Над безударной гласной на втором коррекционном этапе - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тема: Закрепление. Распознавание слов с безударной гласной, проверяемой... 1 66.19kb.
«Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. 1 70.59kb.
На первом этапе (скрининговая лаборатория) и на втором этапе 1 17.88kb.
Уроки японского языка > Наиболее употребляемые японские слова 1 107.76kb.
Subaru берет реванш 1 29.47kb.
Недельный информационный план с 28 ноября по 04 декабря 2011 года. 1 73.16kb.
Методическое пособие по выполнению курсовой работы для студентов... 14 1491.62kb.
Нынче громы гремят под Люблином, Под Варшавой, под Ригой где-то 7 1080.33kb.
От чего зависит написание гласной? 1 17.83kb.
Тема: о цели, и идее, и смысле, и задаче, и основе, и сути, и истине, и 1 358.12kb.
Webkeepers 1 80.81kb.
Яблоновец праславянское название 1 37.43kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Над безударной гласной на втором коррекционном этапе - страница №1/1

Заболотская Наталья Ивановна

учитель логопед МОУ СОШ № 14 г. Твери

zabolotskaya.nata @mail.ru

Система работы над безударной гласной на втором коррекционном этапе

В последнее время проблема нарушений письменной речи становится все более актуальной. Трудности в развитии устной речи препятствуют успешному овладению детьми с общим недоразвитием речи письмом и чтением.

Р.Е. Левина считает, что «правильное написание слова не есть результат одного только изучения определенных орфографических правил. Подавляющее большинство правильных написаний подготавливается в сознании ребенка еще в процессе развития устной речи, чем активнее протекает процесс формирования речи, тем лучше ребенок оказывается подготовленным к письму. И наоборот, чем беднее протекает процесс формирования речи, тем хуже ребенок овладевает письмом».

Вот почему у тех детей, у которых были преодолены недостатки произношения и были ошибки на замены букв, очень часто продолжает оставаться низкая грамотность письма. Основную массу ошибок дети делают на правописание безударных гласных, суффиксов, приставок, окончаний.

Обилие подобных ошибок говорит об остаточных явлениях лексико-грамматического недоразвития, о неумении из-за слабого речевого опыта сопоставлять однокоренные слова, выделять значимые части слова.

Известно, что некоторые разделы русского языка с трудом усваиваются учащимися с нормальным речевым развитием. Тем более эти разделы программы затруднительны для усвоения детьми с отклонениями в речевом развитии. Одной из самых сложных грамматических категорий русского языка является ударение и именно оно – основа овладения правилами правописания безударных гласных. Работа над ударением, умение на большом количестве родственных слов анализировать, сопоставлять и выделять ударный слог - является одним из основных направлений логопедической работы.

Приступая к работе над безударной гласной на втором коррекционном этапе, необходимо помнить, что подготовительная работа по предупреждению ошибок на правописание безударной гласной корня начинается еще на первом этапе коррекционной работы. На первых занятиях, когда анализируются двусложные слова, учащиеся знакомятся с понятием об ударении, которое обозначается специальным значком. Подготовительная работа складывается из следующих моментов:

1.Практического знакомства с ударением

2. Устанавливается факт его подвижности

3. Выделения безударных гласных

Эта работа проводится на протяжении всего I коррекционного этапа вместе со звуковым анализом слов.

Усвоение однокоренных слов, выработка навыка выделения корней, нахождение и проверка безударной гласной в корне – один из важнейших разделов формирования лексико-грамматического строя на втором этапе коррекционной работы, подводящий детей к образованию и анализу морфологического состава слова.

Умение подбирать однокоренные слова и выделять корень в слове формируется на втором этапе коррекционной работы в процессе игры-лото « Родственные слова», рекомендуемой Ушаковым в его книге «Занимательные материалы к урокам русского языка в начальных классах». Игра дает необыкновенный эффект в усвоении понятия «Родственные слова» и выделения корней. Выделение корня происходит путем сравнения группы слов, нахождения общей части. Затем уясняется, что все эти слова имеют общее значение, а потому они родственные.

