Ноосферная парадигма качества крестьянского (сельского) образования в России - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
В. И. Вернадский и ноосферная парадигма развития общества, науки... 1 60.83kb.
Ноосферная парадигма образования как итог эволюции педагогического... 1 194.74kb.
Приказ № №29/1 от 31. 08. 2012. Положение о системе внутреннего мониторинга... 1 136.34kb.
Обеспечение качества высшего образования в России на основе рейтинговой... 1 43.69kb.
Заключение по результатам публичных слушаний по Проекту «Генеральный... 1 301.99kb.
Рабочая группа школьной системы оценки качества образования 1 139.18kb.
Методические рекомендации по совершенствованию качества образования 2 490.69kb.
Выступление Построение и реализация системы мониторинга качества... 1 97.66kb.
Система оценки качества образования в учреждении дополнительного... 1 91.4kb.
О консорциуме по развитию делового образования россии 1 73.28kb.
Анализ проблем доступности и качества образования о. А. Андреева Н. 1 158.59kb.
Устойчивое развитие как стратегическая парадигма неоглобализационного... 1 28.61kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Ноосферная парадигма качества крестьянского (сельского) образования в России - страница №1/1





Ноосферная парадигма качества крестьянского

(сельского) образования в России
Субетто А.И.

(Санкт-Петербург)
В статье раскрывается ноосферная парадигма качества крестьянского (сельского) образования в России, определяющая направления становления нового универсализма качества жизни в сельском социуме на основе ноосферной – социоприродной – гармонии.
Крестьянское/сельское образование должно быть осознано как образование принципиально отличное от городского по своей базовой компоненте, призванной научить человека к жизни на «земле», в гармонии с природой, в гармонии «кормящим ландшафтом» (по Л.Н.Гумилеву) [1].

Осмысление качества крестьянского образования, сельской школы, крестьянских университетов не может быть правильно выстроено только в логике традиционных схем, сформировавшихся в пространстве рыночных реформ, в том числе в образовании, в логике принципа рыночного фундаментализма, формирования так называемого «конкурентного человека», т.е. рыночного человека, регулируемого в своем поведении стимулами рынка.



Именно «рыночный человек» на Земле, т.е. «конкурентный человек», оказался неприемлем для Земли и Биосферы как суперорганизмов, живых мегасистем, обладающих собственными гомеостатическими механизмами, что и выразилось в первой фазе Глобальной Экологической Катастрофы (с начала 90-х годов ХХ-го века) [2], процессы которой в начале XXI века приобретают ускорение. Дальнейшее развитие этих процессов в сложившейся логике ведут по прогнозам Медоузов и А.П.Федотова к антро-биосферному коллапсу уже в интервале времени 2020-2030гг. Более того, по второй закономерности Федотова, индексируемой социально-экономической дисгармонией мирового сообщества, в 20225 году ожидается «кульминационная точка взрыва истории», отражающая конфликт между богатыми и бедными странами [3, с.117].

Где же выход? На этот вопрос отвечает Ноосферизм, как новая научно-мировоззренческая система, образуемая на основе синтеза всех наук на начало XXI века как результат «вернадскианской революции», развития учения о ноосфере В.И.Вернадского [2,4].

Выход состоит в переходе человечества и России на новые основания Бытия, в новое качество жизни, в пространстве которых ведущим становится действие не закона конкуренции (эпохе Конкурентной истории и конкурентному человеку поставила пределы первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы), а закона кооперации.

Иными словами, выход для человечества, и для России в его составе, состоит в переходе на основания Кооперационной Истории, но в пространстве тесного, экологического взаимодействия человечества и Биосферы – в виде управляемой социоприродной – ноосферной эволюции на базе общественного интеллекта и образовательного общества.

Это еще надо осознать. Человек, как человечество, сможет выжить в XXI веке и преодолеть опасность экологической смерти, только став человеком-гармонителем на Земле, выполняя гармонические правила хозяйственного природопотребления. А это возможно только тогда, когда оно станет внутри самого себя гармоническим, установит социальную справедливость, уничтожит бедность и сверхобогащение, агрессивное природопотребительство (потому что любое потребление всегда есть потребление природы!), установит ноосферный, экологический, духовный социализм на Земле, т.е. Ноосферизм как новую эпоху нового качества бытия.

