Назначение и роль поэта в современном ему обществе - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Роль отца в семье в современном обществе М. А. Крылова, президент... 1 33.55kb.
Место и роль телевидения в современном обществе 6 1 366.22kb.
24 марта Место проведения: 12. 50–17. 00— Секции: Политологии и Права 1 242.16kb.
Программа учебной дисциплины опд. Ф. 01 Общая Экология Специальность... 1 242.95kb.
Православная религиозная организация 3 511kb.
«социальные риски в современном поликультурном обществе: психологические... 17 3672.81kb.
Областная научно-практическая конференция педагогических работников... 1 110.34kb.
Департамент образования местной администрации г. Нальчика 1 255kb.
Уроков истории религий мира в 10 классе Учитель Зайцева Е. В 1 110.47kb.
Самоидентификация различных социальных групп в современном израильском... 7 424.71kb.
Экзаменационные вопросы по курсу «Социализация личности. Особенности... 1 20.46kb.
1. Принадлежность к речи; 2 1 112.04kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Назначение и роль поэта в современном ему обществе - страница №1/1

Средняя общеобразовательная школа № 111

Советского района г. Казани



Назначение и роль поэта в современном ему обществе
( на основе анализа лирики и публицистики поэтов разных эпох).

О.Ю. Краснова.

учитель русского языка и литературы

1 квал.категории


…Опальны земные державы,

когда отвернется поэт.
А.Вознесенский.
В наши дни свободы слова и печати многие уже не помнят или вообще никогда и не слышали о том, что жизнь талантливого творца (музыканта ли, живописца, поэта) не всегда легка и безоблачна, а порой даже полна непонимания со стороны окружающих, одинока, жестока. Но, несмотря на все испытания, которые посылает судьба, истинный гений не забывает о своем назначении на земле, блестяще исполняя роль, определенную для него Богом, стараясь «во всем дойти до самой сути», по словам Бориса Пастернака.

Цель данной работы – сравнить, как определяют признанные русские поэты, принадлежащие к различным эпохам и сословиям, свое назначение и роль в современном им обществе, какое влияние на их творчество оказывают происходящие в стране события, оценка критики и читателей.

Довольно традиционно для советского и российского литературоведения сравнение мнения о назначении и роли поэта-творца А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова ( на основе их стихотворений «Пророк» ).

Стихотворения названы одинаково. Но произведение А.С. Пушкина весьма романтично по содержанию, что доказывает в своем своеобразном его «продолжение» М.Ю. Лермонтов. В первом стихотворении герой приобретает мудрость, всеведение, возрождается к новой жизни, чтобы нести людям правду. А Лермонтов говорит о том, что люди чаще всего не готовы выслушивать, принимать, правильно оценивать «любви и правды честные ученья». Лермонтов сталкивает пророка с реальными препятствиями: одиночество, насмешки, унижения – вот результат его служения людям. Несмотря на этот пессимизм, в стихотворении «Поэт», Лермонтов последовательно проводит мысль о том, что назначение поэта – вопреки непониманию, оскорблениям разоблачать обманщиков, обличать морщины ( пороки ), спрятанные «под румяны».

В отличие от Пушкина и Лермонтова Некрасов, поэт-разночинец, расцвет творчества которого приходится на  половину XIX века, более резок в определении назначения и роли поэта. Он обличает «незлобивого поэта», друга «спокойного искусства» и, пользуясь приемом контраста, вторую часть стихотворения посвящает описанию идеала поэта. В отличие от своих предшественников Некрасов не упоминает о Божественном происхождении поэта, даже своей Музой он называет жестокую окружающую жизнь, бедную женщину-крестьянку, а не богиню-покровительницу искусства. Идеал поэта, в понимании Некрасова –

- 1 -


обличитель, черпающий вдохновение из ненависти к порокам общества, судья, карающий людей, общество за недостатки, проповедующий любовь «враждебным словом отрицанья». Благодаря разоблаченью пороков, считает поэт, люди взглянут на себя со стороны, изменятся в лучшую сторону, поймут, как много сделал поэт для этого преображения, «как любил он – ненавидел!» Впервые звучит мысль о том, что одним из главнейших видов поэтического оружия должна стать сатира, гнушаться ее недостойно истинного творца, неравнодушного к судьбе своей страны.

Символично, что часто рассматриваемая проблема актуализируется в дни, когда общество переживает невосполнимые потери. Данное стихотворение Некрасова написано в день смерти Гоголя.

