Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения «Детский сад №38 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного... 19 3332.96kb.
Образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного... 14 2209.68kb.
Конспект совместной деятельности с детьми с нарушениями слуха старшего... 1 45.96kb.
Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного... 10 1263.07kb.
Г путем изменения типа существующего Муниципального бюджетного дошкольного... 3 557.87kb.
1 Устав регулирует деятельность муниципального бюджетного дошкольного... 3 471.34kb.
Директор департамента образования муниципального 10 1946.38kb.
Пояснительная записка к учебному плану 1 50.71kb.
Педагогическим советом 9 1659.87kb.
Конспект нод для детей с зпр подготовительной к школе группы. 1 71.04kb.
Приказ № от 20 г. Основная общеобразовательная программа дошкольного... 9 1489.51kb.
Журналистики 29 4441.75kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного бюджетного - страница №1/34

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Управление образования администрации города Орска

муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад № 38 «Солнышко» комбинированного вида» г. Орска

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Методист научно-методического центра Заведующий МДОБУ

управления образования «Детскийсад№ 38 города Орска»

администрации г. Орска

от « 25 » июля2010г. « 20 » июля 2010г.

________________Т.Л.Линник _____________Т.И. Истратова

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

муниципального дошкольного

образовательного бюджетного учреждения

«Детский сад № 38 «Солнышко»

комбинированного вида г. Орска»

на 2010-2015 год

ПРИНЯТО


на педагогическом совете

от « 17 » декабря 2010г.

Протокол № 3

2010г.



Авторский коллектив
Разработчики основной общеобразовательной программы дошкольного образования муниципального дошкольного общеобразовательного бюджетного учреждения «Детский сад № 38 «Солнышко» комбинированного вида г. Орска»:

руководитель авторского коллектива старший воспитатель Е.В.Кондракова

Члены авторского коллектива:

Педагог-психолог И.В.Ермолаева

Учителя – логопеды: Е.В.Алексеева, Л.Т.Одинцова, И.Н.Оськина, А.Н.Матвеева, Г.П.Филипенко

Инструктор по физической культуре: О.Л.Широковская

Музыкальные руководители: И.А.Гололобова, О.Ф.Сергеева

Старшая медсестра: Т.О. Милякова

Воспитатели: Н.Ю.Попелыш, Т.В.Дик, О.И.Юровских

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

4

ЧАСТЬ I. Инвариантная


20

РАЗДЕЛ 1. Организация режима пребывания детей в ДОУ


21

РАЗДЕЛ 2. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей:


56

2.1. «Физическая культура»

2.2. «Здоровье»

2.3. «Социализация»


58

61

64



2.4. «Безопасность»

2.5. «Труд»



67

70


2.6. «Познание»

78

2.7. «Коммуникация»

81

2.8. «Чтение художественной литературы»

88

2.9. «Художественное творчество»

91

2.10. «Музыка»

94

2.11. Содержание коррекционной работы по устранению речевых нарушений


101

РАЗДЕЛ 3. Планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы


109

РАЗДЕЛ 4. Система мониторинга


112

ЧАСТЬ II. Вариативная часть (формируемая участниками образовательного процесса)

II.1. Особенности психологического сопровождения ребенка в образовательном процессе



118
119


II.2. Организация обучения детей плаванию в условиях крытого бассейна «Расти здоровым, малыш»


129

II.3. Формирование основ краеведения «Оренбуржье – Родина моя»

174

II.4. Программа практического курса «Азбука общения»

205

II. 5. Коррекционно-развивающая программа «Рече-цветик»

248

РАЗДЕЛ 5.Условия реализации образовательной программы ДОУ

274

Приложения

292

Пояснительная записка
Основная общеобразовательная программа МДОБУ «Детский сад № 38 «Солнышко» комбинированного вида г. Орска» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1,5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

Цель программы: обеспечение равных стартовых возможностей воспитанников для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования (достижения воспитанниками физической, интеллектуальной, психологической и личностной готовности к школе).

Основная общеобразовательная программа учреждения направлена на освоение детьми программного материала, воспитания привычки здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья детей, на заботу об эмоциональном благополучии каждого ребенка, на развитие его личностных качеств, творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.

