4. Часто ли ребенок делится с вами школьными впечатлениями?

Практически никогда; делится иногда; делится довольно часто; делится всегда.

5. Каков характер этих впечатлений?

Преобладают в основном отрицательные эмоциональные впечатления; положительных и отрицательных эмоций примерно поровну; в основном впечатления положительные.

6. Сколько времени в среднем тратит ребенок ежедневно на выполнение домашних заданий?

Укажите конкретно :_________________________________.

7. Нуждается ли ребенок в вашей помощи при выполнении домашних заданий?

Помощь нужна всегда; нуждается довольно часто; нуждается иногда; в помощи не нуждается; сложно ответить однозначно.

8. Как обычно ребенок преодолевает трудности в работе?

Перед трудностями сразу пасует; обращается за помощью; трудности старается преодолеть сам; затрудняюсь ответить.

9. Способен ли ваш ребенок самостоятельно проверить свою работу, найти и исправить ошибки?

Самостоятельно этого сделать не может; может, если побудить к этому; как правило, может.

10. Часто ли ребенок жалуется на одноклассников, обижается на них?

Довольно часто; такое бывает, но редко; такого практически не бывает; затрудняюсь ответить.

11. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без перенапряжения?

Нет, не справляется; скорее нет, чем да; скорее да, чем нет; да.

(При подготовке анкеты было использовано научно-методическое пособие для учителей начальных классов и школьных психологов «Диагностика школьной дезадаптации», изданное центром «Социальное здоровье России» в 1993 году.)
В ходе оценки интеллектуального развития детей с признаками нарушения школьной адаптации педагог-психолог изучает особенности внимания, памяти, мышления, восприятия первоклассников. Кроме того, он оценивает уровень владения ребенка способами учебной деятельности, его способность к принятию учебной задачи, уровень притязаний в учебной деятельности.

Для определения мотивированности к обучению и школьной активности первоклассников используется анкета, разработанная Н.Г.Лускановой и адаптированная к условиям нашего образовательного учреждения. Вопросы данной анкеты поочередно задаются ребятам, каждый из которых, используя уже пройденные буквы, отмечает правильный ответ на листочке.


Анкета для определения мотивированности к обучению и школьной активности первоклассников

1. Насколько тебе нравится в школе?

• Нравится.

• Не очень нравится.

• Не нравится.

2. Утром, когда ты просыпаешься, то всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

• Иду с радостью.

• Бывает по-разному.

• Чаще всего хочется остаться дома.

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам и желающие могут остаться дома, то ты бы пошел в школу или остался дома?

• Не знаю точно.

• Остался бы дома.

• Пошел бы в школу.

4. Ты доволен, когда в школе отменяют какие-либо уроки?

• Доволен.

• Бывает по-разному.

• Не доволен.

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

• Хотел бы.

• Не хотел бы.

• Не знаю точно.

6. Ты хотел бы, чтобы в школе не было уроков, но остались одни перемены?

• Хотел бы.

• Не хотел бы.

• Не знаю точно.

7. Часто ли ты рассказываешь своим родителям о школе?

• Часто.

• Иногда.

• Почти никогда не рассказываю.

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

• Точно не знаю.

• Не хотел бы.

• Хотел бы.

9. Много ли у тебя друзей в классе?

• Не очень много.

• Много.


• Почти нет.

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

• Нравятся.

• Некоторые нравятся, а некоторые - не очень.

• Большинство не нравится.

Ответы, характеризующие положительное отношение к школе, оцениваются в три балла, относительно нейтральные ответы - в один балл, ответы, показывающие отрицательное отношение - ноль баллов.


Оценка результатов

25-30 баллов - высокий уровень школьной мотивации и учебной активности;

20-24 балла - достаточный уровень мотивированности и учебной активности;

15-19 баллов - положительное отношение к школе, но она, скорее, привлекает ребенка внеучебной стороной или отдельными моментами;

10-14 баллов - недостаточный уровень мотивированности и учебной активности;

менее 10 баллов - отсутствие позитивного отношения к школе.


Таблица №1

Для выявления межличностных предпочтений в первых классах проводится социометрическое исследование по методике «Дворец, дом, шалаш». Каждому ученику предлагаются рисунки дворца, дома и шалаша, а также таблички с именами или фамилиями одноклассников, включая табличку с собственным именем. Педагог предлагает детям расселить себя и одноклассников в эти три строения. После «расселения» учитель фиксирует его результаты и анализирует, с кем решил жить каждый ребенок, как много одноклассников он взял к себе в «дом», как много ребят взяли его в «свои дома». По итогам измерений заполняется таблица №1.

Анкета для определения мотивированности к обучению и школьной активности первоклассников

1. Насколько тебе нравится в школе?

• Нравится.

• Не очень нравится.

• Не нравится.

2. Утром, когда ты просыпаешься, то всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

• Иду с радостью.

• Бывает по-разному.

• Чаще всего хочется остаться дома.

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам и желающие могут остаться дома, то ты бы пошел в школу или остался дома?

• Не знаю точно.

• Остался бы дома.

• Пошел бы в школу.

4. Ты доволен, когда в школе отменяют какие-либо уроки?

• Доволен.

• Бывает по-разному.

• Не доволен.

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

• Хотел бы.

• Не хотел бы.

• Не знаю точно.

6. Ты хотел бы, чтобы в школе не было уроков, но остались одни перемены?

• Хотел бы.

• Не хотел бы.

• Не знаю точно.

7. Часто ли ты рассказываешь своим родителям о школе?

• Часто.

• Иногда.

• Почти никогда не рассказываю.

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

• Точно не знаю.

• Не хотел бы.

• Хотел бы.

9. Много ли у тебя друзей в классе?

• Не очень много.

• Много.


• Почти нет.

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

• Нравятся.

• Некоторые нравятся, а некоторые - не очень.

• Большинство не нравится.

Ответы, характеризующие положительное отношение к школе, оцениваются в три балла, относительно нейтральные ответы - в один балл, ответы, показывающие отрицательное отношение - ноль баллов.


Оценка результатов

25-30 баллов - высокий уровень школьной мотивации и учебной активности;

20-24 балла - достаточный уровень мотивированности и учебной активности;

15-19 баллов - положительное отношение к школе, но она, скорее, привлекает ребенка внеучебной стороной или отдельными моментами;



10-14 баллов - недостаточный уровень мотивированности и учебной активности;

менее 10 баллов - отсутствие позитивного отношения к школе.




Не к тому будь готов, чтобы исполнить то или другое, а к тому, чтобы претерпеть. Михаил Салтыков-Щедрин
ещё >>