Образовательная программа «Кнопочки баянные» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Григорьевская Наталья Станиславовна г. Шумерля, 2010 год пояснительная... 1 218.88kb.
Муковнина Ирина Александровна пояснительная записка «Нынче много... 1 217.06kb.
Образовательная программа основного общего образования мкоу ново-Шиловской... 25 4722.87kb.
Образовательная программа социально-педагогической направленности 1 309.09kb.
Пчелкина Надежда Анатольевна Дополнительная образовательная программа 1 114.55kb.
Петракова Татьяна Ивановна Понкин И. В., Соловьев А. А., Гребнев Р. 82 10687.2kb.
Образовательная программа на 2010 -11 учебный год Программа принята... 4 440.72kb.
Образовательная программа «Формула здоровья» 1 339.01kb.
Основная образовательная программа магистратуры 7 687.58kb.
Образовательная программа «Перспективная начальная школа» 1 95.29kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 15 2495.22kb.
Виды деятельности 1 127.15kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Образовательная программа «Кнопочки баянные» - страница №1/1


Государственное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №1420

Юго-Восточного окружного управления образования г. Москвы

«Утверждаю» «Рассмотрено и одобрено»

Директор СОШ №1420 На заседании методического объединения
_____________ А. И. Николаева учителей и педагогов дополнительного
образования
«____»_______2013г. художественно-эстетического цикла.
Председатель методического объединения

____________ «____»_______2013г.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Кнопочки баянные»

Модифицированная и адаптированная образовательная программа для младшего, среднего и старшего возрастов.

Срок реализации 3 года.
Авторы: Б. Егоров «Общие вопросы при обучении игры на баяне», Ф. Липс «Искусство игры на баяне», В. Шацкая «Музыкально – эстетическое воспитание детей».

Составитель: Педагог

дополнительного

образования Шмельков

Семён Владимирович
г. Москва, 2013 г.


  1. Пояснительная записка.

В процессе формирования гармонически развитой личности в общеобразовательной школе эстетическое воспитание играет важную роль. Среди различных видов искусства музыке принадлежит одно из ведущих мест. Наряду с поэзией, литературой, живописью, театром она является источником умножения духовной культуры человека, способствует становлению его идейно - нравственного облика мировоззрения в целом. Общеобразовательные школы, являясь самым массовым звеном в системе российского образования и занимая большую часть времени ребенка, обязаны практически решать ответственные задачи эстетического воспитания и формирования мировоззрения, морального облика и художественных вкусов детей школьного возраста.

Настоящая программа способствует более рациональному и сбалансированному распределению учебной нагрузки, учитывая всё возрастающих от класса к классу требований в общеобразовательной школе.

Программа предполагает также существенное изменение методики преподавания в строгом соответствии с возрастными индивидуальными особенностями учащихся.

В данной программе дополнительного образования, в отличие от предыдущих, предлагаются все возможные на сегодняшний день приемы игры на баяне, что даст учащемуся полное представление о настоящем и будущем развитии этого инструмента. Ее новизна состоит также и в том, что в ней использованы современные методики преподавания с учетом специфики усвоения инструментом в общеобразовательной школе. Программа включает в себя не только практический, но и теоретический курс, что позволяет учащимся полностью изучить баян как музыкальный русский народный инструмент в контексте различия и создания музыкальных инструментов мира в целом.



Программа рассчитана на учащихся в возрасте от 7 до 14 лет.

Продолжительность обучения по программе 3 года, 72 часа в год, 2 занятия в неделю по 45 минут.

Цель и задача данной программы состоит в следующем:

  • дать представление учащимся о русских народных инструментах, о баяне, в частности;

  • познакомить с фольклором России и других стран;

  • дать основы нотной грамоты;

  • развить эстетический вкус учащегося;

  • научить совместному творчеству в рамках ансамбля.



По окончанию курса учащиеся должны:

  • знать виды народных инструментов и их отличительные признаки, а также правила их хранения;

  • знать название нот, ключевых знаков, название тональностей, интервалы, аккорды;

  • овладеть приемами игры;

  • овладеть навыками ансамблевого исполнения;

  • уметь подбирать по слуху легкие мелодии;

  • понимать выразительные особенности звуковедения и звукоизвлечения;

  • знать средства музыкальной выразительности и уметь использовать их в исполнении.