Основная общеобразовательная программа разработана педагогическим коллективом в соответствии с нормативно-правовыми документами:


  • федерального уровня:

- «Законом об образовании РФ» (Принят 10 июля 1992 года N 3266-1 в ред. от 27.12.2009 N 374-ФЗ);

- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.2660-10» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22июля 2010г.№91);

«Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» (утв. Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 666);

- «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655,Регистрационный №  16299 от 08 февраля 2010 г Министерства юстиции РФ).

- «Федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (прим. – в настоящее время находятся в разработке).

- Концепцией содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденной Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.03.

-Методическими рекомендациями по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования (приложение к письму Минобразования России от 27.06.03 № 28-51-513/16

- Письмом Минобрнауки органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим управление в сфере образования «О разработке ООП ДО от 21.09.2010 г. №03-248»




  • с документами регионального уровня:

- Приказом Минобрнауки Оренбургской области «О внедрении ФГТ к структуре ООП ДО на территории Оренбургской области» 2010-2012 г.г.

- Примерным Порядком разработки основной общеобразовательной программы дошкольного образования от 05.04.2011 № 01/08-319

Основную общеобразовательную программу дошкольного учреждения реализует педагогические кадры: воспитатели, учителя-логопеды, педагог-психолог, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре.Средний возраст педагогических работников составляет 41 год. С высшим педагогическим образованием 72% педагогов; 28% имеют средне - специальное образование, 9% из них продолжают обучение. Педагоги дошкольного учреждения имеют высшую и первую квалификационную категорию (94% педагогов).

В ДОУ работает старшая медицинская сестра, направленная от здравоохранения г. Орска и медсестра бассейна – в штате ДОУ, которые имеют медицинское образование.

Родители воспитанников (лица их заменяющие) являются участниками образовательной деятельности дошкольного учреждения. Социальный статус семьи воспитанников: 4% - многодетные семьи; в семье 1 ребенок – 55%; в семье двое детей – 41%; три и более ребенка – 5,8%; с высшим образованием – 58,9%, со средне- специальным образованием -62,5%, средний возраст родителей воспитанников – 25-35 лет.

Вблизи детского сада расположены: средние общеобразовательные школы № 25, №4, детская библиотека им. А. Гайдара, детская школа искусств №3 , городская детская поликлиника № 4, что позволяет выстраивать взаимодействие указанных социальных институтов по принципу сотрудничества и преемственности.

Содержание Программы учитывает также возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении.
Возрастные особенности воспитанников дошкольного учреждения.
От 2 до 3 лет

На третьем году жизни продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Развиваются соотносящие и орудийные действия. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.

В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения.

Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.


От 3 до 4 лет
В возрасте 3-4 лет общение становится внеситуативным, что влияет на развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя. В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

От 4 до 5 лет
В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач.

Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.
От 5 до 6 лет
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи и т.п. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
От 6 до 7 лет

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.

Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.

В результате правильно организованной образовательной работы дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Индивидуальные особенности воспитанников дошкольного учреждения.

В ДОУ функционирует 12 групп, 6 из которых общеобразовательные группы для детей от 1,5 до 7 лет; 6 групп компенсирующей направленности, для детей от 4 до 7 лет, имеющих речевые нарушения (общее недоразвитие речи, заикание). Продолжительность воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями определяется в соответствии с диагнозом.

По наполняемости группы соответствуют требованиям СанПин и Типового положения о дошкольном образовательном учреждении:


  • первые группы раннего возраста 0 , детей 0,переуплотненность 0 чел

  • вторые группы раннего возраста 0 , детей 0,переуплотненность 0чел

  • первые младшие группы 1 , детей 15,переуплотненность0 чел

  • вторая младшая группа1 , детей 20 , переуплотненность 0чел.

  • средние группы 1 , детей 22, переуплотненность0чел.

  • старшие группы 2, детей 44, переуплотненностъ2 чел.

  • подготовительные группы 1 , детей 20,переуплотненность 0чел.

  • коррекционные группы 6 , детей 72, переуплотненность 0чел.

