О. А. Базалук «Космические путешествия: наука, образование, практика» Часть Наука - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Космические путешествия: наука, образование, практика» Часть Наука 1 255.3kb.
Программа международной научно-практической конференции «Космические... 1 23.05kb.
Викторина. Геральдика это: а наука о печатях; б наука о монетах; 1 15.78kb.
Реферат Проект 2 /196 Интегративный комплекс \"наука-образование-бизнес\" 1 85.77kb.
Исторические этапы развития экологии Слово 1 210.64kb.
1. Политология как наука и научная дисциплина История политической... 7 1554.04kb.
Наука как феномен культуры 1 79.09kb.
Наука и практика в области вокального искусства 1 77.7kb.
Xxviii всероссийская конференция учащихся «юность, наука, культура»... 1 189.57kb.
Книга 3 Москва, Вече, 2010 Андрей Низовский Часть I мистика кладов... 15 4011.46kb.
Лекции по истории философии. Т м.: Наука, 1993 349с. Гегель Ф. 1 16.59kb.
Неопределенность окружающей среды, отношение к риску и инвестиционная... 1 285.78kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

О. А. Базалук «Космические путешествия: наука, образование, практика» Часть Наука - страница №1/1

О.А. Базалук
«Космические путешествия: наука, образование, практика»

Часть 1. Наука
«Без результатов, полученных

в космических исследованиях

неполноценны ни физика,

ни биология, ни химия,

ни геологические науки».

Академик РАН Эрик Галимов

Базалук О.А. "Космические путешествия: Наука, образование, практика" (Часть 1. Наука) / Космические путешествия: наука, образование, практика. Материалы Международной научно-практической конференции 2 декабря 2010 года. – К.: КУТЭП, 2010. – С. 37-60
В современных исследованиях в области космических путешествий можно выделить три основных взаимодополняющих направления. Первое направление – всестороннее исследование жизнедеятельности человека в условиях космических полетов; второе – развитие технологий строительства космической техники; и третье – фундаментальные исследования космического пространства и структуры Мироздания. В настоящем исследовании акцентируется внимание на первом направлении, связанном с пониманием изменений, ожидающих человека в ходе масштабного освоения космоса.
В современных исследованиях в области космических путешествий можно выделить три основных взаимодополняющих направления. Первое направление – всестороннее исследование жизнедеятельности человека в условиях космических полетов; второе – развитие технологий строительства космической техники; и третье – фундаментальные исследования космического пространства и структуры Мироздания. Среди классических работ по первому направлению назовем исследования: К. Циалковского, А.Чижевского, В.Вернадского, Н.Холодного, А.Манеева и мн. других. Одним из фундаментальных исследований в этой области можно назвать совместную советско-американскую трехтомную работу «Основы космической биологии и медицины» под редакцией О. Газенко и М. Кальвина [ОсновКоБи]. Второе направление представлено работами классиков: Н.Кибальчича, К.Циалковского, Р. Годдарда, Г. Оберта, Ф.Цандера, Ю.Кондратюка, Н.Тихомирова, Р. Пельтри, В.фон Брауна, В.Глушко, С.Королева, М.Келдыша, М. Янгеля, А.Исаева, В.Челомея, Н.Пилюгина, Б.Черток и мн. других. Высокопрофессиональная историография по второму направлению изложена в монографии С. Уманского «Ракеты-носители. Космодромы» [Умански]. Среди корифеев третьего направления - фундаментальных исследований космического пространства и космических материальных объектов выделим: А.Эйнштейна, Э.Хаббла, К. Аллегра (С. Allegre), Х. Венке (Н. Waenke), Д. Вуд (J. Wood), М. Жавуа (М. Javoy), У. Хартман (W. Hartmann), А.Фридмана, Г.Гамова, Я.Зельдовича и мн. др.. Среди последних исследований в этом направлении выделим масштабную и глубокую работу Э.Галимова «Замыслы и просчеты: Фундаментальные космические исследования в России последнего двадцатилетия. Двадцать лет бессмысленных усилий» [Галим].

В настоящем исследовании мы акцентируем внимание на первом направлении, связанном с пониманием изменений, ожидающих человека в ходе масштабного освоения космоса. По ходу изложения мы ответим на следующие вопросы:



  1. Современное научно-философское понимание человека.

  2. Рассмотрим органическую связь и, одновременно, разницу между пониманием понятий «человек в масштабах Земли» и «человек в масштабах космоса».

  3. Проанализируем основные аспекты перехода «земного человека» в «космического человека» и их связь с космическими путешествиями.


§ 1. Современное научно-философское понимание человека.

Уже в начале ХХ столетия в классических исследованиях представителей философии жизни, как направления в современной философии пристальное внимание стало уделяться не столько внешним проявлениям человека, сколько причинам обуславливающих эти проявления. Ф. Ницше, К.Ясперс, А.Бергсон, П.Тейяр де Шарден, М.Хайдеггер, М.Шелер и многие другие, актуализировали новую систему взглядов в обществе, новую мировоззренческую парадигму, которая заключалась в умении и желании видеть за всем происходящим содержание, внутренние процессы. Все, что лежало на поверхности, и в чем человек присутствовал, было не более чем формой, за которой скрывалось масштабное и глубокое содержание. Философия начала ХХ столетия впервые направила активность человека на исследование глубин повседневного существования, на познание своих корней. И результаты не замедлили сказаться.

