Обучение одаренных детей иностранному языку Саламахина Наталья Николаевна, учитель английского языка моу «Новоуколовская сош» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Использование технологии «Дебаты» на уроках английского языка Плотникова... 1 39.76kb.
Левашова Наталья Николаевна Учитель английского языка 1 95.44kb.
Из опыта работы учителя английского языка мбоу кировской сош №4 Петровой Н. 1 59.77kb.
Рабочая программа по английскому языку в 9 классе моу «Чувашско-Бродская... 2 471.64kb.
Из истории моу сош №1 г. Кашин (дата основания – 1905 г.) 5 986.51kb.
Программа данного курса по английскому языку адресована для предпрофильной... 1 140.86kb.
Военно – патриотическое воспитание на уроке английского языка 1 70.3kb.
Обучение английскому языку детей с особыми образовательными потребностями 1 132.73kb.
Программа элективного курса предпрофильного обучения, английский... 1 131.26kb.
Учитель английского языка Саранча В. В. Моу «сош №5 имени В. 1 31.21kb.
Празднование Пасхи в англо-говорящих странах 1 94.73kb.
Название природного 6 899.69kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Обучение одаренных детей иностранному языку Саламахина Наталья Николаевна, учитель - страница №1/1

Обучение одаренных детей иностранному языку
Саламахина Наталья Николаевна,

учитель английского языка

МОУ «Новоуколовская сош »
Одаренность принято диагностировать по темпу умственного развития степени опережения ребенком при прочих равных условиях своих ровесников.

Одарённость - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Конечно, способные и одаренные дети, выделяющиеся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности, привлекают внимание учителей уже на начальном этапе обучения. Тем не менее, выявление одарённых детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития каждого конкретного ребёнка. Поэтому необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одарённых детей в процессе их обучения, как на уроке, так и вне урока. Обучение таких учащихся в условиях общеобразовательной школы должно проходить на основе принципов индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса. Существенную роль в индивидуализации обучения может сыграть наставник (тьютор). Тьютором выступает специалист, педагог, готовый взять на себя индивидуальную работу с конкретным одарённым ребёнком. Основная задача наставника - на основе диалога и совместного поиска помочь ученику выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального развития, опираясь на развитие его способностей к саморазвитию и самоорганизации.

Занятия по свободному выбору - элективные или факультативные курсы, организация малых групп в большей степени, чем работа в классе позволяют реализовать дифференциацию обучения, предполагающую применение разных методов работы.

Одарённые дети выделяются среди детей с обычными способностями уже в начальной школе: они быстрее других запоминают лексику, легче справляются с предложенными заданиями, проявляют повышенный интерес к предмету. Однако на начальном этапе повышенная мотивация в большей мере обусловливается высокими отметками, которые, прежде всего и приносят радость и удовлетворение. Уже на начальной ступени обучения я выделяю таких детей, предлагая им выступить в роли учителя при проведении зарядки, ведущих в играх и т.д.

Для того чтобы выяснить, что движет учащимися при изучении иностранного языка, какие мотивы являются для них приоритетными, нами проводятся диагностики.

Изучение отношения к предмету (вопросник составлен на основе методики Г.Н. Казанцевой)

Выбери 3 основных довода « Я изучаю английский, потому, что…»

1. данный предмет интересен

2. нравится, как преподает учитель

3. его нужно знать всем

4. он нужен для будущей работы

5. он легко усваивается

6. он считается выгодным

7. он требует терпения

8. он занимательный

9. родители считают его важным

10. у меня хорошие отношения с учителем

11. получаю удовольствие от его изучения

12. знания по предмету необходимы для поступления в институт

13. он способствует развитию общей культуры

Начиная с младших классов, работа с одарёнными детьми ведётся систематически по следующим направлениям:

• подготовка учащихся к участию в школьных, городских и областных олимпиадах,

• участие в международных проектах,

• участие в международных конкурсах,

• подготовка к сдаче ГИА, ЕГЭ.

