Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы моу «Гимназия №6» г. Воркуты - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок мировой художественной культуры Ольга Борисовна Стройкина, учитель... 1 274.19kb.
Мбоу кривошеинская сош» Организация проектной деятельности на уроках... 4 382.23kb.
Ежова Елена Юрьевна, учитель русского языка и литературы, моу сош... 1 133.74kb.
Методическая разработка. Работа учителя русского языка и литературы... 1 137.08kb.
Выступление на шмо учителей русского языка и литературы Педагогическая... 1 70.15kb.
Урок литературы в 11 классе Учителя русского языка и литературы Мельниковой... 1 126.45kb.
Егорова Ольга Александровна учитель русского языка и литературы моу... 1 13.73kb.
Знающее незнание 3 414.23kb.
Стремление узнать больше далекой земле – пробуждает еще большую любовь... 1 53.51kb.
Уроки литературы в 12 классе (12 летней школы) Из опыта работы учителя... 1 231.19kb.
Состав экспертных групп по аттестации педагогических работников на... 1 47.57kb.
Дипломная работа студентки 5-го курса первого высшего образования 4 1183.45kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы моу «Гимназия - страница №1/1

Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Гимназия №6» г. Воркуты

Доклад на ГМО учителей русского языка и литературы в рамках Единого методического дня


Внутрипредметная и межпредметная интеграция - путь формирования и совершенствования культуроведческой компетенции
Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих эту картину. Но предметная разобщенность, разные подходы к изложению материала, перегрузка учащихся, связанная с информационной перенасыщенностью, порождают серьезные трудности в формировании целостного представления об окружающем мире, препятствуют органичному восприятию культуры учащимися. Между тем в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Возможно, именно интеграция учебных предметов позволит решить проблемы современного образования. Так как урок был, есть и в ближайшем будущем наверняка останется главной формой организации обучения и воспитания, он должен быть личностно ориентированным, направленным на творческие, развивающие формы работы. Оптимальными педагогическими технологиями представлются следующие: проектная, исследовательская, развития критического мышления через чтение и письмо. Необходимым требованием современного урока является межпредметная интеграция.

Для педагогики в целом, рассматривающей одной из своих задач укрепление связи школы с жизнью, ориентация на культуру – это новый тип российского педагогического сознания, активно развивающийся в последнее время. Отношение образования и культуры стало основополагающим. Впервые новые образовательные стандарты утвердили в качестве одной из целей изучения русского языка и литературы формирование культуроведческой компетенции, которая определяется как «осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения». КК предполагает понимание следующих моментов:



  • родной язык является частью и основой национальной культуры, важнейшим средством приобщения к её разнообразным богатствам;

  • изучать родной язык – значит изучать национальную культуру;

  • речь человека, отношение его к языку – это отражение духовно-нравственной культуры личности;

  • речевое поведение каждого человека вносит лепту в создание речевой среды, которая должна восприниматься как часть культурного пространства, как основа сохранения культуры;

  • в условиях нашего многонационального государства изучение русского языка – это также познание культуры русского народа, осознание многообразия духовного и материального мира, признание и понимание ценностей культур других народов, умение жить и общаться в многонациональной стране [20].

Непосредственная цель преподавания литературы – воспитание эстетически и этически развитого читателя, который заинтересован в общении с искусством и способен самостоятельно понимать и оценивать произведение как художественную модель мира, созданную автором, вести с автором опосредованный произведением «диалог» о главных мировоззренческих проблемах.

Таким образом, филологическое образование играет ведущую роль в  формировании и воспитании личности, развитии ее морально-нравственных качеств и творческих способностей, в приобщении к отечественной и мировой духовной культуре, а также продолжении национальных традиций и исторической преемственности поколений.

В рамках филологического образования школьник учится также практически применять знания, полученные им в курсах родного языка и истории; работает с такими междисциплинарными, общегуманитарными категориями, как личность, культура, миф, картина мира, эстетическая и художественная ценность и другими.

