НовостИ 16 апреля 2004. The Financial Times. Великобритания. Чубайс отвергает призыв к покаянию - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
НовостИ 05 октября 2004. The Financial Times. Великобритания. 1 195.98kb.
НовостИ 19 июля 2004. The Financial Times. Великобритания. "Газпрому"... 1 325.19kb.
НовостИ 24 марта 2004. The Financial Times. Великобритания. 1 238.61kb.
1. Призыв к покаянию 1 150.84kb.
Закон об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности... 3 620.46kb.
О балансе публичного, частного и квазипубличного интересов 1 311.79kb.
«ЧП» Чубайс планирует 1 313.85kb.
Новости навигации, n 3, 2004 г 9 936.68kb.
1. Данные исследования основаны на мониторинге следующих средств... 1 165.15kb.
Понедельник, 29 апреля 1 канал 00 Новости 05 3 861.51kb.
Таллин, 7 мар риа новости, Николай Адашкевич 1 8.28kb.
Структура и функции. Модель мультишагового потока информации, диффузная... 3 629.74kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

НовостИ 16 апреля 2004. The Financial Times. Великобритания. Чубайс отвергает призыв - страница №1/1


125009, Российская Федерация, г. Москва,

Тверская 22, Тел./Факс +7 (095) 755 8748

E-mail: info@iftr.ru; www.ifcapital.ru; www.ifcapital.com

новостИ



16 апреля 2004. The Financial Times. Великобритания. Чубайс отвергает призыв к покаянию
Анатолий Чубайс, архитектор спорных приватизаций 1990-х годов по схеме "займы в обмен на акции", которые создали в России класс сверхбогатых олигархов, вчера отверг призыв сидящего в тюрьме нефтяного магната Михаила Ходорковского покаяться и попросить прощения у российского народа.

В двух публичных обращениях, переданных через своих адвокатов, г-н Ходорковский выступил против старых либералов вроде г-на Чубайса, призвав их признать свои ошибки и искупить свою вину за созданную ими систему неравенства и коррумпированного капитализма.

Но в интервью газете "The Financial Times" г-н Чубайс сказал: "Пусть Ходорковский раскаивается в собственных грехах, а с моими грехами я сам разберусь".

Г-н Чубайс был одним из авторов схемы приватизации, которая передала подавляющее большинство природных ресурсов страны в руки немногих олигархов с хорошими политическими связями в обмен на предоставленные ими правительству займы и поддержку, которую они оказали бывшему президенту Борису Ельцину, когда тот боролся против коммунистического кандидата на президентских выборах 1996 года.

"Я не утверждаю, что все, что мы сделали, было правильным. Но я заявляю, что это был единственно возможный способ создать частную собственность и избежать полного коллапса российской экономики", - сказал г-н Чубайс.

Он не отрицает, что приватизация привела к социальному неравенству и созданию олигархического капитализма, что замедлило переход России к полноценной рыночной демократии. Однако он настаивает, что такую цену стоило заплатить за создание частной собственности и отражение коммунистической угрозы.

"Мы создали в России такой феномен как олигархи, и они причинили много вреда - коррумпируя политический и судебный процессы. Но они также создали компании "голубых фишек", которыми сегодня славится Россия. Они реструктурировали советские предприятия и снова заставили их работать. Они сокращают (накладные) расходы и открываются для инвесторов".

Г-н Чубайс доказывает, что недавние экономические достижения России являются наилучшим оправданием политики 1990-х годов.

"Говоря о том, что за последние 5 лет совокупный экономический рост России составил 38%, мы должны понимать, что растет именно частный сектор, который мы создали во время непопулярных приватизаций. Экономика работает, причем работает в соответствии с нашими наметками".

Несмотря на экономический прогресс России в последние несколько лет, г-н Чубайс, который сегодня возглавляет государственную электрическую монополию РАО "ЕЭС России", остается одним из наиболее ненавидимых политиков в России.

"Мы не получили народной поддержки своих болезненных реформ и потому были обречены стать непопулярными. Чувство несправедливости приватизаций очень глубоко укоренилось", - признает он.

Но он доказывает, что перераспределение собственности может оказаться катастрофическим для России. "Как-то так выходит, что она (собственность) всегда оказывается в руках бюрократов, а не простых людей".


15 апреля 2004. United Press International. США. 'Прорыв' в торговых отношениях между Россией и ЕС
Процесс вступления России во Всемирную торговую организацию, застопорившийся почти на полгода, теперь, похоже, близится к завершению.

По утверждению источников, связанных с переговорным процессом, Европейский Союз и Россия приблизились к решению самого острого вопроса, служившего препятствием для вступления последней из крупных экономических держав в этот международный орган - о внутренних ценах на российский природный газ. В результате его урегулирования Россия сможет серьезно улучшить отношения с ЕС и будет принята в ВТО уже в этом году, или в начале следующего.

Вступление в ВТО - важный шаг к интеграции России в мировую экономику, Членство в этой организации приведет к открытию российского рынка для иностранных компаний и инвесторов. Кроме того, вступление в ВТО важно и в политическом отношении: оно станет конкретным свидетельством намерений президента Владимира Путина продолжать либеральные экономические реформы в тот момент, когда многие наблюдатели выражают беспокойство 'ползучим авторитаризмом' во внутренней политике Кремля.

Россия ведет переговоры о вступлении в ВТО с 1993 г. Процесс продвигался очень медленно. Урегулирование сложных вопросов с отдельными торговыми партнерами превращало перспективу членства России в торговой организации скорее в теоретическую возможность, чем в конкретную реальность. Все это может измениться, если Россия сумеет договориться с ЕС - ее крупнейшим торговым партнером - по вопросу, вызывавшему до сих пор непримиримые разногласия: о регулировании российских внутренних цен на газ.

У обеих сторон было немало оснований занимать жесткую позицию по этой проблеме. Из-за этой жесткости Путин осенью прошлого года публично обрушился на ЕС с критикой за 'выкручивание рук' и пообещал, что позиция России останется неизменной.

