Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе «Коренные жители хмао» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Интегрированная непосредственно – образовательная деятельность в... 1 67.21kb.
Тема: "Петушок". Цель 1 56.35kb.
Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность "Зимующие... 1 51.84kb.
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности... 1 72.22kb.
Комплексно-тематические занятия «Муравьи», непосредственно-образовательная... 1 98.48kb.
«Коренные народы Сибири» в подготовительной к школе группе 1 89.88kb.
Конспект итоговой непосредственно образовательной деятельности по... 1 60.03kb.
Непосредственно-образовательная деятельность Образовательная область... 1 50.05kb.
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной... 1 118.49kb.
Программное содержание 1 47.46kb.
План-конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие... 1 37kb.
«Ларынщуп» – «Юла», «Тухлан ларынщуп» – «Летающая вертушка» 1 118.1kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе «Коренные - страница №1/1

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе

«Коренные жители ХМАО»(с учетом регионального компонента)

Цель: Продолжать знакомить детей с образом жизни народов Севера (ханты и манси), их трудом, жизнью в суровых условиях, приобщать к истокам народной культуры.

Задачи:

  • Формировать представления дошкольников о малой Родине, чувство любви и привязанности к природе и культурным ценностям;

  • Обогащать и развивать речь детей терминами хантыйского словаря, правильно объясняя их значение (чум, нарты, сах, кисы, малица)

  • Продолжать знакомить детей с образом жизни народов Севера (ханты и манси).

  • Расширять представления о разнообразии хантыйских узоров, украшаемых одежду народов ханты.

  • Развивать творчество, самостоятельность, инициативу двигательных действий;

  • Воспитывать любовь к родному краю, уважение к коренным жителям ханты и манси, быту, культуре, обычаям, искусству коренных народов родного края;

  • Продолжать воспитывать дружеские отношения между детьми, привычку играть сообща;

  • Закрепить правила безопасности при пользовании ножницами;

Методы и приёмы: словесный, практический, рассматривание, игровой, беседа.

Словарная работа: чум, сах, малица, кисы, унты, нарты, ханты, манси.

Материал: карта Тюменской области, иллюстрации, изделия из бисера, дидактическая игра «Собери целое из части», кассета с хантыйской музыкой, кукла Акань, ножницы на каждого ребенка, салфетки, клей-карандаш, клеенка, шаблоны чума.

Предварительная работа: чтение сказок, беседа с рассматриванием иллюстраций предметов быта, слушание национальной музыки, знакомство с национальными праздниками.

Содержание образовательной деятельности

- Ребята, кто из вас знает, как называется наш округ? Кто может показать на карте, где находится наш округ? (показывают на карте округ)

Почему наш округ называется Ханты-Мансийским?

-Кто такие ханты и манси?

Почему их называют коренными жителями?

- Сегодня к нам в гости пришла кукла Акань. Она принесла много интересного для вас и хочет от вас услышать то, о чем вы уже знаете о нашем округе и его коренных жителях. Это национальная кукла народов севера. Куклу шили, но лицо не рисовали. По народным поверьям кукла с лицом приобретала душу и могла навредить ребенку.



  • Кукла Акань принесла с собой игру « Собери целое из частей» (национальные узоры). Для игры предлагаю разделиться на команду девочек и мальчиков. У вас получились элементы орнамента. Эти орнаменты можно встретить на одежде, обуви, украшениях и предметах быта ханты и манси. В орнаменте отвлеченные геометрические формы мастерица наполняет вполне определенным содержанием, отражая представление об окружающей действительности. Это звери: “заячьи ушки”, “беличий след”; птицы: “крылья чайки”, “хвост тетерева”; растения: “березовая ветка”. Предлагаю посмотреть на презентации, как используется орнамент на женской одежде.

1 слайд. Праздничная одежда отличается от повседневной не покроем, а лишь внешним оформлением: яркой расцветкой ткани или белым цветом оленьих шкур.

http://www.nsu.ru/education/etno/ugry/kostj0.jpg http://www.nsu.ru/education/etno/ugry/kostj03.jpg

2 слайд. У женщин — шуба сах и делается с разрезом спереди , в отличии от мужской малицы – с глухим покроем. http://www.nsu.ru/education/etno/ugry/malitsa02.jpg

http://www.nsu.ru/education/etno/ugry/shubaj1.jpg http://www.nsu.ru/education/etno/ugry/malitsa01.jpg

3 слайд Мозаичный орнамент можно увидеть и на рукавицах.

«Хантыйские узоры красивы и просты.

Вглядись, дружок, и скоро

Поймёшь их сердцем ты.

Узоров тех сплетенья

Похожи то на рыб,

То на рога оленьи,

То на речной изгиб».



4-5 слайды. Традиционная обувь северного народа – кисы. В настоящее время принято такую обувь называть унты.

Украшали обувь меховой мозаикой, бисерным шитьем, вышивкой подшейным волосом оленя.

- Обувь, как и одежду, шили обязательно из новых материалов и лоскутков. Ни обувь, ни одежду никогда не выбрасывали: по традиции старые вещи уносили в тайгу и вешали на деревья.

Физкультминутка «Прыжки на нартах».


  • Народы ханты и манси любили не только в куклы играть, но и в подвижные игры. Кукла Акань предлагает поиграть в любимую игру «Прыжки через нарты». Нарты похожи на санки, но на санках катаются только зимой, а на нартах и летом. Нарты легче санок.

Мы немного поиграли, Акань предлагает вспомнить как называется жилище кочующих оленеводов (чум). Чум бывает разных размеров, в зависимости от количества членов семьи. Разделялся чум на 2 половины: левая – женская, правая – мужская. В мужскую половину женщинам не разрешалось ходить, а мужчины могли ходить в левую половину. Летом чум покрывали берестой (демонстрация поделки из бересты), а зимой оленьей шкурой (демонстрация поделки чума из шкуры).

  • Пальчиковая игра «Веселые пальчики» (разминка перед продуктивной деятельностью)

Вышли ханты погулять,

Вокруг чума поплясать,

Грибы, ягоды, орехи –

Все в корзинку собирать.



  • Продуктивная деятельность «Чум из бумаги» (включить тихую музыку)

-Предлагаю вырезать шаблон чума, получить форму конуса и заклеить по контуру (вспомнить правила безопасного пользования ножницами).

- Вот и получились бумажные чумы для игр в макете.

- Мы сегодня не просто играли, гуляли,

А в гостях у нас кукла Акань побывала.

Много интересного нам рассказала.

-Ребята, а что интересного, нового вы узнали о жизни народов ханты и манси?

- Как прекрасен этот край, посмотри…

Изучай его, гордись им и люби!



  • Рефлексия. Какие новые слова вы услышали впервые и что они обозначают?

- Ребята, я предлагаю вам и нашим гостям посетить наш мини музей «Украшения из бисера».




Большая часть мужчин требует от своих жен достоинств, которых сами они не стоят. Лев Толстой
ещё >>