О внедрении инновационных разработок в практику управления городом москвой - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Инновационных методических разработок 7 1001.18kb.
Инновационных методических разработок 10 1429.73kb.
Николай Васильевич Склифосовский 1 184kb.
Понятие инновации и значение инвестиций во внедрении инновационных... 1 58.99kb.
Инновационных методических разработок 8 1603.28kb.
Российская Академия сельскохозяйственных наук Отделение ветеринарной... 1 230.03kb.
Тема : Повреждения желчевыводящих путей и их лечение 1 29.29kb.
Экономики и управления 1 194.74kb.
Перечень образовательных программ, по тематике соответствующих задачам... 4 426.24kb.
Банк инновационных проектов и научных разработок 1 13.72kb.
Конкурсе «Ритейл: Новая волна Retail New Wave 2011» 1 67.42kb.
Приглашают принять участие в III международном конкурсе творческих... 1 92.24kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

О внедрении инновационных разработок в практику управления городом москвой - страница №1/1

Борщевский Г.А.

член Студенческого Правительства дублеров г. Москвы, зам. председателя Студенческого научного общества МГУУ Правительства Москвы


О ВНЕДРЕНИИ ИННОВАЦИОННЫХ РАЗРАБОТОК В ПРАКТИКУ УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДОМ МОСКВОЙ
«Модернизации экономики – создание инновационной экономики – больше не должна оставаться абстрактной»,1 - заявил недавно президент. И столичное руководство стремится в своей политике соответствовать этому призыву во всех сферах управления и жизни города: административной, социальной, технологической, в обеспечении безопасности, работе ЖКХ, взаимодействии с населением и бизнесом, во внешнеэкономических связях и т.д.

В качестве примера можно привести мероприятия Городской целевой программы (ГЦП) «Энергосбережение в г. Москве на 2009-2011 гг. и на перспективу до 2025 г».2

Однако наиболее комплексный, системный характер инновационная политика московского правительства достигает в городской целевой программе «Электронная Москва» на 2009-2011 гг., являющейся региональной подпрограммой ФЦП «Электронная Россия» на 2002-2010 гг. Она затрагивает деятельность всех комплексов городского управления, имеет солидное методологическое обеспечение и финансирование. По этим причинам именно ГЦП «Электронная Москва» можно рассматривать как образец инновационной политики города, отражающий все ее сильные и слабые стороны.

Ныне действующая программа был утверждена Распоряжением Правительства Москвы №1427-РП от 27 июня 2008 г. и явилась продолжением аналогичной программы 2003-2007 гг. Главная цель ее - создание в городе комфортной среды обитания в современном понимании, то есть: 1) информатизация деятельности органов власти и городских организаций, 2) создание и развитие необходимой для этого инфраструктуры, 3) повышение качества государственного управления и государственных услуг населению и бизнесу, 4) обеспечение открытости и доступности информации, 5) обеспечение безопасности города и граждан, 6) повышение уровня обслуживания в социальной сфере, здравоохранении, образовании.

При этом создание программы не следует рассматривать как одностороннюю инициативу городского руководства. В Москве наблюдается интенсивный рост спроса на услуги в электронной форме (по данным мониторинга, около 40% всех московских предприятий и не менее 25% горожан-пользователей Интернета готовы воспользоваться электронными услугами органов государственной власти г. Москвы и городских организаций при наличии такого предложения).3

Учитывая опыт реализации предыдущей программы, разработчики новой ГЦП предложили выстроить ее в рамках сервис-ориентированной модели (примененной уже в проекте "Одно окно"), где повышение качества государственных услуг и услуг в социальной сфере являются основной целью, а автоматизация внутренних административных процессов рассматривается как вспомогательная. Эта модель успешно применяется в развитых странах и способствует повышению уровня доверия населения к государству.

Таким образом, выделяются три целевых направления программы: 1) основное (информатизация жизнедеятельности города); 2) вспомогательное (автоматизация бизнес-процессов органов власти и организаций в объеме, необходимом для эффективного выполнения основной задачи); 3) обеспечивающее (городская информационно-телекоммуникационная инфраструктура и технологии, необходимые для достижения двух первых целей, то есть базовая инфраструктура, интеграция городских информационных систем, информационная безопасность, управление информационными и техническими ресурсами, управление данными, управление задачами, эксплуатация систем).