Сначала математик и философ Э.Гуссерль – родоначальник феноменологии, направления в философии, в начале ХХ столетия обосновал феномен «сознания о» и многие проявления с ним связанные. Примерно в это же время австрийский психолог З.Фрейд вывел на качественно новый уровень исследования подсознания и открыл целый ряд его важнейших характеристик, позволяющих научными методами объяснить многие ранее не объяснимые аспекты поведения человека. Э.Гуссерль и З.Фрейд одними из первых внесли в понимание содержания человека масштабную научную аналитику, которая особенно в последние десятилетия переросла уже не в понимание, а в знание фундаментальной и определяющей составляющей человека - психики. С современной научно-философской точки зрения человек состоит из «формы» - организма, который исследуют на уровне анатомии, морфологии и физиологии, и «содержания», неразрывно связанного с формой и постоянно проявляющего себя в деятельности – психики.

В начале ХХ ст. известный русский мыслитель В.Вернадский, актуализировав забытые исследования Д.Дана, вывел на качественно новый – планетарный уровень понимание жизни и разума. Из бытового понятия «жизнь» В.Вернадский вычленил научную составляющую – живое вещество, и рассмотрел его эволюцию в масштабах земли и космоса, тем самым, создав действующую дуальную модель Мироздания [ВернХимСтр, ЖивВещ]. В модели В.Вернадского Мироздание состояло из последовательно и направленно эволюционирующего и взаимодействующего косного, биокосного и живого вещества, где биокосное вещество – это переходное состояние между косным и живым веществом. В.Вернадский впервые рассмотрел человечество не как «общество», а как геологическую силу – ноосферу: сферу существования разума.

Дальнейшие биохимические, молекулярно-генетические и др. исследования, а также достижения нейронаук, значительно обогатили модель В.Вернадского. Работы П.Тейяр де Шардена, Н.Холодного, А.Чижевского, А.Опарина, Дж.Холдейна, Дж.Бернала, М.Кальвина, Б.Поршнева, А.Хазена, В.Казначеева, А.Манеева и мн. других, позволили О.Базалуку в начале ХХI ст. предложить и аргументировать современную модель Мироздания «Эволюционирующая материя» [БазМироз, ФилОбр]. Современная модель Мироздания состоит из взаимодействующих и направленно эволюционирующих трех известных современной науке состояний материи: косной, живой и разумной материи, и двух переходных состояний – биокосной и биоразумной материи [БазМироз, ФилОбр]. Главное в модели «Эволюционирующая материя» – это аргументация самодостаточности и закономерности существования третьего состояния материи - разумной материи, которая представлена на планете Земля в форме человечества.

Из современной модели Мироздания следует: 1) человек – это представитель разумной материи, следовательно, этапы его формирования и развития – это не столько планетарные масштабы, сколько космические. Прошлое и будущее человека однозначно связано с космосом.

2) Человек – это, прежде всего, направленная и законами Мироздания обусловленная эволюция психики: нейронных объединений подсознания, сознания и возможно иных неонейронных ансамблей. Именно эволюция психики делает человека человеком и, следовательно, является содержанием разумной материи Земли. А тело (организм) – это не более чем форма, в которой до определенного периода времени содержание эволюционирует.

3) Направленное и обусловленное развитие нейронных комплексов подсознания и сознания составляет основу качественного и продуктивного взаимодействия психики с предстоящими пространствами косной и живой материи. Предстоящие системы косной и живой материи разумной материей воспринимаются как информационное пространство. Насколько организационно и функционально совершенна психика, настолько эффективно ее присутствие в структуре Мироздания. Именно совершенство психики характеризует совершенство общества и ноосферы - цивилизации Земли.

4) Совокупность индивидуальных психик в планетарном масштабе образует псипространство, которое через функциональность тела и средства коммуникации обнаруживает себя в определенных материальных формах – продуктах труда и креативности. Техносфера, как совокупность инструментальных практик, всего, что создано человечеством за время его существования – это есть материализованная активность псипространства на данном этапе его развития.

Таким образом, из современной модели Мироздания следует, что в условиях планеты Земля эволюционирует не человек, а разумная материя, в частности – псипространство, которое органично связано с предшествующими состояниями материи: косной и живой материей. Эволюция псипространства Земли осуществляется в эволюционирующих системах живой и косной материи Солнечной системы, Млечного пути и определенного участка Мироздания. Существование в мире закономерно, направленно и предопределенно.


§ 2. Рассмотрим органическую связь и, одновременно, разницу между пониманием понятий «человек в масштабах Земли» и «человек в масштабах космоса».

