Номинация: культура Начало. Монолог о «Диалоге» Н. А. Позднякова, зам директора мбу цбс им. Н. В. Гоголя, г. Новокузнецк - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Директор колледжа – Сачков Николай Анатольевич Зам директора по учебной... 1 36.21kb.
§29 (59) Былое 17. 02. 09 В «Публичку» я больше не пойду… 1 51.82kb.
Оао "Кузбассэнергосбыт" ОАО "русал новокузнецк" г. Новокузнецк ООО... 1 575.17kb.
Сергеенков Виктор Григорьевич Цель 1 32.11kb.
Монолог. Диалог. Полилог. Разговор о жизни 1 85.88kb.
Мбу вм цбс библиотека-филиал №8 С. Средний Ургал 1 88.35kb.
Директор моу «сош» №64 Зам директора по воспитательной 1 313.1kb.
Компания ТрансТелеКом 2 482kb.
Директор зоопарка Л. В. Кардашова 4 786.95kb.
Директор мбу «цбс г. Бугуруслана» Л. В. Устименко 4 854.53kb.
Данная информация предоставлена библиотечными системами Республики... 1 68.47kb.
Тема «Серебряный век» русской культуры». Вариант «Некоронованным... 1 62.58kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Номинация: культура Начало. Монолог о «Диалоге» Н. А. Позднякова, зам директора мбу - страница №1/1

Номинация: культура

Начало. Монолог о «Диалоге»

Н.А. Позднякова, зам. директора МБУ ЦБС им. Н.В. Гоголя, г. Новокузнецк
Начало

После окончания библиотечного факультета Кемеровского института культуры ровно первого августа 1974 года, как было положено, приехала в Новокузнецк, сразу с вокзала пришла к директору библиотеки им. Н.В. Гоголя, куда была направлена по распределению, и с порога заявила, что приехала отрабатывать. Мария Андреевна Соловьева уточнила: «Так работать или отрабатывать?» «Как получится», - ответила я. Жизнь показала – получилось первое.

В это время в кабинете был начальник Отдела культуры, и Мария Андреевна попросила демократичного Виталия Тихоновича Ягодницына помочь мне забрать вещи из камеры хранения и отвезти в общежитие. В Новокузнецке я была впервые. Раньше практику проходила в Новосибирской областной и Омских библиотеках, которые многое дали для первоначального становления.

Выпускников было семь, и распределили нас по разным отделам. Из-за любви к работе с читателями я попала на абонемент. Начинали под руководством Любови Ивановны Варакиной. Они вместе с Верой Сидоровой (В.В. Скаленчук) окончили институт на год раньше нас. Любовь Ивановна руководила отделом обслуживания, в который входили: общий читальный зал, зал технической литературы, периодика, абонемент. Два года как библиотека переехала в новое помещение, и в залах было просторно. Трудовой путь в Гоголевке начали с большим интересом и энтузиазмом.

Абонемент

На абонементе мы прошли отличную школу. Осваивали тонкости специальности, учились работать с читателями, выстраивать отношения с коллегами. Начинали с создания на абонементе справочного аппарата, писали карточки в каталоги, оформляли книжные выставки, выдержанные в духе времени: «Два мира – две конституции», «Борьба идей в современном мире», «Советский закон и я» и т. п. Готовили обзоры, беседы, ремонтировали книги, писали акты, обслуживали на дому инвалидов, работали с задолжниками.

Большую радость доставляла работа с читателями. Были такие, которые ходили на абонемент постоянно, мы знали их интересы, оставляли для них новинки. Как, например, для Анны Ивановны Зуевой, ставшей в 1999 году на 90 году жизни Почетным читателем библиотеки №1; и многие преподаватели НГПИ были нашими желанными посетителями. С постоянными читателями мы советовались по вопросам комплектования литературы, списания книг из фонда. Многие книги были в дефиците, и на них устанавливались очереди. Огромной популярностью пользовались такие книги как «Хмель», «Конь рыжий» «Черный тополь» Черкасов, «Вечный зов» А. Иванова, «В лесах», «На горах» Мельникова-Печерского, «Угрюм-река», «Емельян Пугачев» Шишкова, «Сибирь» Маркова, «Я пришел дать вам волю», «Беседы при ясной луне» В.Шукшина. Запоем читали серию «Проклятые короли» М. Дрюона, А.Дюма, зарубежные детективы. Интеллигенция любила Маркеса, Камю, Сартра, «Иностранную литературу», «Новый мир». Так сложилось, что наставников, когда начинали работать на абонементе, у нас не было. Учились у каждого, с кем приходилось сталкиваться по работе, в том числе и у читателей.

