О. Ю. Афанасьев соискатель кафедры конституционного права московского государственного института международных отношений - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Избирательная система Японии 1 240.63kb.
Высшие органы государственной власти уругвая 1 308.44kb.
Земля как объект международных договоров о правах государства на... 1 314.32kb.
Использование аутсорсинга в международных экономических отношениях 1 272.33kb.
Экологический вектор развития мировой экономики 4 687.65kb.
Тенденции и перспективы развития мирового рынка сжиженного природного... 1 258.64kb.
Экономические аспекты экологической безопасности в нефтегазовой отрасли 2 394.92kb.
Международно-правовые проблемы функционирования оффшорных финансовых... 1 255.4kb.
Венецианская комиссия совета европы: правовые аспекты создания и... 1 276.12kb.
Сергеевна Проблема прав человека в деятельности ООН в 90-е годы ХХ... 2 393.8kb.
Прямые иностранные инвестиции как фактор конкурентоспособности россии... 1 288.84kb.
Латинская Америка Латиноамериканское направление внешней политики... 1 188.15kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

О. Ю. Афанасьев соискатель кафедры конституционного права московского государственного - страница №1/1

«Право и управление. XXI век». - № 2(15)-2010.-С.-106-110.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА БОЛИВАРИАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ВЕНЕСУЭЛА

О.Ю. АФАНАСЬЕВ

СОИСКАТЕЛЬ КАФЕДРЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ(УНИВЕРСИТЕТ) МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья посвящена анализу правового и фактического положения главы государства в Венесуэ­ле. Автор описывает, как Конституция Венесуэлы регулирует правовой статус президента и как глава государства осуществляет руководство деятельности правительства. Особое внимание обра­щается на порядок избрания президента.

Ключевые слова: коституционно-правовой статус, глава государства, конституционный порядок, полномочия президента.
О. AFANASYEV

RESEARCH STUDENT, DEPARTMENT OF CONSTITUTIONAL LAW, MGIMO(UNIVERSITY) UNDER THE MINISTRY FOR FOREIGN AFFAIRS OF RUSSIA

PECULIARITIES OF THE CONSTITUTIONAL-LEGAL STATUS OF THE HEAD OF STATE OF THE BOLIVARIAN REPUBLIC OF VENEZUELA, POWERS OF PRESIDENT
This article analyzes the legal and actual position of the head of state in Venezuela. The author describes how the Constitution governs the legal status of the Venezuelan president and how the head of state administers the government. Particular attention is draw to the procedure of electing the president. Key words: constitutional-legal status, head of state, constitutional order, powers of president.

Во всех современных государствах инсти­тут главы государства (монарх или президент) традиционно являются неотъемлемой частью конституционно-правовой системы и занимает в большинстве случаев ведущее место в системе высших органов государственной власти. Если рассматривать структуру большинства зарубеж­ных конституций, то при закреплении системы государственных органов (глава государства, парламент, правительство, судебная власть) гла­ва государства, как правило, стоит на первом месте. Но при этом правовое и фактическое по­ложение главы государства (в первую очередь, президента) в различных странах неодинаково и определяется действием целого ряда факто­ров исторического, политического и социально-экономического характера.

В большинстве стран президент олицетворя­ет установленный конституционный порядок и выступает в качестве высшего гаранта нормаль­ного функционирования всего государственно­го механизма. Как правило, главе государства придаются качества наиболее стабильного го­сударственного института, олицетворяющего устойчивость и преемственность государствен­ной власти, стабильность ее основных институ­тов и их структурных подразделений.

Именно глава государства призван испол­нять функции по интеграции общества, коор­динации и согласования деятельности высших органов государственной власти. В науке кон­ституционного права главой государства «при­нято называть официальное лицо (орган), за­нимающее, как правило, формально высшее место в иерархии государственных институтов и осуществляющее верховное представитель­ство страны во внутриполитической жизни и в отношениях с другими государствами».[1]

Необходимо подчеркнуть, что при различ­ных формах правления и не только в монар­хиях, но и в республиках полномочия главы государства установлены в различной форме, а иногда просто несопоставимы. В одних странах функции главы государства носят чисто номи­нальный характер, в других - глава государства олицетворяет реальную власть и сам обладает реальными полномочиями. И в том, и в другом случаях объем полномочий главы государства и их реализация на практике зависят не только от их конституционного регулирования, но и от сложившихся в данной стране политических традиций, конкретной политической ситуации, а иногда и от такого субъективного фактора как личные качества главы государства.