Россия не согласна, что низкие внутренние цены на газ дают ей важнейшее конкурентное преимущество, как стране, чьи разведанные запасы природного газа считаются одними из крупнейших в мире. России необходимо поддерживать внутренние цены на газ на низком уровне, чтобы помочь промышленности оправиться от последствий крушения СССР и обеспечить бедных россиян дешевой энергией. Путин не желает рисковать, внося в проводимый политический курс изменения, способные негативно повлиять на успешное экономическое развитие страны в последние годы.

Позиция ЕС отличается такой же непримиримостью. По его мнению, внутренние цены на газ в России являются несправедливыми, противоречат принципам рыночной экономики, и представляют собой ничто иное, как государственное субсидирование газового сектора. Эти аргументы представляются практически неопровержимыми.

Похоже, Россия и ЕС решили сосредоточить внимание на том, что их сближает, а не разделяет, особенно после того, как недавно переизбранный Путин поручил реформистскому правительству Михаила Фрадкова найти выход из тупика. В этой связи будет уместно напомнить, что до назначения на пост премьер-министра несколько недель назад, Фрадков был российским уполномоченным по связям с ЕС.


ЕС практически полностью зависит от импорта российского природного газа. С вступлением в Союз новых членов, ему крайне важно занять единую четкую позицию, позволяющую обеспечить будущие поставки по ожидаемой цене.

У России также есть немало причин, чтобы проявить гибкость. Хотя количество вопросов, вызывающих у партнеров разногласия, и сократилось - год назад их перечень занимал 15 страниц, а сегодня всего одну - решение проблемы внутренних цен на газ придаст процессу ускорение, позволяющее урегулировать и другие торговые вопросы, в том числе о пошлинах на ввоз автомобилей в Россию, ограничении деятельности телекоммуникационных фирм и иностранных банков, и тарифах на авиаперевозки.


Намечающееся соглашение, судя по всему, заключается в следующем: Россия в принципе готова пойти на постепенную либерализацию жестко регулируемого внутреннего рынка, позволив независимым компаниям конкурировать с государственным газовым монополистом - 'Газпромом'. Официально Россия продолжает выступать против включения вопроса о либерализации своего внутреннего газового рынка в перечень условий, предъявляемых ЕС для ее вступления в ВТО, но, скорее всего, она уже согласилась дать заверения, что будет двигаться в этом направлении.

Если такое соглашение будет достигнуто, его косвенное воздействие на отношения между Россией и ЕС и нынешнее состояние ВТО трудно переоценить. Урегулирование самого трудного вопроса, омрачающего отношения между Россией и ЕС, поможет обеим сторонам найти общий язык и по проблеме российского анклава - Калининградской области, и по другим вопросам, связанным с расширением ЕС и НАТО - все они будут обсуждаться на саммите 'Россия-ЕС', запланированном на 21 мая.


Вступление России в ВТО окажет стимулирующее воздействие и на саму эту организацию, особенно после провала переговоров по вопросам мировой торговли в прошлом году. Присоединение к ВТО России - единственной из крупных экономических держав мира, пока не представленной в этой организации - вернет ей былое значение, и придаст новые силы для решения других актуальных проблем международной торговли.

Похоже, 'приглашение' России в мировую экономику в качестве полноправного участника является хорошим инструмент.



16.04.2004 RBC daily. У России будет «прогрессивный» бюджет
На вчерашнем заседании правительство в целом одобрило концепцию реформирования бюджетного процесса в 2004-2006 гг., разработанную Минфином. Чиновники предлагают принципиально новый подход к формированию бюджета, смысл которого – перейти от управления затратами к управлению результатом. Если сейчас бюджет является фактически набором смет, которые каждый год индексируются в зависимости от различных обстоятельств, то Минфин предлагает составлять бюджет исходя из оценки эффективности уже произведенных расходов. То есть теперь деньги будут выделяться ведомствам под конкретные бюджетные программы, результаты которых затем будут оценены чиновниками. В зависимости от того результата, который принесла та или иная программа экономике, будет планироваться бюджет на следующий год. По оценке Алексея Кудрина, в результате таких реформ эффективность бюджетных расходов может возрасти на 10–20%. «Высвободившиеся» в процессе реформирования средства чиновники обещают пустить на увеличение бюджетных трат, при этом не увеличивая налогового бремени. Эксперты поддерживают инициативу Минфина, называя ее «очень прогрессивной», однако отмечают, что ее реализация наверняка приведет к ломке работы всех министерств и ведомств. Успешно пройти бюджетная реформа, таким образом, может только в рамках жесткой административной реформы, иначе благие начинания Минфина просто «завязнут».

Существующая система бюджетного планирования фактически исключает среднесрочное и долгосрочное планирование, полагают эксперты. «Сейчас бюджет, по сути, – это сумма смет федеральных ведомств, а его предполагается превратить в сумму программ, ориентированных на достижение результатов», – пояснил RBC daily ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов. Каждое министерство и ведомство имеет свой утвержденный перечень функций, «под которые» им ежегодно выделяют финансирование из бюджета. Причем основные статьи расходов практически не меняются, они лишь год от года индексируются под разными предлогами. Получается, что затратная статья бюджета (исключая процентные платежи) превращается в некую сумму расходов в разрезе статей бюджетной классификации. Что касается среднесрочного планирования расходов, то оно существует в двух видах. Первый – это трехлетний финансово-экономический план развития страны, который пишет Минфин, исходя из прогнозов (чаще всего весьма консервативных) Министерства экономического развития. Однако этот документ имеет по большей части аналитическое значение, служит лишь материалом для обсуждения и не является нормативным документом, то есть фактически мало на что влияет.

Второй вид средне- и долгосрочного планирования бюджетных расходов – это федеральные целевые программы (ФЦП), такие, к примеру, как программа развития вооружения, авиационной техники и т.п. Однако контроль над их выполнением и оценка экономического эффекта от выполнения этих программ чаще всего ведется слабо, программы к тому же плохо финансировались с начала 90-х годов. «Среди этих программ существуют и хорошие, вполне понятные: к примеру, программа «Глобальная навигационная система» с четким, очень нужным и вполне проверяемым результатом, – говорит Дмитрий Белоусов, – однако эффект от многих ФЦП никто не оценивал, поэтому к ним часто не относились всерьез и финансировать более-менее прилично стали только в последние годы. Но и то по некоторым программам в прошлом году финансирование было в размере 50-60% от планового».