Далее эстафету поколений подхватывает Александр Блок с размышлениями о своем творчестве ( Речь на торжественном собрании в Доме литераторов в 84-ю годовщину смерти Пушкина ). Основной мыслью являются слова о том, что поэт должен «приводить в гармонию слова и звуки», не обращая внимания на реакцию людей.

Говоря о роли поэта общества, Блок обращает внимание слушателей на слова Пушкина о том, что «дело поэта не в том, чтобы достучаться до всех олухов», так как думающий читатель увидит истину в строках благодаря гармонии, «добытой поэтом». Следовательно, избранным является не только сам поэт, но читатель, понимающий сказанное между строк. На этот аспект назначения поэта, скрытый в одном из стихотворений Пушкина, до Александра Блока, никто из критиков не обратил внимания.

Уже во времена А. Блока советская власть, которая являлась для многих людей символом освобождения от нищеты, рабства, показала свои оборотные, далеко не лучшие стороны. А начиная с 20-х годов XX века, литераторы стали испытывать на себе жесточайший гнет цензуры. Даже в «хрущевскую оттепель» ( 60-е гг. ) многих неугодных компартии писателей и поэтов изгоняли из СССР, их произведения не печатали. Один из ярких представителей поэтов той поры, которого не сломали ни гнев главы страны: «Вы клевещите на Советскую власть!», ни предательство недавних друзей – Андрей Вознесенский.

Он с насмешкой отзывается на злобную критику в журналах и газетах:

Как меня, бедняги, не поносят –

Это им подписки не приносит.

1988

( «Кризис популярности» )


По мнению Вознесенского, роль поэта – «раскрытие истины, загадывание будущего» (статья «Зуб разума»). Он благодарит судьбу за все испытания, в отличие от Лермонтова.

- 2 -


Роль поэта также в том, чтобы заставить читателя задуматься над смыслом своей жизни:

Поэты – вопросы.

( «Диалог»)
Далее, рассуждая о пережитом, Вознесенский делает вывод:
Я для народа был тайным громоотводом.

( «Рок» )


Назначение поэта – высказывать мысли людей, которые остались невысказанными , может быть, из боязни попасть в ряды «политических преступников».

Вознесенский подтверждает вслед за Пушкиным, Лермонтовым божественность дара, говорит, что все лучшее в нем – голос Бога:


Где я ошибался, волком жил с волками –

Это я, Господи.

Все, что я спел от «а» до «я» стихами –

Это ты, Господи.


Оригинальной является мысль Андрея Андреевича о том, что большую, роковую ошибку делает правительство, вынуждающее молчать поэта, душащее слово правды, так как государство, где нарушается Закон о свободе слова или его не существует вообще, теряет авторитет на мировой арене:
Опальны земные державы,

Когда отвернется поэт.


Опираясь на все выше сказанное, можно сделать следующие выводы:




  1. во все исторические эпохи, несмотря на гонения и притеснения, поэты не забывали о том, что талант дарован им свыше и считали необходимым отстаивать справедливость, бороться с пороками современного общества во благо процветания Родины;

  2. поэт-разночинец, Некрасов, в отличие от Пушкина и Лермонтова, впервые говорит о необходимости избрать своим поэтическим оружием сатиру;

- 3 -



  1. Александр Блок, вслед за Пушкиным делает вывод о том, что поэт не должен заботиться о том, чтобы все окружающие проникались идеями их произведений, т.к. НЕ ТОЛЬКО поэт – избранник Бога , но и настоящий, МЫСЛЯЩИЙ читатель;

  2. В конце ХХ века, благодаря процессу демократизации в СССР, для представителей творческой интеллигенции становится очевидным тот факт, что авторитет государства на мировой арене зависит в том числе и от отношения правительства к людям искусства;

  3. также в 80-е годы ХХ века в понимании поэтом своего назначения в современном обществе появляется новый аспект: надо быть благодарным Судьбе за все испытания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



Барлас В. Ассоциативный поиск А. Вознесенского. – М., 1986.
Берковский Н.Я. О мировом значении русской литературы.—Л., 1975.
Кожинов В. В. О поэтической эпохе 1850 годов // Рус.лит. – 1969. - № 3. - с. 24-36.
Фигнер В. Запечатленный труд. – М., 1964. – т. 1 .. с. 92.




Бог — это сфера, центр которой везде, а окружность — нигде. Приписывается Тимею Лотрском
ещё >>