И в этом случае институт президентства в Венесуэле является средоточием всех перечис­ленных выше факторов, превращающих инсти­тут главы государства в самый значительный в системе высших органов государственной власти этой страны. Поэтому анализ правово­го и фактического положения главы государ­ства в Венесуэле представляет несомненный интерес для отечественных исследователей-государствоведов с точки зрения выявления специфических особенностей этого института в Венесуэле и с точки зрения дальнейших тен­денций его развития.

Конституция Венесуэлы регулирует право­вой статус президента в главе «Национальная исполнительная власть, тем самым четко уста­навливая место президента в системе высших ор­ганов исполнительной власти. По конституции президент не является единственным субъектом этой отрасли власти. Помимо него к субъектам исполнительной власти отнесены Исполнитель­ный вице-президент, министры и другие долж­ностные лица, определяемые конституцией и законами. Таким образом, точный перечень субъектов исполнительной власти конституци­ей не устанавливается, и это обстоятельство до­пускает свободу действий президента при фор­мировании очередного состава правительства или при его структурной реорганизации.

Конституция провозглашает президента главой государства и главой национальной ис­полнительной власти и в этом качестве от осу­ществляет руководство всей деятельностью пра­вительства.

Конституция закрепляет общие требования, предъявляемые к кандидатам на пост президен­та. Прежде всего, он должен бьггь венесуэльцем или венесуэлкой по рождению[2], не обладать другим гражданством, бьггь старше тридцати лет, быть светского состояния, не быть осуж­денным по окончательному приговору суда и отвечать другим требованиям, установленным статьями конституции. Среди конституцион­ных требований к кандидату на пост главы го­сударства особенно выделяется требование при­надлежности к национальному гражданству по рождению, следовательно, из этого перечня ис­ключаются все натурализованные граждане, ко­торых в Венесуэле довольно значительное число, что характерно и для ряда других демократи­ческих государств Латинской Америки. Кроме того, необходимо указать и на сравнительно не­большие возрастные ограничения, что также ха­рактерно для латиноамериканских стран.

Избрание президента осуществляется путем всеобщего, прямого и тайного голосования на основании действующего электорального зако­нодательства. Избранным провозглашается кан­дидат, получивший большинство действитель­ных голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Среди требований, предъявляемых к кандидату на пост президента является запрет совмещения поста главы государства с занятием должности исполнительного вице-президента, министра, губернатора, алькалда на день пред­ставления ходатайства о выдвижении кандида­туры и на весь период до дня голосования.

Срок пребывания в должности президента составляет шесть лет, и после окончания перво­го срока президентуры глава государства может бьггь переизбран на следующий срок. Первона­чально по тексту конституции Венесуэлы 1999 года президент мог бьггь переизбран только на один срок. Но 15 февраля 2009 года по инициа­тиве президента Уго Чавеса в стране был прове­ден всенародный референдум по внесению по­правок в действующую конституцию, которые отменили ограничения на переизбрание выс­ших должностных лиц. За принятие поправок в конституцию проголосовало около 55% всех из­бирателей, принявших участие в голосовании. С этого периода глава государства - президент, как и другие высшие должностные лица, могут переизбираться на свои посты неоднократно. Такая норма является определенным отступле­нием от традиционного запрета по некоторым латиноамериканским конституциям на переиз­брание президента на следующий срок (запрет на так называемую «практику континуисмо»). Избранный президент вступает в свою долж­ность десятого января первого года своего кон­ституционного срока путем принесения при­сяги перед Национальной ассамблеей. Если по каким-либо причинам неожиданного характера президент не может вступить в должность перед Национальной ассамблеей, он приносит прися­гу перед Верховным Трибуналом юстиции.

