Моя малая родина - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Сценарий внеклассной межпредметной экологической викторины для учащихся... 1 49.42kb.
«Моя малая Родина» 1 53kb.
Итоги республиканского конкурса «Моя малая Родина» 2013г 1 73.15kb.
Конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос» 1 54.16kb.
Работа на районный этап областного конкурса: “Моя малая родина: природа... 1 41.64kb.
«Моя малая Родина» Номинация «Малый уголок великой России» Путеводитель... 1 260.07kb.
«Моя малая Родина» 1 201.96kb.
Моя малая Родина 1 52.86kb.
Приложение 2 XIV открытые городские серафимовские чтения школьников... 1 317.88kb.
Моя малая родина 1 132.47kb.
Произведения: «Моя малая родина» 1 42.83kb.
Контрольная работа по теме: «От Февраля к Октябрю. Гражданская война» 1 62.41kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Моя малая родина - страница №1/1



Моя малая родина.
Наша Родина – Россия. Но есть в России маленький, скромный, священный уголок, где ты родился и вырос - твоя малая родина.

Когда подъезжаешь к нашему селу, читаешь: «Малая Камала», а я про себя произношу: «Милая Камала!» Это обычное русское селение, но для меня оно самое дорогое. Это моя родина. Она неповторима, «тихая царевна Несмеяна, родина неяркая моя!»

Чем же она так неповторима? Прежде всего, своим историческим прошлым.

Как и любое сибирское село, Малая Камала имеет свою историю и культуру.

Со временем поменялись некоторые ценности и идеалы: что было дорого одному поколению, безразлично другому, и это очень плохо. Современное поколение не знает истории своей страны, не знает истории своей малой родины. Но нельзя забывать родные края. Надо помнить о том, откуда ты родом, о том, где ты получил первые уроки жизни, где помогли тебе стать Человеком. Возможно, когда – то придется вернуться к родным истокам, ведь щемящее чувство далекой родины с годами не ослабевает, а становится все крепче.
На холмах у тихой речки

Стоит большое русское село

Кругом поля пшеницы, гречки,

Всех красой влечёт оно.


Внизу речка Камалинка

Извивается, блестит.

А над нею, на пригорке,

Величавый лес шумит.

Трудолюбивы люди здесь, добры,

А у подножия горы

Родник чистейший, как святой,

И едут к нам за красотой.




Село Малая Камала Рыбинского района Красноярского края. (фото, 2000 г.).

Давно это было. 106 лет тому назад, в тысяча девятьсот третьем году было основано село Малая Камала. Основателями села были люди из Европейской части России.

Крестьяне страдали от малоземелья, а семьи нужно было кормить, поэтому из Латвии, Эстонии, Украины, Белоруссии и других далеких мест ехали они в Сибирь в поисках свободных земель.

Со строительством Транссибирской железнодорожной магистрали и началом Столыпинской аграрной реформы в Енисейскую губернию хлынул огромный поток переселенцев. Люди ехали в Сибирь по указанию царя.

Поскольку железная дорога ещё не была полностью построена, то люди ехали по ней только до станции Ачинск. Далее добирались на перекладных до благодатных сибирских земель.

Малообеспеченным семьям давали пару лошадей, телегу, сбрую, двести рублей деньгами.


В глухие дебри из России

На землю вольную пришли

Крестьяне, хлопцы молодые,

И счастье дивное нашли.

Таким же образом переселенцы добрались до Рыбинской земли: по Московскому тракту до Уяра, затем до села Рыбного, далее до Больших Ключей и до Канска. Это был третий этап заселения Сибири.

Первые переселенцы Малой Камалы создавали участки по заготовке леса и добыче известняка. Очень приглянулись им эти места. И зазвенели топоры, завизжали пилы.


Куряне, киевцы, тамбовцы -

Трудились в поте мужики,

Полтавцы, дюжие орловцы,

Черниговцы и пензяки.



Дорога в Малую Камалу. (фото, 2008г.)

Первым домом будущего села стал дом Никифора Ивановича Трутнева.

