Общественное участие в управлении школой: путь к изменению образовательной политики школы - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Проект: «Общественное участие в управлении образованием» 1 101.22kb.
Положение о школьном органе ученического самоуправления «Школьная... 1 21.51kb.
Характеристика школы и принципов ее образовательной политики 4 901.53kb.
«Интеграция общего и дополнительного образования начального звена... 1 54.55kb.
Характеристика школы и принципы её образовательной политики Полное... 2 417.68kb.
Учебная программа модуля «общественное участие в управлении образованием» 1 142.61kb.
Проектно-созидательная модель обучения в контексте развития новой... 1 45.15kb.
Спортивное турне спортсменов из Понькинской школы 1 11.2kb.
Как интеллектуалы становятся активистами 1 149.02kb.
Проблемно ориентированный анализ работы школы 7 1323.22kb.
Директор школы Л. В. Бурилкина 1 153.13kb.
«Народный бюджет» и «Модернизация системы общего образования Тамбовской... 1 65.89kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Общественное участие в управлении школой: путь к изменению образовательной политики - страница №1/1

ОБЩЕСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ ШКОЛОЙ:

ПУТЬ К ИЗМЕНЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ШКОЛЫ

Управляющий совет школы – это коллегиальный орган как государственного, так и общественного управления школой, ответственный за решение задач стратегического управления.

Управляющий совет школы создается на основе Устава школы. В Уставе школы должно быть закреплено право создания Управляющего совета школы и основные вопросы, по которым совет может принимать решения.

В управляющий совет школы входят представители от преподавательского состава и работников школы, представители из числа родителей учеников этой школы, работники городской администрации, бизнесмены и специалисты, руководители предприятий, а также представители из числа учащихся старших классов.

В отличие от других органов самоуправления, представляющих интересы отдельных групп, таких как ученические комитеты, родительские комитеты, педагогические и методические советы, управляющий совет школы должен защищать интересы всех участников образовательного процесса и отстаивать права учебного заведения в целом.

Получает юридическое право участвовать в управлении школой, в обсуждении, принятии и выполнении управленческих решений.

Управляющий совет в школе № 2 молодой, только набирает обороты. Существует он с осени 2009 года, а до этого в школе функционировал родительский комитет. Тогда в городе уже активно осмысляли и внедряли в практику государственно-общественное управление образованием.

Основанием к созданию Управляющего совета стало родительское собрание, на котором обсудили предложение о создании совета. Этот вопрос рассматривался каждым родительским комитетом класса, педагогами и школьниками. Выборы, состоявшиеся в 2009 году без осложнений, определили, что в Управляющий совет войдут представители старшеклассников и родителей, сотрудники школы и кооптированные члены. Так в школе №2 объединились все участники образовательного процесса: дети, родители и учителя.

Сегодня мы понимаем, что существенным отличием Управляющего совета от всех ранее создававшихся в школах различных органов школьного самоуправления является именно его право принимать окончательные управленческие решения по вопросам, отнесенным к его компетенции, которые становятся обязательными для участников образовательного процесса, включая директора школы, становятся локальными школьными нормативными актами. То есть с созданием новой формы государственно-общественного управления – школьного Управляющего совета, происходит переход от участия школьного сообщества в консультировании и содействии (иногда - благотворительности) к реальному участию представителей общественности в управлении школой.

Основные полномочия Управляющего совета в нашем образовательном учреждении зафиксированы в Уставе. В компетенцию Управляющего совета школы входят такие вопросы как:


  • Утверждение Программы развития общеобразовательного учреждения;

  • принятие решения о продолжительности учебной недели, о времени начала и окончания занятий, о начале и продолжительности каникул;

  • решение о введении (отмене) единой, в период занятий, школьной формы для обучающихся и персонала школы;

  • вопросы, связанные с безопасностью учащихся, оценкой состояния и ремонтом учебных помещений;

  • утверждение учебных программ для обучающихся;

  • вопросы о создании дополнительных кружков и образовательных курсов для учащихся школы во внеурочное время;

  • рассмотрение и принятие решений относительно жалоб от учеников и их родителей на действия педагогического состава и работников школы;

  • решение вопросов, связанных с отчислением учащихся из школы, а также увольнения и поощрения преподавателей и сотрудников учебного заведения;

  • утверждение отчета директора школы по итогам учебного года;

С содержательной стороны деятельность Управляющего совета потенциально определена сферой его компетенции, очерченной Уставом школы. Однако начинающий свою деятельность Управляющий совет не может сразу приступить к осуществлению всех предписанных ему направлений управленческой деятельности. Самое главное достижение, которое сделал УС первого созыва – четко обозначил проблемы, существовавшие в образовательном учреждении. Свои полномочия УС осваивает постепенно, одновременно изучая проблемы школы, ее деятельность, обучаясь коллегиальной, коллективной управленческой деятельности. Последовательность, очередность и время разворачивания управленческой деятельности Управляющего совета в нашем образовательном учреждении определялось реальным положением школьных дел, содержанием и остротой проблем, существовавших в образовательном учреждении. Из общего спектра проблем, решением которых занимается УС можно выделить основные: демократизация управления школой; создание условий для организации образовательного процесса; деятельность по реализации программы «Качество образования»; расширение образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением и др.

