Напомню, для тех, кто впервые у нас в гостях, что музей наш особенный - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Иисус наш друг 1 44.97kb.
Салли Смит О'РуркЧеловек, который любил Джейн Остин 1 87.41kb.
Макс Фрай Хроники Ехо 20 3791.97kb.
То есть это что-то совершенно новое? 1 49.24kb.
«Особенный ребёнок: кто он?» Взаимодействие родителей с «особенным»... 1 115.61kb.
[b Вступление[/b] Этот гайд не имеет ничего общего с пособием для... 1 200.89kb.
Праздники, что мы о них знаем? 8 1059.05kb.
Лев Николаевич Гумилев 1 59.3kb.
Руководство для тех, кто хочет работать действительно профессионально. 54 3566.39kb.
А кто это первый начал? 1 54.79kb.
Программа для тех, кто знаком с процессом глубокого очищения организма... 1 22kb.
Случайно ли, что эта московская местность была любима многими русскими... 1 198.09kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Напомню, для тех, кто впервые у нас в гостях, что музей наш особенный - страница №1/1

СЛАЙД № 1
Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас в ИОЦ «Русский музей: виртуальный филиал». Меня зовут Ирина Владимировна. Сегодня я с радостью буду сопровождать вас в «храм Муз» – музей.

Напомню, для тех, кто впервые у нас в гостях, что музей наш особенный – это виртуальный филиал Государственного Русского музея. Государственный Русский музей – крупнейшее собрание русского национального искусства. Он был основан в 1895 г. в Санкт-Петербурге по Указу императора Николая II. Музей открыл свои двери для посетителей спустя три года в Михайловском дворце – памятнике архитектуры XIX в. Сейчас это центральное здание Государственного Русского музея. Его собрание включает в себя русское изобразительное искусство, декоративно-прикладное (народное) искусство, а также дворцовые комплексы.


СЛАЙД № 2
Сегодняшнее наше мероприятие посвящено выдающейся личности в истории русского национального искусства – Василию Ивановичу Сурикову. 24 января исполняется 165 лет со дня его рождения. Наша встреча будет построена следующим образом: мы познакомимся с биографией художника, проследим его творческий путь, а также поговорим о его масштабных исторических полотнах, хранящихся в Государственной Третьяковской галерее в Москве и совершим виртуальную экскурсию по залу № 36 Государственного Русского музея, в котором представлены его произведения.
СЛАЙД № 3: ВИДЕО «Красноярск»
Василий Суриков родился 24 января 1848 г. в Красноярске. Материалы видео-хроники этого сибирского города вы видите на экране. Род Суриковых – казачий. Двоюродный брат деда Василия Сурикова – Александр Степанович (1794-1854), был атаманом Енисейского Казачьего полка.

Отец – коллежский регистратор Иван Васильевич Суриков. Коллежский регистратор – это чин, который присваивался людям, вступившим на путь государственной службы из «низов» (станционные смотрители, писцы в канцеляриях и др.). Вступление на государственную службу с присвоением чина требовало особого образовательного уровня, а в случае отсутствия свидетельства об окончании учебного заведения – экзамена в объеме программы уездного училища.


СЛАЙД № 4
Мать – Прасковья Фёдоровна Торгошинá родилась в казачьей станице Торгошинó под Красноярском (современное название Торгашино). В 1854 г. отца перевели на службу в акцизное управление в село Сухой Бузим (в настоящее время Сухобузимское, Сухобузимский район Красноярского края). Акцизное управление, сосредоточено в министерстве финансов по главному управлению неокладных сборов и казенной продаже питей; ему подчинены ведающие на местах акцизные сборы губернские или областные акцизные управления, с управляющими акцизными сборами во главе, и окружные акцизные управления, во главе которых находятся надзиратели и их помощники.

В возрасте восьми лет Суриков приезжает в Красноярск и заканчивает два класса приходской школы при Всехсвятской церкви; в 1858 г. начинает учебу в уездном училище.

А сейчас я предлагаю вам просмотреть видео, характеризующее происхождение рода Суриковых.
СЛАЙД № 5: ВИДЕО «Род Суриковых»
СЛАЙД № 6
Василий Иванович начал рисовать в раннем детстве. Первым учителем рисования для Сурикова стал Николай Васильевич Гребнёв.

