Моряки Русского военно-морского флота в Отечественной войне 1812 года - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Классный час посвященный 200-летию Бородинского сражения в Отечественной... 1 165.77kb.
День Военно-морского флота 1 17.79kb.
Смоляне герои Отечественной войны 1812 года 1 108.38kb.
Классный час «К 200 летию победы в Отечественной войне 1812 года» 1 121.21kb.
О проведении парада Победы на Красной площади в Москве 24 июня 1945... 1 19.81kb.
«М. И. Кутузов и Отечественна война 1812 года» 1 29.02kb.
«Память об отечественной войне 1812 года в Петербурге» Тарасова Ярослава 8 Б 1 40.8kb.
Урок истории -8 класс. Учитель истории: Рамазанова Зоя Юрьевна. 1 137.54kb.
«тема подвига русского народа в отечественной войне 1812 года в творчестве... 1 145.22kb.
Великая отечественная война 1812 года 1 67.24kb.
«Вклад М. П. Лазарева в развитие военно-морского флота России и географические... 1 178.17kb.
Чем занимаются сейчас потомки династии Романовых 1 68.91kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Моряки Русского военно-морского флота в Отечественной войне 1812 года - страница №1/1

В. П. Масягин,

контр-адмирал, доктор педагогических наук, профессор Военного университета Министерства обороны Российской Федерации

(г. Москва, Россия)
Моряки Русского военно-морского флота в Отечественной войне 1812 года
Одной из замечательных страниц боевой летописи Балтийского флота, как оперативно-стратегического объединения, было участие военных моряков в Отечественной войне 1812 года.

В начале марта 1812 г. русский посол в Швеции сообщил, что эскадра французских канонерских лодок намеревается, перейдя Балтийское море, прикрывать левый фланг армии Наполеона при её вторжении в Россию. Последовали указы, обращения, поднимавшие воинственный дух моряков. Увеличивались ассигнования на строительство и содержание флота. В Балтийских базах стояли 13 линейных кораблей, 7 фрегатов, 2 бомбардирских корабля, 4 корвета, 8 шлюпов, 7 бригов и около 30 малых судов, а также 193 канонерских лодки. Канонерские лодки превосходно могли прикрывать приморский фланг своей армии, наносить артиллерийские удары по приморским флангам противника, высаживать у него в тылу морские десанты, а на реках создавать мощный заградительный огонь при наступлении врага. Наряду с транспортными судами они, при спокойном море, вблизи его берегов, способны были успешно выполнять задачу перевозки войск.

Именно эти задачи пришлось выполнять, когда Наполеон двинул основные войска численностью до полумиллиона человек на Москву, а часть войск - корпуса маршала Макдональда и маршала Удино - на Санкт-Петербург. Причем войска Макдональда двигались вдоль балтийского побережья на Ригу. Именно эта крепость-порт являлась фланговым опорным пунктом, прикрывавшим подступы к Петербургу.

На пути корпуса Макдональда встал русский флот. Бомбардирские и канонерские лодки, заняв на реках Западная Двина и Больдер-Аа форпосты, не допустили противника к переправам и не позволили ему развернуть силы. Прикрытие всей Прибалтики возлагалось на русский корпус Витгенштейна. Оборона Прибалтики оказалась сложной задачей. Ведь помимо 35-тысячного корпуса Макдональда, южнее, действовал 40-тысячный корпус Удино, который, по сути, облегчал задачу Макдональда, продвигавшегося вдоль побережья. Русские упорно сражались, отражая в два раза превосходящие силы неприятеля. Витгенштейн практически был изолирован от главных сил 1-й и 2-й Западных русских армий. Для поддержки маршала Удино Наполеон выслал войска корпуса Сен-Сира. Именно тогда, ценой больших потерь, французы взяли Полоцк, а дивизия прусского генерала Граверта из состава корпуса маршала Макдональда захватила Либаву.

21 июля 1812 г. пала Митава, и Макдональд подошел к стенам Риги. Началась кровопролитная осада Риги. Кто знает, чем бы она могла закончиться, если бы русское командование, понимая важность этого порта-крепости на пути к Ревелю, а далее к Санкт-Петербургу, не перебросило сюда около 300 канонерских лодок, которые из Кронштадта зашли в Свеаборг и приняли на борт свыше 10 тысяч войск. Эти войска усилили 15-тысячный гарнизон Риги.

