О пенсионном обеспечении педагогических работников - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Отчет о научно-исследовательской работе выполненной по Государственному... 7 1758.74kb.
Закон о государственном пенсионном обеспечении 4 1187.41kb.
Беларускі прафесійны саюз работнікаў адукацыі і навукі праспект Пераможцаў... 1 37.18kb.
Разьяснения об организации аттестации педагогических работников 1 234.88kb.
Положение о повышении квалификации педагогических работников гбоу... 1 78.68kb.
Программа городского конкурса 23-27 января 2012 года 1 42.47kb.
Конкурс «Педагогический дебют 2013» 1 165.43kb.
График проведения экспертизы результатов профессиональной деятельности... 23 3906.41kb.
Информация о персональной деятельности научного работника (фио, должность) 1 33.79kb.
Отчет психодиагностика педагогических работников 6 791.01kb.
Информация о персональном составе педагогических (научно-педагогических) 1 136.01kb.
Основные Новогодние мероприятия в районе Ивановское в период зимних... 1 41.34kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

О пенсионном обеспечении педагогических работников - страница №1/1

О ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Вопрос назначения трудовых пенсий педагогическим работ­никам не простой.

Это связано в первую очередь с тем, что значи­тельно изменилось пенсионное законодатель­ство в период с 1990 по 2002 год, и во-вторых, администрации пе­дагогических учреждений в своих целях часто переименовывали эти учреждения и должности, вводили свои, не утвержденные норматив­ными документами. Все это за­трудняет назначение досрочных трудовых пенсий педагогам.

В настоящей статье мы пос­тарались осветить наиболее частые вопросы по назначению трудовой пенсии, возникающие у педаго­гических работников. (В статье не рассматриваются вопросы назначения трудовых пенсий работникам детских домов и специальных образовательных и учебно-вос­питательных учреждений.)


1. Основные нормативные документы, применяющиеся при установлении права на досрочную трудовую пенсию по возрасту педагогическим работникам.

Основной документ, по которо­му в настоящее время назначают­ся трудовые пенсии, в том числе и досрочные трудовые пенсии, - Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудо­вых пенсиях в Российской Феде­рации» (далее - Закон № 173-ФЗ).

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается лицам, не менее 25 лет осущест­влявшим педагогическую деятель­ность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Зако­нодательство, действовавшее до 01.01.2002 (Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пен­сиях в Российской Федерации») содержало аналогичные нормы. Досрочная трудовая пенсия педагогам на­зывалась в то время трудовой пенсией за выслугу лет. Далее в статье мы бу­дем использовать определения, используемые в действующем законодательстве.

Определяющими документами являются Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, даю­щей право на досрочное назначе­ние трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педаго­гическую деятельность в учреж­дениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федера­ции» и Правила исчисления этих периодов работы.

 Список и Пра­вила утверждены Постановлени­ем Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 (далее - Постановление № 781). Кроме того, в отдельных случаях применяются норматив­ные документы Правительства РФ, действовавшие до принятия Постановления № 781, - это Пос­тановление Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067 «Об утвержде­нии Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за вы­слугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других педагогических учреждениях для детей, и Правил исчисления сро­ков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагоги­ческой деятельностью в школах и других педагогических учрежде­ниях для детей» (далее - Поста­новление № 1067) и Постановле­ние Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педаго­гическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за вы­слугу лет» (далее - Постановление № 463).

 Ранее действовавшие до­кументы могут использоваться при рассмотрении периодов работы, имевших место в период их дейс­твия. То есть при назначении трудовой пен­сии одному гражданину возможно применение Постановления № 463 до 1 ноября 1999 г., Постановления № 1067 - в период с 1 ноября 1999 г. по 12 ноября 2002 г. и Постановле­ния № 781 - с 12 ноября 2002 г.

При исчислении стажа работы в части, не урегулированной выше­указанными Правилами, применя­ются Правила исчисления пери­одов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответс­твии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Рос­сийской Федерации», утвержден­ные Постановлением Правитель­ства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516.



2. Основные требования, предъявляемые при установлении права на досрочную трудовую пенсию педагогическим работникам.

При назначении досрочных трудовых пен­сий педагогическим работникам периоды специального стажа должны удовлетворять определенным требованиям.

Это, в частнос­ти, работа в учреждении и в долж­ности, предусмотренных Списком.