Какие фоновые знания необходимы для этого ученику?



  • знания, связанные со специфическими географическими, природными условиями, в которых живет нация;

  • знания, связанные с историей народа;

  • знания бытовых реалий: уклад, обычаи, традиции;

  • знания духовных основ религии;

  • знания, связанные со своеобразием национальной культуры, специфическими эстетическими представлениями нации.

Следовательно, необходима интеграция в МХК, музыку, живопись, театральное искусство, историю, географию и другие предметы. Автор книги «Человек в поисках смысла» В.Франкл писал: «Если человек хочет прийти к самому себе, его путь лежит через мир». Его мысль подтверждает М.М.Бахтин, говоря, что «внутренней территории у культурной области нет: она вся расположена на границах, границы проходят повсюду…»

Говоря о приобщении к родной культуре, национальным нравственным ценностям, в первую очередь мы ведем речь о материализованных произведениях культуры, т.е. артефактах – произведениях живописи, скульптуры, музыкальных произведениях, изделиях декоративно-прикладного искусства. В психолого-педагогической литературе приведены результаты экспериментов, обнаруживающие притяжения учеников разных возрастных периодов к той или иной области культуры.

Учащимся 5-6 классов по их эмоциональной реакции и внутренним потребностям музыка, живопись ближе, яснее, нежели литературное произведение; поэтому включение в уроки литературы этих видов искусства, кроме развивающего фактора, становится одним из способов постижения литературного произведения.

В 7-8 классах подростки субъективны в силу особенностей возраста, но и в этот период в культурных предпочтениях доминируют музыка и живопись. Именно в этих видах искусства они чувствуют ту свободу домысливания, сто оставляет читателям, зрителям, слушателям автор.

В старших классах культурный контекст в результате ранее проведенной работы уже органичен. Постепенно снимаются барьеры непонимания того или иного вида искусства (архитектуры, скульптуры, балета), сменяясь стремлением понять их. Старшеклассники часто пытаются объяснить литературное произведение, героя известным им культурным контекстом.

Одним из главных средств, способствующих формированию национального самосознания личности учащихся, безусловно, является произведение живописи. Язык живописи по-своему отображает окружающую действительность, передает информацию о людях или предметах, о природе или событиях, изображенных на полотне. Картина специфически аккумулирует окружающий мир, беря в рамку эпоху. Произведение живописи, используемое в качестве учебного средства, является достоверным источником информации о быте и культуре родного народа, поскольку художник отбирает из жизни самые существенные, типичные явления национальной культуры, особенности характера своего народа, его быт, традиции. Вот почему картина имеет огромный культуроведческий потенциал, позволяя соединить в учебном процессе изучение языка с историей и культурой народа.

Использование произведений живописи на уроках русского языка и литературы способствует осуществлению такой важной социально-языковой функции языка, как кумулятивная, или накопительная. Произведения живописи, представляя собой культурные ценности, накопленные и накапливаемые определенной нацией, умножают духовное богатство человека, познающего язык и культуру своего народа. Кумулятивная функция языка обеспечивается, прежде всего, лексикой и фразеологией, поскольку слова и фразеологизмы непосредственно отражают внеязыковую действительность. Предметная сущность живописи дает материал как для формирования речевых навыков, так и для активизации пассивного словаря, когда учащиеся лишь частично понимают те или иные слова. Поскольку произведение живописи создается художником на определенную тему, то, естественно, содержание беседы по картине предполагает употребление тематически обусловленных слов, которые входят в единое поле слов, в одну и ту же лексическую систему. При этом естественным путем происходит обогащение словаря учащихся разного рода эмоционально-оценочными словами.

В наше время, одной из примет которого является усиливающаяся нравственная глухота общества, особенно остро стоит такая воспитательная проблема, как развитие эмоциональной культуры и чуткости людей друг к другу. В этом плане живопись, особенно портретная, обладает исключительно сильным воспитательным потенциалом. Она учит чувствовать другого человека, видеть в глазах изображенного человека страдание, смятение, одиночество.