Николай Васильевич Гребнев (1827 – 1877, г. Иркутск) – художник-педагог. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1847-1856). В 1855 г. получил звание неклассного художника от Петербургской Академии художеств за этюд «Девочка с кувшином». Написал портрет Н.В. Гоголя. Его работа «Картинная галерея г. Кокорева» была приобретена Московским художественным обществом в 1851 г. Преподавал рисование в Красноярском уездном училище, первым обратил внимание на талант Сурикова. Затем переехал в Иркутск, где с 1863 г. по 1873 г. был учителем рисования и чистописания в Институте благородных девиц им. Николая I и мужской гимназии.

После завершения обучения в уездном училище Суриков устраивается работать писцом в губернское управление, т.к. у семьи не было денег на продолжение образования в гимназии. Во время работы в губернском управлении рисунки Сурикова увидел губернатор Енисейской губернии Павел Николаевич Замятнин.
СЛАЙД № 7
Павел Николаевич Замятнин (1805-1879) – генерал-майор, губернатор Енисейской губернии. Первый военный губернатор Енисейской губернии.

Нашелся и меценат – красноярский золотопромышленник, купец первой гильдии, трижды городской голова города Красноярска (1852-1855 гг.) Петр Иванович Кузнецов.


СЛАЙД № 8
А сейчас посмотрим небольшой фрагмент из художественного фильма «Василий Суриков», снятого в 1959 г.
СЛАЙД № 9: ВИДЕО «Н.В. Гребнев и П.И. Кузнецов»
Как вы поняли, это был диалог Николая Васильевича Гребнева (учителя рисования Сурикова) и Петра Ивановича Кузнецова (золотопромышленника, трижды мэра города Красноярска).
Трижды был Городским Головой (Мэром) Красноярска. Потомственный почетный гражданин и кавалер ордена св. Станислава второй степени. Владел Митрофановским золотоносным прииском в Ачинском округе, приисками на реке Кызас и Троицким прииском на ручье Узунжул в Минусинском округе. Он согласился оплачивать обучение Василия Сурикова в Академии художеств.
Петр Иванович взял на себя расходы по обучению Сурикова. Итак, В.И. Суриков отправился в Санкт-Петербург вместе с обозами П.И. Кузнецова. Но Суриков не сразу поступил в Академию.
СЛАЙД № 10: ВИДЕО «Академия художеств»
Но Василия Сурикова не сломала эта ситуация и он начал свое обучение в Санкт-Петербурге с рисовальной школы Общества поощрения художеств. Он прошел курс в три месяца и после этого был принят вольнослушателем в Императорскую академию трех знатнейших художеств.
СЛАЙД № 11: ВИДЕО «Санкт-Петербургская рисовальная школа»
С 1869 г. по 1875 г. Суриков учился в петербургской Академии художеств у Павла Петровича Чистякова.
СЛАЙД № 12
Павел Петрович Чистяков (1832-1919) – русский художник и педагог, мастер исторической, жанровой и портретной живописи.
Павел Чистяков родился 23 июня (5 июля) 1832 г. в селе Пруды Тверской губернии (ныне Тверская область). Первоначальное образование получил в бежецком уездном училище. Своим развитием в немалой степени обязан отцу, человеку хотя и простого происхождения, но понимавшему важность просвещения. В 1849 г. Чистяков поступил в Императорскую Академию Художеств, где его наставником был профессор П.В. Басин. Получил в 1854-1858 гг. две малые и две большие серебряные медали академии за отличные рисунки и этюды с натуры. Выступил конкурентом на малую золотую медаль и получил ее в 1860 г. за картину «Патриарх Гермоген в темнице». В следующем году окончил курс академии со званием художника XIV класса, с большой золотой медалью, полученною за картину «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного» и с правом на поездку в чужие края в качестве пенсионера академии. Прежде чем отправиться в эту поездку, некоторое время был преподавателем в санкт-петербургской рисовальной школе для приходящих.

Покинул Россию в 1863 г., посетил Германию, работал в Париже и Риме. По возвращении в Петербург в 1870 г. получил звание академика за написанные за границей картины «Римский нищий», «Голова чучарки» и «Француз, собирающийся на публичный бал». После этого, посвятив себя главным образом преподавательской деятельности, очень редко выставлял свои новые произведения.

