Наука, изучающая словарный состав языка, называется… - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Активный и пассивный словарный запас русского языка 1 127.98kb.
1. Лексикология 1 196.49kb.
Химия наука, изучающая состав, строение, свойства, получение и превращения... 1 51.45kb.
А прикладной экологией 1 26.87kb.
Химический состав клетки Задание Выбери один правильный ответ 1 38.64kb.
Атомно-молекулярное учение и его законы 4 611.23kb.
Практикум по коллоидной химии Ставрополь 2005 1 221.21kb.
Тест «Планеты Солнечной системы» Планеты Солнечной системы изучают … 1 121.13kb.
Задания А24 (Цыбулько) Как объяснить постановку двоеточия в данном... 1 150.06kb.
История как наука: объект, предмет, источники, методы и функции История 4 663.63kb.
Триз это наука, изучающая объективные закономерности развития технических... 1 204.38kb.
Рассказ Андрея Степанова 1 85.12kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Наука, изучающая словарный состав языка, называется… - страница №1/1


  1. Наука, изучающая словарный состав языка, называется…(лексикология)

  2. Словарный состав языка называется …(лексика)

  3. То, что обозначает слово, называется…(лексическое значение)

  4. Слово, имеющее одно лексическое значение, называется…(однозначное)

  5. Слово, имеющее два и более значений, называется…(многозначное)

  6. Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется…(толковый словарь)

  7. Слова с одинаковым ЛЗ, но пишутся по-разному (синонимы)

  8. Слова с противоположным ЛЗ (антонимы)

  9. Слова с разным ЛЗ, но пишутся одинаково (омонимы)

- И сегодня, продолжая изучать раздел «Лексика», мне бы хотелось поговорить также о маме, стихотворение «Золотая мама». Послушайте.

У мамы сердце золотое

И золотая голова,

И руки мамы золотые,

И спорятся ее дела.

И папа маму называет:

- Ты человек наш золотой!

Сестричка только вот вздыхает:

- Ведь золото – металл такой,

Колечко, правда, есть на пальце,

Но руки вовсе не блестят,

А на лице у глаз морщинки,

Не золотые – штучек пять…

И нет на сердце золотого,

А сердце… так оно внутри,

Оно в груди у мамы бьется,

Попробуй, пробу разгляди!
- Сколько раз встречается слово «золотой» в тексте? (6.)

- Сформулируйте лексическое значение слова «золотой» в каждом случае.

(золотая мама – хорошая мама; золотое сердце – доброе, человеческое, отзывчивое; золотая голова – умная; золотые руки – умелые; золотой человек – хороший, добрый.)

- Что вы можете сказать про слово «золотой»? Какое это слово? Что общего между всеми словами?

(«Золотой» - многозначное слово.)

- Заглянем в словарь С.И.Ожегова, узнаем, сколько значений у этого слова.

Золотой – 1. Цвета золота, блестяще-желтый. Золотая осень. 2. перен. Счастливый, благоприятный. Золотая пора. 3. перен. Прекрасный, замечательный. Золотые руки. 4. перен. Дорогой, любимый. Золотой мой!

- Сколько значений имеет слово «золотой»? Какое из них основное? С какими из этих значений мы встретились в стихотворении «Золотая мама»?

- Хочу обратить ваше внимание, что 2, 3, 4 значения слова даны под пометой перен. Таким образом, какова тема нашего урока, о чем мы сегодня будем говорить?

(запись темы «Прямое и переносное значение слова».)

- Какое значение слова будет называться прямым? Назовите прямое значение слова «золотой».

- А почему другие значения являются переносными? Почему они называются переносными?

- Заглянем в учебник, прочитаем правило на стр.140.

- На основе чего произошел перенос значения слова в словосочетании «золотая мама», т.е. почему мы такое определение даем маме?

( на основе высокого качества металла – золота. Золотая мама – ценная, дорогая.)

Вывод: Таким образом, многозначные слова могут иметь прямые и переносные значения (схема с примерами на слайде). Приведите свои примеры.

Легенда.

Был у матери единственный сын. Женился он на девушке ослепительной красоты. Но сердце у молодой жены было черное, а характер тяжелый. Говорит она мужу: «Пересели мать в сарай, пусть не ходит в хату». Боялась мать холодных глаз снохи. Только по ночам выходила она из темного сарая. Но и этого было мало красавице.

Вот она и говорит мужу: «Если не хочешь потерять меня, вынь из груди сердце и принеси его». Не дрогнуло сердце сыновье, околдовала его красота жены. Сын повел мать к реке и убил. Пошел обратно, а сердце положил на ладонь. Споткнулся он о камень, упал, ударился. А горячее сердце упало окровавленное на утес и прошептало: «Сыночек золотой, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни!» (В.А.Сухомлинский.)

(Подчеркнутые слова учитель объясняет.)



    • Подчеркните в тексте словосочетания с переносным значением. Как они характеризуют героев?

    • Подберите к найденным словам примеры с прямым значением.

    • Над каждым словосочетанием поставьте цифру, соответствующую переходу значения на основе сходства: 1) цвета; 2) веса; 3) тепла; 4) высокое качество металла; 5) действия людей приписываются неживым предметам.

      1. ослепительная красота, черное сердце; 2) тяжелый характер; 3) холодные глаза, горячее сердце; 4) золотой сыночек; 5) потерять меня, околдовала красота.)

    • А сейчас, ребята, придумайте продолжение легенды. Напишите 2-4 предложения, включив слова с переносным значением.

(Несколько человек зачитывают свои варианты окончания этой истории.)

    • А хотите узнать, как заканчивается эта легенда у автора?

Продолжение легенды.

Из глаз сына побежали слезы, закружилась голова. Вложил он сердце обратно, облил горячими слезами. Понял он, что никто и никогда не любил его так преданно и бескорыстно, как родная мать. И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мать и прижала курчавую голову к груди.

Не захотел после этого сын возвращаться к жене, в груди которой было каменное сердце. Не вернулась и мать.

а) - Я в школу не пойду, - заявил пятиклассник Серёжа. – Там на экзаменах режут.

б) - Вот зимой выпадет снег, ударят морозы

- А я тогда не пойду на улицу.

- Почему?

- А чтоб меня морозы не ударили

в) Мальчика спрашивают о сестре

- Что же твоя сестра Иринка с петухами ложится?

- Она с петухами не ложится - они клюются: она одна в свою кроватку ложится.
г) Мама выстирала рубашку и попросила Петю повесить ее сушить на солнышке.

Петя ушел, но скоро вернулся с рубашкой.



- Почему ты не повесил ее сушить?

- Я не достал до солнышка, - ответил Петя.




Христианин — человек, который сердечно любит всех тех, к кому не испытывает ненависти. Мартти Ларни
ещё >>