Мотив псовой охоты в прозе а. С. Пушкина - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Реферат по литературе: Ученицы 11 а класса Волынцевой Олеси 1 317.68kb.
Лимиты добычи охотничьих ресурсов в сезоне летнее осенней охоты 2010... 1 73.99kb.
Правила охоты являются основным документом, который определяет порядок... 1 133.78kb.
Весенний сезон охоты на гуся 1 21.36kb.
«Образы Пушкина в работах художников его эпохи» 1 56.81kb.
Мотив дома в творчестве А. С. Пушкина 1 21.62kb.
Самоактуализация как высший мотив профессиональной деятельности теннисиста... 1 198.22kb.
Мария Александровна Пушкина (1832-1919) 1 86.38kb.
Дружба и друзья в лирике А. С. Пушкина «Становление пера» 1 101.95kb.
Мотив беатификации в позднем творчестве Габриэля Гарсиа Маркеса 1 27.82kb.
Пушкин а с. Пейзаж в лирике а с. пушкина 1 45.4kb.
Вопросы и ответы викторины «Некрополь Тульской провинции» 1 65.99kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Мотив псовой охоты в прозе а. С. Пушкина - страница №1/1



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 84

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ» СОВЕТСКОГО РАЙОНА г.КАЗАНИ

ТАТАРСТАН


МОТИВ ПСОВОЙ ОХОТЫ В ПРОЗЕ А.С. ПУШКИНА

Выполнил:

Мутугуллин Эмиль Маратович,

ученик 5 А класса.

Руководитель:

Файзеева Г.Д.

учитель русского языка и литературы

высшей категории.


Казань 2013
Содержание.

  1. Введение_____________________________________________стр.2-3

  2. Глава 1. Псовая охота на Руси__________________________стр. 4-9

  3. Глава 2. Функции охотничьих сцен в повестях А.С.Пушкина «Дубровский» и «Барышня-крестьянка»_________________стр.9-13

  4. Выводы______________________________________________стр. 13

  5. Список использованной литературы______________________стр.14



Введение.

Когда-то вся русская знать, оставив все свои заботы и дела, съезжалась в отъезжие поля на псовые охоты. Что влекло их туда? Живописность мелькающих вокруг мундиров и нарядных платьев? Свежий морозный воздух и бескрайние поля?

Русская усадебная охота, под которой подразумевается не добыча зверя для пропитания и не военные тренировки, какие устраивал, например, для своих воинов Чингисхан, а некое театрализованное действо для высшего класса, не только неотделима от русской усадьбы, но является одной из самых ярких составляющих усадебной жизни. Она просуществовала всего полтора века, но за это время успел сложиться и определенный кодекс чести, и свои правила, и свой лексикон.

Став неотъемлемой частью русского усадебного быта, русской культуры псовая охота нашла широкое отражение в классической литературе. Поскольку в реалистической литературе среда, культура, быт являются факторами, формирующими характер и мировоззрение, псовая охота упоминается практически во всех прозаических произведениях о провинциальном усадебном быте.

Необходимо отметить, что введение в литературное произведение охотничьих сцен может иметь несколько различных функций:


  • сцены охоты являются фоном основного сюжетного действия. Они возникают как закономерная часть усадебного провинциального сбыта. Кроме того, подобный фон во многом раскрывает социальный статус и привычки героя;

  • охота раскрывает характер героя, поскольку русская псовая охота требует проявления особой ловкости, удали, силы, а охотничьи споры – честности, воли, и хладнокровия.

  • охота часто становится сюжетообразующим элементом в прозе, так как приводит к столкновению различных интересов.

Мы поставили перед собою цель: проанализировать «охотничий материал» в повестях А.С.Пушкина «Дубровский» и «Барышня-крестьянка». Поставленная цель определила следующие задачи:

  • собрать и систематизировать материал о русской псовой охоте;

  • рассмотреть вопросы сюжета литературного произведения, его композиции и системы образов;

  • выявить функции сцен псовой охоты в повестях А.С.Пушкина «Дубровский» и «Барышня-крестьянка».

