Моу «гимназия №4» г. Брянска Рассмотрено на мо утверждено на амс 2011 2011 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Образовательная программа на ступени начального образования боу г. 9 1693.62kb.
Публичный отчет перед педагогами и родительской общественностью и о. 1 334.59kb.
Заключение ревизионной комиссии за 2011 год. Утверждено общим собранием 1 11.66kb.
Реализация приоритетного национального проекта «Образование» 1 311.08kb.
План деятельности по распространению эффективного опыта на 2011 –... 1 25.26kb.
Программа развития моу «женская гимназия» на 2011-2015 год «традиции... 3 791.95kb.
Наименование комплекта 1 35.78kb.
Новая герметизация знаний в условиях Закона Времени несостоятельна 1 89.66kb.
Закон о кредитных историях 3 364.84kb.
Трубецкой, Николай Сергеевич о расизме. Егупец 20 (2011) 191-207... 1 36.91kb.
Рассмотрено на педагогическом совете от 2011 г 1 163.8kb.
Программа Летней школы Высшей школы урбанистики «Технологии развития... 1 29.11kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Моу «гимназия №4» г. Брянска Рассмотрено на мо утверждено на амс 2011 2011 - страница №1/1



МОУ «ГИМНАЗИЯ №4» г. Брянска
Рассмотрено на МО Утверждено на АМС

«__»_________2011 «___»___________2011

Руководитель МО Директор гимназии

_________/______________ ________/Виноградова Н.М.



Программа

элективного курса

по русскому языку

для учащихся 8-11 классов


Название курса

«Пером и словом»

(Школа юного журналиста)


Программа: Грачева Е.А., учитель МОУ «Гимназия №4», русский язык
Дополнительная литература: Альманах «Журналистика и культура речи», Виноградов С. И. Язык газеты в аспекте культуры речи // Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996., Л. Г. Смирнова «Культура русской речи»

Преподаватель курса - Грачева Е.А.

Пояснительная записка
В современном обществе умение четко говорить, внятно излагать устно и письменно свои мысли, с легкостью налаживать контакты и уверенно вести дискуссию нужно всем, кому необходимо общаться с людьми. Данная программа нацелена на совершенствование основных видов письменной и устной речи. Приобретенные в ходе обучения умения помогут учащемуся в учебе и в дальнейшей жизни.

Школа Юного Журналиста - уникальная творческая лаборатория, в которой школьник получает не только глубокие и разносторонние теоретические и прикладные знания, умения и навыки, но и возможность для самореализации, что, несомненно, является не менее ценным для всестороннего развития личности.

Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется, прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания с учётом задач общения, а также позволяют без трудностей подготовить учащихся к экзамену по русскому языку.

Ценность курса заключается в том, что программа «Школа юного журналиста» реализуется на базе школьной газеты и ориентирована на учащихся 8-11 классов.


Цель курса:

Обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка.


Задачи курса:

  • развитие связной монологической и диалогической (письменной и устной) речи;

  • развитие коммуникативных навыков у школьников;

  • расширение и активизация словарного запаса;

  • организация образовательного пространства для творческой и социальной самореализации учащихся;

  • развитие умения слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в коллективе;

  • формирование представлений о профессиональных журналистских качествах и навыков.


Формы занятий: деловые игры, практические занятия, семинары-дискуссии, свободная творческая дискуссия, круглые столы, групповое проектирование, встречи, пресс-конференции, мастер-классы, творческие студии
Курс рассчитан на 68 часа. Режим занятий - два раза в неделю.
Результаты обучения:

Умения и навыки: поиск информации; интервьюирование; создание заметки, репортажа, интервью, статьи; анализ  текста; редактирование; первичные  навыки создания печатной продукции; умение оценивать актуальность темы, высказывать свою точку зрения и грамотно ее защищать.



Содержание программы курса «Пером и словом»

(Школа юного журналиста)


  1. Основы журналистики (10)

Виды средств массовой информации. Знакомство с основными понятиями журналистики. Социальные функции СМИ. Журналист. Виды деятельности журналиста (специализации). Принципы творческой деятельности журналиста. Кодекс чести журналиста. Психология журналистского труда и творчества. Журналист и аудитория. Из истории журналистики. Прошлое, настоящее, будущее. Виды средств массовой информации.




  1. Жанры журналистики (20)

Разнообразие жанров журналистики, их сфера применения и характеристика. Аналитические жанры журналистики: корреспонденция, колонка, рецензия, статья. Информационные жанры журналистики: заметка, репортаж, отчет, интервью. Художественно-публицистические жанры журналистики: эссе, фельетон, очерк. Индивидуальный стиль журналиста.




