Молитва есть возношение ума и сердца к Богу, выраженное благоговейным словом человека к Богу. Что следует делать во время молитвы? Х - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Молитва Евангелием 10 670.18kb.
Главная цель в жизни человека 1 41.89kb.
Проповедует пастор Василий Тищенко. «День освящения». 04. 02. 1 197.83kb.
Текст «Йога Васиштха», гл. 6 «Методы поклонения Богу». От многообразия... 1 128.79kb.
От всего сердца хочу поприветствовать прихожан и всех остальных,... 1 234.33kb.
Протоиерей Андрей Овчинников 1 288.73kb.
Учебное пособие по литургике для 1-го курса Семинарии Верстка: Галушко... 8 1318kb.
Не пытайся делать богу услугу, если это не воля божья у27. 11. 5 782.77kb.
Текст "Йога Васиштха", гл. 6 "Методы поклонения Богу" 1 202.55kb.
Почему именно седьмой день повелевается посвящать богу? 1 122.3kb.
Дерек Принс Душевные молитвы 1 102.64kb.
Слово в день Св. Вмч. Димитрия Солунского. Во имя Отца и Сына и Святого... 1 34.19kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Молитва есть возношение ума и сердца к Богу, выраженное благоговейным словом человека - страница №1/1

О МОЛИТВЕ

Есть ли в Священном Писании указание на то, что молитва является средством для приобретения надежды?

Сам Господь Иисус Христос с молитвой соединяет надежду получить желаемое: Если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне (Ин.14:13).

Что такое молитва?



Молитва есть возношение ума и сердца к Богу, выраженное благоговейным словом человека к Богу.

Что следует делать во время молитвы?

Христианин, вознося ум и сердце к Богу, должен делать следующее: прославлять Его за Его Божественные совершенства; благодарить Его за Его благодеяния; просить Его о своих нуждах. Поэтому существуют три главных рода молитвословия: славословие, благодарение, прошение.

В молитве прошение – против гордой плоти нашей, все приписывающей себе; благодарение – против бесчувственности плоти нашей к бесчисленным благодеяниям Божиим; славословие – против плотского человека, ищущего славы только для себя (св. прав. Иоанн Кронштадтский).



О благодарении.

Всякое благо, какое имеем, и всякое добро, какое делаем, есть Божие и от Бога. Посему на нас лежит долг благодарить Его за все, за всякое благо, от всещедрой десницы Его получаемое, явное ли то или неявное, за всякое доброе деяние…. Позаботься же возгревать в себе чувства благодарения к Богу с первого момента по пробуждении от сна, во весь день и засыпай со словами благодарения на устах, потому что ты погружен в Божии благодеяния, в числе которых есть и самый сон.

Богу не нужны твои благодарения, но тебе неотложно нужны Божии благодеяния. Приятелище же и хранилище (их)… есть благодарное сердце.… Св. Василий Великий говорит: «Поскольку не благодарим за блага, подаваемые Богом, то необходимым делается отъятие благ для приведения нас в чувство… Неблагодарные души, обыкновенно, с лишением благ начинают чувствовать прежнюю милость и, не знав никакой благодарности к Давшему, пока пользовались дарами , по утрате ублажают прошедшее».

Св. Никодим Святогорец. Невидимая брань.

Чтобы «возгреть» в себе чувство благодарности необходимо чаще (не только ежедневно, но многократно на дню) вспоминать о всех благодеяниях, которые оказал Бог всему роду человеческому, к тебе самому.

Эти чувства не могут оставаться сокровенными в сердце, но требуют обнаружения в делах. – «Делай то, чего хочет от тебя Бог».

Особенно попекись взгреть в себе эти чувства во время Литургии (Евхаристия – с греческого «благодарение»). «Не забудь, что здесь ты ничем другим не можешь достойно изъявить благодарение Богу, как полной готовностью все свое и себя самого принести в жертву Богу во славу всесвятого имени Его». Св. Никодим Святогорец. Невидимая брань.
КАКИЕ НАЗВАНИЯ ИМЕЕТ МОЛИТВА?

Молитву без слов называют духовной, умной, сердечной или внутренней молитвой, тогда как молитва, произносимая словами и сопровождаемая другими знаками благоговения, называется устной или наружной.

ДОСТАТОЧНО ЛИ ОДНОЙ ВНУТРЕННЕЙ МОЛИТВЫ БЕЗ НАРУЖНОЙ?

