Обзор типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе и порядок их урегулирования, подготовленный на основании письма - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Управление государственной службы и кадров рекомендации по урегулированию... 3 449.34kb.
Информация 1 262.6kb.
Министерство труда, занятости и социальной защиты республики татарстан 1 25.18kb.
Информация о делах, назначенных к слушанию на неделю с 02. 11. 9 1668.84kb.
Памятка государственному гражданскому служащему Управления Роскомнадзора... 1 139.62kb.
Регламент Министерства социальной защиты населения и труда Республики... 1 270.36kb.
Фонда социальной защиты населения министерства труда и социальной... 4 519.7kb.
Беларускі прафесійны саюз работнікаў адукацыі і навукі праспект Пераможцаў... 1 37.18kb.
Приложение 4 техническое задание создание информационного портала... 1 79.81kb.
Приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики... 1 392.34kb.
Министерство труда и социальной защиты населения республики узбекистан 1 15.54kb.
Взаимодействие администрации мухоршибирского пни с родственниками... 1 29.72kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Обзор типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе и порядок их - страница №1/3



Обзор типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе и порядок их урегулирования, подготовленный на основании письма Министерства труда и социальной защиты РФ № 18-2/10/1-2058 от 12.10.2012 года


1. Конфликт интересов, связанный с выполнением отдельных функций государственного управления в отношении родственников или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность служащего

Описание ситуации

Меры предотвращения и урегулирования


Участие служащего в осуществлении отдельных функций государственного управления и/или в принятии кадровых решений в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность служащего (служащий является членом конкурсной комиссии на замещение вакантной должности государственного органа, а одним из кандидатов на вакантную должность в этом государственном органе является его родственник; служащий является членом аттестационной комиссии или иной комиссии, которая принимает решение (проводит проверку) в отношении родственника служащего).

Важно: если предоставление служащим государственных услуг не влечет отказа в предоставлении услуги другим заявителям, вероятность возникновения конфликта интересов при предоставлении таких услуг родственникам в большинстве случаев является незначительной.




Служащему следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме.

Представителю нанимателя рекомендуется отстранить служащего от исполнения должностных обязанностей, предполагающих непосредственное взаимодействие с родственниками и/или иными лицами, с которыми связана его личная заинтересованность (временно вывести служащего из состава конкурсной комиссии, если одним из кандидатов на замещение вакантной должности является его родственник).




2. Конфликт интересов, связанный с выполнением иной оплачиваемой работы


Описание ситуации

Меры предотвращения и урегулирования


Служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность служащего, выполняют или собираются выполнять оплачиваемую работу в организации, в отношении которой служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.

Важно: Определение степени своей личной заинтересованности - ответственность самого служащего.





В случае возникновения у служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, он обязан проинформировать об этом представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме:

- если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации родственники служащего выполняют в ней оплачиваемую работу;

- если служащий самостоятельно не предпринял мер по урегулированию конфликта интересов, представителю нанимателя рекомендуется отстранить последнего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, в которой он или его родственники выполняют иную оплачиваемую работу.



Служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана его личная заинтересованность, выполняют оплачиваемую работу в организации; предоставляющей платные услуги другой организации, а служащий осуществляет в отношении последней отдельные функции государственного управления.


При уведомлении представителя нанимателя о выполнении иной оплачиваемой работы служащему следует полно и подробно изложить, в какой степени выполнение им этой работы связано с его должностными обязанностями. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в организации (если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации, получающей платные услуги, родственники служащего уже выполняли оплачиваемую работу в организации, оказывающей платные услуги, также следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме).

Представителю нанимателя рекомендуется подробно рассмотреть обстоятельства выполнения служащим иной оплачиваемой работы, рассмотреть возможное использование служащим своих полномочий для получения дополнительного дохода, например:

- услуги, предоставляемые организацией, оказывающей платные услуги, связаны с должностными обязанностями служащего; последний непосредственно участвует в предоставлении услуг организации, получающей платные услуги;

- организация, оказывающая платные услуги, регулярно предоставляет услуги организациям, в отношении которых служащий осуществляет отдельные функции государственного управления и т.д.

