О мониторинге профессиональной деятельности и рейтинговой оценке уровня профессиональной компетентности педагогов моу лицея №8 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов... 2 451.61kb.
Приоритетные направления работы лицея 4 696.57kb.
Компетентностный подход в оценивании профессиональной деятельности... 1 58.58kb.
Карта уровней профессиональной компетентности учителя 1 41.33kb.
Рейтинг профессиональной компетентности и результатов педагогической... 3 369.97kb.
Ржание профессиональной роли педагога и вытекающих из неё нормативных... 4 888.32kb.
«правовое регулирование профессиональной деятельности в спорте» 1 72.25kb.
Характеристика профессиональной деятельности выпускников специальности... 1 46.26kb.
3 1 Творчество педагога норма профессиональной деятельности 5 2 Взаимосвязь... 1 183.81kb.
Учреждения по профессиональной ориентации обучающихся и воспитанников... 1 265.83kb.
Оценка профессиональной деятельности учителя Н. Стихина 1 113.74kb.
В международном контексте профессиональных библиотечных объединений 1 119.32kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

О мониторинге профессиональной деятельности и рейтинговой оценке уровня профессиональной - страница №1/1

Муниципальное общеобразовательное учреждение

лицей №8 «Олимпия» Дзержинского района г. Волгограда




УТВЕРЖДЕНО

С учетом мнения профсоюзного комитета МОУ лицея №8 «Олимпия»

Протокол от ____________ № _____

Председатель профкома

_________________________


УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ лицея №8 «Олимпия»

М.П.

__________________Н.В.Кузнецов


«_____» ________________200___ г.

ПОЛОЖЕНИЕ


«_____» ____________г. № _______

г. Волгоград


О МОНИТОРИНГЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКЕ

УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

ПЕДАГОГОВ МОУ ЛИЦЕЯ № 8 «ОЛИМПИЯ»


I.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В современных социокультурных условиях одной из главных является проблема повышения качества образования, что предполагает ориентацию не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных способностей. Управление качеством образования находит конкретное воплощение в деятельности учителя, т.к. именно он организует образовательный процесс и является центральной фигурой обновления образования. От уровня его профессиональной компетентности, духовности, социальной позиции зависит успех модернизации образования.

Появление дополнительных, не актуализированных ранее, требований к педагогическим работникам: способность к «командной» работе, сотрудничеству; навыки решения разнообразных проблем в нестандартных ситуациях, способность к непрерывному самообразованию, к работе с информацией – требуют иного, чем прежде подхода к контролю и оценке деятельности педагога.

Мониторинг профессиональной деятельности педагога (далее Мониторинг) должен быть построен на научно установленных и теоретически обоснованных закономерностях. В этих условиях представляется весьма актуальным использование концептуальной модели мониторинга профессиональной деятельности педагога, обоснованной в работах А.С.Белкина, Ю.А.Конаржевского, В.М.Лизинского, Т.А.Стефановской, В.А.Кальней, А.И.Макарова, А.Б.Сахарчука, С.Ч.Шишова и др.

Мониторинг профессиональной деятельности педагогов общеобразовательной школы - это процесс непрерывного научно обоснованного, диагностико-прогностического отслеживания изменений в профессиональной деятельности педагогов с целью включения результатов наблюдений в управление их профессиональным становлением в условиях модернизации образования.

Результаты мониторинга профессионального роста и развития педагогического коллектива МОУ лицея № 8 «Олимпия» обобщаются в виде рейтинговой таблицы (далее Рейтинг), который представляет собой математико-статистическую модель, где обобщены отцифрованные данные результатов исследования, наблюдения, анализа профессиональной деятельности педагогов лицея. Рейтинговая модель выступает итогом, продуктом преобразования исходной (неупорядоченной информации) в рейтинговую оценку профессиональной успешности педагога. Рейтинговая оценка является индивидуальной, дифференцированной, кумулятивной (накопительной), количественной характеристикой профессиональной деятельности педагога, показателем динамики результатов работы за определенный период.

