Мячина Наталья Григорьевна, Русинова Наталья Николаевна - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Наименование подразделения Должностные лица 1 124.14kb.
Наталья Николаевна Арбузова 1 85.77kb.
560 в количестве 7 человек в следующем составе: Куряева Румия Диганшиновна... 1 69.91kb.
№502 в количестве 10 человек в следующем составе: Карабина Загиря... 1 206.22kb.
1041 в количестве 7 человек в следующем составе: Афонина Любовь Ивановна... 1 69.91kb.
Урок математики, 3 класс, учитель нач классов Носова Наталья Николаевна 1 30.56kb.
Об участниках встречи: Милях Наталья Анатольевна (псевдоним Наталья... 1 33.65kb.
И. павлычева 3 537.07kb.
Шиншиллы эксперт Шумилина Наталья Николаевна 2 420.25kb.
Абдуллаева Наталья Николаевна Абдурахманов Сергей Идрисович 1 206.83kb.
Наталья + Сергей = 7 1 31.58kb.
«Знаки препинания при причастном обороте» 1 53.26kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Мячина Наталья Григорьевна, Русинова Наталья Николаевна - страница №1/1

Мячина Наталья Григорьевна, Русинова Наталья Николаевна

(учителя русского языка и литературы МОУ гимназии №26, г. Томск)



Бокор Владимир, Войнич Юлия, Акулова Валентина, Сподина Мария, Худолеева Ольга

( 9 класс, МОУ гимназия №26, г. Томск)



Знаки препинания и их роль в предложении
Из истории знаков препинания

Пунктуационная система русского языка складывалась на протяжении многих веков. До конца XV века тексты на русском языке писались или без промежутков между словами, или делились на нерасчленённые отрезки. Примерно в 1480-е годы появилась точка, в 1520-е — запятая. Появившаяся позднее точка с запятой вначале употреблялась также в значении знака вопроса.

ХV век - рождение запятой и точки с запятой на Руси, ХVI в.- двоеточие, ХVII в.-восклицательный знак, в ХVIII. появилось пять знаков: скобки, вопросительный знак, кавычки, тире (из французского) и многоточие (из латинского). Немало времени и сил ушло у многих поколений специалистов, чтобы увидеть то, к чему мы привыкли: пробелы между словами и знаки препинания. Знаки препинания постепенно входили в наше письмо, последовательно обогащая и усложняя смысл и звучание записанной речи: точка и двоеточие в XI веке, запятая в XIV, точка с запятой в XV, вопросительный знак в XVI, восклицательный знак и тире в XVII, многоточие в XVIII веке. Каждая эпоха откладывала в общих принципах письма своё отношение к эстетической и смысловой стороне текста. Это факты культуры, а не только языка. Постепенно складывалась современная пунктуация. С XVII по XX век получила силу новая идея пунктуации: отмечать не звучащие отрезки речи, которые произносили как бы на одном дыхании, а смысловые связки слов, важные для понимания текста. Теперь уже не грамматика и не ритмика фразы, а логика руководит выбором нужного пунктуационного знака. Система пунктуационных знаков сложилась только после распространения книгопечатания. Начало научному изучению пунктуации было положено М.В. Ломоносовым в «Российской грамматике», где уже был специальный раздел, посвященный "строчным знакам" - знакам препинания. Появляются новые знаки препинания: тире, кавычки и многоточие. Сегодня мы с вами пользуемся «Правилами орфографии и пунктуации», принятыми в 1956 году.

Группы знаков препинания


  • Отделительные (точка, вопросительный, восклицательный знаки, многоточие). Для отделения каждого предложения от последующего в тексте, для оформления отдельного предложения как законченного.

  • Разделительные (запятая, точка с запятой, тире, двоеточие). Для обозначения границ между однородными членами в простом предложении и между простыми предложениями в составе сложного.