Все группы однородны по возрастному составу детей:

  • первая младшая группа (дети 2-3 лет);

  • вторая младшая группа (дети 3-4 лет);

  • средняя группа (дети 4-5 лет);

  • старшие группы (дети 5-6 лет);

  • подготовительная группа (дети 6-7 лет)

6 групп компенсирующей направленности:

  • средняя (дети с общим недоразвитием речи 1 уровня 4-5 лет);

  • 2 разновозрастные группы (дети с заиканием 4- 7 лет);

  • 3 разновозрастные группы (дети с общим недоразвитием речи и фонетико- фонематическим недоразвитием речи 5-7 лет)

Состав разновозрастных групп компенсирующей направленности определяется особенностями речевого, интеллектуального, личностного развития ребенка, а также возрастным составом детей, нуждающихся в коррекционной помощи.

Комплектование детей в группы компенсирующей направленности осуществляется на основании решения городской медико-психолого-педагогической комиссии.


Индивидуальные особенности детей с речевыми нарушениями
Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов, речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте

Общее недоразвитие речи I уровень, характеризуемый в литературе как «отсутствие общеупотребительной речи». Речевые средства общения крайне ограничены. Активный словарь детей состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Широко используются указательные жесты, мимика. Дети пользуются одним и тем же комплексом для обозначения предметов, действий, качеств, интонацией и жестами, обозначая разницу значений. Лепетные образования в зависимости от ситуации можно расценить как однословные предложения. Дифференцированное обозначение предметов и действий почти отсутствует. Названия действий заменяются названиями предметов (открывать - «древ» (дверь), и наоборот — названия предметов заменяются названиями действий (кровать — «пат»). Характерна многозначность употребляемых слов. Небольшой запас слов отражает непосредственно воспринимаемые предметы и явления.

Дети не используют морфологические элементы для передачи грамматических отношений. В их речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. «Фраза» состоит из лепетных элементов, которые последовательно воспроизводят обозначаемую ими ситуацию с привлечением поясняющих жестов. Каждое используемое в такой «фразе» имеет многообразную соотнесённость и вне конкретной ситуации понято быть не может. Пассивный словарь детей шире активного, наблюдается ограниченность импрессивной стороны речи детей, находящихся на низком уровне речевого развития. Отсутствует или имеется лишь в зачаточном состоянии понимание значений грамматических изменений слова. Если исключить ситуационно ориентирующие признаки, дети оказываются не в состоянии различить формы единственного и множественного числа существительных, прошедшего времени глагола, формы мужского и женского рода, не понимают значения предлогов. При восприятии обращенной речи доминирующим оказывается лексическое значение. Звуковая сторона речи характеризуется фонетической неопределенностью. Отмечается нестойкое фонетическое оформление. Произношение звуков носит диффузный характер, обусловленный неустойчивой артикуляцией и низкими возможностями их слухового распознавания. Число дефектных звуков может быть значительно большим, чем правильно произносимых. В произношении имеются противопоставления лишь гласных — согласных, ротовых — носовых, некоторых взрывных — фрикативных. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Задача выделения отдельных звуков для ребенка с лепетной речью в мотивационном и познавательном отношении непонятна и невыполнима. Отличительной чертой речевого развития этого уровня является ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.



Общее недоразвитие речи II уровень определяется в литературе как «начатки общеупотребительной речи». Отличительной чертой является появление в речи детей двух-трёх, а иногда даже четырехсловной фразы. Переход к нему характеризуется возросшей речевой активностью ребенка. Общение осуществляется посредством использования постоянного, хотя все еще искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов. Дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. На этом уровне возможно пользование местоимениями, а иногда союзами, простыми предлогами в элементарных значениях. Дети могут ответить на вопросы по картине, связанные с семьей, знакомыми событиями окружающей жизни.

Речевая недостаточность отчетливо проявляется во всех компонентах. Дети пользуются только простыми предложениями, состоящими из 2—3, редко 4 слов. Словарный запас значительно отстает от возрастной нормы: выявляется незнание многих слов, обозначающих части тела, животных и их детенышей, одежды, мебели, профессий.

Отмечаются ограниченные возможности использования предметного словаря, словаря действий, признаков. Дети не знают названий цвета предмета, его формы, размера, заменяют слова близкими по смыслу.

Отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций: смешение падежных форм («едет машину» в место на машине); нередко употребление существительных в именительном падеже, глаголов в инфинитиве или форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени; в употреблении числа и рода глаголов, при изменении существительных по числам («два каси» — два карандаша, «де тун» — два стула);отсутствие согласования прилагательных с существительными, числительных с существительными.

Много трудностей испытывают дети при пользовании предложными конструкциями: часто предлоги опускаются вообще, а существительное при этом употребляется в исходной форме («книга идит то» — книга лежит на столе); возможна и замена предлога («гиб лятет на далевим» — гриб растет под деревом). Союзы и частицы употребляются редко.

Понимание обращенной речи значительно развивается за счет различения некоторых грамматических форм (в отличие от первого уровня), дети могут ориентироваться на морфологические элементы, которые приобретают для них смыслоразличительное значение. Это относится к различению и пониманию форм единственного и множественного числа существительных и глаголов (особенно с ударными окончаниями), форм мужского и женского рода глаголов прошедшего времени. Затруднения остаются при понимании форм числа и рода прилагательных. Значения предлогов различаются только в хорошо знакомой ситуации. Усвоение грамматических закономерностей в большей степени относится к тем словам, которые рано вошли в активную речь детей.

Фонетическая сторона речи характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен и смешений. Нарушено произношение мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, аффрикат, звонких и глухих («пат книга» — пять книг; «папутька» — бабушка; «дупа» — рука). Проявляется диссоциация между способностью правильно произносить звуки в изолированном положении и их употреблением в спонтанной речи.

Типичными остаются и затруднения в усвоении звуко-слоговой структуры. Нередко при правильном воспроизведении контура слов нарушается звуконаполняемость: перестановка слогов, звуков, замена и уподобление слогов («морашки» - ромашки, «кукика» - клубника). Многосложные слова редуцируются. У детей выявляется недостаточность фонематического восприятия, их неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом.



Общее недоразвитие речи III уровня характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Характерным является недифференцированное произнесение звуков (в основном это свистящие, шипящие, аффрикаты и соноры), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы. Например, мягкий звук с', сам еще недостаточно четко произносимый, заменяет звук с («сяпоги»), ш («сюба» вместо шуба), ц («сяпля» вместо цапля), ч («сяйник» вместо чайник), щ («сетка» вместо щетка); замены групп звуков более простыми по артикуляции. Отмечаются нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному; смешения звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях их взаимозаменяет.

Правильно повторяя вслед за логопедом трех-четырехсложные слова, дети нередко искажают их в речи, сокращая количество слогов (Дети слепили снеговика - «Дети сипили новика»). Множество ошибок наблюдается при передаче звуконаполняемости слов: перестановки и замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных в слове.

На фоне относительно развернутой речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Нередко они заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению.

В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции.

Отмечается аграмматизм: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов. Понимание обращенной речи значительно развивается и приближается к норме. Отмечается недостаточное понимание изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами; наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода, понимание логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения.

Описанные пробелы в развитии фонетики, лексики и грамматического строя проявляются более отчётливо при обучении в школе, создавая большие трудности при обучении, овладении письмом, чтении учебного материала.



Заикание большинством исследователей понимается как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи. Рассматривая заикание как речевое недоразвитие Р.Е.Левина, видит сущность его в преимущественном нарушении коммуникативной функции речи. Речевые затруднения зависят от различных условий: с одной стороны, от типа нервной системы, и, с другой, от разговорной среды, от общего и речевого режима. Заикание возникает в момент готовности к речи при наличии у говорящего коммуникативного намерения, программы речи и принципиального умения говорить нормально (И. Ю. Абелева)

В одних случаях заикание является результатом сшибки нервных процессов в коре головного мозга, нарушения корково-подкоркового взаимодействия, расстройства единого авторегулируемого темпа речевых движений (голоса, дыхания, артикуляции), выражающихся в конечном итоге речевыми спазмами. В других случаях, заикание может быть результатом зафиксированного рефлекса неправильной речи, первоначально возникшей в результате речевых затруднений разного генеза. В клинической картине заикания обнаруживаются нарушения физиологического и психологического характера, которые составляют единство и требует единства в работе медиков, педагога-психолога, учителя-логопеда, педагога и родителей.



