Московское бюро по правам человека - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Московское бюро по правам человека Семён Резник сквозь чад и фимиам 30 5542.51kb.
Московское бюро по правам человека Юрий Табак Сумерки шовинизма Анализ... 11 2518.93kb.
Московское бюро по правам человека 9 2038.33kb.
Московское бюро по правам человека 1 336.63kb.
Центральная Азия 1 39.31kb.
Н. Н. Миклухо-Маклая московское бюро по правам человека в. К. 13 3072.64kb.
Религиозная толерантность историческое и политическое измерения 31 4412.14kb.
Бюро по правам человека и соблюдению законности Международные и национальные... 9 1031.1kb.
Совет по правам человека 1 167.19kb.
Совет по правам человека 1 81.92kb.
«В поисках ускользающих городов» 1 141.25kb.
Профессор толкиен в битве миров 1 50.31kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Московское бюро по правам человека - страница №1/1



Институт права и регионального развития

Московское бюро по правам человека


Предотвращение


региональных

этнических конфликтов

в Российской Федерации
Методические рекомендации

Москва


Academia

2007
Авторский коллектив:




В.Мукомель, директор Центра этнополитических

и региональных исследований
И.Кузнецов, старший научный сотрудник

Института социологии РАН
С.Чарный, эксперт Московского бюро

по правам человека

Руководитель проектаА.Брод,

директор Московского бюро по правам человека
М 44 Предотвращение региональных этнических конфликтов в Российской Федерации. Методические рекомендации. – М.: Academia. Московское бюро по правам человека. – 28 с.

ISBN 5-932489-11-4

© Московское бюро по правам человека, 2007

© Институт права и регионального развития, 2007

© В.Мукомель, 2007

© И.Кузнецов, 2007

© С.Чарный, 2007
Издательство «Academia» 129272, г.Москва, Олимпийский просп., д.30

Формат 60х90 / 16. Печ.л. 2. Печать офсетная.

Тираж – 1000 экз. Заказ № 832

Отпечатано в Производственно-издательском комбинате ВИНИТИ



Содержание

Введение …………………………………………………………………………4
Факторы возникновения этнических конфликтов

и их эскалации ………………………………………………………………..5

Основные принципы и цели политики



предотвращения этнических конфликтов …………………..…….9

Основные принципы политики предотвращения

этнических конфликтов ………………………………………………9

Основные цели политики предотвращения

этнических конфликтов …………………………………………….10

Приоритетные направления и механизмы реализации …….11

Приоритетные направления ……………………………………….11

Механизмы реализации ……………………………………………...12

Рекомендации по реализации (адресные предложения) …..13

Федеральным органам государственной власти …………….13

Органам государственной власти субъектов

Федерации и местного самоуправления ………………………..15

Общественным организациям, другим институтам

гражданского общества, бизнес-сообществу ………..………16

Ожидаемые результаты …………………………………………………..17
Приложение ………………………………………………………………….19
Введение

Методические рекомендации по предотвращению региональных этнических конфликтов в Российской Федерации представляют собой систему основных принципов и приоритетов деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и институтов гражданского общества в сфере предотвращения региональных этнических конфликтов, а также механизмы и формы реализации данной политики исходя из социально-экономических, политических условий, социокультурных реалий.

Политика общества и государства по предотвращению региональных этнических конфликтов основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации, положениях Конституции Российской Федерации, федеральных законах и нормативно-правовых актах, законах и нормативно-правовых актах субъектов Федерации, и находит свое выражение в деятельности органов государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления, общественных объединений и организаций.

Методические рекомендации отражают основные положения уже принятых правовых актов, а также других основных документов в данной области государственной политики или имеющих к ней непосредственное отношение. Они также учитывают опыт политики ряда зарубежных государств.

Настоящая методика представляет собой изложение общих, принципиальных подходов общества и государства к разрешению назревших проблем в области предотвращения этнических конфликтов в регионах Федерации1 и призвана стать ориентиром для органов государственной власти и институтов гражданского общества при решении конкретных задач регулирования межнациональных отношений, обеспечения конституционных прав человека и гражданина.

Факторы возникновения этнических

конфликтов и их эскалации
Факторы возникновения и эскалации конфликтов многообразны и включают социальные, экономические, политические, социокультурные факторы.

Этнический конфликт есть форма противостояний (столкновений), в которых хотя бы одна из сторон самоорганизуется или мобилизуется по этническому принципу или от имени этнической общности. Если исключить целевую политическую деятельность, направленную на эксплуатацию и разжигание столкновений, то этнический конфликт, как правило, – идеологически подкрепленный и оформленный в региональной информационной среде бытовой конфликт, основанный на разном истолковании сторонами, принадлежащими к разным культурам, того, что в данной региональной социальной среде должно, допустимо, справедливо и т.п.

На местах такой конфликт маловероятен между традиционно контактирующими группами, наработавшими навыки взаимодействия и закрепленными в консенсусе местного обычного права. Если на этой почве и возникают межгрупповые этнические конфликты, интерпретируемые информационным сообществом как этнические, то они, скорее, возникают в силу недостаточной разрешенности вопросов, оставшихся от советского прошлого.