Как ранее было указано, наиме­нования учреждений часто меня­лись произвольно, что приводит к проблемам при назначении трудовых пен­сий. Например, в 80-е годы было распространено наименование учреждения «детский комбинат», в 90-е годы - МДОУ (фактически детский сад или детский сад - на­чальная школа).

Но в Списке, ут­вержденном Постановлением № 781, есть детский сад и начальная школа - детский сад, и нет детско­го комбината и МДОУ. А Пенсион­ный фонд РФ является правопри­менительным органом и не может расширенно толковать норма­тивные документы Правительства Российской Федерации.

Поэтому период работы в таких комбинатах и МДОУ не засчитывается в педа­гогический стаж и не дает права на досрочную трудовую пенсию. Конечно, в случае обращения пенсионера в суд принимаются во внимание учредительные документы обра­зовательных учреждений и должностные инструкции работников и чаще всего суды устанавливают факт, что работа фактически про­текала в учреждении другого на­именования, предусмотренного Списком, и выносят решение о за­чете этих периодов в педагогичес­кий стаж.

Но на обращение в суд часто тяжело решиться из-за пси­хологических причин, к тому же это трата времени и средств.

Анало­гичные проблемы могут быть и из-за произвольного наименования должностей.

Поэтому админист­рации образовательных учрежде­ний должны следить за соответствием наименований должностей и учреждений Списку, чтобы не создавать проблем для собствен­ных сотрудников.

Частично проблема снимается установлением тождества различ­ных наименований профессий и должностей.

Такое тождество ус­танавливается нормативными ак­тами уполномоченного федераль­ного органа. В настоящее время это Министерство здравоохране­ния и социального развития Рос­сийской Федерации. Например, Приказом Минздравсоцразвития России от 05.07.2005 № 440 уста­новлено тождество наименова­ния должности «воспитатель» (эта должность предусмотрена Спис­ком) наименованиям должностей «воспитатель группы продленного дня», «воспитатель дошкольной группы» и ряду других, не предус­мотренных Списком.

Это означает, что с 15.07.2005 (дата вступления в силу Приказа) Пенсионный фонд России вправе самостоя­тельно включать в педагогический стаж периоды работы граждан в должностях «воспитатель груп­пы продленного дня» и «воспи­татель дошкольной группы», хотя эти должности и не содержатся в Списке, утвержденном Постанов­лением № 781.

Также, например, Приказом Минздрава России от 15.04.2005 № 278 было установ­лено тождество наименования учреждения «лицей» (содержа­щегося в Списке) наименованию учреждения «школа-лицей», «шко­ла-гимназия» (не содержащимся в Списке).

Важно помнить, что педагогичес­кий работник должен быть зачис­лен на штатную должность, пре­дусмотренную Списком.

То есть должен быть оформлен приказ о принятии на работу на должность, предусмотренную штатным рас­писанием. При этом право на до­срочную трудовую пенсию по возрасту бу­дет определено только в случае, если указанная должность есть в Списках.

В последнее время довольно часто возникают конфликтные си­туации с педагогами-психологами в школах.

Суть в том, что директор школы принимает по трудовому договору на штатную должность педагога-психолога (социально­го педагога) с определенной пе­дагогической нагрузкой. Права на зачисление в педагогический стаж для установления досрочной трудовой пенсии работа в этой должности в школе не дает. Преподавательская же работа без занятия штат­ной должности (педагогическая нагрузка) не считается совмес­тительством и не требует заклю­чения (оформления) трудового договора, поэтому и права на за­числение в педагогический стаж тоже не дает.

Еще одно требование - выпол­нение нормы рабочего времени (педагогической или учебной на­грузки).

Это требование должно выполняться с 1 сентября 2000 года, за исключением случаев, явно указанных в Правилах, ут­вержденных Постановлением №781. При этом норма рабочего времени может быть выполнена суммарно по основному и другим местам работы. Независимо от вы­полнения нормы рабочего време­ни периоды работы включаются в педагогический стаж у учителей начальных классов общеобразо­вательных учреждений, а также у учителей общеобразовательных школ (кроме вечерних), располо­женных в сельской местности.

Статистика

Сейчас в России 53 568 школ, в которых работа­ют 1 миллион 360 тысяч педагогов, из них 770 тысяч учат ребят в де­ревнях и селах. У российской шко­лы женское лицо: 87% всех педаго­гов — представи­тельницы слабого пола. Женщин подавляющее боль­шинство, 1 мил­лион 99 тысяч. Примерно шестая часть учителей — люди пенсион­ного возраста.