С уважением и благодарностью вспоминаю нашу строгую и требовательную, по-матерински заботливую Марию Андреевну Соловьеву, высокопрофессиональную Тамару Федоровну Федорову, непревзойденного знатока библиографии Зинаиду Ивановну Свиряеву, энергичную, яркую и начитанную Нину Федоровну Елисееву, а так же знающую Нину Ивановну Белозерову, мудрую и справедливую Лидию Афанасьевну Шилову, внимательную Любовь Ивановну Акатову - секретаря комсомольской организации, мягкого парторга Валентину Ивановну Галиеву, скрупулезную и пунктуальную Ирину Никитичну Дробышеву, строгую Нину Андреевну Носову, живую и открытую Ольгу Викторовну Быкову, спокойную и невозмутимую Галину Андреевну Столбову, скромную Людмилу Федоровну Саморенову, эрудированную и деятельную Ларису Павловну Реттик. Каждый оставил свой след в душе. Преклонялись перед обаятельной Верой Михайловной Лащевской, библиографом областной научной библиотеки, за ее высочайший профессионализм, прекрасное чувство юмора, легкий характер. Для многих она образец настоящего библиотекаря и человека.

А ещё Галина Омельчук, Наталья Скибина, Наталья Санаева, Наталья Червоткина, Вера Сидорова, Вера Лупарева, Надежда Зараменских, Татьяна Киреева, Людмила Пирогова, Лариса Клыкова (Дехент), Людмила Черная (Ботнева), Валентина Панкратова, Вера Михайловская, Нина Сычева, Людмила Демидова, Ирина Андреева, Людмила Басалаева (Матюхина), Татьяна Красногорская (Щульц), Любовь Арефьева и многие другие, с кем было интересно работать в комсомоле, проводить вечера, ударно трудиться в колхозе, отдыхать. Партия и комсомол по-отечески опекали и поддерживали все наши начинания. Выпускали стенгазеты, организовывали праздничные вечера, устраивали капустники. Для молодых специалистов готовили серьезно – юмористическую программу «Посвящение в профессию». Из таких мероприятий складывалась корпоративная культура, которая определяла интерес к работе, отношение к профессии.

В разделе «массовая работа» значились читательские конференции. Мы ходили на швейную фабрику «Березка», в отдел транспортной милиции, по их инициативе выбирали книги, которые нужно было обсудить, разрабатывали вопросы, вызывали народ на дискуссию.

На предложения вступить в партию каждый раз отказывалась, но пропагандистом пришлось быть. Я совсем забыла об этом, но среди материалов, нашла буклет с опытом работы, который издал в 80-ом году отдел пропаганды и агитации Центрального райкома партии. Темы занятий: «О демократии подлинной и мнимой», «Актуальные проблемы современной международной жизни», «Два мира – два образа жизни». Формы разнообразные, чтобы слушатели не скучали: диспуты, обсуждение рефератов, встреча с журналистом, побывавшим в Швейцарии и Финляндии и т. д. Пропагандисты роптали на семинарах в Доме политпросвещения, но вели работу, - кто добросовестно, кто - спустя рукава. В целом, школа эта была хороша для расширения кругозора и знакомства с интересными людьми.

В отделе, на агитплощадках города наши сотрудники проводили беседы по книге Л. И. Брежнева «Малая земля», которая заполонила тогда всё. О ней говорили по радио, в газетах, на политзанятиях. Такой массированной пропаганды мы еще не знали. Люди тихо посмеивались над «бестселлером» года. Сейчас этот период называется застоем, а тогда его называли периодом развитого социализма, в котором было все четко определено, а до коммунизма оставалось совсем чуть-чуть: год-два не больше, буквально в следующей пятилетк… Не дотянули, задули ветры перемен.

«Добрый вечер»

Важным событием для себя считаю организацию в 1975 году досуга библиотекарей. Общаясь, мы выяснили, что в библиотеке есть увлеченные поэзией единомышленники, и решили создать клуб. Нашим идеологом и вдохновителем была очень уважаемая Людмила Петровна Канайлова, филолог, выпускник Ленинградского университета, сотрудник зала периодики, большой знаток литературы. Создали Совет. Меня выбрали президентом, Надежду Васильевну Селезневу вице-президентом, почетную и ответственную роль кофечерпия поручили - Любови Ивановне Акатовой, свечезвукооформителем стала – Наталья Скрябина, летописцем была избрана Надежда Зараменских, «чтобы все наши встречи и разговоры не канули в Лету». Активно включились в работу Вера Сидорова (Скаленчук), Ольга Смирнова, Ольга Фрост, Зинаида Доброходова, Татьяна Киреева.

