Общая концепция стратегического планирования. 1 Стратегическое планирование как средство достижения - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Лекция методы прогнозирования и планирования план Система методов... 1 129.75kb.
Прогнозирование Направления прогнозирования Методы прогнозирования... 1 312.08kb.
Семинара «Стратегическое планирование в профсоюзах» 1 162.41kb.
Стратегическое планирование на примере ООО дом Тиммана 1 314.48kb.
Литература Борисевич в и и др Прогнозирование и планирования экономики... 1 127.84kb.
Литература Борисевич в и и др Прогнозирование и планирования экономики... 1 134.12kb.
Литература Борисевич в и и др Прогнозирование и планирования экономики... 1 61.21kb.
Стратегическое планирование развития трудового потенциала промышленных... 1 165.6kb.
1. Аэродинамика Угол атаки крыла. Крутка крыла. Поляра скоростей... 1 34.77kb.
О роли территориального планирования в стратегическом региональном... 1 65.5kb.
Делегирование полномочий 1 44.13kb.
Мотив единения лирического героя А. А. Фета с природой 1 28.43kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Общая концепция стратегического планирования. 1 Стратегическое планирование как средство - страница №1/2

Содержание.
Введение
Глава 1. Общая концепция стратегического планирования.

1.1 Стратегическое планирование как средство достижения цели.



1.2 Управление реализацией стратегического планирования и контроль за его выполнением.

1.3 Зарубежный опыт стратегического планирования
Глава 2. Процесс стратегического планирования на фирме.

2.1 Состояние и развитие страхового рынка в Республике Казахстан

2.2 Анализ функционирования КНК «Интертич».

2.3 Анализ внешней и внутренней среды организации.

2.4 Стратегия КНК «Интертич».
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение
Жизнедеятельность фирмы невозможна без планирования, "слепое" стремление к получению прибыли приведет к быстрому краху. При создание любого предприятия необходимо определить цели и задачи его деятельности, что и обуславливает долгосрочное планирование.

Долгосрочное планирование определяет среднесрочное и краткосрочное планирование, которые рассчитаны на меньший срок и поэтому подразумевают большую детализацию и конкретику. Основой планирования является план сбыта, так как производство ориентировано в первую очередь на то, что будет продаваться, то есть пользоваться спросом на рынке. Объем сбыта определяет объем производства, который в свою очередь, определяет план материально-технического обслуживания (МТО). План МТО включает планирование всех видов ресурсов, в том числе трудовые ресурсы, сырьевые запасы и запасы материалов. Это обуславливает необходимость финансового планирования, планирование издержек и прибыли. Планирование должно осуществляться по жесткой схеме, использовать расчеты многих количественных показателей.

Планирование и моделирование дальнейшей деятельности, конечно же, носит несколько абстрактный характер из-за непредсказуемости ряда внешних факторов, но дает возможность учесть те изменения, которые не всегда очевидны на первый взгляд.

Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой набор действий и решений, представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Динамичный процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции, не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации. Проецируя все выше написанное на реалии обстановки в нашей стране, можно отметить, что стратегическое планирование становится все более актуальным для казахстанских предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой так и с иностранными корпорациями.

Процесс стратегического планирования включает в себя ряд важных операций: планирование издержек, планирование производства, планирование сбыта и, наконец, финансовое планирование (планирование прибыли). Стратегический менеджмент, как наука, позволяет предпринимателю так спланировать деятельность фирмы в кратком, среднем и долгом периодах, чтобы обеспечить получение фирмой максимально возможной прибыли с минимальными затратами в условиях изменчивости состояния рынка. Конечно, это связано с неизбежным финансовым риском, особенно в современных Казахстанских условиях, но правильно проведенное стратегическое планирование позволит свести риск к минимуму.

Данная дипломная работа имеет целью доказать необходимость стратегического планирования деятельности любой фирмы, рассчитывающей на финансовый успех в современных условиях рынка. Нельзя забывать о том, что мы находимся в особо жестких условиях казахстанской экономики, в которых некоторые рыночные законы действуют с точностью до наоборот, однако, с учетом того, что до перестройки наша страна в течение многих лет являлась ярким примером авторитарной директивно-плановой экономики, то процесс планирования производственно-коммерческой деятельности предприятия и позволяет предпринимателю так спланировать деятельность фирмы в кратком, среднем и долгом периодах, чтобы обеспечить получение фирмой максимально возможной прибыли с минимальными затратами в условиях изменчивости состояния рынка.

Предложенная дипломная работа разработана на основе данных по Казахской национальной корпорации здравоохранения и медицинского страхования «Интертич». Выбор объекта исследования не случаен. Все мы понимаем, каково значение здравоохранения в жизни человека. Этим и обусловлен мой выбор.

Интертич стремится обеспечить своим клиентам медицинское обслуживание самого высокого качества по возможно низкой стоимости.

Головной офис Интертич расположен в г. Алматы. Также имеются сети семейных врачей и представительств во всех областных центрах РК. Развита сеть представительств за рубежом (Кыргызстан, Узбекистан, Россия, Германия). Как видим, сфера деятельности исследуемого объекта широка. И, следовательно, разработка данного проекта, как стратегия развития фирмы является наиболее интересной и нужной. При этом современный период развития РК и принятые стратегические документы по углублению начатых реформ предполагают активное использование внутреннего резерва республики.

Разумеется, с наступлением этапа реформ в нашем государстве изменились как методы планирования, так и его задачи. Они приобрели гибкость, которая характеризуется тем, что в современных условиях стратегический план обладает возможностью меняться согласно изменению рыночных условий.



Глава 1. Общая концепция стратегического планирования
1.1 Стратегическое планирование как средство достижения цели.
Предприятие – центр относительно автономных решений. Эти решения имеют различную природу и масштабы в зависимости от того, идет ли речь о достижении долгосрочных целей, их конкретизации в стратегии предприятия, или о кратковременной адаптации ук условиям внешней среды, рыночной конъюнктуры. Но в любом случае сделанный выбор и принятые решения необходимо прогнозировать.

Динамичный процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции. Не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели или направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.

Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Согласно Питеру Лоранжу, процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача - обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Точнее говоря, он видит четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования. К ним относятся: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и организационное стратегическое предвидение.

Распределение ресурсов. Данный процесс включает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов, таких как фонды, дефицитные управленческие таланты и технологический опыт. Например, осенью 1987г. компанией ""Филипп Моррис"" приняла решение реорганизовать свое отделение, ""Дженерал Фудз"", в чем многие увидели целенаправленные усилия по получению больших прибылей от гиганта пищевой промышленности, который был приобретен в 1985 г. Согласно новому плану, компания ""Филипп Моррис"" разделила ""Дженерал Фудз"" на три отдельно действующие фирмы с намерением сократить большое число менеджеров и общефирменного персонала. Деньги, которые компания надеется сэкономить путем исключения некоторых управленческих слоев, будут заново инвестированы в данное отделение.

Адаптация к внешней среде. Адаптацию следует интерпретировать в роком смысле слова. Она охватывает все действия стратегического характера, которые улучшают отношения компании с ее окружением. Компаниям необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и опасностям, выявить соответствующие варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям. Стратегическое планирование преуспевающих компаний имеет дело с созданием новых благоприятных возможностей посредством разработки более совершенных производственных систем, путем взаимодействия с правительством и обществом в целом и т.д.

