Научно-исследовательская работа студентов - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Исследовательская работа студентов и преподавателей в училище (по... 1 74.13kb.
Научно-исследовательская работа. Научно-исследовательская работа... 1 18.88kb.
Алексеева Мария Петровна Студентка Ягеллонского университета, Краков... 1 34.26kb.
Научно-исследовательская работа преподавателей техникума включает... 1 38.93kb.
Научно-исследовательская работа по направлению «Православная история... 1 306.82kb.
Научно-исследовательская работа 3 Научные семинары (круглые столы) 1 55.08kb.
Исследовательская работа «История развития астрономии» 1 111.35kb.
Научно-исследовательская работа студентов проводилась в соответствии... 1 23kb.
Научно-исследовательская работа студентов в рамках студенческого... 1 31.45kb.
Исследовательская работа учащихся в лицее 1 459.72kb.
Научно-исследовательская работа: 126 лабораторий 1 89.95kb.
Imbf org > Проповеди и учения imbf > Апокалипсис Послание Пергамской... 1 94.35kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Научно-исследовательская работа студентов - страница №1/1

Методические рекомендации
отдела идеологической и воспитательной работы в высшей школе РИВШ
по организации идеологической и воспитательной работы
в учреждениях высшего образования
на 2013-2014 учебный год

Воспитательная работа представляет собой комплекс информационно-пропагандистских, индивидуально-психологических, правовых, социально-экономических, морально-этических, культурно-досуговых, спортивно-массовых и иных мероприятий, осуществляемых в процессе воспитательной деятельности и направленных на формирование у студентов необходимых профессиональных и гражданских качеств. Воспитательная работа предполагает единство и согласованность действий всех субъектов воспитания. В противном случае эффективность ее существенно снижается.



В содержательном плане система воспитательной работы включает в себя следующие составляющие:

  • гражданско-патриотическое воспитание;

  • поликультурное воспитание;

  • воспитание информационной культуры;

  • правовое воспитание;

  • семейное воспитание;

  • социально-педагогическая поддержка студентов и оказание им психологической помощи;

  • профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия, реализация положений Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 № 18;

  • формирование здорового образа жизни у студентов;

  • сопровождение деятельности органов студенческого самоуправления и молодежных организаций и объединений позитивной направленности;

  • научно-исследовательская работа студентов;

  • дополнительное образование детей и молодежи;

  • трудоустройство и организация временной занятости молодежи.

Цели и задачи воспитания студенческой молодежи в учреждениях высшего образования определяются объективными потребностями общества и государства. Реформы в образовании нацелены на конечный результат обучения и воспитания. Они включают в себя решение двух основных задач: с одной стороны, интеграцию в мировое образовательное пространство, с другой – сохранение национальной самобытности, учет особенностей менталитета белорусов.

Как отметил Глава государства в Послании белорусскому народу и Национальному собранию 19 апреля 2013 года «…Модернизация, информатизация и привлечение молодежи к жизни в стране! – три кита будущего для нашей страны…». На становление и развитие в стратегически выверенном направлении всех названных составляющих должна быть направлена идеологическая и воспитательная работа в учреждениях высшего образования Республики.

Так, гражданско-патриотическое воспитание студентов следует осуществлять систематически и целенаправленно как в учебном процессе, так и во внеучебной деятельности. В учебной работе задачи формирования патриотического сознания, гражданско-патриотических ценностей, чувства верности Родине реализуются, в основном, в процессе изучения цикла социально-гуманитарных и специальных дисциплин.