15 февраля состоялось первое заседание клуба. К этому времени мы разработали Устав с юмористическим оттенком: что обязаны и не обязаны делать члены клуба, какие они имеют и не имеют права. Девизом выбрали слова Павла Антокольского: «…Припомним, перечтем, полюбим, потолкуем…», а гимном песню на слова Бориса Пастернака: «Во всем мне хочется дойти До самой сути: В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. До сущности протекших дней, До их причины, До оснований, до корней, До сердцевины…» Подготовили членские билеты, сделали эмблему, придумали название «Добрый вечер». Раз в месяц собирались в зале периодики и при свечах пили кофе, говорили о поэзии, своих любимых поэтах, читали стихи: Бориса Пастернака, Гарсиа Лорки, Александра Блока, Марины Цветаевой, Анны Ахматовой, Вероники Тушновой, Андрея Вознесенского, слушали стихи в исполнении авторов, записанные на пластинках. Атмосфера вечеров была необычайно теплой и дружественной.

Это было самое начало пути в профессию, и оно было освещено благодатным огнем поэзии и дружбы. Я храню в сердце добрую память об этих днях.

1970-80 годы. Время застоя в обществе. Всем все интересно и нужно, но ничего нет и нельзя. Ъ

Для этого стабильного времени характерны: открытие новых филиалов, строгая дисциплина с отметками о приходе и уходе в журнале на секторе учета, соцсоревнование, вымпелы, переходящие знамена, первомайские и ноябрьские демонстрации, поездки в колхоз на прополку и уборку овощей, культпоходы в кино, совместные прогулки в столовые, проведение капустников, праздников, дней рождения, выпуск стенгазет, поездки коллективом на турпоезде «Снежинка», «Грибник», проведение политзанятий, субботников и воскресников. Все это объединяло, сближало и впереди было бесконечно много времени… Шло зарождение клубов по интересам. Литературу заказывали по тематическим планам издательств, но на многие книги был острый дефицит.

1980-90 годы. Начало перестройки. Всем всё интересно и нужно, но ничего нет и всё можно.

Для этого нестабильного времени характерны: талоны, очереди, свобода слова, выборы директора, введение платных услуг, роспуск комсомольской и партийной организаций, проведение библиотечных и городских профессиональных конкурсов, расцвет клубного движения, начало выставочной деятельности. Комплектование ведется анархично, привычная система распадается, источников становится огромное количество и большой выбор книг. Продвигая книгу в массы и стараясь выполнить план по читателям, мы стали создавать коллективные абонементы в учреждениях и организациях. Внедряли беззаписную систему, чтобы упростить и ускорить обслуживание читателей. Сохраняя фонды, вводили пеню для задолжников. Разрабатывали технологические карты на библиотечные процессы, осуществляя преемственность. Внедряли НОТ, по рекомендациям прогрессивного журнала «ЭКО», который публиковал полезную информацию для руководителей в непривычно простой, доступной и увлекательной форме. На производственных совещаниях обсуждали темы: «О деловом общении», «Как разговаривать по телефону», изучали материалы «толстых» журналов, делали обзоры новинок...

Организовывали и вели работу с клубами по интересам: «Диалог», «Унион» - клуб молодых учителей, позднее взяли под свою опеку клуб любителей фантастики «Контакт», который остался без приюта. К 20-летию клуба помогли издать в типографии Николаю Николаевичу Калашникову сборник поэзии КЛФ «Узор волшебных снов» и Летопись. А в 2003 к 25-летию «Контакта» общими усилиями подготовили и выпустили на ризографе библиотеки сборник прозы членов клуба трех поколений «Люди в квадрате».

С Зоей Николаевной Фроловой во время оттепели сделали совместный проект «Дорога к Храму». Она проводила экскурсии по Церквям, а после приезжала с группой в библиотеку. У выставки мы рассказывали о книгах и показывали фрагменты из диалоговских фильмов «Моисей», «Иисус из Назарета».

В 1990 году в течение года каждый понедельник в зале собирались люди и имели возможность слушать беседы Андрея Давыдовича Миллера на тему «Так говорит Библия». Интерес к изучению Библии был большой. Эти встречи стали благодатными для духовного роста и совершенствования их участников.

«Диалог»

История дискуссионного киноклуба, клуба интеллектуального кино уходит корнями в апрель 1979-го. А начиналось все так. Раньше при библиотеке существовал народный университет культуры. Кинофакультет вела Людмила Петровна Канайлова. Когда она ушла из библиотеки, директор вызвав меня к себе, настойчиво и твердо поручила вести в дальнейшем нам это направление. На все мои аргументы по поводу незнания предмета и большой занятости на абонементе решительно сказала: «Что значит - нет? Будете вести! Научитесь».

После размышлений с Натальей Скрябиной - моим лучшим советчиком, доброжелательным критиком и помощником, появилась идея взять ориентир на «некассовое» кино, на фильмы, которые редко показывают в кинопрокате. Зал у нас небольшой и для этого случая подходящий. Началась работа с создания Совета. Разработали атрибутику. Помог опыт, полученный от работы с клубом « Добрый вечер». Девизом выбрали слова Маяковского: «Для вас кино - зрелище. Для меня - почти мировоззрение. Кино - проводник движения. Кино - новатор литератур».

