Народная традиция и европейское влияние: Вертепный театр - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Лауреаты городского фестиваля «Весна студенческая-2008» 1 апреля... 1 47.93kb.
Вертепный театр 2 527.07kb.
Режиссерская методология Вс. Э. Мейерхольда и ее влияние на современный... 1 183.97kb.
Театр Шекспира и его влияние на русский театр 1 183.82kb.
А. П. Чехов и художественный театр 1 87.53kb.
Новаторство английского пейзажа XIX века и его влияние на европейское... 1 47.11kb.
Играют в театр 1 142.28kb.
Афиша мероприятий на новогодние и рождественские праздники 1 75.11kb.
1 апреля – Международный день птиц 1 55.4kb.
Индийская национальная традиция публичной речи и британское влияние... 1 37.38kb.
Народная площадь 1 53.93kb.
Шестое санкт-петербургское собрание вертепных театров 1 31.53kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Народная традиция и европейское влияние: Вертепный театр - страница №1/1




Негосударственное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением иностранного

(английского) языка «Промо-М»




Народная традиция и европейское влияние: Вертепный театр

Руководитель: учитель

нач.кл. Власова Н.А.


Проект выполнили:

Мелихов Даниил




Москва 2010


В рамках нашей исследовательской работы мы хотели понять, что такое вертеп, откуда пришел к нам, что означала для наших прабабушек и прадедушек эта традиция. В чём его значение? Почему про развитие вертепа говорят в XVIII веке, неужто куклы, выступающие на импровизированной сцене, так молоды? Почему пришедшая в Россию традиция рождественских кукол так хорошо прижилась и для чего в России современной восстанавливают фестивали вертепных театров? Все эти вопросы мы и захотели решить в нашей работе.

Невозможно представить себе жизнь без театра и кукол. Куклы сопровождают нас практически с рождения. Волшебство кукольного театра раскрывает нам самые интересные истории, в руках кукольников оживают любимые герои, совершая многочисленные подвиги. Исследуя эту тему, мы стремились определить место, которое занимает кукольный театр в русской истории.

Семья, объединённая приготовлением к празднику, занята общим делом: все её члены шьют кукол, пишут сценарии, строят вертеп. Сможем ли мы восстановить (сделать своими руками) такой театр, создать кукол и передать атмосферу праздника? Ведь именно так понимался вертепный театр нашими предками.

Работая над проектом, мы применяли следующие методы: отбор и обобщение информации в процессе анализа литературы по выбранной тематике; овладение технологиями изготовления вертепных кукол; овладение лоскутной техникой работы, отливка форм для изготовления кукол из папье-маше; создание вертепного театра (двухэтажного домика); написание современных сценариев для постановки спектакля с использованием вертепного театра.



  1. История зарождения вертепного театра.

Вертеп в узком смысле этого слова - народное рождественское представление, разыгрываемое в специальном ящике при помощи стержневых кукол, сопровождаемое пением и диалогами. В широком смысле вертепным представлением может быть названо любое святочное действие, исполняемое как куклами, так и людьми. Вертепная драма состояла из двух частей – собственно библейского сюжета и бытовой сценки, где представители знакомых публике народов и профессий приходят поздравить Марию.

История вертепа неразрывно связана с историей христианства и празднованием Рождества Христова. Из Польши традиции рождественского кукольного представления пришли к восточным славянам, прежде всего белорусам и украинцам. В Польшу вертеп перебрался из Западной Европы, где происходил от «мистерии», включавшей в себя и актерские постановки на библейские темы. В целом, родиной кукольного действа можно назвать Италию, с её комедией дель арте, комедией масок-кукол.