Безусловно, филологическим дисциплинам ближе область искусства, истории, поэтому основное внимание в своей работе я уделила этим учебным предметам. Но нужно сказать, что культуроведческая компетенция формируется в широком контексте метапредметных компетенций и личностного результата школьника и не может рассматриваться как отдельная и самостоятельная «точка прорыва» в отдельной области. Ведь проводя исследовательскую работу по литературе, ученик либо овладевает навыками работы в этом направлении (которые обязательно пригодятся ему в дальнейшей учебе), либо использует навыки, полученные при выполнении аналогичной работы по другому предмету.

В зависимости от объекта исследования ученические работы можно разделить на следующие виды:



  • работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких произведений. Проблемы могут носить различный характер – теоретико-литературный, мировоззренческий, эстетический, культурологический. Например, сопоставление текста произведения, написанного на иностранном, с его переводами на русский язык, сравнение древнерусского текста с его переводами различными авторами;

  • работы, предполагающие интеграцию литературы и истории, философии, лингвистики, МХК, приучающие учащихся видеть общность гуманитарных знаний, осваивать разные методологические подходы к анализу явлений искусства и жизни. Например: «Образ «маленького человека» в русской литературе XІX», «Художественный тип «лишнего человека» в русской литературе»; работы, посвящённые изучению жизни и творчества писателей, чьи судьбы связаны с историей города, области (литературное краеведение). При введении такого материала в содержание урока можно успешно реализовать национально-региональный компонент.

Например, в форме исследования возможно проведение уроков по творчеству Ф. М. Достоевского. С этой целью обращаемся к таким культуроведческим объектам, как Дом-музей Ф. М. Достоевского; виртуальная экскурсия по Санкт-Петербургу эпохи Достоевского в сопоставлении с Петербургом Пушкина, Гоголя; история названия улиц Петербурга Достоевского; дневники А. Г. Достоевской; цветопись в изображении Петербурга и т.д. (конспект)


В конце 20 столетия получила распространение концепция «Школы диалога культур» Библера. В центре культурологического образования, «на грани культур», стоит «человек культуры» - интегральная индивидуальность. Поэтому интеграция учебных предметов представляется весьма перспективным средством совершенствования «человека культуры».


Материал школьной программы

Культуроведческий фон

Русские народные сказки

Живопись: В.Васнецов. «Царевна-лягушка», «Кащей Бессмертный»;

С.Малютин. «Кащей Бессмертный»; И.Билибин. «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная»; Е.Поленова. «Избушка блином прикрыта»



Музыка: П.Чайковский. «Баба Яга» (из «Детского альбома»); Н.Римский-Корсаков. «Кащей Бессмертный»; А.Лядов. «Баба Яга», «Кикимора», «Волшебное озеро»

Былины

Живопись: В.Васнецов. «Гусляры», «Витязь на распутье», «Богатыри»; М.Врубель. «Богатырь»; Е.Кибрик. Цикл «Героические былины»; лубочные картинки

Музыка: А.Бородин. «2-я симфония («Богатырская»); Н.Римский-Корсаков. «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже»; Ю.Шапорин. «На поле Куликовом», «Сказание о битве за русскую землю»; С.Прокофьев. «Александр Невский»

Древнерусская литература

Живопись: миниатюры Радзивилловской летописи 15 века (к «Слову о полку Игореве»); В.Фаворский (изображения Игоря, Святослава Киевского, Ярославны, Буй-Тура Всеволода); В.Васнецов. «Вещий Боян», «После побоища Игоря Святославича с половцами»; изображение Ярославны М.Грачевым, В Перовым, И.Горюшкиным-Сорокопудовым; иллюстрации художников Палеха – И.Голикова, И.Исакова; декорации к опере А.Бородина «Князь Игорь» К.Коровина, Н.Рериха