Устроили конкурс на лучшее название. Предложений было много: «Мыслитель», «Диоген», «Кинолюбы», «Клюк» (клуб любителей кино), «Аэлита» (активные энтузиасты - любители искусства творческих актеров), «Люмьер», «Фонарь» и другие. Остановились на «Диалоге». Кстати, идею, что это должен быть клуб по интересам, а не факультет народного университета, подсказала Татьяна Тюрина, корреспондент газеты «Кузнецкий рабочий».

12 апреля 1979 года в 18 часов в актовом зале Муся Моисеевна Гланц вместе с Юрием Васильевичем Шатиным открыли первое заседание беседой о творчестве Никиты Михалкова, просмотром и обсуждением фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино». А затем были «Раба любви» Н.Михалкова с блестящим вступительным словом Ю.В. Шатина и незабываемым обсуждением при переполненном зале. На третьем занятии дебютировал Евгений Богданов. Очень волновался, представляя документальный фильм М. Ромма «И все-таки я верю». Так было положено начало, как оказалось большого пути. В клубе можно было спокойно, без нервного хлопанья стульев, как это было в кинотеатрах, правда, с плохим звуком и изображением, но бесплатно посмотреть фильмы Андрея Тарковского, Никиты Михалкова, Василия Шукшина, Ларисы Шепитько, Михаила Швейцера, Анатолия Эфроса, Тенгиза Абуладзе, Сергея Соловьева, Алексея Германа, Александра Сокурова и других. Предметом обсуждения на первых порах стали фильмы: «Калина красная», «Печки-лавочки» В. Шукшина, «Андрей Рублев», «Солярис», «Иваново детство» А. Тарковского, «Отец Сергий» И. Таланкина, «Пять вечеров» Н.Михалкова, «Бегство мистера Мак-Кинли» М. Швейцера, «Восхождение» Л. Шепитько. Какие жаркие дискуссии бывали в клубе! Часто засиживались допоздна. Высказывались с удовольствием, размышляли вслух, спорили в доброжелательной атмосфере, уходили переполненные новыми мыслями и чувствами.

Молодые выпускники кафедры кинофотомастерства КГИК Владимир Шкода и Сергей Шакуро решительно, безапелляционно отстаивали свою точку зрения перед «непосвященной» публикой. Особенно горячился фотограф Николай Бахарев. Он издевался над интеллектуальными изысканиями знатоков кино, был непреклонен в отстаивании своей позиции и мог, бурно высказавшись, демонстративно покинуть зал со словами, что он больше сюда никогда не придет, но потом приходил снова. Валерий Колотвин философствовал в присущей ему спокойной эстетской манере, со ссылками на писателей-фантастов, коих он хорошо знал. Умно, значительно, солидно говорил Михаил Гревнев. Сбивчиво, волнуясь, страстно высказывался Евгений Богданов. Легко, с долей иронии, юмора вызывал «огонь на себя» Б.М. Гилев. Каждому хотелось, и было что сказать. Обсуждения продолжались на следующий день на работе, дома. Делились впечатлениями, доказывали свою точку зрения, и все больше людей узнавало о существовании клуба и проявляло к нему интерес. Дискуссия - особый вид общения. В ней оттачивались мысль и слог, формировались взгляды. Во времена застоя «Диалог» был отдушиной для многих. Здесь, среди единомышленников, легче дышалось, думалось, жилось.

Борис Михайлович Гилев, гл. врач больницы № 8 был идеологом, лидером, генератором идей, вдохновителем и чернорабочим одновременно. Остроумный Гилев - душа клуба, альтруист, человек-энциклопедия, всеобщий любимец - поддерживал нас и помогал на протяжении всех лет. Борис Михайлович в это время был депутатом областного и городского Советов, президентом клуба любителей фантастики «Контакт», деятельным участником клубов нумизматов, филателистов, общества книголюбов, «Знание» и чего-то еще. Необычайно интересная личность, - человек, которого, по выражению самого Гилева, «в городе знала каждая собака, и неприлично было лишний раз светиться». «Я и так вам буду помогать». И помогал. Для нас Борис Михайлович был настоящей опорой, как и многие, многие другие. Президентом «Диалога» был Валентин Павлович Павлов, архитектор Кузбассгражданпроекта, поэт, художник, с высочайшим чувством ответственности, много сделавший для становления и развития клуба.

