«Образ матери в музыке, поэзии, живописи. Древнейшая песнь материнства!» Учитель: Хашханок Светлана Ибрагимовна - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конспект урока музыки в 3 классе. Учитель музыки моу сош №12 Анохина Е. 1 121.95kb.
«Образ подснежника в музыке, живописи, поэзии» 1 67.09kb.
Конспект урока музыки в 5 классе по теме: " Времена года в музыке... 1 127.85kb.
Урок музыки в 3-м классе " Древнейшая песнь материнства " 1 66.97kb.
Нашего сегодняшнего урока «Портрет в поэзии, музыке, живописи». 1 58.48kb.
«Образ матери в живописи, в музыке и литературе.» 1 99.39kb.
Урок по музыке 5 класс Тема урока: «Образ Александра Невского в искусстве»... 1 82.72kb.
Урок музыки в 5-м классе "Образ матери в музыке и изобразительном... 1 58.22kb.
Чувства человека в произведениях живописи 1 83.88kb.
Программа открытой городской научно-практической конференции учащихся... 1 30.21kb.
Восславим русскую берёзу. (устный журнал) 1 105.16kb.
Урок «Все народы воспевают материнство» 1 27.01kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«Образ матери в музыке, поэзии, живописи. Древнейшая песнь материнства!» Учитель - страница №1/1

Тема урока: «Образ матери в музыке, поэзии, живописи. Древнейшая песнь материнства!» Учитель: Хашханок Светлана Ибрагимовна.

Цели урока:

•Изучить духовные образы, образы матери в различных видах искусства: поэзии, живописи, музыки.

•Осознать единство темы.

• Выявить интонационное сходство через характер звучания, лад, динамику



ЗАДАЧИ:  

 1. Раскрыть образ Божьей Матери и образ матери через произведения поэзии, музыки, изобразительного искусства;

2. Развивать умение сравнивать, вокально-хоровые навыки;

3. Способствовать    расширению     представлений    учащихся     о музыкальных образах и жанрах.

4. Воспитывать чувство уважения к произведениям искусства,  раскрывающим образ Божьей Матери и образ матери.

5.Знакомство с произведениями о матери адыгских поэтов, композиторов.

6. Разучивание песни К. Жане и У. Тхабисимова « Синан».

МЕТОДЫ: созерцания,  словесный, художественный анализ, наглядный, практический, сравнения, выход за пределы музыки.

Тип урока: Углубления в тему.

Вид урока: урок – исследование.

Музыкальный материал: Ф. Шуберт «Ave Maria». Диск с песней « Си нан», видеоролик

«За один день до рождения…»



Дополнительный материал к уроку:  Презентация. Тема: «Древнейшая песнь материнства»

 Раздаточный материал: репродукции картины «Сикстинская мадонна» Рафаэль Санти,  Словари Ражникова; бумажный ангел на нитке по количеству  детей в классе.

• Карточки со словами: мир, радость, спокойствие, величие, красота, простота,  благородство, тишина,  достоинство).

                       Использованная литература и ресурсы сети Интернет:


1. Музыка: 1 – 4 кл. Методическое пособие/Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева,  Т.С.Шмагина. – М.: Просвещение, 2004

2. Музыка: учеб. Для учащихся 3 кл. нач. шк./Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. – М.: Просвещение, 2005

3. Фонохрестоматия  / Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева,  Т.С.Шмагина. Фонохрестоматия: 3 класс (CD, MP3)

4. www.rutube.ru 



I Организационный момент.
У.: Сейчас у нас урок музыки. Начинаем его с музыкального приветствия.
Музыкальное приветствие:
Ученики. Музыка, здравствуй! – 2 раза

Музыка, музыка.

Праздник прекрасный – 2 раза

Нам дарит музыка.

Учитель. Здравствуйте, девочки!

Девочки. Здравствуйте! (садятся на свои места)

Учитель. Здравствуйте, мальчики!

Мальчики. Здравствуйте! (садятся на свои места)

Учитель. Здравствуйте, здравствуйте!

Ученики. Здравствуйте!

Вместе. Здравствуйте, здравствуйте все!\
Музыкальная разминка (Распевка « Кто дежурные?»
У.:- Я постараюсь, чтобы сегодняшний урок музыки стал для вас интересным. О чем мы сегодня будем говорить,  вы мне скажете сами после просмотра видеоролика.

  Введение в тему урока


(Слайд 1. видеоролик « За один день до рождения…» ученики озвучивают текст)
У.: -Какие чувства наполнили вас во время просмотра ролика?