Музыка, театральное искусство: А.Бородин. Опера «Князь Игорь»; портреты Л.Собинова, Ф.Шаляпина, С.Лемешева

Архитектура: своеобразие и особенности архитектуры Киевской Руси, Новгорода, Владимира

Жизнь и творчество А.С.Пушкина

Гравюры Е.Гейтмана, В.Фаворского

Живопись: И.Репин. «Пушкин на экзамене 8 января 1815 года»; портреты Пушкина работы В.Тропинина, О.Кипренского; иллюстрации В.Васнецова, М.Нестерова, И.Билибина к сказкам Пушкина; иллюстрации Д.Шмаринова, А.Пахомова к «Дубровскому»; К.Зеленцов. «В комнатах»; А.Венецианов. «Захарка»; иллюстрации В.Сурикова, П.Соколова, С.Герасимова к «Капитанской дочке»; И.Репин, И.Айвазовский. «Пушкин на берегу Черного моря»; иллюстрации к «Евгению Онегину» А.С.Пушкина, Г.Гагарина, В.Серова, М.Нестерова, М.Врубеля, А.Бенуа, П.Соколова, К.Коровина, В.Маковского, Н.Кузьмина; портреты Дидло, Колосовой, Семеновой, Истоминой

Скульптура: Р.Бах. «Пушкин – лицеист», статуэтка И.Теребенева, бюсты Пушкина работы С.Гальберга, А.Витали; памятники Пушкину работы А.Опекушина в Москве, М.Аникушина – в Петербурге, А.Ковалева – в Киеве; памятник Минину и Пожарскому в Москве

Музыка: оперы - Н.Римский-Корсаков («Сказка о царе Салтане»), Э.Направник («Дубровский»), Ю.Шапорин («Декабристы»); А.Бородин. Баллада «Море»; романсы М.Глинки, А.Алябьева, Н.Римского-Корсакова, В Мурадели; опера опера П.И.Чайковского «Евгений Онегин»

Архитектура: здание Адмиралтейства, Главного штаба русской армии в Петербурге; Красная площадь, Александровский сад, Театральная площадь,

История: деятельность тайных обществ, встречи Пушкина с декабристами (Н.Тургеневым, М.Орловым), дружба с П.Чаадаевым

Жизнь и творчество М.Ю.Лермон

това


Живопись: репродукции картин Д.Шмаринова, В.Верещагина, А.Кондратьева, Р.Жуковского к «Бородино»; И.Репин. «Иван Грозный»; иллюстрации к «Песне…» В.Конашевича, И.Билибина, В.Васнецова, В.Сурикова, Б.Кустодиева, В.Поленова, К. Петрова-Водкина, И.Глазунова; рисунки художников Палеха – А.Дадыкина, И Вакурова; акварели М.Ю.Лермонтова (виды Кавказа), карандашные рисунки «Тамань», «Всадник и амазонка»; М.Пастернак. «Мцыри смотрит на волю»; И Тоидце. «Битва Мцыри с барсом»; Н.Данилин. «Перед дуэлью»; Н.Шестопалов. «Дуэль Лермонтова с Мартыновым»

Музыка: романсы А.Варламова, Б.Асафьева, М Глинки; О.Тактакишвили. Симфоническая поэма «Мцыри»; А.Даргомыжский. «И скучно, и грустно»; М.Балакирев. «Сосна»; оперы «Бэла» (муз.А.Александрова), «Княжна Мери» (В.Дегтярев)

Скульптура: памятники в Пятигорске (А.Опекушин), в Петербурге (В.Крейтан), в Москве (И.Бродский)

