Общая характеристика учебного предмета - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета (курса) 16 1794.81kb.
Общая характеристика учебного предмета «Английский язык» 2 373.91kb.
Пояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета 1 148.92kb.
Программа по учебному предмету по. 01. Уп. 01. Специальность москва... 1 368.97kb.
Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета (курса) 7 1929.6kb.
Примерная программа по учебному предмету по. 01. Уп. 01. Специальность... 4 539.35kb.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для основной школы предназначена... 3 396.66kb.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для основной школы предназначена... 3 493.17kb.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для основной школы предназначена... 5 695.86kb.
Общая характеристика учебного предмета 4 533.74kb.
Пояснительная записка общая характеристика учебного предмета 1 363.78kb.
Гарантированная квота мест в гостиницах города. Новый год 8 935.01kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Общая характеристика учебного предмета - страница №1/1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по музыке для 4 класса разработана в соответствии с Положением о рабочей программе МОУ « Новоивановская основная общеобразовательная школа»,Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2007 года,годовым календарным графиком и учебным планом школы,на основе программы под редакцией Е.Д.Критской ( Программы общеобразовательных учреждений. Музыка(1-4 классы). М.: Просвещение, 2006)



Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями художественно- педагогической концепции Д.Б.Кабалевского.В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений,потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии массового музыкального образования.

Цель – формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.

Задачи:

- привить любовь и уважение к музыке как предмету искусства;

- научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;

- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;

- привить основы художественного вкуса;

- научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства;

- обучить основам музыкальной грамоты;

- сформировать потребность в общении с музыкой.

Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), сочинений современных композиторов. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б. М.Неменского. При этом произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в контексте мировой художественной культуры. Включение в программу произведений духовной музыки базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности.

Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора—исполнителя—слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.

Принцип увлеченности, согласно которому в основе музыкальных занятий лежит эмоциональное восприятие музыки, предполагает развитие личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, активное включение его в процесс художественно-образного музицирования и творческое самовыражение.

Принцип триединства деятельности композитора—исполнителя—слушателя ориентирует учителя на развитие музыкального мышления учащихся во всех формах общения с музыкой. Важно, чтобы в сознании учащихся восприятие музыки всегда было связано с представлением о том, кто и как ее сочинил, кто и как ее исполнил; в равной мере исполнение музыки всегда должно быть связано с ее осознанным восприятием и пониманием того, как сами учащиеся ее исполнили.

Принцип «тождества и контраста» реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка. Этот принцип является важнейшим не только для развития музыкальной культуры учащихся, но и всей их культуры восприятия жизни и осознания своих жизненных впечатлений.



Интонационность выступает как ведущий принцип, регулирующий процесс развития музыкальной культуры школьников и смыкающий специфически музыкальное с общедуховным. Музыкальное произведение открывается перед ребенком как процесс становления художественного смысла через разные формы воплощения художественного образа (литературные, музыкально-слуховые, зрительные) в опоре на выявление жизненных связей музыки.

Виды музыкальной деятельности на уроках музыки по данной программе разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов) в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой.

Урок музыки трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем которого является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах.

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. В программе ΙV класса семь разделов: «Россия — Родина моя», «День, полный событий», «О России петь — что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале» и «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...».

Отличительная особенность данной программы и всего УМК в целом — охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения» конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Место предмета в учебном плане
Авторская программа составлена без изменений, так как её содержание позволяет в полной мере реализовать требования Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования.В соответствии с учебным планом школы уроки математики в 4 классе рассчитаны на 1 учебный час в неделю.Следовательно общее количество часов составило –34 часа

Общие учебные умения , навыки и способы деятельности
Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, воспитание привычки обращаться к ним.
Результаты обучения
представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих 4 класс и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Основное содержание

ΙV КЛАСС (34 ч)
Раздел 1. «Россия — Родина моя» ( 3 час)

Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов.Жанры народных песен,их интонационно-образные особенности.Лирическая и патриотическая темы в русской классике.