Внутренняя координация. Она включает координацию стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон фирмы с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций. Когда Гарольд Дженин был одним из директоров ""Интернэшнл Телефон энд Телеграф"", он отвечал за объединение деятельности более чем 250 различных предприятий, в состав которых в то или иное время входили ""Гриннел Кантин"", ""Хартфорд Файэр Иншуранс"" и "" Авис"". Обеспечение эффективных внутренних операций в организация, больших или малых, является неотъемлемой частью управленческой деятельности.

Осознание организационных стратегий. Это деятельность предусматривает осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических решениях. Способность учиться на опыте дает возможность организации правильно скорректировать свое стратегическое направление и повысить профессионализм в области стратегического управления. Устойчивый успех таких компаний, как " Ай Би Эм ", " Дельта Эар Лайнз", "Истмен Кодак" и "Федерейтед Департмент Сторз", указывает на постоянное стремление руководства учиться на прошлом опыте и прогнозировать будущее.

Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплекс план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей. Несколько основных тезисов, относящихся к стратегии, должны быть поняты и, что более важно, приняты высшим руководством. Прежде всего, стратегия большей частью формулируется и разрабатывается высшим руководством, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления. Новое направление развития корпорации <<Крайслер>> было задумано и осуществлено ее главой-Ли Якоккой. Популярность новых моделей, расширение деятельности по маркетингу и восстановление устойчивой прибыльности можно отнеси на счет успешного формулирования и реализации стратегии.

Основные принципы стратегического планирования:

•комплексность, предполагающая обеспечение взаимной увязки интересов РК с интересами области, ее муниципальных образований, отдельных предприятий, организаций и структур;

•системность, предусматривающая оценку экономической, технологической, социальной и экологической эффективности намеченных действий;

•адаптивность Стратегического плана, позволяющая осуществлять в условиях динамично меняющейся внутренней и внешней среды его оперативную корректировку;

•реалистичность и осуществимость, основанные на использовании системы исполнительных критериев (оценочных показателей) и соответствующего механизма мониторинга.

Стратегический план должен разрабатываться скорее с точки зрения перспективы всей корпорации, а не конкретного индивида. На личных предприятиях основатель предприятия может позволить себе относительную роскошь сочетать личные планы со стратегией организации. На большинстве фирм с широким владением акциями подобной роскоши может не быть. В то время как глава корпорации, возможно, пожелает иметь частный реактивный самолет, особняки на обоих побережьях, роскошные кабинеты и тому подобное, насущным интересам организации эти привилегии наилучшим образом служить не могут.

Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса, фирма должна постоянно заниматься сбором огромного количество информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах.

Стратегический план придает фирме определенность, индивидуальность, что позволяет ей привлекать определенные типы работников, и, в то же время, не привлекать работников других типов. Этот план открывает перспективу для организации, которая направляет ее сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия или услуги. Наконец, стратегические планы должны быть разработаны как, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно быть осуществить их модификацию и переориентацию.

Общий стратегический план следует рассматривать как программу, которая направляет деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, давая себе отчет в том, что конфликтная и постоянно меняющаяся деловая и социальная обстановка делает постоянные корректировки неизбежными.

Миссия организации

Цели организации

Оценка и анализ внешней среды

Управленческое обследование сильных и слабых сторон

Оценка стратегии

Реализация стратегии

Выбор стратегии

Анализ стратегических альтернатив

Рис 1.1. Процесс стратегического планирования.


Планирование и успех организаций. Некоторые организаций, как индивиды, могут достичь определенного уровня успеха, не затрачивая большого труда на формальное планирование. Более того, стратегическое планирование само по себе не гарантирует успеха. Так же как автомобиль с великолепной конструкцией двигателя не сможет двигаться, если он заправлен бензином низкого качество, так и организация, создающая стратегические планы, может потерпеть неудачу из-за ошибок в организации, мотивации и контроле. Тем не менее, формальное планирование может создать ряд важных и часто существенных благоприятных факторов для организации. Современный темп изменения и увеличения знании является настолько большим, что стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Оно обеспечивает высшему руководству средство создания плана на длительный срок. Стратегическое планирование дает также основу для принятия решения. Знание того, чего организация хочет достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действий. Формальное планирование способствует снижению риска при принятии решения. Принимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях организации или о внешней ситуации. Планирование, поскольку оно служит для формулирования установленных целей, помогает создать единство общей цели внутри организации. Сегодня в промышленности стратегическое планирование становится скорее правилом, чем исключением.


    1. Управление реализацией стратегического планирования и контроль за его выполнением.

"Долгосрочное планирование" - планирование фирмой ее производственной деятельности, рассчитанное на довольно длительный срок (до 10 и более) лет. Долгосрочное планирование необходимо применять в деятельности любой фирмы для достижения положительных финансовых результатов (прибыли). Долгосрочное планирование осуществляется отделом стратегического менеджмента фирмы на основе опыта других фирм, а также анализа финансовых результатов фирмы прошлых периодов. Стратегия фирмы в 50-е - 70-е годы - учитывающая научно-технический потенциал фирмы и ее производственно-сбытовые возможности деятельности, обеспечивающие достижения конкретных целей.

70-е - 90-е годы: совершенствование планирования в начале 70-х годов выражается в создании принципов и методологии стратегического менеджмента. Система стратегического управления предполагает:

1. Выделение ресурсов фирмы под стратегические цели.

2. Создание центров руководства, систематизированных по целям.

3. Оценка и стимулирование подразделений.

Теперь перейдем к рассмотрению процесса стратегического планирования с точки зрения маркетинга - не менее важного звена хозяйственной деятельности современной фирмы.

Окружающая среда, в рамках которой осуществляется маркетинг, включает факторы, контролируемые высшим руководством фирмы, и факторы, контролируемые маркетингом. Для того, чтобы скоординировать их и создать основы для принятия решений, полезно использовать последовательный процесс стратегического планирования. С точки зрения маркетинга стратегический план указывает, какие маркетинговые действия фирма должна предпринять, почему они необходимы, кто отвечает за их реализацию, где они будут предприняты и как они будут завершены. Он также определяет текущее положение фирмы, ее будущую ориентацию и распределение ресурсов.

Стратегическое планирование в маркетинге имеет ряд специфических особенностей. Так, стратегический план маркетинга строится на основе так называемых стратегических хозяйственных подразделений при обязательном условии их взаимодействия. Он опирается на данные маркетинговых исследований, отдела сбыта, маркетинговых информационных систем, бухгалтерии и так далее; использует конкретный анализ, анализ производительности и плановые модели распределения ресурсов, а также способности организации разрабатывать, поддерживать и защищать занимаемое ею положение на рынке. План маркетинга учитывает как краткосрочные, так и долгосрочные последствия решений; объединяет анализ окружающей среды и планы на случай непредвиденных обстоятельств, что облегчает процесс адаптации к возникающим изменениям.

Функции стратегического планирования:

1. Стратегический план задает направления для деятельности организации и позволяет ей лучше понимать структуру маркетинговых исследований, процессы изучения потребителей, планирования продукции, ее продвижения и сбыта, а также планирования цен.

2. Стратегический план обеспечивает каждому подразделению в организации четкие цели, которые увязываются с общими задачами компании.