Цель и задача художника, скульптора или музыканта это представить плоды своего творчества широкой аудитории. Только после этого мастер может испытать настоящее удовлетворение от своего творчества. Так учащемуся необходима та или иная форма выступления перед публикой, будь то концерт или фестиваль, школьный смотр. Иначе он не поймет зачем заниматься на баяне, если свою игру некому будет показать. Поэтому необходимо планировать различные формы публичных

выступлений учащихся.


    1. Учебно-тематический план. (1 год)



п/п

Тема

Теория

Практика

Всего

1.

Введение.

1

-

1

2.

Баян как народный инструмент. История создания баяна. Роль баяна в О.Р.Н.И.

2

1

3

3.

Ознакомление с баяном.

1

1

2

4.

Основы нотной грамоты.

4

8

12

5.

Основные приемы игры на баяне.

3

14

17

6.

А. Холминов Колыбельная

Д. Шостакович Марш. Белорусский народный танец «Крыжачок»

Д. Тюрк Маленькое рондо

Д. Кабалевский №39 Пьеса

А. Николаев №74 Этюд

РНП «Заинька»



Р. Леденев Тихо все кругом

2

13

15

7.

Упражнения на развитие моторно-двигательной и музыкально - слуховой базы.

2

20

22

Всего: 72


2.2 Содержание (1 год).

  1. Введение.

  2. Баян как народный инструмент. История создания баяна. Роль баяна в О.Р.Н.И.

  3. Ознакомление с баяном: посадка за инструмент, положение рук, ног, туловища. Конструктивные особенности.

  4. Основы нотной грамоты: ключевые знания, нотный стан, названия нот, интервалы, сольфеджирование, динамика.

  5. Основные приемы игры на баяне: разжим, сжим, тремоло.

  6. Разучивание А. Холминов Колыбельная, Д. Шостакович Марш, Белорусский народный танец «Крыжачок», Д. Тюрк Маленькое рондо, ,Д. Кабалевский №39 Пьеса, А. Николаев №74 Этюд, РНП «Заинька», Р. Леденев Тихо все кругом

  7. Упражнения на развитие моторно-двигательной и музыкально-слуховой базы: «раздувание», гаммы, «два легато - два стаккато» и т.д.

  8. Зачет. Повторение пройденного материала. Концерт.


2.3 Учебно - тематический план (2 год)




Тема

Те Теория

Практика

Всего

п/п













1.

Введение.

1

1

2

2.

Приемы игры на баяне.

3

15

.18

3.

Е. Подгайц Прелюдия

3

17

40




Г. Гендель Менуэт













РНП обр. В. Ефимова «Чижик»













В. Моцарт Аллегро













Р. Леденев Песенка без слов

Э. Денисов Кукольный вальс

Л. Моцарт Волынка

А. Гедике Русская песня










































4.

Упражнения.

1

11

12

5.

Подбор мелодий по

2

8

10




слуху.










6.

Транспонирование.

2

8

10

Всего: 72


2.4 Содержание (2 год)

  1. Введение.

  2. Приемы игры на баяне: деташе, вибрато.

  3. Разучивание Е. Подгайц Прелюдия, Г. Гендель Менуэт, РНП обр. В. Ефимова «Чижик», В. Моцарт Аллегро, Р. Леденев Песенка без слов, Э. Денисов Кукольный вальс, Л. Моцарт Волынка, А. Гедике Русская песня.

  4. Упражнения: «Золотарев», нисходящие ломанные терции, гаммы до мажор, ре мажор, «Репетиция».

  5. Подбор мелодии по слуху: мелодии из современных кинофильмов и песен.

  6. Транспонирование песен, мелодий на 62, 63, ч4, ч5.

  7. Зачет. Повторение пройденного материала. Концерт.



2.5 Учебно - тематический план (3 год)




Тема

Те Теория

П Практика

Вс Всего

п/п













1.

Введение.

1

1

2

2.

Приемы игры на баяне.

2

10

12

3.

Разучивание: П. И. Чайковский Старинная французская песенка,

М. Кочурбина – А. Крупин «Мишка с куклой пляшут полечку»,Д. Шостакович Танец, К. Черни №25 Этюд, М. Глинка Полифоническая пьеса, Й. Гайдн Менуэт, А. Гедике Этюд, Ж. Ибер Маленький беленький ослик



2

22

24

4.

Нотная грамота.

2

8

10

5.

Упражнения.

2

18

20

6.

Ансамбль.

1

9

10

Всего: 72


2.6 Содержание (3 год).