В этой предстоящей стратегии развития человечества и России трудно переоценить роль сельского хозяйства, сельского социума и образования как важнейших факторов ноосферогенеза XXI века.

Что есть сельское хозяйство и аграрный сектор жизни для человечества и России?

Сельское хозяйство есть базовый сектор хозяйствования человека на Земле, непосредственно связывающий его с автотрофами, т.е. растениями, зеленым листом с помощью «хлорофилловой фабрики Природы» потребляющим и ассимилирующим солнечную энергию, благодаря которой возможна жизнь животного мира и человечества. Здесь таится непосредственная связь человека, всего социума с почвой, с Землей, с водой, которые являются, по определенным гипотезам, живыми, в целом с «живым пространством» (В.П.Казначеев) Земли и Космоса.

Аграрный социум, т.е. село, деревня, агропоселки, агротехнополисы («агрогорода»), – те поселения, в которых человек непосредственно взаимодействует с землей, ландшафтом, природой во всем ее многообразии, менее отчужден от природы по сравнению с урбанистическим отчуждением, характерным для больших городов, еще больше способствующим антиэкологическому поведению.

Аграрный социум – социум, погруженный в природу более непосредственно. Человек, живущий в природе более универсален и внутренне гармоничен.

Аграрный социум – базис общества, тем более для такой цивилизации с ее огромными пространствами и ландшафтно-климатическим разнообразием, с суровыми условиями агропроизводства, как Россия.

Именно поэтому в России, в русской ментальности (а по справедливому замечанию С.В.Вальцева «специфическая и главная функция менталитета в обеспечении механизмов стабильности» в нации, в национальном обществе [5, с.34]) одним из центровых начал был культ земли, «матери сирой земли», и культ труженика на земле, землепашца.

Автором в монографии «Основания и императивы стратегии развития России в XXI веке» (2005) было введено понятие «российско-цивилизационного императива власти земли» [6, с.107]. Великий русский классик-писатель Г.И.Успенский отмечал: «…огромнейшая масса русского народа до тех пор и терпелива и могуча в несчастиях, до тех пор молода душою, мужественно – сильна и детски-кротка – словом народ, который держит на своих плечах всех и вся…, покуда над ним царит власть земли, покуда в самом корне его существования лежит невозможность «ослушания ее повелений…» [7, с.115] (выдел., С.А.). Обсуждая содержание былины о мужике Микуле Селяниновиче и Святогоре-богатыре, писатель показывает, что отрыв от земли русского народа лишает его, как древнегреческого мифологического героя Антея, силы: «Оторвите крестьянина от земли, от тех интересов, которыми она волнует крестьянина, добейтесь, чтобы он забыл «крестьянство» и нет этого народа, нет народного миросозерцания, нет тепла, которое идет от него. Остается пустой аппарат пустого человеческого организма. Настает душевная пустота…» [7, с.116] (выдел., С.А.).

Вот почему введение рынка земли в России, которого никогда не было, даже во времена Российской империи, ведет к обезземеливанию русского народа, к краху сельского хозяйства, порождает опасность захвата земель, по историческому праву, принадлежащему народу, иностранным капиталом, с последующей колонизацией и отчуждением земли.

Вот почему сохранение села, сохранение сельской школы и развитие крестьянского высшего образования, создания сети крестьянских университетов России (концепция крестьянских университетов в России была разработана в 1991 – 1993гг. Л.А.Майбородой и А.И.Субетто [8, 9]) – есть императив для прогрессивного развития России XXI веке.

Но этот императив усиливается на фоне развивающейся Глобальной Экологической Катастрофы, «климатического апокалипсиса», который, по ряду оценок, уже состоялся над европейской территорией в последние 5 лет и продолжает развиваться. Он приобретает ноосферное содержание.



Иными словами, в XXI веке, говоря о качестве образования вообще и о качестве сельского, крестьянского образования в частности, необходимо говорить о ноосферном качестве образования, о ноосферном образовании, которое должно стать базисом бытия ноосферного образовательного общества в России [10, 11] и основой ее устойчивого развития.