В новой системе формирования бюджета ФЦП предполагается укрупнить и выбрать из них наиболее масштабные и соответствующие бюджетной политике. В целом же новый принцип формирования главного финансового документа страны будет строиться по аналогии с хорошей целевой программой – понятные задачи, четкое обоснование, конкретные ответственные лица, просчитанный экономический эффект, а затем «обратная связь» – то есть конкретные результаты. «Новая идеология бюджета – это сумма федеральных и ведомственных целевых программ,– говорит Дмитрий Белоусов. – Несомненно, в бюджете останется некоторое количество сметных расходов, к примеру, затраты на содержание администрации президента, обеспечение боевой подготовки Вооруженных сил все равно никуда не денутся». Как подчеркнул на вчерашнем заседании правительства премьер-министр Михаил Фрадков, особую роль в формировании бюджета теперь будут играть специальные доклады руководителей органов в исполнительной власти. Кроме того, по словам г-на Фрадкова, правительство собирается принять специальный закон о введении практики среднесрочного и даже многолетнего бюджетного планирования.

При новом подходе к составлению бюджета, отмечают эксперты, чиновникам придется не только определять среднесрочные прогнозы, но и постоянно оценивать эффективность произведенных ими расходов. «В случае ориентированного на результат бюджетирования расходные потребности в будущих периодах зависят от оценки эффективности уже произведенных расходов, – сказал RBC daily генеральный директор «Русского экономического общества» Денис Муханов. – Для получения этой оценки цели и задачи, установленные в начале бюджетного года, сравниваются с результатами, достигнутыми в конце года. И если, например, декларированные каким-то ведомством цели не были достигнуты, это может послужить основанием для отказа данному ведомству в дополнительном финансировании или даже сокращения выделяемых ему средств. Иными словами, уровень расходных потребностей может меняться от года к году в зависимости от оценки эффективности расходов в конце периода. Главное назначение такого подхода состоит в том, чтобы государство продолжало осуществлять расходы в тех сферах, в которых от них получается максимальная отдача».

Однако у такого подхода есть и свои минусы. Предполагается, что осуществлять конечный выбор между федеральными и ведомственными программами будет Минфин. Причем, скорее всего, критерии отбора этих программ будут стандартными, то есть приоритет будет отдаваться в зависимости от предполагаемой эффективности вложенных средств. «Гипертрофирование функций Минфина может привести к запутыванию системы управления, – говорит Дмитрий Белоусов, – а также к возможному смещению в приоритете бюджетных программ. Ведь существуют такие цели – как, к примеру, борьба с наркоманией, по которой уже есть ФЦП, – прямой экономический эффект от которых оценить очень сложно». Кроме того, по мнению аналитиков, не вполне продумана пока «обратная связь» между бюджетным процессом и прогнозами, которые должны постоянно «корректировать» эффективность тех или иных вложений. Опасность может таиться и в расширении самостоятельности федеральных министерств, которые, по замыслу Минфина, должны будут выполнять функции «администраторов бюджетных средств». Для них будет устанавливаться долгосрочный переходящий лимит ассигнования с ежегодной корректировкой в рамках среднесрочного плана. «Это может в итоге привести к тому, что министерства будут тратить большую часть средств на текущие нужды, к примеру, выплату заработной платы, за счет экономии на инвестициях», – говорит Дмитрий Белоусов.

В целом эксперты положительно оценили инициативу Минфина, заметив, однако, что реализовать ее в рамках существующей административной системы будет очень непросто. «Инициативы Минфина прогрессивны, но главное – это то, как данные инициативы будут реализовываться на практике, потому что совершенно очевидно, что придется ломать работу всех министерств и ведомств, – говорит Денис Муханов. – Задача стоит сложная. Таким образом, все это должно увязываться с административной реформой»
15.04.2004 RBC daily. НЛМК сэкономит на покупке Стойленского ГОКа
Металлургический комбинат может отказаться от выкупа ценных бумаг ГОКа у миноритарных акционеров

Новолипецкий металлургический комбинат, по-видимому, решил сэкономить на приобретении Стойленского ГОКа, а также пополнить ряды российских компаний, нарушающих права миноритарных акционеров. Правда, пострадавшими могут считать себя не акционеры НЛМК, а совладельцы Стойленского ГОКа, контрольный пакет акций которого будет передан акционерам НЛМК в обмен на 15,5% акций меткомбината. В соответствии с российским законодательством, приобретя свыше 30% голосующих акций Стойленского ГОКа, НЛМК был обязан сделать предложение другим акционерам ГОКа продать ему свои акции по рыночной цене. Спустя два месяца после объявления о сделке подобных предложений акционерам ГОКа так и не поступило. Видимо, владельцы НЛМК решили не тратиться на выкуп остальных акций Стойленского ГОКа, поскольку это потребовало бы затраты «живых денег» в размере до 350 млн долл.

ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» (НЛМК) входит в тройку крупнейших металлургических комбинатов России. В прошлом году НЛМК произвел 8,9 млн тонн стали и 8,2 млн тонн проката. По предварительным данным, за 2003 г. по российским стандартам бухгалтерского учета выручка НЛМК составила 75 млрд руб., прибыль до налогообложения – 30 млрд руб. Свыше 95% акций НЛМК находятся в номинальном держании ЗАО «Стинол-Инвест». Считается, что крупнейшим акционером комбината является председатель совета директоров предприятия Владимира Лисин. ОАО «Стойленский горно-обогатительный комбинат» – третий производитель железной руды в России. За 9 месяцев 2003 г. ГОК отгрузил потребителям 8,33 млн тонн концентрата. Выручка предприятия за это время составила 4,1 млрд руб., чистая прибыль – 203,4 млн руб. До последнего времени крупнейшим акционером ГОКа являлся холдинг «Металлоинвест» (59,8%). Представителям менеджмента – Федору и Олегу Клюке (отец и сын) – принадлежат 19,91% и 13,23% акций ГОКа соответственно.