Предлагаемая оценка деятельности педагога позволяет отслеживать уровень его профессиональной компетенции, выявлять достижения и проблемы; определять, имеют ли результаты педагогической деятельности устойчивый, закономерный характер, создавать обстановку заинтересованности членов коллектива в результативности своей профессиональной деятельности; переводить образовательное учреждение в режим развития инновационной деятельности. Рейтинговая оценка отражает уровень профессиональной компетентности педагогов и является основанием для распределения стимулирующей части ФОТ.

Рейтинговая оценка деятельности как элемент системы мониторинга качества образования в лицее обладает следующими преимуществами:



  • формирование единых требований к качеству профессиональной деятельности, установление единых подходов к определению норм оценивания;

  • объективность контроля;

  • мотивация работников к результативной деятельности,

  • получение своевременной информации о работе каждого педагога и коллектива в целом;

  • использование полученной информации для принятия решений о моральном и материальном поощрении, награждении.


II.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Одной из основных характеристик любой системы управления качеством, определяющей эффективность ее функционирования, является наличие адекватной системы поддержки процессов сбора, накопления, поиска, обработки и передачи информации. Она должна обеспечить руководителей школы всех уровней обязательным минимумом информации о состоянии и развитии тех процессов и систем, за которые они отвечают и которыми управляют. При этом информация должна быть максимально полной по объему и содержанию, объективной, конкретной и наблюдаться в динамике. Это и определило ведущие цели введения мониторинга педагогической деятельности и рейтинговой оценки профессиональных достижений:

  • мотивация педагогов на достижение качественных результатов в учебной, воспитательной и инновационной деятельности, стимулирование роста квалификации, профессионализма, развитие творческой инициативы педагогов, формирование рейтинговой культуры педагогического коллектива,

  • получение возможности детализированного анализа профессиональных успехов педагогов по ряду критериев в определенный момент, на определенной стадии,

  • эффективное управление ростом профессионального мастерства, координация управленческой деятельности по повышению результативности труда педагогов лицея, выработка эффективных управленческих решений руководством лицея и его структурных подразделений в области повышения качества образовательной деятельности, оценка и прогнозирование тенденций развития лицея.

Основными задачами рейтингового анализа являются:

  1. создание фактографической информационной базы, всесторонне отражающей деятельность педагогов, предметных кафедр и лицея;

  2. получение единых комплексных критериев для оценки и контроля уровня и эффективности работы педагогов и кафедр, унификация методики оценки профессиональной успешности, объективизация контроля качества педагогической деятельности;

  3. использование расширенного оценочного диапазона оценки педагогической деятельности;

  4. определение степени включенности педагогов в процесс обеспечения качества образования;

  5. совершенствование деятельности и развитие лицея через детальный, всесторонний анализ коллективом результативности собственного труда;

  6. создание банка результатов деятельности педагогического коллектива, выявление наиболее ценного опыта педагогов для дальнейшего распространения;

  7. стимулирование видов деятельности, способствующих повышению рейтинга лицея в целом.

Мониторинг основан на следующих принципах - непрерывности, научности, диагностико-прогностической направленности, целостности.

Функции Мониторинга - информационная, стимулирующая, формирующая, коррекционная, контрольно-оценочная.

Требования - объективность, валидность, надежность, системность, гуманистическая направленность, учет индивидуальных особенностей педагога, корректность.

Для успешного внедрения и функционирования разработанной модели мониторинга педагогической деятельности и рейтинговой оценки профессиональной компетентности и результатов педагогической деятельности педагогов лицея № 8 «Олимпия» на методическую службу лицея возлагаются дополнительные обязанности:



  • обучение педагогов технологии работы с портфелем профессиональных достижений педагогов (далее Портфолио) (отбор материалов, их систематизация, подготовка к публичной презентации собственных достижения);

  • оказание всесторонней помощи педагогам, готовящим материалы и заинтересованным в поощрении собственной деятельности по результатам анализа их достижений;

  • информирование коллектива о содержании материалов учительских портфолио (т.е. об уровне профессионального развития учителя);

  • методическое обеспечения профессиональной деятельности в условиях рейтинговой системы оценивания профессиональной успешности;

  • разработка инструктивно-методических материалов по рейтинговой системе;

  • осуществляет мониторинга качества обучения в рамках рейтинговой системы;

  • изучение, общение и распространение имеющего опыта использования рейтинговой оценки профессиональных достижений педагогов


III. ТЕХНОЛОГИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ
В основу механизма определения рейтинговой оценки и результатов рейтинга положено представление о нем, как об акте признания коллегами и администрацией лицея конечных результатов деятельности конкретного преподавателя, продуктивности и качества его работы.