Во внеучебной деятельности эффективными формами организации работы по патриотическому воспитанию являются:

массовые мероприятия:

  • тематические встречи с руководителями факультетов, учреждений высшего образования;

  • лекции (с последующим ответом на вопросы) приглашенных работников государственных органов и правительства Республики Беларусь;

  • мероприятия гражданско-патриотической направленности (студенческие патриотические акции, праздничные концертные программы и т.д., посвященные Дню Государственного герба и Государственного флага Республики Беларусь, Дню Конституции Республики Беларусь, Дню единения народов Беларуси и России);

  • военно-патриотические акции, посвященные Дню воинской славы Беларуси, Дню памяти воинов-афганцев, Дню защитников Отечества и Вооруженных сил, международному дню освобождения узников фашистских концлагерей, международному дню памятников и памятных мест, Дню Победы, Дню освобождения Беларуси, дню освобождения городов республики от немецко-фашистских захватчиков;

групповые мероприятия:

  • кураторские часы;

  • круглые столы; 

  • тематические выставки книг, электронных ресурсов;

  • дебатные турниры;

  • конкурсы на знание истории Беларуси и государственной символики;

  • мероприятия, направленные на популяризацию белорусского языка и культуры среди иностранных студентов;

индивидуальные мероприятия:

  • беседы;

  • консультации;

  • выполнение индивидуальных заданий по подготовке к конкурсам, концертам, акциям, диспутам и пр.;

  • индивидуальные занятия в клубах, студиях, кружках самодеятельности и пр.

При планировании мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию следует использовать План мероприятий, направленных на формирование у обучающихся уважения к государственным символам Республики Беларусь, утвержденный Министром образования Республики Беларусь 7 июня 2013 года.

В 2013 – 2014 учебном году продолжится проведение республиканской патриотической акции «Я – грамадзянін Беларусі». Информацию о планируемых в рамках акции мероприятиях, а также фотоотчеты и краткие сообщения по итогам их проведения необходимо размещать на соответствующей страничке сайта УВО (см. Методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь по проведению республиканской патриотической акции «Я – грамадзянін Беларусі» http://www.nihe.bsu.by/department/centreedu2.php).



Особое внимание надлежит уделить планированию мероприятий, посвященных празднованию 70-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне. При работе в данном направлении рекомендуется использовать план подготовки и проведения мероприятий по празднованию этих двух важнейших памятных дат, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко № 230 от 20 мая 2013 года и предложения оргкомитета по празднованию 70-летия победы в Великой Отечественной войне.

Кроме того, для развития чувства гордости за свою страну и свой народ, за культурные и социальные достижения нашей страны, уважения к ее историческому прошлому необходимо организовать посещение студентами Музея современной белорусской государственности (рекомендуется составить предварительный график посещения музея и согласовать его в установленном порядке).



Поликультурное воспитание – еще одно из приоритетных направлений воспитательной работы в УВО, что обусловлено расширением международного сотрудничества в сфере высшего образования. Еще в 1997 году в докладе Международной комиссии по образованию ЮНЕСКО было провозглашено, что воспитание и обучение должны содействовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в современном мире, а с другой – привить ему уважение к другим культурам.

Поликультурное воспитание ставит своей целью приобщение молодежи к национальным и мировым культурам, обучение навыкам жизнедеятельности в многополярном и многонациональном мире. Высокая поликультурная компетенция будущих специалистов является залогом их успешной профессиональной деятельности. Она важна для культурной и психологической адаптации, понимания этических, правовых и моральных норм. Будучи центром международных коммуникаций, учреждение высшего образования обязано создавать все условия для поликультурного воспитания своих студентов. Педагогические работники (в том числе ППС) должны помочь студентам осознать, что в мире существует множество ценностей, что некоторые из этих ценностей отличаются от их собственных, они коренятся в традициях того или иного народа и являются для него закономерным плодом его опыта и исторического развития. Иностранных студентов необходимо активно вовлекать в общественную деятельность УВО (культурные и спортивные мероприятия, патриотические акции и т.д.), в научно-исследовательскую работу, деятельность студенческих клубов, включать их в состав органов студенческого самоуправления.

Следует активизировать работу с национальными сообществами (землячествами), а также с выпускниками из числа иностранных студентов. Кроме того, необходимо развивать работу по правовому просвещению иностранных студентов: они должны изучить не только государственные языки Республики Беларусь, но и необходимые для безопасной жизнедеятельности законодательные акты.