3. Стратегический план стимулирует координацию усилий различных функциональных направлений.

4. Стратегический план заставляет организацию оценивать свои сильные и слабые стороны с точки зрения конкурентов, возможности и угрозы в окружающей среде.

5. Этот план определяет альтернативные действия или комбинации действия, которые может предпринять организация.

6. Стратегический план создает основу для распределения ресурсов.

7. Стратегический план демонстрирует важность применения процедур оценки деятельности.

Стратегическое планирование все теснее увязывается с маркетингом. Каждая пятая фирма с объемом продаж менее 100 млн. долларов и практически все компании с продажами в 2 млрд. долларов имеют официальные отделы планирования.

Стратегическое планирование должно удовлетворять конкретные потребности и маркетинга и других функциональных областей. Это не всегда просто, так как цели и потребности различный функциональных подразделений отличаются.
Ориентация различных функциональных областей.

Таблица 1.



Функциональная область

Основная стратегическая ориентация

1. Маркетинг

Привлечение и сохранение лояльной группы товара, сбыта и продвижения цены.

2. Производство

Полное использование производственных возможностей, снижение относительных издержек производства и максимизация контроля качества

3. Финансы

Функционирование в пределах установленного бюджета, упор на прибыльную продукцию, контроль кредита и минимизация стоимости займов для компании.

4. Учет

Стандартизация отчетности, тщательная детализация издержек, стандартизация сделок.

5. Технические службы

Разработка и соблюдение конкретных спецификаций, ограничение числа моделей и вариантов, концентрация на улучшении качества

6. НИОКР

Поиск технологических прорывов, улучшение качества продукции, выявление нововведений

7. Юридические службы

Обеспечение защищенности стратегии от правительства, конкурентов, участников каналов сбыта и потребителей

Высшее руководство должно добиваться, чтобы каждое функциональное подразделение хотело сбалансировать точки зрения в процессе принятия совместных решений и участвовать в этом процессе.

Американские специалисты подчеркивают, что в отношении решений, касающихся новой продукции, должен достигаться компромисс между возможностями сбыта, способностью старой продукции замещать новую, расходами на производство и НИОКР и риском. Трения между службами неизбежны, но их можно уменьшить: открыто обсуждать различия и стимулировать контакты между отдельными подразделениями; искать людей, соединяющих воедино технические и маркетинговые знания; создавать межфункциональные рабочие группы, комитеты и программы развития управления; разработать цели каждого подразделения, учитывая задачи других служб (например, оценивать руководителей маркетинговых отделов не по превышению заданий по сбыту, а по точности прогнозов).

Таким образом, процесс стратегического планирования является одним из основополагающих процессов деятельности любой фирмы.

Процесс стратегического планирования включает в себя множество важных разновидностей планирования: планирование ресурсов, планирование производства, планирование сбыта. Другими словами, понятие "стратегический менеджмент" сопровождает весь путь товара на протяжении его жизненного цикла. Отсюда следует вывод, что правильное стратегическое планирование деятельности фирмы является залогом ее успешной прибыльной деятельности.


1.3. Зарубежный опыт стратегического планирования

В предыдущих разделах основное внимание уделялось разработке и реализации стратегического плана. В настоящее время имеется ряд методов согласования планирования и процесса контроля. Двумя широко применяемыми управленческими инструментами, которые полезны для обеспечения высокой степени согласованности, являются бюджеты и управление по целям.

БЮДЖЕТЫ

Одной из основных задач планирования является, возможно, более эффективное распределение ресурсов. Планы помогают распределять действия, относящиеся к использованию ресурсов, по направлениям, которые, по мнению руководства, способствуют достижению целей. Однако в планах часто остаются нерешенными фундаментальные вопросы-какие именно ресурсы имеются и как именно их следует использовать для достижения целей. Не дает также планирование ответа и на основной вопрос - какие цели являются обоснованно достижимыми при данных имеющихся ресурсах. Эти стороны в прагматическом смысле представляют собой" гайки и болты " планирования.



Чтобы решить вопрос, какие ресурсы имеются, руководители используют бюджеты, инструмент планирования которые совершенно не укладываются в последовательность "цели - стратегии - правила", но тесно с ней связаны.

Бюджет представляет собой метод распределения ресурсов, охарактеризованных в количественной форме, для достижения цели, также представленных количественно.

Бюджеты являются безусловно наиболее широко используемым компонентом формального планирования. Хотя многие организации никогда на формальной основе, т. е. в письменном виде не формулирует цели и стратегии, большинство из них составляют бюджеты в виде отдельных документов. В действительности вы, вероятно, отчасти уже знакомы с бюджетами, поскольку многие семьи и отдельные люди составляют свои бюджеты, что бы определить наилучший способ расходования ограниченного количества денег для приобретения предметов первой необходимости и предметов роскоши.

КОЛИЧЕСТВЕННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕСУРСОВ И ЦЕЛЕЙ. Первым шагом при составлении бюджета, на что и указывается в определении, будет выражение в числовой форме как ресурсов, так и формулируемых целей. Возможно также, а в некоторых случаях это постоянно делается, использовать единицы времени, такие как часы, или же показатели трудозатрат, или просто натуральные показатели, скажем,6000 кв. футы, для характеристики объекта, по которому составляется бюджет. Однако наиболее распространенной мерой является денежная, - доллар или его эквивалент в местной валюте.

Как бы ни было это трудно, присвоение числового значения всем ресурсам и целям представляет ценный, обычно весьма существенный аспект планировании в организациях. Количественные показатели позволяют руководителю увидеть сравнить и объединить различные элементы которые используются в организации.

Для понимания количественного определения представьте, что у вас простая цель - заработать 3000 долларов. Для стипендиального фонда путем проведения пикника.

Вам известно, что потребуются столы, продовольствие, рекламные листки и напечатанные билеты. Не представляя относительной стоимости этих ресурсов, можно только догадываться о подходящей цене билетов в том количестве которое должно быть продано. Основывая решения таких важных вопросов на догадках, вы, несомненно, значительно снижаете шансы на достижении цели - получить 3000 долларов. Однако, если вы установите, что расходы составят (долл.)

Аренда столов 200,00

Продовольствие 2,00 (на человека)

Реклама и билеты 100,00

Можно легко видеть, что цена билета должна быть не менее 2,00 долл.

Решив, что 5 долл. - подходящая цена, вы легко можете посчитать, сколько билетов следует продать, чтобы заработать 3000 долл.:

3000 долл.=(N x 3 долл.) - 300 долл.,

где N - количество людей, и 3 долл. - прибыль после вычитания стоимости питания на каждого. Очевидно, чтобы выполнить вашу задачу, нужно продать 1100 билетов.

Представление всех факторов в удобной общепринятой единице измерения, такой как доллары, облегчает также ответ на многие другие существенные вопросы о распределении ресурсов и целей. Если известно, сколько, например, у нас денег, можно определить, сколько мы можем дать продукции при различных издержках. Продолжим приведенный выше пример - если бы мы располагали только 900 долл. для вложения в устройство пикника, то предоставить питание можно было бы только для 600 человек. Или, рассуждая от обратного, мы можем определить, сколько нужно денег для выполнения нашей задачи. Чтобы заработать 3000 долл., потребовалось бы по меньшей мере 2500 долл. для компенсации минимальных издержек. Можно также определить, сколько бы мы заработали при разном уровне объема продаж. Прибыль от продажи 600 билетов на наш пикник составила бы 1500 долл.