Технология определения рейтинговой оценки состоит из семи взаимосвязанных этапов.



  • 1-й этап - подготовительный или первичное накопление информации.

Задача этапа: Организовать и осуществить первичный, целенаправленный, систематизированный сбор информации по критериям результативности профессиональной деятельности.

Используемые методы: наблюдение, анкетирование, анализ документации, тестирование, квалиметрические методики.



  • 2-й этап - исходно-диагностический.

Задача этапа: Определить исходные показатели профессиональной деятельности педагога (учебной, научно-методической, общественной), тенденции изменения которых будут отслеживаться в дальнейшем, а также выявить уровни профессионального становления педагога.

Используя методы наблюдения, беседы, анализа документации и др., установить степень соответствия профессиональных показателей педагога требуемым профессионально-квалификационным характеристикам, следовательно, определить уровень профессиональной компетентности педагога.

На основании полученных данных на втором этапе мониторинга проводится детальный анализ причин возникновения встречающихся в процессе профессионального становления трудностей и проблем.


  • 3-й этап - уточняющий.

Задача этапа: Выявить объективные и субъективные причины, определяющие результативность профессиональной деятельности педагога.

На данном этапе предполагает изучение профессиональной биографии педагога, выявление профессиональных кризисов и их влияния на процесс профессиональной успешности.

Кроме того, на данном этапе изучается мнение коллег, учащихся, родителей об уровне профессионализма педагога. При этом используются методы: социологический опрос, беседа, наблюдение, анализ документации.


  • 4-й этап - планово-прогностический.

Задача этапа: Определить тенденции процесса профессионального становления педагога, спланировать и спрогнозировать профессиональную деятельность педагога с учетом проблем, выявленных в процессе мониторинга. Осуществляя прогноз, в центр внимания должно ставить, прежде всего, позитивные тенденции процесса профессиональной деятельности педагога, а от них идти к тенденциям негативным, определять условия, при которых позитивные элементы будут доминировать над негативными. Главное содержание педагогического прогноза составляет предвидение основных тенденций в этом процессе.

В ходе практической реализации данного этапа прогнозируется и планируется деятельность, направленная на совершенствование профессиональной деятельности педагога.



  • 5-й этап - организационно-деятельностный.

Задача этапа: Организовать работу с педагогом, направленную на ликвидацию проблем, выявленных в профессиональной деятельности .

В ходе реализации данного этапа совместно с педагогом организуется деятельность по изучению научно-методической литературы с учетом решаемых проблем, определяются мероприятия, сроки выполнения и виды отчетной документации, представляемой по результатам реализации запланированного, создаются условия для участия педагога в различных формах методической работы (семинарах, педагогических чтениях и т.д.), а также внешняя учеба (курсы, семинары), осуществляемая для педагогов вне стен образовательного учреждения.



  • 6-й этап - коррекционно-творческий.

Задача этапа: Внести в планирование деятельности по совершенствованию процесса профессионального развития педагога коррективы с учетом изменившихся условий.

  • 7-й этап – итогово-аналитический.

Задача этапа: Определить эффективность организационно-содержательных мероприятий, предпринимаемых в целях совершенствования процесса профессионального развития педагога.

Представленный технологический алгоритм имеет замкнутый цикл повторяющихся этапов, позволяющий на каждом из них иметь релевантную информацию о состоянии управляемого процесса. Алгоритм имеет универсальный характер, т. е. может быть использован как руководителем образовательного учреждения, так и его заместителями и заведующим кафедрой.

