«Нашествие Батыя на Русь» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Батый. Нашествие Батыя на Русь 1 79.48kb.
Урок по теме: Нашествие с Востока. Цели 1 126.05kb.
Батый. Нашествие Батыя на Русь 1 80.26kb.
Батый. Нашествие Батыя на Русь Родители : Джучи (1127+), ?; 1 81.75kb.
Краткая история нашествие татаро-монголов на Русь 1 31.52kb.
Монография русь и степь москва, 2010 9 1621.72kb.
§ 12. Монголо-татарское нашествие на Русь 1 170.82kb.
Монголо-татарское иго. Версия математиков А. Фоменко и Г 1 69.99kb.
Хронология похода Батыя на Северо-Восточную Русь 1 127.99kb.
Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей... 1 151.36kb.
1. Влияние монголо-татарского ига на государственность Руси 3 1 308.28kb.
Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром 1 355.55kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«Нашествие Батыя на Русь» - страница №1/1

Фрагмент открытого урока по истории.

для 6 класса.
Тема: «Нашествие Батыя на Русь»

(на основе повести «О разорении Рязани Батыем»)
Цели урока:

Образовательные:

1. выяснить причины монгольской экспансии;

2. раскрыть причины завоевания монголами Руси;

3. показать всемирно- историческое значение указанных событий.
Развивающие:

1. развитие внутрипредметных связей, ( русский язык : работа с терминами и понятиями, составление рассказа на основе текста, работа над развитием связной речи),

2. формировать умение работать с историческими источниками, развивать умение давать историческую оценку событиям на основе художественного текста;

3. развивать познавательные способности на примере отрывка работы с текстом.

Воспитательные:

1. воспитывать интерес к истории России;

2. формировать правильную гражданскую позицию, показав героический характер обороны русских земель.


Оборудование:

Интерактивная доска, карта, отрывки «Повести о разорении Рязани Батыем».


Учитель: Дегтярёва О.А.

Сегодня на уроке наша задача рассмотреть, какие события происходили дальше в русской истории, связанные с нашествием Батыя на Русь. Знакомится с событиями русской истории мы будем на примере отрывок из «Повести о Разорении Батыем Рязани». Прежде, чем перейдем к изучению документа, вспомним изученный материал.



На партах источник.

I. Повторение пройденного.

-ассоциация «брошенный камень» С какими понятиями ассоциируется словосочетание «Домонгольская Русь»?

- вставить пропущенные слова в текст:

- работа с интерактивной доской

Впервые встреча русских князей с монголами произошла в ________ году на берегу реки _______. Во главе монгольского войска стоял правитель ______, который принял имя _________ - Великого хана. Он поставил перед монголами задачу _____ ________ _________.

Молодцы.

Следующий эпизод русской истории – нашествие Батыя на Русь. Поможет нам в изучении – карта - посмотрите (работа с интерактивной картой),

В 1227 г. умирает Чингис хан и оставляет завещание « покорить землю вплоть до моря франков на западе. Во главе данного похода после смерти его сына Джучи (Туши) стоит его внук – Бату - хан, прозванный Батый.

-определите по карте, какое княжество будет первым захвачено Батыем?

( рязанское). Почему?

- в тетради

-1237 г.- поход Батыя на Рязань.

О том, как происходила встреча русских и монгол рассказывает «Повесть о разорении Рязани». Перед вами 2 отрывка, работаем пока с первым.



1. задание по документу - прочитав текст, сделать пометки, обозначения которых помогут вам в дальнейшем

v- уже знал

! – узнал новое

? - вопрос

--- - думал иначе.

I. первичное восприятие.

- составьте вопросу по тексту, которые требуют односложных ответов, вопросы, дающие точный ответ на вопрос? (репродуктивные вопросы)

2.-когда произошел захват города Рязани Батыем?

- какому князю принадлежала Рязанская земля?

- какие из русских князей помогали защищать рязанскую землю?

-сколько дней длилась осада Рязани?

- чем закончилось сражение? -

- составьте вопросы, требующие развернутые ответы.( репродуктивно- продуктивные).

- Что требует Батый от рязанского князя? –

- какие из русских князей помогали защищать рязанскую землю?

- перечислите, кто, кроме князей воевал против войска Батыя?

- у каких князей Юрий просит помощи?

III. Осмысление текста



1. Пользуясь отрывком повести, назовите эпитеты, которыми автор характеризует Батыя – выпишите из текста в тетрадь

Батый: безбожный, нечестивый, окаянный.

2. -Какими эпитетами автор характеризует русских князей

Русский князь – благоверный, великий.

3..Укажите, как в отрывке отражена военная сила монголов, какими словосочетаниями:



- множество воинов татарских, сильные полки татарские, поганые

( интерактивная доска)



4.Укажите слова, отражающие действия Батыя и его воинства: ( какая часть речи отражает действие)

- убили, ранили, шли с огнями, посекли мечами, огню предали, топили в реке, не осталось ни одного живого, сильная орда.