Игра развивает познавательную активность, вызывает интерес к занятиям и в значительной мере уточняет и обогащает словарь учащихся.

Эффект учебной игры усиливается дополнительными заданиями, стимулирующими активность мыслительного процесса, подводящими учащихся к морфологическим обобщениям, к пониманию того, что слова объединяются в корневые группы не только по грамматическому признаку (наличию общей морфемы), но и по признаку семантическому - лексической общности понятий, заложенных в них значений. Задания по слоговому составу слова закрепляют навык деления слова на слоги. Упражнения на выделение ударного слога, ударного гласного - предупреждают ошибки в правописании безударных гласных в корнях слов.



Предлагаемые упражнения на занятиях сочетают взаимодействие, речедвигательного, слухового, зрительного анализаторов, закрепляют различные способы словообразования, обогащают активный словарный запас, помогая овладеть русским языком, грамматикой русского языка, грамотным письмом.

Занятие №1

Тема: «Родственные слова» (понятие)

Ход занятия

I. Разделите слова на слоги с помощью хлопков, определите на слух количество слогов в слове, назовите ударный слог.

Мост журавушка хрюша

Аист дикий хвост

Абрикос кадр царь

Куст дикарь царица

Барабан журавль чай

Ваза барабанщик фрукт

Графин кедр фартук

II. Объявление темы и цели занятия.

Ребята, как вы понимаете слово родственники? Кого мы называем родственниками?

Слова тоже могут быть родственниками. Семью родственных слов можно вырастить из одного корня. Об этом можно прочитать в стихотворении Измайлова «Как растут слова»

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым -

Был он только словом.

Это слово, слово – корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло -

Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада,

Вот еще посадки рядом.

А вот садовод,

С ним садовник идет.

Очень интересно

Гулять в саду словесном!

Сад, рассада, посадки, садовод, садовник – уточняются значения малознакомых слов, дети приходят к выводу, что все слова по смыслу связаны со словом сад. Дети записывают слова в тетради и выделяют общую часть «сад», которая называется корень.

Нарисуйте в тетради дерево и представьте себе, что в корне дерева под землей находится маленькое слово «лес». Из корня «лес» на веточках дерева будут вырастать слова-родственники.

Человек, ухаживающий за лесом, - лесник или лесничий.

Тропинка, идущая через лес, - лесная тропинка.

Звери, живущие в лесу, - лесные звери.

Небольшой лес - лесок.

Прочитайте, какие родственные слова вы вырастили из корня «лес»? Почему вы их назвали родственными?

III. А теперь я прочту вам несколько предложений. Сосчитайте количество предложений, конец каждого предложения фиксируйте хлопком. Чтобы вы не ошиблись, давайте повторим, что вы знаете о предложении.

Предложение состоит из слов. Предложение выражает законченную мысль. В предложении о ком-нибудь или о чем-нибудь говорится. Предложение оформлено грамматически и интонационно.

Предложения взяты в сокращенном варианте из рассказа «История Чернобурого лиса».

  1. Высоко на холме посреди сосновой рощи жила лисица.

  2. В этот час все лисье семейство вышло на воздух порезвиться.

  3. Игрушкой лисят в этот вечер было засохшее утиное крыло.

  4. Но вот его схватил самый бойкий лисенок с черной полоской

поперек мордочки.

  1. Во время этой суматохи на полянке появился старый лис.

  2. Лисята испугались, но тот час успокоились: это был отец.

Учащиеся называют, о ком говорится в каждом предложении, и выделяют новую группу родственных слов.

IV. Каждый ученик получает конверт, в котором находятся полоски бумаги с написанными на них словами двух корневых групп. Учащиеся должны расписать их в два ряда и доказать родственность слов каждой группы.

