Образы бедного крестьянства в поэме Н. А. Некрасова - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Для аттестации Кто они, «мертвые души»? (Образы помещиков в поэме Н. 1 187.28kb.
Сочинение по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» 1 13.91kb.
Некрасов н а. Русская женщина в поэме н а. некрасова «кому на руси... 1 40.29kb.
Некрасов н а. Картины народной жизни в поэме н а. некрасова «кому... 1 47.48kb.
Поэма Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" 1 51.5kb.
Урок (2 часа) " Проблема народного счастья в поэме Н. А. Некрасова... 1 13.97kb.
Пленительные образы некрасова (Литературно-музыкальный вечер, посвящённый... 1 201.77kb.
Сколько стоит «мёртвая душа?» 1 264.3kb.
«Любовная лирика Н. А. Некрасова» (Две любви Н. А. Некрасова) 1 71.25kb.
Проверочная работа по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». 1 25.18kb.
«Да, наша жизнь текла мятежно…» 1 70.34kb.
Трудовая демократия 1 193.17kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Образы бедного крестьянства в поэме Н. А. Некрасова - страница №1/1

Образы бедного крестьянства в поэме Н. А. Некрасова (Путешественники, Ермил Гирин, Яким Нагой)

Тема крестьянства, простого народа характерна для передовой русской литературы ХIХ в. Замечательные образы крестьян мы встречаем в произведениях Радищева, Пушкина, Тургенева, Гоголя и других классиков.

В работе над своей фундаментальной поэмой Некрасов опирается и на собственный поэтический опыт. Ведь крестьянская тема занимает в его творчестве огромное место.

Уже в первых своих стихотворениях поэт выступает как обличитель деспотизма помещиков и защитник бесправного и обездоленного народа.

Несмотря на то что Некрасов писал поэму уже после реформы 1861 г., в ней звучат настроения, характерные для эпохи крепостничества. Некрасов не лишает поэму новых бунтарских мотивов: крестьяне его далеки от кротких и смиренных «мужичков», - в их образах поэт типизировал протестующе-активные черты и передал неиссякаемые возможности внутренней борьбы, готовой прорваться наружу в любой момент. Вместе с тем крестьянам Некрасова присущи такие качества, как душевная доброта, честность, справедливость, любовь к природе и общее лирическое восприятие жизни.

Уже в «Прологе» мы знакомимся с крестьянскими мужиками, собравшимися из разных деревень (названия которых говорят сами за себя) для того, чтобы отправиться в долгий и нелегкий путь за поисками народного счастья.

Несмотря на беды, на голод и нищету, крестьяне полны сил, оптимизма и романтически настроены на то, что отыщут людей, которым «живется весело, вольготно на Руси», довольных своей жизнью. Ведь русский мужик упрям и упорен в достижении своей цели, особенно «блажи», мечты, в поисках истины и красоты.

В главе «Пьяная ночь» появляется во всей красе образ Якима Нагого - носителя характерных черт трудового крестьянства. Он предстает перед читателем как сын матери сырой земли, как символ трудовых основ крестьянской жизни. Это подчеркивается и его портретной характеристикой: «Грудь впалая, как вдавленный живот», «у глаз, у рта излучины, как трещины на высохшей земле», «шея бурая, как пласт, сохой отрезанный», «рука - кора древесная, а волосы - песок». И смерть его будет подобна земле:

А смерть придет Якимушке -

Как ком земли отвалится,

Что на сохе присох…

В судьбе Якима мы видим горестный удел угнетенных крестьянских масс: десятки лет он ходит за сохой, «жарится на полосе под солнышком, под бороной спасается от частого дождя...». Он работает до изнеможения, но по-прежнему беден и гол.

Яким не похож на забитого и темного крестьянина, он предстает как честолюбивый мужик, активный борец и защитник крестьянских интересов. Кроме того, Некрасов демонстрирует широкую и благородную душу своего героя: во время пожара он спасает любимые картиночки, а его жена - иконы, напрочь забывая о денежном богатстве, скопленном в течение всей жизни.

Другой яркий крестьянский образ, представленный Некрасовым в поэме, - образ Ермила Гирина.

Ермил, подобно Якиму, наделен острым чувством христианской совестливости и чести. Этот герой поэмы подобен мифологическому герою, даже имя у него мифологическое - Ермило. Рассказ о нем начинается с описания тяжбы героя с купцом Алтынниковым из-за сиротской мельницы. Когда в конце торга выходило «дело - дрянь», Ермил обратился за поддержкой к народу и не ошибся - народ помог набрать денег и выкупить мельницу. Всей жизнью своей Ермил опровергает первоначальные представления странников о сути человеческого счастья. Казалось, у него есть все, что нужно: и спокойствие, и деньги, и почет. Но в критическую минуту жизни Ермил жертвует этим «счастьем» ради правды народной и попадает в острог. Но он счастлив, потому что отдал свою жизнь на служение забитым крестьянам. Ермил Гирин имеет все, что нужно для счастья, живя по законам народной правды. Он не принимает жизни, построенной на корысти и лжи, он бьется за добро и правду. Его счастье - в счастье крестьян:

Да! был мужик единственный!

Имел он все, что надобно

Для счастья: и спокойствие,

И деньги, и почет,

Почет завидный, истинный.

Не купленный ни деньгами,

Ни страхом: строгой правдою,



Умом и добротой!




Истинный патриот — это человек, который, заплатив штраф за неправильную парковку, радуется, что система действует эффективно. Петер Вастхолм
ещё >>