Есть ли смысл спрашивать: не достаточно ли человеку одной души без тела? Бесполезно говорить об этом, поскольку Бог благоволил составить человека из души и тела. Так же бесполезно спрашивать и о том, не достаточно ли одной внутренней молитвы без наружной. Имея душу и тело, мы должны прославлять Бога и в телах наших и в душах наших, которые суть Божии (1 Кор. 6:20), т.к. естественно, чтобы от избытка сердца уста говорили. Господь наш Иисус Христос был духовен в высочайшей степени; но и Он духовную молитву Свою выражал и словами, и благоговейными движениями тела: иногда, например, возведением очей на небо, а иногда преклонением колен и лица на землю

( После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя Ин.17:1;

И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, (Лук.22:41)

Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. (Мф. 12:34)
Если святые Отцы говорят о бесплодии устной и гласной молитвы, не соединенной со вниманием, то из этого не должно заключать, чтобы они отвергали или уничижали и самую устную молитву. Нет! Они только требуют при ней внимания

(Свт. Игнатий Брянчанинов).


Не нужны Богу наши молитвы! Он знает, и прежде прошения нашего, в чем мы нуждаемся; Он, Премилосердый, и на непросящих у Него изливает обильные щедроты. Нам необходима молитва: она усвояет человека Богу. Без нее человек чужд Бога, а чем более упражняется в молитве, тем более приближается к Богу (свт. Игнатий Брянчанинов).
Необходима твердая уверенность, что тот, кому ты молишься рядом здесь и слышит тебя

Если призываешь какого-либо святого с сомнением в близости его к тебе и в слышании им тебя, и сердце твое поразится теснотою, - переломи себя, или лучше сказать, тотчас же преодолей с помощью Господа Иисуса Христа гнездящегося в сердце клеветника (диавола), призови святого с сердечною уверенностью, что он близ тебя в Духе Святом и слышит твою молитву: и тебе сейчас станет легко. Тяжесть и томление сердца на молитве происходят от неискренности, от лживости и лукавства нашего сердца, подобно тому, как в обыкновенной речи с людьми мы чувствуем себя внутренне неловко, когда говорим с ними не от сердца, неистинно, неискренно. Жестоко ти есть противу рожна прати [Деян. 26, 14]. Будь всегда и везде истинен сердцем, и всегда и везде будешь иметь мир в сердце, но особенно будь истинен в беседе с Богом и со святыми: ибо Дух есть истина [1 Иоан. 5, 6] (св. прав. Иоанн Кронштадтский).

…сомневаться в том, получишь или нет просимое, считай безумием, подобным тому, о котором пророк сказал, что он сердцем своим рече: несть Бог [Пс. 13, 1] (св. прав. Иоанн Кронштадтский).

Каждое слово произносить сердцем

Во время молитвы каждое слово нужно произносить сердцем с тою силою, какая содержится в каждом из них, как и лекарства принимаются, обыкновенно, с соответствующею каждому из них лекарственною, данною им от Творца, силою. Если выпустим силу или эссенцию лекарства, тогда оно не будет действенно и набьет только оскомину; так точно, если на молитве будем произносить слова без силы их, не чувствуя их истины сердцем, мы не получим пользы от молитвы, потому что истинная, плодотворная молитва должна быть в духе и истине. Слова молитвы соответствуют лекарственным составам или специям, имеющим каждая свою силу и вместе составляющим целебный для тела прием. Как аптекари берегут силу ароматичных составов лекарственных, держа их крепко закупоренными в сткляницах или в другом каком сосуде, так и мы должны хранить крепко силу каждого слова в своем сердце, как в сосуде, и не иначе произносить его, как с соответственною ему силою(св. прав. Иоанн Кронштадтский).

Помните, что ни одно слово даром не пропадет в молитве, если от сердца говорится: каждое слово Господь слышит и каждое слово у Него на весах. Нам кажется иногда, будто наши слова только воздух бьют напрасно, раздаются как глас вопиющего в пустыне; нет, нет! Нужно помнить, что Господь на молитве понимает нас, если можно так сказать, т.е. наши слова - точно так, как себя понимают совершенные молитвенники, ибо человек есть образ Божий. Господь отвечает на каждое желание сердца, выраженное в словах или не выраженное. (Св. прав. Иоанн Кронштадтский).


