Н. В. Суслова, Т. Н. Усольцева новейший литературоведческий словарь-справочник - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тадевосян Э. В. Словарь-справочник по социологии и политологии м 1 30.17kb.
Даниил Андреев. Новейший Плутарх 8 1143.97kb.
Словарь справочник основных понятий по психологии и педагогике 6 1029.16kb.
Министерство здравоохранения и социального развития 3 377.62kb.
имплицитная информационная война в текстах современной прессы 1 80.01kb.
Может быть использован учащимися лицеев и колледжей с углубленной... 1 217.77kb.
Справочник Под редакцией доктора философских наук, профессора Л. 44 6895.83kb.
Туризм в россии. Словарь-справочник 84 4907.91kb.
Технологический риск новейший объект 1 267.16kb.
Курсовая Коннотативное значение фразеологизмов 35 1 30.08kb.
Справочник по психодиагностике. Киев: "Наукова Думка" 1 85.62kb.
1. «Отцы и дети» И. С. Тургенева и общественное движение в России... 1 84.85kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Н. В. Суслова, Т. Н. Усольцева новейший литературоведческий словарь-справочник - страница №1/12

Н.В. Суслова, Т.Н. Усольцева




НОВЕЙШИЙ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ

СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК




ДЛЯ УЧЕНИКА и УЧИТЕЛЯ


«Белый ветер», 2003



А
Авангард (от фр.avant-garde - передовой отряд) – в культурной традиции первой половины 20 века один из основных принципов создания художественной реальности наряду с модернизмом. Если модернизм элитарен по своей природе, то эстетическая позиция авангардного искусства демократична. Для авангарда характерна установка не немедленное и непосредственное, активное и порой агрессивное воздействие факта искусства на человека, что формирует эпатирующий и шокирующий характер эстетики авангарда, а также такие черты его поэтики как броскость, необычность. В искусстве 20 века явными направлениями авангарда являются футуризм, сюрреализм, дадизм (дадаизм). Значение авангарда в том, что он показал относительность форм, средств и способов воплощения эстетического сознания; путем доведения до абсурда всех основных видов искусств доказал, что они изжили или изживают себя как актуальные явления культуры; выработал новые решения для выражения идей нового искусства; способствовал возникновению новых видов искусств (компьютерные искусства, современные шоу и др.).

Автобиография (от греч. autos, bios, grapho - сам, жизнь, пишу)– литературный жанр, представляющий собой, как правило, последовательное описание писателем своей жизни. Литературную автобиографию не следует смешивать с автобиографией информационной, которая носит чисто анкетный характер. Литературная автобиография демонстрирует тенденцию к объединению ряда разрозненных жизненных событий в рамках общей авторской концепции, нередко содержит вымысел; факты незначительные для автобиографии анкетного характера, могут приобретать в ней первостепенный характер. От мемуаров автобиография отличается тем, что автор мемуаров ориентирован на воспроизведение реалий внешнего мира, а автор литературной автобиографии - на изображение становления собственного внутреннего мира. К жанру литературной автобиографии можно отнести “Исповедь” Ж. Ж. Руссо; трилогию Л.Н. Толстого “Детство”, “Отрочество”, “Юность”; трилогию А.М. Горького “Детство”, “В людях”, “Мои университеты”; “Я сам” В. Маяковского и др.

Автор (лат. auctor – основатель, устроитель, учитель) – в современном искусствоведении термин употребляется в трех основных значениях: 1) создатель художественного факта как реальное лицо с собственной биографией, персональным набором личностных качеств; 2) образ автора, явленный в тексте, подразумевающий собственное изображение в рамках художественной реальности; 3) субъект творчества (креативная персона), т.к. бытие воссоздается в тексте посредством творческой воли автора, который таким образом явлен в тексте как целом. Существуют различные формы демонстрации авторства: 1) коллективное творчество, проявляющееся в фольклоре и памятниках ранней письменности; 2) индивидуальное, открыто заявляемое авторство; 3) намеренное сокрытие авторства, использование псевдонима, мистификация. С категорией автор связано понятие авторской концепции, которая представляет собой комплекс мыслей и чувств, присутствующий в произведении и включающий в себя три основных аспекта: интерпретация и оценка конкретных реалий, философский взгляд на мир в его целостности, самопознание и рефлексия. Авторская субъективность включает в себя два основных компонента – “идеи и верования” (Х. Ортега-и-Гассет), соответственно, сознательно и целенаправленно утверждаемые мысли автора и те миросозерцательные аксиомы, которые приходят в произведение вне воли автора. Категория “верований” обозначается в искусствоведении как имперсональная субъективность, состав которой определяется: 1) общечеловеческими представлениями (включая религию), действующими в мире, где живет автор; 2) воззрениями социума и социальной группы, к которой принадлежит автор; 3) психологическими комплексами автора и архетипами.