В 1872 г. получил в академии должность адъюнкт-профессора, а по преобразовании этого учреждения в 1892 г. назначен членом академического совета, профессором высшего художественного училища и заведующим мозаичной мастерской. Возглавлял мастерскую с 1908 по 1910 г., заведовал мозаичным отделением с 1890 по 1912 г.

Чистяков скончался 11 ноября 1919 г. в Детском Селе (ныне город Пушкин в Санкт-Петербурге).
Первая самостоятельная работа Василия Ивановича Сурикова «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге».
СЛАЙД № 13
СЛАЙД № 14: ВИДЕО «Обучение в Академии»
СЛАЙД № 15
После окончания обучении в Академии Василий Иванович получил заказ на создание четырех фресок для Храма Христа Спасителя. И в 1877 г. он переехал в Москву.

Переезд молодого художника, впечатления от старинной московской архитектуры, на памятники которой он смотрел «как на живых людей», явились важным стимулом на пути к первому его историческому шедевру – картине «Утро стрелецкой казни».


СЛАЙД № 16
О личных впечатлениях Суриков писал: «Началось здесь, в Москве, со мною что-то странное. Прежде всего, почувствовал я себя здесь уютнее, чем в Петербурге. Было в Москве что-то гораздо больше напоминавшее мне Красноярск, особенно зимой. И, как забытые сны, стали все больше и больше вставать в памяти картины того, что видел в детстве, а затем и в юности, стали припоминаться типы, костюмы, и потянуло ко всему этому, как к чему-то родному и несказанно дорогому. Но больше всего захватил меня Кремль с его стенами и башнями. Сам не знаю почему, но почувствовал я в них что-то удивительно мне близкое, точно давно и хорошо знакомое. Как только начинало темнеть, я... отправлялся бродить по Москве и все больше к кремлевским стенам. Эти стены сделались любимым местом моих прогулок именно в сумерки. И вот однажды иду я по Красной площади, кругом ни души... И вдруг в воображении вспыхнула сцена стрелецкой казни, да так ясно, что даже сердце забилось. Почувствовал, что если напишу то, что мне представилось, то выйдет потрясающая картина».
СЛАЙД № 17: ВИДЕО «Стрельцы»

СЛАЙД № 18
Художник хотел передать величие последних минут, а не саму казнь. Лишь множество красных деталей одежды, а также багровый силуэт Покровского собора, напоминает зрителю о том, как много крови пролилось в то трагическое утро.

Центральной сюжетной линией картины является противостояние стрельцов царской тирании. Наиболее символичен образ рыжебородого солдата. Его руки связаны, ноги закованы в колодки, но пылающий ненавистью непримиримый взгляд бьет через все пространство картины, сталкиваясь с гневным и таким же непримиримым взглядом Петра.

За годы работы над полотном «Утро стрелецкой казни» (4 года) в жизни Сурикова произошли огромные перемены. Он успел жениться, в семье родились две дочери – Ольга и Елена. Его супруга Елизавета Августовна Шаре по отцу была француженкой, а по матери приходилась родственницей декабристу Свистунову. Познакомились они еще в Петербурге. Молодые поселились в Москве.

Полотно «Утро стрелецкой казни» экспонировалось на Девятой передвижной выставке в марте 1881 г. Третьяков сразу же приобрел это гениальное историческое произведение для своей коллекции, заплатив мастеру восемь тысяч рублей.

Эта картина в настоящее время хранится в Государственной Третьяковской галерее. Многие известные работы В.И. Сурикова, экспонировавшиеся на выставках передвижников попали в собрание этого музея, в том числе там хранятся картины «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова».
СЛАЙД № 19
Замысел картины «Меншиков в Березове» появился в подмосковной деревне, куда семья живописца выехала на лето. Они сняли крохотную избушку без печки, с низким потолком и маленькими окошками. Погода была дождливой и холодной, все семейство постоянно сидело дома, кутаясь в платки и шубы. Однажды, оглядев домочадцев, собравшихся у стола, Суриков вдруг понял, что вот так же когда-то сидел любимец и ближайший сподвижник Петра I – светлейший князь Александр Данилович Меншиков, после смерти своего государя сосланный с семьей умирать в холодный сибирский городок Березов.