О невнимательной молитве

Оказывается под насилием бесов

«Если кто молится Богу просто, как попало, будто мимоходом, без страха…, того тогда тотчас схватывают его демоны с дерзостию и насилием и кружат его, где хотят по местам срамным и нечистым, или по делам злым или по вещам суетным и бесполезным»

«И ни сам страждущий сие от демонов не чувствует того, ни Бог не сжаливается над ним и не освобождает его от сего, за то, что тот … преступил заповедь Его…: «Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом».

«Поэтому гораздо лучше было бы для такого, если бы он совсем не молился; потому что демоны ни за какие грехи не овладевает душею с таким тиранством, как за презорство к Богу».



О лицемерной молитве.

Думали ли фарисеи, что они лицемерно молятся? - Не думали; они считали себя правыми в самом лицемерии. Оно вошло у них в привычку, сделалось, так сказать, их природою, и они думали, что приносят службу Богу своею молитвою. Думают ли нынешние христиане-лицемеры, что они лицемерно молятся и лицемерно живут? - Не думают. Они молятся ежедневно, может быть долго, молятся по привычке, устами, а не сердцем, без сердечного сокрушения, без твердого желания исправления, чтобы только исполнить заведенное правило - и мнят службу приносити Богу [Иоан. 16, 2], тогда как молитвою своею они навлекают на себя только гнев Божий. Все мы больше или меньше грешны в том, что лицемерно молимся, и примем за это великое осуждение. Смиряйся, считая себя за траву, которая ничто пред вековыми дубами, или за колючее терние, которое ничтожно, малоценно пред великолепными благоуханными и нежными цветами, - ибо ты - трава, ты - колючее терние по причине своих страстей.

Св. Иоанн Кронштадтский, т 2, ст.116.
Многие люди молятся лицемерно, и их лицемерная молитва вошла у них в привычку; они сами даже не замечают и не хотят заметить, что молятся лицемерно, а не в духе и истине, так что если бы кто сказал им в обличение, что они молятся лицемерно, они прогневались бы на дерзнувшего сказать такую, по их мнению, несообразность. До лицемерия человек доходит не вдруг, а постепенно. Сначала он, может быть, молился от сердца, но потом, - так как молиться всегда сердцем составляет значительный труд, к коему надо всегда принуждать себя, ибо Царствие Небесное, сказано, нудится [Мф. 11, 12], - он начинает молиться больше устами, поверхностно, а не из глубины души, так как это гораздо легче; и наконец, при усиленной борьбе плоти и диавола, молится устами, не доводя до сердца силы слов молитвенных. Таких людей очень много. Господь говорит об них: приближаются Мне людие сии усты своими, и устнами чтут Мя, сердце же их далече отстоит от Мене [Мф. 15, 8 (Исаии 29, 13)]. Что сказано о молитве, то следует сказать и о причащении святых, бессмертных и животворящих Таин. Часто сначала человек причащается с живою верою, с чувством любви и благоговения, а потом, при непрестанном противодействии плоти и диавола истине Божией, уступает им победу над собою и причащается лицемерно, не Тела и Крови, но, по его мыслям сердечным, хлеба и вина. Существо Таин дух и живот [Иоан. 6, 63], как сказал Спаситель, не вмещается [Иоан. 8, 37] в нем; он внутренне окрадывается сатаною. Сохрани Боже всех от такого причащения, от такой хулы на Господа! Это же бывает и с таинством покаяния.
О чем надо просить в первую очередь

«Бог подает христианину, если просит, следующие великие и высокие дарования, коих сам собою никто стяжать не может, именно - сердце сокрушенное, трезвенное и целомудренное, покаянное и плачущее, подаст ему память о смерти и будущем Суде, мудрость и разум понимать Божественные Писания, смысл боятися Бога, силу молится со страхом, благоговением и благодарением; подаст непорочность, кротость, терпение и благодушие» (пр. Симеон Новый Богослов).