Раздел 2. «День, полный событий» ( 5 час)

«В краю великих вдохновений...».Один день с А.С.Пушкиным.Музыкально – поэтические образы.


Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм» ( 4час)

Святые земли Русской.Праздники Русскоу православной церкви.Пасха.Церковные песнопения:стихира,тропарь,молитва,величание.


Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» ( 2 час)

Народная песня - летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов.Интонационная выразительность народных песен.Мифы,легенды,

предания ,сказки о музыке и музыкантах.Музыкальные инструменты России.Оркестр русских народных инструментов,Вариации в народной и композиторской музыке.Праздники русского народа.Троицын день.
Раздел 5. «В музыкальном театре» ( 7 час)

Линии драматургического развития в опере.Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц.Вариационность.Орнаментальная мелодика.Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.жанры легкой музыки.Оперетта.Мюзикл.


Раздел 6. «В концертном зале» ( 5 час)

Различные жанры вокальной ,фортепианной и симфонической музыки.Интонации народных танцев.Музыкальная драматургия сонаты.Музыкальные инструменты симфонического оркестра.


Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» ( 8 час)

Произведения композиторов – классиков и мастерство известных исполнителей.Сходство и различие музыкального языка разных эпох,композиторов,народов.Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах.Форма музыки ( трехчастная,сонатная).Авторская песня.Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.


к концу 4 класса обучающиеся должны знать:
- расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;

- выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;

- воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;

- развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;

- формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;

- формирование умений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально-практической деятельности;

- развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования — формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений;

- расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления;

- совершенствование умений и навыков творческой музыкально-эстетической деятельности.

уметь:

- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

- продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;

- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

- высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;

- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

- эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

- выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);

Нормы и критерии оценивания

  Проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции).

Умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.

Проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.



Оценка « 5 »

- если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции);

- умение пользоваться ключевыми и частными знаниями;

- проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.



Оценка « 4 »

- если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание своей жизненной позиции);

- проявление музыкальных способностей и стремление их проявить;

- умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.



Оценка « 3 »

- проявление  интереса  (эмоциональный   отклик,   высказывание   своей жизненной позиции);

- или  в умение пользоваться ключевыми или частными знаниями;

- или: проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.



Оценка « 2 »

- нет интереса, эмоционального отклика;

- неумение пользоваться ключевыми и частными знаниями;

- нет  проявления  музыкальных  способностей и  нет   стремления  их проявить.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1.Методические пособия для учителя.



Музыка. 1-4 классы: конспекты уроков, рекомендации, планирование (из опыта работы)/ авт.-сост. Г.В.Стюхина. – Волгоград: Учитель, 2010.

Золина, Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1 – 8 классы: метод. пособие с электронным приложением / Л.В.Золина. – М.: Глобус, 2008.

Затямина, Т.А. Современный урок музыки / Т.А.Затямина. – М.: Глобус, 2008.

Курушина, Т.А. Музыка. 1 – 6 классы: творческое развитие учащихся. Конспекты уроков / Т.А.Курушина. – Волгоград: Учитель, 2009.

Осеннева, М.Е. Методика музыкального воспитания младших школьников / М.Е.Осеннева, Л.А.Безбородова. – М.: Академия, 2001

Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю.Б.Алиев. – М.: Владос, 2002.

2.Дополнительная литература для учащихся.



Владимиров, В.Н. Музыкальная литература /В.Н.Владимиров, А.И.Лагутин. – М.: Музыка, 1984.

Куберский, И.Ю. Энциклопедия для юных музыкантов / И.Ю.Куберский, Е.В.Минина. – СПб.: ТОО «Диамант»: ООО «Золотой век», 1996.

Музыка: большой энциклопедический словарь / гл. ред. Г.В.Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

Финкельштейн, Э.И. Музыка от А до Я / Э.И. Финкельштейн. – СПб.: Композитор, 1997.

Булучевский, Ю.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся /Ю.С. Булучевский, В.С.Фомин. – Л.: Музыка, 1988.