Особую роль в системе воспитания студенческой молодежи играют информационные технологии: они являются одним из ключевых факторов развития общества и государства, а их повсеместное использование сформировало новую сферу общественных отношений. Информационные технологии оказывают воздействие на самые различные стороны социального и экономического развития общества, государственного управления, повседневной жизни людей. Они составляют основу процессов информатизации и движения к информационному обществу. Поэтому главная задача развития системы образования – широкомасштабное использование информационных технологий на всех уровнях обучения и воспитания студентов. При этом нельзя игнорировать и отрицательные тенденции этого процесса. Еще раз отметим, насколько важной составляющей жизни современной молодежи стали социальные сети. Они нередко заменяют живое общение и выполняют функции ценностного воспитания. В связи с этим педагогическим работникам необходимо всерьез задуматься о воспитательном процессе в условиях информационной и, как следствие, измененной коммуникативной среды, об эффективном использовании сетевого воспитательного пространства. Актуально активное вовлечение взрослых в мир «онлайн-общения» молодого поколения, что позволит выработать то общее, что сделает сетевую культуру необходимой и доступной для всех. Современный педагогический работник должен принять такую форму общения, найти здесь свою нишу и умело ее применять для осуществления процесса воспитания, взаимодействия со студентом и его окружением, используя электронную почту, социальные сети, Skype, блоги, твиттер и т.д.

Кроме того, специалисты отделов (управлений) по воспитательной работе с молодежью должны более активно использовать сервисы социальных сетей для создания групп по интересам, направлениям деятельности и освещения их работы.

В условиях активного внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в воспитательный процесс особое внимание следует уделить использованию официального интернет-сайта учреждения высшего образования, который стал реальным информационным каналом. Все новости и события, касающиеся идеологической и воспитательной работы, должны находиться в шаговом доступе с главной страницы. Они должны привлекать студента, заинтересовывать его, вызывать желание присоединиться к организации и проведению данных мероприятий, высказать свои идеи, обсудить события, а не оставаться равнодушным наблюдателем.

В рамках правового воспитания помимо традиционно рассматриваемых вопросов необходимо обращать внимание студентов на законодательство по противодействию высокотехнологичным преступлениям. Сегодня киберпреступность приобретает масштабный характер. По данным управления по раскрытию преступлений в сфере высоких технологий Министерства внутренних дел Республики Беларусь, подавляющее большинство среди нарушителей закона в области информационной безопасности составляют молодые люди в возрасте 18 – 29 лет (60,7%). Необходимо активизировать работу, в том числе информационную, с целью предупреждения участия студентов (которые как раз и входят в указанную возрастную группу) в IТ-преступлениях, а также исключения вероятности попадания в «сети» киберпреступников.

Продолжается работа по выполнению государственных программ и планов по профилактике асоциальных явлений в обществе. При планировании мероприятий в данном направлении следует исключить формальный подход. Работа должна вестись на высоком профессиональном уровне, охватывать как можно большее количество студентов, давать положительную динамику.

Одним из приоритетных направлений является информационно образовательная деятельность, направленная на профилактику ВИЧ-инфекции. Во исполнение мероприятий Государственной программы профилактики ВИЧ-инфекции на 2011 – 2015 годы Министерством образования Республики Беларусь была разработана обучающая программа «Профилактика ВИЧ-инфекции на основе жизненных навыков среди студентов вузов», которая рекомендуется для использования при планировании и проведении мероприятий по указанной проблематике.

Кроме того, следует ужесточить меры противодействия потреблению студентами наркотических, токсических и психотропных веществ, усилить информационную работу на тему последствий потребления наркотиков, токсических и психотропных веществ с использованием наглядных элементов антирекламы социально опасных вредных привычек.

Работникам СППС рекомендуется активизировать деятельность по профилактике суицидального поведения студентов: проводить опросы, анкетирование, усилить индивидуальную работу со студентами и педагогическими работниками, продолжить организацию и проведение семинаров, круглых столов, тренингов по данной проблематике, тематических мероприятий с приглашением специалистов органов здравоохранения, психологических служб.

