О воспитании в образовательных учреждениях общего и дополнительного образования Иркутской области в условиях реализации федеральных - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Сборник продуктивных педагогических идей по итогам реализации федеральных... 8 1733.01kb.
Семинара «Интеллектуальные виды спорта в условиях реализации новых... 1 26.26kb.
Томской области управление образования 1 196.77kb.
Основные направления деятельности образовательного учреждения гоу... 1 109.23kb.
Начальник управления образования Администрации города Вологды 1 100.72kb.
Программно-методическое обеспечение (школы и детские сады) Федеральный... 1 54.48kb.
22 августа 2013 г. Секционная площадка «Роль общественных объединений... 1 136.99kb.
Методического объединения ссуз саратовской области по укрупнённой... 1 21.55kb.
Ведущие задачи совета директоров 1 217.59kb.
Программа по истории 10 класс 1 352.39kb.
А. В. Радостева Приказ № от план внеурочной деятельности мкоу черемшанская... 1 48.61kb.
Заботиться о будущем нужно заранее. Уже сегодня. Как говорил герой... 1 159.61kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

О воспитании в образовательных учреждениях общего и дополнительного образования Иркутской - страница №1/1

О воспитании в образовательных учреждениях общего и дополнительного образования Иркутской области в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов

Настоящее методические рекомендации адресованы руководителям и специалистам органов местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, руководителям и педагогам образовательных учреждений Иркутской области и направлено на разъяснение основных приоритетов воспитательной деятельности в региональной системе образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов.




  1. Нормативная правовая основа организации воспитательной деятельности в образовательных учреждениях. Приоритеты воспитания в региональной системе образования.

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для формирования духовно-нравственной личности, интеграции личности в национальную и мировую культуру, формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества (п. 2 , ст. 14 Закона РФ «Об образовании»). Задача системы образования — социально-педагогическая и психологическая поддержка становления жизненного самоопределения детей и молодежи, формирования личностной, семейной и социальной культуры.

Важным компонентом социального заказа является духовно-нравственное воспитание и развитие. Основополагающим документом, разработанным в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», с учетом ежегодных посланий Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации, является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», которая определяет идеологическую и методологическую основу разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Воспитательный компонент федерального государственного образовательного стандарта общего образования представлен методическими документами: «Примерные программы воспитания и социализации обучающихся», «Требования к содержанию и условиям воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы начального и основного общего образования».

«Примерная программа воспитания и социализации обучающихся» носит рекомендательный характер. Вместе с тем обязательным при организации воспитательного процесса является ориентирование деятельности на определенные в «Примерной программе» и «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности» национальный воспитательный идеал, систему базовых национальных ценностей, а также основные направления воспитания и социализации, сформулированных в данных документах.

«Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».


Исходя их этого, воспитание в системе образования в Иркутской области должно обеспечить и содействовать достижению результатов:

  • В сфере личностного развития.

  • В сфере общественных отношений.

  • В сфере государственный отношений.

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями, обозначенными в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

Виды воспитательной деятельности и формы их осуществления рассматриваются как примерные, ориентировочные, но в любом случае в них должны воплощаться принципы системно-деятельностного подхода и применяться современные образовательные технологии. Определение конкретного содержания воспитания и социализации в каждой школе, каждом классе осуществляется с учетом реальных условий, имеющихся ресурсов, индивидуальных особенностей, потребностей обучающихся и их родителей.

Совершенствовать технологии воспитания в процессе обучения необходимо в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и задачами осуществления преемственности между различными ступенями образования и содержанием учебных программ.

Задача школьного коллектива – создание целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания детей, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность. Эта задача решается на основе социально-педагогического партнерства с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации.

Важной частью деятельности современного образовательного учреждения является осуществление мониторинга воспитательного процесса, ценностных ориентаций разных групп детей и молодежи, влияния воспитательных воздействий на интеллектуальное, эмоционально-чувственное, деятельностное развитие личности, ее духовно-нравственное становление.