лес лис

лесник - лисица

лесок лисята

лесничий лисье

лесные лисенок

V. Вырастите семью родственных слов из корня - трав- и запишите в тетрадь

трава - травка - травушка - травяной - травянистый и др. Вы наверное слышали выражение “травля” зверя. Можно ли слово "травля" включить в записанную вами семью слов с корнем – трав? Почему нельзя? Ведь корни их одинаковы по звучанию.

Логопед акцентирует внимание учащихся на смысловой общности родственных слов и для закрепления дает дополнительные задания:

Можно ли назвать родственными слова:

а) пирожок, рожок (пастуха), рожки (козленка)

б) пироги, пиры, пировать

VI. Игра лото «Родственные слова».

Каждый из вас получил карту с написанными на ней шестью словами. У меня в руках маленькие карточки с написанными на них корнями. Я называю корень, вы у себя на карте отыскиваете слово с этим корнем и закрываете его фишкой. Выигравшим считается тот, кто первым закроет фишками все 6 слов.

После окончания 1-го кона – проверка. Выигравший читает на своей карте слово и называет корень. Остальные ученики называют другие слова с этим же корнем, имеющиеся на их картах. Если ученик безошибочно назвал корни в каждом из шести слов, игра считается законченной, а выигравший объявляется победителем.

VII. Подведение итогов занятия

1.Научились "выращивать" родственные слова из корней.

2.Поняли, что родственные слова имеют общий корень и являются близкими по смыслу.

3.Повторили знания о предложении.

4 .Делили слова на слоги с помощью хлопков.

ЗАНЯТИЕ № 2

Тема: «Корень в родственных словах. Лексическая значимость корня»

Ход занятия

I. Разделите слова на слоги при помощи шагов, определите по шагам количество слогов в слове, назовите ударный слог.

(Два ученика становятся в разные концы класса и шагают навстречу друг друга, деля слова на слоги)

Бумага чудеса топор

Бант гриб мундир

Газета грибок платье

Вагон дуб шторм

Бантик дубина щит

Бантики наука пингвин

Платок чудо шорты

II. Чем мы с вами занимались на прошлом занятии? Повторите, что вы знаете о предложении? Прочитайте данный на карточках текст и определите границы предложений.

Содержание карточек:

"Ночью выпал первый снег днем оживились заснеженные крестьянские дворы вот стоит красавица - Снегурочка а это веселый мужичок - cнеговичок с ведром на голове а вот толстая снежная баба зазывает ребят в гости этих веселых снежных человечков вылепили из снега деревенские ребята''.

Учащиеся читают текст, фиксируют границы предложений.

- О чем говорится в первом предложений?

- О снеге.

- Что говорится о снеге?

-Что он выпал.

Снег выпал.

Вы выделили самые главные слова, составляющие смысловой центр предложения. Это главные члены предложения. Ребята называют подлежащее и сказуемое, говорят, что из них каждое обозначает, на какие вопросы они отвечают. Предикативную группу учащиеся выделяют из всех оставшихся предложений и делают вывод, что каждая выделенная предикативная группа может существовать как самостоятельное предложение. Такие предложения называются нераспространенными. (Этого нельзя сказать о других членах предложения). "Сегодня ночью" - эти два слова не выражают законченной мысли, и не могут быть названы полным предложением.

III. Назовите встречающиеся в тексте родственные слова с корнем снег.

(Слова записываются на доске).

Снег, заснеженные, Снегурочка, снеговик, снежинка,

(Логопед включает в данную группу слов провокационное словосочетание "изнеженный человек").

- Можно ли слово "изнеженный" считать родственным этой группе?

Учащиеся записывают вторую цепь родственных слов и сравнивают

ее с первой.

изнеженный (человек, избалованный нежностью)

нежный

нежность

нега

Учащиеся делают вывод, что слова 1-й и 2-й группы отличаются по смыслу и что смысловую нагрузку слова несет в себе корень.«Снег», «нега» - эти слова имеют разные лексические значения и корни у них также разные.

- Как вы понимаете выражение «Зри в корень»? В каких случаях так говорят?