Из современной модели Мироздания следует, что, в принципе, понятия «человек в масштабах Земли» и «человек в масштабах космоса» тождественны, так как мы говорим о разумной материи, структура которой, в принципе идентична для всего Мироздания. Основное различие между организациями разумной материи в масштабах Мироздания заключается в степени внутреннего совершенства психики и псипространства, которая зависит от особенностей взаимодействия разумной материи отдельного материального объекта с предшествующими состояниями материи, а так же от времени эволюции собственной системы. Из предлагаемой О.Базалуком модели «Эволюционирующая материя» следует, что в масштабах Мироздания разумная материя эволюционирует более семи миллиардов лет, а в масштабах Земли – определенного участка в структуре Мироздания, без учета времени эволюции биоразумной материи – всего несколько миллионов лет [БазМироз, ФилОбр]. Т.е. «человек в масштабах Земли» «опаздывает» в развитии от наиболее совершенных форм разумной материи на более семь миллиардов лет!

А если принять во внимание, что семь миллиардов лет – это даже больше, чем время существования Солнечной системы, то можно предположить, что первые материальные объекты на которых закономерно образовалась система разумной материи уже прекратили свое существование. А так как эволюция разумной материи происходит в неразрывной связи с эволюцией живой и косной материей, то можно предположить, что в масштабах Мироздания разумная материя из планетарной силы давно переросла в космическую силу, активно проявляющую себя в существовании мира.

Если органическая связь между понятиями «человек в масштабах Земли» и «человек в масштабах космоса» пролегает на уровне эволюции психики, то разница заключается в следующем:

1. В степени совершенства нейронных ансамблей, образующих работу психики;

2. В форме обнаружения (обналичивания) внутренних творческих потенциалов психики, или иначе – в совершенстве организации внешнего образа присутствия психики и псипространства: в его эффективности и продуктивности;

3. Во взаимоотношениях психики с организмом (телом).

Рассмотрим эти различия более подробно.

2.1 Одно из основных различий между понятиями «человек в масштабах Земли» и «человек в масштабах космоса» заключается в степени совершенства нейронных ансамблей, образующих работу психики. Исследования современных нейронаук убедительно показали, что эволюция мозга человека происходит направленно и последовательно. Обзоры исследований в этой области можно встретить в работах Б.Поршнева [Порш], Э.Голдберга [Голд], Дж. Николлса [Ник], К.Прибрама [Прибр], Й.Хамори [Хамори], А.Хазена [Хазен], Ф.Фукуямы [Фук] и мн.др. Каждая новая нейронная организация не отменяет предыдущей, а строится на ее основе, частично перераспределяя ее функции, но при этом определенно оставаясь направленной на совершенство взаимодействия мозга с предстоящим информационным пространством. Именно по этой причине в мозге человека можно встретить и наиболее ранние нейронные организации, отвечающие за условно-рефлекторную деятельность, и нейронные организации более позднего периода – подсознания, отвечающие за активность бессознательного начала психики, и нейронные организации, сформировавшиеся на основе подсознания - нейронный ансамбль сознания, обеспечивающий процесс мышления и речь.

Ретроспективный анализ нейронных комплексов мозга человека показывает, что в своем развитии он прошел три основных стадии:

предсознания (самая ранняя стадия) → подсознания → сознания

Как показывают современные исследования каждая стадия – это не эволюция отдельной области мозга, а комплексная реорганизация функционирования мозга связанная как с появлением новых нейронов, нейронных объединений и межнейронных связей, так и с реорганизацией функциональной активности «старых» нейронов и нейронных организаций. В мозге современного человека преобладает работа нейронного комплекса подсознания, что дает основание отнести современных людей к стадии Человека Эмоционального. Эволюция нейронного комплекса подсознания длится чуть более миллиона лет. По всей видимости, переход общества от стадии дикости к стадии варварства как раз и обусловлен эволюционной организацией на основе предсознания (первичной нейронной организации, выделившей Человека Примитивного из мира высших животных) нейронного комплекса подсознания.

Нейронный комплекс сознания, как считается, сформировался не более ста тысяч лет назад и обусловил переход общества от стадии варварства к современной стадии - цивилизации. По всей видимости, следующая стадия – стадия Человека Разумного связана с доминированием нейронного комплекса сознания над подсознанием.

Разница между работой нейронных комплексов подсознания и сознания принципиальная. Первый отвечает за чувственно-эмоциональную составляющую психики, за комплексную работу мозга, и обеспечивает эффективную мобилизацию потенциалов мозга на решение возникающих и текущих задач. Классическими исследованиями в этой области можно назвать работы П.Симонова [Сим], К. Прибрама [Приб] и мн. др. Работа подсознания лежит в основе феномена «массовое сознание» и раскрывает содержание понятия «человек-массы», введенное в научный оборот Х.Ортега-и-Гассетом [Орте]. Обзор природы и функций подсознания даны, например, в четырехтомном фундаментальном исследовании «Бессознательное: природа, функции, методы исследования» под редакцией А. Прангишвили, А. Шерозия, Ф. Бассина [Бессозн].