Последнее десятилетие в России знаменовалось разрушением прежней неэффективной системы жесткого директивного планирования, что имело следствием известную дезорганизацию как в экономике, так и в городском хозяйстве. Напротив, в городах развитых европейских стран и США усилился интерес стратегическому планированию как средству объединения усилий частного и общественного секторов в достижении определенных целей развития города. Почти все города, и крупные, и малые стали разрабатывать стратегии развития или экономические стратегии, отражающие видение перспективы развития города и направления работы местных властей по оказанию содействия этому развитию.

Санкт-Петербург, начавший в числе первых российских городов деятельность по созданию на новой основе механизма стратегического управления городом, опирается при этом на опыт городов развитых стран с устоявшейся рыночной экономикой.

Причины разработки стратегий


Стратегии развития в современном виде получили широкую популярность в Европе относительно недавно - в конце восьмидесятых годов.

Главными причинами стали:

•обострение международной конкуренции, •усложнение механизмов управления, •стремление продвинуться в решении классических городских социальных проблем.

Определенное влияние на распространение стратегического планирования оказали идеи городского маркетинга, возникшие в США и широко дебатировавшиеся в Европе в указанный период.

В обычной практике и городские, и региональные власти видели своим основным политическим вопросом формирование годового бюджета, задающего ключевые параметры деятельности властей. Недостаточность такого подхода выявилась, во-первых, в связи с ускорением и усложнением процессов развития, во-вторых, в связи с распространением общественно-частного партнерства, потребовавшего координации усилий множества организаций и задания определенного направления приложения усилий.

Для всех уровней власти в Европе наиболее актуальны сегодня проблемы безработицы и социальных противоречий. В урбанизированных зонах, сосредоточивших большую часть населения, сосредоточены и эти проблемы. Вызванные безработицей социальные конфликты остро проявляются в городах, и именно города и регионы могут и должны решить основные социально-экономические проблемы современного общества.

В большинстве городов идет снижение занятости в отраслях промышленности, причем рабочие места в производственном секторе как правило сокращаются очень быстро в результате резкого спада в старых отраслях; гораздо реже этот процесс происходит постепенно, сопровождаясь компенсирующим ростом занятости в сфере услуг. В ходе спада начала девяностых имело место ускоренное снижение числа рабочих мест в обрабатывающей промышленности, например, только в 1993 г. Кельн и Мюнхен потеряли по 10 тыс. рабочих мест.

Доля занятых в обрабатывающей промышленности в городах Европы изменяется от 40% (Катовице, Нюрнберг) и примерно 30% (Кельн, Бирмингем) до 12,5% (Копенгаген) или 11% (Хельсинки). Размах вариации показывает масштаб структурных преобразований, которые еще предстоят городам с относительно большим промышленным сектором. Дальнейший спад в обрабатывающей промышленности неизбежен в большинстве городов.

Таким образом, практически все города сталкиваются с продолжающейся поляризацией населения, обусловленной безработицей, дифференциацией доходов и социальных статусов.

Ситуация в городах находится сегодня под влиянием ряда общемировых тенденций. Глобализация экономики, повышение мобильности отраслей и усиление международной конкуренции, негативно влияют на уровень занятости и оплаты труда в Европе. Это усиливает необходимость проведения городами политики инноваций и повышения конкурентоспособности.

Происходящие и ожидаемые структурные преобразования носят скорее революционный, чем эволюционный характер. На пороге "информационного общества" ожидаются все ускоряющиеся перемены в экономической сфере, где происходит внедрение новых товаров и технологий, возникают потребности в новых квалификациях и навыках, появляются новые возможности и новые сложности в сфере занятости.

Продолжающаяся "деиндустриализация" экономики может достичь критической точки, при которой потребуется поддерживать перспективные отрасли сферы услуг, тесно связанные с промышленным сектором.

Политика развития города должна сочетать поддержку инноваций с сохранением социальной структуры общества. Для этого необходимо эффективное сотрудничество между всеми уровнями исполнительной власти и между государственным и частным секторами.

Реагируя на названные проблемы, города вынуждены проводить все более сложную социально-экономическую политику, искать оригинальные комбинации различных ее методов и механизмов, выдвигать крупные новые идеи, способные дать импульс экономике города.

В результате многие города стали разрабатывать комплексные документы, систематически рассматривающие цели, задачи, направления развития города в целом. В разных городах такие документы имеют несколько различающиеся названия. Имея в виду возможности неоднозначного перевода, их названия по-русски в разных городах звучат как “стратегия экономического развития”, “экономическая стратегия города”, “стратегический план”, “стратегическая концепция развития”, “стратегия развития торговли и промышленности” и т.п.

Большая часть известных нам документов имеет ориентацию на экономику, хотя часто трудно различить “экономическую стратегию” от общей стратегии развития. В некоторых городах (Бирмингем) существовали и общая, и экономическая стратегии, в большинстве - одна стратегия с акцентом на экономические проблемы.

Осознавая остроту современных социально-экономических проблем, власти городов приходят к пониманию необходимости разработки стратегий, ориентированных на решение проблем занятости, экономического развития и обновления городов. В качестве целей разработки стратегии обычно называют следующие:

•выработка общего понимания происходящих в экономике изменений и единой позиции по отношению к ним; •определение направления развития экономики города; •выяснение в результате обсуждений и обмена информацией наиболее вероятного поведения государственных, общественных и частных организаций, действующих в сфере экономической политики; •создание общих рамок для совместной работы по укреплению экономического потенциала жителей города, локальных общин по месту жительства и предприятий; •содействие субъектам экономической политики в принятии ими конкретных решений, позволяющих повысить целенаправленность и скоординированность действий.

Как видим, среди мотивов формулирования стратегии доминирует потребность в лучшей координации и нацеленности действий различных субъектов, работающих в сфере экономической политики. С одной стороны, стратегия должна помочь местному бизнесу получить представление о деятельности властей в сфере экономики, приоритетных направления, которые будут поддерживаться и стимулироваться. С другой стороны, - и этот мотив превалирует, стратегия должна нацелить работу все более многочисленных агентств, занятых реализацией экономической политики. То есть стратегия рассматривается как средство координации усилий и достижения взаимопонимания.

В Великобритании наличие годового плана действий в экономической сфере является обязательным для местных властей по закону.


Принципы и методы разработки стратегий


Для разработки стратегий города используют схожие подходы, перенимая друг у друга схемы построения стратегии. Некоторые стратегии, например, Антверпена и штата Массачусета, выделяются тщательностью научного обоснования и методической последовательностью. Кстати, в обоих названных случаях в основе подхода лежит теория конкурентности М. Портера, а в разработке стратегии активно участвовали университеты. Выделяются и стратегии явно вторичные по идеям, построенные по образцу лидеров.

В большей части стратегий:

•фиксируются цели и задачи; •определяются важнейшие сектора экономики и общие условия развития; •проводится SWOT анализ (сильные и слабые места, возможности и опасности); •формулируется стратегический план; •стратегический план дополняется планами практических действий или планами мероприятий, которые могут подразделяться на отраслевые планы (например, планы действий в сфере экологии, в важнейших отраслях, в сфере малых и средних предприятий).