Актуальность работы определяется самостоятельностью анализа художественного материала и выводов.

Предметом исследования в работе являются функции охотничьих сцен в произведениях А.С.Пушкина. Объектом исследования – статьи по истории псовой охоты в России, художественные тексты.

Ведущим методом исследования в работе является реферирование и систематизация теоретического материала и самостоятельный анализ художественного текста.

Работа содержит введение, 2 главы, выводы и список использованной литературы.




Глава 1.

Псовая охота на Руси.

Вы, охотнички, вставайте,


Лошадей, дружки, седлайте.
На смычки собак смыкайте,
Все готовыми ступайте
(Старинная охотничья песня)
В распространении псовой охоты в России не последнюю роль сыграли русские национальные черты - лихость, смелость, азартность, граничащие с бесшабашностью, которые проявляются на этой охоте в полной мере.

Видимо, каким-то образом псовая охота отвечала глубинным потребностям русского человека. И не зря Некрасов уже в 1846 году, на последнем излете русской псовой охоты, писал:

Нет нам запрета по чистому полю

Тешить степную и буйную волю.

Благо тому, кто предастся во власть

Ратной забаве: он ведает страсть,

И до седин молодые порывы

В нем сохранятся, прекрасны и живы,

Черная дума к нему не зайдет,

В праздном покое душа не заснет.

Кто же охоты собачьей не любит,

Тот в себе душу заспит и погубит.

Все это привело к тому, что псовую охоту, пусть даже не очень большую, имели на каждой дворянской усадьбе во всех центральных и приволжских губерниях.

Охота (под этим термином до 1917 года подразумевался не сам процесс, а стая гончих, свора борзых, их обслуга и содержание) неразрывно связана с усадьбой - и как золотой век усадеб приходится на первую половину XIX века, так переживала в это время свой зенит и усадебная охота. К середине XIX века псовая охота стала все больше уступать охоте ружейной.

В середине XVIII века во времена царствования Петра III дворянство было освобождено от службы царскому двору. Именно с этого времени началась настоящая история псовой охоты в России. Нельзя сказать, что до той поры псовой охоты со стаями гончих на Руси не было. Императорский двор для руководства стаями гончих приглашал специалистов из Англии, Франции и Германии еще в самом начале 18 века, а вообще охота с гончими и борзыми уходит своими корнями в 15 век и ранее. Массовому распространению псовой охоты способствовали громадные помещичьи земли с обилием зверя на них, много свободного времени у освобожденного от службы дворянства и благородные цели - уничтожение волка, основного вредителя помещичьего и крестьянского хозяйства.

Комплект самостоятельной псовой охоты должен состоять из стаи гончих от 9 до 20 смычков (смычок это две гончие, соединенные специальными ошейниками) и от 5 до 12 свор борзых (по 3-4 собаки в своре). Все псовые охотники должны быть верхом. Псовые охотники при борзых называются борзятниками, при гончих - выжлятниками. Старший борзятник - заездной, а старший выжлятник - доезжачий. Руководитель всей комплектной псовой охоты - ловчий, в небольших псовых охотах эту роль выполнял доезжачий.

Кроме того, в комплект псовой охоты входили тенетчики с тенетами - специальными сетями, которыми отгораживали крепкие участники острова, через которые мог слезть зверь, незамеченным для борзятников. В псовую охоту допускались и ружейные охотники, которые обычно располагались по краям установленных тенет и стреляли зверя, идущего вдоль тенет. В комплект псовой охоты допускались и другие охотники со своими борзыми собаками и лошадьми, которых всегда приглашал владелец псовой охоты. Охотники, не могущие содержать полный комплект псовой охоты, а держащие 1-2 своры борзых, назывались мелкотравчатыми. В русской литературе есть произведение Е. Дриянского так и называемое “Записки мелкотравчатого”.