В настоящее время наиболее вероятной предпосылкой межэтнических столкновений является различие в подходах и оценке проблемной ситуации местным населением и приезжими, привыкшими к иным этнокультурным стандартам. (Подобные конфликты культурных стандартов могут происходить и между представителями одной этнической группы, но эти конфликты не имеют, как правило, резонанса в информационной среде, а потому остаются вне внимания общественности, в отличие от освещения и эскалации подобных по своей основе и модели развития конфликтов, где противостоящими сторонами являются представители разных этнических групп).

Приезжие, как правило, ориентируются на нормы закона и собственные нормы обычного права, которые, в лучшем случае, могут не учитывать локальные нормы обычного права принимающего сообщества. Со стороны местного населения фиксируется нарушение мигрантами норм обычного местного права, которые приезжие либо не знают, либо которыми заведомо пренебрегают. Потребность в «восстановлении справедливости», нереализуемой или не могущей быть реализованной в законодательном поле и правоприменительных практиках, составляет в подавляющем большинстве случаев истинную подоплеку межкультурных, межэтнических столкновений.

Вероятнее всего такого рода конфликты в локальностях, где нормы обычного права приоритетны над нормами закона – слабо урбанизированных, относительно гомогенных в культурном отношении локальных социумах, где приоритетными для оценки и руководства к действию являются нормы традиционного обычного права. Примерами такого рода межэтнических конфликтов могут служить столкновения чеченской и кабардинской молодежи 15 сентября 2003 г. в г. Нальчике, в г.Суровкино Волгоградской области 8 января 2004 г., в селе Федосеевка Болховского района Орловской области 11 мая 2004 г. (см. Приложение).

Другим измерением регионального социального пространства, влияющим на вероятность возникновения региональных межэтнических конфликтов, является социально-политическое, отражающее распространенность на разных уровнях социума – в общественном сознании, на уровне низовых структур власти и общественных организаций, на уровне структур управления, – шовинистических идей и ксенофобных настроений.

На этой основе могут возникать специфические, не коренящиеся в бытовых проблемах взаимного непонимания, межэтнические столкновения политизированного характера, спровоцированные расширением сети действующих вне закона организаций националистического толка, отдельными действиями органов государственной власти. (Например, армянский погром 22 марта 2005 г. в Новороссийске, организованный местными казачьими организациями, погром на рынке в Волгограде 7 апреля 2004 г.).

Особо значима роль социально-политических факторов в возникновении и эскалации этнических конфликтов в высоко урбанизированной среде больших городов, где, в силу большой вариативности культурных стандартов принимающего населения, начинают преобладать нормы закона, оттесняющие на второй план традиционную для большинства населения систему оценок.

Учитывая, что ряд факторов, в первую очередь, социокультурные и экономические, как правило, носят долгосрочный, латентный характер и слабо подвержены управляющим воздействиям, в настоящем документе основное внимание уделяется социально-политическим факторам возникновения эскалации конфликтных ситуаций.

К важнейшим социально-политическим факторам относятся:



  • Расширение сети действующих вне закона организаций националистического толка.

  • Расширение сети легальных националистических общественных организаций, становящихся существенным сектором гражданского общества.

  • Растущая публичная и непубличная активность праворадикальных групп, высокий мобилизационный потенциал националистических организаций.

  • Формирование националистическими организациями специфических активных тактик эскалации конфликта, информационной и организационной поддержки одной из сторон конфликта, грамотное освоение накопленного опыта и его распространение на места, в сетевых структурах единомышленников. Все более востребованными на местах становятся не лозунги и речевки, а профессиональные знания технологий эскалации напряженности и/или насилия.

  • Увеличение числа попыток «перехвата националистической инициативы» властными и околовластными общественными структурами, включая не только лозунги, но и методы работы,

  • Радикализация правозащитников и антифашистов, перенимающих незаконные методы их не гнушающихся насилия противников.

  • Отдельные действия органов государственной власти, создающие у общественности мнение о формировании политики государственной ксенофобии.

  • Потворство и поддержка ксенофобских выступлений некоторых публичных политиков и общественно значимых фигур отдельными представителями органов государственной власти и местного самоуправления.

  • Свободное функционирование каналов распространения некорректной и интолерантной информации, вольно или невольно способствующих формированию интолерантных установок по отношению к отдельным этническим группам (Интернет, масс-медиа, массовая культура).

  • Инфильтрация языка вражды, ставшего неотъемлемым компонентом российского внутриполитического дискурса

  • Распространение социальных практик дискриминации на национальной, религиозной почве, социальная исключенность отдельных этнических, религиозных и иных групп.

  • Неадекватная и неоперативная реакция правоохранительных и судебных органов на призывы к разжиганию межнациональной розни и преступления по этим мотивам.

  • Отсутствие действенных механизмов и инструментов реализации законодательства Российской Федерации в данной сфере; избирательность правоприменения и политическая пристрастность судов (особенно, с участием присяжных), непропорциональность наказания содеянному2.

  • Склонность СМИ трактовать и интерпретировать конфликты на бытовой, криминальной и иной почве как этнические.

Эффективное предотвращение этнических конфликтов предполагает принятие конкретных мер, ориентированных на повседневную, рутинную деятельность по изменению социальной среды и политического пространства локальных российских социумов, трансформацию социальных коммуникаций, включая информационную среду.