В Белоруссии святочное кукольное представление называлась «батлейка», а в России и на Украине – «вертеп». Слово "вертеп" происходит от старославянского "вертепъ" - "пещера". Именно это название используется в православной церковной поэзии для обозначения места рождения Спасителя. Людям было запрещено участвовать в постановках связанных с представлением божественных персонажей. Поэтому и появляется вертепный ящик с куклами, с которыми мастера ходили по городам и сёлам. Как же назывались такие люди? В разных источниках по-разному. Одни называют их кукольниками, другие кукловодами. Кукловод – это человек, который только водит куклу. Он не делает её самостоятельно, просто озвучивает и «одушевляет». Кукольник, напротив, сам придумывает и изготавливает кукол, пишет истории и разыгрывает представление.


  1. Вертепный театр в российской культуре

В России, как мы выяснили, тоже есть традиция кукольного представления – балаган. Даже любимый наш герой, Петрушка, происходит оттуда. Традиционно Петрушка – комический персонаж, в котором высмеивается хвастовство, жадность, глупость и другие отрицательные качества. Была это обычно кукла-перчатка, само представление давалось на ширме, скрывавшей кукольника. В определении Владимира Даля балаган характеризуется как «шутовской, кукольный вертеп». Выходит, вертеп старше балагана? Нет, выяснили мы. Ведь Петрушка появился ещё у скоморохов, ведущих свою историю с XI века. Скоморохи задирали юбки, образуя ширмы и скрывая свои лица, а сверху вдруг появлялась кукла, которая развлекала публику своими фразами или даже свистом через «пищик» (свисток). Однако обычаи скоморохов не слишком приветствовались церковью, что не мешало собирать полные площади народу на ярмарках, но всё же отдаляло балаган от части людей – богатые и знатные редко ходили на столпотворение, дети и женщины тоже зачастую стеснялись слушать Петра Ивановича.

Поэтому, когда из Польши в XVI веке пришла идея делать святочный кукольный театр, она была воспринята с удовольствием. Ведь святое семейство – это повод объединиться и взрослым и детям, не чурались таких представлений и самые знатные люди.

В XVIII – XIX веках вертепный театр стал и домашним – часто ставились представления в богатом, к примеру, дворянском доме или в школе, семинарии. В таком случае вертепному действию предшествовали пьесы живых актеров школьного театра, сходные по содержанию и композиции с последующими кукольными представлениями. Пение рождественских кантов семинаристами или клириками у переносного святочного ящика с неподвижными фигурами также можно считать начальной стадией развития вертепной драмы, первыми исполнителями которой были именно ученики духовных школ.

Выходит, в русском вертепном театре объединились две традиции – европейская и русская. Образы приходящих поздравить Марию обрели благодаря Петрушке более живую речь и характер, а простая ширма русского балагана превратилась в сказочный вертепный ящик.



  1. Моделирование вертепного театра.

Вертепные ящики в старину делали очень большими: в два, даже в три этажа, со сложными украшениями, и хранили как реликвии по многу лет. Куклами управляли через специальные щели на дне ящика.

Текст вертепного действа передавался из уст в уста, за века в нем сплавились и языки, и обычаи, и время. Никто, однако, не вкладывал слов в уста Пресвятой Богородицы или младенца Христа. Сцена Рождества, собственно вертеп, — лишь знак, икона, которая освящает все действо.

Вертеп нужно готовить всем вместе, всей семьей и показать в Рождество близким. Так складывается вертепная традиция, год от года, каждое Рождество, действо усложняется - ведь вырастают дети, накапливаются знания, хочется сделать праздник всё более красочным. Двухэтажный вертепный ящик — самая традиционная и устойчивая составляющая вертепного представления. Моделирование его – не такая сложная вещь, главное — решить и взяться за работу. Начать наше исследование мы решили с изготовления кукол. Настоящие вертепные куклы – это особый вид искусства, их делали из самого разнообразного материала. Отличительной особенностью таких кукол был внутренний стержень, поэтому их и назвали: «стержневые куклы». Самые первые куклы были безликими, так как людям было запрещено участвовать в постановках, связанных с представлением святого семейства.

