Национальная академия наук кыргызской республики - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Национальная академия наук кыргызской республики 7 1586.87kb.
Национальная академия наук украины украинская академия наук 65 10204.24kb.
Закон кыргызской республики о верховном суде Кыргызской Республики... 1 354.71kb.
Национальная академия наук украины украинская академия наук 65 12219.96kb.
Кодекс кыргызской республики вводится в действие Законом Кыргызской... 14 3763.66kb.
Закона Кыргызской Республики «О внесении дополнений и изменений в... 1 62.72kb.
Декрет временного Правительства Кыргызской Республики о создании... 1 262.93kb.
Российский гуманитарный научный фонд национальная академия наук украины 1 27.43kb.
Виктор Янукович поздравил Розу Отунбаеву с Днем независимости Кыргызской... 1 9.25kb.
Государственные закупки в кыргызской республике за 2011 год 3 422.82kb.
Проект Национальная система и план нумерации сетей электросвязи Кыргызской... 4 845.88kb.
Сценарий праздника для старшеклассников «Суд над Романтической Любовью»... 1 175.76kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Национальная академия наук кыргызской республики - страница №1/7

НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ

И ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Иминжан Бахавудун,

Абдурашит Имин, Акбаржан Баудунов


Династия

уйгурских

интеллектуалов

Бишкек – 2012


УДК 94 (47)

ББК 63.3 (2)

Б 30
Редактор:
Почетный академик и член-корреспондент НАН Кыргызской Республики, доктор филос. наук, профессор А. И. Нарынбаев

Рецензенты:

Член-корреспондент НАН Кыргызской Республики, доктор филос. наук, профессор О. А. Тогусаков

доктор филос. наук, профессор Э. С. Орозалиев

Художник:

Заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики

С. Бабаджанов

Рекомендовано к печати

Ученым советом Института философии

и политико-правовых исследований НАН КР


И. Бахавудун и др.

Б 30 Династия уйгурских интеллектуалов /И. Бахавудун, А. Имин,

А. Баудунов.– Б.: ОАО «Эркин-Тоо», 2012. – 208 стр.
ISBN 978-9967-12-264-2
В этой уникальной книге слито в единый и увлекательный рассказ о своем народе, его борьбе за право быть свободным и созидать счастливую судьбу трех подлинных интеллектуалов одной и яркой уйгурской династии – историка, поэта и писателя, публициста-исследователя народной мысли, культурно-этнических основ.

Книга – еще одна и глубоко достоверная летопись о жизненной силе уйгурского народа, его пути к становлению. Она написана неравнодушными сердцами и пытливой мыслью его истинных сынов. Но она дает возможность каждому читателю прикоснуться к наиболее значимым событиям, к высоким нравственным постулатам древнейшего восточного народа.


Автор выражает глубокую благодарность всем участникам за поддержку и помощь в издании книги.
Б 0503020000-12 УДК 94 (47)

ISBN 978-9967-12-264-2 ББК 63.3 (2)

© Авторский коллектив, 2012 г.
Прочти, пред тобой

уникальная книга
Да, дорогой читатель, пред тобой поистине редкая и уникальная книга. И эта уникальность состоит, прежде всего, в том, что авторы ее три человека. Три Личности разных поколений, объединенных и тем, что в их жилах текла и продолжает свой плодотворный ток - родная кровь. А в их судьбах, точь-в-точь, как в зеркале, отразилась и отражается судьба родного народа, его нелегкая, героическая, порой и многострадальная история. И та великая стойкость, благодаря которой этот свободолюбивый и мужественный народ выжил и сохранил себя, свои вековые и многоценные традиции, достойную рода человеческого самобытную культуру и своё древнее и родное Слово - язык. В них - в этих народообразующих ценностях - сила, мудрость, крепость и жизнестойкость каждой людской ветви на древе многообразного мира.

Все это с удивительной и достоверной ясностью явлено и в книге «Династия уйгурских интеллектуалов». Имена авторов, настоящих патриотов и подлинных сынов уйгурского народа: Иминжан Бахавудун, историк и мыслитель, оставивший бесценную книгу «История Или» - редкую и достовернейшую летопись переселения его народа из исторической родины.