В псовых охотах была форменная одежда, состоящая из кафтана, шаровар, короткого полушубка, сапог, суконного плаща и фуражки с козырьком. Кафтаны выжлятников могли быть ярких цветов, а кафтаны борзятников только темного цвета, чтобы не пугать зверя, вылезшего на лаз из острова. Короткий полушубок одевался под кафтан в холодное время. Каждый охотник имел охотничий нож для приемки волка от собак и арапник, борзятники - ременные своры и небольшие рожки для подачи сигналов, выжлятники имели смычки и позывистые рога.

Охотничья лошадь - это большой отдельный разговор. В псовых охотах использовались в основном мерины и кобылы, они более спокойны, чем жеребцы. На лаз, где конь ведет себя неспокойно, зверь никогда не выйдет. В каталогах охотничьих выставок 19 века указывались лошади для охоты в основном отечественных пород. Конь должен спокойно стоять на лазу, не бояться вдруг выскочившего зверя, в том числе и волка, не пугаться выстрела. Конь должен быть спокоен и смирен так, чтобы на него можно было приторочить добытого зверя, спокойно преодолевать водоемы вброд или вплавь, ходить по топким местам.

Хороший конь на псовой охоте незаменим, охотники говорят: “Ездить верхом - искусство, охотиться верхом - неустрашимость”. Он должен быть крепким и сильным, легким на ходу при верховой езде. Такой конь очень большой помощник на охоте, при сосворивании борзых, приездке и нагонке стаи гончих.

Старинные псовые охотники считали, что самое удобное охотничье седло должно быть устроено наподобие седла казачьего, уздечка должна обязательно иметь чумбур.

В псовой охоте использовались специальные одноконные полевые тележки и различные экипажи. Основные требования к ним - это прочность и мягкость на ходу при езде по пересеченной местности.

Охотились с комплектной псовой охотой как по чернотропу, так и по белой тропе, охота различалась только объектом - заяц, лиса или волк. Проводили охоту около дома или в отъезжих полях.

Подготовка охоты производилась заблаговременно, особенно если предстояло охотиться в отъезжих полях, когда день за днем, передвигаясь от острова к острову по определенным охотничьим маршрутам, набрасывалась стая в остров, и травили выгнанного зверя. Иногда охотничьи маршруты отъезжих полей прокладывались вдоль рек, брали лесные острова на обоих берегах, а псовая охота перевозилась судами. Охоты в отъезжих полях продолжались до нескольких месяцев. Охота велась строго по определенным правилам, обязательным для всех участников, любое нарушение этих правил могло привести к срыву всей, даже очень хорошо подготовленной охоты.

Гончих набрасывали всегда против ветра, для того, чтобы доезжачему и выжлятникам слышать их. По окончанию же работы доезжачему легче собрать гончих, оставшихся в острове, пройдя его против ветра, так как теперь гончим будет хорошо слышен рог доезжачего по ветру.

Напуск гончих в остров производился по сигналу рога после занятия борзятниками лазов. Борзятники, если лаз зверя проходил, например, по оврагу, занимали лаз сбоку, не загораживая его, становились всегда под прикрытием какого-нибудь куста, а если укрытия не было, то подальше от острова в какую-нибудь впадину или, наоборот, в сам остров, но лицом в поле. Во время охоты до выхода гончих из острова борзятникам нельзя было съезжать с занятого лаза. Борзятник на лазу при появлении из острова зверя обязан замереть, даже припасть к луке седла, выдержав зверя и подпустив его в меру, учитывая и расстояние и местность. После этого тихо заатукав, показать его борзым, преследовать собак и зверя молча на лошади усиленным галопом до момента поимки зверя или когда станет ясно, что зверь ушел. Борзых надо, как можно скорее сосворить и занять свой лаз. Подзывают борзых только свистом, а не голосом. Показывать зайца или лисицу надо стараться по ходу зверя или сбоку, но не навстречу, так как в этом случае борзые со зверем могут разъехаться и при этом опрокинуться и ушибиться.