В чем выражалась жестокость Батыева войска?

- рассказ о Рязани

Справка: Рязань - большой город средневековой Руси, был стерт с лица земли и на прежнем месте уже не возродился. Археологические раскопки выявили трагическую картину гибели и уничтожения города. При появлении Батыя жители спешно прятали свое имущество в печах или ямах, под половицами, лестницами, в погребах, и ценные вещи и фамильные драгоценности. Но никому не удалось вернуться за спрятанным добром. Археологи обнаружили 13 таких кладов ( последний в 1992 г. насчитывал 13 предметов женского головного убора, сделанный из золота высшей пробы, общий вес – 240 граммов).
С разорением Рязани связано предание об отряде рязанского боярина Евпатия Коловрата.

-прочитав 2 отрывок, объясните,

1.- как автор характеризует Евпатия Коловрата?

2.В чем заключался подвиг Евпатия Коловрата?

3. О чем свидетельствует поступок Батыя?
Волнистой линией подчеркните строки, где летописец говорит о мужестве русских людей.

( интерактивная доска).



Репродуктивно- продуктивные вопросы.

- почему не удалось одержать победу русским войскам в сражении с Батыем? – дает ли нам ответ документ?

Подчеркните в тексте слова прямой линией, указывающие на причины поражения русских воинов в борьбе против Батыя, на которые указывает летописец.

( на интерактивной доске).


Причины поражения: ( фиксируем в тетради)

-1. военная сила монголов ( докажите отрывками текста), численное превосходство « батыево войско менялось, а горожане бессменно бились», жестокость

-2. отсутствие единения русичей «князь Великий Георгий Всеволодович и сам не пошел и помощи не послав, задумав сам сразиться с Батыем».
Или плана в виде назывных предложений. ( план цитатный)

1. « …и пришел безбожный царь Батый»

2. «… и стали биться крепко и мужественно»

3. «… и не осталось никого живого»

Документ.

Отрывок из «Повести о разорении Рязани Батыем».
I.
« В год 1237 пришел на Русскую землю безбожный царь Батый со множеством воинов татарских и стал на реке на Воронеже близ Рязанской земли. Прислал послов непутевых на Рязань к великому князю Юрию Рязанскому, требуя у него десятой доли во всем: во князьях и во всех людях и в остальном. И услышал князь Юрий Рязанский о нашествии безбожного царя Батыя, и тотчас послал в город Владимир к благоверному великому князю Георгию Всеволодовичу, прося у него помощи против безбожного царя Батыя, или чтобы он сам на него пошел. Князь великий Георгий Всеволодович Владимирский и сам не пошел и помощи не послал, задумав один сразиться с Батыем.

И пошел Рязанский князь против нечестивого царя Батыя, и встретили его около границ рязанских. И напали на него, и стали биться крепко и мужественно и, была сеча зла и ужасна. Много сильных полков Батыевых пало…. И едва одолели их сильные полки татарские. Здесь был убит благоверный князь Юрий Игоревич, брат его князь Давыд Игоревич Муромский, брат его князь Глеб Игоревич Коломенский, брат их Всеволод Пронский и многие князья местные и воеводы крепкие и воинство…

И стал воевать царь Батый окаянный и пошел ко граду Рязани. И осадил град, и бились пять дней неотступно. Батыево войско переменялось, а горожане бессменно бились. И многих горожан убили, а остальных ранили, а иные от великих трудов изнемогли. А на шестой день спозаранку пришли поганые на город – одни с огнями, другие с пороками, третьи – с бесчисленными лестницами – и взяли град Рязань… и великую княгиню Агриппину, мать великого князя, со снохами и прочими княгинями посекли мечами, а епископа и священников огню предали – во святой церкви пожгли…. И многих людей, жен, детей мечами посекли. А других в реке потопили, а священников и иноков без остатка посекли….И не осталось в городе ни одного живого…»

II. ….И собрал Евпатий небольшую дружину, и погнал вослед безбожного царя, и нагнали его на земле Суздальской и внезапно напали на станы Батыевы. И бил Евпатий их так нещадно, что мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сёк ими. Причудилось татарам, что мертвые восстали.

И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин и навели на него множество орудий для метания камней и стали бить по нему из многочисленных камнеметов, и едва убили его. И принесли тело Батыю, и сказал он, глядя на тело Евпатьево: « О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой служил у меня - держал бы его у самого сердца своего». И отдал тело Евпатьево оставшимся людям из его дружины, которых похватали на побоище. И велел царь Батый отпустить и ничем не вредить им….»




С детьми не было бы никаких проблем, если б им нужно было рубить деревья, чтобы обеспечить энергией телевизор. Билл Вон
ещё >>