Планируя работу в рамках выполнения Программы сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью на 2011-2014 гг. следует обратить особое внимание на празднование в 2013 году 1025-летия Крещения Руси. Необходимо включитьcя в освещение, организацию и проведение мероприятий, посвященных юбилейной дате.

Актуальной остается деятельность, направленная на развитие и укрепление позитивного отношения к институту семьи, подготовку молодежи к будущей семейной жизни, выработку правильной модели взаимоотношений в семье. Важно укреплять и развивать у студенческой молодежи сознание того, что семья – это важнейший социальный институт, где формируются основы духовно-нравственного воспитания. Учитывая, что в современном обществе семейные ценности испытывают существенные трансформации, необходимо привлекать для работы со студентами компетентных специалистов, организовывать тренинги по семейному воспитанию для педагогов и родителей. Особенно важно акцентировать внимание на указанных вопросах при работе с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без опеки родителей, а также лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Специалисты СППС должны активизировать работу, направленную на профилактику социального сиротства и семейного неблагополучия, реализацию положений Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». Необходимо продолжать концентрацию усилий специалистов различных профилей по оказанию поддержки и помощи студентам, находящимся в социально опасном положении.

Для выработки четкой программы действий, направленных на социальную адаптацию и успешную интеграцию в общество детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следует руководствоваться положением о постинтернатном сопровождении указанной категории граждан, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 433 от 31 мая 2013 года.

Особое внимание необходимо уделить молодым семьям, в которых супруги являются студентами УВО. С ними должна вестись непрерывная работа, как в виде проведения заседаний клубов молодой семьи, мероприятий для студенческих семей, их детей, так и в форме индивидуальных консультаций педагогов социальных, педагогов-психологов, юристов и других специалистов, совет которых необходим молодым людям в силу сложившихся жизненных обстоятельств.

Развитию культуры семейных отношений способствует проведение таких праздников как Международный день ребенка, День Матери, День пожилых людей, международный день «Спасибо», международный день семьи, день защиты детей и пр.

Еще одним актуальным направлением является формирование здорового образа жизни. Во всех учреждениях высшего образования республики должна вестись целенаправленная работа по пропаганде физической культуры как одного из самых эффективных средств по укреплению и сохранению здоровья студентов, формированию здорового образа жизни и потребности в нём. Такая работа должна осуществляться за счет вовлеченности студентов в физкультурно-оздоровительную деятельность. Для этого необходимо проводить соревнования, конкурсы, акции, которые можно приурочить к следующим датам: День туризма, Международный день отказа от курения, Всемирные дни больного, сна, донора, Международный олимпийский день и др. Одним из наиболее значимых спортивных мероприятий для учреждений высшего образования является Республиканская универсиада.

Данный вид деятельности позволит сформировать у студентов потребность заниматься физическими упражнениями, освободиться от вредных привычек, осознать, что это необходимо для их дальнейшей жизни и развития профессиональной деятельности.

Необходимо уделить особое внимание мероприятиям, связанным с проведением в 2014 году в г. Минске Чемпионата мира по хоккею. Кроме возможности принять участие в спортивном событии высочайшего уровня, для студенческой молодежи это еще и возможность проявить себя в процессе подготовки столицы к чемпионату (строительство гостиниц, спортивных сооружений, приведение в порядок прилегающих территорий и т.д.), а также поработать в качестве волонтеров непосредственно во время проведения чемпионата.

Немаловажная составляющая воспитательной работы в учреждениях высшего образования – организация свободного времени студентов, особенно иногородних. Это и предоставление возможности для саморазвития вне профессиональной сферы деятельности в рамках многообразных увлечений, интересов, хобби и еще один способ профилактики вредных привычек, правонарушений, асоциального поведения, вовлечения студентов в организации и объединения негативной направленности.

Следует обратить внимание на новые республиканские проекты и акции и включить их в План идеологической и воспитательной работы учреждения высшего образования. Это республиканский спортивно-художественный праздник «МОЛОДЕЖЬ – надежда и будущее Беларуси», славянский студенческий форум, другие. В 2013 – 2014 году планируется проведение республиканского смотра-конкурса «Арт-вакацыі» в ином формате – в виде комплекса мероприятий научной, спортивной творческой направленностей с проведением внутривузовских, региональных и общереспубликанского этапов, что необходимо учитывать при планировании.