Таким образом, ноосферная парадигма качества крестьянского – сельского образования в России – часть императива предстоящих ноосферных преобразований и в России, и в целом в мире, если человечество хочет спастись от экологической гибели уже к середине XXI века из за рыночно-капиталистической формы агрессивного природопотребления.

Ноосферная парадигма качества крестьянского – сельского образования включает в себя ноосферную парадигму фундаментализации образования, в которую входят императивы экологизации, космизации, ноосферизации естествоведческих и гуманитарных блоков образования, усиления роли ноосферной духовно-нравственной системы в воспитании учащихся в школе и студентов в вузах, возвращение в образовательное пространство России формулы «Без совести нет человека на Земле», «Специалист без совести, без сформированных духовно-нравственных начал, включая любовь к природе, вначале убийца природы, а потом – себя» [12].

Требование универсализма, которое всегда присутствовало в школе (хотя периодически забывалось), поскольку человек взаимодействует с Универсумом, с универсальностью мира, особенно актуально именно для сельской школы, крестьянских университетов.

В г.Луга с 1991 года функционирует Крестьянский государственный университет им. Кирилла и Мефодия – первый крестьянский университет в современной России, построенный по концепции крестьянских университетов, в логику фундаментальной подготовки в котором закладывалось требование более высокого уровня универсальной подготовки сельского учителя, сельского врача, сельского юриста, экономиста-технолога, фермера и т.д., поскольку они встречаются с целостностью, нерасчлененностью объекта своего хозяйствования – земли, почвы, лугов, лесов, рек, озер и т.д. и самого сельского труда [1, 8, 9]. Не все удалось сделать в этом направлении, поскольку мы столкнулись с требованиями ГОСов, которые игнорировали принципиальную специфику труда в аграрном (крестьянском) секторе жизни России. И здесь сработало урбанистическое отчуждение работников образования, от которых зависели соответствующие решения, от земли, от нужд поддержания и развития качества жизни в сельском социуме.



Универсальность качества жизни на земле, в сельском социуме ставит на особое место сельскую школу. Она является центром жизни села и деревни. Именно с уничтожения сельских школ увеличивался социальный распад аграрного сектора жизни России, поток бегства молодежи в большие города. Поэтому тезис образовательной политики, исходя из принципа закрытия малокомплектных школ на селе, под лозунгом оптимизации сети школ, является ложным, усиливающем падение социального качества жизни в сельском социуме.

Ноосферная парадигма качества крестьянского образования требует образования и воспитания сельских детей и молодежи по месту их проживания, независимо от малочисленности сельских поселений, с использованием возможностей дистанционного образования, спутниковой связи и телевидения. Прекрасные примеры демонстрируют школы для кочевых народов Севера в Швеции, Канаде, на Аляске.

Движение ноосферных школ в республике Саха-Якутии захватило в первую очередь сельские школы в улусах. Например, Н.М.Никифоровой выпущено для учителей, работающих в классах «элементарной школы» (1 – 6 классы), учебное пособие «Темы астрономии и географии в обучении интегрированному курсу «Природа и человек» в 1-6 классах ноосферно-экологической системы образования (в помощь учителям и учащимся» [13].

В предисловии «Совет учителям» автор писала: «Человек – дитя природы: природа дает человеку тепло, воду, пищу, укрытие. Ребенок становится человеком, познавая силы и тайны природы, придерживаясь законов поведения. С первого класса дети изучают начальное понятие географии, например, средний мир: родная мать-Земля, Легенды, стихи, благословения, посвященные матери Земле.



- Земля – планета.

- Форма Земли – шар, Глобус.

- Океаны, континенты.

- Горы и равнины.

- Разнообразие вещества на земле:

Полезные ископаемые, воздух и вода» [13, с.5].

Программы для I – VI классов школы, с учетом возрастных особенностей детей, имеют разные уровни углубленного изучения.

Пособие заканчивается словами: «Ноосферное образование нацелено на восстановление экологического равновесия на планете и воспитание нового человека, отличительной чертой которого будет новое качество мышления – целостное мышление, определяющее ноосферное сознание» [13, с.193].