При обнаружении подобных фактов представителю нанимателя рекомендуется принять решение о том, что выполнение иной оплачиваемой работы влечет конфликт интересов и отстранить служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, получающей платные услуги.


Служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана его личная заинтересованность, выполняет оплачиваемую работу в организации, которая является материнской, дочерней или иным образом аффилированной с иной организацией, в отношении которой служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.


При направлении представителю нанимателя предварительного уведомления о выполнении иной оплачиваемой работы служащему следует полно изложить, каким образом организация, в которой он собирается выполнять иную оплачиваемую работу, связана с организациями, в отношении которых он осуществляет отдельные функции государственного управления. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в материнских, дочерних и иным образом аффилированных организациях.

В случае, если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации родственники служащего уже выполняли оплачиваемую работу в аффилированной организации, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме.

Представителю нанимателя рекомендуется отстранить служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, являющейся материнской, дочерней или иным образом аффилированной с той организацией, в которой служащий выполняет иную оплачиваемую работу.


Служащий на платной основе участвует в выполнении работы, заказчиком которой является государственный орган, в котором он замещает должность.

Важно: непринятие служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной службы.




Представителю нанимателя рекомендуется указать служащему, что выполнение подобной иной оплачиваемой работы влечет конфликт интересов. В случае, если служащий не предпринимает мер по урегулированию конфликта интересов и не отказывается от личной заинтересованности, рекомендуется рассмотреть вопрос об отстранении последнего от замещаемой должности.


Служащий участвует в принятии решения о закупке государственным органом товаров, являющихся результатами интеллектуальной деятельности, исключительными правами на которые обладает он сам, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность служащего.


Служащему следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме. При этом рекомендуется, по возможности, отказаться от участия в соответствующем конкурсе.

Представителю нанимателя рекомендуется вывести служащего из состава комиссии по размещению заказа на время проведения конкурса, в результате которого у последнего есть личная заинтересованность.




3. Конфликт интересов, связанный с владением ценными бумагами, банковскими вкладами


Описание ситуации

Меры предотвращения и урегулирования


Служащий и/или его родственники владеют ценными бумагами организации, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления.

Важно: передача ценных бумаг в доверительное управление не обязательно повлечет исключение возникновения конфликта интересов, и не всегда может быть признана исчерпывающей мерой, в этой связи служащим может быть принято добровольное решение об отчуждении ценных бумаг.





В случае, если служащий владеет ценными бумагами организации, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления, он обязан уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме, а также передать ценные бумаги в доверительное управление.

В случае, если родственники служащего владеют ценными бумагами организации, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления, служащий обязан уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме. При этом в целях урегулирования конфликта интересов служащему необходимо рекомендовать родственникам передать ценные бумаги в доверительное управление либо рассмотреть вопрос об их отчуждении.

До принятия служащим мер по урегулированию конфликта интересов представителю нанимателя рекомендуется отстранить последнего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, ценными бумагами которой владеет служащий или его родственники.


Служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении банков и кредитных организаций, в которых он сам, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность служащего, имеют вклады либо взаимные обязательства, связанные с оказанием финансовых услуг (кредитные обязательства, оказание брокерских услуг по участию в организованных торгах на рынке ценных бумаг и др.).


Служащему следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме.

Представителю нанимателя рекомендуется до принятия служащим мер по урегулированию конфликта интересов отстранить последнего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении банков и кредитных организаций, в которых сам служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность служащего, имеют вклады либо взаимные обязательства, связанные с оказанием финансовых услуг (кредитные обязательства, оказание брокерских услуг по участию в организованных торгах на рынке ценных бумаг и пр.).




4. Конфликт интересов, связанный с получением подарков и услуг


Описание ситуации

Меры предотвращения и урегулирования

Служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана его личная заинтересованность, получают подарки или иные блага (бесплатные услуги, скидки, ссуды, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д.) от физических лиц и/или организаций, в отношении которых служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления.


Служащему и его родственникам рекомендуется не принимать подарки от организаций, в отношении которых служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления, вне зависимости от стоимости этих подарков и поводов дарения.

Представителю нанимателя, в случае если ему стало известно о получении служащим подарка от физических лиц или организаций, в отношении которых он осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления, необходимо оценить, насколько полученный подарок связан с исполнением должностных обязанностей.