Борзые собаки для псовой охоты должны быть хорошо сосворены, лошадь выезжена, стая гончих приезжена и нагонена. Все это требует громадного труда от любителей и профессионалов, занимающихся псовой охотой.

Охота интересна только тогда, когда острова небольшие и в них достаточное количество зверя, особенно лисы и зайца-русака. Если остров слишком большой, а стая гончих мала, то даже из-под паратых гончих зверь из острова выходит редко, а зайца-беляка вообще выгнать из острова вряд ли возможно. Поэтому маршруты охот, то есть отъезжие поля необходимо готовить заранее, желательно в этих островах проводить нагонку стаи и чаще охотиться, тогда все лазы зверя становятся известны.

Можно много говорить о псовой охоте, но повторю лишь слова Н. П. Кишенского, одного из самых известных специалистов по охоте со стаями гончих: “Гораздо лучше учиться этому в поле с доброй стаей гончих, где молодой и сметливый охотник живо приобретает то охотничье чутье и сноровку, которые удивляют людей, мало знакомых с этого рода охотой”.

В 1861 году после отмены крепостного права общее число комплектных охот сократилось более чем на три четверти. Подавляющее большинство помещиков, потеряв источник дохода, стремилось избавиться от охот. Известен печальный факт, что в шестидесятые годы XIX сильно увеличился выпуск лайковой кожи... Откуда она бралась, пояснять, думаю, не надо.

Только в 1872 году после создания Императорского общества правильной охоты она стала возрождаться, но уже не в массовом порядке, а в основном у вельмож и великих князей. После революции единственные оставшиеся охоты продали на Запад, оставшихся собак истребило крестьянство, и блестящая часть русской культуры перестала существовать навсегда, как и усадьбы, ее породившие.

Усадебная охота прекратила свое существование навсегда…




Глава 2.

Функции охотничьих сцен в повестях А.С.Пушкина «Дубровский» и «Барышня-крестьянка».

Ни пушкинские письма, ни воспоминания современников не сохранили факта участия А.С.Пушкина в комплексной псовой охоте. Однако можно предполагать, что, живя в Михайловском, будучи прекрасным наездником и просто азартным человеком, поэт вряд ли упустил эту дворянскую забаву. В любом случае, в некоторых его произведениях возникает мотив охоты. Встречается он в стихах:

сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы.

«Октябрь уж наступил…»

Но с наибольшей полнотой раскрывается в прозаических повестях.

В повести «Дубровский» (сам А.С.Пушкин определял жанр произведения как роман) мотив охоты становится не просто фоновым: в псарне Троекурова происходит сцена, послужившая началом смертельной вражде соседей. Эту сцену можно считать завязкой сюжета.