Выполнил ли ученик это правило - видеть главное в слове, если он в слове «Снегурочка» счел корнем кусочек «гур», а в слове «нежность» - кусочек «жно». В чем его ошибка?

III. Игра-соревнование "Исключи лишнее слово". Соревнуются первый и второй ряд. Выигрывает тот ряд, в котором не один ученик не ошибется в исключении лишнего слова.

Содержание карточек:

1 №2 №3

розочка девочка летчик

роза девушка пролетел

розовый девица летели

розги девятка летние

порозовел девчонка вылетает
4 №5 №6

рубить водяная (мельница) переплатил

порублю (дрова) вода платок

вырубленный (лес) подводный зарплата

рубль наводнение доплатил

рубка водитель уплатил
7 №8

топить (печь) станок

протопить стан (прокатный)

утопленник встану

натопил станочек

топка станкостроительный (завод)

IV. Игра «Кто больше»? (на личное первенство). Выигрывает тот, кто больше запишет родственных слов с корнем « чист».

Примерный перечень слов: чистота, чистовик, чистописание, чистильщик, чисто, начисто, чистка, чистый, почистил, вычистил, чистоплотный, чистюля, трубочист, чистосердечный, чистенький, чистотел, чистокровный.

V. Сравните выражение: чистота помыслов и чистота в классе, чистое помещение и чистое небо, чистые руки и чистые мысли. В каких выражениях «чистый» употребляется в прямом, а в каких – в переносном смысле?

VI. Подведение итогов занятия:

1. Учились фиксировать границы предложений и выделять в них главные члены, составляющие смысловой центр предложения.

2. .Научились выделять корень в слове, как часть, несущую в себе главную смысловую нагрузку слова.

3. Учились употреблять слова в прямом и переносном значении.

4. Делили слова на слоги с помощью шагов.

Занятие №3

Тема: «Гласные в корнях слов»

Ход занятия

I. Назовите по порядку гласные звуки в словах, определите по гласным количество слогов в слове, назовите ударную гласную.

Акула муравьи пауза

Грань застава санки

Пограничник игрушка старик

Война пальчик штурман

Граница фокус кролик

Парус градусник лимон

Корни страница каракули

Какой вывод можно сделать? (Сколько в слове гласных, столько и слогов)

II. Повторим знания о предложении:

а) Сосчитайте количество предложений в отрывке из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Конец предложения фиксируется хлопком.

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря.

Старик ловил неводом рыбу.

Старуха пряла свою пряжу.

Учащиеся определяют предикативную группу каждого предложения.

Жил старик

Старик ловил

Старуха пряла

Называют главные члены предложения, повторяют вопросы, на которые они отвечают. Выделяют корни в родственных словах (старик и старуха).

-Представьте себе, что в каждом из данных предложений потерялось подлежащее, правомерно было бы существование таких предложений:

Жил…со своею старухой

У самого синего моря.

ловил неводом рыбу и т.д.?

-Нет, оставшиеся без подлежащих предложения не выражают законченной мысли.

б) Восстановите по вопросу подлежащее в следующих предложениях:

(работа по карточкам)

На заставе

(Кто?) с собакой отправился в дозор? (Кто?) почуял след? (Кто?) выстрелил первым? (Кто?) был ранен? На помощь поспешили другие (Кто?). (Кто?) был обезврежен и доставлен в штаб?

III. Подберите родственные слова к слову «пограничник» (граница, пограничник, безграничный, грань, пограничная (застава), выделите корень. Можно ли к этой семье добавить слово «граната»? Почему нельзя?

Объясните выражения: Быть на грани войны. Он перешел все границы приличия. Его хвастовство не имеет границ. На столе граненый стакан.

IV. Запишите слова в тетрадь, обозначьте цифрой сколько вы записали букв, сколько звуков, сколько слогов в словах: грань, граница, пограничник.

Отметьте корень во всех родственных словах и скажите, какая гласная попала в корень? Назовите ее корневой. Проверьте, в каких родственных словах корневая гласная находится под ударением и поэтому слышится ясно, а в каких словах на нее не падает ударение и она слышится неясно, и нуждается в проверке?