Если подарок связан с исполнением должностных обязанностей, то в отношении служащего должны быть применены меры дисциплинарной ответственности, учитывая характер совершенного служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения служащим своих должностных обязанностей.

Если подарок не связан с исполнением должностных обязанностей, то служащему рекомендуется указать на то, что получение подарков от заинтересованных физических лиц и организаций может нанести урон репутации государственного органа, и поэтому является нежелательным вне зависимости от повода дарения.

В случае, если представитель нанимателя обладает информацией о получении родственниками служащего подарков от физических лиц и/или организаций, в отношении которых служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления, рекомендуется:

- указать служащему, что факт получения подарков влечет конфликт интересов;

- предложить вернуть соответствующий подарок или компенсировать его стоимость;

- до принятия служащим мер по урегулированию конфликта интересов отстранить его от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении физических лиц и организаций, от которых был получен подарок.




Служащий осуществляет отдельные функции государственного управления в отношении физических лиц или организаций, которые предоставляли или предоставляют услуги, в том числе платные, служащему, его родственникам или иным лицам, с которыми связана личная заинтересованность служащего.


Служащему следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности.

Представителю нанимателя следует оценить, действительно ли отношения служащего с указанными физическими лицами и организациями могут привести к необъективному исполнению им должностных обязанностей. Если вероятность возникновения конфликта интересов высока, рекомендуется отстранить служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении физических лиц или организаций, которые предоставляли или предоставляют услуги, в том числе платные, служащему, его родственникам или иным лицам, с которыми связана личная заинтересованность служащего.




Служащий получает подарки от своего непосредственного подчиненного.


Служащему рекомендуется не принимать подарки от непосредственных подчиненных вне зависимости от их стоимости и повода дарения. Особенно строго следует подходить к получению регулярных подарков от одного дарителя.

Представителю нанимателя, которому стало известно о получении служащим подарков от непосредственных подчиненных, следует указать служащему на то, что подобный подарок может рассматриваться как полученный в связи с исполнением должностных обязанностей, в связи с чем подобная практика может повлечь конфликт интересов, а также рекомендовать служащему вернуть полученный подарок дарителю в целях предотвращения конфликта интересов.




5. Конфликт интересов, связанный с имущественными обязательствами и судебными разбирательствами


Описание ситуации

Меры предотвращения и урегулирования

Служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, перед которой сам служащий и/или его родственники имеют имущественные обязательства.


Служащему и его родственникам рекомендуется урегулировать имеющиеся имущественные обязательства (выплатить долг, расторгнуть договор аренды и т.д.). При невозможности сделать это, служащему следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме.

Представителю нанимателя рекомендуется до урегулирования имущественного обязательства отстранить служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, перед которой сам служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана его личная заинтересованность, имеют имущественные обязательства.




Служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении кредиторов организации, владельцами или работниками которых являются родственники служащего.


Служащему следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме.

Представителю нанимателя рекомендуется отстранить служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении кредиторов организации, владельцами или сотрудниками которых являются родственники служащего или иные лица, с которыми связана его личная заинтересованность.




Служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, которая имеет имущественные обязательства перед служащим, его родственниками или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность служащего.


Служащему следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности.

Представителю нанимателя рекомендуется до урегулирования имущественного обязательства отстранить служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, которая имеет имущественные обязательства перед служащим, его родственниками, или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность служащего.




Служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана его личная заинтересованность, участвуют в деле, рассматриваемом в судебном разбирательстве с физическими лицами и организациями, в отношении которых служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.


Служащему следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности.

Представителю нанимателя рекомендуется отстранить служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении физических лиц и организаций, которые находятся в стадии судебного разбирательства с служащим, его родственниками или иными лицами, с которыми связана его личная заинтересованность.




6. Конфликт интересов, связанный с взаимодействием с бывшим работодателем и трудоустройством после увольнения со службы


Описание ситуации

Меры предотвращения и урегулирования

Служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, владельцем, руководителем или работником которой он являлся до поступления на государственную службу.


Служащему рекомендуется уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме о факте предыдущей работы в данной организации и о возможности возникновения конфликтной ситуации.