Средняя зарплата учителей в стране, по данным Росстата, составляет сегодня около 60% от средней зарпла­ты в государствен­ном секторе эконо­мики, в 2009 году она была 11,6 тыс. рублей в месяц. Причем разница в оплате труда в разных регионах весьма значитель­ная. Если москов­ские педагоги по­лучают в среднем 30 тыс. рублей в месяц, то их кол­леги в Саратовской области — 13—14 тыс. рублей, в Са­марской области — 11 тыс. рублей, в Новгородской области — 9 652 рубля, в Ставро­польском крае — 8 755 рублей, а в Ингушетии и Да­гестане — всего 7 тыс. рублей.

На общих основаниях засчитывается в педагогический стаж работа в образовательных учреж­дениях, являющихся структурны­ми подразделениями организа­ций, не содержащихся в Списке.

Такие образовательные учреж­дения ранее были при крупных промышленных предприятиях. На­пример, работа учителем в школе № 18 Октябрьской железной доро­ги засчитывается в педагогический стаж, несмотря на то, что железная дорога в Списке не содержится.

Но если педагогическая работа происходит непосредственно в учреждении, не содержащемся в Списке, этот период не засчитывается в педагогический стаж.

Например, не будет засчитана в педагогический стаж работа воспитателем в ЖЭКе, даже если в ЖЭКе фактически есть подраз­деление, выполняющее функции детского сада, но структурно это подразделение не выделено.

3. Особые требования, предусмотренные Правилами

Правилами, утвержденными Постановлением № 781, предус­мотрены особые требования для ряда должностей и учреждений. Это, в частности:

для директоров (начальников, заведующих) школ, учреждений начального и среднего профес­сионального образования перио­ды работы до 1 сентября 2000 года засчитываются в педагогический стаж независимо от ведения пре­подавательской работы. С 1 сен­тября 2000 года - при условии ве­дения преподавательской работы в том же или другом учреждении для детей в объеме не менее 6 ча­сов в неделю (240 часов в год), а в учреждениях среднего профес­сионального образования - не менее 360 часов в год;

для директоров (начальников, заведующих) детских садов и уч­реждений дополнительного обра­зования периоды работы засчитываются в педагогический стаж до 1 ноября 1999 года;

для заместителей директоров (начальников, заведующих) пери­оды работы засчитываются в пе­дагогический стаж, только если работа связана с образователь­ным (воспитательным) процессом. То есть если из должностной инс­трукции, например, заместителя директора школы по методичес­кой работе видно, что его деятель­ность непосредственно не связана с образовательным процессом (например, направлена на поиск и внедрение новых методов рабо­ты, то есть работа происходит с преподавательским составом, а не с учениками), то период такой работы не войдет в педагогичес­кий стаж;

работа в должностях педагога, педагога-воспитателя, медсестры ясельной группы засчитывается в педагогический стаж за период до 1 января 1992 года;

работа в ряде должностей (например, преподаватель, тре­нер-преподаватель, педагог до­полнительного образования) в учреждениях дополнительного об­разования для детей засчитывается в педагогический стаж после 1 января 2001 г. при наличии одно­временно следующих условий:
• на 1 января 2001 г у лица имеется стаж работы в любых должнос­тях и учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
• у лица имеется факт работы в пе­риод с 1 ноября 1999 г. по 31 де­кабря 2000 г. в этих должностях и учреждениях;

работа в вечерних школах, центрах образования и образо­вательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях), то есть техникумах и колледжах, засчитывается в пе­дагогический стаж при условии обучения в указанных учреждени­ях не менее 50% детей в возрасте до 18 лет. При этом состав уча­щихся определяется на 1 октября на основании списочного соста­ва учащихся (Приказ Росстата от 03.05.2005 № 27). Поэтому нередки случаи, когда у преподавателя техникума один год работы засчитывается в педагогический стаж, а следующий год не засчитывается, т.к. на 1 октября следующего года в учреждении обучалось менее 50% учащихся в возрасте до 18 лет. Особенно часто такое быва­ет в учреждениях, которые готовят специалистов в области культуры (в связи с особенностями контин­гента учащихся)



4. Применение Постановления Конституционного суда при назначении досрочных пенсий педагогическим работникам.

 

Отдельные положения норматив­ных документов, определяющие право педагогических работников на досрочную трудовую пенсию, являлись предметом рассмотрения Кон­ституционного суда Российской Федерации и были признаны не­соответствующими Конституции РФ.



