На заседании Ученого совета - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа курса «механика сплошных сред» 1 18.83kb.
Утверждено на заседании Ученого совета 1 42.18kb.
Утверждено на заседании Ученого Совета 2 705.08kb.
Утверждено на заседании ученого совета университета 1 64.2kb.
На заседании Ученого совета фгбоу впо 1 59.38kb.
Обсуждены на заседании ученого совета военного института января 2013 г 1 346.66kb.
Обсуждены на заседании ученого совета военного института января 2013 г 1 346.66kb.
Социальная психология бренд-коммуникации 4 709.63kb.
Программа обсуждена на заседании кафедры информатики " 29 " мая 2012г. 1 117.66kb.
Программа кандидатского экзамена по специальности 02. 00. 03 1 53.12kb.
Состав ученого совета Московской международной высшей школы бизнеса 1 39.42kb.
Комплекс мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных... 1 215.61kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

На заседании Ученого совета - страница №1/1

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования


ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании Ученого совета

Директор Института, профессор

Института социальных наук ИГУ

_______________________

«12» марта 2008 г.

В.А. Решетников

Протокол № 7

«12» марта 2008 г.

Институт социальных наук

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ

  1. Общие положения


Настоящее положение разработано в соответствии с законами РФ «Об образовании» от 13.01.96 N 12-ФЗ, «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.96 N 125-ФЗ, «Типовым Положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. № 71, ГОСТ Р ИСО 9000 – 2000, Приказом Минобразования РФ «О комплексной оценке деятельности высшего учебного заведения» (№ 864 от 12.11.99 г.), и Уставом государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Иркутский государственный университет» (далее Университет).

Положение об учебно-методическом комплексе предназначено для введения единых требований к учебно-методическому обеспечению всех дисциплин, входящих в учебные планы, реализуемые в Институте социальных наук (далее Институт) Иркутского государственного университета.

Предусмотренный настоящим Положением уровень учебно-методической обеспеченности учебной дисциплины является одним из условий, позволяющих достичь необходимого качества подготовки и профессиональной переподготовки по всем формам обучения.

Настоящее Положение регулирует процесс подготовки учебного материала, как с точки зрения содержания, так и формы в целях создания условий, позволяющих эффективно организовать и поддерживать самостоятельную работу студента и сохранить преемственность в преподавании учебных дисциплин.

Учебно-методические комплексы формируются по отдельной дисциплине, по блоку дисциплин и по направлениям подготовки (специальностям) / программам бакалавриата, программам подготовки специалиста и программам магистратуры.

Требования настоящего Положения обязательны для всех кафедр и преподавателей Института социальных наук ИГУ.



  1. Основные задачи


  • Подготовка учебно-методического обеспечения каждой дисциплины, формирование учебно-методических комплексов по всем дисциплинам.

  • Оснащение учебного процесса учебно-методическими, справочными и другими материалами, улучшающими качество подготовки специалистов.

  • Создание инструмента планирования и организации работ по совершенствованию учебно-методической базы Института и университета.

  • Обеспечение стопроцентной оснащенности учебного процесса учебно-методическими комплексами.



3. Структура Учебно-методического комплекса


Учебно-методический комплекс (УМК) – совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами учебного материала, входящего в учебную программу дисциплины (блока дисциплин) плана подготовки студентов по одному из направлений (специальностей).

Состав УМК определяется содержанием утвержденной рабочей программы по соответствующей дисциплине.



В состав УМК включаются:

3.1. Рабочая программа учебной дисциплины - программа освоения учебного материала, соответствующая требованиям Государственного стандарта и учитывающая специфику подготовки студентов по определенному направлению или специальности. Оформление учебной программы выполняется в соответствии с принятым в Институте социальных наук ИГУ Положением.

3.2. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов, представляющие собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих студенту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины. При разработке рекомендаций необходимо исходить из того, что часть курса изучается студентом самостоятельно. Содержание методических рекомендаций, как правило, включает в себя:


  • рекомендации по планированию и организации времени, необходимого на изучение дисциплины;

  • описание последовательности действий студента, или «сценарий изучения дисциплины»;

  • рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса;

  • рекомендации по работе с литературой;

  • рекомендации по подготовке к экзамену (зачету);

  • разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса.