Ответы детей:…

У.: Почему?

Д.: Такие чувства переполняют человека, когда говорят о МАМЕ.

У.: Чему же будет посвящен сегодняшний наш урок музыки?

Д.:  (выводы детей)

У.: Есть особые произведения в искусстве, раскрывающие  великие, вечные темы. Сегодня мы с вами поговорим об отношениях человечества к матери средствами искусства. Проследим как музыка, литература и живопись создают образ матери. Тема материнства от века к веку волновала художников всех народов, наверное, потому, что эта тема близка каждому человеку, независимо от возраста, страны и национальности.

 

Актуализация темы урока (Слайд1)


«Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии  и изобразительном искусстве»  вот тема нашего урока сегодня.

Эпиграфом к уроку я взяла такие слова:  

 Я верю, что женщина – чудо такое,

            Какого на Млечном пути не сыскать,

            И если «любимая» - слово святое,

           То трижды священное – женщина-мать!» (Л.Рогожников)

У.:- Вот уже две тысячи лет воспевается образ Божией Матери.(Слайд2)

У.:- Кто же такая Божия Матерь? Послушайте текст из Библии.


У благочестивой немолодой семейной пары — Иоакима и Анны долгое время не было детей. Когда первосвященник отказал Иоакиму в праве принести Богу жертву так как он «не создал потомства Израилю», то он удалился в пустыню, а его жена осталась дома в одиночестве. В это время им обоим было видение ангела, возвестившего, что «Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире». Вскоре у Иоакима и Анны родилась дочь Мария.

Когда Марии исполнилось 3 года, родители отвели ее в храм. В Храме Марию встретил первосвященник Захария. Во время пребывания в Иерусалимском храме Мария изучала Священное Писание, занималась рукоделием и постоянно молилась.

Читая Священное Писание, Мария все яснее постигала законы Творца. Размышления о мудром устройстве сотворенного Им мира занимали ум Премудрой Девы и веселили  Ее сердце, как других веселят пиры, забавы или игры.

 Однажды, читая Священное Писание, перед  Марией предстал Архангел Гавриил и произнес Божественное приветствие:

 — Он сказал ей:

— Радуйся, святая, добрая Дева! Господь с тобою! Своею скромностью, своей добротой и любовью к Богу ты заслужила великую милость: у тебя родится сын, и ты должна назвать его Иисус. Он — Сын Божий, и придет на землю, чтобы спасти всех людей от зла, греха и смерти.

Чистая душа Марии недоумевала, чем заслужила Она столь высокую похвалу?   Дева Мария молчала и ждала... И родила она сына, который был назван Иисус Христос.
Художники и скульпторы, великие композиторы и поэты воспевают в своих творениях образ Богородицы . Ее называют Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна, Всепетая.
IV Беседа по картинам ( Слайд2)
У.:-На Руси есть много икон, посвященных Деве Марии, но особенно дорога и близка сердцу русского человека икона Богоматери Владимирской- Небесной Заступнице Москвы, России.

У.: О чем молятся этой иконе?

Д.: …

Эта икона -Величайшая святыня Руси - в течении нескольких столетий находилась в Успенском соборе Московского кремля. Недаром Россию называют домом Богородицы. Многое «видела» и «слышала» икона:


«Странная история России

 Вся прошла перед Твоим Лицом....

Здесь в Успенском - в сердце стен Кремлёвских,

Умиляясь на нежный облик Твой,

Сколько глаз жестоких и суровых

Увлажнились светлою слезой! (М. Волошин)

У.: -Вот что пишет об этой иконе Максим Волошин. Что «видела и слышала» икона по мнению  автора?

Д.: - …
(Слайд3)



Одним из величайших созданий мирового искусства стала картина Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна», созданная в 1512-1513г.г. в которой гениально воплощена идея материнства, земное, реалистическое изображение женщины-матери. Она только что сделала едва заметный шаг навстречу людям. Её движение спокойно и величаво. Создаётся впечатление, что она не идёт, а парит в облаках, и в этом её движении нет ничего торопливого и преднамеренного. Она слегка привлекает к себе младенца, словно боясь расстаться с ним, и в то же время протягивает его к людям. Имя младенца – Христос, имя его матери – Мария. Перед ними склонились Святая Варвара и Святой Сикст (отсюда и название картины “Сикстинская мадонна”).
У.:-Нравится ли вам эта картина? Почему?

У.: Кто изображен на картинах?