Жизнь и творчество Н.В.Гоголя

Живопись: портреты Гоголя работы А.Венецианова, А.Иванова, В. Тропинина, Н.Горюнова; иллюстрации Е.Кибрика. А.Бубнова, А.Герасимова, Д.Шмаринова, Т.Шевченко, А.Пластова к «Тарасу Бульбе»; иллюстрации А.Агина, П.Боклевского, П.Соколова, В.Маковского, А.Лаптева к «Мертвым душам»; К Трутовский. «Помещик на отдыхе»; Е.Крендовский. «Провинциальный город»; А.Куинджи. «Лунная ночь над Днепром»; И.Репин. «Запорожцы»; М.Клодт. «Пушкин у Гоголя»; Б.Лебедев. «Н.В.Гоголь и В.Г.Белинский»; Д.Кардовский. «Невский проспект»; иллюстрации П.Федотова, П.Боклевского к «Ревизору»

Скульптура: памятники работы Н.Андреева, Н.Томского

Музыка: П.И.Чайковский. Опера «Черевички»; Н.Римский-Корсаков. Опера «Ночь перед Рождеством»; М.Мусоргский. «Сорочинская ярмарка»; Д.Шостакович. Опера «Нос»; Д.Шведов. Опера «Ревизор»; В.Эгк. Опера «Ревизор»


Примерные задания интегративного характера

1. Интеграция в литературу, МХК, живопись, русский язык. Рассмотрите картины

Г. Семиградского «Ночные гуляния на Ивана Купалу», Иллюстрацию И.Н.Крамского к повести Н.В.Гоголя «Майская ночь», картины С. Ю.Судейкина «В ночь на Ивана Купалу» и И. Лысенко «Иван Купала»;

- Известно, что имя бога Купало восходит к словам купа, купина, сто означает - куст, сноп или масса старых растений, травы. Приведите однокоренные слова в современном русском языке. Объясните свой выбор. Некоторые лингвисты также усматривают связь слов купать, кипеть с именем этого бога. Чем это можно было бы объяснить? (вкупе, купаж, совокупность и т.д.)

2. Интеграция в литературу, МХК, живопись, русский язык, театральное искусство.

Некоторые исследователи связывают славянских языческих Ладу и Леля с героями греческого мифа о Деметре и Персефоне. Познакомьтесь с этим мифом и попробуйте найти между ними общие черты.

- Пользуясь этимологическим словарем, проведите расследование: Какую связь и почему можно установить между именем Лада и глаголом ладить? Какое значение имеют в современном русском языке слова лад, лады, ладный? Приведите примеры известных вам однокоренных слов.

- Познакомьтесь с книгой Василия Белова «Лад», представляющей собой серию очерков о жизни северных народов. «Лад в народной жизни, - определяет автор, - стремление к совершенству, целесообразности, простоте и красоте в жизненном укладе». Используя материалы этой книги, приведите примеры ладной, слаженной крестьянской жизни. Объясните свой выбор.

- Рассмотрите и сравните изображение Лады и Леля на картинах В. Васнецова «Лель», М. В. Нестерова «Лель», Н. К. Рерих «Леля, дочь Лады». Познакомьтесь с эскизами к опере-сказке Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» и балету «Весна Священная», с художественной характеристикой этих героев в пьесе-сказке А.Н.Островского «Снегурочка».


  1. Интеграция в литературу, МХК, иконопись, архитектуру.

- Макошь – наиболее загадочное женское божество, покровительница женщин, плодородия, рукоделия. Какое подтверждение о связи с фольклорным образом Матери Сырой Земли мы находим в произведениях УНТ?

- Почему Макошь в христианскую эпоху стали соотносить с образом Святой мученицы Параскевы Пятницы?

- Рассмотрите икону «Три святителя и Параскева Пятница» с изображением Параскевы Пятницы и объясните характерные для нее атрибуты.

- Почему во многих городах Руси (Новгород, Чернигов, Москва) возводимые в честь этой святой церкви носили название Параскевы Пятницы на Торгу? Как можно объяснить, что с незапамятных времен базарным днем на Руси считалась именно пятница?