Агапова, И.А. Лучшие музыкальные игры для детей /И.А.Агапова, М.А.Давыдова. – М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.
3.Информационно-коммуникативные средства.

1. Критская Е.Д. Музыка. 1-4 классы (Электронный ресурс): методическое пособие/Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. – Режим доступа:

http://www.prosv.ru/metod/mus1-4/index.htm

2.Критская Е.Д. Музыка. Начальные классы. Программа (Электронный ресурс)/Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- Режим доступа:

http://www.prosv.ru/ebooks/kritskaya_muzika_1-4kl/index.html

3.Видеофильмы с записью фрагментов оперных и балетных спектаклей.


4.Наглядные пособия.

1.Портреты композиторов.

2.Альбомы с демонстрационным материалом.

3.Фотографии и репродукции картин художников и крупнейших центров мировой музыкальной культуры.


5.Интернет-ресурсы.

1.Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://scool-collection.edu.ru



2.Журнал Искусство. – Режим доступа: http://art.1september.ru/index.php

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ IV КЛАСС



п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля, измерители

Элементы дополнительного содержания

Домашнее задание

Дата

Класс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Россия - Родина моя


1

Музыка вокруг нас.

1

Вводный

Общность сюжетов, тем, интонаций народной музыки и музыки С. В. Рахманинова, М. П. Мусор- ского, П. И. Чайковского

Знать понятия: народная и композиторская музыка, мелодия. Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки

Слушание музыки. Интонационно- образный и сравнительный анализ. Хоровое пение

Характерные особенности русской музыки

Вучить текст гимна




2

«Россия, Россия, нет слова чудесней!»

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Вокализ, его отличительные особенности от песни и романса. Глубина чувств, выраженная в вокализе

Знать понятия: вокализ, песня, романс, вокальная музыка

Слушание «Вокализа» С. В. Рахманинова. Интонационно-образный анализ.

Хоровое пение



Средства музыкальной выразительности в произведениях вокального жанра

Расскрасить рисунок




3

Фортепиано. Звучащие картины.

1

Расширение и углубление знаний

Тема народной песни в рассказе М. Горького «Как сложили песню». Многоголосие картины К. С. Петрова- Водкина «Полдень»

Знать понятия: народная и композиторская музыка, куплетная форма

Устный опрос

Куплетная форма народной песни

Нарисовать рисунок




4

Утро. Вечер.

1

Расширение и углубление знаний

Как складываются народные песни. Жанры народных песен, их особенности. Обсуждение: как складывается народная песня, какие есть жанры песен.

Знать жанры народных песен и их особенности. Уметь отвечать на проблемный вопрос

Ответы на вопросы. Хоровое пение. Речевая импровизация

Многообразие сюжетов, жанров, интонационных оборотов казачьей песни

Подобрать стихи или рассказ




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5

Прогулка. Учимся читать и писать ноты

1

Расширение и углубление знаний

Мусоргский. «Прогулка». Закрепление нотной грамоты

Знать понятия: хор, меццо- сопрано.

Уметь проводить интонационно-образный анализ прослушанной музыки

Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Хоровое пение. Вокальная импровизация

Изображение горестных последствий войны, разлуки с близкими в песенном казачьем фольклоре

Выучить ноты




6

Танцы, танцы, танцы

1

Расширение и углубление знаний

Танцы народов мира. Лезгинка. Краковяк.

Полька.


Знать понятия: народная и композиторская музыка, кантата, опера, кант

Слушание музыки.

Фронтальный

опрос.

Хоровое пение



Нацио-

нально-


патрио-

тические


идеи в музыке


Выучить текст песни




«О России петь - что стремиться в храм...»


7

Эти разные марши

1

Расширение и углубление знаний

П.И.Чайковский «Марш деревянных солдатиков»; «А ну-ка, спой нам эту песню»

Знать: определения жанра «марш».

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

Слушание музыки. Интонационно- образный и сравнительный анализ. Хоровое пение

Тембровая характеристика инструмента - гуслей

Придумать ритмический рисунок


































1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

8

Расскажи сказку

1

Сообщение и усвоение новых знаний. Интегрированный

Образы сказочных героев А. С. Пушкина и музыке русских композиторов.