Учащиеся убеждаются, что из всей цепи родственных слов только слово «грань» может фигурировать в роли проверочного, корневые гласные в остальных нуждаются в проверке, т.к. находятся в безударном положении.

IV. Повторяем игру лото «Родственные слова», но проводим ее по новому.

Я беру карточку с корнем « корм». У кого на карточке родственное слово с ударным вариантом корня? Учащиеся называют слова: кормит, кормится.

У кого с безударным вариантом корня? Учащиеся называют: кормушка, кормить, выкормить и другие и закрывают их фишками. Выиграет тот, кто первым закрыл шесть слов.

V. Запишите родственные слова с корнем –« лист» в два столбика

(заполняют таблицу)

1. Ударный вариант корня 2. Безударный вариант корня

(проверочные) (нуждаются в проверке)

Лист листок

Листик листочки

Лиственница листопад

Лиственные перелистал

Перелистывает листовка

VI. Выпишите родственные слова из предложения:

Морские волны плещут в море и бьются о берег морской.

Увеличьте цепь родственных слов.

+ морские

море

+ моряки

приморский

Выделите корень, поставьте ударение. Впереди слов с безударным вариантом корня поставьте знак +. Эти слова вы и будете проверять.

VII. Подведение итогов:

1. Работали над предложением (восстанавливали пропущенное подлежащее с помощью вопросов).

2. Продолжали работать над темой «Родственные слова»

3. Учились видеть гласные в корнях слов и определять необходимость их проверки.

ЗАНЯТИЕ 4

Тема: «Проверка безударной гласной в корне слова»

Ход занятия

I. Выделите на слух ударный слог сжатием кулаков, лежащих на парте, назовите ударный слог и определите его место в слове.

II. Прослушайте стихотворение. Какова его основная мысль?

Ударный слог,

Ударный слог,

Ударный слог -

Он назван так недаром…

Эй, невидимка - молоток,

Отметь его ударом!

И молоток стучит, стучит,

И четко

Речь

Моя

Звучит.

III. Повторение знаний о главных членах предложения. Восстановление в предложениях недостающего сказуемого (по вопросу).

Образец карточек: Кто, что делает на стройке?

Экскаваторщик (что делает?) котлован.

Крановщик (что делает?) тяжелые грузы на верхние этажи.

Каменщик (что делает?) стены.

Стекольщик (что делает?) стекла.

Маляры (что делают?) стены.

Монтеры (что делают?) в квартирах электрическое освещение.

IV. Подберите родственные слова к слову свет, запишите их в тетрадь.

Светлана, светлячок, светло, светит, освещение. Обозначьте корни дугой. Под всеми гласными нарисуйте красные кружочки. Какая гласная попала в корень? Поставьте значки ударения и посмотрите, в каких словах корневая гласная оказалась в безударном положении. Впереди этих слов поставьте знак +, он будет показывать, что в этих словах корневая гласная нуждается в проверке.

Итак, из шести записанных вами слов, сколько нуждается в проверке и почему? назовите эти слова. Какие же слова могут фигурировать в качестве проверочных слов и почему? Повторите, в каких случаях корневую гласную следует проверять и каким образом ее проверяют?

Учащиеся отвечают: "Корневую гласную следует проверять, когда она находится в безударном положении (тогда она слышится неясно). В качестве проверочного слова можно взять только родственное слово, в котором корневая гласная находится под ударением.

Запоминалочка :

Если буква гласная

Вызвала сомнение,

Ты ее немедленно

Ставь под ударение!

Работа по карточкам.

В предложении записаны слова с пропущенными корневыми гласными. Обозначьте корни дугой и назовите корневые гласные:

Пов...р св…рил в...реники, а кот в… ришка тут как тут.

Все слова о пропущенными корневыми гласными относятся к одной корневой группе, или к разным? Запишите их в два столбика.

пов...р в...ришка

св…рил

в…реники.