В частности, ранее Законом № 173-ФЗ было предусмотрено назначение досрочной трудовой пенсии лицам, осуществлявшим педаго­гическую деятельность только в го­сударственных и муниципальных учреждениях для детей.

Конститу­ционный суд своим Постановлени­ем от 03.06.2004 №11-П установил, что требования по форме собс­твенности не соответствуют Конс­титуции РФ, и Федеральным зако­ном от 30.12.2008 № 319-ФЗ в Закон № 173-ФЗ внесены соответствую­щие изменения. В педагогичес­кий стаж засчитываются периоды работы в учреждениях, указанных в Списке, независимо от формы собственности этих учреждений.



5. Некоторые типовые сложные ситуации, возникающие при назначении досрочных пенсий педагогическим работникам

Зачет в педагогический стаж пе­риодов работы в должностях, не предусмотренных Списком, имев­ших место в советское время

Наиболее частый пример - ра­бота в должности «пионервожа­тый». В настоящее время эта долж­ность Списком не предусмотрена.

Поэтому органы ПФР отказывают в зачете таких периодов в педагоги­ческий стаж. Но в советское вре­мя должность «пионервожатый» содержалась в соответствующем списке и засчитывалась в выслугу лет при условии, что не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной пенсии, приходится на работу в учреждениях, организа­циях и должностях, работа в кото­рых дает право на такую пенсию. (Постановление Совета Минис­тров СССР от 17.12.1959 № 1397.)

Существует судебная практика, на основании которой можно прогно­зировать решения судов по таким делам в пользу пенсионеров (на­пример, определения Верховного суда РФ от 14.10.2005 по делу № 43-В05-7, от 24.04.2006 по делу № 1-В06-5, от 14.06.2006 по делу № 87-В06-3, от 02.03.2007 по делу № 66-В06-18).

В соответствии с постановлением столичного правительства «О проведении Года учителя в Москве в 2010 году» с 1 сентября 2010 года заслуженные учителя — москвичи, уходя на пенсию, будут - получать единовременное пособие в размере 20 тыс. рублей. Право на пособие распространяется на педагогов, проработавших в государственных образовательных учреждениях не меньше 25 лет и имеющих почетные звания «Народный учитель СССР», «Народный учитель Российской Федерации», «Заслуженный учитель школы РФ», «Заслуженный учитель Российской Федерации», «Лау­реат премии Президента РФ в области образования», а также «Лауреат пре­мии Правительства РФ» и «Лауреат премии города Москвы». В столице таких заслуженных учителей-ветеранов — 3,5 тысячи.

Зачет в педагогический стаж пе­риодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком

Явно в Правилах о включении в педагогический стаж периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком ничего не сказано.

По­этому применяется общее прави­ло, установленное Конституцион­ным судом, - стаж оценивается в порядке, предусмотренном законодательством в период приоб­ретения этого стажа. Кодексом законов о труде РСФСР (КЗоТ) в редакции, действовавшей до 6 ок­тября 1992 г., было предусмотрено включение в специальный стаж периодов отпуска по уходу за ре­бенком до достижения возраста полутора лет.

Поэтому периоды от­пусков до полутора лет, имевшие место до этой даты, включаются в педагогический стаж. Сложнее вопрос с отпусками до трех лет. КЗоТом включение таких отпусков в специальный стаж предусмот­рено не было. Но 22 августа 1989 г. вышло Постановление Совета Ми­нистров СССР и ВЦСПС № 677, уве­личившее с 1 декабря 1989 г. про­должительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком до трех лет.

Этим же Постановлением было предусмотрено, что допол­нительный отпуск засчитывается в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специаль­ности.

Казалось бы, здесь должно применяться то же Постановление Конституционного суда и период отпуска до трех лет должен засчитываться в педагогический стаж. Но на практике позиция Пенсион­ного фонда РФ состоит в том, что «стаж работы по специальности» и «специальный стаж» - понятия различные, поэтому периоды от­пуска до трех лет в специальный, в том числе педагогический, стаж засчитываться не должны.

Эту по­зицию можно и нужно оспаривать в суде.