В отличие от подсознания работа сознания обеспечивает выборочное и направленное проявление активности нейронных ансамблей, внутреннюю активацию мозга за счет внутренних стимулов раздражителей, в качестве которых выступает внутренняя речь, кодирование и декодирование предстоящей информации речевыми центрами и многие другие функции, нехарактерные для нейронного ансамбля подсознания. Классические исследования сознания – Я.Сентаготаи [Сент], М.Арбиб, Дж.Эделмен [Эдел], В.Маунткасл, Н.Бехтерева [Бехт], П.Анохин [Анох] и мн. др. Сознание обеспечивает основу индивидуального мировосприятия, личностного, т.е. социально значимого, полезного для общества. Приоритет нейронного комплекса сознания обеспечивает освобождение психики от работы в массе, выводит ее на новый уровень самостоятельного сосуществования в материальном мире: самообучения, саморазвития, самосовершенствования. Чем больше в псипространстве психик склонных к самостоятельной работе с информационной средой, тем совершеннее псипространство, тем продуктивней и эффективней его активность.

Современное общество неоднородно – оно представлено психиками с различным уровнем внутреннего совершенства: большинство психик с преобладающей работой подсознания (что и дает нам право отнести современное общество к стадии Человека Эмоционального), но встречаются психики (пока, примерно, не более 10 %) с приоритетной работой нейронного комплекса сознания. С каждым поколением данное соотношение изменяется в сторону более совершенных психик. Этапы формирования и развития нейронных комплексов подсознания и сознания изложены в монографии О.Базалука «Философия образования в свете новой космологической концепции» [БазФилОб].

2.2 Различие между понятиями «человек в масштабах Земли» и «человек в масштабах космоса» заключается и в форме обнаружения (обналичивания) внутренних творческих потенциалов психики, или иначе – в совершенстве организации внешнего образа присутствия психики и псипространства в целом.

С каждым поколением все больше заявляющая о себе работа нейронного ансамбля сознания, главным образом, приводит к снижению зависимости психики от внешних стимулов-раздражителей. Эволюционирующее сознание за счет образовавшихся новых нейронных структур и открывшихся функций начинает выходить за границы объективного мировосприятия с соответствующей реорганизацией повседневного быта. С каждым поколением снижается значение таких важных даже для современного человека понятий: «работа», «коллектив», «семья», «физический труд», «тело» и т.п. В этом плане показательны и убедительны исследования В.Иноземцева [Инозем]. Изменяются общечеловеческие ценности, цели повседневного бытия, формируемый родителями, близким окружением и системой образования образ человека будущего [БазФилОб].

Замещение активности подсознания сознанием на первый план выводит иную форму реальности – виртуальную, которая совмещает в себе элементы объективного и субъективного, рационального и иррационального, реального и идеального. Виртуальная реальность объединяет в себе действительные и воображаемые события, выводя на первый план уже не столько необходимость материального воплощения внутренних творческих потенциалов психики, сколько достаточность их виртуального обналичивания. Показательными в этом плане являются современные информационные технологии, которые позволяют человеку плодотворно, эффективно и масштабно творить, имея лишь ноутбук и доступ в интернет. Повседневную реальность: бытовые мелочи, средства передвижения, коммуникации, социализации и т.п. в полной мере замещает виртуальная реальность с Интернет магазинами, общением, качественной информацией, путешествиями по каналам связи и т.п. Фундаментальный анализ аспектов виртуальной реальности можно встретить в работах Ф.Капры [Капр], М.Кастельса [Каст] и мн. др.

Таким образом, эволюция психики ведет к снижению необходимости реализовывать внутренние творческие потенциалы в формах материальных предметов и вещей, открывая для нее качественно новое пространство реализации внутренних возможностей – виртуальное пространство. В виртуальном пространстве психика в меньшей степени опосредует себя и зависит от функциональной активности тела, окружающей социальной среды и совершенства средств труда. По этой причине она более свободна в творческой реализации и творит высококачественный виртуальный продукт, который гораздо эффективнее и продуктивнее материальной формы продукта. Виртуальный продукт больше индивидуален и в меньшей степени зависит от помощи со стороны массы. Технологии ХХ столетия связанные с развитием автомобилестроения, машиностроения, авиастроения и т.п. замещаются технологиями ХХI столетия – информационными технологиями, которые не столько наглядны, «тяжеловесны» и казалось бы масштабны, но на самом деле эффективны и продуктивны, потому что в них творческий потенциал псипространства практически реализуется напрямую. Открывшаяся для психики возможность непосредственной реализации внутренних творческих потенциалов, позволяет предлагаемые творческие проекты делать мобильными, легко корректируемыми и постоянно совершенствующимися. Этот вопрос глубоко раскрыт в исследовании В.Иноземцева [ИнозРаскЦи].

Таким образом, эволюция психики приводит к следующим качественным изменениям: 1. Снижается зависимость от опосредующих активность психики средств труда;

2. Начинает преобладать благоприятствующая для непосредственной активности психики виртуальная среда;

3. Повышается значение «умственного труда» и индивидуального вклада в псипространство;

4. Психика в значительной степени меньше растворяется в масштабах псипространства; на первый план выходит личностная значимость;

5. В виртуальном пространстве психика больше свободна, независима и подвижна. Она может принимать различные образы и в этих образах реализовывать себя, выбирать круг общения, место присутствия и т.п. Психика становится на порядок мобильнее, чем в реальном мире.