В начале февраля совладельцы НЛМК и Стойленского ГОКа объявили о том, что подписали договор об объединении бизнеса двух предприятий. Акционеры обязались после успешного завершения всех необходимых процедур произвести обмен 59,8% акций Стойленского ГОКа на 15,5% акций НЛМК. В начале марта НЛМК опубликовал информацию о том, что в течение 60 дней обязался выкупить у компаний Limitan Investment Ltd., Aheron Investment Ltd., Omnilaks Holding Ltd. акции Стойленского ГОКа за 510 млн долл. (приблизительно по 274 долл. за акцию). В результате установления контроля над Стойленским ГОКом НЛМК сможет вслед за «Северсталью» и Евразхолдингом стать независимым от внешних поставок железорудного сырья.

Между тем в соответствии со статьей 80 федерального закона «Об акционерных обществах», «лицо, которое самостоятельно или совместно со своим аффилированными лицами приобрело 30% и более размещенных обыкновенных акций общества […], в течение 30 дней с даты приобретения обязано предложить акционерам продать ему принадлежащие им обыкновенные акции общества по рыночной цене». На момент выхода статьи RBC daily так и не удалось однозначно выяснить, намерен ли НЛМК выполнять требования законодательства или нет. Руководитель московской пресс-службы меткомбината Андрей Сидовов в течение двух дней избегал общения с RBC daily. В управлении акционерной собственности Стойленского ГОКа RBC daily заявили, что НЛМК вроде бы предлагал крупным акционерам предприятия продать акции ГОКа и даже публиковал соответствующие объявления в местных газетах.

Однако сотрудник отдела по работе с ценными бумагами НЛМК заявил RBC daily, что в настоящее время меткомбинат завершает покупку ценных бумаг, принадлежащих холдингу «Металлоинвест», поэтому никаких действий, направленных на реализацию прав миноритарных акционеров в соответствии со статьей 80 закона «Об АО», не делал. «Во-первых, эта норма вступает в силу по факту приобретения акций, чего еще не произошло, а во-вторых, если в уставе приобретаемого общества нет освобождения от выкупа акций в подобном случае», – заявил он. По его словам, в уставе Стойленского ГОКа как раз естьнорма об освобождении приобретателя 30% пакета от необходимости выкупа акций у других владельцев. Ознакомиться с самим уставов ГОКа не удалось, корреспондента RBC daily попросили прийти в заводоуправление комбината, расположенное на окраине Старого Оскола (Белгородская область).

Впрочем, у нежелания НЛМК участвовать в выкупе акций у миноритарных акционеров Стойленского ГОКа есть вполне прозаическое объяснение. Сделка с холдингом «Металлоинвест» не требует привлечения живых денег, поскольку происходит обмен акциями. При выкупе же акций ГОКа у миноритарных акционеров за ценные бумаги придется платить живыми деньгами, что в условиях установления контроля над предприятием совладельцы НЛМК, возможно, делать не очень стремятся. За март акции ГОКа на ММВБ подорожали на 75% (с 71,2 долл. до 127,4 долл.), а судя по сделке между НЛМК и «Металлоинвестом», ценные бумаги были оценены вообще почти в 2,5 раза дороже (274 долл.). Если предположить, что совладельцы НЛМК вдруг расщедрятся и заплатят по 274 долл. за акцию ГОКа, то на выкуп всех акций им предстоит потратить почти 350 млн долл. Даже уменьшение «рыночно-выкупной» стоимости ценных бумаг Стойленского ГОКа вдвое оставляет расходы НЛМК значительными (около 175 млн долл.) – почти половина прогнозируемой чистой прибыли комбината по МСФО за 2003 г. (322 млн долл.). В такой ситуации сложно не посочувствовать руководству НЛМК, которое раньше не было замечено в значительных тратах «на стороне»: платить еще несколько сотен миллионов долларов за то, что уже и так является почти твоим.
15.04.2004 RBC daily. Доллар нашел свою цену
На валютном рынке России наметилась относительная стабилизация

На российском валютном рынке доллар немного ослабил натиск на рубль. В первой половине дня его котировки несколько снизились по сравнению со вчерашним закрытием. По мнению банковских дилеров, игрокам нужно некоторое время, чтобы осмыслить текущую ситуацию и выстроить стратегию на будущее, которое в свете последних заявлений высокопоставленных представителей Банка России выглядит весьма туманным.

«Центробанк во вторник [13 апреля] заявил о том, что часть волатильности пары евро–доллар будет с определенными коэффициентами перенесена на пару рубль–доллар, и рынок воспринял это как сигнал к более внимательному отслеживанию колебаний евро, – отметил в интервью РБК дилер Raiffeisenbank Austria Moscow Сергей Щепилов. – Таким образом, ЦБ задал общие правила игры, но ничего не конкретизировал. Как будет сам ЦБ устанавливать те уровни, на которых он будет продавать или покупать доллар, – пока неясно. В итоге банки сейчас присматриваются к рынку, и по прошествии трех дней курс стабилизировался на уровне 28,61 руб./долл. Идет уравновешенная торговля».

Напомним, что за последние три дня рубль «похудел» на 11 копеек. Перед этим он более месяца не выходил из узкого коридора 28,4800–28,5300 руб./долл. В числе объяснений произошедшему небольшому ослаблению отечественной валюты дилеры, помимо воли Центрального банка РФ, называют ситуацию на международном валютном рынке.

«Налицо все более явная корреляция с мировым валютным рынком, где сейчас воцарилось господство американской валюты, – подчеркнул в интервью РБК начальник отдела межбанковских операций ООО "Дил-банк" Константин Воробьев. – Кроме того, заявления официальных лиц ЦБ о применении нового метода в расчете курса национальной валюты также вносят дестабилизацию в развитие ситуации, тем самым подталкивая участников к валютным покупкам. Рубль продолжают поддерживать высокие цены на нефть и ухудшение ситуации с ликвидностью».

Средневзвешенный курс доллара на Единой торговой сессии (ЕТС) на ММВБ расчетами «завтра» составил по состоянию на 11:30 мск 28,6104 руб./долл. против 28,6221 руб./долл. на тот же момент времени во вторник. Обороты торгов практически не изменились.

Средневзвешенный курс доллара на ЕТС расчетами «сегодня» тоже незначительно понизился. Он составил 28,6104 руб./долл. по сравнению с 28,6192 руб./долл. на вчерашних торгах. Объемы сделок сократились. В целом ситуация на этой площадке также была спокойной.