В качестве основного нормативного документа школы, определяющего основные направления воспитательной деятельности в учреждении, выступает программа воспитания, разработанная педагогическим коллективом на основе последних достижений отечественной науки в области теории и методики воспитания и не противоречащая действующему законодательству в области воспитания и образования в Российской Федерации. Наряду с программой воспитания образовательным учреждением может быть выработана концепция воспитания, представляющая собой совокупность подходов и принципов реализации воспитания, обусловливающих специфику воспитательной программы школы. Концептуальные положения могут быть оформлены одним из разделов программы воспитания. Программу воспитания целесообразно рассматривать как документ, определяющий характер воспитательного процесса в образовательном учреждении на среднесрочную перспективу (3–5 лет). Она может уточняться ежегодным планом воспитательной работы.

При определении приоритетных направлений и содержания воспитательной деятельности необходимо руководствоваться следующими федеральными и региональными законами:

- Федеральный закон Российской Федерации от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

- Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года

№ 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011–2015 годы»;

- иными нормативно-правовыми актами и инструктивно-методическими документами, регулирующими деятельность в сфере образования, а также данным письмом.





  1. Приоритетные задачи и содержание воспитания.


2.1. Общее образование
Общеобразовательные учреждения являются центральным звеном всей системы образования, фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития детей.

Обновление процесса воспитания в общеобразовательном учреждении должно:

осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного опыта;

включать формирование разнообразных воспитательных систем, стимулирование разнообразия воспитательных стратегий, методов, повышение эффективности действия его школьных и внешкольных механизмов, установление и поддержание баланса государственного, семейного и общественного воспитания.



Организация воспитания и социализации обучающихся и воспитанников в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов.

Воспитание социальной ответственности и компетентности. Правовое государство, демоукратическое государство, социальное государство; закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Воспитание нравственных чувств, этического сознания. Нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения; духовно-нравственное развитие личности.

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. Жизнь во всех ее проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально0психологическое, духовное здоровье; экололгическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнерство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой.

Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии. Научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования. Интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремленность и настойчивость. Бережливость, выбор профессии.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры. Красота; гармония; духовный мир человека; самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности.
2.2. Дополнительное образование детей
Значительными возможностями для успешного решения задач воспитания и социализации подрастающего поколения располагает система дополнительного образования детей, выстраивая модели взаимодействия с образовательными учреждениями и другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями культуры и спорта, средствами массовой информации. Основа взаимодействия прописана в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», целью такого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Основываясь на приоритетных направлениях воспитательной политики в образовательных учреждениях Ирекутской области, приоритетами системы дополнительного образования детей должны стать:

- усиление функции социальной поддержки детства;

- создание проектов и программ совместной деятельности с образовательными учреждениями и другими субъектами социализации по патриотическому, духовному, эстетическому, трудовому воспитанию детей;

- развитие существующих и инициирование создания новых общественных организаций, деятельность которых связана с интересами детей и подростков;

- развитие практики адресных целевых программ, нацеленных на сопровождение процессов успешной социализации детей с максимальным эффектом (адресные программы, школы лидеров, лагерные сборы и т. д.)

- развитие волонтерского движения с целью пропаганды здорового образа жизни, формирования негативного отношения к асоциальным проявлениям отдельных индивидуумов и групп;

- организация дополнительного образования в соответствии с социальным заказом, т.е. разработка моделей дополнительного образования, включающего обеспечение занятости обучающихся через формирование государственных (муниципальных) заданий на реализацию досуговых и образовательных программ по месту жительства, организацию трудовой и иной общественно полезной деятельности.

Целью современного дополнительного образования детей должно стать развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в динамично изменяющемся и развивающемся обществе, приобщение к здоровому образу жизни, формирование социокультурных компетенций.

Дополнительное образование детей как «зона ближайшего развития» личности ребенка, свободный выбор направленностей которого всегда сопряжён с желаниями и потребностями детей, должно обеспечить индивидуализацию образовательного процесса, построение индивидуальной образовательной траектории для каждого ребёнка в образовательном пространстве школы, муниципального района, региона. Эти характеристики дополнительного образования, учитывая требования стандарта нового поколения, должны базироваться на комплексном использовании нескольких методологических подходов: аксиологического, системно-деятельностного, средового.