6. Виртуальный мир разрешает проблему расстояния: психика может присутствовать в любом месте, на любой встрече и в любом образе.

7. Виртуальный мир способствует быстрому распространению информации – психика впервые получила возможность непосредственного доступа к самой совершенной информации, что открывает перед ней возможности более плодотворного и качественного творчества.

8. Эволюционирующее псипространство более оперативно реализует значимые для общества творческие проекты. Виртуальная среда сокращает сроки «материализации» (обналичивания) творческого проекта.

2.3 Различие между понятиями «человек в масштабах Земли» и «человек в масштабах космоса» наблюдается на уровне взаимоотношения содержания с формой – психики с организмом (телом). Ретроспективный анализ эволюции человека указывает на очевидный факт: по ходу эволюции функциональные возможности организма атрофируются, а совершенство психики проявляется все больше и нагляднее.

Модель «Эволюционирующая материя» с достаточной степенью аргументированности позволяет утверждать, что в биологическом организме (теле) формируется и развивается новое содержание – психика. Начиная от стадии Человека Примитивного до современной стадии Человека Эмоционального, можно обнаружить, как совершенствующаяся психика изменяла форму своего присутствия – тело. Эти изменения проходили по двум основным направлениям: 1. Адаптация тела к изменяющимся условиям присутствия в сфере разума – ноосфере; 2. Увеличение средней продолжительности жизни тела.

Особенности адаптации тела к изменяющимся условиям присутствия в ноосфере можно проследить, например, по субъективным критериям красоты женского тела. Как видно из картин выдающегося нидерландского художника Х.Рембрандта, еще в семнадцатом веке красивое женское тело – это тело крупной женщины с пышными формами и широким тазобедренным суставом, который максимально приспособлен для деторождения. Критерии красоты тела в этот период времени были еще максимально привязаны к его естественному предназначению – продолжению человеческого рода. Но, начиная уже с двадцатого столетия «мода» радикально изменилась и критериями красоты женского тела стали: узкобедерность, худощавость, «хрупкость» и т.п. Его естественное предназначение – деторождение, отошло на второй план.

Второй пример, еще в начале прошло тысячелетия наши предки комфортно себя чувствовали в лесах, под палящими лучами солнца, в лютую стужу и сильные ливни. Они передвигались на лошадях, пользовались тяжелой военной амуницией и большую часть времени посвящали физическому труду. Современные поколения жару могут переносить только в помещениях с кондиционерами, в сильные морозы люди не выходят из дому, а передвижение осуществляется на транспорте не связанным с физическими нагрузками и обеспечивающим максимальный комфорт.

Третий пример, востребованность косметической хирургии, которая позволяет в значительной степени снять с повестки дня проблему «старения тела» или «некрасивого тела». За относительно небольшое вознаграждение любая психика в состоянии создать желаемый образ тела.

Но особенно впечатляющее воздействие психики на тело осуществляется в направлении увеличения средней продолжительности жизни. Еще в ХIХ столетии средняя продолжительность жизни с трудом превышала сорок лет. Люди, дожившие до пятидесятилетнего возраста, считались старцами. В начале ХХI столетия в Европе средняя продолжительность жизни вплотную приблизилась к восьмидесяти годам. Фармакология, медицина, «здоровый образ жизни» - все это направленно на продолжение биологической жизни.

В отличие от клеток, нейроны не размножаются, но могут полноценно существовать сто и более лет. Поэтому основная задача для психики заключается в преодолении так называемых «программ смерти», которые заложены в клетках на уровне молекул и генов. Авторитетными в этой области считаются исследования В.Скулачева, Дж.Андерсона, Б.Хуббарта и мн. др. С обозрением этой проблемы можно ознакомится в исследовании М.Виленчика «Биологические проблемы старения и долголетия» [Виленч].

Таким образом, психика эволюционирует не только на уровне структуры и функций, - она активно изменяет форму, среду своего присутствия, перестраивая ее в соответствии с образом, в котором она себя обнаруживает. Очевидной становится тенденция: по ходу эволюции психики естественные (природные) возможности организма становятся менее актуальными и человек как биологический организм атрофируется. Психика всеми возможными способами и средствами замещает с ее точки зрения ненадежные естественные характеристики организма искусственными - самой же психикой придуманные. Организм постепенно превращается из естественной структуры, «доставшейся» человеку от биоразумной материи – в искусственную структуру, психикой придуманную и воплощенную.

Замещая естественную структуру организма искусственной, психика преследует две наиболее важные цели:

1. Увеличивает среднюю продолжительность жизни и, соответственно срок своего присутствия в бытии;

2. Активно приспосабливает его к изменяющимся характеристикам повседневного образа жизни, как товар или образ, выставляя его в более эффектном виде, или же приспосабливая для более продуктивной опосредованной реализации внутренних творческих потенциалов.
§ 3. Проанализируем основные аспекты перехода «земного человека» в «космического человека» и их связь с космическими путешествиями.