  • Выделительные (запятая и две запятые, тире и два тире, восклицательный знак, скобки двойные, двоеточие и тире, кавычки двойные). Для выделения смысловых отрезков, осложняющих простое предложение (обращений, вводных слов, обособленных второстепенных членов), групп однородных членов с обобщающими словами, прямой речи.

Знаки препинания в конце предложения

Точка (.)

Знак препинания, который ставится в конце повествовательных и побудительных невосклицательных предложений и обозначает законченность мысли.



Функции точки:

1. Обозначение законченной мысли/предложения.

2. Обозначение краткой формы слов и выражений (сокращение).

3. Образование других знаков препинания.

4. Формирование отточия.

5. Расчленение грамматически законченного предложения на части (парцелляция).



Вопросительный знак (?)

Ставится в конце предложения, обозначает его вопросительный характер.



Функции вопросительного знака:

Вопросительный знак ставится после прямого вопроса, в том числе и после следующих одно за другим неполных вопросительных предложений.



Восклицательный знак (!)

Восклицательный знакзнак препинания, который отмечается для выражения восклицания (удивления), передает эмоциональное состояние: восхищение, радость, убежденность в своей правоте.



Функции восклицательного знака:

1)Разграничивает предложения и передает эмоциональность побуждений.

2) Передает эмоциональность обращений.

3) Передает эмоциональность звукоподражательных слов.

4) Передает эмоциональность междометий.

Многоточие (…)

Многоточие (…) — знак препинания в виде нескольких (в русском языке трёх) поставленных рядом точек. В большинстве случаев обозначает незаконченную мысль или паузу.



Функции многоточия:

1. Для обозначения незаконченности высказывания, вызванной волнением говорящего, обрывом в логическом развитии мысли, внешней помехой, для обозначения заминок или перерывов в речи.

2. В начале текста для указания, что продолжается изложение, прерванное большой вставкой, или что события, описываемые в данном отрывке текста и в предшествующем ему, разделены длительным промежутком времени.

3. Для обозначения пауз при неожиданном переходе от одной мысли к другой между законченными предложениями.

4. В начале, в середине или в конце цитаты для указания на то, что пропущена часть цитируемого текста. Если при цитировании пропущено одно или несколько предложений, то многоточие в этом случае заключают в угловые скобки.[…]

5. Для обозначения интервала значений.

Иногда многоточие применяют с вопросительным или с восклицательным знаками. В этих случаях после знака ставится только две точки: «!..» и «?..».

Знаки препинания в середине предложения

Запятая (,)

Запятая - грамматический знак препинания, отделяющий простые предложения в составе сложного; внутри предложения запятые выделяют вводные конструкции, обращения, однородные и обособленные члены предложения.



Функции запятой:

1. Разграничивает однородные члены предложения (без союзов и с некоторыми союзами).

2. Разграничивает простые предложения в составе сложного.

3. Выделяет обособленные члены.

4. Выделяет обращения.

5. Выделяет вводные слова, словосочетания, предложения.

6. Выделяет междометие.

7. Смысловая.



Двоеточие (:)

Двоеточие — знак препинания в виде двух расположенных одна над другой точек (:), употребляемый для указания на то, что часть текста после него связана причинными, пояснительными и т. п. смысловыми отношениями с частью текста перед ним.



Функции двоеточия:

1. Употребляется перед однородными членами предложения после обобщающего слова или без обобщающего слова, предупреждая о следующем дальше перечислении.

2. Употребляется в бессоюзном сложном предложении для указания на причину того, о чем говорится в первой части; дополнения и пояснения смысла какого-либо слова в первой части; раскрытия содержания первой части.

3. Употребляется после авторских слов перед прямой речью.



Точка с запятой

Точка с запятой - знак препинания, состоящий из точки и расположенной под ней запятой (;).



Функции точки с запятой:

1. Разграничивает распространенные однородные члены предложения.

2. Разграничивает части бессоюзного сложного предложения, уже имеющие запятые.

3. Разграничивает сложносочиненные предложения или соподчиненные придаточные части сложноподчиненного предложения.