- Познакомьтесь с некоторыми пословицами, собранными В. И. Далем о пятнице: «Кто в пятницу дело начинает, у того оно будет пятиться», «По пятницам мужики не пашут, а бабы не прядут», «Кто в пятницу прядет, святым родителям костыркой глаза запорашивает». Какой смысл заключен в них? Какое отношение они могли иметь к Макоше?


  1. Интеграция в литературу, МХК, живопись, русский язык:

- Перун - особо почитаемое верховное божество древних славян. Дуб - священное дерево Перуна (а также Зевса и Юпитера - в греческой мифологии). Его атрибуты - огненная палица (меч-кладенец или палка-дубинка), священный цветок - огненный папоротник. Каким предстает облик этого бога в стихотворении К. Бальмонта?

- Приведите примеры из русских народных сказок или былин (об Илье Муромце), где рассказывается о чудодейственной силе палицы (дубинки, топора, меча).

- Вспомните известные народные сказки, в которых говорится о чудодейственной силе цветка папоротника. Какими волшебными чарами он обладает?

- Рассмотрите репродукции картин И. Акимова «Новгородцы, ниспровергающие Перуна», И. Билибина «Перед алтарем». Назовите атрибуты Перуна, присутствующие на картинах.



  1. Интеграция в литературу, МХК, живопись, русский язык, географию, физику, музыку:

- Ученые утверждают, что среди художественных произведений мирового искусства едва ли не половина восходит к античным образам и сюжетам. Используя справочную литературу и издания по греческой мифологии, объясните смысл следующих выражений: ахиллесова пята, гордиев узел, дамоклов меч, муки Танталла, панический страх, сизифов труд, нить Ариадны, между Сциллой и Харибдой.

- Названия многих цветов своим происхождением также обязаны античным мифам. Приведите примеры.

- Рассмотрите карту звездного неба, на которой запечатлена область вокруг Полярной звезды. Именно эта ее часть хорошо видна в Северном Полушарии, где мы живем. Здесь находятся созвездия Дракона, Цефея, Кассиопеи, лебедя. Познакомьтесь с мифами, нашедшими отражение на карте звездного неба, и проведите экскурсию для одноклассников.

- Знаете ли вы, под каким знаком зодиака родились? Связан ли ваш знак с какой-либо мифологической легендой?

- Используя этимологический словарь и опираясь на знание греческой мифологии, объясните смысл слова титан. Почему прилагательное «титанический» имеет синонимы - громадный, огромный, колоссальный? Кого из деятелей науки, культуры, искусства вы могли бы назвать титанами?

- Миф об Орфее и Эвридике давно считается «вечным» музыкальным сюжетом, вот почему он интересен и композиторам нашего времени. В 1975 году А. Б. Журбин написал музыку к первой отечественной рок-опере «Орфей и Эвридика». Прослушайте песню Орфея, в которой рассказывается о том, как Орфей состязался в мастерстве пения и игры на лире. Какие чувства героя переданы в этой песне?



Урок-исследование интегративного характера
ТЕМА В ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ: Пейзаж, интерьер и их художественная функция. Приемы создания образа Петербурга.
ТЕМА УРОКА: Петербург в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
ЦЕЛЬ УРОКА: расширение сведения о художественной функции пейзажа, интерьера в романе; изображение Петербурга Достоевского – города «униженных и оскорбленных» - в сопоставлении с изображением его в произведениях «Медный всадник» А.С.Пушкина, «Невский проспект» Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, на картинах А.Бенуа, И.Глазунова; обзор художественных фильмов и театральных постановок по роману Ф.М.Достоевского; воспитание эстетического вкуса учащихся средствами литературы и других видов искусства.

ИНТЕГРАЦИЯ: литература, МХК, история, живопись.

Роман точно вылит, так он строен.

При ограниченном числе действующих лиц

кажется, что в нем тысячи и тысячи

судеб несчастных людей, - весь старый Петербург

виден под этим неожиданным ракурсом.

