О системе управления государственной службой - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Одиннадцать шагов модернизации государственной службы Кыргызстана»... 1 51.67kb.
Изменения в системе органов государственной власти и управления в... 1 171.19kb.
Изменения и дополнения в Правила доверительного управления Закрытым... 1 18.87kb.
Доклад «О патриотическом воспитании работников Управления государственной... 1 80.74kb.
Организационные отношения в системе менеджмента 1 68.5kb.
Изменения и дополнения в Правила доверительного управления Закрытым... 1 55.3kb.
Изменения и дополнения в Правила доверительного управления Закрытым... 1 19.51kb.
Качество управления предприятием и стандарты риск-менеджмента 1 91.81kb.
Юридические формы взаимодействия научных и образовательных организаций 1 266.56kb.
Обобщение выданной информации из Единого государственного реестра... 1 23.92kb.
Общероссийская общественная организация «ассоциация юристов россии» 12 2017.9kb.
Анализ сложившейся управленческой, политической и избирательной системы... 1 99.65kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

О системе управления государственной службой - страница №1/1

О системе управления государственной службой

Иван МАРЧЕНКО

- кандидат экономических наук, руководитель Регионального информационно-аналитического центра по вопросам государственной и муниципальной службы при Сибирской академии государственной службы
На протяжении последних лет не прекращаются дискуссии по поводу создания самостоятельной (дополнительной) системы управления государственной службой. Какой должна быть соответствующая система? Варианты оргструктур могут быть разные. Ясно одно, верти­каль управления госслужбой РФ, конечно же, должна быть выстроена.

Федеральная программа «Ре­формирование государственной службы Российской Федерации (2003 — 2005 гг.)» предполагает сформировать систему управле­ния госслужбой, призванную обеспечить единство государст­венной службы РФ, взаимодейст­вие государственных органов со структурами гражданского обще­ства, координацию деятельности государственных органов по во­просам поступления, прохожде­ния и прекращения государственной службы, а также профессио­нального развития государствен­ных служащих.

Для чего нужна такая система - понятно. А вот какой она должна быть, из каких элементов и звеньев состоять — программа умалчивает. Разногласия в мнениях по данному вопросу уже обнаружились. Поэто­му есть смысл высказать несколько соображений методического характера. «Выстраивать» управление государственной службой необхо­димо, как минимум, в трех основ­ных, взаимосвязанных направле­ниях: во-первых, с научных пози­ций определить стратегию и тактику такого управления, соот­ветственно строго обозначить «гра­ницы» возможного и дозволенного в системе управляющих воздейст­вий; во-вторых, перевести это управление пи проблемно-целе­вую методологию; в-третьих, за­дать субъектам управляющих воз­действий — органам управления го­сударственной службой — четко оп­ределенные структуры и регламен­ты действий (кто, что, где, как, когда, как часто, по ситуации или регулярно должен действовать).

Необходимость черного па-правления обуславливается преж­де всего сложностью таких объек­тов управления, как аппараты государственных органов и их структурных подразделений, тер­риториальных органов федераль­ных органон исполнительной влас­ти и их структурных подразделе­ний, администраций субъектов РФ, городов и др. Упрощенные, облегченные принципы и способы воздействия могут не давать нуж­ного эффекта, будут упускать си­туацию из-под контроля.

Широкомасштабное вмешатель­ство в деятельность управляемого объекта по методу тотального сле­жения за его работой и частого по­гружения во внутренние аппарат­ные дела также недопустимо, по­скольку у такого подхода обнару­живаются значительно худшие последствия.

Думается, выверенный кон­троль за структурой и содержатель ной стороной деятельности объекта управления явится той профилак­тической работой, которая позво­лит субъектам управления не про­сто «ожидать» нужных результатов от деятельности подконтрольного объекта, но и активно эти результа­ты формировать, конструировать, стимулировать. Такой может быть стратегия. Соответственно адек­ватной должна быть и тактика — в виде оперативной, конкретной, предметной, уважительной реак­ции.