Основные принципы и цели

политики предотвращения

этнических конфликтов
Основные принципы политики предотвращения

этнических конфликтов:

  • Приоритет прав и свобод человека и гражданина перед правами этнических, религиозных, социальных групп и иных общностей;

  • недопустимость дискриминации по признаку расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, пола, социальной принадлежности, убеждений;

  • соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина от насилия, ксенофобии, дискриминации, преступности на основе законодательства Российской Федерации, а также норм международного права, равенства всех перед законом и судом;

  • защита национальных интересов и общественной безопасности Российской Федерации, сохранение социально-политической стабильности в целом по стране и на ее отдельных территориях;

  • запрещение деятельности, направленной на возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;

  • нетерпимость к проявлениям интолерантности и ксенофобии в общественной жизни и публичной сфере;

  • исключение применения насилия или угрозы насилия как средства разрешения и предотвращения конфликтных ситуаций, если иное не оговорено действующим законодательством;

  • упреждающее противодействие перерастанию потенциально конфликтных ситуаций в полномасштабные конфликты;

  • взаимоуважение и добрососедство представителей различных этнических, конфессиональных групп, реализация их прав и интересов на территории Российской Федерации;

  • недопущение ситуации, при которой социокультурное напряжение или экономические противоречия между представителями различных этнических, религиозных или социальных групп принимали бы этническую окраску;

  • учет интересов личности, общества и государства, адресный подход государства к решению проблем межнациональных отношений;

  • обеспечение единообразного применения в регионах России федеральных стандартов в области прав и свобод человека и гражданина, как к основному населению, так и к представителям национальных меньшинств, этнических общностей и коренных малочисленных народов;

  • четкое разграничение компетенций органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации и органов местного самоуправления в сфере национальной и миграционной политики, религиозных отношений;

  • взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с общественными национальными и иными организациями и объединениями;

  • транспарентность национальной, миграционной, религиозной и социальной политики государства;

  • повышение правовой культуры государственных и муниципальных служащих, представителей НПО и населения.



Основными целями политики предотвращения

этнических конфликтов являются:

  • обеспечение социально-экономической и политической стабильности в регионах;

  • создание условий для полноправного социального, политического, экономического и этнокультурного развития этнических, социальных, религиозных групп России;

  • упрочение общероссийской гражданской и духовно-нравственной общности (идентичности) на основе соблюдения законных прав и свобод человека и гражданина.



Приоритетные направления

и механизмы реализации
Приоритетными направлениями политики

предотвращения этнических конфликтов являются:

  • Совершенствование федерального законодательства и его правоприменения. Регламентация, обеспечение и защита законных прав гражданин и национальных меньшинств.

  • Контроль за социально-политической обстановкой в регионах и оперативное реагирование на ее изменение с использованием законодательных, экономических, административных и иных мер по предупреждению конфликтов.

  • Создание равноправных экономических, бытовых, социальных, психологических и иных условий для пребывания и проживания на территории региона граждан Российской Федерации. Соблюдение федерального законодательства, регламентирующего пребывание, проживание и доступ на рынки труда иностранных граждан и лиц без гражданства.

  • Создание комплексной системы адаптации трудовых мигрантов и интеграции иммигрантов.

  • Создание действенных организационных основ предотвращения конфликтов.

  • Повышение эффективности использования финансовых, материально-технических и иных ресурсов, выделяемых на предотвращение этнических конфликтов.

  • Повышенная готовность к кризисным, в том числе чрезвычайным, ситуациям в России и сопредельных государствах, способным вызвать этнополитические конфликты и приток мигрантов в отдельные субъекты Российской Федерации.


Механизмы реализации политики предотвращения

этнических конфликтов в регионах включают:

  • Разработку и реализацию федеральных целевых программ этнонациональной политики, а также программ по формированию толерантного сознания и профилактике экстремизма и ксенофобии в российском обществе.

  • Разработку и реализацию региональных программ национальной политики.

  • Создание системы действенного мониторинга межэтнических и межконфессиональных отношений и их освещения масс-медиа в субъектах Федерации и органах местного самоуправления.

  • Создание организационных основ проведения этнонациональной политики Российской Федерации, совершенствование взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти в сфере национальной политики и межнациональных отношений, миграционной политики.

  • Организацию взаимодействия с иностранными государствами и международными организациями для учета позитивного опыта предотвращения этнических конфликтов.

  • Разработку технологий предотвращения и разрешения конфликтов на этнической почве с учетом отечественного и зарубежного опыта и их включение в федеральные и региональные программы.

  • Создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, работающих в сфере национальной политики, для мониторинга обстановки, предотвращения и урегулирования конфликтных ситуаций.

  • Информационное обеспечение основных направлений национальной политики, содействие освещению национальных проблем в средствах массовой информации и распространению знаний об истории и культуре народов России.



Рекомендации по реализации

(адресные предложения)
Федеральным органам государственной власти

  • Обеспечить правоприменение действующего законодательства, уделяя особое внимание деятельности СМИ, политических партий и движений, религиозных организаций и объединений, неправительственных организаций.

  • Разработать основы антидискриминационного законодательства.

  • Ускорить разработку новой редакции Концепции национальной политики Российской Федерации.

  • Ускорить принятие Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации.

  • Рассмотреть вопрос о создании компетентного органа исполнительной власти Российской Федерации, в функции которого входили бы:

– разработка и реализация государственной этнонациональной политики;

– координация действий федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов Федерации в данной сфере;

– вопросы политики социальной адаптации и интеграции иммигрантов;

– выработка рекомендаций местным органам власти в кризисных ситуациях.