6 декабря 1998 года президентом Венесуэлы был избран Уго Чавес Фриас, лидер «Движения пятая Республика» и в должность вступил 2 фев­раля 1999 года. А 15 декабря 1999 года состоялся всеобщий референдум по принятию новой кон­ституции страны, разработанной Националь­ной конституционной ассамблеей. Новый текст основного закона был одобрен большинством голосов (70 %) граждан, пришедших к избира­тельным урнам.

30 июля 2000 года в соответствии с новой кон­ституцией были проведены досрочные всеоб­щие выборы, в ходе которых Уго Чавес был вновь избран на пост главы государства. Избиратели подтвердили свое доверие Уго Чавесу, который обещал покончить с коррупцией и неудовлет­ворительной системой государственного управ­ления. Его сторонники получили большинство руководящих постов в администрациях штатов и местных региональных органов. Выборы 2000 года завершили процесс кардинальной пере­стройки всей политической системы страны на основе положений конституции 1999 года.

Конституция Венесуэлы устанавливает об­щую ответственность президента за выполне­ние обязанностей, вытекающих из его долж­ности и за издаваемые им акты. На президента возлагается обязанность обеспечивать гарантии осуществления прав и свобод венесуэльцев и венесуэлок. Он же является гарантом независи­мости, территориальной целостности, сувере­нитета и безопасности Республики. Введение в стране чрезвычайного положения не изменяет принципы его ответственности за осуществле­ние своих полномочий, равно как и не отменяет ответственность, возлагаемую конституцией и законами на исполнительного вице-президента и министров правительства.

Конституция довольно детально регулиру­ет вопросы, связанные с занятием поста главы государства в случае его вакантности. Причем конституция вводит состояние «абсолютного» отсутствия президента, что по текстам других конституций соответствует юридическому со­стоянию «постоянного» или «окончательного» отсутствия президента.

«Абсолютное» отсутствие президента по ве­несуэльской конституции наступает в следую­щих случаях: смерть; отставка; отстранение от должности, удостоверенное решением Верхов­ного трибунала юстиции; стойкая физическая или умственная неспособность, удостоверенная группой врачей, назначенной Верховным три­буналом юстиции с одобрения Национальной ассамблеи, отстранение от должности на осно­вании решения Национальной ассамблеи и от­зыв с должности в результате всенародного го­лосования.

В случае возникновения состояния абсолют­ного отсутствия избранного президента до офи­циального вступления в должность, проводятся выборы нового президента через тридцать по­следующих дней на основе всеобщего, прямо­го и тайного голосования. До тех пор, пока не будет избран и не займет свою должность вновь избранный президент, обязанности главы госу­дарства выполняет Председатель Националь­ной ассамблеи.

Если состояние абсолютного отсутствия пре­зидента объявлено в течение первых четырех лет его конституционного срока, через тридцать последующих дней проводятся выборы нового главы государства на основе всеобщего, прямого

и тайного голосования. До тех пор пока не будет избран и не займет свою должность новый пре­зидент, его полномочия осуществляет Испол­нительный вице-президент. Во всех перечислен­ных выше случаях вновь избранный президент завершает конституционный срок президент­ства своего предшественника.

Если состояние абсолютного отсутствия пре­зидента возникло в течение последних двух лет его конституционного срока, должность президента занимает исполнительный вице- президент, который и завершает установленный конституционный период полномочий главы государства. В случае временной неспособно­сти или временного отсутствия президента его полномочия осуществляет исполнительный вице-президент на период времени до 90 дней и по решению Национальной ассамблеи с прод­лением еще на девяносто дней. Если временное отсутствие президента было объявлено прод­ленным еще до девяноста дней, то Националь­ная ассамблея голосованием большинства своих членов может принять решение о том. Следует ли констатировать, что имеет место состояние абсолютного отсутствия президента с последу­ющими правовыми последствиями, предусмо­тренными конституцией.

Конституция декларирует, что вопрос о продлении полномочий любых выборных долж­ностных лиц независимо от их ранга, включая и главу государства - президента может бьггь предметом консультаций по истечении полови­на срока их мандата, при этом для проведения общенародного референдума требуется собрать подписи не менее 20% всех потенциальных из­бирателей. До этого было сделано несколько по­пыток отстранить Чавеса от власти даже сило­выми методами. Но попытки государственных переворотов провалились и Чавес продолжал оставаться в должности президента. Поэтому со стороны оппозиции была сделана попытка от­странить его от должности конституционным путем - в результате проведения всенародного референдума о доверии главе государства.