Особенности физического развития воспитанников определялись нами на основании результатов углубленного осмотра детей, а также анализа результатов тестовых зданий, разработанных В.Н.Шебеко.
Распределение детей по группам здоровья


Показатели

2008 г.

2009 г.

2010 г.

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

1 группа здоровья

42

19

31

13,3

20

8,7

2 группа здоровья

171

78

194

83,3

163

88

3 группа здоровья

5

2,1

6

2,5

5

2

4 группа здоровья

2

0,9

2

0,9

3

1,3


Показатели физического развития детей

(абсолютные и относительные величины)


Показатели

Годы

2008

2009

2010




Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Нормосомия

185

80,4%

192

82,4%

159

86%

Выс рост

7

3%

20

8,6%

17

7%

Низ.рост

12

5,2%

6

2,6%

4

2%

Изб.масса

6

2,6%

5

2,1%

4

2%

Дефицит

Массы тела



20

8,7%

10

4,3%

7

3%




Годы

Выявленные нарушения




Дефекты речи

Нарушение осанки

плоскостопие

Уплощение стоп

«х», «о» образные ноги

сутулость

Деформация грудной клетки

2008

90

2

-

-

2

-

-

2009

87

4

-

-

-

-

-

2010

77

12

2

-

-

-

-

Содержание образовательного процесса дошкольного учреждения определяется в соответствии с требованиями примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.,2010.

Содержание коррекционной работы определялось педагогическим коллективом с учетом вышеуказанной примерной общеобразовательной программы и коррекционных программ: «Подготовка к школе детей с нарушениями речи в условиях коррекционного ДОУ» под редакцией Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. – М., 2010 (для детей с общим недоразвитием речи 5-6 лет); «Система коррекционной работы логопедической группы для детей с общим недоразвитием речи» под редакцией Н.В. Нищевой – М., 2005(для детей 3-4 лет с общим недоразвитием речи); «Программа для специальных дошкольных учреждений. Обучение и воспитание заикающихся дошкольников» под редакцией А.И.Павлова. – М., 2010 (для детей с заиканием)

Основными приоритетными направлениями в деятельности образовательного учреждения являются:



  • приобщение ребенка к здоровому образу жизни и физической культуре,

  • формирование познавательно-речевой, социальной компетентности дошкольников,

  • художественно-эстетическое развитие личности ребенка дошкольного возраста.

Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации основной образовательной программы определяются на основе анализа результатов педагогической деятельности, потребностей родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.

Цель деятельности дошкольного образовательного учреждения:

всестороннее формирование личности ребёнка с учётом его психофизического и социального развития, индивидуальных возможностей и склонностей, коррекция и компенсация нарушений развития;



Основные задачи педагогического коллектива:

  • осуществлять квалифицированную коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии и дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей;

  • обеспечивать комфортный и благоприятный психологический климат;

  • обогащать интеллектуальное, эстетическое и личностное развитие ребёнка;

  • организовывать взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка;

  • оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Организация образовательного процесса дошкольного учреждения строится с учетом ряда особенностей: национально-культурных, демографических, климатических.

Одним из важнейших принципов реализации приоритетного направления является учет национально-культурных, климатических и других особенностей нашего региона – Оренбуржья. Оренбургская область занимает обширную территорию площадью 124 тысячи кв.км на юго-востоке европейской части России и расположена в двух частях света: Европе и Азии.

Оренбуржье находится в глубине материка Евразия, ее резко континентальный климат (температура зимой -300, летом +300) оказывает существенное влияние на воспитательно-образовательный процесс. Так, режим дня в ДОУ составлен с учетом холодного и теплого времени года. Организация прогулок в зимнее время осуществляется при температуре не ниже -150 (младший возраст) и не ниже -200 (старший возраст). В летнее время года большую часть дня воспитанники проводят на воздухе (утренний прием, проведение зарядки, игры, кружковая деятельность и т.п.)