С 5-6 класса учащиеся, проявляющие особый интерес и имеющие успехи в изучении английского языка регулярно получают дополнительные домашние задания. Обычно это грамматические тесты Голицинского. Эти тесты помогают понять, где у ребёнка имеются пробелы в знаниях. Исходя из результатов тестов, планирую дальнейшую работу. Один день в неделю ребята собираются на консультацию. Мы проверяем тесты, объясняем непонятный материал, выполняем упражнения на закрепление этого материала. Для этого в кабинете есть раздаточный материал с упражнениями на разные грамматические явления, грамматические пособия с упражнениями, которые носят коммуникативный характер и предполагают творческих подход и решению задач. Например, следующие упражнения помогают потренировать употребление сослагательного наклонения:

Write sentence chains with if to show how thin could have been different. Example:

If he hadn't worked so hard, he wouldn't have passed his exams. If he hadn't passed his exams, he wouldn't have gone to university...

l. He worked hard - passed exams - went to university - studied languages -- leant Chinese -- went to China -- went climbing in Tibet - tried to climb Everest — disappeared in a snowstorm.

Для старшеклассников характерны следующие признаки умственной одарённости:

• Сформированность ориентировочного рефлекса и основанной на нём любознательности: умственно одаренному ребенку интересно все, всегда, везде, во всем.

• Проявление высокоинтенсивной познавательной активности.

• Богатое воображение.

• Быстрота и точность выполнения логических действий

• Произвольность, устойчивость и контролируемость внимания.

• Богатство активного словаря, быстрота и оригинальность вербальных ассоциаций.

• Максимальный коэффициент полезного действия в умении учиться.

• Вкус к новизне и установка на творческое выполнение заданий.

• Разветвленная мотивация.

В связи с этим работа с одарёнными детьми в старших классах базируется на принципе личностно-ориентированного подхода и требует особой подготовки учителя.

В старших классах для индивидуальных занятий используются тестовые задания из интернета и учебные пособия издательства Macmillan, которые рекомендованы Министерством образования для подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ в 9 , 11 классах. Его структура охватывает все виды экзамена: чтение, грамматика, письмо и аудирование. Темы пособий совпадают с темами, изучаемыми в 9-11 классах. Таким образом, учащиеся пополняют лексический запас и учатся выполнять задания, которые предлагаются на олимпиадах. Интересная информация в разделе чтения позволяет расширить кругозор и подсказывает темы для дискуссий.

Одной из форм работы является чтение художественной литературы, которую ребята могут найти в интернете или взять в библиотеке кабинета. Это также прекрасный источник пополнения лексического запаса и возможность научиться писать эссе по прочитанному. Учащиеся выбирают книгу самостоятельно, и им предлагается вести портфолио («журнал читателя»). Во время чтения книги необходимо внести в портфолио не менее 10 записей. В каждой записи могут быть ответы на следующие вопросы:

1. What connections are there between the book and your own life? Explain.

2. What are the best and the worst parts of the book?

3. Do any of the characters remind you of your friends? Explain.

4. What character would you like to be in this book? What personality traits of this character would you like to have? Explain.

5. Write a letter to one of the characters and tell him/her your advice or opinion on a situation in the book.

6. What came as a surprise in the book? Why?

7. List five carefully chosen adjectives to describe the main character and tell why you chose them.

8. In your opinion what was the turning point in the story? Explain why you chose that particular part.

9. What did you learn from reading this book? Information about relationships, places, people, a period in history etc. )

10. Rewrite the ending of the book for a different outcome.

11. Who else should read this book? Why? What confuses you in this book? Why?

12. Would you recommend this book to a friend?

У одарённых учащихся достаточно высокий уровень владения иностранным языком: накоплен большой запас слов, в основном изучены все грамматические явления, подлежащие активному усвоению. На этом этапе ставится задача более углублённого изучения иностранного языка, совершенствования и развития уже сформированных навыков и умений. Представляется целесообразным строить обучение грамматике, рассматривая сразу целый ряд или все грамматические явления как функционально связанные между собой. Подобный комплексный подход в большей степени позволит учащимся сознательно выбирать грамматические средства в зависимости от своей коммуникативной задачи.