Оппозиция дважды собирала подписи в под­держку проведения референдума. В первый раз Национальный избирательный совет (высший орган государства по подготовке и проведению избирательных кампаний и подведению ито­гов голосования) не принял собранные оппо­зиционными партиями подписи, ссылаясь на допущенные инициаторами референдума про­цедурные нарушения. Оппозиция собрала под­писи вторично, значительная часть которых На­циональным избирательным советом после их рассмотрения была отправлена на дополнитель­ную проверку. После проверки было признано действительными 2,57 миллиона подписей при необходимом минимуме в 2,44 миллиона, т.е. конституционное требование в 20% избирате­лей было соблюдено и оказалось достаточным для того, чтобы дать старт референдуму о дове­рии главе государства.

Серьезная проблема состояла в том, что со­гласно конституции страны, в случае выражения вотума недоверия главе государства до оконча­ния четырехлетнего срока, а именно до 19 авгу­ста, то должность президента была бы объявле­на вакантной и тогда в течение тридцати дней следовало бы провести выборы нового прези­дента. Если же вопрос о недоверии президенту будет одобрен в последние два года его мандата (президентские полномочия Чавеса истекали в конце 2006 года), то пост главы государства авто­матически переходил к исполнительному вице- президенту. Оппозиции надлежало заручиться поддержкой как минимум 3 млн.757 773 изби­рателей плюс один голос, т.е. больше, чем Чавес получил на президентских выборах 2000 года. Результаты референдума завершились полной победой действующего президента.

В референдуме приняли участие 9,4 млн. из­бирателей из 14 млн. имеющих право голоса. За продолжение мандата президента высказались почти 5 млн. избирателей (около 60%), против - 3,6 млн.[3] Таким образом, Чавес получил под­держку абсолютного большинства венесуэльцев, пришедших на избирательные участки и тем са­мым проголосовавших за продолжение полити­ки реформ, за общее направление внутренней и внешней политики, проводимой действующим президентом.

Таким образом, не только общее положение президента Чавеса в системе высших органов государственной власти Венесуэлы, но и его политическая деятельность, ознаменовавшаяся серьезной победой над оппозицией в резуль­тате референдума о доверии главе государства подтверждают ведущую и определяющую роль главы государства во всем государственном ме­ханизме этой страны. Эти же обстоятельства подтверждают необходимость отнесения Вене­суэлы по форме правления к разряду современ­ных суперпрезидентских республик с главой государства, обладающим не только значитель­ными конституционными, но и реальными воз­можностями их осуществления. Важно отметить и то обстоятельство, что в соответствии со ста­тьей 72 конституции в течение срока, на кото­рый было избрано должностное лицо, не может бьггь выдвинуто более одного требования об от­зыве его мандата. Таким образом, одержав убе­дительную победу на референдуме о доверии главе государства, Уго Чавес до конца срока сво­их полномочий ликвидировал возможность для оппозиции вторично попытаться отстранить его от должности легальным конституционным путем.

Серьезным ударом по оппозиции явились и результаты голосования избирателей на ре­ферендуме в феврале 2009 года. Больше поло­вины проголосовавших оказали вновь доверие инициативам главы государства по серьезной реформе политической системы страны, от­менявшей ограничения на переизбрание выс­ших должностных лиц. В результате принятия конституционных поправок после окончания шестилетнего президентского срока в 2012 году Уго Чавес может вновь баллотироваться на пост главы государства.

Такие нормы конституции серьезно усилива­ют правовой статус президента, одновременно предоставляя ему легальные возможности для продолжения намеченного курса политических и экономических реформ. Кроме того, поправ­ки к конституции, которые разрешают неодно­кратное переизбрание членов Национальной ассамблеи могут в дальнейшем способствовать установлению стабильной структуры парла­мента с точки зрения формирования партий­ных фракций и повышению профессионализма самих депутатов.

Следует отметить, что подобного рода ново­введения в венесуэльской конституции являют­ся совершенно специфическими для конститу­ционного права латиноамериканских стран и прямо отражают реальности политической си­стемы Венесуэлы.