В Совете клуба, особенно вначале, принимали активное участие: Муся Моисеевна Гланц, доцент кафедры философии СМИ, кандидат философских наук; Юрий Васильевич Шатин, кандидат филологических наук НГПИ; Игорь Яковлевич Бейлин, ст. научный сотрудник института гигиены. Мы тесно работали с Людмилой Павловной Колесниковой, директором к/т «Сибирь». Заботились о клубе и помогали доставать фильмы из кинопроката Анатолий Яковлевич Дубовец, а Наталья Дмитриевна Червоткина, методист к/т «Сибирь», в недалеком прошлом сотрудник библиотеки, отстаивала наши интересы в «верхах» и советовала – какие фильмы можно посмотреть. Особо большую роль играла в работе клуба энергичная Зоя Николаевна Фролова, методист к/т «Коммунар», (в прошлом тоже сотрудник нашей библиотеки). Она готовила и вела многие занятия, раззадоривала народ на дискуссию, вкладывала душу в эту работу и делала все на общественных началах.

Однажды, на очередном заседании, мы смотрели какой-то сложный фильм, зал был полон народа. Во время обсуждения ярко и горячо выступила неизвестная дама, которая привлекла мое внимание знанием кино, нестандартностью мышления. После окончания встречи я, пробираясь сквозь толпу, догнала ее уже на крыльце библиотеки и познакомилась. Это была Любовь Кирилловна Самошкина, педагог кинотеатра «Октябрь», которая впоследствии стала одним из главных лидеров клуба. Позднее она успешно закончила ВГИК, стала автором и ведущей телевизионной программы «Тема» и всегда была и остается самым преданным читателем библиотеки.

Активными участниками клуба были: искусствоведы Галина Степановна Иванова и Людмила Ивановна Бендос, Светлана Афанасьевна Плеханова, председатель общества книголюбов - Николай Николаевич Калашников, Тамилла Борисовна Афузова и Николай Петрович Иванов – преподаватели НГПИ, Светлана Эдуардовна Бондаревская - зав. лит. частью драмтеатра, Анатолий Петрович Рыленков - руководитель киностудии «Алатау», выпускники КГИК кафедры кинофотомастерства - Владимир Шкода, Сергей Шакуро, Михаил Кличников; корреспондент газеты «Сельская новь» - Евгений Анатольевич Богданов, корреспонденты газеты «Кузнецкий рабочий» - Михаил Михайлович Гревнев, Борис Иванович Кобзарь, Татьяна Александровна Тюрина. Общаться с такими людьми было всегда большим удовольствием. Они во многом формировали мнение о библиотеке, поднимали ее авторитет. Вечера и выставки в «Диалоге». Те, кто был 22 апреля 1980 года в актовом зале, наверное, помнят просмотр фильма «Сталкер». Фильм ждали, о нем были много наслышаны. В зал было невозможно попасть даже «по блату» (вход был по приглашениям). Когда в «Диалоге» начался сеанс «зрители только не висели на люстрах». Проходов не было, около сцены все занято. Теснились в дверях, сидели на подоконниках, некоторые стояли в течение 2 серий. Обсуждение проходило бурно: высказывали восхищение, разочарование, недоумение, а стоил ли этот фильм такого ажиотажа… Вел занятие умнейший и интеллигентнейший Игорь Яковлевич Бейлин. О нем я всегда вспоминаю с большой благодарностью. Даже переехав в Кемерово, он продолжал поддерживать «Диалог», помогая нам советами.

И еще был необычный вечер, который готовил всегда непредсказуемый Борис Кобзарь, знаток и ценитель литературы, прекрасный чтец, мастер острого жанра, внешне очень похожий тогда на молодого А. Блока. Перед входом в актовый зал большими буквами были написаны слова Владимира Маяковского: « Граждане! Братцы! Свои! Родные! Откуда?»

В центре зала портрет поэта, нарисованный архитекторами В.П. Павловым и Егором Дерингом. Фотогазета «Диалог» улыбается» с материалами последних заседаний. Перед началом звучат стихи Маяковского в исполнении Качалова, затем выступает с рассказом о С.Юткевиче Борис Иванович, и мы смотрим фрагменты из разных фильмов и, наконец, «Маяковский смеется». Заседание давно окончено, но… атмосфера того вечера осталась с нами!

Запомнился и Вечер юмора с участием Бориса Кобзаря, артистов драмтеатра Юрия Карпушина и Василия Белова. В вестибюле впервые экспонировались остроумные карикатуры БоКо. Музыкальное сопровождение обеспечивал известный, но еще доступный тогда широкой публике, пианист Анатолий Берестов, который неожиданно, после бурной игры на рояле, поставил в конце точку, усевшись на клавиши, чем вызвал восторг публики. На заключительном занятии, в мае 80-го, по всему залу были развешены плакаты с двустишиями, как своеобразное признание клубу:

«Дорог нам и даже люб «Диалог» - киношный клуб».

«Кто оттачивает слог? Ну, конечно, «Диалог»!

«А ты хоть чем-нибудь помог Киноклубу «Диалог»?»

«Видеть фильмы между строк помогает «Диалог».