«Игроки не спешат продавать доллар, поскольку нет уверенности, что будет происходить с евро, – добавил Сергей Щепилов. – При этом, полагаю, многие готовы продавать доллар против рубля, но чуть дороже. На следующей неделе начнется период клиентских продаж. Вряд ли они будут массированными, но валюта на рынке все же появится. Это окажет дополнительное давление на курс. Если не появятся опасения относительно того, что ЦБ вновь поднимет свой "бид", продажи валюты на рынке продолжатся, и курс может скорректироваться к уровню 28,5500 руб./долл.».

Меж тем на российском фондовом рынке коррекция к понижению продолжилась. Ожесточенная борьба наблюдается в нефтяных бумагах. К 13:00 мск акции НК «Сургутнефтегаз» (-0,56%) и «Татнефти» (-0,92%) оказались в числе аутсайдеров. «ЛУКОЙЛ» и ЮКОС держатся в плюсе – на 0,16% и 0,36% соответственно. В РТС на 2% вырос «Газпром», на 1,6% – «Ростелеком».

По состоянию на 13:00 мск наиболее популярный барометр рынка акций России – индекс РТС – опустился до 737,55 пункта (-0,23%). Активность операторов заметно выше, чем накануне. Индекс ММВБ снизился до 650,53 пункта (-1,21%). На этой площадке игроки также стали более активны.




16.04.2004. Финансовые известия. Фрадков провозгласил политику чистых четвергов

- Я еще раз убедился, что нам совершенно необходим открытый диалог в обществе, - ласково глядя на членов своего кабинета, произнес Михаил Фрадков. - Поэтому я вношу предложение - перейти к практике прямой трансляции наших заседаний для журналистов, которые обслуживают правительство. И вот представители СМИ впервые за 4 года увидели, как министры и гости правительства бьются за сохранение полномочий, денег и лица.



Открытые, веселые, мрачные, технические

До четверга было так: в десять ноль-ноль собравшимся в специально отведенном пресс-центре включали на мониторах зал заседаний правительства: собравшиеся видели министров и депутатов, переговаривающихся между собой, входящего премьера. Слушали его вступительное слово (от 2 до 5 минут), после чего экран гас. Правительство продолжало работать, а журналисты - ждать, когда после окончания заседания к ним выйдет кто-то из докладчиков и сообщит об итогах. Остальное - либо в приватных беседах с участниками, либо - с сайта правительства (кстати, весьма неплохого и оперативного).


До 1999-го было не так. При Черномырдине представителей СМИ приглашали в зал как "взрослых", давали возможность общаться с членами кабинета, все заседание (обычно 2-3 часа) старательно конспектировалось, прессу просили удалиться только на закрытых вопросах, иногда даже удавалось "слямзить" самое ценное - бумаги к заседанию. Там могли быть схемы, предложения, которые представлены, но не озвучены при всех, проекты протокольных решений (главное ведь - не что скажут, а что запишут).

При Кириенко было живо, но уже малосодержательно - премьер говорил, как все будет хорошо, потому что он столько делает вместе со своим правительством. К осени "хорошо" стало всем...
При Примакове вместе с "закручиванием" разгулявшихся либералов-экономистов закрутили и СМИ. Журналистов не то чтобы вовсе изгнали из храма заседаний, но сильно урезали в возможностях. Впрочем, такой курс не совпадал с линией на самом деле тогда правившей партии, и Белый дом "тек", как старая дырявая бочка, Примакова пинали едва не за каждую, еще даже непринятую бумагу, Кремль за этим наблюдал и хихикал, а иногда даже помогал. Не Примакову.

При Степашине было весело, но недолго. Он любил шутить, вел себя не как предшественник, что сначала всех сильно радовало. Потом возник вопрос: а он еще что-то делать умеет, кроме как шутить? Позже выяснилось: умеет руководить Счетной палатой.

При Путине было тяжело - он все время куда-то ездил, поездок по стране было столько, что народ, сопровождавший премьера-преемника, уже в буквальном смысле падал как загнанная лошадь. Впрочем, скоро он перешел в Кремль, и падать начали там.

При Касьянове был Волин, которой порой, как многорукий Шива, успевал сообщить всем о работе, ведущейся в правительстве, расставить акценты и еще родить бесценный афоризм. Правда, к этому времени Белый дом уже старательно пытался выглядеть "техническим", заниматься только экономикой и не претендовать на покорение политических высот.

Любитель существительных

И вот появляется человек, фамилию которого многие обыватели до сих пор еще не запомнили, явно не претендующий на звание либерала или локомотива транспарентности, и предлагает вернуться к прежним временам. Надолго ли? Неизвестно. Повальная открытость нынче не очень в моде. К тому же за годы закрытости выяснилось, что многие министры, хоть и стали политическими назначенцами с расширенными полномочиями, остались столь косноязычны, что понять, чего они хотят, довольно трудно. Стало быть, и слушать их таких народу вовсе не надобно.

Не отличается красноречием, правда, и сам премьер. Когда он старается говорить округлыми правильными фразами, смысл теряется за бесконечными "-ениями" (почему-то он очень любит употреблять существительные с такими окончаниями).

Правда, когда он переходит на нормальный разговорный русский (но не подумайте - не как у Черномырдина), кажется, становится легче и ему, и окружающим. Пару раз он прибегнул к остроумным оборотам, от которых все загоготали ("индикаторы в глазах должны щелкать", "министры среди ночи должны знать свои бюджетные лимиты"), вообще специально, чтобы осадить тех, кто подверг сомнению необходимость бюджетной реформы, которой и было посвящено заседание кабинета. Собственно, именно так поступают искушенные лекторы, с регулярностью раз в 20 минут вставляющие в серьезную материю какой-нибудь анекдот или прибаутку.

Свой вклад в обогащение правительственного лексикона внес и глава Минэкономразвития Герман Греф: "Надо осметить тысячу учреждений". Перевод: "осметить" - значит составить сметы для многочисленных бюджетных организаций.

С правильным, понятным русским языком оказался один - Александр Жуков:

- В Англии, когда принимается бюджет, к нему прикладывается 10-страничная брошюра - для чего все это делается. А то принимаем 5 тыс. страниц, а никто понять не может, для чего все это. Мы должны идти по тому пути, по которому идут все страны.