  • Рассмотреть вопрос о реформировании Федеральной миграционной службы (ФМС России), выводе ее из подведомственности МВД России. Передать функции ФМС России (за исключением паспортно-визовой службы) в министерство социально-экономического блока.

  • Разработать «Федеральную целевую программу (Национальный план) противодействия ксенофобии, национальной и религиозной нетерпимости, агрессивному национализму».

  • Вернуться к практике разработки и реализации «Федеральной целевой миграционной программы», ключевым элементом которой должна стать реализация политики адаптации временных трудовых мигрантов и интеграции иммигрантов в российское общество.

  • Организовать консультативный орган при Правительстве – «Национальный совет противодействия ксенофобии, национальной и религиозной нетерпимости, агрессивному национализму».

  • Создать общенациональную систему мониторинга межрасовых, межэтнических и межконфессиональных отношений, включающего: мониторинг общественного мнения, мониторинг СМИ, мониторинг социальных дискриминационных практик, мониторинг правоприменения.

  • Разработать систему мероприятий раннего предупреждения конфликтов. Организовать и вести постоянный мониторинг социально-политической и миграционной обстановки в приграничных регионах России и сопредельных территориях зарубежных государств.

  • Создать систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, работающих в сфере национальной политики, для мониторинга обстановки, предотвращения и урегулирования конфликтных ситуаций, организовать соответствующую подготовку работников органов правопорядка.

  • Внедрять в школьную и вузовскую системы образования концепцию толерантности и многокультурности российского общества, обеспечить соответствующую корректировку учебных программ и подготовку учителей и преподавателей. Рассмотреть вопрос о включении тематики по проблемам миграционной политики, противодействия ксенофобии, национальной и религиозной нетерпимости, агрессивному национализму в учебные планы ВУЗов, выпускающих учителей и специалистов-гуманитариев.

Органам государственной власти

субъектов Федерации и местного самоуправления

  • Всемерно способствовать разработке и реализации комплексных и специальных региональных программ национальной политики (в целях гармонизации межнациональных отношений), миграционных программ с учетом социально-экономической и политической обстановки в регионе, обеспечить их организационное сопровождение и финансирование с учетом позитивного опыта, накопленного субъектами Федерации.

  • Включать мероприятия по гармонизации межнациональных отношений в специальные целевые региональные программы (толерантности, культуры, языка, образования, молодежи, патриотического воспитания, правовой культуры и др.).

  • Конкретизировать элементы политики толерантности и мультикультурности в региональном (национально-региональном) компоненте общеобразовательных учреждений, профессионального образования.

  • Совершенствовать организационные основы этнорегиональной политики: формировать органы исполнительной власти, в компетенцию которых входили бы:

– разработка и реализация этнорегиональной политики;

– мониторинг межнациональных отношений;

– обеспечение ведомственного взаимодействия органов исполнительной власти.

Создавать координационные и консультативные советы при главе исполнительной власти субъекта Федерации с участием всех ветвей власти, органов местного самоуправления и НПО.



  • Создавать и развивать институциональную основу формирования установок толерантности, мониторинга ситуации, предупреждения конфликтов, аккультурации мигрантов (введение поста регионального Уполномоченного по правам человека, организация Домов Дружбы, ассоциаций национально-культурных организаций, поддержка национального образования, национальных СМИ и др.).

  • Способствовать оказанию методической, организационной, финансовой и иной помощи неправительственным организациям, НКА и НКЦ, работающим в области воспитания толерантности, предупреждения конфликтов, аккультурации мигрантов. Оказывать грантовую поддержку социально значимым проектам предотвращения конфликтов, шире использовать социальную рекламу.

  • Оказывать содействие средствам массовой информации в объективном освещении потенциально конфликтных ситуаций, повышении правовой культуры населения.

  • Организовать переподготовку и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих, работающих в сфере национальной политики. Способствовать обучению государственных и муниципальных служащих навыкам обсуждения конфликтных ситуаций только в терминах обычного права и переводу дискурсов в правовое поле.

  • Формировать региональные системы мониторинга межрасовых, межэтнических и межконфессиональных отношений, включающего: мониторинг общественного мнения, мониторинг СМИ, мониторинг случаев социальной дискриминации, мониторинг правоприменения.

  • Формировать кризисные бригады по предотвращению и урегулированию конфликтных ситуаций на этнической почве, обеспечить правовую основу их функционирования и разработать специализированные рекомендации действия в типичных ситуациях.

  • Инициировать проверку компетентными органами уставных документов и финансовый аудит СМИ, НПО, партий и движений, практикующих язык вражды.



Общественным организациям, другим институтам

гражданского общества, бизнес-сообществу

  • Артикулировать принципы толерантности и мультикультурности, межнационального согласия, отказ от языка вражды и дискриминации в уставных, программных и иных документах (политические партии и движения, религиозные общества и организации, НКА, НКЦ и другие НПО).

  • Отказаться от практики социальной дискриминации по признакам расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, пола, социальной принадлежности, убеждений (бизнес-сообщество, масс-медиа, индустрия развлечений и массовая культура, НПО).