Автор активно разрабатывает систему Ноосферизма, ноосферного образовательного общества и ноосферного образования. Выходит 13 томов «Сочинений» автора под общим названием «Ноосферизм».

В 2003 году была проведена научная конференция, посвященная 140-летию со дня рождения В.И.Вернадского, «Вернадскианская революция в системе научного мировоззрения – поиск ноосферной модели будущего человечества в XXI веке» и издано одноименная коллективная научная монография [4]. В 2007 году состоялся Первый международный научный северный Форум «Ноосферизм: Арктический взгляд на устойчивое развитие России и человечества в XXI веке» (20-24 ноября 2007г., С.-Петербург). Издана 2-х-томная коллективная монография с одноименным названием [14]. По итогам форума были приняты международные документы «Ноосферная Хартия Севера» и «Обращение к Народам Мира» [15].

В «Обращении к Народам Мира» указывается что [15, с.16, 17].



  • «Возникает опасность экологического самоуничтожения человечества к середине XXI века»;

  • «Только выстроив гуманистические отношения между людьми, запретив «сверхпотребление» и культ сверхобогащения (по отношению к разумным потребностям), мы сможем спасти жизнь всех живых существ на земле, а, спасая их, мы спасаем себя. Только гармоническое общество, гармонический духовный человек может выстроить коллективно гармонические отношения с Природой»;

  • «На передний план выходит в социальном развитии закон кооперации, принципы солидарности и правды, приоритет Ответственности над свободой отдельного человеческого индивида».

  • «Человечество, народы Мира ждет великое будущее в XXI веке, если оно в центр своего Бытия поставит разум в соединении с Духовностью и Нравственностью, Любовь не только к самим себе, к человеку, но и к Природе в Целом, к Земле – эволюционной колыбели человечества».

Россия – родина Ноосферного учения, Ноосферного идеала, она должна стать первой страной в мире, в которой реально будет реализовано ноосферное образование по всей «цепочке» непрерывного образования, начиная от дошкольных учреждений, школы и кончая высшим и послевузовским образованием.

И начинаться ноосферное образование в России должно с сельской школы, крестьянского высшего образования, потому что именно в аграрных регионах, социумах должна быть создана ноосферно-экологическая система жизни, ноосферная система взаимодействия человека с Природой.



Разговор о качестве образования, тем более качестве сельского образования, не может не учитывать необходимость установления ноосферного качества образования, в первую очередь в области содержания, как в целом, так и по отдельным учебным дисциплинам, трактовки и содержания, и состава универсальных компетенций с позиций новой парадигмы универсализма XXI века – ноосферного универсализма.

Литература


  1. Субетто А.И. Крестьянское образование в аграрной экономике и в аграрной политике. Судьба России на фоне перспектив мировой цивилизации// Крестьянское образование в системе аграрной экономики и аграрной политики (Материалы международной научно-методологической конференции, 29 июня – 4 июля 1993 года)/ Под ред. А.И.Субетто. – СПб. – Луга Ленинградской обл. – М.: Исследоват. центр Госкомвуза РФ, ПАНИ, Крестьянский академический университет, 1993. – с.5 – 16.

  2. Субетто А.И. Ноосферизм. Том первый. Введение в ноосферизм. – СПб.: «Астерион», ПАНИ, 2001. – 537с.

  3. Федотов А.П. Глобалистика. Начало науки о современном мире. – М.: Аспект пресс, 2002. – 224с.

  4. Вернадскианская революция в системе научного мировоззрения – поиск ноосферной модели будущего человечества в XXI веке./ Под научн. ред. А.И.Субетто. – СПб.: «Астерион», 2003. – 598с.

  5. Вальцев С.В. Структура, содержание, особенности национального менталитета/Монография. – М.: Изд-во МГОУ, 2005. – 121с.

  6. Субетто А.И. Сочинения. Ноосферизм. Том третий. Россия в XXI веке в контексте действия ноосферного и социалистического императивов/ Под ред. Л.А.Зеленова. – СПб. – Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2006. – 482с.

  7. Успенский Г.И. Собр. соч., т.5. – М.: Худ. лит-ра, 1956, с.115 – 122 (очерк «Власть земли»).