Знать понятие лад (мажор, минор). Уметь сопоставлять поэтические и музыкальные произведения

Слушание стихов, музыки. Образное сопоставление. Хоровое пение

Понятие

пастораль



Нарисовать

Рисунок и сочинить к нему сказку







9

Колыбельная. Сочиняем колыбельные песни

1

Интегрированный

Образы пушкинских сказок в музыке русских композиторов.

Знать понятия: опера, регистр, тембр. Уметь проводить ин- тонационно-образный анализ музыки

Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Хоровое пение

Тембровые и регистровые особенности музыкальных инструментов







10

Ярморочное гулянье

1

Расширение и углубление знаний

Музыка ярмарочных гуляний:народные песни, наигрыши, обработка народной музыки

Знать жанры народной музыки

Слушание музыки. Хоровое пение. Пластическая импровизация. Музыкально-ритмические движения

Особенности песенного и музыкального фольклора

Придумать ритмическую

композицию русского

наигрыша





11

Святогорский монастырь

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Музыка, связанная со Святогорским монастырем. Колокольные звоны. Вступление к опере М. П. Мусорского «Борис Годунов»

Знать понятие опера. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

Слушание музыки. Интонационно -образный анализ. Хоровое пение

Виды колокольных звонов. Ритмический рисунок. Длительность звуков

Чтение любимых стихотворений А. С. Пушкина (одно выучить наизусть)




12

«Приют, сияньем муз одетый...»

1

Интегриро-ванный

Музыка Тригорского (Пушкинские Горы).

«Венецианская ночь» М. И. Глинки




Знать понятия: романс, дуэт, ансамбль

Уметь проводить анализ

Слушание музыки

Хоровое пение



Жанры вокальных произведений

Подобрать иллюстрации по теме урока


































1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»


13

Композитор - имя ему народ

1

Расширение и углубление знаний

Народная песня - летопись жизни народа, ее интонационная выразительность. Песни разных народов.

Музыка в народном стиле



Знать понятия: народная музыка, музыка в народном стиле

Слушание музыки. Хоровое пение

Музыкальный фольклор и отражение в нем важнейших событий истории казачества

Выписать имена выдающихся исполнителей русской народной песни




14

Оркестр русских народных инструментов

1

Расширение и углубление знаний

Многообразие родных инструментов, их история. Состав оркестра русских народных инструментов

Знать: названия и тембры народных инструментов; состав и ведущие инструментов.

Слушание музыки. Хоровое пение

Особенности песенного и музыкального фольклора

Подобрать иллюстрации по теме урока




15

«Музыкант- чародей».

О музыке и музыкантах

1

Расширение и углубление знаний

Мифы, легенды, сказания о музыке и музыкантах

Уметь приводить литературные примеры о музыкальном фольклоре

Слушание музыки. Хоровое пение

Имена вы -дающихся российских

музыкантов исполнителей 



Сочинить музыкальную сказку




В концертном зале


16

Музыкальные инструменты вариации на тему рококо

1

Расширение и углубление знаний

Музыкальные инструменты скрипка, виолончель.

Знать понятия: ноктюрн, квартет, вариация.

Слушание музыки.

Музыкальные инструменты, виды музыкальных коллективов

Нарисовать скрипку




17

Старый замок. «Счастье в сирени живёт...»

1

Расширение и углубление знаний

Сюита. Старинная музыка. Сравнительный анализ. Романс. Образы родной природы

Знать понятия: сюита, романс. Уметь проводить ин- тонационно-образный и сравнительный анализ музыки

Слушание музыки. Вокальное интонирование. анализ

Средства музыкальной выразительности в вокальных и инструментальных произведениях

Выписать имена современных исполнителей романса.




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

18

«Не молкнет сердце чуткое Шопена...»