3.3. Учебно-методические материалы (УММ) по следующим видам занятий: лекции и практические занятия, курсовые/выпускные квалификационные работы.

3.3.1. Лекции – форма учебного занятия, цель которого состоит в рассмотрении теоретических и методологических вопросов излагаемой дисциплины в логически выдержанной форме. В состав УММ лекционного курса включаются:



  • Учебники и учебные пособия, разработанные преподавателями кафедры, конспекты (тексты, схемы) лекций в печатном виде и /или электронном представлении – электронный учебник, файл с содержанием материала, излагаемого на лекциях, файл с раздаточными материалами.

  • Тесты и задания по отдельным темам лекций (разделам учебной дисциплины) для самоконтроля студентов.

  • Списки учебной литературы, рекомендуемой студентам в качестве основной и дополнительной по темам лекций (по соответствующей дисциплине).

3.3.2. Практические занятия – одна из форм учебного занятия, направленная на развитие самостоятельности студентов и приобретение ими соответствующих умений и навыков (профессиональных компетенций).

Особая форма практических занятий - лабораторные работы, направленные на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных и профессиональных практических умений. Они составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки. В процессе лабораторной работы студенты выполняют одно или несколько лабораторных заданий под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала.

Практические занятия по отдельным дисциплинам рекомендуется проводить в форме семинаров, что позволяет студентам привить практические навыки самостоятельной работы с научной литературой, получить опыт публичных выступлений.

Семинары - составная часть учебного процесса, групповая форма занятий при активном участии студентов. Семинары способствуют углублённому изучению наиболее сложных проблем науки и служат основной формой подведения итогов самостоятельной работы студентов. На семинарах студенты учатся грамотно излагать проблемы, свободно высказывать свои мысли и суждения, вести полемику, убеждать, доказывать, опровергать, отстаивать свои убеждения, рассматривают ситуации, способствующие развитию профессиональной компетентности. Всё это помогает приобрести навыки и умения, необходимые современному специалисту. Следует иметь в виду, что подготовка к семинару зависит от формы, места проведения семинара, конкретных заданий и поручений. Это может быть написание доклада, эссе, реферата (с последующим их обсуждением), коллоквиум.

УММ практических/лабораторных/семинарских занятий, входящие в состав УМК, включают:

А. Методические указания по подготовке практических/лабораторных семинарских занятий, содержащие:


  • план проведения занятий с указанием последовательности рассматриваемых тем занятий, объема аудиторных часов, отводимых для освоения материалов по каждой теме;

  • краткие теоретические и УММ по каждой теме, позволяющие студенту ознакомиться с сущностью вопросов, обсуждаемых/изучаемых на практических/лабораторных семинарских занятиях, со ссылками на дополнительные УММ, которые позволяют изучить более глубоко рассматриваемые вопросы;

  • вопросы, выносимые на обсуждение и список литературы с указанием конкретных страниц, необходимый для целенаправленной работы студента в ходе подготовки к семинару (список литературы оформляется в соответствии с правилами библиографического описания);

  • тексты ситуаций для анализа, заданий, задач и т.п., рассматриваемых на практических/лабораторных/семинарских занятиях. Практические занятия рекомендуется проводить и с использованием деловых ситуаций для анализа (case-study method).

Б. Методические указания для преподавателей, ведущих практические/лабораторные/семинарские занятия, определяющие методику проведения занятий, порядок решения задач, предлагаемых студентам, варианты тем рефератов и организацию их обсуждения, методику обсуждения деловых ситуаций для анализа.

В. Хрестоматии.

3.3.3. Словарь терминов и персоналий.