Это единственная интерьерная картина из всех классических работ живописца. Его упрекали за несоблюдение правил перспективы, указывая на диспропорцию между огромным ростом Меншикова и низким потолком избушки. Но, вероятно, это было сделано сознательно, чтобы показать всю трагичность состояния сильной и властной личности, привыкшей мыслить масштабами всей России, а ныне обреченной на медленную смерть в убогой лачуге. Меншикову тесно не помещение, ему тесна сама ситуация, в которой он оказался. Но думает светлейший князь не о себе, а о детях, которые должны были стать продолжателями его честолюбивых замыслов и вот теперь вынуждены разделить его печальную участь.


СЛАЙД № 20
Первый эскиз «Боярыни Морозовой» Суриков сделал в 1881 году, в 1884 году начал работать над картиной. Картина посвящена церковному расколу XVII века. Раскол возник в результате реформ патриарха Никона по унификации обрядов и установлению единообразия церковной службы. Феодосия Прокопиевна Морозова – верховная дворцовая боярыня, деятельница русского старообрядчества, сподвижница протопопа Аввакума. За приверженность к «старой вере» в результате конфликта с царем Алексеем Михайловичем была арестована, лишена имения, а затем сослана в Пафнутьево-Боровский монастырь и заточена в монастырскую тюрьму, в которой погибла от голода.

Василием Суриковым изображен эпизод, когда боярыню Морозову провозят по Москве к месту заточения.


ПЕРЕХОД В МЕДИАТКУ: МИХАЙЛОВСКИЙ ДВОРЕЦ, ВИРТУЛЬАНАЯ ЭКСКУРСИЯ – ПЛАН – ЗАЛ № 36
Само полотно экспонируется в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Но этюды (этюд – подготовительный набросок для будущего произведения) для этой картины имеются и в Государственном Русском музее, на экспозицию которого мы сейчас переместимся. Картины Сурикова располагаются в зале № 36.

К «Боярыне Морозовой» имеют отношение следующие работы «Голова женщины в черном платке» (1886 г., пост. в 1904 г. от автора) и «Юродивый стоящий на коленях» (1887 г., пост. в 1937 г. из Комитета по делам искусств при Совете Народных Комиссаров РСФСР, Москва).

8 апреля 1888 г. скончалась жена Сурикова. В начале лета 1889 г. Суриков вместе с дочерьми уехал в Красноярск, где прожил до осени 1890 г. В Красноярске художник создаёт полотно «Взятие снежного городка» (1891 г., пост. в 1908 г. от В.В. фон Мекка). Картина «Взятие снежного городка» будто пробудила художника. Желание жить и работать нахлынуло на него с непреодолимой силой, пришло исцеление, работалось легко как никогда раньше. Суриков сумел победить свою боль, и в этом была заслуга родного края.

Единственная бытовая картина в творчестве Сурикова. Написанная им после грандиозных исторических полотен, раскрывающих темы народного величия в трагическом аспекте, эта картина славит силу и смелость народа и полна оптимизма звучания. Своеобразие жизни Сибири, сверкающие краски ее зимы, удаль казачьей молодежи – эти яркие впечатления сохранились в душе художника с детства, ожили и теперь легли в основу работы. Ее сюжет – знакомая Сурикову старинная праздничная игра. К последнему дню масленой недели сооружалась снежная крепость с воротами, которую предстояло взять. Сюда стекались многочисленные зрители, чтобы посмотреть на мужественное состязание лихих смельчаков. Одни из них старались прорваться к крепости, другие – ее защищали. Звучный насыщенный колорит картины построен на сочетаниях белого, красного, синего, желтого, зеленого цветов. Много внимания уделено деталям быта – праздничной одежде, старинной утвари. Впоследствии художник вспоминал о замысле холста: «Мне хотелось передать в картине своеобразие Сибирской жизни, краски ее зимы, удаль казачьей молодежи!».

В 1891 г. началась работа над картиной «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» (1895 г., пост. в 1897 г. из Зимнего дворца). Этюды для картины Суриков писал на реке Обь. Летом 1892 г. Василий Иванович жил на золотых приисках И.П. Кузнецова в Хакасии. В своем письме он писал: «Пишу татар. Написал порядочное количество. Нашел тип для Ермака». Работа над картиной «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» продолжилась на Дону в 1893 г., а закончилась в 1895 г.