Существующая судебная практика свидетельствует о том, что в таких вопросах суды встают на сторону пенсионеров и обя­зывают органы ПФР засчитывать в специальный стаж периоды отпуска по уходу за ребенком до трех лет, имевшие место с 1 дека­бря 1989 г. по 6 октября 1992 г.  На­пример, определения Верховного суда РФ от 05.03.2009 по делу № 19-В09-2, от 02.07.2009 по похожему делу № 11-В09-7.

Включение периодов нахожде­ния в учебных отпусках в педаго­гический стаж

Правилами не предусмотрен за­чет периодов нахождения в учеб­ных отпусках в педагогический стаж, поэтому органы ПФР отказы­вают в таком зачете. В этом вопро­се на защиту пенсионеров также встает Верховный суд РФ.

Опре­делением по делу № 14-В06-34 (также содержится в Обзоре за­конодательства и судебной прак­тики Верховного суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года) установлено, что пери­оды учебных отпусков, имеющие место в период действия соот­ветствующего законодательства (с 17 декабря 1959 г. по 22 сентяб­ря 1993 г.), должны засчитываться в педагогический стаж, если этим периодам непосредственнопред-шествовала или за этими перио­дами непосредственно следова­ла педагогическая деятельность.



6. Некоторые рекомендации педагогическим работникам, которые могут помочь при назначении досрочных трудовых пенсий

Рекомендуем проверить соот­ветствие наименований учреж­дений и должностей, в которых проходила работа (по трудовой книжке), наименованиям, указан­ным в Списке, утвержденном Пос­тановлением № 781 (подробнее о необходимости соответствия написано в пункте 2 настоящей статьи).

Если какие-то наимено­вания в настоящее время не со­ответствуют, но фактически имеет место педагогическая работа, следует обратиться к админис­трации учреждения для внесе­ния соответствующих изменений.

Если несоответствие имело мес­то в предыдущее время, нужно заранее собирать материал для обращения в суд.

Это приказы о переименовании, уставы учреж­дений, должностные инструкции по должностям, в которых проис­ходила работа. Если на момент получения отказа ПФР в зачете какого-либо периода в педагоги­ческий стаж все необходимые для суда материалы будут собраны, то заявление в суд можно будет по­давать сразу, что ускорит назначе­ние трудовой пенсии.

Еще один важный шаг, который мы рекомендуем предпринять не только педагогам, но и всем, кто собирается на трудовую пенсию, - зара­нее, лучше за несколько месяцев до назначения трудовой пенсии, запросить в терри­ториальном органе ПФР выписку из своего лицевого счета.

Для это­го нужно обратиться в территори­альный орган ПФР (отдел персонифицированного учета) по месту жительства с паспортом и стра­ховым свидетельством обязатель­ного пенсионного страхования.

В полученной выписке надо про­верить, все ли периоды работы там отражены, чтобы в случае от­сутствия каких-либо записей было время для обращения к работо­дателям и восстановления отсутс­твующих данных.

Педагогам, как и другим гражданам, работающим в особых условиях, особенно вни­мательно нужно проверять записи о педагогическом стаже.

В стро­ках таблицы, соответствующих пе­риодам педагогического стажа, должны быть указаны определен­ные коды льготы. С 1997 года (год внедрения системы персонифи­цированного учета в большинстве регионов России) до настоящего времени они несколько раз меня­лись (например, там может быть указано ЗП80ПД, ЗП80РК, 28-ПД), но отсутствие кода льготы одно­значно свидетельствует о будущих проблемах при назначении трудовой пен­сии.

О значении кодов, которые имеются, можно узнать у сотруд­ников отдела персонифицирован­ного учета, или отдела назначения пенсии, или отдела оценки пенси­онных прав.

Дело в том, что по нормам дейс­твующего законодательства пери­оды работы после регистрации гражданина в системе персони­фицированного учета учитывают­ся на основании данных персони­фицированного учета. Если даже трудовая книжка и документы ор­ганизации в порядке, но в данных персонифицированного учета не отмечен педагогический стаж, ор­ган ПФР откажет в его зачете или, по крайней мере, будет проводить документальную проверку, что за­тянет назначение трудовой пенсии.



И в заключение еще раз обра­щаем внимание руководителей, бухгалтеров и работников кад­ровых служб учреждений обра­зования на то, что очень важно правильно заполнять данные пер­сонифицированного учета, пото­му что от этого напрямую зависит трудовая пенсия ваших сотрудников.

УПФР в Теучежском районе




Азартная игра, именуемая бизнесом, неодобрительно смотрит на бизнес, именуемый азартной игрой. Амброз Бирс
ещё >>