Тире

Помогает отделить реплики в диалоге, отделить прямую речь от слов автора, оформить пропуск слова, чтобы не было его повторения.



Функции тире:

1. Разделяет подлежащее и сказуемое.

2. Разделяет части сложного предложения и указывает на время, условие, следствие, вывод, противопоставление и быструю смену событий.  

3. Выделяет вводные предложения, вставные конструкции.

4. Ставится в неполных предложениях на месте опущенных слов.

5. Употребляется после однородных членов перед обобщающим словом

6. Ставится перед началом реплики диалога.

Скобки

Письменный или печатный знак, обычно парный, служит для обособления какой-нибудь части текста. Могут быть круглые ( ), квадратные [ ], фигурные { }, ломаные < >.



Функции скобок:

1.В них заключаются вводные предложения и вставные конструкции.

2.Используются при оформлении указания на источник цитаты.

Кавычки

Знаки для выделения прямой речи, цитат, заглавий, а также слов, употребляющихся в условном или ироническом смысле.



Функции кавычек:

1.Ставятся при прямой речи.

2.В них заключаются названия книг, спектаклей, предприятий и т. д.

3. Выделяются необычно употребленные автором слова, - например, слова малоупотребительные, иностилевые, употребленные в ироническом смысле, в противоположном значении, с двойным значением и т.д.



Авторские знаки препинания

Русская пунктуационная система обладает богатыми возможностями и продолжает развиваться. Наряду с обязательным употреблением знаков препинания существуют случаи их авторского употребления, которые никак не отражены в правилах постановки знаков препинания. Авторские знаки препинания в собственном смысле этого слова не связаны жесткими правилами расстановки и всецело зависят от воли пишущего, воплощают индивидуальное ощущение их необходимости. Такие знаки включаются в понятие авторского слога, они приобретают стилистическую значимость.



Случаи авторского употребления знаков препинания

Тире

1. Ненормативная пунктуация может быть связана с целью автора отразить ритмику и мелодику фразы, паузы, фразовые и логические акценты.

У А. Блока индивидуальным проявлением «авторства» в пунктуации можно считать появление знака препинания в таких синтаксических условиях, где он не регламентирован, а именно, ненормативная постановка тире: «Вон – тощей вербы голый куст».

2. Тире придаёт фразам некую отрывистость, сопровождаемую недолгими паузами, что можно ярко передать при воспроизведении вслух.

3. В правилах пунктуации существует запрет на употребление тире перед сказуемым, выраженным прилагательным или предложно-падежной формой существительного, однако в художественных текстах тире в подобных позициях встречается достаточно часто, что является проявлением авторской пунктуации. «Небо — в новом, осеннем блеске, голубеет ясно» (И. Шмелев).



Тире и запятая

У М. Цветаевой можно увидеть проявление авторской индивидуальности в усилении знаковой позиции, а именно, замене запятой на тире, как знак более сильный по своей значимости:

«Крик разлук и встреч – ты, окно в ночи! Может – сотни свеч, может – три свечи...»

Точка и запятая

1. Авторская индивидуальность может проявиться и в усилении знаковой позиции. Такой прием повышения экспрессивных качеств текста заключается в замене знаков недостаточно сильных более сильными по своей разделяющей функции. Такое явление можно наблюдать в стихотворениях А. Блока.

2. Расчленение речи усиливается при замене запятой на точку. При общем значении – фиксации синтаксически равнозначных единиц речи – эти знаки препинания обозначают разную степень расчлененности. И если точка предназначена для употребления на межфразовом уровне, то запятая выполняет схожие функции внутри предложения. Поэтому точку, занявшую позицию запятой, можно считать индивидуально-авторской.

Тире и многоточие

Интересный приём наблюдается у Б. Пастернака: стремление расчленить подлежащее и сказуемое, где вместо обычного тире употребляется многоточие. Оно совмещает в себе функцию разделительного тире и собственно многоточия, передающего нечто недосказанное, неопределенное, таинственное и загадочное:



Ах, дождь и солнце... странные собратья!