Обычно флегматичный Жуков говорил довольно зло. Похоже, его "достало":


- Мы знаем, что есть огромное число научных учреждений с неясными целями и задачами. Я допускаю, что они вносят огромный вклад в науку и экономику в целом. Но это придется доказать и показать.
"Как бы расходы на как бы результаты"

Правительство пытается совершить революцию, о которой так долго говорили экономисты-либералы: перевести все бюджетное финансирование на новые принципы. Плясать от задач, а не от денег. Не "дайте мне столько-то миллиардов, я знаю, как их распределить", а "мне нужно столько-то миллиардов, я их распределю так, и это даст вот такие результаты для экономики, страны, граждан".


Новая "доктрина Кудрина", который сколько работает в правительстве, столько борется - с разной степенью проработанности темы - за повышение эффективности бюджетной сети, принята в четверг за основу (подробнее см. материал на стр. 12). В перспективе она должна обернуться изменением принципов финансирования всех бюджетных учреждений. Затем - сместиться на уровень субъектов и муниципалитетов, "в рамках федеративной реформы и реформы местного самоуправления", как сказал Фрадков.

Что пытается сделать с бюджетниками Минфин уже с 2005 года? Заставить министров не просто обосновывать получение денег, а сопровождать это записочкой о том, что будет сделано с помощью этих денег и кому от сделанного станет лучше жить. А то, заметил Кудрин, получаются "как бы расходы, которые обслуживают как бы результаты".

"Известия" подробно писали о предложениях Минфина в четверг. Коротко они выглядят так: деньги следуют за потребителем; вводится новая бюджетная классификация, еще не международная, но уже приближенная к мировым принципам; 3-летний переходный период, а с 2007 года бюджеты всех уровней формируются не по сметному принципу, а на основе программно-целевого планирования; со следующего года будет формироваться 3-летний бюджет (год - базовый, два последующих - просто корректировки цифр и задач); с 2005 года ведомствам доводятся не поквартальные лимиты, а годовые; вводятся индикаторы эффективности расходования средств, в том числе промежуточные; к 1 июня будут пересмотрены все 143 федеральные целевые программы; часть бюджетных учреждений, где финансирование в основном уже давно не бюджетное, из бюджетной сети выведут вовсе. Затем - распределение полномочий, функций, денег и собственности по уровням власти (вот она, федеративная реформа Дмитрия Козака); полный отказ от нефинансируемых мандатов; реформа оплаты труда госслужащим (неважно сколько работает людей, вот деньги, вот задачи - решайте сами, сколько чиновников нанять).

Финансы и пар

Некоторые забили тревогу прямо на заседании правительства. И правильно - страна должна знать своих героев.

- Настораживает излишняя формализация и особенно в плане отчетов о результатах, - задумчиво произнес президент Российской академии наук Юрий Осипов.

Академик долго и размеренно говорил о том, что в отношении фундаментальной науки "такая задача не имеет решения", и вообще, они всегда отчитывались президенту, ну в крайнем случае - правительству. А теперь что же, в Минфин академикам бегать?

- Мне непонятно, почему доклад о фундаментальной научной деятельности должен поступать в Минфин при всем уважении к его работникам? - заключил академик-президент.
К академику как-то неудачно присоединился министр науки и образования Андрей Фурсенко, хотя по сути с ним не очень соглашался. Потом - недавний губернатор, ныне министр Юрий Трутнев, затем еще один, действующий губернатор Анатолий Лисицын, сопроводив скепсис удивительным аргументом:
- Последние 3 года правительство ни разу не собирало всех руководителей регионов, чтобы посоветоваться, обсудить или просто выпустить пар.

"Пароиспускающего" Госсовета с участием президента и премьера губернаторам, стало быть, мало...


Тут Жуков и ответил им, что поквартальных результатов от фундаментальной науки никто не требует, но, в общем, хотелось бы понимать, кто, как и над чем вообще работает. Присоединился к своему заместителю и Фрадков. Он, когда начинает язвить, делает такое "невинное-невинное" выражение глаз. Ну он и ответил, что, конечно, прорывов в науке страна ждет, это для нас приоритет, как, в общем, и большинство остальных направлений, что, конечно, программно-целевое планирование - всего лишь инструмент, а не самоцель, но все-таки правительству хотелось бы понимать.
Итог: до 27 июня ведомства представляют в правительство денежные запросы плюс пояснения, для чего им все это. К концу августа новый бюджет поступает в Думу, затем вносятся поправки в Бюджетный кодекс. С 2006 года бюджет будет приниматься Думой не в 4 чтениях, как сейчас, а в трех.
Множество вопросов еще не прояснено. Например, какими будут индикаторы эффективности в образовании или военном ведомстве? Как будут координироваться министры, доказывая свои цели, если, скажем, вузы, поликлиники или те же научные учреждения находятся в ведении разных ведомств? Четкого ответа на это Минфин пока не дал. Впрочем, финансисты сами признали, что у них еще нет ответов на все вопросы. Но, не убоявшись телекамер, обещали найти.
Новая перестройка

Кремль совместно с правительством пытается реализовать гигантскую комплексную задачу. В идеале она выглядит весьма оптимистично. Вот что должно примерно получиться, если за основу брать озвученные за последний месяц планы и наработки и уже принятые документы: выстраивается новая структура исполнительной власти, где часть функций уходит в службы и агентства. Через 2 года часть из них ликвидируется, "выпавшие" функции либо отдаются на откуп экономике, либо передаются саморегулирующимся организациям (возможно, отчасти этим можно объяснить тот факт, что агентства и службы замкнули все же на министерства - так яснее, кто чего стоит, а потом подотчетную структуру будет легче "сковыривать"). Ревизию обещали и многочисленным расплодившимся ФГУПам. Параллельно идет работа по повышению "понимания" у министров и других федеральных и региональных чиновников: что вообще они делают и для чего. Часть госучреждений снимается с финансирования, теряет госстатус и становится обычной коммерческой конторой без госпреференций, часть - отдается в субъекты и муниципалитеты, которым скоро также порекомендуют заняться ревизией (недаром на региональные финансы и зарплаты чиновников на местах уже обращают внимание не только экономисты, но и правоохранительные органы). Параллельно готовятся новые законы о видах госслужбы, чиновников ставят в жесткие рамки, одновременно стараясь повысить им зарплату. Реформируется силовой блок, где также выделяются задачи федеральные и сугубо местные. А через 2-2.5 года Путин посмотрит, что у него получается из всего этого на выходе.