  8. Майборода Л.А., Субетто А.И. Общая концепция и структура опережающего стандарта качества высшего образования и ее применения применительно к крестьянскому высшему образованию/ Монография. – М.: Исследоват. центр проблем кач-ва под-ки спец-ов, 1994. – 204с.

  9. Субетто А.И., Майборода Л.А. Система крестьянских университетов – основа прогрессивного разрешения аграрного кризиса и поступательного развития аграрного комплекса в России// Вторая научная сессия Отделения образования Петровской академии наук и искусств «Судьба российского образования – судьба России» (Посвещ. 50-летию со дня Победы советского народа в Великой отечественной войне)/ Под ред. А.И.Субетто – СПб.: ПАНИ, ВИФК, 1995. – с. 5-21.

  10. Субетто А.И. Универсальные компетенции: проблемы идентификации и квалиметрии (в контексте новой парадигмы универсализма в XXI веке) – СПб. – М. – Кострома: ИЦ ПКПС, КГУ им. Н.А.Некрасова, Смольный университет РАО, 2007. – 150с.

  11. Субетто А.И., Иманов Г.М. Образовательное общество как форма реализации стратегии развития образования в XXI веке – СПб.: Астерион, 2008. – 308с.

  12. Субетто А.И. Доктрина духовно-нравственной системы ноосферного человека и ноосферного образования. – СПб. – Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2008. – 98с.

  13. Никифорова Н.М. Темы астрономии и географии в обучении интегрированному курсу «Природа и человек» в 1-6 классах ноосферно-экологической системы образования (в помощь учителям и учащимся). – Якутск: 2006. – 200с.

  14. Ноосферизм: арктический взгляд на устойчивое развитие России и человечества – в XXI веке материалы Первого Международного Ноосферного Северного Форума (С.-Петербург, 20-24 ноября 2007г.) в форме коллективной монографии / Под науч. ред. А.И.Субетто и А.Т.Шаукенбаевой. – СПб. – Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова. – 1020с. – В 2-х кН.

  15. Ноосферизм: арктический взгляд на устойчивое развитие России и человечества в XXI веке: Итоговые документы (Первой Международный Ноосферный северный Форум, 21-24 ноября 2007г., С.-Петербург)/ Под общ. ред. Председателя Форума Субетто Александра Ивановича. – СПб.: 2007. – 24с.



Список работ А.И.Субетто по проблемам аграрного

образования


  1. Субетто А.И. Направления использования квалиметрии для управле­ния качеством жизни на селе // Международный симпозиум 11-15 сентября 1991 г., г.Вологда, "Международный опыт в решении социальных проблем села в условиях перемен". Под ред. В.А.Нутрихина. – Вологда: Вологодский НЦ АН РСФСР, Европейское общество аграрной социологии, 1991. – С. 102-108.

  2. Субетто А.И. Аграрный технополис (агрополис) – форма активиза­ции общественного интеллекта для решения задач технологи­ческого развития аграрного производства Северо-Запада. Проблемы социального проектирования агрополиса // Конфе­ренция "Северо-Западный аграрный (агрополис) технополис и крестьянский университет". Информационное письмо и про­грамма. Председатель Оргкомитета А.И.Субетто. – Л.: ВИКИ им. А.Ф.Можайского, 1991. – С. 5.

  3. Разработка автоматизированной системы тестирова­ния и оценки качества подготовки выпускника в вузе (на при­мере специальностей крестьянского высшего образования). Аннотированный отчет по научно-исследовательской работе (научные руководители – Майборода Л.А., Субетто А.И., Яцук В.Я.) // Сборник аннотационных отчетов по научно-исследовательским работам, выполненным Исследователь­ским центром в 1992 году. – М.: Исследовательский центр про­блем качества подготовки специалистов, 1992. – С. 73, 74.

  4. Субетто А.И. Крестьянское образование в аграрной экономике и в аграрной политике. Судьба России на фоне перспектив миро­вой цивилизации // Крестьянское образование в системе аг­рарной экономики и аграрной политики (Материалы между­народной научно-методической конференции, 29 июня – 4 ию­ля 1993 года) / Под ред. А.И.Субетто. – СПб. – Луга Ленин­градской обл. – М.: Исследовательский центр Госкомвуза РФ, ПАНИ, Крестьянский академический университет, 1993. – С. 5-16.