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Судьба и творчество Ф. Шопена. Музыкальные жанры: полонез, мазурка, вальс, песня. Форма музыки: трех- частная

Знать многообразие танцевальных жанров. Уметь на слух определять трехчастную музыкальную форму

Слушание музыки. Интонационно- образный и сравнительный анализ. Хоровое пение

Музыкальный размер: двухдольный, трехдольный, смешанный

Подобрать четверостишие с упоминанием вальса, полонеза, мазурки




19

«Патетическая» соната Л. ван Бетховена.

1

Расширение и углубление знаний

Жанры камерной музыки: соната, романс, баркарола, симфоническая увертюра

Знать понятия музыкальных жанров: соната, романс, баркарола, симфоническая увертюра; понятия: оркестр, дирижер

Слушание музыки. Интонационно- образный и сравнительный анализ. Пластическое интонирование

Новизна музыкального языка JI. Бетховена

Подготовить сообщение «Музыкальные произведения в жанре камерной музыки»




20

«Царит гармония оркестра...»

1

Расширение и углубление знаний

Музыкальные инструменты, входящие в состав симфонического оркестра: смычковые, духовые, ударные. Назначение дирижера в оркестре

Знать понятия: симфоническая увертюра; оркестр, дирижер

Слушание музыки. Интонационно- образный и сравнительный анализ. Пластическое интонирование

Виды оркестров. Лучшие симфонические оркестры мира

Учить слова к песни




21

Зимнее утро. Зимний вечер

1

Сообщение и усвоение новых знаний.

Интегрированный



Образ зимнего утра и зимнего вечера в поэзии А. С. Пушкина и музыке русских композиторов. «Зимний вечер». Музыкальное прочтение стихотворения.

Знать понятия: выразительность и изобразительность музыки, лад.

Уметь проводить ин- тонационно-

Слушание музыки, стихов.

Интонационно- образный и сравнительный анализ. Хоровое пение



Подбор тембра музыкального инструмента к заданной теме или «озвучиванию» картины

Подобрать иллюстрацию по теме урока




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10













Выразительность и изобразительность музыки

образный и сравнительный анализ музыки













В музыкальном театре


22

Опера

М. И. Глинки «Иван Сусанин»

1

Расширение и углубление знаний

Бал в замке польского короля. Народная музыка представляет две стороны - польскую и русскую.

«За Русь мы все стеной стоим». Смена темы семейного счастья темой разговора Сусанина с поляками. Ответ Сусанина. Сцена в лесу. Изменения в облике поляков. Кульминация - ария Сусанина



Знать: процесс воплощения художественного замысла произведения в музыке; содержание оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин».

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

Слушание сцен из оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин». Интонационно- образный анализ

История создания оперы. Музыкальная драматургия, содержание и музыкальные характеристики героев

Пересказ сюжета оперы «Иван Сусанин»




23

«Исходила

младёшень-

ка...»

1

Расширение и углубление знаний

Характеристика главной героини оперы М. П. Мусоргского «Хованщина». Сравнительный анализ песни «Исходила младё- шенька...» со вступлением к опере

Знать процесс воплощения художественного замысла в музыке. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение

Куплетно- вариационная форма. Вариантность интонаций

Сольное исполнение любимого произведения




24

Русский Восток. Восточные мотивы

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Поэтизация Востока русскими композиторами нашла свое отражение в различных музыкальных жанрах: опере, балете, сюите. Музыка А. И. Хачатуряна

Уметь: определять мелодико-ритм и ческое своеобразие восточной музыки; проводить интонационно-образный анализ

Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Хоровое пение

Контраст в музыке. Развитие музыкального образа

Подобрать иллюстрации по теме «Восточные мотивы»




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

25

Балет

И. Ф. Стравинского «Петрушка»

1

Расширение и углубление знаний

Персонаж народного кукольного театра - Петрушка. Музыка в народном стиле.

Оркестровые тембры



Знать: процесс воплощения художественного замысла в музыке; значение народного праздника - Масленицы.

Уметь определять оркестровые тембры

Слушание I картины балета (фрагменты).