Дело происходит в начале осени, когда Троекуров собрался в отъезжее поле. Охота затевалась с размахом, как и все в жизни этого своенравного барина: «…палатка и кухня отправлены были вперед на место, где Кирилла Петрович должен был обедать», т.е. охота могла продолжаться до вечера, а иногда затягивалась на несколько дней. Все слуги приведены в состояние боевой готовности: «был отдан приказ псарям и стремянным быть готовыми к пяти часам утра». Участники охоты из числа окрестных дворян съехались в имение Троекурова накануне, чтобы на утро вместе с хозяином отправиться в поля. Гаврила Романович Троекуров держал большую псарню, которой по праву гордился. Осмотр этого образцового заведения был обязательной частью любого посещения Покровского. Так было и сейчас. Описание псарни Пушкин делает сословной характеристикой свое героя, подчеркивая его богатство: «на псарном дворе более пяти сот гончих и борзых жили в тепле и довольстве, прославляя щедрость Кирилла Петровича на своем собачьем языке. Тут же находился и лазарет для больных собак, под присмотром штаб-лекаря Тимошки, и отделение, где благородные суки ощенялись и кормили своих щенят». Все здесь говорит о богатстве хозяина, так как содержать такую псарню было делом очень дорогостоящем. Недаром мелкопоместные дворяне могли позволить себе всего лишь пару гончих и свору борзых. Таких дворян называли на Руси мелкотравчатыми. Герой повести Андрей Гаврилович Дубровский был именно из таких – мелкотравчатых помещиков. И, будучи «горячим охотником», «опытным и тонким ценителем псовых достоинств и безошибочным решителем всевозможных охотничьих споров», он не мог не завидовать Троекурову… Необходимо отметить, что Дубровский по сути своей не был человеком корыстным, завистливым, алчным – превыше всего чтя дворянскую честь, он вышел в отставку подпоручиком, так как остался верен присяге при дворцовом перевороте. На предложение Троекурова поженить детей, отвечал отказом, не желая принимать в семью богатую невесту. Да и «охотничьи» его характеристики говорят о многом: в воспоминаниях С. Аксакова есть размышления об истинном охотнике, и, перечисляя качества, необходимые для охотника, писатель называет воспитанность, ум, честность волю, хладнокровие. А Дубровский был не просто охотником – он был «безошибочным решителем всевозможных охотничьих споров». Значит, здесь он тоже всегда поступал по чести, не боясь знатных соседей, не потакая их прихотям. А еще за этим угадывается жизненный опыт, наблюдательность, ум.

Хотелось бы отметить, что сам Троекуров – тоже хороший охотник. Его замечания в псарне «более или менее строгие и справедливые». Он заботится о своих собаках, у него есть среди них любимцы. И, наоборот, для аристократа князя Верейского посещение псарни – настоящее испытание: он вышел из псарни «зажимая нос надушенным батистовым платком и уже жалея о посещении имения». Выросший среди петербургской знати, проживая свою жизнь за границей, он оторвался от исконных развлечений русских дворян, считая их дикими и примитивными.

В фильме «Дубровский» 1936 года (режиссер Александр Ивановский) есть несколько интересных деталей. Во-первых, Троекуров в свободное время тешится с борзым щенком, который вызывает у него гораздо больше нежности, чем родная дочь Маша (правда, в фильме щенок больше похож на немецкую овчарку, чем на борзую). Во-вторых, приняв решение поехать примириться, Трокуров берет с собой в качестве подарка щенка, зная, что Дубровский оценит подобный подарок.

Возвращаясь к тексту повести: гости, осматривая псарню «по крайней мере уже в двадцатый раз», «почитали обязанностью восхищаться». Все собравшиеся были участниками предстоящей охоты. Людей, подобных Верейскому, и даже людей, просто равнодушных к охоте, среди них, вероятно, не было. Логично было бы предположить, что все они испытывают чувство зависти. Однако подобострастие, страх перед Троекуровым заставляют их восхищаться псарней. Дерзкое замечание псаря понятно: охота на некоторое время сближала дворян с крепостными: комплексная охота предполагала особую слаженность всех действий, зависимость успеха от загонщиков. Так, например, в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» крепостной загонщик грубо прерывает Николая Ростова, упустившего матерого волка. Поэтому можно предположить, что псари Троекурова позволяли себе некоторые вольности, кроме того, все крепостные «гордились богатством своего господина».

Обобщая все сказанное, можно сказать, что сцена в псарне одновременно становится толчком к развитию сюжета (это завязка конфликта), способом характеристики героев (в первую очередь, Троекурова) и прекрасной иллюстрацией быта и нравов русского дворянства.

Еще одним произведением А.С.Пушкина, в котором появляется сцена охоты, является повесть из цикла «Повести Белкина» - «Барышня-крестьянка».