  • Способствовать формированию корпоративной культуры в духе толерантности и мультикультурности, включению в корпоративные кодексы и правила поведения отказ от дискриминации и языка вражды (бизнес-сообщество, НПО).

  • Производить самоконтроль на основе разработанных корпоративным сообществом принципов освещения этнических конфликтов, межнациональных и межконфессиональных проблем (СМИ, массовая культура, индустрия развлечений).

  • Вести мониторинг средств массовой информации, включая Интернет и электронные СМИ, на предмет выявления попыток разжигания расовой, этнической и религиозной вражды и ненависти, использования языка вражды (НПО).


Ожидаемые результаты
Обеспечение соблюдения прав и свобод человека и гражданина независимо от их национальной принадлежности, укрепление атмосферы межнационального согласия, межэтнического мира, межкультурной интеграции.

Снижение количества противоправных действий, связанных с дискриминацией по этническому, расовому и конфессиональному признакам.

Повышение компетенции и результативности работы государственных и муниципальных служащих в решении вопросов, затрагивающих межнациональные отношения.

Развитие принципов интернационализма и культуры мира в среде учащихся общеобразовательных, средних специальных и высших учебных заведений.

Формирование информационного пространства гражданской солидарности, культуры мира и согласия и снижение распространенности негативных этноконтактных установок среди населения региона.

Повышение профессионального уровня СМИ в отражении этнической обстановки и потенциально кризисных ситуациях.

Повышение уровня объективного информирования общественности, создание информационной среды, благоприятной для развития межнационального и межконфессионального диалога.

Поэтапное формирование позитивных установок в области межнациональных, межрасовых и межконфессиональных отношений в массовом сознании населения. Формирование в сознании населения принципов толерантности, межкультурного диалога и межэтнического согласия как необходимых условий развития гармоничных межнациональных отношений

* * *
Создание целостной системы предотвращения конфликтов и регулирования этносоциальных процессов обеспечит:

– снижение фиксируемого уровня проявлений межнациональной напряженности и конфликтов;

– удовлетворение этнокультурных и этнообразовательных потребностей многонационального населения региона, сохранение и развитие этнической уникальности и разнообразия в отношении народов, традиционно населяющих субъекты Федерации;

– создание условий содействия интеграции в местное региональное сообщество для представителей этнических мигрантских меньшинств.


Приложение

Типовые межэтнические

столкновения и механизмы

эскалации бытовых конфликтов

(на основе мониторинга МБПЧ)




Межэтнические столкновения вследствие

нерешенных конфликтов исторического прошлого

(конфликты-отголоски)


4 сентября 2004 г., на следующий день после трагедии в Беслане, толпа вооруженной осетинской молодежи пыталась прорваться в населенный ингушами пос. Карца с тем, чтобы устроить там погром.

Массовые столкновения между осетинами и ингушами были зафиксированы и в селе Долгарон Пригородного района 29 мая 2005 г.1.


Межэтнические конфликты вследствие нарушения

одной из сторон общепринятых стандартов поведения

Столкновения чеченской и кабардинской молодежи, в которых участвовало от 100 до 300 человек, прошли 15 сентября 2003 г. в Нальчике. При этом лидер чеченской диаспоры в КБР призвал земляков соблюдать порядок, а депутат республиканского парламента заявил по поводу столкновений, что «просто некоторых чеченских ребят, которые распоясались, призвали вести себя нормально в чужом доме»2. По данным СМИ, поводом могла стать ссора в маршрутном такси, в результате которой несколько чеченцев жестоко избили местного жителя.

После закончившейся убийством драки между русским и азербайджанцем в орловском селе Федосеевка Болховского района Орловской области, 11 мая 2004 г. были организованы забастовка и сход с требованием насильственного выселения азербайджанцев под лозунгом «Приезжие черные совсем обнаглели, уже режут коренных русских»3.

6 августа 2005 г. на почве бытовой ссоры произошла масштабная драка между жителями селений Мосхоб (Дагестан) и Новосельская (Чечня). Серьезно пострадали трое аварцев и 24 чеченца. Семерых участников беспорядков обвинили в хулиганстве.



Разгром хозяйствующих субъектов

как проявление активности националистов


В результате погрома на рынке в Волгограде 7 апреля 2004 г. погиб торговец-таджик (по другим данным – афганец). По разным оценкам, в погроме участвовало от 20 до 50 подростков, вооруженных металлическими прутьями и кусками арматуры. Они нападали только на продавцов – выходцев из Кавказа и Республик Средней Азии4.

27 марта 2006 г. в Екатеринбурге толпа молодых людей (по утверждению праворадикальных сайтов – до 20 человек), вооруженных битами, разгромила торговые палатки на одной из улиц города и избила нерусского охранника на расположенной там же автомобильной стоянке5.



Вторичные конфликты как результат

недовольства действиями властей


В селе Яндыки, по официальной версии, беспорядки начались после того, как в ночь на 16 августа в результате драки в баре получил смертельное огнестрельное ранение Николай Болдырев, калмык по национальности. После его похорон днем 18 августа в с. Яндыки Лиманского района около 300 местных жителей, в основном, калмыков, совершили массовые беспорядки с избиениями и поджогами домов чеченцев, проживающих в поселке. В результате столкновения 6 человек получили травмы и телесные повреждения, было сожжено 5 домов, повреждено около 10 автомобилей6.