Назовите корни в словах 1-ой группы и в слове 2-й группы. ( Называют -вар- и -вор- ). Допишите во второй столбик 2-3 родственных слова.

(дописывают вор, ворует). Какие олова из 1-й корневой группы могут быть проверочными? (учащиеся доказывают, что такого слова нет, так как во всех словах корневые гласные безударные и нуждаются в проверке). Предложите свое проверочное слово, докажите правильность его выбора. Какие слова из второй корневой группы могут быть проверочными? ( Называют слово «вор»). Слово «своровал» (или любое другое, не записанное учащимися по выбору логопеда) проверочное или нуждается в проверке? Докажите, почему.

Такая же работа проводится со словами:

Звезда, звездопад, звездочет, звездоплавание, звездолет, звездный, звездочка, созвездие.

Нога, ножка, ножной, ноженька, подножный, кривоногий, ножища, босоножки, длинноногая

I. А теперь поиграем в грамматическую игру «Безударные гласные».

Каждый из вас получил конверт с пятью фишками, на которых написаны гласные а, я, о, е, и, и карту, на которой написаны cлова с опущенными корневыми гласными. Ведущий читает проверочное слово, вы у себя на карте отыскиваете родственное слово и закрываете его фишкой с нужной гласной, выигрывает тот, кто первым закроет фишками все слова на своей карте.

1. Предупреждающий диктант

Логопед диктует предложения, в которые включен материал игровых карт, Ученики в процессе письма (цепочкой) называют вслух корни слов. Например,

Логопед «Лесники охраняют наши леса»,

Ученик: Лесники ( корень – «лес» ), охраняют ( корень –«хран» ), леса (корень – «лес» ).

Подведение итогов занятия;

2. Работали над предложением, восстанавливали по вопросу

опущенное в предложении сказуемое.

3. Учились проверять безударные гласные в корне слова.

ЗАНЯТИЕ №5

Тема занятия: «Проверка безударной гласной в корне слова».

Ход занятия

I. Выделите на слух ударный слог, топните ногой на ударный слог, назовите ударный слог, определите его место в слове.

Дождик - до (1)

Снегопад – пад (3)

Витамин - мин (3)

Колокол – ко (1)

Пригорок - го (2)

II. Графический диктант.

Запишите под диктовку слова, обозначая ударный слог двумя вертикальными линиями, а безударный слог двумя горизонтальными линиями, выделите голосом ударный слог.

Светлый, грязный, старый, новый, мокрый, синий, красный, алый, ясный, резвый, яркий, метко, ярко, быстро, тихо, страшно.

III. Повторение знаний о предложении.

а) Сосчитайте количество предложений в тексте. Конец предложения фиксируйте хлопком. Найдите главные члены предложения …………………

Чистики – небольшие птицы. Они живут в открытом море. Только на время гнездования выходят на берег. Чистики гнездятся на каменных островах. Среди камней строят они свои гнезда. Гнездовья морских птиц надежно защищены от врагов. …………………

а) Сколько групп однокоренных слов в этом тексте?

б) Каждую группу однокоренных слов напишите с новой строчки

гнездования море

гнездятся морских

+гнезда

гнездовья

в) Выделите корень

IV. Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Подберите к этим словам однокоренные слова. Отметьте корень во всех родственных словах, укажите, какая гласная попала в корень. Назовите ее корневой. Проверьте, в каких родственных словах корневая гласная находится под ударением и поэтому слышится ясно, а в каких словах на нее не падает ударение и она слышится неясно и нуждается в проверке.

Загадка:

Лежал, лежал,

А весной в реку убежал. (Снег)

Однокоренные слова:+ снег, снежок, снежинка, снегурочка, снеговик, снегирь,

+ снежный, +подснежник.

Загадка:

Кто угадай-ка

Седая хозяйка:

Тряхнет перинки,

Над миром пушинки? (Зима)

Однокоренные слова: зима, +зимушка, +зимний, зимовать, зимующие, +озимый, зимовье, зимовка.