Нарастание социальных проблем на фоне социально-экономического расслоения общества требуют незамедлительной разработки и реализации в учреждениях дополнительного образования специальных программ для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, коррекционных программы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Это значит, что система дополнительного образования детей должна научиться работать с этим контингентом детей и подростков, - разработать и предложить модели создания условий, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации, индивидуальные программы развития здоровья школьников.

Дополнительное образование в соответствии со своей спецификой должно стремиться к органичному сочетанию видов организации досуга с различными формами образовательной деятельности, к расширению и развитию новых направлений, видов и форм этой деятельности и, как следствие, к сокращению пространства девиантного поведения, решая проблему занятости как можно большего количества детей.

Активное взаимодействие общего и дополнительного образования, всех субъектов воспитания и социализации создают условия для творческой и интеллектуальной деятельности детей, их личностного и профессионального самоопределения, духовно-нравственного воспитания и гражданского становления.
3. Взаимодействие образовательных учреждений, семьи и общественности.
Семья является первичной духовной единицей, поэтому воспитание детей – это задача не только системы образования, но и в первую очередь семьи, отечественной культуры, общества в целом. Открытый характер воспитательной системы обеспечивается тесным контактом с семьей, участием родителей в процессе воспитания, доступностью для родителей информации об эффективности процесса воспитания ребенка, его индивидуальных особенностях духовно-нравственного становления; повышением психолого-педагогических знаний родителей. Учитывая социальную стратификацию современного российского общества и направленность его социокультурного развития, моделирование процесса взаимодействия образовательного учреждения с семьей необходимо осуществлять на основе задач дифференцированного подхода к семье, с учетом ее национальной и социальной принадлежности, других специфических характеристик. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей должно осуществляться по двум основным направлениям: а) включение родителей учащихся в реализацию воспитательного процесса (в деятельность органов самоуправления, организационных комитетов, попечительских советов, в консультативно-методическую работу со школьниками, шефство, организацию досуга школьников); б) разработка и реализация программ педагогического сопровождения семьи, заключающаяся в реализации образовательным учреждением методической помощи в организации процесса семейного воспитания.

Психолого-педагогическая культура родителей — один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации детей. Работу по повышению психолого-педагогической культуры родителей необходимо значительно разнообразить и строить ее дифференцированно с учетом потребностей конкретной категории родителей и имеющихся проблем. Важно добиться того, чтобы из поля зрения педагогов, социально-педагогической и психологической службы не выпала ни одна семья, ни один ребенок, находящийся в условиях семейного неблагополучия. Обращаем внимание на то, что классный руководитель (социальный педагог) должен посещать и знать положение каждой семьи своих воспитанников в целях принятия наиболее ранних мер по выявлению семейного неблагополучия, ухудшающего положение детей. Работа с родителями «группы риска» должна быть направлена на формирование осознанного отношения взрослых к воспитанию детей, созданию соответствующих условий для реализации их потенциала, воспитания внутренней дисциплины, умения контролировать эмоции и поступки.

Система работы образовательного учреждения по повышению психолого-педагогической культуры родителей основана на следующих принципах:

- изучение и учет потребностей семьи при составлении программ воспитания;

– совместная педагогическая деятельность семьи и школы;

– сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;

– педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

– поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;

– содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

– опора на положительный опыт семейного воспитания.



Важно акцентировать внимание педагогических коллективов школ на более глубоком изучении социальных процессов, влияющих на жизнь ребенка, практиковать проведение благотворительных акций, организовывать «телефоны доверия» для родителей и детей, консультации по психолого-педагогическим, медицинским, правовым проблемам и иным вопросам.

Литература:

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.-М.,2011.

  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа./Составитель: Е.С.Савинов.-М.,2011.

  3. О воспитательном компоненте ФГОС второго поколения. Разработчики: специалисты ИСВ РАО // Воспитание школьников № 8, 2009.

  4. Интернет-ресурс: admobl.kaluga.ru/sub/education/.






Нельзя стать первым без очереди! Геннадий Малкин
ещё >>