Работа по теме «Видовременные формы глагола» обычно строится как последовательное изучение отдельных грамматических явлений, т.е. the Present Indefinite, the Past Indefinite, the Future Indefinite, the Present Continuous, the Past Continuous, the Future Continuous, the Present Perfect, the Past Perfect, the Future Perfect и т.д. Нам же представляется возможным и

наиболее целесообразным на продвинутом этапе обучения организовать объяснение этой темы как работу со всей системой грамматических времён одновременно. Учащимся изначально даются теоретические сведения об основных значениях всех видовременных форм английского глагола: Continuous, Indefinite, Perfect, не выделяя специально формы Present, Past, future. При этом такие сведения должны содержать в себе только основные функционально значимые признаки форм Continuous, Indefinite, Perfect, отличающие эти формы друг от друга.

Характеристика грамматических упражнений непосредственно зависит от избранного подхода к обучению. Можно выделить три группы грамматических упражнений:

I. Упражнения в анализе и дифференциации грамматических явлений.

П.Упражнения в выборе грамматических явлений.

III. Речевые грамматические упражнения.

При выполнении упражнений первой группы в центре внимания учащихся оказываются основные функционально-значимые признаки различных грамматических форм. Эти формы представляются в минимальном контексте в контрастирующих парах. Перед учащимися ставится задача па основе грамматического анализа представленной ситуации дифференцировать грамматическую форму и определить её основные функционально-значимые признаки. Целесообразно проводить анализ ситуаций, представленных как на английском языке, так и на русском. Например, это могут быть такие упражнения:

1. Read the situations, say which tense form should be used and why.

2. Read the text

3. In the following pairs of sentences one of the tenses is wrong. Say which why and why.

Задача упражнений второй группы - научить учащихся соотносить конкретные грамматические формы с соответствующим контекстом. В процессе выполнения этих упражнений учащиеся должны осознать, что выбор той или иной видовременной формы влияет на смысл высказывания.

В качестве примера можно предложить следующие упражнения:

1. Provide a context for each of the sentences.

1) Tom waited for Kate for half an hour.

2) Tom was waiting for Kate.

3) Tom has been waiting for Kate for half an hour.

2. Provide a suitable ending to each situation. При составлении подобных упражнений необходимо предусмотреть выбор из достаточно большого количества форм.

3. Третью группу составляют речевые грамматические упражнения. Содержание речи в таких упражнениях формируется самими учащимися. Приведем примеры нескольких речевых грамматических упражнений

Think of the story and finish the story.

A group of people were staying in a hotel. One evening the fire-alarm rang. At that time 1) Tom was having a bath, 2) Ann was writing a letter in her bedroom, 3) George was getting ready to out, 4) Carol and Dennis were having breakfast,

5) John was making a call.

Develop the situation: say what these people have already done today, what they are going to do, why they are staying at that particular hotel, why they came to that city, how long they are planning to stay there, what will happen to them and their belongings after the fire-alarm, etc.

Очень полезны упражнения, которые предполагают парную работу, такие, как придумать окончание диалогу, составить диалог или провести интервью.



На заключительном этапе работы по грамматической теме возможно проведение имитационных и ролевых игр, где одарённые учащиеся играют ведущую роль.

Известно, что основной целью обучения иностранному языку в школе является формирование и развитие коммуникативной компетенции, т.е. обучение практическому владению иностранным языком. Благодаря использованию элементов современных инновационных технологий, учащиеся нашей школы стали победителями и участниками областных и международных конкурсов. Говоря в целом о работе с одаренными детьми, нужно отметить три основных момента, которые кажутся очень важными. Эмоциональный мир одаренного ребенка перенасыщен, и задача учителя научить его выражать себя так, чтобы его понимали окружающие. Но при этом самое главное - не подавить в ребенке его индивидуальность, те черты и особенности, которые, собственно говоря, и делают его другим. Педагоги, работающие с такими детьми, должны быть профессионально и психологически готовы в системе и кропотливо работать с детьми.




Должно быть, нравственность — горький плод, если мы отдаем его женам и сестрам. Александр Свентоховский
ещё >>