Загадка:

Невидимкой осторожно

Он является ко мне

И рисует как художник

Он узоры на окне. ( Мороз)

Однокоренные слова: + мороз, + морозный, морозить, морозилка, +морозец, +морозище.

IV. Сделаем вывод: Скажите, как надо действовать, чтобы проверить букву безударного гласного в корне слова?

1. Прочитать слово.

2. Поставить в слове ударение.

3. Выделить корень.

4. Изменить слово или подобрать однокоренное слово, найти проверочное.

5. Вставить букву или написать.

6. Обозначить орфограмму

Подберите родственные слова для проверки ударением подчеркнутых безударных гласных.

Белье – (белый)

Берег – (прибрежный)

Березняк – ( березы)

Атаковать - (атака)

Беглец – (пробежка0

V. Индивидуальная работа по карточкам.

Вставь пропущенные буквы:

довитый, счстливый, щ…ка, л…гонько, п…склявый, б…дняк, вр…ждебный, ст…шки, м…зги, пр…вода, гл…застый, ш…гнуть

VI. Задание.

Определите родственников в гнезде слов, а не родственников выбросьте из гнезда

Маленький, малявка, маляр, малыш

Гроза, грозный, гроздь, грозовой

Конница, конник, подоконник, конюшня

Лень, лентяй, лента, ленивец

VII. Игра с мячом «Один - много»

Логопед называет один предмет, а ученик называет много предметов и объясняет, какую гласную надо писать в корне обоих слов. За каждый правильный ответ ряд получает очко. Победитель выявляется по количеству очков.
СТЕНА______________________________

СОСНА_____________________________

ГРОЗА______________________________

СТРАНА____________________________

ПЛЕЧО_____________________________

ЯДРО_______________________________

КОЗА_______________________________

ВОДА_______________________________

ЛИСА_______________________________

РЕКА_______________________________

ПЧЕЛА_____________________________

ДЕРЕВО____________________________

СВЕРЛО____________________________

ПИЛА______________________________

ЛИЦО______________________________

КОЛЬЦО____________________________

ГНЕЗДО_____________________________

СЛЕЗА______________________________

ПИСЬМО___________________________

ТРАВА______________________________

ЗИМА______________________________

ВОЛНА_____________________________

ТРОПИНКА_________________________

ДОСКА_____________________________

ГОРА_______________________________

ОКНО_______________________________

НОГА_____________________________

СЕСТРА_____________________________

ПЛИТА_____________________________


VIII. Игра « Словесный мяч»

Смысл игры состоит в том, чтобы как можно быстрее подбирать проверочное слово. В эту игру можно играть вдвоем. Один « кидает» слово, другой ему в ответ «бросает» проверочное. Дети могут перебрасывать друг другу мячи и проговаривать слова. Играть можно группой: один кидает слово, а другие отвечают.

Слова для игры:

лагеря, берега, держать, число, лицо, обижать, небеса, гора, отрекаться, слипаться, признаваться, приставать, напряжение, растянуть нарядить, объяснить, отдаленный, испаряться, насмехаться, оживление, сердечный, скрипеть, скрепить, слепить, слипаться, чистота, частота, чистоплотный, честолюбивый, измерять, усмирять. Подвигать, подвергать, слеза, слизнуть, заменить, заминировать.

IX. Итог урока .

1. Работали над предложением (находили границы предложения, выделяли главные члены предложения).

2.Учились проверять безударные гласные в корне слова.
Занятие №6

Ход занятия

I. Назовите картинки, выделите ударный слог в словах, определите его место в слове.

Вспомните и назовите слова (картинки) с первым ударным слогом в слове. Картинки убираются или переворачиваются

II. Вырастим сказочный лес (каждому ученику на парту дать вырезанное с листьями дерево)

Подберите и напишите на листочках однокоренные слова с указанным корнем. Выделите его в однокоренных словах. Какими словами можно дополнить каждую группу однокоренных слов? Детям раздаются карточки с подсказками.