  1. Введение

  2. Приемы игры:

- рикошет 3-х, 4-х, 5-и дольный;

- комбинированные дуоли, триоли;

- нетемперированное глиссандо;

- глиссандо.



3. Разучивание: П. И. Чайковский Старинная французская песенка,

М. Кочурбина – А. Крупин «Мишка с куклой пляшут полечку», Д. Шостакович

Танец, К. Черни №25 Этюд, М. Глинка Полифоническая пьеса, Й. Гайдн Менуэт,

А. Гедике Этюд, Ж. Ибер Маленький беленький ослик

4. Нотная грамота:

- виды аккордов;

- единицы музыкальной формы;

- простейшие гармоничны последовательности;

5. Упражнения:

- репетиции терций по 2-у ряду;

- трель;

- хроматическая гамма до мажор, ре мажор, ми мажор.




  1. Ансамбль: Р.Н.П. «Во поле береза стояла»; Пьяццолла «Танго любви».

  2. Зачет. Повторение пройденного материала. Концерт.



  1. Методическое обеспечение

На занятиях по классу баяна в системе дополнительного образования используются следующие формы и методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный метод (прослушивание записи или исполнении педагогом нового произведения);

  • репродуктивный метод (озвучивание учащимся его реакции на услышанный материал);

  • метод проблемного изложения (постановка учителем проблемах решение как пример логической цепочки анализа);

  • исследовательский метод (постановка перед учащимся творческих задач, с их последующим самостоятельным решением).

Навыки звукоизвлечения ученики осваивают и совершенствуют под руководством педагога на протяжении всего курса обучения игры на баяне, работая нал динамикой, штрихами, фразировкой и различными характерными приёмами. Учитывая слабую, ещё не развитую координацию движений и двигательную память детей, нельзя злоупотреблять быстрыми темпами и преувеличенной динамикой, что может привести к зажатию рук и станет серьёзным препятствием на пути технического и музыкального развития ребёнка.

Умение ученика самостоятельно и грамотно работать над музыкальным произведением или инструктивным материалом значительно активизирует учебный процесс. Для воспитания и развития навыков самостоятельного мышления можно рекомендовать следующие формы работы с учениками:

  • устный отчет о подготовке домашнего задания;

  • самостоятельный анализ своей работы на уроке;

  • словесная характеристика замысла или настроения произведения;

  • серия занятий, объединённых одной темой.

Выбор метода на занятиях зависит от характера содержания учебного материала и уровня умений, особенности учащихся.

Для эффективного использования программы необходимы соответствующие материалы и оборудование:

  • баян, аккордеон;

  • пульт и стулья разной высоты;

-сборники пьес различного уровня сложности для одного и нескольких исполнителей;

- аудио-видео записи баянистов и исполнителей на других инструментах.


4.1 Список методической литературы


  1. Аберт Г. Моцарт. Монография. − М., 1990

  2. Алексеев А. Клавирное искусствою. Вып.1. − М.,1952

  3. Бесфамильнов В., Семешко А. Воспитание баяниста. //Вопросы теории и практики. − Киев, 1989

  4. Беляков В., Стативкин Г. Аппликатура готово-выборного баяна. − М., 1978

  5. Берченко Р. В поисках утраченного смысла. Болеслав Яворский о

"Хорошо темперированном клавире". − М.: «Классика – XXI», 2008

  1. Браудо И. Артикуляция. − Л.,1961

  2. Браудо И. Об органной и клавирной музыке. −Л.,1976

  3. Власов В. Методика работы баяниста над полифоническими произведениями. − М., 2004

  4. Вопросы современного баянного и аккордеонного искусства// Сб.статей кафедры баяна и аккордеона. М.: «РАМ им. Гнесиных», 2011

  5. Гвоздев П. Принципы образования звука па баяне и его извлечения. // Баян и баянисты. Вып. 1. − М., 1970

  6. Гвоздев П. Работа баяниста над развитием техники.// Баян и баянисты. Вып. I. − М., 1970

  7. Давыдов Н. Методика переложения инструментальных произведений для баяна. − М., 1982

  8. Друскин М. Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Германии 16-18 вв. − Л.,1960

  9. Егоров Б. О некоторых акустических характеристиках процесса звукообразования на баяне. // Баян и баянисты. Вып. 5. − М., 1981

  10. Имханицкий М. Новое об артикуляции и штрихах на баяне. − М.: «РАМ им. Гнесиных», 1997