Второй автор, сын Иминжана Абдурашит Имин, прекрасный поэт - трибун и писатель. Его выдающийся талант, яркий и страстный, виден даже в тех стихах, которые пока удалось найти. В них поэт Абдурашит Имин - поборник свободы и независимости своего народа, зовущий его подняться с колен и бороться за свое счастье и достойное будущее:
Мы в потемках жили под властью тирана,

В произволе и гнёте жестокой судьбы.

Обжигала сердца наши страшная рана,

Мы вверяли Всевышнему наши мольбы.
Злая сила врага все росла, не редела,

От бесчинства ее наш народ бы иссох.

Но, когда же страданья дошли до предела,

Мы поднялись, врагов превращая в песок.
Мы изгнали тиранов - носителей тьмы,

И свобода пришла к нам - в сердца и умы!
Такими правдивыми и искренними мыслями пронизаны и первые новеллы писателя Абдурашита Имина.

К горькому сожалению, Абдурашит Имин рано и трагически погиб, когда ему исполнилось всего лишь 27 лет.

И, думая о судьбе поэта и гражданина Абдурашита Имина, невольно вспомнишь строки русского творца слова Николая Некрасова. Пусть они сказаны в память о другом интеллектуале в русской литературе, но в них мысль именно о таких подлинных сынах Отечества, каким был и остался в памяти народной Абдурашит Имин:
...Но слишком рано твой ударил час,

И вещее перо из рук упало.

Какой светильник разума угас!

Какое сердце биться перестало!
Третий автор этой книги - сын поэта Абдурашита Имина Акбаржан Баудунов. Перу этого публициста-исследователя и нашего современника принадлежат философские раздумья о литературе, культуре, вековых традициях уйгурского народа. Он кропотливейшим образом ведет интересный и своеобразный поиск, устремляя свой проницательный взгляд в самую сердцевину духа, мысли великих мудрецов уйгурского народа, других гениев - творцов Востока, которые внесли великий вклад в сокровищницу мировой культуры, в развитие цивилизации. И автор исследования Акбаржан Баудунов убедительно показывает всем нам - какой же это поистине неисчерпаемый кладезь знаний о человеке и человечестве!

Словом, дорогой читатель, прикоснись душой и мыслью к этой книге. И, читая ее думающие страницы, хочу верить, погрузишься в большой пласт истории и культуры народа, познавая мудрость лучших его представителей. И, возможно, яснее станет тебе и твой жизненный путь. Тем более, что и эта книга «Династия уйгурских интеллектуалов» поможет тебе глубже осознать свое истинное назначение в жизни и в этом мире.

И еще замечу: рассказывать пространно в предисловии о содержании книги - дело не простое и, вряд ли, необходимое. Лучше всего вдумчиво читать её страницы, читать, думать и размышлять... И ты, читатель, почерпнешь из нее много полезного и укрепишься в мысли, как важно в жизни быть и зваться гордым именем Человек.
Леонид Калашников, публицист, кавалер духовных наград России – медалей А.С.Пушкина, М.А. Шолохова ,лауреат премии Президента Кыргызской Республики «Золотое перо»

Иминжан Бахавудун

История Или

изображение0001
Иминжан Бахавудун

(1897 – 1948)


ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ ИЛИ В СЕМИРЕЧЬЕ

(Отрывки из книги «История Или»)

В 1871 году Россия взяла под свою власть Илийский округ. После чего таранчинцы и дунгане потеряли свое независимое султанство и до 1881 года находились под протекторатом России. По договору, заключенному 12 февраля 1881 года в Петербурге между Россией и маньчжурским правительством, Россия должна была передать Илийский округ маньчжурам. В договоре были согласованы особенности переселения желающих (в течение года) в Российскую часть Семиречья, а также передача маньчжурским правительством России некоторых земель, находящихся ближе к ее границе (между рекой Хоргос и Кольжат). Этот договор между двумя государствами был предан огласке (с публикацией в газете), но народ Или некоторое время оставался во власти России из-за задержки приезда чиновника маньчжурского правительства, который должен был официально принять от России Илийский округ.