  1. Язык СМИ (18)

Речь как инструмент деятельности журналиста. Требования к речи журналиста. Языковые средства. Стили. Публицистический стиль как ведущий стиль в журналистике. Понятие нормы. Устные выступления. Дикция. Пресс-конференция. Заголовок в современных газетных и журнальных текстах. Редактирование текста. Анализ структуры и ошибок. Комплексный анализ журналистского текста.




  1. Издательское дело (20)

Объекты печатного издания. Виды печатных изданий. Отличительные признаки. Структура печатного издания. Рубрики. История появления газеты. Газета как средство массовой информации. Газета – периодическое издание. Структура газеты. Школьная пресса: тематика и жанровое наполнение. История школьной газеты. Сущность и задачи школьного издательства. Фотожурналистика.




Учебно-тематический план



п/п


Кол-во часов

Тема

Основы журналистики (9)



1

Виды средств массовой информации. Знакомство с основными понятиями журналистики. Социальные функции СМИ. Терминология журналистики (составление словаря основных понятий)



2

Журналист. Виды деятельности журналиста (специализации). Принципы творческой деятельности журналиста. Кодекс чести журналиста. Знакомство с законом РФ о средствах массовой информации.



1

Семинар-дискуссия. Разрабатываем кодекса чести журналиста



2

Психология журналистского труда и творчества. Журналист и аудитория.

Подготовка устного выступления (цель: презентовать школьную газету учащимся гимназии)





1

Тренинг «Безграничная сила слова»



1

Из истории журналистики. Прошлое, настоящее, будущее.



1

Виды средств массовой информации.

Жанры журналистики (25)



1

Разнообразие жанров журналистики, их сфера применения и характеристика.



4

Аналитические жанры журналистики: корреспонденция, колонка, рецензия, статья. Жанровые признаки



2

Творческая студия: №1«Ведение колонки в газете»; №2 «Пишем рецензию»



4

Информационные жанры журналистики: заметка, репортаж, отчет, интервью. Лабораторная работа «Узнай жанр»



2

Образовательное путешествие «Здравствуйте. Я корреспондент школьный газеты…»



2

Творческая студия: №1 «Репортаж: событие как переживание»; №2 «Искусство брать интервью»



3

Художественно-публицистические жанры журналистики: эссе, фельетон, очерк.



2

Творческая студия: №1 «Эссе на свободную тему»; «Фельетон: не переходя ЗА границы»



1

Индивидуальный стиль журналиста.



2

Образовательное путешествия в редакцию местной газеты



2

Групповой проект «Срочно в номер!»

Язык СМИ (17)



1

Речь как инструмент деятельности журналиста. Требования к речи журналиста.



2

Стили. Публицистический стиль как ведущий стиль в журналистике. Лексические и синтаксические особенности публицистического стиля речи. Средства эмоциональной выразительности публицистического стиля речи.



1

Творческая мастерская «Искусство публицистики»



2

Языковые средства. Экология речи. Речевой Этикет. Речь СМИ.



2

Реализация в публицистике стилистических норм русского языка

Языковая и стилистическая норма в языке СМИ.





1

Мастер-класс «Советует мастера»



1

Заголовок в современных газетных и журнальных текстах.



2

Редактирование текста. Анализ структуры и ошибок.



1

Практическое занятие «Правим текст»



1

Устные выступления. Дикция. Пресс-конференция.



1

Свободная творческая дискуссия



2

Групповой проект «Срочно в номер»

Издательское дело (17)



1

Объекты печатного издания. Виды печатных изданий. Отличительные признаки. Структура печатного издания. Рубрики.



2

Образовательное путешествие



2

История появления газеты. Газета как средство массовой информации. Газета – периодическое издание. Структура газеты.



2

Творческая мастерская



3

Школьная пресса: тематика и жанровое наполнение. История школьной газеты. Сущность и задачи школьного издательства.



2

Групповой проект «Какой может быть школьная газета»



1

Фотожурналистика. Комментарии к фото.



4

Итоговый групповой проект «Школьная газета» (подготовка и верстка номера)

Литература:


  1. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. – М., 2004.

  2. Виноградов С. И. Язык газеты в аспекте культуры речи // Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996.

  3. Засорина Т., Федосова Н. Профессия — журналист. - Ростов н/Д., 1999.

  4. Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. - СПб., 2001.

  5. Сметанина С. И. Литературное редактирование. - СПб., 2003.

  6. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. - М., 2002.

  7. Смирнова Л.Г. Культура русской речи

  8. Нормы русского литературного языка (под ред. О. В. Загоровской) М., Просвещение, 2006

  9. Альманах «Журналистика и культура речи»









Века были так себе, средние. Эмиль Кроткий
ещё >>