У: - Куда направляется Дева Мария? Для чего?
(Слайд4)
У.: -  Это  икона русского  художника  В.Васнецова  «Богоматерь  с младенцем»  

Картину Рафаэля Санти от иконы Васнецова отделяет почти 350 лет.

У.:- Похожи ли эти картины? Чем?
 Динамическая пауза.
У.:- Давайте отдохнем, повторяйте за мной движения.

У.:- Продолжаем урок.

У.:- Все верующие люди обращаются к Богу, Аллаху. Для этого существуют молитвы. Русские (христиане) молятся в Храмах или у себя дома перед иконами, а у мусульман есть Мечети.

У.: - Знаете ли вы молитвы?

У.:- Как вы думаете, о чем можно просить Бога, Аллаха, Деву Марию?

Д.:-


У.: -   “Аве. Мария”, что значит “Славься, Мария”. Есть неизменный латинский текст молитвы, который много веков вдохновлял и вдохновляет композиторов.

Д.: -  (  выбирают характер,  темп, динамику настроение, тембр голоса, инструмента, лад)

  Слушание «Ave, Maria» Франц Шуберт в исполнении Лучано Повороти.

У.: -  Давайте послушаем молитву  “Аве, Мария” австрийского композитора Франца Шуберта  в исполнении итальянского оперного певца Лучано Повороти. Слушая музыку,  всмотритесь в картины на стр.41-44 и подумайте, какие мысли приходят вам в голову, о чем бы вы помолились что бы вы попросили у Девы Марии?

Д.:- 

У.: - Когда художник пишет Деву Марию, то у него чаще всего получается не обычная картина, а икона. На Руси есть иконы с удивительно поэтическими названиями: «Утоли мои печали», « Неувядаемый цвет», «Нечаянная радость», «Милостивая», «Всех скорбящих радость». Каждая из этих икон получила название от того о чем молятся этой иконе.


 Развитие вокально-хоровых навыков.
У.:- Кто-то приходит за помощью к иконам, кто-то находит помощь и успокоение,  в том,  что пишет стихи, картины, но каждый из нас знает точно, что выслушает,  поможет и защитит нас только один человек – это наша МАМА. МАМА – слово, которое на всех языках звучит одинаково нежно и тепло…(Слайд Есенин).Дальше все слайды подряд Презентация2

- Ребята, а теперь закройте глаза и представьте себе лицо своей мамы. Загляните в её глаза прямо сейчас, в своём воображении. Хорошо ли вы их помните? Кто из вас может сделать сообщение о своей маме?

У.: К образу матери обращаются творческие люди всех нацональностей, в том числе адыгейские поэты, писатели, художники. (Показать книги, прочитать отрывки, ориентироваться на время)

У.:- А сейчас мы доучим песню « Си нан». Давайте с вами споем ее красиво, с чувством,  каждый постарается  петь так, как будто вы дарите песню в подарок   своей МАМЕ.

  ( Проводится работа по доучиванию песни)

Итог урока
У.: - Какой образ сопровождал нас сегодня на уроке?

Д.: - …


( На доске слова повесить    (или сейчас или перед началом урока): мир, радость, спокойствие, величие, красота, простота,  благородство, тишина. достоинство).  Дети выбирают или  придумывают свои слова.

Д.:
У.: - Найдите слова, которые передают ваши чувства, когда вы слушаете музыку, стихи, смотрите на картины, посвященные Богоматери.
У.: - Богородица, прежде всего мать, поэтому и чтят её образ во всех странах, как вечный символ страдающий матери. И в   любом из видов искусств образ матери является неизменным символом доброты, любви, счастья, величия.  Берегите, уважайте, нежно любите свою маму, старайтесь не причинять ей боли своими словами и поступками.  (Слайд 12)
Домашнее задание. У.: Наверняка, у каждого из вас, после прослушивания  музыки на уроке,  остались свои впечатления   найдите   стихотворение, которое, по вашему мнению, было бы близко вашим чувствам, прочитайте его выразительно и поделитесь с нами на следующем уроке. (Слайд 11)
Рефлексия.

У.:


Я хочу, чтобы вы еще раз посмотрели иконы и «пролистали» в памяти весь урок (Видеоролик : иконы Зарема )

У каждого из нас с вами есть ангел- хранитель( Мэла1ич), и он спустился к вам, возьмите его аккуратно в ладошки, и скажите ему свою просьбу. Может кто-то хочет попросить, чтобы его не коснулась война, а кто-то - здоровья себе и своей маме или другому близкому человеку.