В соответствии с требованиями программно-целевого подхода, в ГЦП предусматриваются целевые показатели, позволяющие произвести мониторинг реализации и оценки полноты выполнения программы. Вот некоторые из них:долю услуг, оказываемых населению и бизнесу в электронном виде, планируется повысить с 15% в 2009 г. до 40% в 2011 г.; количество бланков документов, принимаемых органами власти в электронном виде, с 40 до 60%, долю служебных документов органов исполнительной власти, обрабатываемых в электронном виде, с 20 до 40%; охват системой автоматизированного мониторинга с 20 до 60%; снижение удельных затрат на эксплуатацию информационный систем (далее - ИС) с 5 до 15% и т.д.

Однако, на наш взгляд, подобные показатели носят скорее декларативный характер, не являясь критериями оценки реальной эффективности выполнения программы. Они указывают только желательную тенденцию, а не механизм достижения цели. Оценку действительного уровня реализации программы затрудняет и тот факт, что она рассчитана на один этап без промежуточной корректировки результатов.

Кроме того, не трудно понять, что для достижения упомянутых показателей потребуется существенная перестройка работы органов власти и социальной инфраструктуры на базе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), приводящая к новому качеству оказания государственных услуг. Для этого нужны, по меньшей мере, две составляющие: техническое обеспечение и подготовка кадров. При реализации ГЦП "Электронная Москва" выросло оснащение органов власти и бюджетных организаций ИКТ и профильными информационными системами. Внедряются системы электронного документооборота, средства электронной связи и взаимодействия с использованием Интернета, проводятся изменения в кадровой политике. Так, с января 2011 года Правительство Москвы предписывает "в пределах штатной численности возложить на существующее подразделение в префектурах и на сотрудника категории «специалисты» в управах районов города Москвы функции по координации разработки, внедрения и эксплуатации информационных систем административного округа".4

В условиях проводимой в Москве административной реформы, направленной на повышение территориальной доступности государственных услуг, одним из определяющих факторов является создание окружной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. Именно территориальные органы исполнительной власти изначально ориентированы на работу с населением, т.е. для них особо актуальна упоминавшаяся сервисная модель управления. Кроме того, вся первичная информация о социально-экономических процессах в городе формируется именно в округах, а ее использование носит межведомственный и межотраслевой характер, требующий наличия единой ИС для обмена информацией между заинтересованными структурами.

Для решения задач информатизации территориального управления Правительством Москвы принято решение о разработке проекта "Электронный округ" на базе системы электронного взаимодействия метасистемы "Электронная Москва". Главными задачами проекта "Электронный округ" являются:5 1) повышение качества и оперативности подготовки и принятия управленческих решений в территориальных органах власти за счет использования общегородской и отраслевой информации, процедур ее автоматизированной обработки; 2) экономия финансовых и временных затрат за счет широкого использования типовых решений и подходов в организационных и технологических решениях; 3) повышение эффективности обратной связи за счет создания информационного взаимодействия между гражданами, хозяйствующими субъектами и органами власти города с использованием ИТ.

При реализации проекта "Электронный округ" предусматривается планомерная замена ИС, не соответствующих требованиям реализации проекта, при максимально возможном использовании имеющихся территориальных информационных ресурсов; обеспечение информационного взаимодействия с сохраняемыми информационными системами территориальных органов исполнительной власти, отраслевыми системами окружного и общегородского уровня (система обеспечения безопасности города (СОБГ), автоматизированная система управления ЕИРЦ) и др.

Технологической особенностью проекта «Электронный округ» является наличие испытательного стенда в префектуре СЗАО, который используется для экспериментальной проверки типовых компонентов программы и технической доводки их до состояния тиражирования продуктов. Доступ к испытательному стенду имеют все заинтересованные лица.