Еще один из видов внеучебной деятельности студентов – вторичная занятость (включая работу в свободное от занятий время на протяжении учебного года). Для проведения эффективной работы штабам трудовых дел УВО следует активизировать усилия в следующих направлениях:


  • улучшить работу по информированию молодежи: активнее использовать интернет-ресурсы, возможности социальных сетей и других популярных у студентов источников информации;

  • составить и поддерживать в актуальном состоянии базу данных желающих трудоустроиться в свободное от учебы время;

  • систематически проводить социологические опросы среди студентов по вопросам вторичной занятости для изучения степени их заинтересованности и удовлетворенности;

  • наладить сотрудничество с общественными объединениями, занимающимися трудоустройством молодежи – ОО «БРСМ», «Лига добровольного труда», с многопрофильным центром «Молодежная социальная служба», целью деятельности которого является содействие повышению занятости и самозанятости молодежи, а также консультирование и обучение молодых людей, желающих начать собственный бизнес;

  • оказывать помощь студентам в поиске вакансий с гибким графиком работы (менеджер, официант, курьеры, репетиторство и т.д.)

  • организовывать встречи студентов, желающих трудоустроится в свободное от учебы время, с потенциальными работодателями.

Формирование современных конкурентоспособных кадров предполагает и активную деятельность по включению студенческой молодежи в научно-исследовательскую работу.

В учреждениях высшего образования Республики Беларусь научно-исследовательская работа студентов должна носить комплексный характер. Представителям студенческих научно-исследовательских клубов, лабораторий, студенческих конструкторских бюро, творческих мастерских и других подобных структур надлежит в обязательном порядке принимать активное участие в конференциях, семинарах, значимых республиканских мероприятиях, таких как Республиканский конкурс научных работ студентов; виртуальная выставка научно-технической продукции студентов; конкурс грантов Министерства образования Республики Беларусь и др. Ведь результаты студенческой научной деятельности – не только показатель уровня работы с одаренной молодежью в УВО, но и важная составляющая для определения направлений развития экономики, культуры, производства и других актуальных сфер. «Вам предстоит направить способности и интеллект на создание и внедрение новейших информационных, нано-, био- и других высоких технологий, чтобы наша страна вышла на передовые рубежи инновационного развития и заняла свою нишу в глобальной экономике знаний», – отметил А.Г.Лукашенко на встрече с одаренными учащимися, студентами, талантливой молодежью 22 мая 2013 года.



Особой формой деятельности, направленной на решение важных вопросов жизни студенческой молодежи, развитие ее социальной активности, поддержку социальных инициатив, выступает студенческое самоуправление. Система студенческого самоуправления – это целостный механизм, позволяющий студентам участвовать в управлении учреждением высшего образования и своей жизнедеятельностью в нем через коллегиальные органы самоуправления – первичную организацию общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодёжи», первичную профсоюзную организацию студентов, аспирантов и магистрантов, студенческое научное общество, студенческий клуб, клубы по интересам и т.д.

Главное в студенческом самоуправлении – то, что оно приобретает социально-практический характер, обусловленный необходимостью сознательного, ответственного отношения студентов к возможностям и перспективам своего профессионального и культурно-нравственного самоопределения. В настоящее время работу органов студенческого самоуправления необходимо рассматривать как способ реализации творческой активности и самодеятельности студентов, как форму студенческой демократии с соответствующими правами, возможностями и ответственностью, как средство социально-правовой самозащиты. Цель организации данного вида деятельности – создание условий для развития личности студента, становления его как интеллигентного, творческого, инициативного, способного к саморазвитию, признающего гуманное отношение к человеку наивысшей ценностью, обладающего демократическим сознанием профессионала, отвечающего современным социально-экономическим требованиям к высококвалифицированному специалисту.