Реальной причиной столкновения стало условное наказание, назначенное местным судом троим чеченцам, осквернившим в феврале 2005 г. местное кладбище.


Трансформация бытового столкновения

в этнический конфликт в ксенофобной среде

22 марта 2005 г. в Новороссийске произошел армянский погром, организованный местными казачьими организациями. Поводом для него послужила драка между казаками и армянами вечером 21 марта, в которой получил серьезные травмы местный атаман В.Петруша, бывший одним из зачинщиков драки.

22 марта 2005 г. Совет атаманов казачества Краснодарского края принял обращение к Главе администрации Новороссийска В.Синяговскому, начальнику УВД В.Черноситову и прокурору города А.Фомину. В этом документе казаки заявляли о якобы имеющем место в крае «преступном разгуле и беспределе армянской диаспоры», обвиняли армян в нападении на казаков и требовали от армянской диаспоры «в 24 часа выдать участников драки» с их стороны, а от властей – выселить с Кубани в течение недели семьи «преступников» и депутата новороссийской городской думы В. Мхитаряна, которого они считали активным участником драки. Не дожидаясь ответа на свой ультиматум, несколько сотен казаков (в том числе и приехавшие из других кубанских городов) прошли по улицам Новороссийска и примыкающего к нему поселка Цемдолина, громя магазины и машины, которые, как они считали, принадлежат армянам.

29 марта листовка с обращением Совета атаманов была разбросана по почтовым ящикам жителей Новороссийска. А 7 апреля представители казачества и кубанской партии «Отечество», куда входят последователи бывшего губернатора края Н.Кондратенко (в настоящее время он является депутатом Госдумы от КПРФ и входит в число депутатов, подписавших «письмо 500»), подготовили проект обращения к Президенту РФ с требованием создать в крае «“Государственную комиссию” по изучению законности деятельности миграционных служб (комиссий)…, а также земельных комитетов, которые выделили землю туркам-месхетинцам и армянам за последние 2 года». Авторы проекта пытались дать понять Президенту, что в противном случае край превратится в «маленькую Армению». Одновременно было подготовлено обращение к А.Ткачеву с извещением о намерении создать «Общественную комиссию» по рассмотрению миграционных и земельных вопросов в г. Новороссийске» и просьбой оказать содействие.



Эталонная схема эскалации этнополитического

конфликта: конфликт в Кондопоге

В эскалации данного конфликта решающее значение сыграло сочетание ряда факторов – слабоурбанизированная среда, неравновесная позиция властей, активное и эффективное вмешательство националистических организаций.

Поводом к началу конфликта послужила драка в кондопогском ресторане «Чайка» в ночь с 29 на 30 августа 2006 г. Согласно официальным данным, трое молодых людей, в том числе ранее судимые Плиев и Мозгалев, отказались платить за выпитое, а затем избили бармена, который пытался сделать им замечание. Бармен вызывал милицию и «подкрепление» из числа чеченцев, живших в Кондопоге. По одной из версий, милиционеры прибыли вовремя с целью прекратить драку, по другой – подъехали, но предпочли не разнимать дерущихся. С другой стороны, в «Чайке» появились чеченцы, вооруженные ножами и арматурой, которые начали бить посетителей. В итоге два человека погибло и несколько пострадали. Городские власти никак не отреагировали на подобное ЧП, предпочтя его замалчивать.

Информационной паузой воспользовались националисты из Движения против нелегальной иммиграции (ДПНИ). На Интернет-форуме Кондопоги начали появляться многочисленные сообщения, составленные, якобы, от имени местных жителей, в которых живописалась жестокость нападавших кавказцев: будто бы они отрезали уши у своих жертв и втыкали ножи им в глаза. Количество погибших «вдруг» выросло с двух до четырех или даже девяти человек (хотя ни одного нового имени они назвать не могли). Появились также «посты» «соратников ДПНИ» из различных регионов, рекомендовавших горожанам использовать их «положительный опыт» по избавлению от «инородцев». Параллельно через Интернет-форумы распространялись слухи о том, что чеченцам раздают автоматическое оружие и пр.

Активисты ДПНИ попытались развить успех в окрестных городах, объявив о проведении «народных сходов» в Петрозаводске и Олонце. На городских Интернет-форумах 4-5 сентября стали появляться объявления с призывами выйти на митинг и потребовать от властей изгнать всех кавказцев из города, навести порядок на рынках и создать «народные дружины из воевавших в Чечне».

В итоге в Петрозаводске 5 сентября собралось не более 200-250 человек, причем часть из них, по некоторым данным, составляли петербургские скинхеды7.

Требования, выдвигавшиеся на «народном сходе» в Петрозаводске, были стереотипны: «удалить нелегальных иммигрантов из Карелии…, чтобы приоритетное право торговли на карельских рынках имели местные жители, а не приезжие с Кавказа, ну и, конечно, должны быть организованы народные дружины, чтобы защищать коренное население». Впрочем, в листовках, распространявшихся до митинга, к этим требованиям были добавлены заявления: «Рекомендовать всем, кто прибыл после 1991 года из республик – возвращаться домой» и «законодательно запретить «деятельность национальных диаспор, создание некоего «Народного комитета по миграции при городском самоуправлении» и «исключение из переговоров горожан и властей членов диаспор, чьи представители запятнали себя преступной деятельностью в городе».