Решающая битва дружины Ермака с многочисленными полчищами хана Кучума в 1582 г. – таков сюжет картины. Суриков трактует его как народный подвиг. Художник выбрал кульминационный момент, разгар битвы. Слева представлен казачий авангард, который композиционно четко выделяется в картине. Мощным клином врезается он во вражеские ряды. Суриков подчеркивает неразрывную связь дружинников с Ермаком, показывая их в едином боевом порыве. В пестром по составу войске Кучума видны признаки начинающейся паники. Особое внимание уделяет Суриков разработке образов.

«Картина сама мне так представилась: 2 стихии встречаются. А когда я потом Кунгурскую летопись начал читать, вижу – совсем, как у меня, совсем похоже. Кучум ведь на горе стоял».

В зале № 36 Государственного Русского музея помимо основного полотна «Покорение Сибири Ермаком» экспонируются и этюд «Казаки в лодке» (1895 г., пост. в 1937 г. из Комитета по делам искусств при Совете Народных Комиссаров РСФСР, Москва).

Картина «Покорение Сибири Ермаком» стала событием на 23 выставке Товарищества передвижников. В марте 1895 г. Совет Академии художеств присудил Сурикову Почетное звание академика.

В октябре 1895 г., будучи в Красноярске, Суриков задумал картину «Переход Суворова через Альпы в 1799 г.» (1895-1899 гг., пост. в 1899 г. от автора).естественно, что в первую очередь Василий Иванович Суриков стал искать прототип для Суворова. Первым прототипом для Суворова стал красноярский отставной казачий офицер Фёдор Фёдорович Спиридонов, вторым – преподаватель пения Красноярской мужской гимназии Григорий Николаевич Смирнов. Г. Н. Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым. Летом 1897 г. Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды. Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» длилась 4 года и завершилась в 1899 г. Она выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве, и была приобретена императором.

В истории беспримерного похода под командованием А.В. Суворова по Швейцарским Альпам, когда Россия в союзе с Австрией вела войну против Франции, Суриков выбрал один из самых драматических моментов: переход через хребет Паникс. Эта картина занимает особое место в творчестве Сурикова. Суриков не просто фиксирует впечатление от альпийских гор, но и передает драматический смысл происходящего. Переход через Альпы – это падение в бездну, крушение, содрогание земли и неба. Суворов на белом коне – как памятник самому себе. Вокруг – военный восторг тысячи жизней, ему повинующихся. Суриков, как подлинный художник, в полной мере фиксирует в картине «упоение в бою». «Главное в картине, – говорил он, – движение. Храбрость беззаветная – покорные слову полководца идут».

Также в зале № 36 располагается «Портрет генералиссимуса Александра Васильевича Суворова (1730-1800)» (1907 г., пост. в 1940 г. из Комитета по делам искусств при Совете Народных Комиссаров СССР, Москва), написанный по просьбе И.Е. Цветкова, собирателя русской живописи и этюд «Голова крестящегося солдата» (1897 г., пост. в 1904 г. от автора).

Картина «Переход Суворова через Альпы» стала очередным этапом» в героическом цикле Сурикова. За «Переход Суворова через Альпы» ему пожаловали Орден Святого Владимира IV степени. Он стал почетным членом Общества художников под покровительством Марии Федоровны.

Сегодня мы с вами проследили творческий путь Василия Ивановича Сурикова и рассмотрели его масштабные исторические полотна, хранящиеся в Государственной Третьяковской галерее в Москве и Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. В заключении хотелось бы отметить, что в произведениях Василия Ивановича Сурикова навечно остался край, который породил его и которому он не изменял всю жизнь. Кажется, сама природа создала Сурикова для того, чтобы он бунтовал вместе с непокорными стрельцами, покорял вместе с Ермаком Сибирь, штурмовал альпийские высоты вместе с Суворовым. Но судьба вручила ему вместо казацкой шашки – карандаш, вместо казацкого копья – кисть, чтобы он, создавая свои полотна, пережил все эти ключевые моменты народного подвига и предал их нам на холсте без фальши и прикрас.










Они хотят быть гражданами космоса, и клеймят позором космополитизм. Станислав Ежи Лец
ещё >>