Важно отметить, что процесс информатизации территориального управления не ограничен во времени и напрямую зависит от потребностей и возможностей данного округа. Программа «Электронный округ» сегодня имеет совместное финансирование городским и окружным бюджетами, что составляет ее несомненное преимущество. Вместе с тем, эффективная реализация данной программы возможна лишь в наиболее развитых округах города.

Рис. 1. Организационное взаимодействие по реализации проекта «Электронный округ»
В продолжение последних пяти лет «визитной карточкой» ЮВАО является район Выхино-Жулебино, где успешно реализуется подпрограмма «Цифровой район», а в 2009 г. появился т.н. «умный дом», в котором практически всеми внутренними системами управляет компьютер.6 «Умный» дом отличает уникальная система энергосбережения, основанная на использовании информационных технологий; за температурой в помещениях следят специальные датчики, которые также помогают выявить несанкционированные утечки тепла. Данные счетчиков автоматически поступают на компьютеры местного ДЭЗ и в базу данных ЕИРЦ. После этого для жильцов «умного» дома автоматически формируются единый платёжный документ (ЕПД). Префект В.Б.Зотов отмечает, что экономия энергоресурсов благодаря реализации проекта уже составила 15-20%, а уровень безопасности повысился на 23%.7

Кроме того, в районе Выхино-Жулебино используются такие инновации, как электронная цифровая карта района из 16 виртуальных слоев, позволяющая видеть современные и перспективные виды; «карточка учащегося», позволяющая отследить посещаемость и оплатить питание школьника; конкурс для учителей на лучшее проведение урока с использованием ИТ; он-лайн приемы жителей главой управы с использованием программы SKYPE; «удаленная регистратура» в поликлиниках и т.д.

Проект "Цифровой район" вызывает неподдельный интерес у представителей зарубежных компаний. По признанию разработчиков из разных стран, решающих в комплексе данные задачи, аналогов "Цифровому району Жулебино" пока не существует в мировой практике.

Это, безусловно, отрадный, но, вместе с тем, пока исключительный для Москвы опыт. Его широкому распространению препятствуют, в частности, следующие факторы, которые можно условно разделить на организационные и технологические.



Организационные помехи связаны с нормативно-правовыми вопросами:

  1. остается недостаточным уровень интеграции существующих и создаваемых систем управления, в городе до конца не решены вопросы создания общегородского комплекса стандартов, классификаторов, позволяющих обеспечить согласованное функционирование этих систем;

  2. завершение создания метасистемы "Электронная Москва", вследствие бюрократических сдержек, застопорилось, несмотря на значительные средства, выделенные городом8. Это привело к необходимости вынесения данного вопроса на обсуждение в Студенческом правительстве дублеров в 2010 г. для поиска более эффективной схемы реализации действующей программы;

  3. по номенклатуре услуг, предоставляемых городскими органами власти и организациями в режиме "одного окна", показатели Москвы пока не достигли требуемого уровня. В настоящее время автоматизирована выдача 16 типов документов из 165 - то есть примерно 10%;

  4. уровень доступа к информационно-коммуникационным технологиям организаций социальной сферы в Москве пока существенно ниже, чем показатели аналогичных организаций в ЕС;

  5. даже те районы, которые, как Жулебино, готовы использовать ИТ (например, электронно-цифровую подпись или общий электронный архив для служб «одного окна»), не могут сделать этого эффективно вследствие отставания нормативно-правовой базы.

Технологические вопросы связаны с такими проблемами, как:

  1. разный уровень программного обеспечения в различных органах исполнительной власти и учреждениях по оказанию государственных услуг, затрудняющий их электронное взаимодействие;

  2. низкий уровень интеграции ИТ в производственные процессы в социальной сфере. Так, несмотря на то, что практически все московские школы подключены к Интернету, менее 20% учителей-предметников используют в преподавании компьютерные технологии;

  3. все еще достаточно низкий уровень информационной грамотности взрослого населения Москвы, в 2 раза уступающий уровню информационной грамотности населения США. При этом в Москве недостаточно развита система обучения взрослого населения использованию компьютера и Интернета, а также система специальной подготовки для использования ИКТ в профессиональной деятельности, в частности, государственными служащими;