В разные эпохи отношение к фигуре автора было различным. До Нового времени авторство было редуцировано в силу тяготения искусства к нормативности и традиционализму сознания, начиная с развития сентиментализма и романтизма, фигура автора помещается в центр произведения. К середине 20 в. сформировалась концепция “смерти автора”, получившая широкую известность благодаря статьям Р. Барта, утверждавшего полумнимость фигуры автора, которого нет ни до текста, ни после него. В процессе создания произведения автор выступает исключительно в роли скриптора, т.е. записывающего, поскольку он передает не свои мысли, настроения, а выписывает отдельные готовые слова из необъятного словаря-текста. С точки зрения Р. Барта, оригинальность современного художника заключается в свободе варьирования.



Агиография, см. жития святых

Акмеизм (греч.akme – высшая точка чего-либо, цветение, цветущая пора) – русская поэтическая школа модернистской ориентации, возникшая в 10-е гг. 20 века, во многом явившаяся реакцией на кризис символизма. В качестве основного принципа изображения мира акмеизм декларировал осознание ценности всех элементов его составляющих, от самых “высоких” до самых “низких”: “все явления – братья” (Н. Гумилев). Высшей целью своего творчества акмеисты провозглашали возвращение современному человеку утраченного “праздника миросозерцания”. Акмеизм проповедовал конкретно-чувственное восприятие “вещного мира”, в реалиях которого можно прозреть ту самую “недостижимую” истину, к познанию которой тщетно стремились символисты. Наиболее яркими представителями акмеизма были Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова. О. Мандельштам.

Акростих (греч. akrostichon – краестишие) – стихи, в которых начальные буквы (реже слоги или слова) составляют слово, фразу, имя или фамилию (обычно автора или адресата). Анкростих из последних букв называется телестих, из средних – месостих. Акростих рассчитан на зрительное восприятие. Иногда пишут стихотворные загадки, в которых разгадка таится в первых буквах стихов. Например, в стихотворении Николая Гумилева “Акростих” начальные буквы составляют “Анна Ахматова”:

Ангел лег у края небосклона

Наклонившись, удивлялся безднам:

Новый мир был синим и беззвездным,

Ад молчал, не слышалось ни стона.
Алой крови робкое биенье,

Хрупких рук испуг и содроганье.

Миру снов досталось в обладанье

Ангела святое отраженье.
Тесно в мире, пусть живет, мечтая

О любви, о свете и о тени,

В ужасе предвечном открывая

Азбуку своих же откровений.

Акт (от лат. aktus - поступок, действие) в драматических произведениях и спектаклях законченная часть произведения, его отдельное действие. В пьесе может быть различное количество актов – от одного до десяти и более. Наиболее распространено двух-пяти-актное строение пьес. Примерами одноактных пьес могут служить “Маленькие трагедии” А.С. Пушкина, водевили А.П. Чехова.

Александрийский стих (название от французской поэмы 12 в. об Александре Македонском) в русской поэзии передается шестистопным ямбом с цезурой после третьей стопы. Стихи, как правило, связаны смежной рифмой. В эпоху классицизма александрийский стих был основным размером эпоса, трагедии, элегии и др. высоких и средних жанров. Многие русские поэты 19 века обращались к александрийскому стиху. Так, александрийским стихом написан каменноостровский цикл А.С. Пушкина (1836). Например:

Напрасно я бегу || к сионским высотам,

Грех алчный гонится|| за мною по пятам…

Так, ноздри пыльные || уткнув в песок сыпучий,

Голодный лев следит || оленя бег пахучий. (А.С.Пушкин)