Стратегические планы, планы мероприятий и отраслевые планы должны гибко реагировать на меняющиеся условия и максимально учитывать интересы всех участников. Поэтому процесс планирования, установления целей и анализа организуется так, чтобы привлечь возможно более широкий круг лиц и организаций. Для этого необходима активная позиция города как лидера и координатора.

Отметим растущую популярность подходов, основанных на применении к управлению городом методов управления предприятиями. Города рассматриваются как сложные предприятия, в управлении которыми применимы те же инструменты менеджмента, что и в частном секторе. Соответственно стратегии развития года строятся по образцам стратегий бизнеса.

Очень важная роль в рассмотренных стратегия отводится принципу партнерства. Признано, что успешной сегодня может стать только всеохватывающая политика, объединяющая различные уровни власти, частный сектор и местное население, предполагающая региональное партнерство и международное сотрудничество между городами.


Формулировки целей развития в стратегиях городов


Нужно иметь в виду, что существует набор целей, практически инвариантный для любого территориального объекта, отражающий преобладающие в современном мире воззрения на общечеловеческие ценности. Поэтом в целях верхнего уровня как правило не бывает больших различий. Это тем более естественно, что документы типа стратегии или концепции носят вынужденно политический декларативный характер. Различия в целях и детализация количественных параметров появляется только тогда, когда речь идет о конкретных задачах более низкого уровня дерева целей.

Чаще других называются следующие цели и подцели:

•повышение уровня занятости: •создание рабочих мест, •устранение препятствий для вхождения на рынок труда, •поддержка специфических групп населения (женщины, ущемленные); •экономическое развитие: •повышение общего уровня экономической активности, •улучшение функционирования предприятий, •укрепление и диверсификация общей структуры экономики, •устранение слабых мест в отдельных секторах, •улучшение социальных и культурных услуг, •повышение способности адаптироваться к переменам в экономике; •укрепление социального партнерства: •справедливое распределение эффекта от развития между всеми слоями населения, •содействие незащищенным социальным группам; •развитие регионального партнерства: •усиление целостности и интеграция в регионе; •обновление отдельных территорий; •достижение экологической устойчивости экономики города; •повышение привлекательности города как места для жизни, работы и инвестирования: •улучшение качество жизни, •поддержание качество окружающей среды; •развитие партнерства в реализации стратегии: •обеспечение активного взаимодействия всех заинтересованных организаций и групп для достижения стратегических целей).

Сходство основных целей не означает идентичности целевых блоков стратегий. Во-первых, приоритетность и значимость вышеуказанных целей различны для разных городов. Кроме того, почти каждый город формулирует свою специфичную цель, как например:

•быть "открытым городом" (для иммигрантов и пр.), международным городом и городом культуры (Амстердам), •стать "столицей информации ЕС" и "центром транспортных перевозок ЕС" (Кельн), •развиваться в качестве центра технологических инноваций (Манчестер), •стать одним из ведущих регионов в сфере внедрения передовых технологий связи (Нюрнберг), •создать европейский центр высококачественного производства (Брэдфорт), •реализовать "триединую политику модернизации" (пространственно-экономическая, социальная, управленческая модернизация) и “развиваться в направлении метрополитенской агломерации" (Роттердам).

Такая специфическая цель крайне важна для формирования четкого имиджа города.

В силу наличия в городах разных условий, приоритетные направления в стратегиях и политике городов различны. Тем не менее, они, как правило, без труда могут быть сведены в несколько групп. Группы частично пересекаются, так как набор групп в городах не одинаков и в разных городах одно и то же направление может быть отнесено, например, либо к содействию экономической деятельности, либо к поддержке малого и среднего бизнеса, либо к поддержке системы образования.

Предлагаемая классификация включает 13 направлений, сгруппированных в 4 блока.

Первый блок. Развитие материальной среды производства и жизнедеятельности:

•совершенствование инфраструктуры; •глобальные проекты обновления и развития; •локальные проекты обновления и развития.

Второй блок. Создание благоприятных организационных условий для экономического развития:

•поддержка бизнеса; •поддержка инноваций, распространение технологий; •содействие занятости; •содействие малым и средним предприятиям; •поддержка профессионального образования; •экологизация экономики (устойчивое развитие).

Третий блок. Поддержание имиджа и развитие кооперации:

•поддержка туризма; •внутрирегиональная кооперация; •маркетинг города.

Четвертый блок. Совершенствование управления:

совершенствование структуры и методов управления городом.

Основное отличие Стратегического плана Санкт-Петербурга от аналогичных документов, разработанных для западных городов, заключается в том, что для переходного периода, переживаемого Санкт-Петербургом и Россией в целом, характерна незавершенность рыночного реформирования ряда отраслей, необходимость развития и совершенствования нормативной базы и организационной структуры. Поэтому, кроме мер по содействию развитию ключевых для города отраслей и повышению их конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынке, традиционно включаемых в стратегические планы городов с развитой рыночной экономикой, в Стратегический план Санкт-Петербурга вошли разделы, посвященные формированию в городе благоприятного хозяйственного и инвестиционного климата, а также реформированию городских общественных служб, повышению эффективности бюджетных расходов.

Для Стратегического плана Санкт-Петербурга характерны следующие черты.

Нацеленность на главное для конкурентоспособности города. Классическое стратегическое планирование состоит в оценке конкурентных преимуществ и недостатков и выборе стратегии поведения на рынке. Города, как и предприятия, находятся в условиях конкуренции и борются за привлечение инвестиций и создание новых рабочих мест, т.е. в конечном счете за повышение уровня жизни и перспективы развития. Чтобы добиться этого, нужно постоянно искать и укреплять преимущества своего города, понимать, какие функции города могут и должны развиваться, что мешает продвижению к выбранной цели и как устранить препятствия. Эти темы и являются основными для Стратегического плана.

Стратегический план - короткий документ. Он концентрируется на ключевых, наиболее перспективных направлениях, выявленных на основе анализа потенциала, сильных и слабых сторон геополитического положения города, возможных сценариев развития России и внешнего мира. Стратегический план содержит идеи и принципы, которые дают ориентиры для бизнеса, потенциальных инвесторов, властей и населения города, помогая принимать оперативные решения с учетом видения перспективы. Он не отменяет и не подменяет другие виды планов. Он не является комплексным планом и определяет развитие лишь в наиболее важных, приоритетных для города областях.

Партнерство при разработке и реализации. Стратегический план не является чисто административным документом. Это, скорее, договор общественного согласия, в соответствии с которым власти, предприятия и общественные организации принимают на себя определенные обязательства. Он разрабатывается и реализуется всеми участниками, влияющими на развитие города, с учетом интересов и при участии населения. План адресован всему городу, задает ориентиры для всех, показывает перспективу и бизнесу, и властям, и жителям, и потенциальным внешним инвесторам.

Стратегический план - это не директива, это свод согласованных, признанных разумными требований от предприятий к Администрации, это договоренность о тех конкретных мерах, имеющих стратегическую важность для города, которые необходимо предпринять в интересах производителей и населения. Процесс стратегического планирования направлен на поиск общественного консенсуса, на вовлечение в принятие решений - а значит, и в их реализацию - широкого круга активных лиц.