Помимо активистов ДПНИ свои политические дивиденды от событий в Кондопоге попытались получить и некоторые политики. Лидер ЛДПР Владимир Жириновский заявил 8 сентября, что вина за массовые беспорядки в карельской Кондопоге лежит на руководителе местной администрации. «Виноват мэр города, его надо немедленно отправить в отставку. Это он разрешил приезжим с юга открыть ресторан», – заявил Жириновский. «Почему он местным жителям не разрешил открыть этот ресторанчик? Русские по три года ходят, пробивают помещения, им не дают разрешения. А гости с юга дали взятку, и власти отводят им самые хлебные места. Естественно, что у местных жителей это вызывает озлобление. Пусть чеченцы занимаются сельским хозяйством – пасут скот, выращивают бахчевые. Там, где чеченцы пасут скот, нет никаких столкновений. А еще лучше – пусть сидят дома», – сказал Жириновский. Лидер ЛДПР также выступает за введение запрета на то, чтобы представители чеченской национальности занимались ресторанным бизнесом и деятельностью, связанной с непосредственным контактом с местным населением8.

Депутат Госдумы от ЛДПР Н.Курьянович на пресс-конференции 5 сентября предложил «зачистить весь Кавказ»9 или «отгородиться от Кавказа стеной, наподобие китайской». Заодно Курьянович призвал принять закон о национально-пропорциональном представительстве в высших государственных органах власти10.

Депутат Госдумы от партии «Родина» А.Савельев заявил, что причина столкновений в Кондопоге, которые он определил как «стихийный протест граждан России, терроризируемых этническими преступными группировками», – «непродуманная миграционная политика и ошибки в национальном строительстве». Среди предложенных Савельевым «мер по нормализации ситуации»: расследование деятельности чеченской диаспоры на территории Кондопоги, дабы «выявить в ней те преступные элементы, которые создали в городе обстановку страха и ненависти, а также привели к неравным условиям предпринимательской деятельности, ущемившим права коренных жителей города»; предложение «жителям русских городов» «самоорганизоваться для сопротивления этнической мафии»11 – то есть, видимо, создать параллельные органы власти.

Экс-глава партии Дмитрий Рогозин потребовал «немедленной депортации этнических криминальных элементов»12. Еще один депутат Госдумы от «Родины», Виктор Алкснис, заявил, что большинство кондопогских чеченцев – это «бывшие боевики», которые «переправляли определенную часть своих доходов в Чечню на поддержку тех, кто боролся против России» и обвинил их в «массовом изнасиловании местных женщин». Выходом из этой ситуации Алкснис назвал еще большее ужесточение миграционного законодательства, в том числе, и для внутрироссийских мигрантов13.

Атаман Всевеликого войска Донского Виктор Водолацкий заявил, что «нельзя закрывать глаза на то, что преступность все больше принимает этническую окраску, что преступные сообщества, организованные выходцами с Кавказа, все чаще получают контроль не только над отдельными сегментами экономической инфраструктуры, но и над целыми населенными пунктами, причем, по всей России. Их действия становятся все более наглыми и жестокими». От имени донского казачества он выразил готовность «оказать любую помощь и поддержку» в борьбе с «засильем преступности»14.

Бюро Всемирного русского народного собора 4 сентября опубликовало заявление, в котором показало глубокую озабоченность последствиями стычки в «Чайке», заявив, что речь идет о преступлении, «совершенном против русских и православных на националистической или религиозной почве»15.

Депутат Архангельского областного Собрания Юрий Гусаков заявил 6 сентября, что для того, чтобы события, произошедшие в Кондопоге, не повторились, необходимо ввести во всех российских школах уроки православной культуры16. Представитель организации «Православная интеллигенция Архангельского Севера» Елена Галимова заявила в тот же день, что события в Кондопоге – «болезненная и уродливая реакция людей на ущемление русского человека на его родине»17.

15 сентября с заявлением выступил Союз Русского Народа, призвавший «русских людей в тесном взаимодействии с коренными жителями своих городов, посёлков, регионов объединяться в общественно-политическое русское движение» и создавать «структуры местного самоуправления и народные дружины»18. Некое «Русское общество», возглавляемое Максимом Грицаем, выступило с заявлением выселить всех этнических чеченцев в Чечню и ввести систему поручительств за членов иностранных «диаспор», чтобы за каждого нарушителя высылать по сто поручителей19.

Свое пространство для публикации ксенофобских измышлений об отрезанных ушах и тысячном митинге, якобы собравшемся в Петрозаводске, предоставил и сайт kasparov.ru20. Статья, фактически поддерживавшая действия ДПНИ в Кондопоге, где заявлялось, что власть слишком увлечена показом «русских фашистов» и не замечает «настоящих расистов и убийц» из числа нерусских, была также опубликована на официальном сайте Национал-большевистской партии21.



Московское Бюро по правам человека

Московское Бюро по правам человека (МБПЧ) – некоммерческое партнерство, зарегистрированное Московской регистрационной палатой 27 февраля 2002 года.

Бюро по правам человека поддерживает тесные контакты с ведущими неправительственными организациями РФ, аппаратом Уполномоченного по правам человека РФ, Комиссией по правам человека при Президенте РФ, Государственной Думой РФ, Общественной палатой РФ, Российской академией наук, творческими союзами России, рядом национальных и религиозных организаций.