«Кому-то водка да вино, А мне скорее бы кино».

26 января 1981 года. В программе литературно–музыкальная композиция, посвященная памяти Владимира Высоцкого. Портрет Высоцкого высвечен прожекторами. Фотовыставка о его творчестве. Народу полный зал. У нас в гостях клуб бардовской песни «Среда» во главе с Валерием Червяковым. Событие! Выступил композитор В. Аненков, рассказал о встрече с Высоцким и работе с ним над песнями к к/ф «Вертикаль», фотокорреспондент В.Е. Богачев поделился воспоминаниями о встрече в редакции газеты «Металлург», посмотрели видеозапись кинопанорамы «Поет Владимир Высоцкий», которую предоставил знаток, любитель творчества поэта - П.С. Закусилов, а в заключение - фильм «Четвертый» (реж. А. Столпера). В дневнике записала: «Вечер был затянут по времени», но по содержанию был наполнен до долгих воспоминаний.

Сотрудники абонемента к каждому занятию готовили тематические выставки, подборки литературы по истории и теории кино, о творчестве режиссеров, выступали с обзорами новых книг. Первый год эту работу вела ст. библиотекарь абонемента Татьяна Захарова. Затем на абонемент пришли Татьяна Голдаева, Людмила Ашпина (Килина), Вера Костянникова (Степанова), Надежда Шушунова (Бессонова), Лена Лифанова, Ольга Серегина (Сабельфельд) – целая плеяда молодых, ярких, неординарных, увлеченных делом сотрудников, которые несли знания о книгах в массы и не только. Вместе с членами клуба они готовили и веселые остроумные диалоговские капустники.

V юбилейный сезон. 1983 год. 27 декабря. Новогоднее заседание. В программе: Клубные страдания; Киноаукцион; Музыкальная киновикторина; Киноребусы; Кинокросс; Пародия на мультфильм «Ну, погоди!»; Фокусы в исполнении Г.А. Дронзиковой; Живые картинки из серии «Герои фильмов среди нас», где по небольшим деталям костюма, походке, позе нужно было узнать - кого и из какого фильма представляет Аркадий Павлов («Вокзал для двоих»), В.Колотвин («Сталкер»), В. Лупарева («Раба любви») и т. п. Занятие отсняли на пленку профессиональные кинооператоры В. Шкода и С. Шакуро, ставшие нашими хорошими друзьями.

Проведение Новогодних капустников вошло в традицию, и каждый год, много лет подряд, это был яркий, запоминающийся праздник. Помним и замечательные дружеские шаржи на актеров, которые сделала Галина Александровна Дронзикова. Мы выпустили их типографским способом в виде набора закладок. На капустниках она поражала своими разносторонними дарованиями, игрой на аккордеоне, чтением рассказов Зощенко, артистическим воплощением его персонажей. Однажды мы организовали выставку творчества членов «Диалога». Люди в клубе, все как на подбор, одаренные, и выставка получилась уникальная. Блеснул и поразил своими новыми гранями Борис Гилев, принеся акварельные работы. Галина Дронзикова выставила чеканку, резьбу по дереву, акварель. Удивила Вера Лупарева своими творениями из тополиного пуха, соломки, поделками на кефирных крышках. Валентин Павлов представил свои профессиональные картины, написанные маслом. Валерий Колотвин и другие начинающие художники выставили на суд публики свои произведения. Впервые такого рода выставка имела место в библиотеке и вызвала положительную реакцию. Когда, позднее, предложили Валерию Колотвину сделать у нас выставку творческого объединения «Круг чистых», то даже не могли предположить, во что это перерастет со временем. Ребята подошли к выставке сверхответственно. Михаил Бессонов сам крепил кронштейны в вестибюле. В музее искусств взяли выгородки, развесили картины. Это была не только грандиозная, но и эпатажная выставка. Авангард вызвал шок и пересуды в библиотеке. Наши сотрудники долго не признавали такую живопись. Недоумевали и многие читатели. Сегодня художественные выставки - неотъемлемая часть интерьера библиотеки. Читатели считают библиотеку «филиалом музея искусств». С годами у нас собралась целая коллекция работ новокузнецких художников, подаренных авторами.