Во-первых, как мы уже отмечали, в ходе эволюции психика постепенно освобождается от зависимости от функциональной активности тела (организма). Тело превращается в форму, основная задача которой состоит в обеспечении полноценной и продолжительной активности психики, и в масштабной реализации ее внутренних творческих потенциалов. В ходе эволюции психика не только снижает свою зависимость от естественных характеристик тела (организма), но и изменяет его по своему усмотрению. Чем совершеннее психика, тем масштабней замещение естественных характеристик тела искусственными, психикой придуманными. Поэтому как факт нужно принять, что форма современного человека не только не имеет постоянных критериев совершенства, потому что изменяется под воздействием эволюции психики, а что на самом деле она далека от истинных критериев совершенства, потому что сама психика находится на первых этапах своего развития. Поэтому, организуя космические путешествия, человечество столкнется с двумя основными проблемами:

1. Организм человека не приспособлен к продолжительным космическим путешествиям, поэтому психика начнет его активно трансформировать и приспосабливать к условиям невесомости, ограниченного замкнутого пространства космического корабля и активного воздействия со стороны открытого космоса. Не за горами время, когда человечество встанет перед дилеммой установления единого критерия совершенства тела: тела психик присутствующих в масштабах Земли будут обладать одними характеристиками, а тела психик участвующих в космических путешествиях, или творящих за границами Земли – другими. И, на мой взгляд, более совершенными окажутся критерии тела психик, реализующих себя за пределами Земли, потому что там будущее псипространства Земли, там перспективней развитие психики.

2. В ходе космических путешествий человечество обязательно встретит разумную материю, находящуюся в иных формах, поэтому важно установить основные характеристики разумной материи, для правильной ее идентификации. Причем важно не только идентифицировать разумную материю, заключенную в «непривычной» для человека форме, важно научиться определять степень ее совершенства и пространство реализации внутренних потенциалов. Ведь даже в масштабах Земли психики обнаруживающие себя в материальном и виртуальном пространствах – это психики двух разных уровней совершенства, с трудом находящие взаимопонимание.

В связи с тем, что эволюция психики и псипространства в целом осуществляется в масштабах материнской системы живой материи, под непосредственным воздействием системы косной материи, на мой взгляд, завоевание Земли более совершенными структурами разумной материи (более совершенными цивилизациями) мало вероятно, так как если на уровне содержания – психики, это завоевание возможно, то на уровне формы, которая напрямую зависит от состояния внешней материальной среды, оно невозможно в силу того, что условия существования Земли будут неприемлемы и «смертельны» для любой иной формы кроме человеческой. С такой же проблемой столкнется и человек в случае попыток массового освоения иных планет – его организм (форма) не будет соответствовать особенностям развития предшествующих систем живой и косной материи в условиях нового материального объекта, и поэтому не сможет на нем закрепиться. Для освоения иных планет психика должна научиться активно изменять форму своего присутствия, перестраивая ее под различные условия системы живой материи.



Во-вторых, с каждым поколением повышается индивидуальная значимость психики в масштабах псипространства, психика становится больше самостоятельной в выборе творческой реализации. Просматривающаяся индивидуализация и самостоятельность психики связана, прежде всего, с совершенствующимся нейронным комплексом сознания, который и обеспечивает переход от «массового» сознания к «индивидуальному» самосознанию. Эволюционирующее сознание существенно изменяет повседневный образ жизни: от «массовой культуры» психика переходит к культуре «сосуществования личностей» - высокоразвитых психик, акцентированных на достижении поставленных индивидуальных целей.

Успешность продолжительных космических путешествий будет завесить исключительно от индивидуального совершенства психик экипажа и от совместимости целей, стоящих перед ними. Замкнутое и ограниченное пространство космического корабля, предстоящие масштабы открытого космоса, уже в первые месяцы путешествия раскроют всю гамму особенностей внутрипсихического развития членов экипажа. И если среди экипажа окажется психика с определенными неустранимыми отклонениями, то экспедиция окажется под угрозой срыва.

На мой взгляд, подготовка к продолжительным космическим путешествиям должна вестись по иной программе, существенно отличающейся от программ подготовки современных космонавтов и астронавтов. Выделим на наш взгляд основные особенности подготовки экипажа к космическим путешествиям:

1) Акцент на продолжительной и полной изоляции психики кандидата от окружающих стимулов-раздражителей. С первых шагов подготовки психика должна быть замкнута в пространстве, имитирующем пространство космического корабля. Никакого очного общения, только дистанционное, с использованием информационных технологий.

2) Необходимо постепенно снижать физические нагрузки на организм и приучать его к питанию в условиях космического путешествия. Психика должна приступить к адаптации своей формы уже в ходе подготовки к полету, потому что это длительный и сложный процесс, требующий контроля со стороны специалистов.

3) Увеличить сроки подготовки – не меньше одного года в замкнутом пространстве и желательно в условиях невесомости. Космическое путешествие должно начаться не с момента старта космического корабля, а с началом подготовки экипажа к полету. Космическое путешествие – это не разовая работа по контракту – это образ жизни созвучный с состоянием души.