Соседи-помещики Муромцев и Берестов находятся в состоянии длительной вражды, неизвестно с чего начавшейся. Вражда поддерживается соседями, которые передают все сказанное друг о друге. Муромцев - англоман, Берестов – сторонник традиционного русского образа жизни. Однако оба они с наступлением осени выезжают на охоту. Берестов с охотой (то есть с несколькими сворами гончих, крепостными загонщиками, кухней), а Муромцев один, верхом на молодой, плохо объезженной лошадке. Поскольку их имения находятся по соседству, они встречаются в лесу. «Пугливая кобылка» Муромского понесла, и он упал на мерзлую почву, доставшись в качестве военного трофея своему соседу. По охотничьему этикету, Берестов взял пострадавшего с собой в имение на дрожках, так как верхом Муромский передвигаться был не в состоянии. На этом их вражда закончилась к радости детей.

В фильме «Барышня-крестьянка» (режиссер Алексей Сахаров) Берестов (актер В.Лановой) показывает своим гостям псарню и презентует одному из них щенка. Такого же щенка «побрыластее» он выбирает, когда едет к Муромскому обсудить судьбу детей. А перед этим Муромский (актер Л.Куравлев), желая отблагодарить соседа за гостеприимство и помощь, дарит Берестову дорогое охотничье ружье. Таким образом, очевидно, что породистые собаки и охотничьи ружья были на Руси ценным и очень частым подарком.

Хочется отметить, что молодой Алексей Берестов тоже заядлый охотник, но он, в отличие от отца, предпочитает не псовую, а ружейную охоту. Уединение в лесу дает ему в начале повести возможность проявить физическую силу, активность, поскольку жизнь в поместье отца однообразна. Затем, во время одной из прогулок, Алексей Берестов встречает в лесу Лизу Муромскую, переодетую крестьянкой. С этого момента его утренние прогулки приобретают иной смысл.

В этой повести Пушкина сцена псовой охоты выступает сюжетообразующим элементом, поскольку позволяет прервать затянувшуюся соседскую вражду и связать влюбленных.

Выводы.

Псовая охота является неотъемлемой частью дворянской культуры, отразившейся на страницах русской литературы 19 века. Не обходит эту тему стороной и А.С.Пушкин.

Чаще всего охотничьи сцены становятся сюжетообразующими, то есть изменяют направление сюжета от дружбы к смертельной вражде, как в повести «Дубровский» (завязка сюжета) и, наоборот, от вражды к дружбе и родству в «Барышне-крестьянке» (событие предшествующее кульминации).

Обращение к охотничьей теме позволяло писателям в первую очередь отобразить быт своих героев(«Барышня-крестьянка», «Дубровский»), показать их социальное положение («Дубровский»), раскрыть характер («Дубровский»).



Библиография.

  1. Пушкин А.С. Повести – М.:Просвещение, 1998.

  2. Дриянский Е.Э. «Записки мелкотравчатого» М.: Сов. Россия, 1985.

  3. Вышеславцев А. Четыре дня в деревне псового охотника. Посвящается П.И.Танееву – С-Пб.: Типолитография Р.Голике, 1895. – 91 с.

  4. Булгаков М.В. Энциклопедия псовой охоты // Охота и охотничье хозяйство. – М., 1997. - № 11.

  5. Венцеславский А.М. Псовая охота вообще. – СПб., 1849. – 5 + 116 с.

  6. Вышеславцев А.С. Идеалы псовых собак // Природа и охота. – М., 1880. – №6.

  7. Кто есть кто в Русской охоте (1766-2003 гг.). В.В.Бибикова, М.В.Булгаков и др. / Ред. А.П.Каледин. – М., 2003. – С. 145.

  8. Кутепов Н.И. Великокняжеская, Царская и Императорская охота на Руси: в 4 тт. – С-Пб., 1896-1911.

  9. Мятлев И.П. Слова и выражения, употребляемые при псовой охоте. – СПб., 1914. – 28 с.

  10. Розен Г.Д. Очерк истории борзой собаки. – М.: Издание журнала «Русский охотник», 1891. – 80 с.

  11. Розен Г.Д. Псовая охота // Природа и охота. – М, 1888. – №12.








Почти каждый генерал начинает с солдата и лишь потом берется за офицеров. Богуслав Войнар
ещё >>