 Таким образом, тебе надлежит всегда желать, просить и искать того одного, что благоугодно Богу. И если когда усомнишься, благоугодно ли Богу то или другое, ищи того и проси в той мысли, что ты желаешь то сделать или иметь, если того желает и Бог. Того же, о чем наверно знаешь, что оно благоугодно Богу, как, например, добродетели, ищи и проси для того, чтоб наипаче благоугодить Богу и добрее послужить Ему единому, а не с другой какою целью, хотя бы и духовною (пр. Никодим Святогорец).
Необходимость понуждать себя к молитве (из записок священника о своем пребывании в камере смертников)

И только письма его к Олимпиаде меня несколько отвлекали и развлекали. И тут прочтешь три-четыре строки - и опять незаметно отдаешься старой неотвязчивой мысли, читаешь и не понимаешь.

Только на молитве я - и то не сразу, не скоро - позабывался. Грустно, тяжело на душе, как-то темно, безотрадно, состояние какой-то безотчетной тоски, чего не выразишь словами, не втиснешь ни в какие определенные понятия и формулы. Станешь на молитву - и чувствуешь, как будто тебя какая-то неведомая сила отталкивает от нее, страшно не хочется молиться, произносишь слова, а в голове все тот же мучительный вопрос, в сердце нет успокоения. Читаешь и не понимаешь, перечитываешь по два, по три раза одни и те же слова молитвы и - только так себя приневоливая - наконец-то освобождаешься от своего мучителя, на душе становится тихо, ублаготворенно, и кончаешь молитву успокоенным и, пожалуй, даже радостным, - нашедшим как будто благоприятный ответ на этот вопрос и готовым хоть сейчас идти на смерть. Только тюрьма дала почувствовать и пережить истинное наслаждение, успокоение и радование в молитве и от молитвы. Я прежде не раз слыхивал, что одиночные заключения сами по себе даже без страха не ныне - завтра быть казненным, доводили немало людей до сумасшествия. Прежде это было для меня лишь фраза, - теперь я понял всю самую подлинную, настоящую ужасную правду ее. Тюремное одиночество легко и естественно может довести до сумасшествия. Нас, смертников, спасала этой беды вера в Божий Промысл и молитва.

Еще: не раз прежде в беседах с учениками и студентами, да многими даже церковными людьми, я доказывал и старался всячески обосновать мысль, что молиться нужно не только тогда, когда я почувствую в себе позыв, тягу и расположение к молитве, ибо при таком условии, пожалуй, и совсем не будешь молиться, отвыкнешь от молитвы, - а тогда, когда тебе нужно по времени дня, по сложившимся обстоятельствам, по ходу твоей духовной жизни; нужно непременно заставлять себя помолиться, ибо результат молитвы, начатой по принуждению, сторицей вознаградит тебя.

Ho прежде эти мои рассуждения были более теоретическими силлогизмами. Теперь я на себе все испытал, и притом в исключительных условиях. Поэтому категорически и самым убедительнейшим образом утверждаю, что если бы я не принуждал себя к молитве в эти тяжелые дни жизни, то я бы не молился, ибо, вероятно, не дождался бы этого молитвенного настроения; а без молитвы я если бы и не сошел с ума, то не вышел бы из ДПЗ со здоровым телом и крепким духом. Без молитвы всякое горе неутешно, всякая неудача чрезвычайна. Ложь, какой-то диавольский навет, что для молитвы, и только для нее одной, требуются «настроения» и конфузятся принуждения.

Почему не конфузятся и не боятся, а даже требуют принуждения для проявления и развития других способностей и отправлений душевной жизни? Никто никогда не становился художником или артистом своего, того или иного великого служения без предварительного принуждения со стороны других людей или самого себя. Любитель - самый способный и талантливый - своего искусства, хотя бы с самых пеленок, - он непременно принуждался хотя бы для выработки и установки техники своего искусства. Никакое душевное наслаждение - пением, музыкой - не поддается виновнику его вдруг, сразу или свыше - оно творится, но всегда с понуждением предварительным. И я только Бога благодарю, что, принуждая себя молиться, я вышел из сорокадневного подсмертного состояния без особенных дефектов в области умственной жизни. (Из воспоминаний священника осужденного большевиками на смертную казнь).



Тестовые вопросы к теме «о молитве»

  1. Что такое молитва?

  2. Какие виды молитв существует?

  3. Достаточно ли одной внутренней молитвы без наружной?

  4. Может ли быть наружная молитва без внутренней?

  5. Что нужно просить в молитве в первую очередь (по пр. Симеону Новому Богослову и пр. Никодиму Святогорцу)?

  6. Нужно ли себя заставлять молиться?











Лечение — это противоборство организма и заработка. Геннадий Малкин
ещё >>