В каждой дисциплине используются специальные термины, содержание которых не очевидно и требует пояснения. Для того, чтобы студент мог качественно изучить материал курса, он должен точно понимать и использовать термины, иметь краткие сведения о персоналиях, имеющих отношение к изучаемой дисциплине. В качестве вспомогательного средства в данном случае необходимо иметь толковый словарь терминов и персоналий - глоссарий. В данном словаре должны быть даны определения всех встречающихся в курсе терминов, относящихся именно к данному предмету. Термины могут привязываться к темам и/или располагаться в алфавитном порядке.

3.3.4. Формы текущего, промежуточного, рубежного и итогового контроля.


  • примерные темы рефератов, эссе (должны быть включены в программу учебной дисциплины);

  • варианты контрольных работ, тесты (материалы представляют собой набор заданий, позволяющих определить освоение отдельных тем учебной программы);

  • контрольные вопросы по каждой теме учебной программы и по всему курсу (перечень вопросов представляется в заданной последовательности в полном соответствии с образовательной программой).

3.3.5. Профессиональная практика.

Профессиональная практика имеет целью закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе теоретического обучения, приобретение необходимых умений, навыков и опыта практической работы по избранной специальности/направлению подготовки, проводится в соответствии с принятым в Институте социальных наук ИГУ Положением.

Учебно-методические материалы по профессиональной практике включают в себя:


  • перечень предприятий, организаций, заключивших договоры с Институтом / университетом о проведении практики студентов по данной специальности/направлению подготовки;

  • график прохождения практики, включая сроки проведения установочной и итоговой конференции;

  • методические указания по организации и проведению практики для студентов;

  • порядок оформления отчета по практике;

  • методические рекомендации для преподавателей, руководящих практикой, определяющие методику проведения занятий и консультаций, критерии оценки прохождения практики;

  • инструкция по технике безопасности;

  • порядок защиты отчета по практике.

3.3.6. Курсовые и выпускные квалификационные работы.

Курсовая работа – самостоятельная учебная работа студентов, выполняемая в течение курса (семестра) под руководством преподавателя. Включает комплекс исследовательских и расчетных работ по установленной тематике.

Выпускная квалификационная работа – работа, выполняемая студентом самостоятельно под руководством научного руководителя на завершающей стадии обучения по основной профессиональной образовательной программе.

УММ по курсовой/выпускной квалификационной работе, входящие в состав УМК, включают:



  • тематику курсовых /выпускных квалификационных работ;

  • методические указания по выполнению курсовой /выпускной квалификационной работы, содержащие краткие общие и УММ по тематике курсовой/выпускной квалификационной работы с указанием дополнительной литературы, использование которой позволяет более глубоко изучить отдельные вопросы, рассматриваемые в курсовой/выпускной квалификационной работе;

  • методику выполнения курсовой/выпускной квалификационной работы, включающего описание исходных данных по курсовой/выпускной квалификационной работе, порядок выполнения расчетной части работы, методику анализа полученных результатов, порядок оформления пояснительной записки по курсовой /выпускной квалификационной работе;

  • методические рекомендации для преподавателей, руководящих курсовой/выпускной квалификационной работой, определяющие методику проведения занятий и консультаций, порядок защиты курсовой/выпускной квалификационной работы.

3.4. Совокупность всех учебных и учебно-методических материалов, входящих в УМК по соответствующей дисциплине, составляет документацию УМК. Документация УМК является интеллектуальной собственностью кафедры, разработавшей УМК.

4. Порядок разработки УМК


4.1. УМК разрабатывается преподавателем (коллективом преподавателей) кафедры, обеспечивающей чтение дисциплины в соответствии с учебным планом подготовки студентов по специальностям (направлениям). Кафедра-разработчик УМК является ответственной за качественную подготовку УМК, соответствующих требованиям Государственного стандарта по подготовке студентов по специальности (направлению), за учебно-методическое и техническое обеспечение соответствующей дисциплины, в том числе и за обеспечение учебного процесса учебной и учебно-методической литературой.

4.2. Учебно-методические и учебные материалы, включаемые в УМК, должны отражать современный уровень развития науки, предусматривать логически последовательное изложение учебного материала, использование современных методов и технических средств интенсификации учебного процесса, позволяющих студентам глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике.