Модель мониторинга и рейтинговой оценки профессиональной деятельности педагогических работников состоит из десяти блоков, каждый из которых представляет одну из ее функций (Приложение 1).

На основе анализа психолого-педагогической литературы (Ю.К.Бабанский, А.С.Белкин, В.И.Загвязинский, Э.Ф.Зеер, Ю.А.Конаржевский, В.М.Лизинский, В.П.Симонов) в качестве показателей уровня профессиональной компетентности педагогов лицея выделены следующие: Динамические показатели предметных знаний, Профессиональная культура, Информационная культура, Знание функций педагогической оценки, программно-методическое обеспечение учебного процесса, Методическая активность, Создание условий для развития индивидуальных способностей учащихся, Оценка деятельности педагога учащимися и их родителями, Распространение собственного педагогического опыта, Уровень исполнительской дисциплины.

Данные показатели позволяют оценить качественные результаты деятельности педагога и определяются в соответствии с профессиональными квалификационными требованиями к деятельности педагогов общеобразовательных учреждений и показателями проявления компетентности педагогического работника общеобразовательного учреждения (Приказ Комитета по образованию Администрации Волгоградской области от 30.07.2008 г. №1891 «Об апробации новых механизмов оплаты труда в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области»). Каждый показатель состоит из 2 частей: содержательной и оценочной. Содержательная часть включает качественную характеристику деятельности педагога, составленную на основе квалификационных требований и профессиональных компетенций. Оценочная часть состоит из шкалы оценок и имеет несколько критериальных уровней, что позволяет наиболее объективно оценивать деятельность педагога по каждому показателю.

Определение критериев результативности, позволяющих оценить уровень профессиональных достижений, опирается на разработки ученых (Ю.А.Конаржевского, Н.Немовой, Т.И.Шамовой и др.). Критерии можно разделить на две группы: первая - позволяющая оценить общепедагогическую и методическую подготовку учителя; вторая - позволяющая оценить результаты практической деятельности учителя. В процессе мониторинга рекомендуется использовать методики диагностики профессиональной деятельности педагогов, разработанные учеными-педагогами и психологами: методики оценки качественных результатов деятельности учителя (Ю.К.Бабанский, А.Д.Деменцев, П.А.Победоносцев), диагностика уровня развития педагогической деятельности (Е.А.Федорова), методика оценки работы учителя - МОРУ (разработанная представителями американской ассоциации гуманистической психологии Дж.Хэссард и др. в 1987 г. и адаптированная А.М.Раевским, Л.Н.Митиной и др. в 1990г.); методики экспертной оценки и самооценки педагогических умений учителя (Н.Н.Водопьянов), оценки результативности практической деятельности учителя (В.П.Симонов); комплекс методик по самодиагностике, разработанных Э.Ф.Зеером, Е.И.Роговым и др.

В процессе практической реализации данной технологии мониторинга используется метод "клинического" исследования (по Д.Б.Эльконину и Т.В.Драгуновой), систематическое и детальное изучение одних и тех же педагогов, иллюстрирующее процесс их профессионального становления, в полном объеме включает пять этапов: беседу до начала наблюдения, наблюдение в процессе профессиональной деятельности, анализ полученных результатов, консультативную беседу, планирование действий, направленных на совершенствование профессионального становления педагога.

Критерии, показатели и шкала оценок профессиональных достижений педагогов представлены в виде рейтинговой карты (Приложение 2). Каждому критерию присваивается определенное количество баллов. Предусмотрена система начисления поощрительных и штрафных баллов. Все критерии и показатели имеют строго однозначную интерпретацию, поэтому при заполнении рейтинговой карты педагог должен придерживаться их принятого толкования, зафиксированного в Автоматизированной системе рейтинга профессиональных достижений педагога (Приложение 4). Показатели и методика количественной оценки (ранжирования) деятельности преподавателей разработаны администрацией совместно с кафедрами, научно-методическим советом, профсоюзным комитетом, Советом лицея и утверждены директором лицея.