  11. Имханицкий М. Музыка зарубежных композиторов для баяна и аккордеона. − М.: «РАМ им. Гнесиных», 2004

  12. Имханицкий М. История баянного и аккордеонного искусства. − М.: «РАМ им. Гнесиных», 2006

  13. Кирнарская Д. Музыкальное восприятие. − М., 1997

  14. Коган Г. Вопросы пианизма. − М.,1969

  15. Коган Г. Работа пианиста. 3 изд., − М.,1979

  16. Крупин А., Романов А. Новое в теории и практике звукоизвлечения на баяне. − Новосибирск, 1995

  17. Кузовлев В. Дидактический принцип доступности и искусство педагога // Баян и баянисты. Вып. 2. − М., 1974

  18. Ландовска В. О музыке. − М.: «Классика - XXI век», 2001

  19. Липс Ф. Искусство игры на баяне. − М.,1985

  20. Липс Ф. Кажется, это было вчера… − М., 2008

  21. Липс Ф. Об искусстве баянной транскрипции. − М.,2007

  22. Маккинон Л. Игра наизусть. − Л.,1967

  23. Мильштейн Я. Ференц Лист. Монограмма. − М.,1956

  24. Мильштейн Я. Ференц Лист. Монограмма. 2-е издание. − М.,1971

  25. Мильштейн Я. Хорошо темперированный клавир И.С.Баха. − М.,1967

  26. Мильштейн Я. Вопросы теории и истории исполнительства. − М.,1983

  27. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. − М., 1982

  28. Носина В. Символика музыки И.С. Баха. − М.: «Классика – XXI век», 2006

  29. Пуриц И. Методические статьи по обучению игре на баяне. − М., 2001

  30. Семенов В. Современная школа игры на баяне. − М., 2003

  31. Сурков А., Плетнев В. Переложение музыкальных произведений для готово-выборного баяна. − М., 1977

  32. Цагарелли Ю. Психология музыкально-исполнительской деятельности. − СПб.: «Композитор», 2008

  33. Шахов Г. Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование (баян, аккордеон). − М., 2004

  34. Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. − М.: «Классика – XXI век», 2011

  35. Шуман Р. О музыке и музыкантах. // Сборник статей. − М., 1975

  36. Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов. − М.,1959



4.2 Список нотной литературы


    1. Альбом для детей и юношества. Хрестоматия современного репертуара баяниста (аккордеониста)/ Ред.-сост. Ф. Липс. − М.,2012

    2. Альбом начинающего баяниста. Вып.17./ Сост. В. Нестеров. − М.: «Советский композитор», 1978

    3. Альбом начинающего баяниста. Вып.23./ Ред. А. Судариков. − М.: «Советский композитор», 1981

    4. Альбом начинающего баяниста. Вып.27./ Сост. В. Грачев. − М.: «Советский композитор», 1983

    5. Альбом начинающего баяниста. Вып.32./ Сост. А. Талакин. − М.: «Советский композитор», 1985

    6. Альбом начинающего баяниста. Вып.33./ Сост. В. Бухвостов. − М.: «Советский композитор», 1986

    7. Антология литературы для баяна. Ч.1./ Сост. Ф. Липс, А. Сурков. − М., 1984

    8. Антология литературы для баяна. Ч.2./ Сост. Ф. Липс. − М., 1985

    9. Антология литературы для баяна. Ч.3./ Сост. Ф. Липс. − М., 1986

    10. Антология литературы для баяна. Ч.4./ Сост. Ф. Липс. − М., 1987

    11. Антология литературы для баяна. Ч.5./ Сост. Ф. Липс. − М., 1988

    12. Антология литературы для баяна. Ч.6./ Сост. Ф. Липс. − М., 1989

    13. Антология литературы для баяна. Ч.7./ Сост. Ф. Липс. − М., 1990

    14. Антология литературы для баяна. Ч.8./ Сост. Ф. Липс. − М., 1991

    15. Антология литературы для баяна. Ч.9./ Сост. Ф. Липс. − М., 1997

    16. Антология литературы для баяна. Ч.10./ Сост. Ф. Липс. − М.,2004

    17. Бах И.С. Инвенции. − М., 2001

    18. Бах И.С. Маленькие прелюдии и фугетты. − М.,2009

    19. Бах И.С. Французские сюиты. − СПб: «Астрель», 2006

    20. Бах И.С. Хорощо темперированный клавир. Т.1. − М., 2009

    21. Бах И.С. Хорошо темперированный клавир. Т.2. − М., 2010

    22. Баян в музыкальной школе. Вып.52./ Сост. Ф. Бушуев. − М.: «Советский композитор»,1985