Аллегория (от гр.allegoria - иносказание) – это литературный прием или тип образности, представляющий собой иносказательное изображение отвлеченного понятия или типичного явления действительности при помощи конкретного жизненного образа. Так сердце, пронзенное стрелой, является аллегорией любви; старуха с косой – аллегорией смерти; разорванные цепи – аллегория свободы. Аллегория часто применяется в баснях и сказках, где многие персонажи являются носителями закрепленного за каждым из них определенного аллегорического содержания: медведь - сила и глупость, ограниченность; волк – жестокость и жадность; ягненок – слабость и покорность; лиса – хитрость и коварство. Часто аллегория используется в жанрах притчи, утопии, сатиры.

Аллитерация (лат. – ad – к, при; littera - буква) – один из видов звукописи, основанный на повторении одинаковых, созвучных согласных звуков, что способствует усилению выразительности художественной речи. Например:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя… (А.С. Пушкин “Зимний вечер”)

или


Я любил, был любим, мы любили вдвоем,

Только этим мы жить и могли.

И, любовью дыша, были оба детьми

В королевстве приморской земли (Э.По “Аннабель-Ли” перевод К. Бальмонта).



Аллюзия (от лат. allusio – шутка, намек) – стилистическая фигура, представляющая собой намек на реальное политическое, историческое событие или факт художественной культуры, которые представляются общеизвестными. Автор может намеренно создавать произведение, вызывающее у читателя недвусмысленную аллюзию. Аллюзия также может возникать у читателя вне зависимости от творческого замысла автора, определяясь изменяющимся политическим и культурным контекстом. Так в момент чтения трагедии “Борис Годунов” у современников А.С. Пушкина возникала аллюзия на обстановку в России в середине 20-х гг.19 века – такое же “смутное время”, как и изображенное в трагедии. В 80-е гг. 20 века события трагедии “Борис Годунов” воспринимались уже как аллюзия на действительность эпохи реформ М.С. Горбачева (именно это стало ядром концепции постановки этой пьесы режиссером Ю. Любимовым в театре на Таганке). Стихотворение М.Ю. Лермонтова “Предсказание” у современников поэта вызывало аллюзию на холерные бунты в России 30-х гг. и революционные волнения в Париже 1830 г. Сегодняшний читатель прочитывает в этом стихотворении аллюзию на революцию 1917 года и те события в российской истории, которые она повлекла за собой. При знакомстве с текстами Ф.И. Тютчева у многих возникает аллюзия на живописные полотна М. Чюрлениса, аллюзию на факты творчества М. Шагала порождает целый ряд стихотворений О. Мандельштама и т. п.

Альманах (с арабского аль-манах – календарь) сборник литературно-художественных произведений, объединенных по какому-либо признаку: тематическому, жанровому, территориальному, идейно-художественному и др. Из русских альманахов 19 в. наиболее известными являются “Полярная звезда” (альманах, издававшийся поэтами-декабристами К.Ф. Рылеевым и А.А. Бестужевым в 1823-1825 гг.), “Северные цветы” (альманах литераторов пушкинского круга); “Петербургский сборник” (альманах, представителей “натуральной школы” изданный Н.А. Некрасовым в 1846). В начале 20 в. большое значение приобрели сборники “Знание”, основанные М. Горьким, популярны были сборники футуристов (“Пощечина общественному вкусу” и др.). Литературные альманахи и сборники и в настоящее время являются одной из форм публикации новых произведений (“День поэзии”, “Литературная Москва” и др.).

Амфибрахий (от греч. amphibrachys - с двух сторон краткий) в силлабо-тоническом стихосложении: трехсложный размер стиха, в котором ударение в стопе падает на 2-й слог (( _ґ( ). В русской поэзии широко употребляется с начала 19 века. Наиболее распространены трех- и четырехстопный амфибрахий, а также их чередование. Например:

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормленный в неволе орел молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном (А.С. Пушкин “Узник”)

Схема трехстопного амфибрахия в приведенном фрагменте:

( _ґ( | ( _ґ( |( _ґ ( |( _ґ

( _ґ( | ( _ґ( |( _ґ ( |( _ґ

( _ґ( | ( _ґ( |( _ґ ( |( _ґ

( _ґ( | ( _ґ( |( _ґ ( |( _ґ

или:

Как ныне сбирается вещий Олег



Отмстить неразумным хозарам:

Их села и нивы за буйный набег

Обрек он мечам и пожарам… (А.С. Пушкин “Песнь о вещем Олеге”)

Схема чередования четырехстопного и трехстопного амфибрахия:

( _ґ( | ( _ґ( |( _ґ ( |( _ґ(

( _ґ( | ( _ґ( |( _ґ (

( _ґ( | ( _ґ( |( _ґ ( |( _ґ(

( _ґ( | ( _ґ( |( _ґ (



Анаграмма (от греч.anagrammatismos - перестановка букв) – повторение звуков заданного слова в другом или других словах. В настоящее время этот прием чаще используется в поэтических фокусах: перевертенях (так вся поэма В. Хлебникова “Уструг Разина” написана так, что может читаться как слева направо, так и справа налево, при чем смысловое тождество сохраняется), шарадах, а также при создании псевдонимов. Например, Н.В. Гоголь свои ранние произведения иногда подписывал ОООО, т.к. в его полном имени Николай Гоголь-Яновский было четыре буквы О. Свою первую книгу стихов Иннокентий Анненский издал под псевдонимом-анаграммой своего имени Ник. Т-о. Персонаж цикла романов Дж.К. Ролинг о Гарри Поттере Том Норвало Реддл берет себе новое имя - лорд Волан де Морт, являющееся анаграммой его первого имени.

Анакреонтическая поэзия - легкая лирика, воспевающая радости земной жизни: любовь, вино, безоблачное веселье, реже – политическое свободомыслие. Анакреонтическая поэзия восходит в своем названии к имени древнегреческого поэта Анакреонта. Анакреонтические мотивы в русской классической поэзии наиболее ярко выражены в творчестве М.В. Ломоносова, Р.Г. Державина, К.Н. Батюшкова, А.С. Пушкина и др. В современной русской поэзии к анакреонтической традиции (правда, иронически переосмысленной) тяготеют В. Степанцов, Д. Быков, В. Пеленягрэ и др. Например:

Смертный, век твой привиденье:

Счастье резвое лови;

Наслаждайся, наслаждайся;

Страстью пылкой утомляйся

И за чашей отдыхай! (А.С. Пушкин “Гроб Анакреона”)

Или:

Как упоительны в России вечера!..



Любовь, шампанское, закаты, переулки,

Ах, лето красное! Забавы и прогулки,

Как упоительны в России вечера.

Балы. Красавицы. Пролетки. Нумера.

И вальсы Шуберта, и хруст французской булки,

Любовь, шампанское, закаты, переулки,

Как упоительны в России вечера!.. ( Виктор Пеленягрэ “Триолет”)

Анализ произведения литературоведческий (от греч. analysis– разложение, расчленение) – один из аспектов литературоведческого исследования, предполагающий постижение целостности произведения путем обнаружения связей, конструктивных отношений между вычленяемыми в составе данного произведения сегментами (от эпизодов сюжета до слогов и фонем). Анализ призван выявить в организации текста как цельного высказывания предпосылки того непосредственного впечатления, которое произведение оказывает на читателя. Анализ представляется необходимым условием научности и доказательности любой интерпретации литературно-художественного факта. Анализ отличается от “интуитивного” способа прочтения текста путем фиксации чувств и ощущений, которые тот вызывает, а также от интерпретации, которая зачастую носит излишне субъективный характер. Посредством анализа исследователь получает возможность уточнения адекватности собственной концепции прочтения текста, постижения его смысла. В русской традиции яркие примеры литературоведческого анализа можно встретить в работах М.О. Гершензона, М.М. Гиршмана, Ю.М. Лотмана и др.