Новость о якобы возвращении маньчжурского правления в Или очень насторожила таранчинцев и дунган. В конце концов, и те и другие решили переселиться в Россию и от имени народа написали заявление генерал-губернатору Семиреченского округа. Заявление таранчинцев подписали 24 человека: Абабэкри-болус (болус – начальник волости), Рози-болус, Сопи Нияз, Закрия-болус, Мухаммат-болус, Молла Абдулла-болус, Мухамед Али, Хошур кари, Мэхпир Исхак, Абдуманап казы, Хожанасири казы, Тахир казы (казы-казый), Насыр казы, Имин казы, Садир казы и др. Заявление дунган подписали Аюп, Исхак и другие.

Эти два заявления были доставлены губернатору Колпаковскому специальным посланником, который, согласовав их с генерал-губернатором Туркестана 20 июня 1881 года, разрешил переселение. Узнав о решении губернатора, таранчинцы и дунгане избрали посланников, которые должны были выехать в Россию и осмотреть земли, воды, а также подготовить материалы для постройки домов. Для переселенцев генерал Колпаковский указал земли вдоль реки Чилик и земли к северу от правого берега реки Или. В случае, если этого будет недостаточно, или же указанные земли окажутся непригодными, генералом были обещаны переселенцам земли за рекой Чу до Аулие-Ата (ныне Тараз). Посланники, во главе с полковником Изратовым – начальником южной части Или, в 1881 года 3 июня вышли в дорогу и до 27 июня, осмотрев лишь земли, располагавшиеся между Кольжатом и Кара-Балтой, вернулись обратно.

В итоге представители каждой волости распределили земли следующим образом:

1. Земли Большой и Малый Аксу, Баян-казак (ныне с. Ават) и некоторые земли левого крыла (юг) реки Или – в распоряжение 839 дворов Хонохайской волости.

2. Нижняя часть реки Чарын - 500 дворов с каждой волости.

3. Правое крыло (восток) Чилика - 2465 дворов из 3-х волостей (Каш, Борбосун, Кайнуқ).

4. Левое крыло (запад) Чилика - 2694 дворов из 4-х волостей (Каш, Арустан, Байтокай, Арабуз).

5. Волости Карасу с нижней части Атамкула - на 1658 дворов (выходцы из Нилки, Токкузтары и некоторые городские).

6. От реки Чу до Аксу: дунганам - 1410 дворов, а таранчинцам - 3340 дворов.

Однако таранчинцы, к удивлению дунган, поселились на территории нынешнего Жаркента и его окрестностей.

Посланники, проехав верхом за 24 дня от Кольжата до Кара-Балты, невнимательно и, главное, не по плану произвели измерение земель Семиречья, поэтому, естественно, не смогли заметить их недостатки, касающиеся наличия и качества водных ресурсов, что, правда, не было предусмотрено осмотром.

В то время, когда народ Или был обеспокоен переселением, в середине июня 1881 года из внутреннего Китая приехал чиновник с целью принятия Илийского округа и передачи его маньчжурскому правительству. Чиновник, пытаясь успокоить народ от разных слухов, сказал: «Маньчжуры не собираются отдавать таранчинцев и дунган русским, но если они захотят этого, то сделать могут, лишь при единодушном желании всего народа».

Чиновник, объехав все села, поселки на севере и на юге, посоветовал народу не бояться маньчжуров и желательно не двигаться со своих мест. Вообще, сколько бы ни говорилось о розни, скитаниях во время переселения, тоске по Родине, проблемах на новой земле (отсутствии там или нехватке воды и т.д.), он и не в силах был остановить народ. Люди думали, что в течение 1882 года успеют переселиться и попросили у чиновников 2 года на переселение. Но ситуация усложнилась, и время переселения протянулось до 10 марта 1883 года. Чиновник маньчжурского правительства, вернувшись в город, организовал специальную комиссию для сбора списка желающих переселиться. Из таранчинцев желающих было 11 365 дворов, дунган – 1 300 дворов, всего - 12673 дворов (примерно 51 тыс. человек). Из них для 2 тыс. семей были выделены земли между Усеком и Хоргосом, а для остальных 10673 дворов были отведены другие земли.



следующая страница >>



Признательность большинства людей порождена скрытым желанием добиться еще больших благодеяний. Франсуа Ларошфуко
ещё >>