    23. Баян в музыкальной школе. Вып.53./ Сост. А. Гуськов. − М.: «Советский композитор»,1985

    24. Баян в музыкальной школе. Вып.54./ Сост. Ф. Бушуев. − М.: «Советский композитор»,1986

    25. Баян в музыкальной школе. Вып.56./ Сост. Ф. Бушуев. − М.: «Советский композитор»,1987

    26. Баян в XXI веке:соло,ансамбль. Вып. 1./ Сост. Ф. Липс. − М.,2008

    27. Баян в XXI веке:соло,ансамбль. Вып. 2./ Сост. Ф. Липс. − М.,2009

    28. Баян в XXI веке:соло,ансамбль. Вып. 3. / Сост. Ф. Липс. − М.,2009

    29. Баян в XXI веке:соло,ансамбль. Вып. 4. / Сост. Ф. Липс. − М.,2010

    30. Баян в XXI веке:соло,ансамбль. Вып. 5./ Сост. Ф. Липс. − М.,2011

    31. Бородин А. Маленькая сюита. − М., 1974

    32. Вебер К. Вечное движение. Блестящее рондо. Приглашение к танцу. – СПб.:2001

    33. Век ХХ - баянистам XXI. Вып. 3./ Сост. Ф.Липс. − М.,2000

    34. Век ХХ - баянистам XXI. Вып. 5./ Сост. Ф.Липс. − М.,2002

    35. Век ХХ - баянистам XXI. Вып. 6./ Сост. Ф.Липс. − М.,2003

    36. Век ХХ - баянистам XXI. Вып. 7./ Сост. Ф.Липс. − М.,2004

    37. Век ХХ - баянистам XXI. Вып. 8./ Сост. Ф.Липс. − М.,2005

    38. Век ХХ - баянистам XXI. Вып. 9./ Сост. Ф.Липc. − М.,2006

    39. Век ХХ - баянистам XXI. Вып. 10./ Сост. Ф.Липc. − М.,2007

    40. Гайдн Й. Соната для фортепиано №42 Hob.XVI:27. − М.: «Книга по требованию»,2012

    41. Золотой репертуар пианиста: Клементи М. Шесть сонатин. − СПб.: «Композитор», 2012

    42. Избранный репертуар для четырехрядного готово-выборного баяна «Юпитер». Ч.1./ Сост. А. Евдокимов. − М.: «Пробел -2000», 2012

    43. Избранный репертуар для четырехрядного готово-выборного баяна «Юпитер». Ч.2. / Сост. А. Евдокимов − М.: «Пробел -2000», 2012

    44. Куперен Ф. Избранные пьесы для фортепиано. − М., 1965

    45. Лядов А. Музыкальная табакерка. Вальс-шутка. − М.,1988

    46. Мусоргский М. Фортепианные произведения. − Киiв: «Музична Украiна», 1989

    47. Мусоргский М. Детское скерцо. − Л.: «Государственное музыкальное издательство», 1947

    48. Николаев А. Школа игры на фортепиано. − М., 1953

    49. Онегин А. Школа игры на баяне. − М.,1964

    50. Прокофьев С. Детская музыка. − СПб.: «Композитор»,2005

    51. Рахманинов С. Транскрипции. − М.,1971

    52. Семенов В. Современная школа игры на баяне. − М., 2003

    53. Скарлатти Д. Сонаты: Для фортепиано. Т.1,2. − М., 1973-1974

    54. Советские композиторы детям: 4 класс ДМШ. Тетрадь 4./ Под общей ред. В. Натансона. − М.,1963

    55. Хрестоматия для фортепиано:4 кл. ДМШ./ Сост. А. Бакулов, К. Сорокин. − М.,1991

    56. Хрестоматия для фортепиано: 5 кл. ДМШ. Вып.1. − М.,1991

    57. Хрестоматия для фортепиано: 5 кл. ДМШ. Вып.2./ Сост. Н. Копчевский. − М.,1989

    58. Хрестоматия для фортепиано:7кл. ДМШ. Вып.2../ Сост. Н.Копчевский. − М.,1987

    59. Чайковский П.И. Времена года. − М.,1964

    60. Чайковский П.И. Детский альбом. − СПб.: «Композитор»,1999








Там, где достаточно нескольких слов, не говори более получаса. «Пшекруй»
ещё >>