Образы животных в произведениях приказной школы древнерусского стихотворства - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Ополовников А. В., Ополовникова Е. А. Дерево и гармония. Образы древнерусского... 1 91.13kb.
Образы бедного крестьянства в поэме Н. А. Некрасова 1 29.5kb.
«Образы материнства в произведениях художников» 1 77.79kb.
Ивашова Алёна Александровна 1 80.58kb.
Календарно-тематическое планирование по мировой художественной культуре... 1 131.15kb.
«Драматический образ» 1 54.37kb.
Литература Шекспировские мотивы и образы в произведениях И. 1 22.06kb.
Образование древнерусского государства 1 48.4kb.
«Формирование Древнерусского государства» (2 урока) 1 90.87kb.
Достоевский ф м. Женские образы в произведениях ф м. достоевского 1 59.3kb.
Хуа Цзянцзюнь Китай, г. Чанчунь 1 46.21kb.
Евгений Велтистов «Приключения Электроника» 1 19kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Образы животных в произведениях приказной школы древнерусского стихотворства - страница №1/1

Образы животных в произведениях приказной школы древнерусского стихотворства

Кузнецова Ольга Александровна

Студентка Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия
Первооткрыватель приказной школы стихотворства А. М. Панченко, описывая основные приёмы поэтического языка древнерусских книжников, указывает на преобладание «естествословной» тенденции в метафорике. «Приказные стихотворцы ориентируются в основном на Физиолог и Азбуковник, откуда заимствуют сведения о животных, травах, камнях и деревьях» [Панченко: 52]. Между тем, в отличие от Физиолога, в виршевых текстах первой половины XVII в. отсутствует символическая двойственность при оценке образа. За тем или иным животным закрепляется однозначное толкование, апеллирующее к конкретным сюжетам из Библии или иным авторитетным текстам. Постепенно приказная школа вырабатывает свой, особый язык анималистической образности, лишь отчасти опирающийся на традицию прошлых эпох.

Лев – один из наиболее традиционных символов мировой литературы и культуры в целом, однако при упоминании льва в древнерусских виршах делается акцент на его громкий рык. В данном случае имеет место частичное пересечение мотивов приказной поэзии с формулами боевых описаний, а иногда и агиографических жанров с некоторыми примыкающими к ним сказаниями и повестями, названными академиком А. С. Орловым [Орлов: 30]. При упоминании коня говорится о его неудержимости, и в этом приказная поэзия не выходит за рамки своего времени: «целый ряд произведений начала и даже первой половины XVII в. использовал новый анималистический мотив ослабления и усмирения диких животных» [Дёмин: 113]. Образ змеи возникает в связи с негативными характеристиками людей или явлений, свиньи и псы описываются как нечистые животные. В основном анималистические образы истолковываются в евангельском ключе и отсылают как к известным притчам, так и к устоявшимся речевым оборотам из того же источника. Иные метафоры, построенные на уподоблении людей животным, представляются оригинальными и не находят повторений в других текстах. При этом примечательно, что русские книжники отдают предпочтение в меньшей степени мифологическим и экзотическим существам.

Многие неоднократно называемые образы животных приобретают постоянные эпитеты (трудолюбивая пчела, бессловесный скот и др.). Наиболее часто используемые приказными поэтами образы получают словесное выражение в виде стихотворной формулы. Например, образ волка в шкуре овцы: «И паки лютою тою страстию аки тмою помрачен, // Или яко в волчью кожу оболчен» [Виршевая поэзия: 157]; «А сам еси многому божественному учен, // Да почто таковою лютою страстию аки в волчию кожу оболчен?» [Там же: 35] - так говорят о гордом человеке два разных автора, Антоний Подольский и справщик Савватий. Очень распространён образ овечьего стада («И великому государю царю был рожденный отец, // а стадо Христово пас всех нас, словесных овец» [Там же: 159]; «О пастырие и учителие словесных овец, // Поставил вас над нами общеи наш создатель и творец» [Там же: 278]; «И пастырие, изношу от рук ваших овец моих, // Их же дал есть мне небесный мой отец» [Там же: 280] - последний текст испорчен, формула легко восстанавливается изменением порядка слов). Обобщённый образ стада – мотив противопоставления «словесной», «разумной» человеческой души скоту – также получил широкое распространение. Он обнаруживается как в пределах одного текста («Послание к некоему»), так и в различных: «Или, рещи, горши того безсловеснаго скота, // забываем бо ея деля вечнаго живота» [Там же: 48]; «Тем горее есмь и бесчеловечнаго скота, // Понеже сам себе лишаю вечнаго живота» [Там же: 383]. Первый памятник атрибутируется Антонию Подольскому, автор второго текста неизвестен. Не менее интересный пример образования формулы на основании сопоставления человека и животного связан с образом пчелы. В одном из посланий инока Савватия находим более развёрнутый вариант: «Яко же трудолюбивая пчела от всех цветов собирает // и от того разумом своим медвеныя соты разтворяет, // такожде и доброрачителный муж мудрых мужей себе собирает // и от них разум свой просвещает» [Там же: 183]. Два других послания (того же Савватия и Стефана Горчака) демонстрируют свёрнутое использование формулы: «яко же бчела от многих цветов мед составляет, // тако и разумный муж от мудрых людей блага словеса избирает» [Там же: 163]; «Аки трудолюбивая пчела от различных цветов собираеш, // Реку же, многая божественная писания всегда снискаеш» [Там же: 127].

Изучение подобных формул позволяет делать выводы о личных и творческих контактах стихотворцев. К примеру, на этом уровне выявляются особые связи между Антонием Подольским, справщиком Савватием и Стефаном Горчаком. Также исследования такого рода способствуют решению вопроса об атрибуции анонимных текстов.


Литература
Виршевая поэзия (первая половина XVII века). Сост., подгот. текстов, вступ. ст. и коммент. В.К. Былинина, А.А. Илюшина. М., 1989.

Дёмин А. С. Древнерусская литературная анималистика // Древнерусская литература. Изображение природы и человека. М., 1995. С. 89–126.



Орлов А. С. Об особенностях формы русских воинских повестей (кончая XVII в.). М., 1902.

Панченко А. М. Русская стихотворная культура XVII века. Л., 1973.




Анекдот — это комедия, спрессованная в секунды. Карел Чапек
ещё >>