В доме Трутнева долгое время на улице Трактовой (Пензенской) долгое время был сельский совет (до 2006 года).

Никифор Иванович написал письмо своему брату в Пензу, чтобы он приехал в эти благодатные места. С ним приехало много семей. Они стали строить дома на одной улице, которая стала называться Пензенской.


Семьи решили здесь обосноваться, построить село.

А раз появился первый дом, то надо дать селу названье.


А коль уж родилось селенье,

То нужно имя дать ему,

И чтобы не было сомненья,

И не обидно никому,


Все, согласившись меж собою,

К решенью общему пришли:

По речке Малой Камалою

Своё селенье нарекли.



Дорога к селу из г. Заозерного. ( рисунок А.А.Решетень,1960 г.)
В селе возникали всё новые и новые улицы : Орловская, Пензенская, Полтавская, Черниговская и другие.

Много лет улицы носили название губерний, из которых приехали переселенцы.

Одна из первых переселенок Парфенчук Харитина Титовна ,1900 года рождения, рассказывала:

«Мой отец, Тит Карпович Ильенко, вместе с другими молодыми парнями, приехал из Черниговской губернии. Сначала по железной дороге до станции Петрушки, потом на перекладных. Работали вначале на железной дороге, валили лес.

Затем вызвали свои семьи. Только у Тита Карповича приехало сразу четыре брата, не считая другой молодёжи.

Лес корчевали, строились, земли брали столько, сколько могли обрабатывать.

Сеяли озимую рожь, много гречихи, проса. В лесах -полным – полно грибов и ягод, пушных зверей».

А нивы тучными хлебами

Ласкали глаз вокруг села.

Ломились выгоны стадами

И кипень сочных трав цвела.

До наших дней сохранился дом первых переселенцев Зайковых. На высоком холму выбрал место для постройки своего дома Зайков Павел.

Участок , освобождённый им от леса, стал огородом, а из вырубленного леса он построил себе дом. Лиственницу для столбов у входа во двор вырубил

под горой возле ручья и в гору на верёвке притащил к дому. Дом этот и поныне стоит на горе, а внизу из -под горы бьёт чистый родник- известное место для отдыха сельчан.


Первый дом Малой Камалы. Дом семьи Зайковых . (рисунок А.А.Решетень , 1972 г.)


А у подножия горы

Родник чистейший, как святой,

И едут к нам за красотой.

Жили в этом доме внуки, правнуки и праправнуки Павла-Зайкова – семья Волокитиных. И сейчас живет в этом доме правнучка Павла Зайкова – Кузьменко Валентина Терентьевна.

В1904 году построили церковь и школу на самом высоком месте села Малая Камала.
А на пригорке, ближе к долу

По видным, выбранным местам.

Построили сначала школу.

Воздвигли рядом божий храм.


Малокамалинская церковь. (Рисунок А.А.Решетня, 2002 г.)

В церкви венчали молодых, крестили новорожденных, проводили церковные службы.

Священнослужителями были братья Постниковы: Александр Васильевич - священник, дьякон – Василий Васильевич. Оба были арестованы 29 января 1930 года Канским окротделом ОГПУ, обвинены по ст.58 -10 часть 2 УК РСФСР.

Александр Васильевич приговорён к 5 годам заключения в концлагерь, Василий Васильевич приговорён к 5 годам заключения в концлагерь условно и 3 марта 1930 года освобождён. В1989 году Указом Президиума Верховного Совета СССР оба были реабилитированы.

Церковь же разобрали, кресты спилили, колокол стянули веревками. Позднее на этом месте была построена новая школа.

Настоящим праздником в Малой Камале было открытие в 1903 году первой школы.

Тётя Юрия Михайловича, Елена Петровна Лебеденко, окончившая школу в 1941 году, привезла на юбилей старинный документ, доказывающий, что в Малой Камале изначально было училище, где изучали закон божий, арифметику и русский язык. Дед Елены Петровны в 1910 году получил Похвальную грамоту за отличные успехи в изучении данных предметов.