Один на месте, а другой без места...

Многоточие указывает на замедленный темп предложений, тихое, неспешное звучание. Оно может говорить о тяжёлых чувствах автора или о его риторических рассуждениях.

Сочинение на лингвистическую тему (С 2.1)

Задание С 2.1 – это сочинение-рассуждение на лингвистическую тему о языке, его единицах: словах, словосочетаниях, типах грамматических конструкций, знаках препинания.



Советы обучающимся для выполнения задания С 2.1

1. Рассмотрите иллюстрацию, представьте ситуацию, в которой происходит диалог героев, разберитесь в позиции говорящих.

2. Поймите суть той позиции, которая заключается в утверждении. (Например, «Без знаков препинания обойтись нельзя»).

Речевые клише для формулирования выступления


  • «На письме без … обойтись невозможно», - утверждает Антон, я с ним полностью согласен.

  • Трудно не согласиться с мнением Антона о том, что на письме без … обойтись невозможно.

  • На письме без … обойтись невозможно, так как они выполняют в письменной речи важные языковые функции. Докажем это на примере текста ….

  • В письменной речи часто встречается …. Зачем же мы его(ее) используем? Какую роль играет этот знак препинания в тексте?

3. Подберите аргументы, доказывающие справедливость позиции участника диалога, эти аргументы ищите в сфере лингвистических знаний. (Например, знаки препинания придают завершённость мысли и обеспечивают интонационную законченность предложений).

4. Перечитайте текст.

5. Найдите в нем примеры, которые могут подкрепить аргументацию.

6. Приводя примеры, цитируйте текст или указывайте в скобках номера предложений, на которые делаются ссылки в ходе аргументации.



Речевые клише для включения примеров

  • Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.

  • Проиллюстрировать названную функцию знаков препинания можно на примере … предложения текста.

  • Пример использования запятой в … функции можно найти в предложении … .

  • Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует …

  • В подтверждение приведу пример из … предложения прочитанного мною текста.

7. Сформулируйте свою позицию развернуто, разъяснив все приводимые положения.

8. Пишите сочинение от своего лица («Я считаю, что знаки препинания …») или от имени героя («Антон рассказал о важности знаков препинания…»).

9. Оформите текст композиционно. Помните, что сочинение должно соответствовать требованиям, предъявляемым к тексту – рассуждению, то есть содержать тезис, аргументы с примерами и вывод.

Речевые клише для формулирования вывода


  • Без риторических вопросов текст стал бы эмоционально беднее, тусклее. Поэтому Кириллу нужно еще раз задуматься о роли риторических вопросов.

  • Именно поэтому риторические вопросы необходимы, они придают художественной и публицистической речи яркость.

  • Таким образом, функции запятых широки и разнообразны: они могут передавать различные смысловые, интонационные особенности.

  • Таким образом, функции … многообразны и знать их просто необходимо.

  • Таким образом, мы убедились: без … на письме не обойтись.

  • Таким образом, мы убедились в том, что однозначность выделительной функции кавычек не мешает им иметь разнообразные частные значения и знать их просто необходимо.

  • Таким образом, мы убедились, что тире помогает нам понять смысл предложения и разграничить его части, поэтому на письме без этого знака не обойтись.

  • Таким образом, знать правила постановки … необходимо, чтобы быть грамотным и культурным человеком.

11. Развивайте мысль так, чтобы объем сочинения был не менее 50 слов.

12. Пишите так, чтобы эксперт мог прочитать написанное без труда, то есть соблюдайте требования каллиграфии.

Литература

1. Шубина Н. Л. Пунктуация современного русского языка: — М., 2009.

2. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка: – М.: Агар, 2008.

3. Лингвистический энциклопедический словарь. — М., 1990.









Бог один, да молельщики не одинаковы. В. Даль. «Пословицы русского
ещё >>