Литература:

  1. Конституционное право зарубежных стран // Под ред.М.В.Баглая, Ю.И.Лейбо, Л.М.Энтина. М., 2010, С. 256.

  2. Официальный текст Конституции 1999 года см. «Constitution la Republica Bolivariana de Venezuela.» Gaceta Oficial del jueves 30 de diciembre de 1999, Numero 36.860.

  3. Ley Organica del Poder Electoral, Gaceta Oficial. Numero 37573 del 19-11-2002.



РЕЦЕНЗИЯ

М.Б.АФАНАСЬЕВ



КАНДИДАТ ФИЛОСОФСКИХ НАУК, ДОЦЕНТ, ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА УПРАВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ

ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ-МЕЖДУНАРОДНИКОВ (РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО РЕЧЕВОЙ ПРАКТИКЕН.И. КЛИМОВИЧА, О.Д. КНАБ «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ - ENGLISH FOR EFFECTIVE COMMUNICATION: ХРЕСТОМАТИЯ ПО ДОМАШНЕМУ ЧТЕНИЮ. УРОВЕНЬ В2». М., МГИМО-УНИВЕРСИТЕТ, 2010. 236 С.)

М. AFANASYEV

CANDIDATE OF SCIENCES (PHILOSOPHY), ASSOCIATE PROFESSOR, HEAD, DEPARTMENT OF FOREIGN LANGUAGES,

MOSCOW CITY UNIVERSITY OF ADMINISTRATION UNDER THE GOVERNMENT OF MOSCOW

DEVELOPING FOREIGN LANGUAGE COMPETENCES OF INTERNATIONAL RELATIONS MAJORS: APPLIED ASPECTS. //A REVIEW OF THE SPEECH PRACTICE COURSE BOOK - N. KLIMOVICH, O. KNAB. ENGLISH FOR EFFECTIVE COMMUNICATION. B-2. MOSCOW, MGIMO(UNIVERSITY) PUBLISHING HOUSE, 2010.-236 P.
Учебники и учебные пособия по иностран­ному языку для высшей школы должны, в част­ности, отвечать двум основным требованиям: поддерживать высокую мотивацию и интерес студентов к изучению иностранного языка и развивать у них профессионально-значимые иноязычные компетенции. Рецензируемое по­собие полностью соответствует данным требо­ваниям.

Тексты пособия знакомят студентов с произ­ведениями современных англоязычных авторов С. Шелдона, Дж. Чейза, Дж. Гришема, расска­зывают о двух престижных учебных заведениях Соединенного Королевства - Оксфордском уни­верситете и Итоне, частной школе для мальчи­ков, вводят в проблематику, связанную с общи­ми вопросами управления. Сюжетно-смысловое наполнение представленных в пособии текстов позволяет вывести студентов за узкие пределы так называемого «аудиторного» английского языка, зачастую сковывающего речевую дея­тельность студента, и ввести его в мир реально функционирующего современного английско­го языка, того языка, с которым ему придется иметь дело в своей будущей профессиональной деятельности.

Упражнения, содержащиеся в уроках посо­бия, направлены на развитие у студентов ино­язычных компетенций, без которых немыслима их успешная профессиональная деятельность в полиязыковой деловой среде. К их числу отно­сятся компетенции публичной монологической /Public Speech Competence Focus/ и полемиче­ской (диалогической) /Discussion Competence Focus/ речи, а также компетенция письменной продуктивной речи в стиле эссе, обосновываю­щего мнение обучаемого или излагающего его аргументы «за» и «против» по указанному в за­дании вопросу, и в стиле письма личного, стра­новедческого и профессионального характера / Writing Competence Focus/.

В предисловии подробно описаны методика работы с пособием и формы контроля.



Оптимальное сочетание объема текста, его информационного содержания, количества и методической направленности упражнений де­лает работу с пособием динамичной, интенсив­ной и интересной.

Данное пособие может быть использовано для преподавания таких модулей дисциплины «английский язык», как речевая практика, до­машнее чтение, язык профессии.




Дураков меньше, чем думают: люди просто не понимают друг друга. Люк де Вовенарг
ещё >>