Чтобы облегчить защиту Риги, командование флота приняло решение бомбардировать вражеский порт Данциг силами русской эскадры. В те дни, когда шла Бородинская битва на сухопутном фронте, корабли русской эскадры - фрегат «Амфтрида», корвет «Шарлота», бриг «Феникс» и 14 других кораблей совместно с несколькими английскими кораблями обстреливали Данциг. Защита Риги приковала такое количество войск корпусов Макдональда и Удино, что от дальнейшего продвижения на Санкт-Петербург Наполеон отказался.

Отступление французов из Москвы, их поражение во многих малых и больших схватках, а затем и расстройство их тыла, холодные и морозные октябрь и ноябрь, переправа через Березину, привели к отступлению и группировки войск Макдональда и Удино. Корабельному флоту в войне 1812 года отводилась вспомогательная роль. Но главная его заслуга в том, что он фактом самого своего существования парализовал флот Наполеона.

Линейные корабли, фрегаты, бриги отнюдь не бездействовали. В конце 1812 г. в Северное море из Кронштадта вышли две эскадры из 10 линейных кораблей, а из Архангельска вышла 3-я эскадра адмирала Кроуна из 8 линейных кораблей. В Северном море они совместно с английскими кораблями заблокировали французские корабли (38 линейных кораблей) в северных базах Франции и обрекли их на бездействие. Этим они обеспечили свободное судоходство своих торговых судов и предотвратили нападения на свои базы. Военные моряки сражались и на суше. Основным морским участником боевых действий был Гвардейский морской экипаж. Он был сформирован в 1810 г. в составе четырех рот (по 100 человек каждая) и артиллерийской команды (39 человек). Гвардейцы экипажа с гордостью считали себя внуками петровских «потешных» гребцов и отвечали, что они берут свое начало не с 1810 г., а с 1710 г. С началом войны 1812 года они были включены не в состав плавающих кораблей, как ожидалось, а в 1-ю Западную армию Барклая-де-Толли. 4 августа под Смоленском Гвардейский экипаж содействовал переходу русской армии через мосты (после переправы на правую сторону Днепра переправы были взорваны). 8 августа, после переправы армии через Днепр, на Соловьевой переправе моряки также уничтожили мосты перед подходом неприятеля.

В день Бородинского сражения 26 августа 1812 г. (7 сентября по новому стилю) деревню Бородино охранял лейб-гвардии Егерский полк. В него входила и специальная команда матросов Гвардейского экипажа. Моряки занимались наведением мостов и их уничтожением после прохода по ним наших войск. Перед ними стояла задача: не дать перейти французам через единственный мост через реку Колоча после прохождения наших войск. Командиром Гвардейского морского экипажа был капитан 2 ранга И.П. Карцев. Он отобрал 30 лучших матросов и их командира мичмана Лермонтова. Моряки приготовили все необходимое для взрыва моста и присоединились к егерям, защищавшим подступы к реке и мосту. Они должны были удерживать подступы к мосту как можно дольше. В полку егерей было около 2 тыс. человек при 14 орудиях, а в корпусе Евгения Богарне свыше 30 тыс. человек. Именно Богарне Наполеон поручил взять переправу через реку Колочу.

Егерский полк в 4. 30 утра был атакован пехотной дивизией генерала Дельзона из корпуса Богарне, в которой насчитывалось 8 тыс. человек при 22 орудиях. Егеря подались было назад, но тут же перешли в контратаку, в которой участвовали и моряки гвардейского экипажа. Понеся большие потери, егеря отступили через мост, который был уничтожен моряками. В результате правый фланг русской армии был защищен от наступления противника. При отступлении наших войск от Москвы Гвардейский экипаж находился в составе арьергарда. Вечером 4-го сентября матросы уничтожили мост на Москве-реке, через который прошла наша армия. 4-5 ноября в сражении при Красном принимали участие два орудия Гвардейского экипажа. Помимо непосредственного участия в боях моряки в составе понтонных и саперных частей выполняли огромный объем работы, прокладывая дороги, налаживая переправы и наводя мосты.



Помимо Гвардейского экипажа в Отечественной войне 1812 года принимал участие 75-й флотский экипаж Черноморского флота. Моряки этих экипажей за боевые подвиги были удостоены высочайших наград и вместе с Русской армией в 1814 г. вошли в Париж.




Ничто так не привязывает человека к человеку, как беспомощность. Леопольд Новак
ещё >>