Нравственный опыт - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Школьное пространство 1 19.89kb.
Тема Нравственный закон, которым держится жизнь по повести В. 1 162.22kb.
Надо критически изучать и опыт Фребеля, и опыт Монтессори… 1 325.41kb.
Религиозный духовный опыт и религиозное мировоззрение духовный и... 1 113.48kb.
Ельчищев Александр Владимирович Автомобильный журналист (член Союза... 1 42.03kb.
Конкурса «За нравственный подвиг учителя» 1 46.69kb.
Тема. Нравственный образец богатыря (орксэ) 1 43.52kb.
Сражение семи добродетеей с семью грехами 1 16.2kb.
Программа народного кружка 1 233.61kb.
Экспериментальная психология (ЭП) Виды психологического исследования 1 119.99kb.
«Нравственный выбор Васи» 1 44.17kb.
Программа духовно-нравственного воспитания. Под «духовно-нравственным... 1 62.05kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Нравственный опыт - страница №1/1

Основы религиозных культур и светской этики.

Модуль: Основы светской этики.

Тема: Нравственный опыт

(Подготовил Д.Н. Воропаев)



План:

1.Этапы формирования нравственности

2.Правда

3.Обман, хитрость, клевета, ханжество

4.Честность, доверие

5. Справедливость



Ключевые слова: нравственность, мораль, социальные нормы, ценности, человек

1.Этапы формирования нравственности

В ходе освоения действительности человеку приходится не только теоретически познакомиться с такими понятиями как правда, ложь, справедливость, хитрость, честность, истина и т.д., но прежде всего на опыте узнать, что они обозначают.

Нравственный опят человек начинает приобретать в детстве. Обычно в научной литературе называется три этапа формирования нравственности:


  1. На первом этапе у ребенка появляется элементарная нравственность. Она основана напослушании и подражании. Ребенок копирует поведение взрослых и выполняет их указания и требования. Здесь нет еще осознания нравственных принципов. Регуляция поведения идет в основном извне. Некоторые люди в своем нравственном развитии останавливаются на этом уровне и пребывают на нем и во взрослом возрасте. Это инфантильные личности, не имеющие внутреннего нравственного стержня, полностью зависящие в своем поведении от среды. Главный мотив, побуждающий такую личность следовать моральным нормам, — страх, боязнь наказания за их нарушение.

  2. Второй этап — конвенциональная нравственность. В основе её также лежит ещё, главным образом, внешняя моральная регуляция. Однако, на этом этапе происходит выработка собственных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Важную роль приобретает сравнение себя с другими и самостоятельная нравтвенная оценка как своих так и чужих поступков. Появляется мотив соревнования с другими за занятие достойного места во мнении окружающих. Конвенциональная нравственность ориентирована, таким образом, на общественное мнение окружающих. При ещё недостаточной самостоятельности нравственного сознания личности господствующие в общественном мнении моральные установки воспринимаются как необходимые для выполнения. Личность некритически следует им, т.к. старается быть «хорошей» в глазах общественного мнения.Конвенциональная нравственность остается в течение всей жизни основным регулятором поведения для многих людей. Главные мотивы, движущие ими при выборе линии поведения, — стыд и честь.

  3. Наконец, на третьем этапе формируется автономная нравственность. Она обеспечивает моральную саморегуляцию поведения. Она автономна, ибо находится внутри личности и не зависит от того, что скажут другие люди («Что я сам о себе подумаю?»). Человек совершает «хорошие» поступки потому, что у него есть внутренняя потребность совершать их и он не может иначе. Главный мотив нравственного поведения здесь — совесть. Голос совести — это голос общества внутри нас, голос культуры, ставший нашим собственным голосом.

Рассмотрим некоторые понятия, которые формируются в ходе нравственного становления личности:

2.Правда

Правда - высшая нравственная ценность. Правду можно понимать как:

* образец жизни и отношений людей, которому необходимо следовать ради достижения гармонии в обществе;

* высшую инстанцию, справедливость (высшая правда).

Высшая правда надэмпирична, противопоставляется правде жизни (сумма негативных примеров из жизни). "Жить по правде" - значит руководствоваться нравственным законом, совестью. Божьими заповедями. В межчеловеческом общении правда выражается в:

* открытости, честности, доверии;

* отзывчивости, взаимопомощи и т. п.;

* бескорыстии.

Правду можно определить как адекватную характеристику ситуации, соответствие объективного положения дел и представлений человека о нем.

Правдивый человек тот, кто следует правде, освещает факты внешние и внутренние без искажений.

Правдивость лежит в основе любой добродетели (Монтень), морального отношения к другим людям. Она противостоит лжи.

Правда связана с достоинством человека. Человек, уважающий самого себя, стыдится лгать.

Истина - это понятие, чаще употребляемое в теоретическом знании. Оно является общим для всех людей и выражает устоявшееся представление о законах, характерных для разных сфер действительности (науки и т. д.).

