Образ народа в сказе Н. С. Лескова Левша - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок по теме "Левша это…" (по сказу "Левша" Н. С. Лескова). 1 51.24kb.
Н. С. Лескова "Левша" Часть Выполните тест. "Левша" это… 1 быль,... 1 31.99kb.
«Левша это…» (Обобщающий урок по сказу Н. С. Лескова 1 38.88kb.
Главная идея произведения Н. С. Лескова Левша 1 75.59kb.
Научно-практическая конференция «С веком наравне» Слова-окказионализмы. 1 170.39kb.
Тест по сказу н. С. Лескова «Левша». Сказом называется 1 21.44kb.
, «Хирургия», «Смерть чиновника» 1 45.68kb.
Проблема народа и власти в рассказе Н. С. Лескова 1 44.87kb.
Сочинение «Рассказ о любимой книге» 1 26.05kb.
Рассказ «Левша». В нём говорилось, как тульский умелец по прозвищу... 1 140.72kb.
Г. Л. Нефагина после рождения и смерти: мифологическое и экзистенциальное... 1 219.44kb.
Н. С. Лескова "Левша" Часть Выполните тест. "Левша" это… 1 быль,... 1 31.99kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Образ народа в сказе Н. С. Лескова Левша - страница №1/1

МБОУ СОШ № 20 г. Ставрополя

Литература в 6-ом классе

Н.С. Лесков

«Сказ о тульском левше и о стальной блохе»

Урок на тему:

«Образ народа в сказе Н.С. Лескова «Левша»

c:\documents and settings\администратор\рабочий стол\в инет\иллюстрации\image013.jpg

Учитель: Маслова Юлия Павловна

Ставрополь, 2013

Цели урока:

Обучающие:

помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание сказа, подвести к основной идее автора - патриотизму и талантливости народа противостоит безответственность и преступное отношение властей;

увидеть авторское отношение к персонажу произведения;

раскрыть талант и мастерство героя, его трагическую судьбу;

обучать школьников анализировать художественный текст в соответствии с его жанровыми особенностями;

обучать филологическому анализу (от идеи и замысла писателя к художественной концепции и средствам её создания);

вырабатывать навыки комментированного чтения;

Развивающие:

развивать критическое мышление учащихся;

развивать навыки аналитического чтения произведения;

развивать умение выделять главное в художественном произведении;

развивать творческие способности учащихся и устную речь;

развивать умение анализировать текст с позиции литературных ролей: литературоведы, исследователи;

развивать умение художественного пересказа отдельного эпизода;

расширять кругозор учащихся посредством обогащения их словарного запаса новыми словами: лексикой нравственной тематики, литературоведческими терминами.



Воспитывающие:

воспитывать у учащихся чувство нравственной ответственности и глубокого уважения к ценностям народной жизни;

воспитывать чувства гражданственности и патриотизма учеников через чтение и анализ художественного текста;

воспитывать чувство сострадания, любовь к людям, окружающему миру.

Дидактические задачи, направленные на достижение поставленных целей:

организационно-психологического этапа: подготовить учащихся к работе на уроке;

этап проверки домашнего задания, воспроизведения и коррекции опорных знаний учащихся: установить правильность и сознательность выполнения задания всем классом;

этап постановки темы, цели, задач урока: организовать, задать цель и направить познавательную деятельность учащихся;

этап актуализации знаний и умений учащихся: воспроизведение связи прежних знаний в новой ситуации;

этап организации восприятия и осмысления новой информации: дать учащимся конкретное представление об основной идее изучаемого вопроса;

этап закрепления: закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы им для самостоятельной работы по новому материалу, вырабатывать практические умения;

этап обобщения: выделить основное и сформулировать выводы;

этап контроля и диагностики: глубоко и всесторонне проверить знания учащихся, выявив причины появления обнаруженных пробелов в знаниях и умениях.

Методические приемы: рассказ учителя, аналитическое чтение, работа с текстом, частично-поисковый метод, объяснение теоретических вопросов, беседа по вопросам, выборочная характеристика героев, диспут, комментарии учителя, работа с иллюстрациями.

Оборудование: художественный текст произведения «Левша», учебник литературы, раздаточный диагностический материал (иллюстрации, таблицы), рисунки учащихся по сказу Н.С. Лескова «Левша», портрет Н.С. Лескова, выставка книг по творчеству Н.С. Лескова.

Тип урока: Урок-беседа, обобщение с элементами исследования.

Виды самостоятельной работы учащихся: работа с учебником, с иллюстрациями художников, поиск художественных деталей портрета.

Виды контроля знаний и обратной связи. Формы организации учебной деятельности: устные ответы учащихся на вопросы, характеристика героя по составленному плану, чтение отдельных эпизодов и портретных характеристик героя, художественный пересказ.