Об этом периоде можно было бы написать много. И о том, как до 12 часов ночи Борис Михайлович Гилев, Галина Александровна Дронзикова, Вера Лупарева, Татьяна Голдаева, молодые архитекторы Толя Зыков, Егор Деринг делали стенгазету «Cinerama», конструировали круглую афишную тумбу, обклеивая ее пестрыми объявлениями с клубных занятий, на вершине которой восседал большой картонный петух, выполненный руками Толи и Егора. Потом такой же - выполненный уже в металле - петух много лет украл шпиль перед входом в ресторан «Терсь», для нас - доброе воспоминание о прекрасном былом времени. И о том, как старались приглашать на «Диалог» интересных людей, гастролирующих в городе, и по наивности зазывали к себе Василия Ланового, но нам деликатно отказали. Помню, как заседали Советом клуба, спорили, награждали активистов, искали новых интересных людей, как проводили выездные заседания в к/т «Сибирь», строили отношения с райкомом партии, вели переписку с киноклубами других городов, как проводил  и анкетирование, готовили пригласительные билеты, устанавливали испытательный срок в один год, чтобы отсеять случайных посетителей… «Диалог» набирал обороты, слава о нем ширилась. Гостей города завсегдатаи клуба старались привести на занятия. Авторитет библиотеки рос. В глазах жителей библиотека приобретала статус яркого интеллектуального центра с высокой духовной культурой. О проблемах.

Как-то, волею случая, оказался в Новокузнецке кинооператор «Мосфильма» Павел Лебешев (он снимал по заказу фильм о нашем городе и его людях). Пригласили его на очередное заседание, где в этот вечер впервые смотрели новый «некассовый» фильм Н. Михалкова «Несколько дней из жизни Ильи Ильича Обломова», фильм, который снимал сам Павел Лебешев, как и почти все фильмы Никиты Михалкова. Он выступил перед многочисленной аудиторией, ответил на жгучие вопросы публики и вскоре, спустя минут 10-15 от начала фильма, быстро вышел из зала. Я последовала за ним, и в кабинете директора имела удовольствие пообщаться с ним один на один. Он был в шоке, он не мог прийти в себя, он говорил, что это совсем не то, что он снимал! Дело было в жутком качестве показа. Аппаратура, на которой мы смотрели фильмы, не отвечала требованиям, не выдерживала никакой критики. Итак, мы узнали от самого создателя, что смотрим не то, что видел режиссер, и как это снимал оператор. Волнений и переживаний с «Диалогом» хватало всегда. Какой фильм выбрать и как доставить, кто будет делать вступление и вести дискуссию, какую оформить выставку и кто будет готовить обзор, как организовать аудиторию и кому закрывать библиотеку. Несколько раз занятия отменялись или смещались по времени из-за неисправности аппаратуры или отсутствия киномеханика.

В бесплодной борьбе за качество демонстрации кинофильмов Б. М. Гилев проявил отчаянную решимость и принес себя и свое драгоценное время в жертву. В законный очередной отпуск он добровольно, совершенно безвозмездно, собственноручно 10 дней долбил стену в актовом зале, для того, чтобы можно было установить новую аппаратуру и смотреть фильмы в приличном виде. С течением времени не перестаю удивляться его самоотверженности, бескорыстию, любви к искусству и людям, которые он тогда всем явил.

В новом сезоне смотреть фильмы в библиотеке было не хуже чем в кинотеатре, и только посвященные знали, чего это стоило.

Гости


Встречи с заезжими артистами, режиссерами, операторами все же не часто, но проходили. Их помогала устраивать кинодирекция совместно с к/т «Сибирь». Принимали мы у себя представителей киностудии им. М. Горького: М.Б. Рысса (директора к/ф «Мертвый сезон», «Ватерлоо», «Поднятая целина», «С любимыми не расставайтесь»), актеров С.П. Никоненко, Петра Вельяминова, Бориса Сморчкова, кинооператора Павла Лебешева, кинооператора с Кемеровской студии телевидения Юрия Светлакова, кинорежиссера «Мосфильма» Андрея Разумовского, писателя-сатирика Андрея Карасева, кинокритика Дербышеву, актера Валерия Золотухина и других.

Приглашали на «Диалог» преподавателей Кемеровского института культуры, кафедры кинофотомастерства. Михаила Ромма и его фильм «Обыкновенный фашизм» представлял Геннадий Иванович Листопадов. Александр Илларионович Дмитриев был у нас с фильмами «Летят журавли», «Торпедоносцы», которые привозил по просьбе диалоговцев, выступал с темой: «Что общего в творчестве В. Шукшина и А. Тарковского». Для новокузнецких любителей кино встречи с ними были очень памятными. Дискуссии носили особенно острый характер. Дмитриев провоцировал аудиторию, «заводил» народ своими высказываниями. Страсти кипели, накал достигал высшей точки. Интеллектуальные баталии возбуждали, увлекали, захватывали, открывали новые горизонты, переворачивали сознание. Незабываемые времена... Прошло 7 лет. Периодически нас упрекали, что много внимания уделяем «Диалогу», «носимся с ним», «распиваем чаи». В конце концов, я отказалась его вести. Работы на абонементе и без того хватало. Клуб закрылся, энтузиастов не было. Через год перерыва, по настоянию народа, работу клуба возобновили, и дальше отвечать за «Диалог» поручили Л.А. Ашпиной (Килиной). На новом этапе клубом было сделано колоссально много. Людмила Александровна включилась в работу со всем своим темпераментом, отдавая весь жар души, используя все свои незаурядные организаторские способности. Я горжусь ею, восхищаюсь ее талантом привлекать и заинтересовывать людей, ее умению работать с полной самоотдачей.