  4. многие инновационные проекты буксуют из-за недостаточной информированности о них жителей. Так, портал «Электронная приемная», предназначенный для упрощения получения гражданами и организациями услуг, оказываемых в режиме "одного окна", был введен в промышленную эксплуатацию еще ППМ от 22.07.2008 № 590-ПП. В настоящее время система позволяет получить в электронном виде некоторые виды документов, консультации специалистов ГУП МосгорБТИ и других организаций, оказывающих услуги через "электронную приемную", узнать местонахождение и график работы служб "одного окна"; ознакомиться с регламентами подготовки документов; скачать бланки заявлений на их подготовку. Однако ресурсы данной ИС и сегодня используются далеко не в полной мере;

  5. в ряде округов отсутствует единая ИС и база данных; проблему планируется решить строительством единых Центров обслуживания населения и организаций в режиме «одного окна». Но на наш взгляд, это решение неэффективно. Следует соединять службы «одного окна» не в одном помещении, а единой информационной системой, включающей данные управ, Управлений социальной защиты населения (УСЗН), Единых информационно-расчетных центров (ЕИРЦ), Бюро технической инвентаризации (БТИ), Мосжилинспекции (МЖИ), Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы (ДЖПиЖФ), Пенсионного фонда РФ (ПФ), биржи труда, федеральных органов исполнительной власти, к которым каждое из упомянутых учреждений имело бы доступ, ограниченный выполняемыми ими функциями.

Существуют и другие трудности в реализации инновационных проектов в столице, которые нет возможности рассмотреть в рамках данной работы. Однако необходимо отметить, что концепция электронного правительства – это не просто использование ИКТ в осуществлении функций органов власти. Речь идет о существенной реорганизации государственного управления, что приводит к его открытости, появлению новых форм демократии, снижению затрат населения и предприятий на осуществление взаимодействий с органами власти, а также является важным стимулом широкомасштабного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в других сферах деятельности.9

В заключении отрадно констатировать, что разработчики инновационных программ осознают их значимость и пытаются разрешить возникающие трудности с использованием комплексного подхода к внедрению новых технологий, чтобы потребители услуг социальной сферы и органов власти увидели и почувствовали ощутимые результаты вложений в электронное развитие города.



1 Медведев Д.А. О модернизации российской экономики. Московская область. Горки // ПРАЙМ-ТАСС. - 15.05.2009 г.

2 См. также: Постановление Правительства Москвы от 02.12.2008 г. №1075-ПП «Об энергетической стратегии города Москвы на период до 2025 г.», Постановление Правительства Москвы № 1030 30.12.2009 г. «О первоочередных задачах по энергосбережению в г. Москве» и др.

3 Станкевич Я.П. Как работает "электронная приемная" Правительства Москвы? www.cnews.ru.

Приложение к постановлению Правительства Москвы от 05.08.2008 г. N 709-ПП. Ожидаемые результаты реализации Программы (п. 10).

4 См., например, ППМ " О реализации проекта "Электронный округ" в Центральном административном округе города Москвы и проекта "Цифровой район Жулебино" в Юго-Восточном административном округе города Москвы и дальнейшем развитии цифровых услуг в административных округах и районах города Москвы в рамках Городской целевой программы "Электронная Москва" (2009-2011 гг.)".

5 Постановление Правительства Москвы от 25.09.2007 N 820-ПП "Об утверждении Концепции реализации проекта "Электронный округ" Городской целевой программы "Электронная Москва" / http://www.mos.ru.

6 «Умный дом» появился в московском Жулебино" // АСН-инфо 01.10.2009.


7 Зотов В.Б. "Жулебино "оцифруем" с комфортом для жителей" // РИА НОВОСТИ. 23.04.2009.

8 См. Паспорт рассматриваемой ГЦП «Электронная Москва» на 2009-2011 гг.

9 См. Зингер Е.П. Электронное правительство Москвы: анализ динамики развития // Информационное общество. – М., 2006. - Вып. 2-3. - С. 59-75.








Даже самые лучшие заморские пляжи разочаровывают: там никогда не находишь тех девушек, которых ты видел в рекламном проспекте.
ещё >>