Истине противостоят заблуждение (непреднамеренное искажение истины) и новые истины(гипотезы).

В отличие от истины у каждого есть своя правда - частная позиция человека, отражающая личную точку зрения. Правда - индивидуально-личностна, основана на практическом интересе, потребностях человека, имеет эмоциональный характер.

Частной правде человека противостоит правда других людей, которая может быть диаметрально противоположной и пониматься как несправедливость, ложь, агрессия.

"Общая правда" достигается путем:

* признания ценности других людей, их прав, достоинства, мнений;

* согласия, понимания, взаимной готовности к компромиссу;

* правдивости.

Утверждение правды не должно унижать достоинство другого человека, утверждать превосходство одного из собеседников.

3.Обман, хитрость, клевета, ханжество

Ложь, обман используются людьми для достижения:

* практической выгоды, благ;

* профессионального успеха;

Обман - это намеренное:

* искажение действительности, выдаваемое за правду;

·        обещание благ и пр., которое не будет выполнено.

Хитрость - качество, которое может выступать как:

* негативное (реализация своих интересов в обход запретов - мошенничество и пр.); \

·        позитивное (хитрость, позволяющая достичь благих целей).

·        Клевета - это:

* рассмотрение другого человека как препятствия на пути достижения благ и попытка устранить его;

* приписывание другому человеку негативных качеств, которыми он не обладает.

Ханжество, лицемерие - показные строгость нравов, доброжелательность, милосердие, маскировка собственных пороков.

Важной этической проблемой является "добродетельная ложь" - ложь во спасение. Часто возникают ситуации, в которых обман является единственно возможным выходом:

* дезинформация в контрразведке государства;

* сохранение в тайне информации (в сфере политики, бизнеса, медицины, права и др.);

* сокрытие информации, способной нанести вред человеку (несообщение диагноза тяжелобольному) и т. д.



4.Честность, доверие

Честность - практическая добродетель, подразумевающая:

* правдивость;

* совестливость;

* добросовестность и верность;

* открытость чувств и намерений для другого человека.

Слово "честность" может употребляться как синоним справедливости:

отсутствие произвола, субъективизма и т. д.

Честный человек обладает достоинством - правдивостью перед самим собой (адекватность понимания себя и самовыражения, осознание своих негативных и позитивных склонностей).

Доверие:


* способность к искренним, открытым отношениям между людьми;

* отношения, основанные на равноправии, отсутствии эксплуатации другого человека ради достижения эгоистических целей.



5.Справедливость является:

• характеристикой человеческих отношений;

• принципом, регулирующим взаимоотношения людей, распределение социальных ценностей (свободы, богатства, уважения и т. д.);

• главной социальной добродетелью, содействующей общему благу. Можно выделить справедливость:

• распределительную (воздающую) - она связана с распределением материальных благ, почестей и пр. и подразумевает распределение по достоинству (в соответствии с заслугами);

• уравнивающую (коммуникативную) - связана с обменом, взаимодействием (сделки и т. п.). Призвана защитить интересы всех участвующих в обмене, уравнять стороны.

Справедливость не зависит от благосостояния, социального статуса, личных симпатий людей и др. Ее конкретное понимание зависит от правил, привычек, обычаев, свойственных данному обществу. (Нарушение установленных правил, пусть даже несправедливых, может восприниматься как несправедливость.)

2.Литература

 

1. Каган М.С. Философия культуры / М.С.Каган. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. – 416 с.



2. Лихачев А. Духовно-нравственная жизнь в категориях психологии / А.Лихачев // Московский психотерапевтический журнал. – 2005. – № 3. – С.20-50.

3. Никитина Н.Н. Социально-педагогические основы ценностного самоопределения в ранней юности: Методическое пособие / Н.Н. Никитина, В.Г. Балашова, Н.М. Новичкова. – Ульяновск: УлГПУ, 2006. – 273 с.

4. Соловцова И.А. Законы духовной жизни человека как основа духовного воспитания / И.А. Соловцова // Проблемы духовного воспитания: Гуманитарно-целостный подход: Материалы «круглого стола», 20 октября 2005 г. / Сост. И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград: ТЦ «ОПТИМ», 2006. – С. 5-10.

5. Федотов Г. Eccehomo / Г.Федотов // Человек. – 1991. – №1. – С.38-47.

6. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. – 4-е изд. – М.: Политиздат, 1980. – 444 с.

3.Электронные ресурсы

http://philosophy.ru/library/lib5.html

http://www.ethicscenter.ru/

4.Задания для работы слушателей курсов.

Задание 1.

Подготовить презентацию на тему «Счастье и добродетель». 12-15 слайдов.



Задание 2.

Подготовить сообщение на тему «Разрешение нравственных проблем».



Задание 3.

Подготовить 10 тестовых вопросов (в каждом вопросе 3-4 варианта ответа) по теме «Добро и зло».




Мужчина размышляет, а женщина дает ему повод для этого. Энрике Хардьель Понсела
ещё >>