Разработка УМК включает в себя следующие этапы:


  • разработка рабочей программы по учебной дисциплине, входящей в учебный план подготовки студентов по соответствующей специальности (направлению);

  • разработка конспекта лекций, методики проведения практических занятий, подготовки курсовых и выпускных квалификационных работ;

  • оформление документации по УМК;

  • апробация материалов УМК в учебном процессе;

  • корректировка материалов УМК.

4.3. Учебные программы разрабатываются и утверждаются в соответствии с «Положением о рабочей программе дисциплины» до начала освоения этой дисциплины студентами.

4.4. Учебные и учебно-методические материалы лекционного курса, практических занятий, профессиональной практики, курсовых/выпускных квалификационных работ разрабатываются в соответствии с утвержденной программой по дисциплине.

4.5. Срок разработки материалов устанавливается кафедрой-разработчиком УМК по соответствующей дисциплине, фиксируется протоколом заседания кафедры, подготовка элементов УММ включается в индивидуальный план учебно-методической работы преподавателя и план работы кафедры.

4.6. Апробация материалов УМК проводится на первом потоке студентов, осваивающих соответствующую дисциплину. Основная задача апробации – оценка усвоения учебного материала студентами, соответствия плана проведения всех учебных занятий их фактическим срокам, качества подготовки и логической последовательности изложения учебного материала. При апробации допускается использование неполного комплекта учебных и учебно-методических материалов, но являющегося достаточным минимумом для усвоения дисциплины студентами.

4.7. По результатам апробации материалов УМК разработчики критически оценивают качество чтения дисциплины, готовят полный комплект документации УМК.

4.8. Кафедра-разработчик УМК в течение года после апробации дисциплины в учебном процессе:



  • корректирует и утверждает документацию УМК;

  • включает в план изданий кафедры учебные пособия и методические указания, подготовленные авторами УМК и прошедшие апробацию в учебном процессе;

  • оценивает качество чтения дисциплины и подготовки материалов УМК.

4.9. При последующем чтении дисциплины преподаватели вносят изменения в материалы УМК с целью улучшения качества преподавания, включения в УМК новых материалов, более полно отражающих своевременное состояние материалов УМК.

5. Организация контроля содержания

и качества разработки УМК


Контроль содержания и качества разработки УМК возлагается на кафедру-разработчика, Учебно-методическую комиссию Института.

5.1. Кафедра-разработчик УМК осуществляет текущий контроль содержания и качества подготовки УМК.

С этой целью на кафедре:

5.1.1. На этапе подготовки УМК:



  • разрабатывается и утверждается план подготовки УМК по соответствующей дисциплине, в котором определяются сроки и ответственные за подготовку УММ комплекса; план подготовки на текущий год отражается в плане работы кафедры и в индивидуальном плане работы преподавателя. Выполнение планов контролирует заведующий кафедрой.

  • своевременно рассматривается, рецензируется и передается для утверждения в Учебно-методическую комиссию Института учебная программа по соответствующей дисциплине;

  • рассматриваются учебные и учебно-методические материалы, представляемые разработчиками УМК;

  • обеспечивается своевременный заказ основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы для библиотеки;

  • регулярно оценивается готовность УМК к использованию в учебном процессе и принимаются оперативные меры по устранению отставания от плана подготовки УМК.

5.1.2. При апробации УМК в учебном процессе заведующий кафедрой или уполномоченное им лицо проводит контрольные посещения занятий с целью оценки соответствия излагаемого материала учебной программе, уровня освоения учебного материала студентами. Результаты контрольных занятий обсуждаются с преподавателем, проводившим занятие, и основные выводы доводятся заведующим кафедрой до всех преподавателей кафедры.

5.1.3. На этапе корректировки материалов УМК заведующий кафедрой осуществляет периодический контроль их соответствия современному уровню развития науки, методики и технологии осуществления учебного процесса.