Что получится на самом деле? Фрадков, рисуя планы административного и финансового переустройства госмашины, говорил: "Не получиться не может". Постоянно на разных встречах к этим темам возвращается и сам Путин. Все, как всегда, упрется в другое: в вековые традиции исключений, в нежелание (а подчас и неумение) многих чиновников перестроить работу. Ну как маститый ученый сможет избавиться от принципов, по которым работал 50 лет? Как гарнизонный полковник сможет начать оперировать понятиями современной армии, если его учили на примерах танковых сражений, а его солдат подчас - ничему не научили вовсе, потому что у них неполное среднее образование? Как среднерусский губернатор, которому еще, не дай бог, скоро переизбираться, сможет отказаться от многолетней привычки получать из Москвы деньги, шантажируя потопами, невыплатами пенсий, низкой явкой на выборы и т.д.? Как - как? Перефразируя того же Фрадкова - не отказаться не сможет.

16.04.2004. Ведомости. "Газпром" собирается выпустить облигации на 10 млрд руб.
"Газпром" не намерен ограничиваться евробондами в $1,2 млрд и решил привлечь еще 10 млрд руб. , но уже на российском рынке. В компании уверяют, что рубли понадобятся ей на капвложения. Аналитики же считают, что рублевые облигации - плата "Газпрома" правительству за то, что ему разрешают так много занимать на Западе. Согласно программе заимствований в 2004 г. "Газпром" намерен занять 148,7 млрд руб. Из них на банковские кредиты придется 59,4 млрд руб. (в том числе долгосрочные - 31 млрд руб. ) , рублевые облигации - 15 млрд руб. , валютные - 74,3 млрд руб. В 2004 г. "Газпром" заплатит по долгам 166,4 млрд руб. 15 апреля правление "Газпрома" решило, что в конце 2004 - начале 2005 г. компания разместит два дополнительных облигационных займа по 5 млрд руб. каждый со сроками обращения три и четыре года. Бюджет монополиста на 2004 г. предполагает выпуск российских облигаций на сумму 15 млрд руб. Но эту квоту можно считать уже выбранной. В феврале "Газпром" разместил на российском рынке трехлетние облигации на сумму 10 млрд руб. А в марте правление компании одобрило еще один выпуск рублевых облигаций, но уже пятилетних, на сумму 5 млрд руб. Все три выпуска - утвержденные в марте и 15 апреля - будут зарегистрированы одновременно, отмечают в пресс-службе. Это позволит "принимать решение о дате размещения того выпуска, который имеет наилучшие параметры для сложившейся рыночной конъюнктуры", объясняется в пресс-релизе "Газпрома". Привлеченные на российском рынке рубли пойдут на инвестпроекты и рефинансирование краткосрочной задолженности. Как пояснил один из менеджеров "Газпрома", скорее всего, дополнительные облигации на 10 млрд руб. будут размещены в начале 2005 г. Он подчеркнул, что пока монополия не собирается увеличивать утвержденные объемы заимствований ни на нынешний, ни на будущий год. По его словам, за счет дополнительного выпуска российских облигаций "Газпром" может снизить объем выпуска еврооблигаций и банковских кредитов.
16.04.2004. Ведомости. Правительство выдвинет новые лица в советы директоров госкомпаний
У новых правительственных чиновников появится шанс поруководить деятельностью компаний с госучастием. Правительство попросило Минэкономразвития подготовить новые списки кандидатов от государства в их советы директоров, а на будущее - разработать поправки, позволяющие менять уволенных с госслужбы представителей без созыва собрания акционеров. Эксперты удивляются лишь тому, что кабинет так долго тянул с этим решением. По данным Минимущества, государство владеет 100% более 160 акционерных обществ, в том числе "Роснефти", "Транснефти", аэропорта "Шереметьево", РЖД, "Совкомфлота". Контрольный пакет принадлежит государству более чем в 540 компаниях, в частности в РАО ЕЭС, "Аэрофлоте" и "Новошипе", блокирующий - примерно в 1200 компаний (среди них - "Газпром" и "Иркутскэнерго") , а более мелкие доли - еще в 1750 предприятиях. Списки кандидатов от правительства в советы директоров большинства компаний с госучастием были составлены в феврале, еще до отставки прежнего правительства, и все компании включили этих кандидатов в перечень для голосования на годовых собраниях. Например, в числе кандидатов в совет директоров "Газпрома" значатся экс-министр имущественных отношений Фарит Газизуллин и экс-министр энергетики Игорь Юсуфов, а в РАО ЕЭС - также Юсуфов и бывший министр по антимонопольной политике Илья Южанов. Правительство решило исправить эту ситуацию и поручило Минэкономразвития до 28 апреля представить новые списки "кандидатов в госпредставители". Но просто заменить одних кандидатов на других уже нельзя - по закону для этого придется после годового собрания акционеров проводить в каждой компании еще и внеочередное. Поэтому, поясняет чиновник Минэкономразвития, "поручение, в первую очередь, касается 100% -ных госкомпаний, где провести внеочередное собрание не составляет труда". По его словам, по остальным компаниям "поручено оценить целесообразность проведения внеочередных собраний для замены госпредставителей". В частности, полагает чиновник, замена кандидатов не исключена в ряде крупных госкомпаний, таких как "Газпром".
16.04.2004. Ведомости. "ЮКОС" обнародовал 15 апреля результаты ежегодной переоценки своих запасов углеводородного сырья