Сочетание долгосрочного видения и конкретности немедленных действий. В Стратегическом плане Санкт-Петербурга определены не только долгосрочные ориентиры и перспективные направления, но и конкретные действия. Он является долгосрочным по глубине прогноза и длительности последствий намечаемых действий, но среднесрочным (4-6 лет) по характеру включаемых в него мер.

В основной части плана сформулированы главная цель и основные направления, а приложение содержит набор конкретных целей, задач и мер, то есть план действий. По большинству мер определены участники реализации, индикаторы выполнения, оценены затраты и эффект. Таким образом, план не только декларирует, но показывает, как и что нужно делать. Опираясь на совместно выработанные ориентиры, и власти, и предприятия, и активные горожане могут объединить усилия в осуществлении плана.

Постоянство работы над планом. Работа над планом не заканчивается с его принятием и публикацией. Ведется мониторинг его выполнения, сохранены созданные организационные структуры, ежегодно проходит оценка хода реализации и корректировка плана.

Появление Стратегического плана Санкт-Петербурга было положительно встречено всеми партнерами города за рубежом. Деловые и академические круги, политики и общественные деятели отметили, что наличие Стратегического плана свидетельствуют о стремлении городской администрации проводить прозрачную предсказуемую политику, двигаясь по пути демократических преобразований и продолжая начатые экономические реформы. Стратегический план работает на повышение инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга, укрепляет доверие к местной власти.

Стратегический план был разослан во все зарубежные консульства, находящиеся в Санкт-Петербурге, представительства зарубежных компаний и банков, распространялся на международных конференциях и форумах (в том числе инвестиционных) в различных странах мира, а также через Интернет. В ряде отзывов, полученных от Университетов и муниципалитетов городов (Мюнхен, Гамбург, Амстердам, Барселона, Бостон, Рига, Таллинн, Тбилиси, Хельсинки) Стратегический план Санкт-Петербурга получил высокую профессиональную оценку в качестве одного из лучших документов подобного рода в Европе. Библиотеки муниципалитетов ряда европейских городов обратились в Бюро Стратегического плана с просьбой выслать им экземпляр Стратегического плана Санкт-Петербурга.

Документ также рассматривается и учитывается в нескольких европейских программах сотрудничества в области планирования и обмена опытом между регионами: программа VASAB 2010 (координация планов развития в регионе Балтийского моря), конференция мэров городов Северной Европы, программа обмена опытом городов побережья Балтийского моря и пр. Высокая оценка документа Всемирным Банком привлекла к нему внимание специалистов из более отдаленных регионов Азии и Африки.

В областях и городах России и стран, входивших в состав Советского Союза, интерес к опыту Санкт-Петербурга привел к решению ряда территорий разработать аналогичные документы. В Бюро Стратегического плана Санкт-Петербурга обращались за консультациями представители Вильнюса, Таллинна и Риги, Тбилиси, Новосибирска, Якутии, Карелии, Ленинградской области, Архангельской, Нижегородской, Саратовской и ряда других областей России. В настоящее время не только Леонтьевский Центр, но и ряд других институтов предлагают свои услуги в разработке стратегический планов территорий, опираясь на опыт Санкт-Петербурга.

Таким образом, Санкт-Петербург, успешно адаптировав некоторые новые подходы к планированию, принятые в городах Европы и США, явился моделью для других городов и регионов России и стран бывшего СССР в реформировании процесса территориального планирования.


б) Стратегическое планирование в ведущих зарубежных странах.

АНАЛИЗ ОБЩЕФИРМЕННОЙ СТРАТЕГИИ КОМПАНИИ <КОДАК> в международных условиях.

Воздействие стратегии (<что>) и действий (<как>) на успех компании.

Таблица 2.



Определенная стратегия

Неопределенная стратегия

Определенная стратегия и эффективные действия привели к успеху в прошлом и обеспечат успех в будущем.

Неопределенная стратегия, но эффективные действия привели к успеху в прошлом, но успех в будущем вызывает сомнения.

Определение стратегии, но неэффективные действия иногда срабатывали в прошлом, но в будущем ожидается усиление конкуренции.

Неопределенная стратегия и неэффективные действия привели к неудаче в прошлом, и такой же результат ожидается в будущем.

ЦЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ. Первым и, может быть, самым существенным при планировании будет выбор целей организации. Вследствие своего размера, испытывают необходимостьпрогресс

в многоуровневых системах, нуждаются также в нескольких широко сформулированных целях, также как и в более частных целях, связанных с общими целями организации. Основная общая цель организации - четко выраженная причина ее существования - обозначается как ее миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии.

ЗНАЧЕНИЕ МИССИИ. Значение соответствующей миссии, которая выражена и эффективно представлена сотрудникам организации, невозможно преувеличить. Выработанные на ее основе цели служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений. Если руководители не знают, какова основная цель их организации, то у них не будет логической точки отчета для выбора наилучшей альтернативы. Например, если бы руководители фирмы не знали, что основной целью фирмы является предоставление людям недорогой, быстро приготовленной пищи, они не смогли бы логически решить, стоит ли вводить в меню 10 - долларовый обед с бифштексом или предложить новый фирменный сэндвич за 1,5 долл. Ведь убедительные аргументы можно было бы привести в пользу бифштекса, используя довод, что общий объем продаж будет больше, если фирма сможет получать по 10 долл. за одно блюдо. Без определения миссии как ориентира руководители имели бы в качестве основы для принятия решений только свои индивидуальные ценности. Результатом мог бы быть скорее огромный разброс усилий, а не единство цели, имеющее существенное значение для успеха организации. Неудивительно, что такие исключительно преуспевающие организации, как "Ай Би Эм", "Дельта Эар Лайнз", "Истмен Кодак" и Гарвардский университет, имеют формально выраженную, ясно изложенную формулировку своей цели. Миссии детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях. Формулировка миссии организации должна задержать следующее:

1.Задача фирмы с точки зрения ее основных услуг или изделий, ее основных рынков и основных технологий. Проще говоря, какой предпринимательской деятельностью занимается фирма? 2.Внешняя среда по отношению к фирме, которая определяет рабочие принципы фирмы. 3.Культура организации. Какого типа рабочий климат существует внутри фирмы? Какого типа людей привлекает этот климат? Интересное изменение обще фирменной миссии имеет место в компании "Дж. Си. Пенни ".Начиная с конца 1982 г. и вплоть до 1987 г. ,"Пенни "реконструирует 450 своих крупнейших магазинов, затратив более 11 млрд. долл. По словам председателя правления "Пенни" Дональда У.Зайберта, целью является "улучшение образа". Это в большей степени связано с ускорением уже происходящей эволюции фирмы, чем с неожиданной переделкой за одну ночь. Из ассортимента фирмы "Пенни" были исключены краски, садово-огородный инвентарь и скобяные товары. Место этих изделий заняли драгоценности, твидовые пиджаки фирмы "Харрис", дорогая одежда фирм "Джордах", "Адольфо" и "Хальстон". Изменение обще фирменной миссии было неизбежным. За последние годы прибыли снизились благодаря конкуренции магазинов, торгующих по сниженным ценам, с одной стороны, и модных универсальных магазинов.