Второе направление предпо­лагает организацию деятельности субъектов управления государст­венной службой по принципу наи­более важных целей. На начальном этапе такими целями могли бы быть:

• управление программной стратегией реформирования государ­ственной службы на всех ее уровнях;

• определение путей трансформации кадрового потенциала гос­службы в качественно новое со­циокультурное состояние;

• организация оценки профессиональной компетентности кадров органов власти и управления;

• выработка мер по правовому сопровождению реформы государ­ственной службы;

• организация научно-методичес­кого сопровождения реформен­ных процессов па местах;

• совершенствование организаци­онных структур и т.д.
Безусловно, перечень этот не полный, что-то в нем можно пере­формулировать, видоизменить, до­полнить. Важно, чтобы обеспечи­валось главное предназначение си­стемы управления государственной службой, о чем говорилось в начале статьи.

Третье направление необхо­димо прежде всего для придания си­стемного характера управляющим воздействиям. Важно не копировать и не дублировать действия управля­емой подсистемы. Отслеживать «уз­кие места» в ее функционировании и направлять сюда корректирующие воздействия — вот главная задача. Система управления госслужбой призвана, в понимании автора, не только давать оценку действиям уп­равляемой подсистемы, но и вскры­вать резервы повышения эффек­тивности госслужбы, внедрять здесь новые технологии.

Вероятно, в сотрудниках орга­нов управления государственной службой придется целенаправлен по вырабатывать и поддерживать понимание того, что они не должны быть каким-то новым отрядом ра­ботников с контрольно-ревизион­ными функциями, существующих обособленно, параллельно или над другими госслужащими. В против­ном случае могут «прижиться» лож­ные установочные цели, способные привести к тому, что вся система управления государственной служ­бой займется несвойственными ей функциями.

В целом система управления го­сударственной и муниципальной службой видится как многоуровне­вая по вертикали государственного управления и широко представлен­ная в региональном плане совокуп­ность самостоятельных специ­альных органон со своей структу­рой и подчиненностью. Методоло­гия создания такой системы отражена на Рисунке.

Основываясь па требованиях данной методологии, автор постарался конкретизировать некоторые моменты до уровня практических рекомендаций, которые представ­лены в виде трехуровневой струк­туры субъектов управления госу­дарственной и муниципальной службой (см. Таблицу).

В предлагаемом возможном на­звании органа управления не слу­чайно объединены термины «госу­дарственная» и «муниципальная» служба. Все, что «скрывается» под дефиницией «муниципальная служба», есть не что иное, как





нижнее; звено вертикали государст­венного устройства власти. На од ной и той же территории муници­пального образования действуют как бы три самостоятельных субъ­екта власти: территориальные ор­ганы федеральных органон испол­нительной власти, органы государ­ственной власти субъекта РФ, ор­ганы местного самоуправления. Ус­ловиями взаимодействия такой триады с учетом их взаимных инте­ресов и согласования деятельности и должны в том числе заниматься, как нам представляется, предпола­гаемые к созданию единые органы управления государственной и му­ниципальной службой.

Хочется надеяться, что попытка усилить роль государства в руко­водстве социально-экономически­ми процессами на всем пространст­ве страны единым стандартом через реформирование госслужбы и уси­ление управляемости ею окажется удачной и оправдает себя. Однако предпринимаемые действия и этом направлении иначе как робкими не назовешь. Чем объяснить эту кажущуюся робость? Видимо тем, что на пути создания новых структур в виде дополнительных органов уп­равления государственной службой осознается огромная опасность воз­можного дублирования и необосно­ванного вмешательства этих с трук­тур в деятельность органов власти. С другой стороны, уровень компетентности аппарата органов управления госслужбой должен быть более высоким, чем в «подконтроль­ной» системе. А где взять такие кадры?

Какие бы проблемы ни стояли, надо двигаться вперед. Государст­венная служба слишком важна для судьбы современной России, поэто­му всякое затягивание решения концептуальных вопросов ее пе­реустройства, трансформации новое качественное состояние со­вершенно непростительно. Выстраивание вертикали управления госслужбой по предложенной модели вполне соответствует стратегии реформирования самой госслужбы.


«Государственная служба», № 3(35), 2005




Мы хранили верность друг другу целых сорок два года. Если бы моя жена об этом узнала, она бы меня застрелила. Хенни Янгман
ещё >>