У.:И еще я хочу, чтобы на память об этом уроке, как в бы в наказ, у вас остались эти слова.(Раздаю листы с наказом и стихами)

 

У.: -Что нового вы узнали?



У.: -Оцените свою работу на уроке. (Светофор)

У.: -Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи. Спасибо за урок!

Сигупшысэ 1эш1ухэм, синан, уахэпк1агъ,

Сыгу имык1ыщтыр о уищы1эк1агъ,

Къэгъэгъэ зэмышъогъубэмэ уищагу агъэдэхагъ,

Ахэм анахь дахэу,синан ,ути1агъ.

Хъут( Хьэшхъуанэкъо) Сар.

Зыбзэ зыхъожьырэм

Яни ехъожьы.

Зянэ зыхъожьрэм

Ыпси ещэжьы.

Хъут( Хьэшхъуанэкъо) Сар.


К Ее иконе в час молитвы,

Из грешных, кто ни припадал,

Как новобранец перед битвой,

Кто о спасенье не взывал?

И телом страждущих, и духом,

Избитых жизнью горемык, —

К ним обращалась чутким слухом,

На их души спешила крик.

И утолив мирян печали

Святою мерою сполна.

Чтоб духом впредь не обнищали,

Просила Господа Она.



В. Чуприна

У благочестивой немолодой семейной пары — Иоакима и Анны долгое время не было детей. Когда первосвященник отказал Иоакиму в праве принести Богу жертву так как он «не создал потомства Израилю», то он удалился в пустыню, а его жена осталась дома в одиночестве. В это время им обоим было видение ангела, возвестившего, что «Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире». Вскоре у Иоакима и Анны родилась дочь Мария.

Когда Марии исполнилось 3 года, родители отвели ее в храм. В Храме Марию встретил первосвященник Захария. Во время пребывания в Иерусалимском храме Мария изучала Священное Писание, занималась рукоделием и постоянно молилась.

Однажды Дева Мария читала священную книгу пророка Исаии и, дойдя до слов «Се Дева примет во чреве и родит Сына…», воскликнула, как была бы она счастлива, если бы она сподобилась увидеть эту Божию избранницу и быть хотя бы служанкой у неё. Тогда явился перед ней посланный с небес Богом архангел Гавриил и сообщил Марии благую весть о грядущем рождении от неё Спасителя.

Согласно Святому Преданию, Мария покинула этот мир в 48 году. К смертному одру Богоматери со всех концов света съехались апостолы, за исключением апостола Фомы, который прибыл на три дня позже и не застал Богородицу в живых. По его просьбе её гробница была открыта, но там были только благоухающие пелены. За душой Богородицы в момент смерти явился сам Иисус Христос с сонмом небесных сил.

Богородицу любят и почитают за то, что Она – пример материнства, жертвенной любви, кротости, смирения, трудолюбия, т.е. всех тех качеств, которые должны быть присущи каждой женщине. Образ Богородицы: теплый, светлый, глубокий, поэтичный, трогательный, проникновенный, красивый, святой, образ материнства, любви, сострадания, участия.

Люди изображали Богородицу в разные исторические времена в разных культурах.

Согласно Преданию, первым иконописцем образа Божией Матери является евангелист Лука. Предание утверждает, что он писал образ Богородицы с Самой Пречистой Девы Марии, и Богоматерь, увидев Свой первый написанный Образ, произнесла: «Благодать Родившаяся от Меня и Моя с этой иконой да пребудет».

Это предание подтверждается разными историческими документами и в равной мере признается как Православной Церковью, так и католической.

Самые ранние изображения Богородицы мы встречаем на стенах римских катакомб. Их оставили первые христиане которые вынуждены были скрываться от преследования римских властей. В годы гонений они строили подземные сооружения (катакомбы), которые служили и местом захоронения христиан, и местом совершения христианских богослужений.

После официального признания христианства императором Константином, христиане стали строить великолепные храмы, которые украшали мозаиками.

Во времена Византийской империи главным собором был собор Святой Софии в Константинополе. Он был построен во времена правления императора Юстиниана в середине VI века н.э. В этом соборе под самым куполом над алтарем изображена Богородица с Иисусом Христом на коленях.

11 мая 330 года Константин Великий официально перенес столицу империи в Константинополь и посвятил этот город Пресвятой Богородице. Это посвящение отражено в мозаике южного входа в храм Святой Софии, которая изображает Богородицу на престоле с Младенцем на руках, по обеим сторонам предстоят Константин Великий и Юстиниан Великий. Первый посвящает Христу и Богородице Константинополь, а второй главную церковь империи, храм Святой Софии.