Представителю нанимателя рекомендуется оценить, могут ли взаимоотношения служащего с бывшим работодателем повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и повлечь конфликт интересов.

В случае, если существует большая вероятность возникновения конфликта интересов, представителю нанимателя рекомендуется отстранить служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении бывшего работодателя.


Служащий ведет переговоры о трудоустройстве после увольнения с государственной службы на работу в организацию, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления.

Важно: возможно возникновения конфликта интересов в следующих ситуациях:

- бывший служащий поступает на работу в частную организацию, регулярно взаимодействующую с государственным органом, в котором он ранее замещал должность;

- бывший служащий создает собственную организацию, существенной частью деятельности которой является взаимодействие с государственным органом, в котором он ранее замещал должность;

- служащий продвигает определенные проекты с тем, чтобы после увольнения с государственной службы заниматься их реализацией.



Служащему рекомендуется воздерживаться от ведения переговоров о последующем трудоустройстве с организациями, в отношении которых он осуществляет отдельные функции государственного управления. При поступлении соответствующих предложений от проверяемой организации служащему рекомендуется отказаться от их обсуждения до момента увольнения с государственной службы.

В случае, если указанные переговоры о последующем трудоустройстве начались, служащему следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности.

Представителю нанимателя рекомендуется отстранить служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, с которой он ведет переговоры о трудоустройстве после увольнения с государственной службы.



7. Ситуации, связанные с нарушением служащим установленных запретов


Описание ситуации

Меры предотвращения и урегулирования

Служащий получает награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) от иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.


Представителю нанимателя при принятии решения о предоставлении или непредставлении разрешения рекомендуется уделить особое внимание основанию и цели награждения, а также тому, насколько получение служащим награды, почетного и специального звания может породить сомнение в его беспристрастности и объективности.

Служащий в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий обнаруживает нарушения законодательства и рекомендует организации для устранения нарушений воспользоваться услугами конкретной компании, владельцами, руководителями или сотрудниками которой являются родственники служащего или иные лица, с которыми связана его личная заинтересованность.


Служащему при выявлении в ходе контрольно-надзорных мероприятий нарушений законодательства рекомендуется воздержаться от дачи советов относительно того, какие организации могут быть привлечены дня устранения этих нарушений.

Если служащий не просто информирует проверяемую организацию обо всех компаниях, предоставляющих в данном регионе услуги, необходимые для устранения выявленных нарушений, а выделяет какие-то конкретные организации, подобное поведение является нарушением и подлежит рассмотрению на заседании комиссии. Несмотря на то, что рекомендации служащего могут быть обусловлены не корыстными соображениями, а стремлением обеспечить качественное устранение нарушений, подобные «советы» обеспечивают возможность получения доходов родственниками служащего или иными связанными с ним лицами.





Служащий выполняет иную оплачиваемую работу в организациях, финансируемых иностранными государствами.


Представителю нанимателя при принятии решения о предоставлении или непредставлении указанного разрешения рекомендуется уделить особое внимание тому, насколько выполнение служащим иной оплачиваемой работы может породить сомнение в его беспристрастности и объективности, а также выяснить какую именно работу он там выполняет.


Служащий использует информацию, полученную в ходе исполнения служебных обязанностей и временно недоступную широкой общественности, для получения конкурентных преимуществ при совершении коммерческих операций.


Служащему следует воздерживаться от использования в личных целях сведений, ставших ему известными в ходе исполнения служебных обязанностей, до тех пор, пока эти сведения не станут достоянием широкой общественности.

Представителю нанимателя, которому стало известно о факте использования служащим информации, полученной в ходе исполнения служебных обязанностей и временно недоступной широкой общественности, для получения конкурентных преимуществ при совершении коммерческих операций, рекомендуется рассмотреть вопрос о применении к служащему мер дисциплинарной ответственности за нарушение запретов, связанных с государственной службой, учитывая характер совершенного служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения служащим своих должностных обязанностей.

В случае установления признаков дисциплинарного проступка либо факта совершения служащим деяния, содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, данная информация представляется руководителю государственного органа для решения вопроса о проведении служебной проверки и применении мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо передается в правоохранительные органы по подведомственности.



следующая страница >>



Звук должен быть окутан тишиной. Генрих Нейгауз
ещё >>