В зависимости от методики оценки запасы жидких углеводородов увеличились на 7,1 - 13,2% , а газа - на 2,1 - 52%. Аналитики считают это хорошим результатом, но не ждут, что в нынешней ситуации он существенно отразится на имидже компании. Оценку запасов на 31 декабря 2003 г. проводил независимый консультант в области нефтяного инжиниринга - компания DeGolyer & MacNaughton. При этом использовались две принятые в мире методики - американского Общества инженеров-нефтяников (SPE) и Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC). Последняя является более жесткой, и ее основное отличие от аналога состоит в том, что она в качестве доказанных резервов учитывает только те, что могут быть извлечены в пределах срока действия лицензии на недропользование. В методике SPE такого ограничения нет. По методологии SPE объем доказанных запасов жидких углеводородов у "ЮКОСа" и его дочерних предприятий на конец прошлого года составил 2,014 млрд т (14,709 млрд баррелей) , что примерно на 7,1% больше, чем годом ранее (1,891 млрд т или 13,734 млрд баррелей). Доказанные запасы газа за этот же период увеличились на 2,1% - с 220 млрд до 225 млрд куб. м. Совокупные запасы углеводородов выросли с 15 млрд до 16 млрд баррелей нефтяного эквивалента. Согласно методике SEC доказанные резервы жидких углеводородов у компании составили 1,62 млрд т (11,833 млрд баррелей) , что на 13,2% больше, чем на конец 2002 г. А запасы газа увеличились на 52,1% - со 130 млрд куб. м до 197 млрд куб. м. В пересчете на нефтяной эквивалент общие доказанные запасы согласно методике SEC увеличились с 11,2 млрд до 13 млрд баррелей нефтяного эквивалента. Как отмечается в пресс-релизе компании, приведенные данные означают, что в 2003 г. она возместила 338% своей добычи за этот год, если считать по методике SPE, и 420% - по SEC. При этом кратность запасов (срок, в течение которого они будут исчерпаны при текущем уровне добычи) составила соответственно 25 и 20 лет. Представитель "ЮКОСа" пояснил , что приобретений новых активов в 2003 г. у компании не было. Поэтому прирост запасов произошел в основном за счет доразведки действующих месторождений и перевода запасов из категории вероятных в категорию доказанных.
16.04.2004. Ведомости. Грузия продает лицензию на сотовую связь в стандарте GSM-1800
Национальная комиссия по коммуникациям Грузии объявила конкурс на выдачу лицензии на сотовую связь в стандарте GSM-1800. Его итоги будут подведены в ноябре 2004 г. Интерес к участию в нем уже проявили грузинские и российские сотовые операторы. В Грузии сейчас работают четыре оператора сотовой связи. Вместе они обслуживали на начало 2004 г. около 630 000 абонентов. По данным ACM-Consulting, по 49% сотового рынка принадлежит операторам Magticom и Geocell, оказывающим услуги в стандарте GSM. Кроме них на рынке работает оператор DAMPS-сети Megacom, а с конца прошлого года - оператор сети CDMA-450 Iberiatel. Средний по стране показатель ARPU составляет $16. По словам координатора по связям с общественностью комиссии Георгия Ратишвили, заявки на участие в конкурсе на покупку лицензии GSM-1800 будут приниматься до 16 сентября 2004 г. , а итоги подведут 12 ноября. Начальная цена лицензии невысока - 1,026 млн лари (около $500 000) , но он надеется, что в процессе аукционных торгов она увеличится. Победитель конкурса будет обязан начать предоставление услуг через три года.Возможность для выдачи лицензии появилась в Грузии недавно. До 2001 г. все частоты в GSM-диапазоне были заняты. Но в июле 2003 г. комиссия провела перерегистрацию лицензий и выяснила, что три компании, которым были выданы лицензии GSM-1800 бывшим Министерством почты и телекоммуникаций, так и не начали их предоставлять, и лицензии у них были отозваны. Объявленный конкурс вызвал интерес со стороны грузинских и российских компаний. Ратишвили говорит, что комиссия уже получила заявку на участие в конкурсе от Magticom и "еще два российских оператора проявляли заинтересованность устно". Один их них, по словам Ратишвили, - это компания "Мобильные ТелеСистемы" (МТС). Правда, в самой МТС пока не подтверждают намерения участвовать в конкурсе. Аналитики считают Грузию не слишком перспективным рынком. По словам аналитика ACM-Consulting Антона Погребинского, проникновение сотовой связи в регионе очень низкое и составляет сейчас всего чуть более 13%. "Этот рынок может вырасти еще в четыре раза. Но в абсолютном выражении он ограничен - менее 5 млн населения, что можно сравнить с одной российской областью", - говорит Погребинский.
16.04.2004. Ведомости. Обещание ЦБ не допускать укрепления рубля обвалило рублевые облигации
Твердость курса Центробанка на сдерживание укрепления рубля и значительный рост мировых процентных ставок развернули внутренний рынок долга, растущего с ноября прошлого года. Аналитики не исключают, что падение котировок рублевых облигаций затянется, и предлагают инвесторам подкорректировать содержимое своих портфелей. Погода на рынке корпоративных бондов испортилась в начале недели. Всего за несколько дней доходность облигаций, по оценкам "Ренессанс Капитала", выросла в среднем на 0,5 - 1 процентный пункт. Из ликвидных бумаг больше всего пострадали "АЛРОСА-19" (доходность выросла на 1,33 п. п. ) , "ТНК-5" (1,3 п. п. ) , "Уралсвязьинформ-3" (1,07 п. п. ) , "ВТБ-3" (1,06 п. п. ) , "Газпром-2" (1,05 п. п. ). Коррекцию, указывают аналитики "Траста", спровоцировал ЦБ, опубликовавший свои взгляды на развитие валютного рынка в России. "Мы по-прежнему рассчитываем на то, что реальный эффективный курс рубля в этом году укрепится на 3 - 5% , но и его укрепление на 7% считаю вполне допустимым", - заявил председатель Центробанка Сергей Игнатьев в интервью , опубликованном в понедельник. Валютный рынок ответил ему ростом курса доллара - с 28,51 до 28,61 руб. /$.В эти дни, отмечает аналитик "НИКойла" Дмитрий Дудкин, все играет против рублевого рынка: заявление Игнатьева оказало давление на рубль и одновременно произошло самое большое падение американских казначейских обязательств (treasuries) с июля 2003 г. А аналитик "Тройки Диалог " Александр Кудрин напоминает также об ослаблении евро на мировом рынке. "Оно грозит ростом доллара относительно рубля, что уже заставило многих операторов уйти на валютный рынок, сократив вложения в рублевые активы", - подчеркивает он.


УК «Интерфин КАПИТАЛ»

Обзор новостей. 15.07.2014

Страница





Добрым словом и револьвером можно добиться большего, чем одним только добрым словом. Джонни Карсон (фраза приписы
ещё >>