Ход урока

1. Организационно-психологический этап:

Организация внимания (слайд № 2)



2. Этап контроля и проверки домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Мы с вами продолжаем работать над произведением Н.С. Лескова «Левша». Вы познакомились с текстом произведения, жанровым своеобразием и особенностями произведения, написанного в форме сказа, узнали историю его создания и, прежде чем объявить тему урока, мы повторим пройденный материал: проведём конкурс на внимательного читателя и небольшое тестирование по литературным терминам.



а) Игра «Рассыпанные открытки» (слайд № 3).

Перед вами иллюстрации разных художников, на которых изображены основные эпизоды из сказа «Левша». Восстановите их сюжетную последовательность. На карточках с иллюстрациями расставьте цифры, каждый эпизод озаглавьте, и названия семи эпизодов внесите в таблицу (слайд № 4, п. 1). Проверим себя. Внимание, на экране – правильный ответ (слайд № 5). Обсуждение, восстановление сюжета по иллюстрациям (слайд №6):



  1. «Англичане дарят русскому императору блоху»

  2. «Николай Павлович посылает Платова в Тулу»

  3. «Работа тульских мастеров»

  4. «Платов принимает работу и увозит левшу»

  5. «Левша на царском приеме»

  6. «Левша в Англии»

  7. «Возвращение Левши в Петербург и его бесславная смерть»

б) Игра «Аудио викторина». Задание: по голосу угадать героя и эпизод, к которому относятся сказанные им слова (слайды № 7-11).

в) Тестирование на знание текста и литературных терминов (блиц-опрос) (слайд № 12).

Основная часть урока

3). Этап постановки темы, цели, задач урока.

На доске три высказывания, которые являются эпиграфами к нашему уроку (слайд № 13):



У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина» Н. С. Лесков

«Я думаю о тех смертных, которые любят добро, просто для самого добра и не ожидают никаких наград за него где бы то ни было…» Н. Лесков (из рассказа “Человек на часах”)

« … там, где стоит «левша», надо читать «русский народ». Н.С.Лесков

Беседа по вопросам: Как вы думаете, к кому из героев сказа Н.С. Лескова больше всего подходят все три эпиграфа? (Левша). Почему именно этот герой в центре внимания автора? Как относится к нему рассказчик, автор? Какие чувства вызывает левша у читателя? Почему? Какие народные проблемы поднимаются автором в произведении через изображение этого образа? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить во время урока.

Давайте задумаемся о смысле названия сказа (левша – безымянный герой, чем подчёркнута его «народность» и, в то же время, бесславная смерть). Ведь действительно Н.С. Лесков говорит « … там, где стоит «левша», надо читать «русский народ». Это значит, что в образе левши автор запечатлел образ народа. Левша – это собирательный образ, символ, если хотите – душа народа. Но каково же все-таки отношение автора к левше, а значит – и в целом к народу? Каким он изображает и показывает его? Какие народные черты высвечивает в левше и тульских мастерах? Пожалуй, трудно сразу однозначно ответить на эти вопросы. Строгие критики обвиняли Н.С. Лескова в отсутствии патриотизма, в насмешке над народом, о Левше и о народе Н.С. Лескова спрашивали: «…так он у Вас хорош или плох? Так Вы над ним смеетесь или восхищаетесь? Так Вы за народ или против народа?..» (Аннинский Л.А.) (слайд № 14). А как бы мы с вами ответили на этот вопрос? Запись в тетради темы урока: «Образ народа в сказе Н.С. Лескова «Левша» (слайд № 15).

4) Этап актуализации знаний и умений учащихся.

Устная работа по теории литературы:

– Что вы знаете о сказе как особом жанре литературы, каковы его основные черты? (Сказ ведётся в манере, резко отличающейся от авторской, и ориентируется на формы устной речи. Сказовые формы повествования помогают писателю прибегать к стилизации (подражанию) народной речи. В сказе имеются следующие особенности: обрамление сюжета, причём обрамляющие эпизоды имеют нравственно – поучительный смысл; близость к произведениям устного народного творчества, а именно, к сказке: зачин, повторы, диалоги, концовка; сказ создается с опорой на народные легенды и предания, словотворчество) (слайд № 16).

- Каковы языковые особенности сказа? Каким образом проявляется словотворчество в произведении Лескова (учащиеся называют новые слова из сказа) (слайд № 17, 18) . В каких ситуациях и от каких героев мы слышим чаще всего эти слова? (Такие слова появляются там, где герои или рассказчик сталкиваются с иностранными словами, названиями, непонятными и чуждыми малограмотному человеку, когда речь идёт о чужеземных и малознакомых словах. Слова искажаются согласно простонародному представлению о них, наполняются, кроме того, юмористическим или ироническим смыслом в духе народного понимания).