Как же изменилась жизнь школы с появлением в ней Управляющего совета?

- разработано Положение о внешнем виде обучающихся (школьная форма); принято решение о введении единой формы одежды для обучающихся с сентября 2010/2011 учебного года;

(Цитата из письма: «В соответствии с решением Управляющего совета от 12 мая 2010 года (ст.15.13.2 Устава), с 1 сентября 2010 года в 1 – 11 классах в период учебной деятельности вводится единая форма одежды. Единая форма одежды наших детей будет способствовать решению многих, на первый взгляд незаметных, проблем: внешнее равенство детей, без претензии на материальное превосходство; создание организационной культуры и эстетического отношения к деловому костюму; возможно, способствовать и мотивации учебной деятельности»)

- обустройство кабинетов школы;

- оформление школы ко Дню Победы;

- утверждение образовательных программ;

- изменение Договора о сотрудничестве с родителями, в связи с новой редакцией Устава МОУ «Средняя школа №2» и др.

Важным определяющим фактором качества деятельности Управляющего совета школы явилась способность членом Управляющего совета осознавать школьную реальность и школьные проблемы, адекватно оценивать их с позиции согласования интересов всех значимых групп школьного сообщества, коллегиально вырабатывать цели, ради которых должна работать вся школа. Так, обсуждение проекта Программы развития МОУ «Средняя школа №2» на 2009-2012 учебные г.г. проводилось членами Управляющего совета в ученических коллективах, с родительской общественностью, в педагогическом коллективе. Материалы для обсуждения были предложены в портале школы, где свое мнение о формировании Программы развития мог высказать каждый.

В отличие от других органов самоуправления, представляющих интересы отдельных групп, таких как ученические комитеты, родительские комитеты, педагогические и методические советы, управляющий совет школы должен представлять и защищать интересы всех участников образовательного процесса и отстаивать права учебного заведения в целом. В школе функционирует конфликтная комиссия УС, в состав которой входят родители, старшеклассники, социальный педагог и психолог. Эта комиссия рассматривает различные конфликты между учениками, между учителями и учениками, между родителями и учителями. Участие трех сторон в обсуждении конфликтов приводит к более конструктивным решениям. Важно отметить, что к этой работе привлекли родителей, у которых отмечались какие-либо проблемы с детьми. Представители социально-психологической службы школы отмечают, что в этих семьях ситуация меняется в лучшую сторону, а сами родители становятся активнее.

Ключ от всех проблем – информация. К сожалению, далеко не все родители знают, что существуют управляющие советы и не знают, зачем они нужны. Поэтому, важной составляющей частью деятельности Управляющего совета стало сопровождение работы совета в портале школы. На странице Управляющего совета все интересующиеся деятельностью УС найдут протоколы заседаний, решения УС, могут задать вопросы по электронной почте членам УС, ответить на вопросы анкеты. Такое представление информации о работе совета дает общественности уверенность в том, что любое мнение будет услышанным, а предложения будут рассмотрены на УС.

Работа по формированию открытости образовательного учреждения приводит к тому, что партнерами школы помимо родителей становятся представители НКО, властных структур, бизнеса, потому что проблемы инициируемые школой, не ограничиваются образовательным аспектом. Сегодня наше образовательное учреждение носит статус экспериментальной площадки Института повышения квалификации по теме «Культуротворческая школа», в 2009/2010 учебном году школа стала победителем муниципального конкурса проектов «Школа – социокультурный центр микрорайона».

Таким образом, развитие общественно-государственного управления школой позволило нам выйти на новый уровень взаимоотношений с родителями и общественным окружением в решении образовательных и социальных проблем.



Мы считаем, что только команда педагогов, родителей, учащихся, объединённая одной идеей, единой целью, умеющая реализовать процесс по созданию особой образовательной среды, особого уклада жизни школы, может дать возможность всем участникам образовательного процесса реализовать свои образовательные и профессиональные запросы, получая удовольствие от деятельности и высокий результат в своей работе.




Бокс — это наука, исследующая человека на прочность. Виктор Жемчужников
ещё >>