Бюро по правам человека проводит ежедневный мониторинг по нарушению прав человека в РФ и специализированный мониторинг «Ксенофобия, расовая дискриминация, антисемитизм и религиозные преследования в регионах РФ». Ежедневно Бюро получает десятки сообщений, фотографий, материалов из газет от своих региональных представителей.

Получаемая в ходе мониторинга информация размещается на популярных Интернет-сайтах, в российских и зарубежных СМИ (2000 адресов электронной рассылки). При Бюро работает группа ведущих российских и зарубежных экспертов, журналистов, которые регулярно готовят статьи, рецензии, обзоры для СМИ и правозащитных организаций РФ.

По итогам года выпускается сборник материалов мониторинга. Он направляется в Администрацию Президента РФ, руководителям субъектов Федерации, в Генеральную прокуратуру РФ и Министерство юстиции РФ для анализа ситуации и принятия мер.

Юридическая группа ведет прием граждан, их интересы представляются в судах, оказывается правовое консультирование. Работает «Горячая линия».

Бюро осуществляет культурно-просветительскую деятельность, издательскую программу, регулярно проводятся пресс-конференции, семинары и круглые столы по воспитанию толерантности. Проводятся семинары по совершенствованию работы правоохранительных органов РФ. МБПЧ учредило Всероссийскую Ассамблею общественных сил по противодействию расизму, ксенофобии, экстремизму и терроризму и правозащитный фестиваль «Ради жизни».

Реализуются проекты по правовой защите бизнеса, прав потребителей, развитию гражданского общества в РФ, осуществляется контроль за соблюдением прав человека на выборах в Российской Федерации.

Бюро выиграло грант Европейской Комиссии на проведение 3-летнего проекта «Организация общественной кампании по противодействию расовой дискриминации, ксенофобии, антисемитизму в Российской Федерации». Исследования МБПЧ регулярно представляется Совету Европы, ПАСЕ, ОБСЕ, ООН, ЮНЕСКО.

Директор МБПЧ, член экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в РФ Александр БРОД
В составе общественного совета Бюро:
· Гасан Мирзоев, президент Гильдии российских адвокатов, член Общественной палаты РФ

· Алла Гербер, писатель, президент фонда «Холокост»

· Владимир Илюшенко, политолог, председатель клуба «Московская трибуна»

· Евгений Прошечкин, председатель Московского антифашистского центра

· Валентин Оскоцкий, секретарь Союза писателей Москвы, главный редактор газеты «Литературные вести»

· Леонид Жуховицкий, писатель и публицист

· Александр Рекемчук, директор издательства «Пик», профессор Литературного института

· Марк Розовский, народный артист России, режиссер

· Антон Цветков, председатель попечительского совета Ассоциации «Контркриминал»

· Григорий Крошнер, генерал-майор юстиции

· Алексей Сурков, генеральный директор клуба «Народный депутат»

· Владислав Помогаев, доктор исторических наук, профессор

· Елена Бурлина, доктор философских наук, профессор
и другие авторитетные общественные деятели.
Адрес: 115455, Москва, а/я 6, Московское бюро

по правам человека


Тел.: 959-27-45, 953-36-67, 506-02-24

E-mail: humanrights@list.ru


1 Рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по выявлению формирующихся конфликтов в сфере межнациональных отношений, определению примерного порядка действий в ходе конфликтных ситуаций и ликвидации их последствий конкретизированы Приказом Министра Минрегион России от 8 ноября 2006 г. №128.

2 Нельзя в то же время не отметить активизацию уголовного преследования расистских преступлений.

1 Отчет монитора МБПЧ по Ингушетии З.Мальсагова за май 2005 г.

2 Ольга Калашникова. Обзор, октябрь 2003 г.

3 Алексей Федосеев. После убийства земляка жители села Знаменское не вышли на работу и потребовали выселения инородцев.// Орловский Меридиан (Орел), 19.05.2004 г.

4 Ирина Петракова, Юлия Атопова. Рынок разгромили без всякого экстремизма: http://www.gazeta.ru/2004/04/07/oa_117141.shtml

В Волгограде не поделили рынок:



http://www.vesti.ru/comments.html?id=27896 http://www.regions.ru/article/any/id/1471086.html

5 http://www.regions.ru/news/1963837/

6 http://www.newsru.com/russia/23sep2005/turie.html

7 www.regnum.ru/news/700227.html

8 http://www.nr2.ru/moskow/82180.html

9 http://www.newizv.ru/news/2006-09-06/53394

10 http://www.dpni.org/index.php?0++7426

11 http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=162469

12 http://rogozin.livejournal.com/160179.html

13 http://www.pravaya.ru/expertopinion/8763

14 http://annews.ru/news/detail.php?ID=21422

15 http://www.interfax-religion.ru/?act=documents&div=50417.20.

16 www.regnum.ru/news/700612.html

17 www.regnum.ru/news/700636.html

18 http://www.jewish.ru/news/cis/2006/09/news994239800.php

19 http://xeno.sova-center.ru/45A29F2/7EA672D

20 http://www.kasparov.ru/material.php?id=44FEE3D16534E

21 http://www.nbp-info.ru/4046.html






Наверно, царь Мидас проходил мимо креста Спасителя. Кругом золотые кресты. Станислав Ежи Лец
ещё >>