Анапест (от греч. anapaistos – обратный дактилю, отраженный назад) - в силлабо-тоническом стихосложении: трехсложный размер стиха, в котором ударение в стопе падает на 3-й слог (( ( _ґ). В русской поэзии широко употребляется с начала 19 века. Наиболее распространены трех- и четырехстопный анапест а также их чередование. Например:

Вот парадный подъезд. По торжественным дням,

Одержимый холопским недугом…

(Н.А. Некрасов “Размышления у парадного подъезда)

Схема четырехстопного анапеста в приведенном фрагменте:

( ( _ґ| ( ( _ґ |( ( _ґ|( (_ґ

( ( _ґ| ( ( _ґ |( ( _ґ|( (_ґ

или:


“Выкупается кровью пролитая кровь, -

То убийце скажи моему.

Беззаконную небо карает любовь, -

Ты сама будь свидетель тому”.

(В.А. Жуковский “Замок Смальгольм, или Иванов вечер”)

Схема чередования четырехстопного и трехстопного анапеста в приведенном фрагменте:

( ( _ґ| ( ( _ґ |( ( _ґ|( (_ґ

( ( _ґ| ( ( _ґ |( ( _ґ

( ( _ґ| ( ( _ґ |( ( _ґ|( (_ґ

( ( _ґ| ( ( _ґ |( ( _ґ



Ан`афора (от греч.anaphorа – вынесение вверх) повтор слова или группы слов в начале нескольких стихов, строк или фраз, т.е. единоначатие. Например:

Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река,

В лазури пламенной и чистой



Лениво тают облака (Ф.И. Тютчев “Полдень”).

Анекдот (от греч. anekdotos– неизданный) – 1) короткий рассказ о каком-либо эпизоде из жизни исторического лица, который характеризует его не как государственного деятеля, не как общественного деятеля, а как человека; 2) основной жанр современного городского фольклора, короткий устный рассказ, шутливого или сатирического содержания.

Аннотация (от лат.annotatio – замечание) – краткое изложение содержания книги, статьи, рукописи, иногда включающее оценку произведения, сведения об авторе и др. Аннотация часто бывает предпослана основному тексту книги. Аннотации также печатаются в литературных справочниках, книжных каталогах.

Антигерой – литературный персонаж, лишенный традиционных героических черт, но занимающий центральное место в системе образов произведения, выступающий в той или иной мере “представителем” автора. Термин “антигерой” был введен в литературоведческий обиход Ф.М. Достоевским для обозначения центрального персонажа “Записок из подполья” (1864).

Антит`еза (от греч.antithesis – противоположение)1) стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении образов и понятий. 2) любой содержательно значимый контраст в тексте. Антитеза в первом значении всегда проявляется открыто, часто посредством слов-антонимов: например: “Толстый и тонкий” А.П. Чехова или

Они сошлись. Вода и камень,



Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой

(А.С. Пушкин “Евгений Онегин”).

Во втором значении антитеза может быть неявной, контраст может носить скрытый характер. Так у М.Ю. Лермонтова, З. Гиппиус, А. Блока и др. антитетичность становится одним из основных принципов художественного мышления. Наиболее полное воплощение принцип антитезы находит в поэтике романтизма, отражаясь в первую очередь, в центральном романтическом конфликте, порождаемом противопоставлением мечты и действительности.



Антиутопия – произведение, предполагающее создание художественной модели воображаемой общественной системы, соответствующей тому или иному современному социальному идеалу. Антиутопия связана с акцентированием внимания на негативных чертах, пагубных тенденциях, характерных для жизни изображаемого общества. Антиутопические тенденции явились реакцией на утопическую литературу (см. утопия). Так, примером ранней антиутопии являются “Путешествия Гулливера” Дж. Свифта. К концу 19 века антиутопия приобретает отчетливые черты социального прогноза, авторы антиутопий в качестве своей первоочередной задачи определяют предупреждение современников о социальных потрясениях и катастрофах, грозящих человечеству в будущем. Первую половину 20 века обычно называют периодом расцвета антиутопии. Например: Е. Замятин “Мы”, Дж. Оруэлл “1984 год”, Р. Брэдбери “451є по Фаренгейту” и др.

Античные литературы – Греческая древняя литература (8 в. до н.э. – 5 в. н.э.), Римская литература (5 в. до н.э. – 5 в. н.э.) и Эллинистическая литература (3-1 вв. до н. э.).