ВЫБОР МИССИИ. Некоторые руководители некогда не заботятся о выбор формулировании миссии своей организации. Часто эта миссия кажется для них очевидной. Если спросить типичного представителя мелкого предпринимательства, в чем его миссия, ответом, вероятно, будет: "конечно, получать прибыль". Но если тщательно обдумать этот вопрос, она является существенной целью. Прибыль представляет собой полностью внутреннюю проблему предприятия. Поскольку организация является открытой системой, она может выжить в конечном счете только, если будет удовлетворять какую-то потребность, находящуюся вне ее самой. Чтобы заработать прибыль, необходимую ей для выживания, фирма должна следить за средой функционирует. Поэтому именно в окружающей среде руководство подыскивает общую цель организации. Чтобы выбрать соответствующую миссию, руководство должно ответить на два вопроса: "Кто наши клиенты?" и "Какие потребности наших клиентов мы можем удовлетворить? "Клиентом в данном контексте будет любой, кто использует результаты деятельности организации. Клиентами некоммерческой организации будут те, кто использует ее услуги и обеспечивает ее ресурсам.

Необходимость выбора миссии была признана выдающимися руководителями задолго до разработки теории систем. Генри Форд, руководитель, хорошо понимающий значение прибыли, определил миссию компании "Форд" как предоставление людям дешевого транспорта. Он правильно отмечал, что, если кто-то это делает, то прибыль едва ли пройдет мимо. Выбор такой узкой миссии организации как прибыль, ограничивает возможность руководства изучать допустимые альтернативы при принятии решения. В результате ключевые факторы могут быть не рассмотрены и последующие решения могут привести к низкому уровню эффективности организации. Например, Теодор Ливитт предполагает, что железные дороги не смогли сохранить высокую конкурентоспособность и прибыльность, потому что их руководство определило свою миссию как железнодорожное, а не транспортное предприятие. Они не увидели и не учли изменения в технологии и конкуренции, например, развитие грузового автотранспорта, возможного транспорта и контейнерных морских перевозок. Хотя имелись и другие факторы, но основной причиной банкротства гиганта "Пенн Сентрал Рейлроуд" стала ориентация только на железнодорожные перевозки.

МИССИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Многие некоммерческие организации имеют так много различных "клиентов", что им трудно представить подходящую формулировку цели. Хорошие примеры могут дать учреждения федерального правительства. Предполагается, что министерство торговли должно способствовать торговле. Но, в дополнение к удовлетворению потребностей американского предпринимательства, министерство торговли должно также удовлетворять нужды конгресса, президента и американской общественности. Аналогичным образом больница должна обеспечивать своих пациентов, врачей, медицинских сестер, технических работников и местное сообщество, в котором она осуществляет свою деятельность. Несмотря на эти трудности, некоммерческая организация должна сформулировать подходящую, ориентированную на "клиента" миссию для себя самой.

МИССИЯ МАЛЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Предыдущие примеры относятся к крупным организациям, но небольшие организации также нуждаются в соответствующей сформулированной миссии. Несомненно, наличии миссии является причиной, почему такие фирмы, как "Форд", "МакДоналдс" и "Ай Би Эм", достигли своей сегодняшней величины. Опасность для малой организации заключается в выборе слишком сложной миссии. В то время как гигант "Ай Би Эм" может и должен определять свою миссию как удовлетворение информационных потребностей, новичок в отрасли ЭВМ может ограничить свою цель сначала предоставлением программного обеспечения, совместимого с "Ай Би Эм", или оборудования для обработки текстов, или микро-ЭВМ для бытовых целей и малых предприятий. Компания "Эм энд Эм Продактс" является одним из наиболее преуспевающих предприятий в США, принадлежащим неграм. Она продает 65 видов изделий для ухода за волосами чернокожего населения во всем мире. Корнелл МакБрайд и Терман Мак Кензи, соучредители организации, не решились выбрать в качестве миссии стремление стать крупнейшей в мире косметической фирмой. Наоборот, они предпочли скромно начать работать в отрасли изделий для ухода за волосами, предназначенных для определенной этнической группы.

РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА. Стратегическое планирование приобретает смысл тогда, когда оно реализуется. По этому вопросу Питер Друкер считает, что пробным камнем для плана будет желание руководства предоставить ресурсы для его выполнения. Светлые участки представляют добавления к исходной модели. Обоснованные цели являются важнейшим компонентом эффективного планирования, но они не обеспечивают полностью адекватных ориентиров для принятия решения и поведения. Цель устанавливает, что организация хочет достичь и когда она хочет получить желаемый результат. Метод достижения цели – как рассматривается только в общем смысле, а именно каким бизнесом занимается организация. Такой подход дает огромную свободу действий. Работники, ответственные за достижение целей, движимые даже наилучшими намерениями, могут легко выбрать такой образ действий или вести себя таким образом, что фактически не обеспечит достижение целей. Чтобы избежать подобной дезориентации и неправильного толкования, руководство должно разрабатывать дополнительные планы и конкретные указания по обеспечению целей и наладить процесс реализации стратегического плана.

Основной задачей этих директив является ориентация будущих решений

и поведения на реализацию альтернатив, которые, по мнению руководства, является благоприятными для достижения общей цели. Основная идея заключается в более тесной увязке действий, а не в применении какой-то интеллектуальной смирительной рубашки. Основными компонентами формального планирования будут тактика, политика, процедуры и правила.

ТАКТИКА. Подобно тому как руководство вырабатывает краткосрочные цели, согласующиеся с долгосрочными и облегчающие их достижение, оно также часто должно разрабатывать краткосрочные планы, согласующиеся с его общими долгосрочными планами. Такие краткосрочные стратегии называются тактикой. Например, конкретный игровой ход представляет собой тактику, согласованную общей стратегией. Реклама "Фотомата" в фотомагазинах будет тактикой, согласующей со стратегией компании, направленной на увеличение ее доли рынка по обработке 35-мм пленки. Вот некоторые из характеристик тактических планов: 1.Тактику разрабатывают в развитие стратегии. 2.В то время как стратегия почти всегда разрабатывается на высших уровнях руководства, тактика часто вырабатывается на уровне руководства среднего звена. 3.Тактика рассчитана на более короткий отрезок времени, чем стратегия. 4.В то время как результаты стратегии не могут быть полностью обнаружены в течение нескольких лет, тактические результаты, как правила, проявляются очень быстро и легко соотносятся с конкретными действиями.

ПОЛИТИКА. После составления долгосрочных и тактических планов руководство должно приступить к разработке дополнительных ориентиров, чтобы избежать дезориентации и неправильного толкования этих планов. Таким этапом в процессе реализации является выработка политики.

ПОЛИТИКА представляет собой общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей. Политика обычно формулируется высшими управляющими на длительный период времени. По словам Штейнера и Майнера: "Политику можно рассматривать в качестве "Кодекса законов", который определяет, в каком направлении могут осуществляться действия. Политика направляет действие на достижение цели или выполнение задачи. Она объясняет, каким образом должны быть достигнуты цели, устанавливая вехи, которым нужно следовать. Она предназначена для сохранения постоянства целей, а также для того, чтобы избежать принятия близоруких решений, основанных на требованиях данного момента. Политика предоставления равных возможностей трудоустройства для национальных меньшинств и женщин способствует, например, решению задач социального обеспечения и лучшего использования трудовых ресурсов. Проведение и поддержка такой политики помогает не допустить намеренного или случайного исключения нижестоящими руководителями женщин или представителей национальных меньшинств из числа кандидатов на должность. Эта политика отвлекает их мысли от выбора альтернативы на основе личных ценностей и предпочтений и склоняет к решению, которое соответствует целям организации. Отметите, что, хотя политика и направляет принятие решений, все же она оставляет свободу действий. "Дженерал Моторс", Например, проводит политику снижения количества новых инструментов, необходимых для производства новой модели. При тщательном обследовании их автомобилей можно заметить, что многие автомобили имеют одинаковые багажники, бамперы или двигатели. Иногда новая модель "шевроле" будет иметь детали, которые применялись в "бьюйках" и "олдсмобилах" предыдущего года. Многие вообще не замечают высокой степени стандартизации семейства автомобилей "Дженерал Моторс". Это как раз является ярким свидетельством свободы выбора при принятии решений, которую допускает такая политика. Аналогичным образом, политика равных возможностей, упомянутая ранее, предоставляет руководителю свободу нанимать почти любого при условии, что никому не будет отказано по причине расы, религии или пола.