Учитель на основе анализа полученных результатов имеет возможность соотнести самооценку с оценками экспертов; определить направления своей деятельности, по которым дается согласованная высокая оценка всех экспертов и описать результаты этой работы, пути их достижения; рассмотреть результаты деятельности, которые требуют особого внимания и внесения корректив, зафиксировать все расхождения экспертной оценки деятельности с самооценкой и попытаться определить причины различий с тем, чтобы в дальнейшем устранить эти причины.

Для анализа и сравнения результатов деятельности работника в следующем году можно наносить показатели другой цветовой гаммой. Это даст возможность видеть диагностику роста педагогического мастерства педагога.

Электронная версия Портфолио и рейтинга педагога оформляется в виде электронных таблиц с приложением.
IV. МЕХАНИЗМ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СТИМУЛИРУЮЩЕЙ ЧАСТИ ФОНДА ОПЛАТЫ ТРУДА ЧЕРЕЗ РЕЙТИНГОВУЮ ОЦЕНКУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Итоги рейтинга подводятся два раза в год: 1 сентября и 1 марта. Рейтинговую карту каждый преподаватель заполняет самостоятельно. Контроль достоверности показателей осуществляет заведующий кафедрой на основе Портфолио педагога. Выборочный контроль осуществляют также научно-методический и административный советы. Итоговой суммой баллов является сумма всех оценок, данных членами экспертной группы (руководители кафедр, администрация школы), и самооценки. Максимальный показатель рейтинга не устанавливается. Итоговые оценки оформляются в виде таблицы и итоговой диаграммы.

Рейтинговая информация рассматривается на заседаниях научно-методического, административного советов, которые определяют уровень развития профессиональных компетентностей и формирует список педагогов лицея с указанием процента проявления компетентностей учителем. Уровень проявления профессиональной компетентности учителем (в процентах) определяется в зависимости от максимально возможного количества баллов по лицею. Эти предложения передаются на рассмотрение Совета лицея и служат основанием для распределения стимулирующей части фонда оплаты труда, для последующей аттестации работника, а также для индивидуальной коррекционной работы администрации с отдельными членами коллектива.

Комиссия Совета лицея по распределению стимулирующей части фонда оплаты труда осуществляет анализ и оценку объективности представленных результатов мониторинга профессиональной деятельности работников в соответствии с Регламентом государственно-общественного участия в распределении стимулирующей части ФОТ МОУ лицея № 8 «Олимпия» (Решение Совета лицея протокол № 2 от 01. ноября 2007 г.) В течение 3 дней работники вправе подать, а комиссия Совета лицея обязана принять обоснованное устное или письменное заявление работника о его несогласии с оценкой его профессиональной деятельности. В случае установления в ходе проверки факта нарушения, комиссия принимает меры для исправления допущенного ошибочного оценивания. По истечении 3 дней решение комиссии об утверждении рейтинговой оценки вступает в силу.

Утвержденный оценочный лист работников лицея, по решению Совета лицея, вывешивается для ознакомления педагогов лицея в учительской.

Итоговые оценочные листы рассматриваются на заседании Совета лицея по вопросу распределения стимулирующей части оплаты труда работников.

Совет лицея своим решением устанавливает размеры выплат работникам из стимулирующей части фонда оплаты труда на предстоящий установленный период

На основании решения Совета лицея директор лицея издает приказ о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда педагогов.
V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Реализация технологии рейтинговой оценки как механизма мониторинга профессионального становления создает педагогу ситуацию успеха, что способствует гуманизации и объективизации отслеживания изменений в процессе его профессионального становления, ориентации педагогов на профессиональный рост, постоянное повышение квалификации, поиск возможностей наиболее полной самореализации в профессии, усиление организованности, самостоятельности и ответственности, развитию способности к инновациям и профессиональным переменам, активизации собственных внутренних ресурсов роста.

Данная методика открыта к изменениям. Возможно введение новых актуальных на данный момент показателей или исключение незначимых



Приложение № 1
Модель рейтинговой оценки профессиональной деятельности педагогов













Леди — это не джентльмен. Джордж Б. Кэбелл
ещё >>