Интонационно- образный анализ. Хоровое пение



Моделирование сцены балета: режиссерская постановка; эскизы костюмов и декораций; хореография на заданную музыку

Придумать движение Петрушки на музыку русского танца




26

Театр музыкальной комедии

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Жанры: оперетта, мюзикл. Понятие об этих жанрах и история их развития

Знать, что такое оперетта и мюзикл, их особенности, историю развития

Слушание фрагментов из оперетт, мюзиклов. Хоровое пение

История возникновения жанра. Создатели и актеры мюзиклов

Придумать вопросы к музыкальной викторине




«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»


27

Прелюдия. Исповедь души.

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Музыкальные жанры: прелюдия, этюд. Музыкальная форма: трехчастная. Развитие музыкального образа. Любовь к Родине

Знать понятия: прелюдия, этюд. Уметь проводить ин- тонационно-образный анализ музыки

Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Хоровое пение

Определение этюда в живописи и музыке

Подобрать иллюстрации на тему «Природа родного края»




28

Мастерство исполнителя.

1

Расширение и углубление знаний

Многообразие музыкальных жанров. Исполнитель. Слушатель. Интонационная выразительность музыкальной речи. Музыкальный инструмент - гитара. История этого инструмента

Знать понятия: композитор, исполнитель, слушатель, интонация, историю инструмента - гитары. Уметь на слух различать тембры гитары

Слушание музыки. Вокальная импровизация (сочинение мелодии)

Определение жанра авторской песни. Понятия: обработка, переложение

Нарисовать рисунок (гитару)




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

«О России петь - что стремиться в храм...»


29

«Праздник из праздников, торжество из торжеств»

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Светлый праздник - Пасха. Тема праздника в духовной и народной музыке. Тропарь, молитва, народные песни

Знать понятия: тропарь, волочебники. Уметь проводить ин- тонационно-образный и сравнительный анализ музыки

Слушание музыки. Интонационно- образный и сравнительный анализ. Хоровое пение

Пасха - светлое Христово Воскресение, великий праздник

Выполнить рисунок «Пасхальный натюрморт»




30

Родной обычай старины. Светлый праздник

1

Расширение и углубление знаний

Тема праздника Пасхи в произведениях русских композиторов.

Сюита С. В. Рахманинова «Светлый праздник»



Знать понятия: сюита, трезвон. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Хоровое пение

Минорный и мажорный лад

Подобрать музыкальные произведения на тему «Колокольный звон»




«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»


31

Народные

праздники.

«Троица»

1

Сообщение и усвоение новых знаний.

Народные праздники: Троицын день. Обычаи и обряды,

Знать содержание и значение народного праздника.

Слушание музыки. Хоровое пение. Вокальная импровизация

Взаимопереплетение в жизни

Подобрать обрядовые песни, пословицы или загадки




«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»


32

В каждой интонации спрятан человек

1

Расширение и углубление знаний

Музыкальные портреты в балетах С. Прокофьева «Золушка», «Ромео и Джульетта». Принцип «тождества и контраста»

Знать понятия: музыкальные интонации, музыкальные характе- ристики-портреты, вальс, гавот

Слушание музыки. Интонационно- образный анализ

Выразительные возможности в музыке в описании характера человека, его эмоционального состояния

Подобрать четверостишия, в которых изображаются «портреты» сверстников




33

Музыкальный сказочник

1

Расширение и углубление знаний

Н. А. Римский-Кор- саков - величайший музыкант-сказочник. Сюита «Шсхеразада». Музыкальные образы.

Знать художественное единство музыки и живописи. Уметь

Слушание музыки. Интонационно- образный и сравнительный

Сюжет музыкального произведения. Развитие сюжета

Подобрать иллюстрацию по теме урока




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10













Образы моря в операх и сюите. Музыкальная живопись

проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки

анализ. Хоровое пение










34

Рассвет на

Москве-реке

1

Повторение и обобщение полученных знаний

Симфоническая картина М. П. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке». Образ Родины

Знать понятие изобразительность в музыке. Уметь проводить ин- тонационно-образный анализ музыки

Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Хоровое пение

Определение основной идеи симфонической картины











Тридцать серебреников получают лишь те, кто не платит налогов. Остальные получают гораздо меньше. Владислав Гжещик
ещё >>