ПРОЦЕДУРЫ. Для руководства управленческими действиями одной политики часто бывает недостаточно. В этом случае руководство разрабатывает процедуры. Организации, как и люди, могут выиграть, используя прошлый опыт для будущих решений. Напоминание о том, что случилось в прошлом, может помочь предупредить ошибку. Одинаково важно и то, что не нужно заново повторять анализ, который дал в результате удовлетворительное решение; это сберегает время и предупреждает от ошибок. Таким образом, когда ситуация при принятии решения имеет тенденцию часто повторяться, руководство зачастую считает правильным заново применить испытанный временем способ действий и вырабатывает стандартизованные указания. Выраженные формальным образом, эти указания носят название "процедура". ПРОЦЕДУРА описывает действия, которые следует предпринять в конкретной ситуации.

По существу, процедура представляет собой запрограммированное решение, которое исключает необходимость "заново изобретать колесо". Процедуры обычно описывают последовательность действий, которые следует предпринять в конкретной ситуации. В общем случае индивид, действующий согласно процедуре, обладает малой свободой действий и небольшим числом альтернатив.

ПРАВИЛО. Когда успешная реализация планов зависит от точного выполнения задания, руководство может почитать необходимым полностью исключить всяческую свободу выбора. Чтобы выполнить свои задачи по обеспечению внутренней безопасности, ЦРУ, например, должно принимать к себе на работу только людей исключительно лояльных и заслуживающих доверия. Поэтому оно не может позволить руководителям нанимать любого человека без специального изучения его биографии. Руководство также считает необходимым исключить возможность выбора там, где имеется относительно высокая вероятность того, что некоторые люди могут вести себя таким образом, который приведет к отрицательным последствиям. Во многих организациях, например, требуется, чтобы сотрудники находились на рабочем месте в конкретный период времени, скажем, с 9 часов утра до 5 часов вечера. Чтобы решить эти небольшие, но важные проблемы, когда для достижения целей требуется высокая степень подчинения, руководители используют правила. Когда руководство хочет ограничить действия сотрудников, чтобы гарантировать выполнение конкретных действий конкретными способами, оно составляет правила.

ПРАВИЛО точно определяет, что должно быть сделано в специфической единичной ситуации. Правила отличаются от процедур тем, что они рассчитаны на конкретный и ограниченный вопрос. Процедуры рассчитаны на ситуации, в которых имеет место последовательность нескольких связанных между собой действий.

ДЕЛЕГИРОВАНИЕ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ПОЛНОМОЧИЯ. Чтобы плана были реализованы, кто-то, очевидно, должен фактически выполнить каждую из задач, вытекающих из целей организации. Для этого руководство обязано найти эффективный способ сочетания ключевых переменных, характеризующих задачи и людей. Постановка целей и обеспечение их политикой, стратегией, процедурами и правилами способствует решению этой задачи. Мотивация и контроль также играют существенную роль в обеспечении эффективности выполнения заданий. Однако организация как процесс представляет собой функцию, которая наиболее очевидно и непосредственно связана с систематической координацией многих задач и, соответственно, формальных взаимоотношений людей, их выполняющих.

ДЕЛЕГИРОВАНИЕ. Как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Критическая роль делегирования обозначена в самом его определении. Оно представляет собой средство, при помощи которого руководство распределяет среди сотрудников бесчисленные задачи, которые должны быть выполнены для достижения целей всей организации. Если существенная задача не делегирована другому человеку, руководитель вынужден будет выполнять ее сам. Это, конечно, во многих случаях просто невозможно, так как время и способности руководителя ограничены. Более важным являет, как заметила когда-то Мэри Паркер Фоллетт, - один из классиков менеджмента, - то, что сущность управления заключается в умении "добиться выполнения работы другими". Поэтому, в подлинном смысле слова, делегирование представляет собой акт, который превращает человека в руководителя.

Делегирование, несмотря на свое фундаментальное значение, является одной из наиболее непонятых и неправильно применяемых концепций управления. Не понимая полностью необходимости делегирования или того, что требуется для роста его эффективности, многие блестящие предприниматели терпли неудачу именно в то время, когда их организации становились большими. Чтобы только приблизиться к пониманию того, как эффективно осуществлять делегирование, - а эту проблему мы изучим позднее, - необходимо понять связанные с этим концепции ответственности и организационных полномочий.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ представляет собой обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение.

Под обязательством мы понимаем то, что от индивида ожидается выполнение конкретных рабочих требований, когда он занимает определенную должность в организации. Фактически, индивид заключает контракт с организацией на выполнение задач данной должности в обмен на получение определенного вознаграждения. Ответственность означает, что работник отвечает за результаты выполнения задачи перед тем, кто передает ему полномочия. Например, при оформлении на работу в качестве рабочего на линии сборки фирмы "Сони" поступающему назначается (делегируется) задача монтажа печатных плат в телевизорах. Принимая эту работу и вознаграждение за нее, рабочий косвенным образом соглашается выполнять ее способом, удовлетворительным для фирмы "Сони". Беря на себя эту ответственность, рабочий должен разобрать и заново собрать телевизор в случае своей ошибки. Поскольку рабочий считается ответственным за точное исполнение задачи, начальник имеет право требовать объяснений или исправления плохо сделанной работы. Важно осознать, что делегирование реализуется только в принятия полномочий, и собственно ответственность не можем быть делегирована. Руководитель не может размывать ответственность, передавая ее подчиненному.

Объем ответственности - вот одна из причин высоких окладов у менеджеров, особенно руководящих крупными корпорациями. Но даже оклад в 2 млн. долл. вряд ли привлечет квалифицированного управляющего, если он не увидит способа влияния на деятельность людей, от которых зависит успех.

ПОЛНОМОЧИЯ представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач.

Полномочия делегируются должности, а не индивида, который занимает ее в данный момент. Это отражено в старой военной поговорке - "честь отдается мундиру, а не человеку". Когда индивид меняет работу, он теряет полномочия старой должности и получает полномочия новой. Например, хотя управляющий по сбыту фирмы "Проктер энд Гэмбл" оказывается на более высоком уровне управления при перемещении на пост управляющего по товарной марке, он уже не может давать приказы своим бывшим подчиненным в отделе сбыта. Однако, поскольку делегирование невозможно пока на должности нет человека, обычно говорят о делегировании полномочий индивиду.

Конституция и законы





следующая страница >>



Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней. Давид Бурлюк
ещё >>