Географическое положение Оренбургской области (граница Европы и Азии), соседство с Казахстаном, Башкирией, а также социально-исторические условия обусловили многонациональный состав населения города Орска: русские, украинцы, белорусы, татары, казахи, башкиры и др. Поэтому в ДОУ воспитываются дети разных национальностей, состав каждой возрастной группы многонационален. Национальное сознание, культура межнационального общения и взаимодействия закладывается с самого раннего возраста и является составной частью воспитательно-образовательной работы с детьми. Основной язык в ДОУ – русский.

Особенностью осуществления воспитательно-образовательного процесса является наличие в ДОУ закрытого плавательного бассейна, занятия в котором проводятся с детьми 3 - 7 лет, 1 раз в неделю. В холодный период времени занятия с детьми проводят в соответствии с планом образовательной деятельности и расписанием, в теплый период времени воспитанники ежедневно купаются в бассейне после первой прогулки (перед сном).

Вместе с тем следует отметить особенности организации образовательного процесса в ДОУ:

- ДОУ работает: в условиях сокращённого дня (10-часового пребывания)- 7 групп; в условиях полного дня (12-часовое пребывание) – 5 групп;

- группы функционируют в режиме 5-дневной рабочей недели;

- соотношение обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса (с учётом приоритетной деятельности образовательного учреждения) определено для групп общеразвивающей направленности как 80% и 20%; для групп компенсирующей направленности как 85% и 15%;

Основу организации образовательного процесса ДОУ составляет комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью.

Основными организационными формами реализации образовательной программы в дошкольном учреждении являются совместная деятельность воспитателя и детей (непосредственно образовательная деятельность (групповая, подгрупповая, индивидуальная работа с детьми) и решение образовательных задач в ходе режимных моментов), самостоятельная деятельность детей – свободные игры, занятия по интересам через организацию предметно-развивающего пространства группы; взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Содержание образовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено в соответствии с принципами, определёнными Федеральными государственными требованиями:

-соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

- строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

- принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

Содержание образовательной программы в соответствии с подходами:

- личностно-ориентированного взаимодействия, что позволяет обеспечить охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоциональное благополучие каждого ребенка, условия для развития личности ребенка, его творческих способностей, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, а также обеспечить открытое образовательное пространство ДОУ, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение ребенка и семьи в образовательном процессе.

-деятельностный подход предусматривает организацию целенаправленной воспитательной деятельностью воспитанника в общем контексте образовательного процесса, обращая внимание на следующие позиции: структуру деятельности, которая включает в себя мотивы, цели, содержание, операционно-деятельностный компонент, предполагаемый результат и отношения субъектов;- взаимосвязь мотивов и целей воспитательного процесса; виды деятельности (нравственная, познавательная, трудовая, художественная, игровая, спортивная и другие) и их влияние на процесс воспитания; формы и методы воспитания; возрастные особенности ребенка при включении в воспитательную деятельность и другие вопросы.



- компетентностного подхода. Основным результатом образовательной деятельности становится формирование компетентностей как постоянно развивающейся способности воспитанников самостоятельно действовать при решении актуальных проблем

- средовой подход предусматривает использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка.
Содержание, формы и методы организации в образовательных областях определяется педагогом самостоятельно с учетом возрастных, индивидуальных особенностей воспитанников.




Часть I

Инвариантная часть

Раздел 1
Организация режима пребывания

детей в дошкольном

образовательном учреждении

Дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 38 «Солнышко» комбинированного вида» г. Орска (далее ДОУ) реализует в своей деятельности задачи воспитания, развития, обучения детей дошкольного возраста, а также коррекции нарушений речевого развития дошкольников (общее недоразвитие речи, заикание).

Модель организации режима пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении составлен дифференцированно по отношению к группам общеобразовательного и компенсирующего типа и разработана в соответствии с нормативными документами:

- «Законом об образовании РФ» (Принят 10 июля 1992 года N 3266-1 в ред. от 27.12.2009 N 374-ФЗ);

- Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года (Постановление Правительства РФ от 29.12.01 г.).

- Письмом Минобразования России от 02.06.98 №89/34-16. «О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий».

- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.2660-10» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22июля 2010г.№91);


следующая страница >>



Нужно сначала быть плохим гражданином, чтобы сделаться затем хорошим рабом. Шарль Монтескье
ещё >>