К нам на Русь православие пришло из Византии. Как и в Византии, в Древней Руси образ Богородицы стал одним из самых почитаемых. Богородица считается покровительницей Руси, поэтому русские люди во все времена относились к ней с особой любовью.

Сразу после крещения Руси князем Владимиром началось строительство храмов. Одним из самых древних храмов, дошедших до наших дней, стал собор Святой Софии в Киеве. Над алтарем этого собора располагается незабываемый образ Богородицы Оранта, что в переводе с греческого означает «молящаяся», выполненный в византийской традиции.

На Руси Богородица всегда воспринималась как покровительница и защитница родной земли, заступница людей перед Богом.

Русские иконописцы написали огромное количество икон, на которых запечатлен лик Богородицы, события ее земной жизни, потому что на Руси Богородица почиталась особо. Она всегда воспринималась как покровительница и защитница родной земли, заступница людей перед Богом. Каждая Богородичная икона уникальна, имеет свою удивительную историю написания и обретения. У каждой иконы своя судьба. Одним из лучших ранних образцов византийской живописи явилась икона «Владимирская икона Божией Матери»

«Владимирская Богоматерь» - одно из лучших произведений средневекового искусства, которое художник И.Э. Грабарь справедливо назвал «несравненной, чудесной, извечной песнью материнства».

На Руси образ Богородицы прославляли не только в изобразительном искусстве, но и в литературе, и в музыке. О Богородице написаны удивительные песнопения. Великие русские композиторы П.И. Чайковский и С.В. Рахманинов воссоздавали в своих произведениях образ Матери Иисуса Христа.

В западном искусстве Богородицу называли Мадонной. МАДОННА – это сокращенное от Mia Donna, что значит «Моя Госпожа».

Под влиянием ранних византийских образцов в XII—XIII вв. на Западе стали появляться изображения Богоматери, сидящей на троне.

В Средневековом искусстве Богородица являлась олицетворением природы, богини матери, поэтому ее часто изображали среди природы.

Во время эпохи Возрождения западноевропейская иконопись изменила стиль изображения Мадонны, её стали изображать более женственной, трепетно одухотворённой. Мадонны Возрождения сочетают в себе земную красоту и величавое целомудрие. В отличие от восточной иконографии Богоматери, образ Мадонны вобрал в себя многие исторические прототипы, черты, атрибуты и поэтому оказался более динамичным, многообразным.

Титаны Высокого Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль и Тициан - стремились к созданию обобщённого образа совершенного человека, прекрасного как физически, так и духовно. Воплощением такого идеала стала Мадонна, дева Мария, с младенцем Иисусом Христом - возвышенный символ материнства и жертвенной любви к людям.

Одним из лучших произведений на эту тему стала «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи - жемчужина коллекции Эрмитажа. На картине изображена юная Мария, бережно держащая на руках младенца. Её склонённый профиль полон исключительной красоты и благородства. Опущенные глаза и едва заметная улыбка придают облику Мадонны необыкновенную выразительность и теплоту, озаряют её светлым материнским чувством. В этой замечательной картине художнику удалось передать своё представление о счастье, чисто земной радости бытия и святости лучших человеческих чувств.

Одним из величайших созданий мирового искусства стала картина Рафаэля «Сикстинская мадонна», в которой гениально воплощена идея материнства, земное, реалистическое изображение женщины-матери. Она только что сделала едва заметный шаг навстречу людям. Её движение спокойно и величаво. Создаётся впечатление, что она не идёт, а парит в облаках, и в этом её движении нет ничего торопливого и преднамеренного. Она слегка привлекает к себе младенца, словно боясь расстаться с ним, и в то же время протягивает его к людям.

Дева Мария в западноевропейском искусстве стала воплощением совершенного образа женской красоты. Такой стиль изображения мадонны просуществовал в католическом мире вплоть до XIX века.

Также в отличии от восточной традиции, на западе создавались скульптурные изображения Богородицы.



Образ Мадонны также нашел воплощение в западноевропейской поэзии и музыке. Музыкальные произведения, посвященные Богородице получили название Аве Мария, что означает «Радуйся, Мария». Самыми знаменитыми стали Аве Мария Джулио Каччини и Франца Шуберта.

В наше время иконописцы, художники, поэты, композиторы продолжают воплощать в искусстве светлый образ Богородицы. Но о том, какие черты присущи Ее современным изображениям, наверно, будут говорить наши потомки.




Филолог — это учитель медленного чтения. Фридрих Ницше
ещё >>