Наименование дисциплины: Психогенетика - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины «Психогенетика» 1 136.03kb.
Психогенетика 29. 04 1 176.9kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины психогенетика Для специальностей... 6 889.89kb.
Психогенетика 4 381.91kb.
Пояснительная записка предмет «Психогенетика» 1 102.25kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины медико-биологические проблемы... 1 273.87kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины основы здоровья и здорового... 1 338.47kb.
Программа учебной дисциплины наименование дисциплины 1 235.27kb.
Форма Наличие учебной и учебно-методической литературы 1 186.36kb.
1. Наименование и область использования Наименование дисциплины Этнопсихология 1 184.12kb.
Программа учебной дисциплины наименование дисциплины 1 128.61kb.
"Понятия" 1 16.08kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Наименование дисциплины: Психогенетика - страница №1/1

Наименование дисциплины: Психогенетика

Направление подготовки: 030300 Психология

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная

Авторы: д-р психол.наук, профессор, профессор кафедры психологии труда и организационной психологии Л.Ю.Субботина
1. Целями освоения дисциплины «Основы психогенетики» являются: знакомство студентов с основами психологических знаний в области психогенетики, теориями и концепциями, закономерностями генетической детерминации психических явлений, методологией и методами изучения факторов наследственности и среды в формировании индивидуальности. Особое внимание уделено анализу фундаментальности психогенетических исследований для решения практических задач.

2. Курс входит в базовую часть профессионального цикла дисциплин (Б3.Б.17). Логическая и содержательно-методическая взаимосвязь освоения дисциплины включает изучение общей психологии и физиологии ВНД. Для освоения дисциплины студент должен иметь общую подготовку в области биологии и генетики. Освоение дисциплины является основой для последующего изучения психологии индивидуальности, проблем способностей личности, вопросов психологии обучения, развития.


3. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:


    Знать:

    Основные положения современной дифференциальной психологии и генетики, необходимые для профессионального понимания психологических данных; методы психогенетики и их разрешающая способность; результаты исследований наследственных и средовых детерминант в изменчивости психологических и психофизиологических признаков в индивидуальном развитии и некоторых формах дизоногенеза; место психогенетики в системе психологических знаний.

    Уметь:


формировать системное представление о сущности и содержании взаимодействия факторов наследственности и среды в формировании индивидуальных различий по психологическим и психофизиологическим признакам; комплексное видение основных проблем психогенетики

    Владеть:


    навыками методологического и методического анализа вопросов детерминации психики в рамках конкретно-научных подходов, как основы общепрофессиональной компетенции.



4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.

5. Содержание дисциплины:




п/п

Раздел дисциплины

1


Определение "психогенетики" как науки. Предмет и задачи курса. Основная проблематика. Место среди других наук.

2

Элементы генетики. Основные понятия, закономерности, механизмы. Эволюция человеческого разнообразия.

3

Методология и методы исследования в психогенетике. Схемы интерпретации психогенетических данных. Близнецовый метод, его история, варианты. Биографический метод, лонгитюд, генетические и математические методы.

4

Сущность проблемы взаимосвязи материального и идеального в науке. Два основных подхода к проблеме "биологическое-социальное".

4.1

Социальное и биологическое в психическом развитии человека. Биологическое и социальное в истории становления человека.

4.2

Биологические предпосылки сознания.

5

Генотип и среда в вариативности когнитивных функций. История проблемы.

5.1

Интеллект как предмет психогенетики.

5.2

Психогенетическое исследование специальных способностей. Наследственность и одаренность.

6

Психогенетическое исследование свойств личности. Природа межиндивидуальной изменчивости темперамента как основа наследственной детерминации личности. Психогенетические исследования экстраверсии-интроверсии, невротизма и психотизма.

7

Соотношение генетического и социального в психиатрическом аспекте.

8

Социальное и биологическое в антиобщественном поведении.

9

Основы популяционной генетики.

10

Медико-гнетическое консультирование.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:


а) основная литература:

1. Александров А.А. Психогенетика: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2006.-192с..

2. Субботина Л. Ю. Тексты лекций по психогенетике. / Л. Ю. Субботина, Е. В. Конева; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова - Ярославль: Аверс Плюс, 2006. - 69 с.

3. Субботина Л. Ю. Психогенетика: учеб. пособие для вузов. / Л. Ю. Субботина, Е. В. Конева; Яросл.гос. ун-т им. П. Г. Демидова, Науч.-метод. совет ун-та - Ярославль: Б.и., 2009. - 95 с.


б) дополнительная литература:

  1. Равич-Щербо И.В. Психогенетика: Учебник для вузов. - М.: Аспект-Пресс, 1999.-447с.

  2. Биологическое и социальное в развитии человека . Под ред. Б.Ф.Ломова. М., 1977.

  3. Беляев Д.К. Генетика , общество , личность. \\Человек в системе наук под ред.Фролова И.Т. М., 1989

  4. Вальтер Фридрих. Близнецы. М.,1985.

  5. Дерябин В.С. Психология личности и высшая нервная деятельность. Л., 1980.

  6. Дубинин Н.П. Что такое человек. М., 1983.

  7. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. М., 1997.

  8. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность : наследственность и среда. М., 1993.

  9. Лолер Дж. Коэффициент интеллекта, наследственность и расизм. М.,1982.

  10. Ломброзо Ц. Гениальность и помешательство. (Репринт) С.- Петербург, 1892.

  11. Принцип системности в психологических исследованиях. Под ред. В.А.Барабанщикова и Д.Н.Завалишиной. М.,1990.

  12. Проблемы генетической психофизиологии человека. Под ред. Б.Ф.Ломова и И.В.Равич- Щербо.

  13. Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика. Учебник. М., 1999.

  14. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. Под ред. И.В.Равич-Щербо. М., 1988.

  15. Стивенсон А., Девисон Б., Медико-генетическое консультирование М.,1972.

  16. Талызина Н.Ф., Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Природа индивидуальных различий: опыт исследования близнецовым методом. М., 1991.

  17. Штерн В. Умственная одаренность. С.- Петерб. 1997.

  18. Физиологическая генетика и генетика поведения . Л., 1981.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:



Тексты лекций Субботиной Л.Ю. на сайте факультета психологии






Америка — единственная страна, которая от варварства перешла прямо к упадку, минуя стадию цивилизации. Жорж Клемансо
ещё >>