  5. Разработка компьютерной оценочной диалоговой си­стемы для студентов и выпускников вузов. Аннотированный отчет по научно-исследовательской работе (научные руково­дители – Майборода Л.А., Субетто А.И., Яцук В.Я.; творче­ский коллектив из исполнителей от ВИКИ им. А.Ф.Можайского, Крестьянского академического университе­та, Центрального НИИ Минобороны России) // Сборник ан­нотированных отчетов по научно-исследовательским работам, выполненным Исследовательским центром в 1993 году. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки спе­циалистов, 1993. - С. 69-73.

  6. Майборода Л.А., Субетто А.И. Общая концепция и структура опережающего стандар­та качества высшего образования и ее применения примени­тельно к крестьянскому высшему образованию – СПб. – М.: Исследовательский центр про­блем качества подготовки специалистов, ПАНИ, 1994.- 204с.

  7. Субетто А.И., Майборода Л.А. Система крестьянских университетов в России - осно­вание прогрессивного разрешения аграрного кризиса и посту­пательного развития аграрного комплекса в России // Вторая научная сессия Отделения образо­вания Петровской академии наук и искусств "Судьба россий­ского образования – судьба России". Посвящается 50-летию со дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Под ред. А.И.Субетто. – СПб.: ПАНИ, ВИФК, 1995. -С. 5-21.

  8. Николаев С.Н., Рассадин Н.М., Субетто А.И., Чекмарев В.В. Костромской государственный университет образова­ния и российской культуры (концепция создания и развития) // Вторая научная сессия Отделения образования Петровской академии наук и искусств "Судьба российского образования – судьба России". Посвящается 50-летию со дня Победы совет­ского народа в Великой Отечественной войне. Под ред. А.И.Субетто. – СПб.: ПАНИ, ВИФК, 1995. - С. 48-68.

  9. Субетто А.И. Закон кооперации как закон эволюции аграрного сек­тора жизни человечества и России // Земля Русская. – 1996. – Июнь. – № 15-16 (22-23). – С. 7 (Издается Петровской академи­ей наук и искусств).

  10. Субетто А.И. Земельный вопрос в России // Земля Русская. - 1996 Ноябрь. - № 25-26. - С. 4. (Издается Петровской академии наук и искусств).

  11. Субетто А.И., Михеев М.К. Крестьянский университет в городе Луга Ленинградской области – учебное заведение нового типа // Информационный бюллетень МПА – 96 (Информационный бюллетень Международной профессорской ассоциации). – М.: РИЦ «Татьянин день», 1997. – С. 13-21.

  12. Субетто А.И., Майборода Л.А. От крестьянского университета в г. Луге – к программе создания системы крестьянских университетов в России // История Крестьянского государственного университета (Состав.: д-р ист. наук М. К. Михеев, д-р техн. наук В. П. Рябов.) – СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1998. – С.26-41 (239с.).

  13. Субетто А.И., Майборода Л.А.От Крестьянского университета в г. Луге – к программе создания системы крестьянских университетов в России – Луга: КГУ им. Кирилла и Мефодия, 2001. – 15с.

  14. Бажукова Н.В., Субетто А.И. Экономические механизмы дуального управления научно-образовательно-аграрным комплексом на базе Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии / Проблемы образованиеведения: просвещение, воспитание, здоровье и качество. Матер. V научной сессии Отделения образования Петровской академии наук и искусств. Под общ. ред. А. В. Долматова и А.И. Субетто. – СПб.: ПАНИ, 2002. – С. 127-137.

  15. Михеев Н.К., Найденова З.Г., Субетто А.И. Крестьянский государственный университет им. Кирилла и Мефодия в Ленинградской области как университет нового типа с миссией возрождения и обеспечения воспроизводства сельского социума // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А.Некрасова. – 2005. - №4 – С.10 – 16.








Четыре возраста человека: младенчество, детство, юность, старение. Арт Линклеттер
ещё >>