5.2. Учебно-методическая комиссия Института осуществляет:


  • контроль содержания и качества подготовки учебных программ по дисциплинам, входящим в учебные планы подготовки студентов специальностей Института;

  • контроль результатов апробации УМК в учебном процессе, соответствия содержания учебного материала утвержденной учебной программе;

  • контроль содержания и качества подготовки документации УМК;

  • контроль обеспеченности всех дисциплин учебного плана специальности/направления подготовки учебно-методическими комплексами.

5.3. Учебно-методическая комиссия Института осуществляет периодический контроль обеспеченности всех специальностей / направлений подготовки учебно-методическими комплексами, а также содержания и качества подготовки УМК по дисциплинам, входящим в учебные планы подготовки студентов по специальностям /направлениям. С этой целью:

  • в повестку дня заседаний Учебно-методической комиссии вносятся вопросы по обсуждению УМК по дисциплинам, прошедшим апробацию в учебном процессе;

  • по результатам обсуждения принимается решение о содержании и качестве подготовки УМК по дисциплинам, входящим в учебные планы подготовки студентов по специальностям (направлениям), даются рекомендации по совершенствованию разработанного УМК.



6. Документационное обеспечение УМК


Учебно-методический комплекс разрабатывается и проходит все стадии согласования и утверждения в электронном и бумажном виде.

Все учебно-методические комплексы проходят процедуру утверждения в следующие сроки: для направления подготовки бакалавров - не реже одного раза в четыре года, для специальности - не реже одного раза в пять лет; для магистерских программ – не реже одного раза в два года.

Ученый Совет Института, за которым закреплены специальности/направления подготовки, оценивает содержание и качественный уровень всех учебно-методических комплексов. Учебно-методические комплексы обсуждаются при обязательном присутствии заведующего кафедрой и/или автора. При наличии замечаний по содержанию комплексов их возвращают на кафедры для доработки. При отсутствии замечаний учебно-методический комплекс дисциплины/блока дисциплин утверждается, о чем делается запись в протоколе заседаний Ученого Совета Института. Учебно-методический комплекс для утверждения принимается при наличии электронной и печатной версии.

Деканаты факультетов ведут реестр утвержденных учебно-методических комплексов, реализуемых на факультете основных образовательных программ с целью постоянного контроля за учебно-методической обеспеченностью образовательного процесса.

Все утвержденные учебно-методические комплексы специальностей/направлений подготовки хранятся в деканате в бумажном виде.

7. Доступ к УМК


В целях развития открытости и доступности разработанных учебно-методических материалов УМК дисциплин, блоков дисциплин, специальностей/направлений подготовки размещаются на сервере Института социальных наук ИГУ в информационно-аналитической системе «Институт социальных наук», в модуле информационно-методической поддержки самостоятельной работы студентов «Учебно-методическая деятельность», а также в модуле «Образовательная деятельность» по каждой кафедре с выделением следующих компонентов:

Образовательная деятельность

  • Государственный образовательный стандарт по специальности

  • Учебный план по специальности

  • Программы учебной и производственной практик

Сотрудники

  • Карьерный рост

  • Основные публикации

  • Учебные курсы, предметы, дисциплины (модули)

  • Рабочая учебная программа

  • Учебник (учебное пособие)

  • Комплекс самостоятельной работы

  • Методические рекомендации/указания по выполнению самостоятельной работы

  • Календарный учебный график

  • Методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии

  • Формы и процедуры контроля преподавательской деятельности со стороны УМК

Институт обеспечивает свободный доступ к материалам УМК через компьютерные классы, Интернет-Центр и библиотеки.



Согласовано:
Проректор по учебной работе ИГУ, проф. И.Н. Гутник
Декан социального факультета ИСН ИГУ, доц. Е.В. Гольцова
Декан факультета дополнительного образования, доц. В.В. Попова
Председатель учебно-методической комиссии

Института социальных наук ИГУ, проф. Т.И. Грабельных










Вы по-прежнему стройны, как клепсидра, но песок уже почти весь внизу. Боб Хоуп
ещё >>