Любовно школу украшали,

Ровняли снег у тополей,

И здесь мы Пушкину справляли

Его столетний юбилей.


Старожилы из уст в уста передают имена первых учителей: Степан Васильевич Пятюкин, сестры Алевтина Родионовна и Мария Родионовна Николаевы, поэтому о них знает каждый школьник Малой Камалы- сейчас это здание администрации сельсовета.



Здание старой школы.(фото, 2007 г.)

Степан Васильевич Пятюкин

Всем математику давал,

Учил любить мелодий звуки,

Играл на скрипке, рисовал.
И Алевтина, и Мария,

Две Родионовы сестры,

Две Николаевы родные,

Для всей родные детворы.




Мария Родионовна Николаева. (фото, 1960 г.)

В 1909-1910 года стали набирать рабочих на строительство железной дороги, которая проходила через Троицко – Заозёрноё.


Росло население села, а вместе с ним росли дома, создавая всё новые и новые улицы, строились мельницы, базы. Первая мельница была построена крестьянином Куралиным на реке Калинке.

Им же была построена крупорушка, маслобойня. Эти важные постройки служили сельчанам до 1971 года. Много было в селе лошадей, крупного рогатого скота, свиней, птиц. Зажиточно жило село.

Шесть мельниц, бойко подъезжали

Крестьяне на помол к любой.


Манил их первый Каравайко,

Второй Куралин приглашал,

Лялякин кликал на лужайку,

Четвертый Викулов встречал.


А пятой мельница Курамки

Шумела и молола тут,

Последняя у Черемшанки,

Где братьев Ширшиковых пруд.




Пруд Куралино. (фото, 2008 г.)
Но тут на пороге японская война. Тогда село не досчиталось многих крепких мужиков.

Не успели пожить мирной жизнью, как грянула новая беда.

Душа крестьянина манила

Хлеба с полей убрать сполна,

Но тут внезапно разбудила

Село германская война.


Долгих четыре года тянулась эта война. Мужики рвались домой , где их ждали жены, дет

В октябре 1917 года свершилась революция, большевиками была провозглашена власть Советов, обещавшая людям землю, мир и труд.

И тут же была развязана гражданская война.
Кровавым валом прокатилась

Вовсю гражданская война,

Наделав бед, и шумно скрылась,

Как в море дикая волна.


По Сибири прошлись колчаковцы и примкнувшие к ним чехи: жгли, убивали, грабили. Не обошли стороной и Малую Камалу.

Колчак так много душ отправил

Совсем невинных на тот свет,

И в Малой Камале оставил

Зимою свой кровавый след.
Бескровно чехи совершали

Цивилизованную казнь.

Живьем людей под лед бросали,

Греха пред богом не боясь.


Андрей Сидорович Медведев.(фото,1910 г. )

Колчаковцами в Малой Камале был зверски истерзан, а затем расстрелян герой гражданской войны, партизан Андрей Сидорович Медведев.

На месте расстрела, за селом, ему поставлен памятник.



А.А.Решетень у памятника А.С.Медведеву. (фото, 2000 г.)
В одном белье, на зорьке, рано,

Вояки банды Колчака

Здесь расстреляли партизана,

В мороз, босого мужика.


Закончилась гражданская война. Кругом царили жуткая разруха и голод. Тысячи бездомных сирот бродили по дорогам России. В Малую Камалу приходили бездомные, нищие, просили что-нибудь поесть «Христа ради».

Эту первую камалинскую дорогу так и прозвали – Христорадовкой ( теперь это улица Заозерная).


И в страшном нищенстве убогом

Печально, скорбно там и тут

Тянулись песни по дорогам:

«То беспризорные идут».




Улица Заозёрная.(Христорадовка). (фото, 2009 г.)
Народ ждал новых перемен. Правительство объявило НЭП. Соскучившись по настоящему делу, мужики принялись сеять, строить, ковать. Везли из Канска грабли и косилки, плуги и бороны, в складчину брали молотилки, лопаты, сеялки, кули. Село снова стало жить в достатке.