Сегодня вертепные куклы изготавливают из бумаги, картона, лоскутов ткани, ниток, в технике папье-маше и любого другого материала. Мы выяснили три варианта изготовления вертепных кукол и сами попробовали их сделать. Последовательно пройдя в технологиях изготовления от самой простой к самой сложной, мы поняли, что затраченные усилия с лихвой окупились в красоте наших кукол и радости от совместного изготовления.


Заключение

Эта исследовательская работа дала нам возможность расширить своё знания. Мы многое узнали про рождественские традиции славян XVI - XX века. Вертеп, к нашему удивлению, был не только мобильным, но и разборным, это был народный театр, доступный каждому. Именно поэтому в нём иронично высмеивались жадность, глупость, корысть, злость. Но прижился вертеп и в школах, и в дворянских домах. Вертеп всегда бы сказкой, которую создавали вместе близкие люди, сказкой, с которой начиналось Рождество – один из главных христианских праздников.

Это огромный культурный и духовный мир может обогатить любого человека. Такой театр не только воспитывает и обогащает, он ещё и сплачивает вокруг себя всех членов семьи.

Вертеп пришел к нам из Западной Европы, но, попав на российскую почву, быстро сроднился с исконными русскими традициями. Балаган и западный кукольный рождественский театр взаимно дополнили друг друга. Вертеп – не только рождественская история, но совместное занятие, которому посвящали много времени, в котором самым доступным образом передавались знания об основных моральных ценностях. Так удивительно соединились в российской культуре традиции разных стран, святочные домашние спектакли и народные представления. Всё это – часть нашей, современной культуры.



Литература

  1. Веселовский А. Старинный театр в Европе, М.1870.

  2. Виноградов Н.Н. Великорусский вертеп., М. 1906.

  3. Давидова М.Г. Вертепный театр в русской традиционной культуре. №1, 2002

  4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка, т. 3 М., 1978

  5. Некрылова А. Ф., Савушкина Н.И. «Фольклорный театр», М., 1988

  6. Юрков С. Е. Скоморошество// Под знаком гротеска: антиповедение в русской культуре (XI-начало XX вв.). СПб., 2003

Приложение № 1. Сценарий вертепного действия

( вариант сценария учениц Лизы Борисовой и Ванессы Хаддаж)

Главные герои: дева Мария, Иосиф, младенец Иисус, волхвы, Автор (рассказчик).

Второстепенные герои: ангелы, вифлеемская звезда, пастухи, коровы, овцы, козы и т.п.

Место действия: скотный хлев.

Время: рождество.

Событие: рождение младенца Иисуса.

Открывается занавес.

(артисты с куклами на сцене за ширмой)
Дева Мария кладёт Иисуса в ясли. И поет колыбельную:

«Баю, баю, бай

Засыпай, мой малыш, засыпай

Я пою эту песню, любя

Потому что Господь дал Тебя!»
Автор: В пещере, среди простых пастухов и домашних животных, святая дева Мария родила младенца Иисуса. Эту благую весть сообщили миру ангелы.
1 ангел: Весть благую я принес

Родился Иисус Христос!

2 ангел: Зажигает Бог звезду

Вслед за ней волхвы идут!


Пролетает вифлеемская звезда (девочка в костюме звезды пробегает по сцене).
Приходят волхвы (с дарами в руках).


  1. волхв: Нам звезда о боге рассказала

путь сюда, к младенцу указала

  1. волхв: Долгий путь для нас лежал во тьму

мы свои дары несем ему.

  1. волхв: Смирну, золото и ладан

нам Христу доставить надо!

Все вместе: Рождество освещает обитель



В мир явился сегодня Спаситель!
1. С рождеством!
2. Marry christmas!
3. ………… на франц. языке







Домашняя работа сама по себе не плоха — но бесчеловечно одинока. Пэт Лауд
ещё >>