«Диалог» вступил в Международную Федерацию киноклубов, и Б.М. Гилев, Е.Б. Макарчева, И.В. Сивков, Р.И. Богданова ездили на ХIV и ХV Московские кинофестивали, а затем в Одессе на «Золотом Дюке» побывали Л.А. Килина и Марк Каплан.

Наступила эра видео. Президентом, на несколько лет стал преподаватель музыкального училища - Игорь Сивков, человек для нашего города уникальный, обладающий такими знаниями, перед которыми преклонились даже мэтры «Диалога». Человек-легенда! Клуб берет курс на изучение элитарного, интеллектуального кино. Со временем собирается уникальная видеоколлекция зарубежной классики: ретроспектива И.Бергмана, Феллини, Антониони, Бертолуччи, фильмы Копполы, Гринуэя, Рассела…Связь с немецким и французским посольством открывает невероятные возможности для просмотра фильмов из серии «Лучше фильмы всех времен и народов». Были такие удивительные и неповторимые занятия, когда в середине зала трещал киноаппарат, иногда делались остановки для смены ленты, а люди сидели, внимая игре с экрана, старались не пропустить слов переводчика. Наталья Ким, Игорь Сивков сами писали монтажные листы, озвучивали.

От фильма к фильму шло восхождение к искусству, проникновение в его ткань. Участники процесса глубже познавали мир и оценивали себя в нем. Режиссер Александр Бартенев! С его именем связана целая эпоха в истории «Диалога». Сверкающий, фонтанирующий идеями, он находил и открывал новые таланты среди диалоговцев и устраивал потрясающие спектакли, посмотреть которые хотели многие, но зал не мог вместить всех желающих. Остались в памяти чудесные вечера, подготовленные Галиной Степановной Ивановой «О творчестве Сальвадора Дали» с показом слайдов картин; просмотр фильма «Серафим-полубес и другие жители земли» и встреча с его героем - самобытным художником-примитивистом из Прокопьевска Иваном Егоровичем Селивановым, внешне очень похожим на старичка-лесовичка из сказки. Незабываемым явлением в культуре города стало грандиозное шоу, посвященное 10-летию творчества «Круга Чистых», когда в библиотеке было столько гостей, что «яблоку негде упасть». Елена Макарчева, Тимур Стуканов, Евгений Высоцкий, Татьяна Пичугина – новое поколение ведущих, внесших неоценимую лепту в продолжение и развитие клуба в 1990-х. На КВНе между библиотекарями и членами киноклуба «Диалог», по поводу 70-летия библиотеки, Б.М. Гилев вместе с Е. Макарчевой и К° экспромтом написали символический Гимн клубу, в каждой строчке которого звучит любовь к «Диалогу», многолетняя преданность ему, добрый юмор:

1. ЮНЕСКО объявляет 2029 год Годом «Диалога».

1.1. В городе проводится праздничная демонстрация под флагом «Диалога». К этому времени все жители города стали его членами. Возглавляет колонну Гилев на дирижабле, за ним несут на носилках старейших членов клуба, завершают колонну детские коляски с юными диалоговцами.

1.2. После демонстрации банкет.

2. Фильмы о «Диалоге» демонстрируются во всех городах, поселках и деревнях России. 2.1. Празднование 50-летия «Диалога» объявляется священным праздником с песнями, плясками, фейерверком.

2.2. После фейерверка банкет.

3. В Каннах проводится международный кинофестиваль в честь 50-летия «Диалога». Предложено Игоря Сивкова избрать человеком Вселенной за вклад в пропаганду кино. 3.1. После фестиваля банкет за счет номинанта.

4. Выступление ветеранов клуба «Среда» под фанеру.

4.1. В заключение банкет за счет ветеранов.

Позднее из «Диалога» проросли новые объединения по интересам: клуб любителей классической музыки «Меломан», клуб молодой семьи «Берегиня», молодежный клуб современной электронной музыки «Deep», дискуссионно-философский клуб, Вольная гуманитарная ассоциация и другие.

Конечно, есть что вспомнить, есть за что поблагодарить наших читателей, общественников, подвижников. Прекрасно и то, что во всем этом движении сотрудники библиотеки были непосредственными организаторами, вдохновителями, участниками.

В 2012 г. клубу исполнилось 33 года! «Диалог» жив и работает до сих пор.


[Сивков Игорь Владимирович ведет занятие] [Обсуждение фильма в кругу друзей]




Молодую женщину подстерегают тысячи опасностей, но только несколько из них доставляют настоящее удовольствие. Янина Ипохорская
ещё >>