Примерно, первые полгода подготовки психика привыкает к одиночеству и особенностям питания и функционирования тела, и организаторы полета пытаются установить ее готовность к условиям продолжительного космического полета. Вторые полгода психика начинает общение с психиками остальных членов экипажа – пристально отслеживаются особенности ее коммуникации. При этом психика не должна ставиться перед фактом принятия того или иного члена экипажа, она должна иметь право выбора и подготавливаться (настраиваться) к этой встрече, заранее создавая образ партнера по полету. Организаторы должны учитывать совместимость психик и их настрой друг на друга. Из энного числа претендентов психики должны самостоятельно выбрать друг друга.

4) Экипаж должен состоять из четырех членов, а точнее из двух пар. На мой взгляд, ошибочно отправлять в космические путешествия однополые организмы. Современная наука пока еще придерживается той точки зрения, что психики мужского и женского организма не идентичны, а представляют собой два начала, дополняющих друг друга. На мой взгляд, первые космические путешествия должны состоять из двух полноценных пар психик, причем каждая пара должна иметь единые культурные корни. Возраст мужской психики – не менее 35 лет, женской – не менее 30 лет.

5) Для науки чистый лист – зачатие, беременность и роды в условиях космических путешествий. Какой организм родится в условиях невесомости и открытого космоса? По моему убеждению, если возможно, нужно смоделировать условия длительного космического путешествия во всех его аспектах в условиях Земли, и не просто принять роды детей в этих условиях, но и сформировать их психику в условиях «ограниченного» получения информации. Этим шагом наука добьется рождение боле совершенной психики и организма приспособленного к длительным космическим путешествиям. Рожденные в условиях невесомости поколения космических путешественников будут самыми эффективными и полноценными претендентами на дорогостоящие космические полеты за пределы Солнечной системы.

6) Психики экипажей для космических путешествий должны обладать масштабным стратегическим мышлением и разносторонними знаниями. Пространство реализации их внутренних потенциалов должно находиться исключительно в виртуальной плоскости. Они должны быть наиболее совершенны в работе с информационной средой.



В-третьих, психика организует новое пространство собственного присутствия: от воплощения внутренних потенциалов в материальных формах психика переходит на уровень виртуального воплощения. Т.е. от обнаружения себя в материальном и вещественном – наглядных и обозреваемых предметах, совокупность которых образует современную техносферу, психика начинает воплощать себя в более удобных для нее и эффективных виртуальных формах. Виртуальные мир – это информационные технологии, которые не наглядны, не «вещественны», главным образом, недоступны анализу органов чувств (зрению, слуху, обонянию и т.п.), но, тем не менее, эффективные и продуктивные. В виртуальном пространстве присутствия психика впервые обнаруживает себя «напрямую», не используя возможности организма.

В условиях подготовки экипажа к космическим путешествиям кроме всего прочего, внимание должно уделяться двум аспектам:

1) Насколько психика члена экипажа комфортно чувствует себя в одиночестве;

2) Насколько масштаб виртуального мира достаточен психике для реализации внутренних творческих потенциалов.

За время подготовки экипажа организаторы полета должны убедиться, что условия замкнутого космического корабля и возможность реализации себя в виртуальном пространстве в полной мере удовлетворяют запросам психик членов экипажа. Если вдруг обнаружится, что какую-либо психику тянет на проявление чувств или эмоций к членам экипажа или команды организаторов, либо же она не в состоянии подавить иные порывы подсознания, либо же ее «тянет» на реализацию себя в чем-то материальном и вещественном, то такая психика не должна допускаться к космическим путешествиям. Реализация внутренних творческих потенциалов психики в виртуальном пространстве – это пока единственно возможное пространство «материализации» психики в условиях продолжительных космических полетов, а доминирование сознания над чувственно-эмоциональной составляющей психики – единственно возможная гарантия избежать срыва экспедиции из-за «человеческого фактора».
§ Выводы.

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что космические путешествия – это новый этап в совершенстве псипространства Земли. Псипространства отдельных материальных объектов организующие продолжительные космические путешествия как внутри звездной системы, так и в масштабах галактики, демонстрируют достаточно высокий уровень внутреннего совершенства психики, приоритетную работу нейронного ансамбля сознания; высокоразвитую техносферу; приоритетную реализацию внутренних творческих потенциалов психики в виртуальном пространстве и многие другие важнейшие характеристики.



Возможность выхода псипространства за пределы отдельного материального объекта подчеркивает высокий уровень совершенства системы разумной материи данной звездной системы, установление качественно нового уровня взаимоотношений с предшествующими состояниями живой и косной материи. Космические путешествия – это первый шаг разумной материи к преодолению планетарного масштаба в своем развитии и выходу на уровень третьей космической силы.
Литература


  1. Анохин П. К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. – М.: Наука, 1978. – 400 с.

  2. Базалук О. А. Мироздание: живая и разумная материя (историко-философский и естественнонаучный анализ в свете новой космологической концепции): Монография. / Олег Базалук. – Днепропетровск: Пороги, 2005. – 412 с.