Обеспечивая методическое сопровождение деятельности органов студенческого самоуправления, следует обратить внимание на развитие таких направлений, как научно-исследовательское, культурно-досуговое, спортивно-оздоровительное, информационное. Каждое из них имеет свое собственное содержание.

Научно-исследовательская деятельность студенческого самоуправления направлена на выявление одаренных студентов, эффективную организацию и координацию их научной деятельности, помощь в организации и проведении конференций, семинаров, круглых столов, в приглашении лекторов из других УВО, представителей органов государственного управления и других учреждений и организаций в соответствии с направлением научных и профессиональных интересов студентов.

Культурно-досуговая деятельность ориентирована на организацию и проведение культурно-массовых мероприятий, поддержку деятельности творческих коллективов, сохранение традиций учреждения высшего образования.

Спортивно-оздоровительное направление деятельности студенческого самоуправления предполагает участие в организации работы спортивных секций, в планировании и проведении соревнований и товарищеских встреч по различным видам спорта.

Реализация информационной деятельности студенческого самоуправления подразумевает организацию информационного пространства в УВО, освещение наиболее значимых мероприятий из жизни студенческого сообщества. Для координации данного вида деятельности следует использовать методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь по организации и проведению информационных часов в учреждениях образования, утвержденные 15 июля 2013 года. (ССЫЛКА)

Основным критерием оценки эффективности деятельности студенческого самоуправления является повышение уровня активности каждого студента в различных сферах жизни. Текущий контроль осуществляется в процессе работы на факультетах, промежуточный – по анализу конкретных мероприятий. Итоговый контроль осуществляется на основании анализа отчетов по итогам работы органов студенческого самоуправления за год.

Для обмена опытом, демонстрации достижений в области идеологической и воспитательной работы каждые 2 года проводится республиканская выставка научно-методической литературы и педагогического опыта учреждений образования Республики Беларусь. При составлении планов работы на 2013 – 2014 учебный год отделам (управлениям) по воспитательной работе с молодежью учреждений высшего образования следует использовать результаты XV республиканской выставки научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодежи «Я – грамадзянін Беларусі» (аннотированный список материалов по высшей школе размещен на странице отдела идеологической и воспитательной работы в высшей школе РИВШ http://www.nihe.bsu.by/department/centreedu2.php).

В рамках подготовки к предстоящей XVI выставке в 2016 году до марта 2014 года включительно необходимо провести внутривузовские этапы с тем, чтобы в 2015 году, для отбора материалов к республиканской выставке, можно было организовать проведение региональных (областных) туров.

Кроме рассмотренных направлений деятельности в рамках идеологической и воспитательной работы следует обратить внимание на подготовку кураторов учебных групп. Необходимо вести системную работу, направленную на повышение профессионального уровня кураторов, оказывать им методическую и психологическую поддержку. Здесь можно рекомендовать такие направления, как:



  • проведение специалистами СППС специальных тренингов и семинаров для кураторов, в рамках которых их должны информировать о возрастных особенностях студентов, о результатах диагностики их личных особенностей и интересов, о специфике взаимодействия с обучающимися старших курсов и эффективных способах воздействия, о новых методах и подходах в области консультирования и поддержки студентов;

  • организация специальной диагностической и консультационной службы для кураторов и преподавателей с целью постоянной поддержки и разрешения трудных профессиональных ситуаций;

  • регулярное проведение межвузовских совещаний для кураторов учебных групп с участием представителей администраций для обсуждения и поиска эффективных способов решения общих трудностей и проблем;

  • организация межвузовских конференций по вопросам совершенствования работы кураторов учебных групп и обмену опытом работы в данной области;

  • разработка и издание памятки и методических рекомендаций в помощь куратору с обновленной информацией об особенностях работы со студентами.

При проведении работы по обеспечению нуждающихся студентов местами в общежитиях следует обратить внимание на неукоснительное выполнение требований Положения об общежитиях (утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 апреля 2013 года № 269). В связи с изменением данного законодательного акта необходимо внести изменения в локальную нормативную базу.




Запасись терпением на двоих: на себя и на своего шефа. Веслав Брудзиньский
ещё >>