Антология (от древнегреч. anthologia - цветник) – сборник изречений, избранных стихов, отрывков из произведений, принадлежащих разным авторам. Антология часто представляет собой совокупность наиболее показательных текстов, принадлежащих какой-либо национальной литературе, литературной эпохе, направлению и т.п. Например: “Антология английского поэзии”, “Антология русского сонета”, “Антология французского символизма”. В первой половине 19 века антологиями в России называли исключительно сборники античной поэзии. Антологическими стихотворениями называли стихотворные переводы с латинского и древнегреческого языков и оригинальные стихотворения, написанные в манере античных классиков, с использованием тем, сюжетов, мотивов, образов и т.п. их произведений. Например: Антологические стихотворения Н.К. Батюшкова.

Антропоморфизм (от греч. anthropos–человек и morphe – вид, форма) – один из видов олицетворения, когда предмет изображения наделяется определенным набором человеческих черт или уподобляется человеку. Например: Ель рукавом мне тропинку завесила… (А.А. Фет). На принципе антропоморфизма иногда может быть построено целое произведение. Например: “Необычайное приключение…” В. Маяковского, “Зеленая прическа, девическая грудь…” С. Есенина.

Апокриф (от греч. apokryphos– тайный, сокровенный) памятники раннехристианской и средневековой религиозной литературы, которые не признаются официальной церковью. Апокрифы примыкают к тексту Священного писания, углубляя и развивая его повествование. Например: в Древней Руси были популярны такие апокрифы как “Хождение Богородицы по мукам”, “Хождение Агапия в рай”.

Артефакт (от лат. artefakt - искусственно сделанный) – 1) любой искусственно созданный объект. Это значение термина возникло в археологии, откуда пришло в культурологию, где стало использоваться для различения объектов естественного и искусственного происхождения; 2) воплощение какой-либо культурной формы в конкретном материальном предмете, социальной структуре, поведенческом акте, не только отражающих, но и интерпретирующих данную культурную форму. Художественное произведение относится к особому типу культурных форм, так называемому авторскому, поэтому также может считаться артефактом.

Афоризм (от гр. aphorismos - определение, краткое изречение)обобщенная законченная мысль, выраженная в лаконичной, художественно заостренной форме. У афоризма в отличие от пословиц точно известен автор. От крылатых слов афоризмы отличаются логико-синтаксической законченностью и самостоятельностью. Например: Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой (И.В. Гете); Смерть достаточно близка, чтобы можно было не страшиться жизни (Ф. Ницше); Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь (И.С. Тургенев).

Архетип (от греч. archetypon – первообраз, модель ) – универсальные врожденные психические модели, обусловленные фактором присутствия первобытной памяти человечества (“коллективное бессознательное”), поэтому действительные для каждого индивидуума, независимо от его национальной, социальной, половой, возрастной и др. определенности. Архетипы обладают способностью к бессознательному воспроизводству. Содержание архетипа раскрывается в ритуале, мифе, символе, сноведении и т.п. Термин “архетип” был введен в широкий обиход швейцарским психологом К.Г. Юнгом. Архетипы лежат в основе общечеловеческой символики. В современной литературоведческой традиции нередко к разряду архетипических относят мотивы и сюжеты, представляющие собой трансформированные бессознательно воспроизведенные универсалии. Например: характерный для самых различных культур мотив насыщения, символизирующий возрождение, восходит к обряду ритуальной трапезы. Так, мотив еды, поглощения пищи, постоянно присутствующий в произведениях Н.В. Гоголя, подспудно подтверждает эту мысль. С древних времен пиры, застолья ассоциировались со значительными событиями в жизни человека, со свадьбами и похоронами, воспринимавшимися как переходы от одного состояния жизни человека к другому. Поэтому сочные описания поглощения пищи вызывают подсознательное ощущение, с одной стороны, конца бытия, а с другой - вечности и радости жизни. Или: миф о Мировом древе, присущий практически всем мифологическим комплексам, проявляется в целом ряде памятников литературы разных стран. Так, смысловая доминанта каменностровского цикла А.С. Пушкина, композиция и система образов в романе-эпопее Л.Н. Толстого “Война и мир” определены представлениями о Мировом древе.

следующая страница >>



Когда ребенок вырастает, он многое перестает понимать. Александр Кулич
ещё >>