Народ богаче становился,

Потребность с каждым днем росла,

В торговлю дельную включился,

Шумел базар среди села.

В 1927 году состоялся 15 съезд партии, где было принято решение о коллективизации сельского хозяйства. Но не все селяне ринулись в колхоз: оставались те, кто вел личное хозяйство. Они трудились усердно, чтобы крепко стоять на ногах, но впоследствии были «раскулачены».


Село родное объявлялось

Гнездом злодеев, кулаков,

На этой почве полагалось

Все отбирать у мужиков.


В зимнюю холодную ночь собрали всех «кулаков» в селе и одним обозом увезли. Дома ломали, скот угоняли на общий двор.

Детей поспешно пробудили,

Под крики, плач и море слез

Их в короба все посадили,

В дорогу двинулся обоз.

Обоз двинулся на Алдан, на Кондаки, на Беломор , на Соловки..

Об этих днях вспоминает жительница села Анна Христофоровна Гребенюк, 1925 года рождения: «Раскулаченных везли от Орловки (ныне г. Зеленогорск) одним обозом. Потом остановились в Малой Камале недалеко от церкви. Через дорогу находилась виселица, на ней некоторых мужчин повесили.

К обозам присоединили «кулацкие» семьи Малой Камалы и по Христорадовке увезли из села».

Потом были организованы два колхоза «Октябрь» и «Север». В 1931 году все хозяйства объединились в один колхоз «Красный Октябрь».

Появление в селе первых тракторов, сельчане восприняли как чудо. Т.П. Костина, старейшая жительница села, вспоминает:

«В мае 1930 года мы были на занятиях в школе. Услышав гул трактора, вскочили с мест и побежали на улицу. Народ бежал за трактором, который гордо вёл Дмитрий Виниченко».
Наука здесь была простая,

Прошелся трактор вдоль села,

За ним компания босая.

Привыкли все, и жизнь пошла.

В 1934 году в наш колхоз пришли четыре колёсных трактора СТЗ.

Первыми трактористами были: П.Т.Ильенко, Я.И.Кулаков, Я.С. Ищенко, М.Шалда.

22 июня 1941 года нашу Родину потрясло страшное слово: «Война!». Наша Родина выстояла в те суровые годы, потому что на смертный бой с врагом поднялись все от мала до велика.

Из Малой Камалы ушло на фронт 80 человек. Все заботы и тяготы в эти трудные годы легли на женские и детские плечи.

Им бы продолжать босоногое детство, а они в 10 -12 лет уже целыми днями работали на полях колхоза: пахали, боронили, сеяли, трудились на фермах. Это братья Козинцы Иван и Алексей, Криуляк Алексей и Анна, Федченко Н.П., Федченко Н.А, Мозговой А.Н., Рябец Л.Н., Хуторские Иван и Надежда, Решетень Анна и Николай, Мысак К.Ф., Нечупей К.П., Черногор М., Парфенчук М.Т.,

Глобенко Н.А, Дзюба Л., Литвиненко А.И. и многие другие. Не было такого дела, где бы они не заменили ушедших на фронт мужей, отцов, братьев.

Бросая трактор у порога

На фронт спешили мужики.

Работу всю, ее так много,

Вершили бабы, старики.

Председателем сельского совета в те грозовые годы была М.М. Ткаченко, председателем колхоза была П.А.Исайчева. Они стойко выдержали это непростое испытание

Они стойко выдержали это непростое испытание.

Возвратилось с войны в село 35 человек. Сейчас в живых нет уже никого. Но жители села Малая Камала будут помнить о них всегда. Помнить о тех, кто подарил нам свободу, о тех, кто принес нам мир и весну!

Ветераны Великой Отечественной войны с. Малая Камала.(фото, 1970 г.)
Разве можно былое забыть!

До сих пор годы мчатся как пули.



Мы суровой солдатской судьбы.

До краёв всем народом хлебнули.




Когда мужчины разговаривают о деньгах, они думают о женщинах. Аркадий Давидович
ещё >>