Керамиды-пирамиды

Мелкоскоп – микроскоп

Преламут – перламутр

Пубель – пудель

Тугамент – документ

и т.д.


- Какие народные черты отражены в речи рассказчика и левши? Для чего автором выбрана именно сказовая форма? Чему способствует жанр сказа? (Жанр сказа помогает писателю рассказать о своём герое языком человека из народа, лучше понимающего и знающего простых людей. Рассказчик выступает от лица народа, он – его рупор, он передаёт не только точку зрения одного человека, но воплощает «народный глас». Но всё же здесь виден и неоднозначный авторский взгляд на народ. Поднимается проблема необразованности народа, его невежества при всей его смекалке и талантливости, намечаются трагические нотки в судьбе левши и в судьбе народа в целом).

5. Этап организации восприятия и осмысления новой информации, усвоение исходных знаний.

– Итак, мы с вами выделили самые общие особенности сказа как жанра. Но ведь каждый писатель – яркая индивидуальность, и поэтому в его творчестве тот или иной жанр проявляется по-новому. Сказ у Лескова служит изображению любимых персонажей, именуемых праведниками. (Слайд № 19).

Выяснив, что означает слово «праведник», ответим на вопрос: является ли левша праведником? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять, как изображён левша в самом произведении Н.С. Лескова и не только.

Работа с иллюстрациями.

- Рассмотрим иллюстрации И. Глазунова и художников Кукрыниксов, на которых изображен левша. Обратим внимание, в чем сходство и отличие изображения данного образа разными художниками и нашего видения, восприятия образа левши (слайд № 20).



Задание: в таблице (слайд № 21 п.2,3) написать ответы на вопросы: 2. На какие черты внутреннего мира левши обращают внимание художники? 3. Цитата из текста, которая может послужить заголовком к данной иллюстрации: «…….».

Учащиеся выполняют запись, коротко обсуждают, делается вывод о неоднозначности образа левши, изображенного Н.С. Лесковым, о том, как это отразилось в иллюстрациях и в тексте произведения.

- Давайте подробнее поработаем с текстом и попробуем охарактеризовать образ левши с точки зрения рассказчика, автора. Чтобы ответить на вопрос, как относится автор к левше (народу), какие черты его внешности, поведения, речи, характера он считает народными, «смеется над ним или восхищается им», составим «Карту идей». Сначала учащиеся составляют такую карту каждый индивидуально в таблице (слайд № 21, п. 4, 5), затем, обсуждая, совместно составляют «Карту идей» на доске. Все вносимые в карту черты образа подтверждаются цитатами из текста сказа, а также ранжируются на положительные и отрицательные.

Получается примерно следующее:

Левша (+) самоотверженный, с чувством собственного достоинства, верный отечеству, любит Родину, талантливый мастер, скромный, простой, трудолюбивый, смекалистый, бескорыстный, неподкупный, спокойный, благородный, имеет чувство долга, религиозный, набожный, верующий, настойчивый, целеустремлённый, красивый душой …

Левша (-) безобразен внешне, неопрятный, неаккуратный, необразованный, невежественный, азартный (играет в карты), пьёт спиртное, забитый, с чувством своей незначительности, никчемности, ненужности.

Организуется дискуссия. Класс делится на две части, выдвигают аргументы «в пользу» и «против» левши, затем «защита» и «обвинение» меняются ролями. В ходе обсуждения учащиеся пытаются выяснить, какие из этих характеристик проявляются в образе большей степени, какие являются наиболее важными, а какие – второстепенны и могут быть оправданы. Возвеличивает все-таки автор или осуждает народ в лице левши, восхищается им или высмеивает? (Делается вывод о том, что левшу автор видит и изображает объективно, не идеализируя и не «снижая» образ. Он восхищается им как одним из лучших представителей народа, талантливого, сильного духом, самоотверженного, болеющего за свое Отечество. И это в левше, пожалуй, главное. Но поднимает автор и важные проблемы, связанные с народом: при огромном таланте - его необразованность, неграмотность, бесправие; проблема преклонения перед всем иностранным, иноземным; проблема истинного патриотизма народа, связанного с любовью к России и ложного патриотизма высоких чинов).

6. Этап закрепления и обобщения.

Учащиеся ещё раз возвращаются к эпиграфам урока (слайд № 22), делают выводы об образе левши, как собирательном образе народа, отношении к нему рассказчика, автора, читателя, о роли сказа для изображения народа в сказе «Левша» (слайд № 23), получают домашнее задание (слайд № 24).



Спасибо за внимание!




Чувство долга — это как раз то, что мы хотим видеть в других. Оскар Уайльд
ещё >>