  3. Базалук О.А. Философия образования в свете новой космологической концепции. Учебник / Олег Базалук. – К.: Кондор, 2010. – 458 с.

  4. Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Том 1: Развитие идеи. Под общей ред. А. С. Прангишвили, А. Е. Шерозия, Ф. В. Бассина. – Тбилиси: Издательство "Мецниереба", 1978. – 788 с.

  5. Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Том 2: Сон. Клиника. Творчество. Под общей ред. А. С. Прангишвили, А. Е. Шерозия, Ф. В. Бассина. – Тбилиси: Издательство "Мецниереба", 1978. – 688 с.

  6. Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Том 3: Познание. Общение. Личность. Под общей ред. А. С. Прангишвили, А. Е. Шерозия, Ф. В. Бассина. – Тбилиси: Издательство "Мецниереба", 1978. – 798 с.

  7. Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Том 4: Результаты дискуссии. Под общей ред. А. С. Прангишвили, А. Е. Шерозия, Ф. В. Бассина. – Тбилиси: Издательство "Мецниереба", 1985. – 464 с.

  8. Бехтерева Н. П., Гоголицын Ю. Л., Кропотов Ю. Д., Медведев С. В. Нейрофизиологические механизмы мышления: Отражение мыслительной деятельности в импульсной активности нейронов. – Ленинград: Наука, 1985. – 272 с.

  9. Вернадский В. И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. / Владимир Иванович Вернадский. - М.: Наука, 1987. - 339 с.

  10. Вернадский В.И. Живое вещество. / Владимир Иванович Вернадский. – М.: Наука, 1978. – 358 с.

  11. Виленчик М.М. Биологические проблемы старения и долголетия. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Знание, 1987. – 224 с.

  12. Галимов Э.М. Замыслы и просчеты: Фундаментальные космические исследования в России последнего двадцатилетия. Двадцать лет бессмысленных усилий. / Эрик Михайлович Галимов – М.: Едиториал УРСС, 2010. – 304 с.

  13. Голдберг Э. Управляющий мозг: Лобные доли, лидерство и цивилизация / Элхонон Голдберг / Пер. с англ. Д. Бугакова. - М.: Смысл, 2003. - 335 с.

  14. Иноземцев В.Л. Расколотая цивилизация: Научное издание. / Владислав Леонидович Иноземцев – М.: «Academia» - «Наука», 1999. – 724 с.

  15. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы: Учеб. пособие для студентов вузов. / Владислав Леонидович Иноземцев - М.: Логос, 2000. - 304 с.

  16. Капра Фритьоф Паутина жизни. Новое научное понимание живых систем / Фритьоф Капра / Пер. с англ. под ред. В. Г. Трилиса. - К.: «София»; М.: ИД «София», 2003. — 336 с.

  17. Кастельс Мануель Інтернет-галактика. Міркування щодо Інтернету, бізнесу і суспільства: Пер. з англ. – К.: «Видавництво «Ваклер», 2007. – 304 с.

  18. Николлс Дж., Мартин Р., Валлас Бр., Фукс П. От нейрона к мозгу. / Джон Николс, Роберт Мартин, Брюс Валлас, Пол Фукс / Пер. с англ. / Изд. 2-е – М.: Издательство ЛКИ, 2008. – 672 с.

  19. Основы космической биологии и медицины (Совместно советско-американское издание в трех томах) под ред. О. Г. Газенко (СССР) и М. Кальвина (США) – М.: Наука, 1975.

  20. Ортега-и-Гассет Х. "Дегуманизация искусства" и другие работы. Эссе о литературе и искусстве. Сборник. Пер. с исп. – М.: Радуга, 1991. – (Антология литературно-эстетической мысли). – 639 с.

  21. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии). – М.: Мысль. 1974. – 488 с.

  22. Прибрам К. Языки мозга (Экспериментальные парадоксы и принципы нейропсихологии). Пер. с англ. – М.: «Прогресс», 1975. – 464 с.

  23. Сентаготаи Я., Арбиб М. Концептуальные модели нервной системы: Пер. с англ. – М.: "Мир", 1976. – 199 с.

  24. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. / Павел Васильевич Симонов – М.: Наука, 1981. – 215 с.

  25. Уманский С.П. Ракеты-носители. Космодромы. – М.: Изд-во «Рестарт +», 2001. – 216 с.

  26. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции. / Фрэнсис Фукуяма / Пер. с англ. М.Б.Левина – М.: ООО «Издательство АСТ: ЗАО НПП «Ермак», 2004. – 349 с.

  27. Хазен А. М. Разум природы и разум человека. – М.: РИО "Мособлупрполиграфиздат", 2000. – 608 с.

  28. Хамори Й. Долгий путь к мозгу человека. / Йожеф Хамори / Пер. с венгер. – М.: Мир, 1985. – 150 с.

  29. Эделмен Дж., Маунткасл В. Разумный мозг: Пер. с англ./Перевод Алексеенко Н. Ю. – М.: Мир, 1981. – 135 с.





Наиболее доходной отраслью сельского хозяйства является неуплата налогов. Михал Огурек
ещё >>