Много нагнетено «ужасов», до неестественности…

А.Фадеев


Работа с терминами: пейзаж, интерьер, классицизм, барокко, символ, контраст, эпитет, сравнение,

Виртуальная экскурсия по Петербургу: дата рождения города, композиционный центр, архитектура (русский классицизм и русское барокко); Зимний дворец, Исаакиевский собор, Сенат и Синод; кризис архитектуры – мрачные корпуса фабрик, заводов, дворы-колодцы, черные лестницы, маленькие комнатки); площади, улицы и переулки, мосты, упоминаемые в романе «Преступление и наказание».

Индивидуальное сообщение 1-го ученика: образ Петербурга в «Медном всаднике» Пушкина и в иллюстрациях к нему А. Бенуа. Вывод: Петербург Пушкина противоречив. Поэт любит этот город — источник творчества, но развенчивает «державный град» — символ власти, приносящий беды людям. Город трагической красоты и безумия. А. Бенуа показывает гнетущий, мертвенный город, почти полностью закрытый фигурой Медного всадника, тоже являющегося символом, и несчастного Евгения. Петербург у Бенуа — это город, несущий смерть.

Индивидуальное сообщение 2-го ученика: образ Петербурга в «Невском проспекте» Н. В. Гоголя. Вывод: Гоголь продолжает трагическую тему Петербурга, но здесь слились воедино реальность и бред, явь и кошмар. «Он лжет во всякое время, этот Невский проспект». Это город фантастических контрастов, вырастающий до некоего нереального символа — города-призрака.

Индивидуальное сообщение 3-го ученика: образ Петербурга в стихотворениях Н.А.Некрасова. Вывод: город чердаков и подвалов, город тружеников и бедняков.

Индивидуальное сообщение 4-го ученика: образ Петербурга Достоевского глазами Ильи Глазунова. Работа с иллюстрациями. Вывод: И. Глазунов замыкает пространство города, его улицы не имеют выхода. Художник увидел город-тупик.

Обзор художественных фильмов и театральных постановок по роману Ф.М.Достоевского (показ некоторых кадров): «Раскольников». 1922 год. Режиссер Р.Вино; «Преступление и наказание». 1935 год. Режиссер Шиналь; «Преступление и наказание».1954 год Англия. Театр искусств; «Преступление и наказание». 1963 год. Франция. Комеди Франсез; «Преступление и наказание». 1967 год. СССР. Режиссер Г.Калатозов.

Исследование тем:

  1. психологический характер городского пейзажа: ч.1, гл.1 - «отвратительный и грустный колорит городского дня»; ч.2, гл.2 - «великолепная панорама Петербурга»; ч.2, гл.6 - «вечерний Петербург»; ч.2, гл.5 - вид из окна Раскольникова; ч.6, гл.6 - грозовой вечер и утро накануне самоубийства Свидригайлова.

  2. сцены уличной жизни и многообразие петербургских типов: ч.1, гл.1 - пьяный в телеге; ч.2, гл.2 – сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние; ч.1, гл.4 — опозоренная девочка; ч.1, гл.6 — мечта о счастливом городе; ч.2, гл.6 - шарманщик и толпа женщин у распивочной, сцена на …ском мосту, утопленница; ч.2, гл.7 - смерть Мармеладова; ч.5, гл.5 – смерть Катерины Ивановны.

  3. интерьер: ч.1, гл.3 – каморка Раскольникова; ч.1, гл.2 – кабак, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова; ч.1, гл.2 и ч.2, гл.7 – «проходной угол» Мармеладовых; ч.4, гл.3 – трактир, в котором исповедуется Свидригайлов; ч.4, гл.4 – комната-«сарай» Сони.



Подведение итогов: пейзаж и интерьер в романе Достоевского используются для создания местного колорита; служат фоном, на котором разворачиваются события; подчеркивают внутреннее состояние героя, отражая его чувства и переживания.







Я не всегда разделяю свои взгляды. Поль Валери
ещё >>