тот, кто любит собирать грибы

Гриб маленький гриб

часть гриба под землей
мастер по починке часов

час солдат, стоящий на посту

маленькие часы
вал дорога через горный хребет

остановка в пути

снежные глыбы, которые обрушиваются с гор
барабан тот, кто играет на барабане

бить, стучать в барабан

маленький барабан

III. Игра с мячом «Много - один»


Логопед говорит слово, обозначающее много одинаковых предметов, а ученик называет один такой предмет и объясняет, какую гласную надо писать в корне обоих слов. За каждый правильный ответ ряд получает очко. Победитель выявляется по количеству очков
КОТЫ_________________________

ГРАЧИ_________________________

ЛЕСА__________________________

РЯДЫ__________________________


МОСТЫ________________________

СТОЛБЫ_______________________

ХОЛМЫ________________________

СЛЕДЫ_________________________

ДОМА_________________________

КРОТЫ_________________________

ГЛАЗА_________________________

ШКАФЫ_______________________

ШАРФЫ________________________

СЛОНЫ________________________

ДЕЛА__________________________

ПОЛЯ__________________________

СНЕГА_________________________

ДУБЫ__________________________

КОВРЫ_________________________

СТОЛЫ________________________

ЦВЕТЫ_________________________

ШАГИ__________________________

САПОГИ_______________________
IV. Спишите слова, найдите слова с безударной гласной в корне. Поставьте в них ударение. Обозначьте точкой безударную гласную в корне.

Сказка, лентяй, масленка, доплата, смотреть, разделим, подарок, бритва, число, шагать, щепка, червивый, циркач, зацветает, подвески, лодка, лосиный.

V. Повторение. Работа над предложением:

на экран проецируется текст. Учащиеся получают задание допол­нить предложения недостающими словами так, чтобы оно выражало законченную мысль.

Пошли однажды ребята в лес за грибами, а их там видимо-невидимо! Эти грибы под березой ..., Этот большой гри .... А вот маленькие грибки-опятки уселись...

Сколько предложений в тексте? Можно ли его назвать рассказом? Можно ли считать этот рассказ законченным?

Учащиеся доказывают, что все предложения объединены общей мыслью, но рассказом этот текст можно назвать лишь тогда, когда мы добавим одно - два завершающих предложе­ния. Предлагайте ваши варианты предложений, заканчивающих рассказ.

Примерный текст, восстановленного рассказа

Пошли однажды ребята в лес за грибами, а их там видимо-невидимо! Эти грибы под березой выросли. Этот большой гриб под смородиновым кустом спрятался. А вот маленькие грибы опятки уселись на старом пне, прижавшись друг к другу, будто от холода, и солнышка ждут, набрали ребята полные корзины грибов и вернулись домой радостные, счастливые.

Сколько стало предложений в нашем рассказе? О чем этот рассказ? придумайте к нему заголовок, выделите главные члены из предложений о грибах.

VI. Работа по карточкам. Содержание карточки:

Можно ли все эти слова отнести к одной корневой группе?

Гр...бы, гр...бники, гр.,.бцы, гр...бок, разгр…бли, гр,,.бут, гр,.б, гр...бочек. Учащиеся убеждаются, что это слова двух разных корневых групп, и выполняют следующее задание: распределяют эти слова по группам и записывают в два столбика.

1 группа 2 группа

Гр…бы гр…6цы

гр...бники разгр…бли

гp...бoк гр...бут

гр...б

гp…бочек

Какие гласные следует написать в корнях слов 1-й и

2-й груп­пы? Почему? Какие слова из этой цепи родственных стали проверочными?
Есть ли проверочное слово у родственных слов 2-й корневой
группы? Добавьте еще одно родственное слово, могущее стать про­-
верочным ( добавляют греб, гребля ). Повторяют правило про­
верки безударных гласных в корне, слова.


Итог урока

1. Что понравилось?

2. Чему научились?




Если море не переполняется, то лишь потому, что Провидение позаботилось снабдить океанские воды губками. Альфонс Алле
ещё >>